Реферат по предмету "Культура и искусство"


Казахская культура в Астраханской области

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ ИОБРАЗОВАНИЕ ЭТНОСА
1.1. Отнеолита к Золотой орде
1.2. Племенаи рода. Шежире Младшего жуза
II. КУЛЬТУРА АСТРАХАНСКИХ КАЗАХОВ
2.1.Особенности казахской культуры
2.2.Современное развитие и проблемы сохранения казахской культуры17
2.3.Перспективы развития казахской культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ24
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ25
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление изакрепление знаний о проблемах сохранения и развития казахской культуры вАстраханской области.
Актуальность выбранной мною темы работы бесспорна. В современных условияхнеобходимость изучения родной культуры становится все более насущной проблемойдля этноса.
Для реализации вышеуказанной цели в курсовой работе необходимо рассмотретьследующие вопросы:
— рассмотреть историю и образование этноса;
— изучить особенности казахской культуры;
— проанализировать современное развитие казахской культуры, а такжепроблемы сохранения казахской культуры в современных условиях;
— изучить перспективы развития казахской культуры Астраханской области.
У казахского народа своя самобытная культура. На ее формирование влияла вразные годы материально-духовная жизнь, которую вели казахи. Обряды, обычаи,традиции астраханских казахов те же, что и жителей Западного Казахстана. Хотясовместное проживание людей многих национальностей привело квзаимопроникновению культурных традиций. Они отражают особенности жизни народа,культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственный уклад, пища,одежда были наиболее приспособлены к тем условиям, в которых они проживали.
I.ИСТОРИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ЭТНОСА1.1. От неолитак Золотой орде
Казахи имеют длительную и сложную этническую историю. Древние корниматериальной культуры и антропологического типа казахов прослеживаются у племенэпохи неолита. Следы стоянок найдены при археологических раскопках в долинереки Бухтармы на востоке Казахстана. (Приложение 1).
В это время уже появляются скотоводство и земледелие, люди изобретают луки стрелы, намного облегчившие охоту на диких животных.
В эпоху бронзы население Казахстана занималось не только скотоводством,но и добычей руды и плавкой металла. В конце бронзового века в первом тысячелетиидо н.э., древнейшее населения Казахстана уже переходит к кочевому скотоводству.Об этом свидетельствуют каменные фигурки животных – койтастар – найденные вразличных областях республики. (Приложение 2).
В число предков казахов входили племена саков – массагетов, огузов,аланов, сарматов, кипчаков, обитавших на территории современного Казахстана иСредней Азии.
В III веке до н.э. – IIвеке н.э. на юге Казахстана возникло государственное образование Уйсун, на юго-западежили племена, входившие в государство Канглы. В первых веках н.э. на запад отАральского моря жили сарматы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В VI-VII веках племена, населявшиеюго-восточную часть Казахстана находились под властью Тюркского каганата.
В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие свостока (тюргеши, теле, карлуки и др.). В дальнейшем в разных районах Казахстанапоявились кратковременные объединения раннефеодального типа, в которые входилиместные кочевые, а отчасти и оседлые тюркоязычные племена.
Этническому сплочению местных племен способствовало возникновениегосударства Караханидов в X-XIIIвеках. В начале XII века территория Казахстана подвергласьвторжению киданей (каракитаев). Они смешались впоследствии с кореннымтюркоязычным населением. В начале XIII века стерритории Монголии и Алтая проникли остатки тюркоязычных племен найманов икерей (кереитов), разгромленных полчищами Чингисхана[1].
Уже в те далекие времена по южной части Казахстана проходил важныйкараванный торговый путь, связавший Среднюю Азию и через нее Византию с Китаем.В истории он известен под названием «великого шелкового пути», так как здесьодним из главных предметов торговли были высшие сорта шелковой ткани. Не менееважное значение приобрели и другие дороги, на путях которых стали появлятьсяторгово-ремесленные города, караван-сараи и другие поселения.
Магистраль «шелкового пути» пролегла через Хазарский каганат. Первоефеодальное государство Юго-Восточной Европы, центром которого был город Итиль.
«Итиль был большим городом, в котором деревянные дома стояли рядом свойлочными юртами и глинобитными постройками.
В Хазарии мирно уживались разные религии. В Итиле мечеть с минаретомвозвышались над царским дворцом, в городе были как мечети со школами дляобучения Корану, так и христианские церкви, и еврейские синагоги.Судопроизводство в стране велось по языческому, христианскому, иудейскому имусульманскому законам».[2]
Однако ни Хазарскому каганату, ни земледельческим районам Казахстана несуждено было долго расти и развиваться.
В сороковых годах XIII века в результатезавоеваний монгольских полчищ, возглавляемых ханом Батыем, внуком Чингисхана,Казахстан, как и Средняя Азия был включен в состав огромной империи, известнойв русской летописи под названием Золотой Орды, с центром в Нижнем Поволжье. Поволжьеимело много преимуществ: здесь проходил «шелковый путь», отсюда было ближе кдругим монгольским государствам, а самое главное, что здесь легко сочеталосьоседлое и кочевое хозяйства.
Основным населением городов и степей оставались половцы (кипчаки).Половецкий язык звучал не только в быту, но и при дворе ханов. Несмотря на этомонгольские ханы не допускали кинчаков-половцев к управлению государством,считая их покоренным зависимым населением.
На территории современного села Селитренное Харабалинского района, в стакилометрах к северу от Астрахани остались следы столицы Золотой Орды – городаСарай Бату. (Приложение 3).
«Первое письменное упоминание о городе относится к 1254 году, когда егопосетил посол французского короля Людовика IX ГильомРубрук. В 1333 году в городе побывал арабский путешественник Ибн-Батута. Онзастал огромных размеров город с широкими улицами, населенный разными народами:монголами, асами, кипчаками, черкесами, русскими и византийцами. Город считалсякрупным торговым и ремесленным центром. Дворцы и общественные здания строилисьиз обожженного кирпича, дома рядовых жителей – из сырца и дерева»[3].
Тем не менее Золотая Орда было непрочным государством. Ее ослабляли междоусобицыфеодалов и освободительная борьба покоренных народов. В результате она вскорераспалась на отдельные племенные союзы.
Важно отметить, что монгольское господство надолго, по крайней мере надва столетия, задержало экономическое и культурное развитие Казахстана,затормозив образование казахской народности.
Итак, после распада Золотой Орды в середине XVвека возникли два феодальных владения. Наиболее крупными из них были НагайскаяОрда, занявшая степи в междуречье Урала и Волги, и Узбекское ханство, земликоторого простирались от низовьев Сырдарьи и до Иртыша. Население этих ханствбыло тюркоязычным.
Во второй половине XV века образовались первыеказахские ханства, а в начале XVI века завершилосьформирование казахской народности, начавшееся еще задолго до монгольскогонашествия и длившееся много столетий.
В середине XVI века после распада Нагайской Ордыв состав казахской народности влилась значительная часть ногайцев,прикочевавшая из-за Уралья. Кроме того, к казахам присоединились отдельныеплемена и роды из распавшегося Сибирского ханства Кучума и некоторые родыВосточного Семиречья, ранее подчиненные ханству под названием Моголистан.
Термин «казах» с 30-х годов XVI века сталприменяться ко всему населению, входившему ранее в Узбекское ханство, расположенныхк востоку от него районов. Казахи в XVI-XVIII веках были известны под именем «казахов кайсацкой орды».Позднее их ошибочно назвали «киргиз-кайсаками», «киргиз-казахами», «киргизами»,перенося на них само название соседнего народа – собственно киргизов. Последнеенаименование сохранялось в литературе и в документах до 1925 года[4].
Заметное влияние на формирование казахской народности оказала кипчакскаякультура. В XIV веке уже все золотоордынские ханскиеуказы (ярлыки) пишутся на кипчакском языке. Кипчаки – одни из предков казахов.
Особенно усиливается влияние кипчаков после распада Золотой Орды. В этоже время постепенно происходит ассимиляция народов, отдельных родов: киргизских(казахских), татарских, нагайских, карагашских, которые часто враждовали междусобой. Потом «они смешались и породнились, и земля одержала верх над природнымии расовым качествами их, и все они стали точно кипчаки, как будто они одногорода, оттого, что монголы поселились на земле кипчаков, вступали в брак с нимии оставались жить в земле их» — так писал в XIV векеАль-Омар[5].1.2. Племена ирода. Шежире Младшего жуза
Все древнейшие племена, составившие этническую основу казахскойнародности, по расовому признаку принадлежали к одному так называемомуюжно-сибирскому монголоидному типу, говорили на взаимопонятных диалектах тюркскогоязыка и имели одинаковый тип хозяйства – кочевое скотоводство.
Однако все эти племена занимали обособившиеся друг от друга территории.
Племена, кочевавшие на юге и юго-востоке современного Казахстана,получили название Старшего жуза; те, которые населяли среднюю часть Казахстана– назывались Средним жузом; племена же, обитавшие в западной части Казахстанаименовались Младшим жузом. Эти жузы представляли собой союзы родственныхплемен. Слово «жуз» переводится как «сотня», т.е. в каждом жузе примерно посотне родов. Роды объединялись в родоплеменные объединения тайпа. Племенаобъединялись для того, чтобы легче было отражать нашествие общих врагов и длянападения на соседние владения. Племенные союз жузов были важной ступенью вформировании казахской народности.
Остановимся на истории крупных племен и родов, составляющих Младший жуз,к которому относятся казахи, проживающие в Астраханской области, также являющиесявыходцами Букеевской или Внутренней Орды.
По устному Шежире Младший жуз пошел от потомков человека по имениБекарыс.
Шежире – это история о происхождении племен и родов казахского народа.
С начала и до середины XVIII века в Младшем жузеглавенствовало племя Каракесек, а с конца XVIII векаэто племя ослабевает, теряет свое главенствующее положение, а вместо неговыдвигается родовое объединение Алима. Этим и объясняется то, что главнымибияши Младшего жуза выбирались только из рода Алима.
Более малочисленные роды постоянно терпели со стороны крупных родовпритеснения и унижения, особенно роды, входящие в состав «Жетыру». Поэтому, посовету Тауке-хана (1680-1718) эти небольшие, не имеющие между собой никакихродственных связей роды, объединились в одно племя и называлось это родовоеобъединение, как было сказано, по числу родов «Жетыру» («Семь родов»).
Ученые считают, что семь родов, объединившиеся в одно племя, являются«осколками», т.е. частями крупных родов, по каким-то историческимобстоятельствам покинувшие свои родные места и влившиеся в состав Младшего жуза[6].
Это можно проследить на примере двух родов – Кердери и Жагалбайлы.
Кердери – прямые потомки юечжей, разбитых и изгнанных из обжитых ими местгуннами во главе со своим ханом Модэ во II веке до н.э.
После того, как покинули родные места, они разделились на две части: однанебольшая часть осела недалеко от родных мест, а другая более крупная частьдошла до Бактрии и образовала здесь Кушанскую державу, охватившую юг СреднейАзии, Афганистан, Северную Индию и ряд других районов.
Что касается рода Жагалбайлы, то существует такое предание. Когдараспалась Золотая Орда, из нагайских земель два известных батыра Жагал и Байлысо своими подданными переселились на реку Жайык. И со временем их потомкиназывали себя именами двух предводителей – Жагал-Байлы.
Согласно этому преданию род Жагалбайлы пришел из Ногайской Орды.Полагают, что остальные пять родов пришли сюда из Среднего жуза.
Теперь остановимся на истории слова «бериш». Известный ученый С.Аманжалов писал, ссылаясь на труд арабского писателя аль-Айни, что египетскиесултаны Бейбарс (годы правления 1260-1279) и Калаун (годы правления 1279-1290)– выходцы «из кипчакского рода берж оглы»[7].М. Танышпаев в своей книге рассказывает, что слово «берж» у тобольских татарозначает «крепкий», «твердый»[8].Одним словом, крупное казахское племя «бериш» относится к древнейшим казахскимплеменам. По устному Шежире «бериш» — не племя, а имя человека, от которогородилось 12 детей.
Рода и племена Младшего жуза, в основном, состоят из кипчаков, аостальные – из огузов и ногайцев. Это можно объяснить на примере племениадайцев.
О происхождении адайцев существует много версий, из них болееправдоподобной считается следующая. Адайцы – потомки древнейшего племени Дай, обитавшегона побережье Каспийского моря. Сначала дайцы входили в состав кангюйскогогосударства, просуществовавшего с III века до н.э. до I века н.э. Затем входили в состав Каганата западных тюрков,захвативших этот регион. Во второй половине VIII векаплемена огузов перешли из Семиречья, где обитали, в район Сырдарьи. На новомместе огузы, достигнув своего расцвета, стали захватывать соседние племена,присоединив их к себе. В это время (Х век) дайцы и вошли в состав огузов. Во времяприхода огузов дайцы обитали на полуострове Мангыстау. Однако огузы Мангыстауприняли за остров и его обитателей, называли «адаи». Остров на языке огузов –«ада», а житель «острова» приняли имя «адай». Когда в XI-XII веках огузы покинули эти места, остались адайцы и частьогузов на побережье Сырдарьи, занимавшаяся земледелием.
К огузам в Младшем жузе относятся рода кердери, адай, кете. В XIII веке, когда монголы захватили территорию Казахстана,адайцы были в составе Золотой Орды. Именно с этого времени они стаи общаться с кипчаками.После распада Золотой Орды адайцы были в составе Узбекского ханства, заем всоставе Ногайской Орды.
С образованием в XV веке казахского ханстваадайцы полностью вошли в состав Младшего жуза.
В конце XIX века образовались новые роды: родсултанов (торе), ходжинцев (кожа) и туленгитов.
Род султанов образовался из дворянского сословия султанов. К 80-м годам XIX века султаны уже составляют особый род. Своепроисхождение ведут от потомства Джучи, старшего сына Чингисхана.
Ходжинцы (кожа) образовали род намного ранее, чем султаны. Они тожевходили в особую группу – дворянство, составляющее с султанами «белую кость».Ходжинцы ведут свое происхождение от арабов – проповедников мусульманской верыв период проникновения ислама на территорию Казахстана.
Туленгиты, как телохранители и слуги ханов и султанов, кочевали вместе сними в степи и как род сформировались позже. Роды туре, кожа и туленгиты имеютобщую родовую тамгу, похожую на ханскую.
Жузы управлялись ханами, и над ними был верховный хан, ранее называвшийсякаганом, то есть ханом ханов, который управлял всем народом. например, такимбыл Касымхан (XVI век), о котором написано в разныхисточниках, что «он держал народ свой в строгом повиновении»[9].При верховном хане постоянно были три главных бия – от каждого жуза былпредставитель, без них не могло быть принято ни одно важное государственноерешение. Существовал совет четырех во главе с верховным ханом. Бий – это судья,во главе каждого рода стоял такой бий, избираемый народом, и именно через ниххан жуза руководил степными народами. Бий решал все вопросы жизни рода и быладминистративным и военным руководителем.
В любой момент по призыву хана каждый род обязан был выставитьвооруженный отряд для отпора врагу. Существовало специальное воинское сословие– батыры, которые в мирное время обучали молодежь военному делу, а во времявойны возглавляли боевые отряды.
Родовые объединения состояли из более мелких родов, те – из аулов. Аулывозглавляли аксакалы, решавшие все текущие вопросы аульной жизни. Особоважнейшие дела решались на общих собраниях аулы, а также на всеказахскомкурултае, собиравшимся раз в год в ставке верховного хана.
Тут надо сказать, что с малых лет каждый мужчина носил оружие. Пришедшийна собрание без оружия лишился права голоса, и даже младшие по чину и возрастумогли занять место выше его. Мало того, владели боевым оружием и женщины. В техсемьях, где родились только девочки, их обучали военному делу в обязательномпорядке.
Дошедший до нашего времени обычай «Кыз куу» («Догони девушку»), когдажених обязан догнать на коне невесту и победить ее в состязании, — этоотголосок тех времен, когда женщины наравне с мужчинами защищали родную землюот захватчиков. В случае смерть мужа имеющая организаторские способностисупруга становилась главой аула или рода, так как лишь она одна объединялавзрослых сыновей и родню.
Важно отметить, что среди всех мусульманских народов, отношение к женщинеу казахов значительно лучше. Казашки никогда не закрывали лица, они не былипорабощенными, в решении важных семейных вопросов их голос не был последним.
В степи не имелось тюрем – закон соблюдали строго. Вспомним еще раз словао Касымхане: «Он народ свой держал в строгом повиновении!» Кстати, о егоКонституции в степи осталось определение «Касымханным каска жалы» — «Священныйпуть, проложенный великим Касымханом[10]».А Конституция Тауке хана, называлась «Жети жоргы» («Семь установлений»).Согласно этим положениям, закон начинался с семьи – с установления авторитетародителей. За недостойное отношение к семье, родители имели право убить своегосына или дочь, и их за это не наказывали. Суд не имел права заставлять жену идетей давать показания против мужа и отца. За умышленное убийство следоваласмертная казнь или выкуп 1000 овец. Род мог выкупить правонарушителя, но послеэтого его воспитывали так, что он никогда уже более не помышлял о повторениипроступка. Сказавшего старшему плохое слово сажали на черную корову задомнаперед и возили по аулу – каждый стегал его плетью. За супружескую неверностьубивали – каждый член рода обязан был бросить в нарушителя камень.
Благодаря уважению и соблюдению законов и сохранился казахский народ втечение тысячелетий.
II.КУЛЬТУРА АСТРАХАНСКИХ КАЗАХОВ2.1.Особенности казахской культуры
Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились вглубокой древности. Предметы быта кочевников-скотоводов – седла, конская сбруя,изделия из дерева, кости и металла – богато украшались орнаментом (Приложение4). Обычно изображались луна, звезды, геометрические фигуры, стилизованныелистья, цветы, бараний рог.
Искусные народные мастера-ювелиры (зергеры) делали кольца, браслеты,серьги, застежки, пуговицы, украшая их вставными полудрагоценными камнями илиплетением из тонкой серебряной проволоки (Приложение 5 (г)).
Женские головные уборы, оборки платья, сумки, ковры, чепраки для седлаотличались красивой вышивкой. Токари-резчики вытачивали из дерева чашки, ковшидля кумыса, большие миски, отделывая их резьбой, инкрустацией из серебра,золота и цветного камня (Приложение 6).
Из рогов архара и горного козла делали орнамент на шкатулках, ружейныхложах, табакерках.
Эти изделия народных умельцев бережно хранятся в семьях казахов какреликвии, их передают из поколения в поколение.
Многие виды декоративно-прикладного искусства перестали быть предметомтолько домашнего промысла. Ковры, гобелены, кошмы (ковры), пиамы делают теперьна предприятиях.
Почти в каждом казахском доме сохранились яркие войлочные ковры, которыестлали на полу и расшитые тускиизы (настенные войлочные или матерчатые ковры),(Приложение 5 (а)). Они придают жилищу казахов национальный колорит.
До сих пор в убранстве домов казахов, преимущественно в сельскойместности Астраханского края, сохранились некоторые национальные традиции.Например, непременная принадлежность интерьера казахского дома – низкий круглыйстолик, за которым едят. Для хранения домашних вещей, как правило, служитсундук, украшенный искусной резьбой или красочным орнаментом; на негоскладывают цветные одеяла и подушки. Среди домашней утвари казахов обязательнысамовар, казан (котел), кожаные мешки для кумыса, пиалы для чая и кесе – фарфоровыебольшие чашки без ручек. Все эти предметы быта свидетельствуют о гостеприимствеказахского народа.
Что касается национальной одежды казахов, то сейчас, конечно ее надеваюттолько по семейным и национальным праздникам.
Одежда казахских скотоводов была очень простой. Они носили обыкновенныеситцевые штаны и бязевую рубашку с прямым воротом, кожаные сапоги с оченьузкими носками и высокими каблуками, сверху надевали в большинстве случаевжелтый халат и бешмет, которые опоясывали ремнем с серебряными бляхами. Наголове казахи носили шапку или шляпу из войлока, тюбетейку. Зимой надевали шубыиз овчины и из шкур молодых жеребят.
Костюм богатых казахов шился из шелковой материи и украшался серебрянымии даже золотыми бляхами и монетами. (Приложение 7)
Остановимся на женской одежде и украшениях. Женский национальный костюмсостоит из широкого белого хлопчатобумажного или шелкового цветного платья,бархатного жилета и штанов, собранных у щиколотки. (Приложение 5 (в)).
Украшением служили бусы, серьги, браслеты. (Приложение 8). Важноотметить, что девочкам прокалывали уши и надевали серьги уже с 3-х лет.
Пожилые женщины носили на голове кимешек – нечто вроде капюшона из белойткани с вырезом для лица, а молодые – шелковый платок. На ноги надевали мягкиесапожки – ичиги. На казашках часто можно было видеть бархатные или плюшевыепальто и жакеты. Одежду девочек нередко украшали нашитыми на груди монетами ипуговицами.
Раньше казашки вплетали в косы ленточки с нашитыми монетами, носилишапочки с султаном из перьев филина, высокие тюрбаны. (Приложение 5 (б)).
Теперь эти элементы казахского женского костюма можно увидеть только вансамблях народных песен и танцев и коллективах художественнойсамодеятельности.
Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахскойнациональной кухне. Основу ее издавна составляют продукты животноводства – мясои молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучныепродукты.
Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки измолока: айран, кумыс, шубат.
Летом почти в каждой семье готовят айран – кислое молоко, разбавленноеводой. Его пьют как прохладительный напиток, или заправляют различные крупяныепохлебки. Из айрана делают курт и иримшик. Курт – это творог, скатанный вколобки и высушенный на солнце, а иримшик – жирный рассыпчатый творог.
Казахи любят крепкий чай, который пьют в любое время года. В чай обычнодобавляют молоко со сливками. За чаем издавна обсуждались вопросы как семейной,так и государственной важности. Излюбленный напиток и кумыс – особым способомзаквашенное кобылье молоко, известное своими лечебными свойствами. Изверблюжьего молока подобным же образом делают шубат[11].
Зимой у казахов преобладает мясная пища. Из мясных блюд наиболеераспространен бешбармак – сваренные в бульоне баранина и куски раскатанноготеста. Бешбармак в переводе означает «пять пальцев». Это кушанье называетсятак, потому что его принято есть руками. Большое блюдо с бешбармаком ставят насередину стола. Мясо подают с костями. Каждому гостю дают определенный кусокмяса. Голова животного преподносится самому почетному гостю. Бешбармак запиваютсорпой – крепким бульоном, который подается в больших пиалах.
Кроме бешбармака казахи готовят куырдак – жаркое из печени, легкого имяса с картошкой.
Из конины, например, делают казы и шужук – очень вкусные сырокопченыеколбасы.
Казахи часто готовят баурсаки – кусочки кислого теста, варенные в сале.Их подают к чаю. Казахи шутят: «Утром пьем чай с баурсаком, в обед пьем чай скуырдаком, вечером пьем чай с бешбармаком».
В последние года в нашей области ни один казахский праздник не обходитсябез сооружения юрт. Наши современники убедились в том, что традиционноеказахское жилище – юрта – очень удобное, быстрое в возведении и красивыеархитектурное сооружение. (Приложение 9). Это связано с тем, что образ жизниказахов был обусловлен главным занятием – скотоводством. Летом он кочевали сосвоими стадами в поиске пастбищ, а с наступлением холодов поселялись взимовьях. Жилищем казахов в летнее время служила юрта, зимой – не особеннобольших размеров «мазанка» с плоской крышей[12]. 2.2. Современное развитие и проблемы сохранения казахскойкультуры
Дни культуры явились ориентиром для казахского населения нашего края вдуховной сфере, заставили задуматься о прошлом, настоящем и будущем казахскогоэтноса России и послужили первоначальной основой для дальнейшего упрочениясвязей между Россией и Казахстаном, способствовали выходу их на новыймежгосударственный уровень сотрудничества.
Сегодня можно констатировать, что первый год работы областного общества«Жолдастык, был верно начат, в нем, как бы в зародыше, было заложено егопредстоящее десятилетие. Наша область, издавна считавшаяся форпостом югаРоссии, во многих вопросах опередила стратегию центра и служит прообразомсоздания модели дружественных связей в приграничной зоне.
Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области поразвитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечнымипроцессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр»Жолдастык". Можно надеяться, что «Жолдастык» и теобщественные объединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироватьсяв позитивном русле, на благо всего астраханского населения[13].
Дни культуры Республики Казахстан в Российской Федерации (в частности,Астраханской области) стали прообразом для культурных связей России со странамиСНГ.
Сейчас областное и районные общества культуры уже имеют немалый опыт попроведению национальных казахских праздников. А тогда все было в первый разлюдей-организаторов в общество «Жолдастык» было немного (8-10человек). Приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы все было проведенопродуманно, слаженно. Надо было, прежде всего, осмыслить, что мы хотим, а затемсоставить конкретный план проведения праздника[14].
Казахское население Астраханской области с глубоким почтением относится кДине Нурпеисовой, к ее творчеству. Уважение народа к замечательному композиторувыражается чувством искреннего почитания ее потомков. Всякий раз, когдапроводятся национальные праздники, родственники Дины Нурпеисовой обязательноприглашаются на них и являются самыми желанными гостями.
/>
Рис. 1. Структура областного общества казахской культуры иязыка «Жолдастык»
В истории нашего народа есть люди, имена которых вспоминаются сгордостью, с особым уважением. Для казахов Астраханской области, таким человекомявляется композитор-импровизатор, ученица Курмангазы Дина Кенжеевпа Нурпеисова.
Дина Нурпеисова родилась 8 марта 1861 года в с. Бектай Джаигалинскогорайона Западно-Казахстанской области в семье скотовода. Первым се учителем былотец, самоучкой овладевший игрой на домбре — народном инструменте, бережнохранимом тогда почти в каждой казахском семье. В становлении Дины какталантливого создателя домбрового искусства послужило несколько счастливыхмоментов в ее судьбе. Прежде всего, это — огромный талант, дар, данный ей отприроды.
Участвуя в 1935 году на празднике-конкурсе в селе Марфино, она получаетсвою первую премию. Зрители и жюри восторженно встретили ее исполнение. Настраницах газет в то время писали про ее выступление: «Кто бы могподумать, что из этой, сделанной вручную, небольшой черной домбры можноизвлекать такие чарующие звуки, такую великолепную музыку».
Зрительская симпатия и поддержка, уважение к стремлению профессиональногосовершенствования далеко не молодой женщины вселили в Дину Нурпеисовууверенность в себе и в сделанном ею выборе. Ее неустанный труд не замедлилпринести свои результаты. Слава о Дине Нурпеисовой росла. В 1936 году ееприглашают (ей тогда было 75 лет) в казахскую филармонию им. Джамбула в г.Алматы. Так описывает ее отъезд Саурбек Бакбергенов в книге «Дина»:«Внимательно оглядев всех. Дина Кенжеевна взволнованно сказала: „Яуезжаю в столицу Казахстана, чтобы выполнить свой долг. Он заключается в том,что, научившись многому у замечательного домбриста Курмангазы, я дала зарокдонести его музыкальное мастерство до тех, кто любит домбру, наш народныймузыкальный инструмент. Донести до каждого музыканта-домбриста то совершенство,манеры и высочайшую технику исполнения на домбре, как это умел Курмангазы — мойучитель. Я не прощаюсь, я еду работать, чтобы поднять выше наше казахскоедомбровое искусство“.
Деятельность общества помогает администраций области укреплять иразнообразить связи с соседом-Казахстаном. Стали традиционными приезды изРеспублики Казахстан в Астрахань творческих коллективов ученых, художников.Правительство Казахстана, руководители его многих областей, районов оказываютобласти и обществу различную помощь в культурно-просветительской работе средиказахского населения, в том числе и финансовую. В вузах Республики Казахстанучатся 150 астраханцев — молодых ребят и девушек.
Эта деятельность по направлению в вузы Казахстана в дальнейшемпродолжалась из года в год. Многие из абитуриентов поступили в вузы, окончилиих и сейчас, вернувшись на родину, работают в школах нашей области.
Министерство образования Казахстана помогло и с направлением в дальнеезарубежье, в Польшу, выпускника 1991 года Енотаевской школы Насырова Р.К.,который в настоящее время обучается в аспирантуре Варшавского университета.
В эти же годы родилось предложение на базе педагогического училищаоткрыть отделение подготовки учителей казахского языка для начальных классов.Надо было подобрать преподавателей казахского языка и литературы дляпедучилища. Это тоже оказалось не простым делом, в городе казахов проживаетмало, кадров нужных не было, поэтому пришлось казахам-преподавателям,казахам-редакторам приезжать в течение ряда лет из села, чтобы вести занятия впедучилище и передачи на телевидении и радио.
Эти заботы стали заботами общества. В какой-то мере администрацияобласти, руководители народного образования в этих вопросах на нас полагались,и мы с ними поддерживали очень тесный контакт. Сегодня добрыми словами нужноотозваться о Валерии Александровиче Шитове, о заведующих районными отделами народногообразования: в Красноярском районе — Васильченко А.И. (она сейчас работаетзаместителем в департаменте образования области), в Камызякском районе — В.Я.Чилийском, ныне покойном.
1991-1992 годы были характерными для установления теплых дружеских отношенийс Республикой Казахстан. Особенно в этом вопросе положительную позицию занималидепутаты Верховного Совета Казахстана, наши земляки, которые жили в г. Алма-Атеи других регионах Казахстана.
Учителям астраханских школ, которые ведут обучение на казахском языке,катастрофически не хватает литературы и газет на родном языке.
В настоящее время в Астраханской области казахский язык преподают в 74школах области. Однако все они испытывают трудности с литературой и учебныминвентарем.  
2.3. Перспективы развития казахской культуры
Основным из главных направлений своей работы областное общество»Жолдастык" считало возрождение богатого в прошлом духовного наследияказахского народа, которое, к сожалению, в советское время было забыто.Руководство общества Н.С.Искаков. Х.А.Шаушиев, Н.М.Арешев. Ш.К. Кара-саев,М.С.Джакубалиев и другие члены президиума, опираясь на поддержку губернатораобласти А.П. Гужвина, делали все возможное, чтобы казахская молодежь узнала,какие существовали в старину обряды, обычаи и традиции, а старшее поколение — возрождало их. Это стоило большого груда. Пришлось подключить к такоймногоплановой работе все районные общества, руководителей районов, гдекомпактно проживают казахи, специалистов областного департамента культуры,искусства и кино, областного методического центра народной культуры.Астраханского училища культуры, сельскую творческую интеллигенцию.
Как показывает опрос молодежи, большинство ее с удовольствиеминтересуются национальными традициями, обычаями, обрядами, активно посещают згимероприятия. А взрослое же население охотно рассказывает и показывает молодомупоколению, что представляет собой, например, такой обряд, как «Беташар», «Беак тойы», национальный праздник «Наурыз» ит.д.
Конечно, процесс возрождения и дальнейшего развития культуры в нашейобласти был бы невозможен, если бы областное общество «Жолдастык» приподдержке областного руководства, начальника департамента культуры, искусства икино Н.С.Терешенко. председателя Астраханского фонда культуры Г.С.Маколова недобилось открытия в Астраханском училище культуры класса домбры. Для работы сучащимися был приглашен специалист из Республики Казахстан Айтасов ТалигатИслямович. За время существования класса были подготовлены 35 домбристов. Уже впериод обучения учащиеся заявили о себе в областных и международных конкурсахнародной музыки. В 1997 году Абулгазиева Насып за участие в конкурсе юныхмаэстро «Золотой ключик» получила диплом. Кубашева Жанаргуль сталадипломантом международного конкурса в городе Атырау.
Из числа учащихся Астраханского училища культуры был организован ансамбльказахской музыки, который со временем удостоился звания — народный. В настоящеевремя состав ансамбля пополнился творчески одаренными молодыми людьми.
В репертуаре ансамбля — инструментальная музыка, казахские народные иавторские песни. Он желанный участник районных и областных праздников.
Совместно с областным методическим центром народной культуры, районнымиказахскими обществами сделано и делается многое по выявлению и поддержкеталантливых исполнителей, привлечению широких масс к национальному народномутворчеству. Пример тому — проведение смотров детского творчества. Они постояннопроводятся в Володарском, Камызякском, Красноярском, Енотаевском, Лиманском районах.Итогом районных мероприятий стал заключительный областной смотр в городеАстрахани. Всего в нем приняло участие 8 коллективов, 27 солистов из 9 районовобласти. Работа по развитию детского творчества будет продолжаться[15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем основные итоги курсовой работы. На основанииизученного материала можно сделать следующие выводы.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что областное казахскоеобщество знало, что в возрождении и развитии культуры своего народа не обойтисьбез активной творческой помощи Республики Казахстан. Поэтому руководствообщества постоянно обращалось к Президенту, правительству, различнымминистерствам Казахстана, а также к руководителям таких областей, какАлма-Атинская, Атырауская, Мангыстауская. Западно-Казахстанская, но вопросамподготовки и переподготовки кадров для работы в клубных учреждениях. К честиказахстанцев, наша область не имели отказа в помощи.
В то же время велико стремление астраханских казахов чаще поддерживатьразносторонние связи с Казахстаном. Они хотят в достаточном количестве исистематически получать казахские учебники, программы, пособия для углубленногоизучения языка, литературы и истории своего народа, телепрограммы в записи,грампластинки. Многие желают, чтобы их сыновья и дочери учились в вузах итехникумах столицы и других городов Казахстана, глубоко овладевали егокультурой.
Что можно сказать об общественном движении в Астраханской области поразвитию национального самосознания местных казахов в связи с перестроечнымипроцессами? В первую очередь обращает на себя внимание культурный центр«Жолдастык». Можно надеяться, что «Жолдастык» и те общественныеобъединения, которые еще возникнут, будут расширяться и активизироваться впозитивном русле, на благо всего астраханского населения[16].Итак, можно сказать: процесс возрождения культуры казахов в нашей области идет,и он необратим.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Археологический словарь Астраханского края / Сост. Е.В. Шнайдштейн.Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004.
2. Астраханские казахи. История и современность. – 1-е изд. – Астрахань:Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
3. Марков А.В., Львов С.В. Астрахань и казахи. – Астрахань: Изд-во ГУП ИПК«Волга», 2000.
4. Васькин Н.Г. Заселение Астраханского края. — Волгоград, 1993.
5. Еремеев Э.Р. Астрахань: история и современность. – Астрахань:Издательство «Волга», 1999.
6. Культура Астрахани. / Под ред. И.А. Митченко. — Астрахань, 2001
7. Социально-экономическое положение Астрахани. Под ред. И.В.Зверева.Астрахань, 2002
8. Ушаков Н.М., Щучкина В.П., Тимофеева Е.Г и др. История Астраханскогокрая. – Астрахань: Издательство Астраханского пед.ин-та, 1996.
9. Хрестоматия Астраханской области / Сост. В.С. Урастаев Г.Д. – Астрахань:Изд-во ГУП ИПК «Волга», 2000.
10.  www.astrakhan.ru
11.  www.kazakh.ru//culture


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ затрат на охрану окружающей среды в системе финансовой деятельности предприятия
Реферат АИС для ГОУДОД Центра развития творчества детства и юношества
Реферат Стекляные электроды
Реферат Судебная власть Конституционные основы арбитражного судопроизводс
Реферат Материалы к курсу "Культурология" (2 год обучения)
Реферат Статистические показатели в мясном скотоводстве
Реферат Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии
Реферат Экспертный анализ просмотренной игровой программы
Реферат Операция над множествами как основа обучения арифметическим действиям над целыми неотрицательными
Реферат Сёгунат как система государственного управления в Японии от становления до падения
Реферат Основные направления политики идентичности: конструктивистский подход
Реферат An Article Evaluation Essay Research Paper Although
Реферат Синдром "Дисфагия". Принципы диагностики и лечения. Организация сестринского процесса
Реферат Построение моделей развития России Направления ее реформирования
Реферат Тема любви в лирике Пушкина