Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Понятие и сущность административно – правового регулирования

Чтобыраскрыть сущности административно – правового регулирования необходимо уяснитьпонятие «правового регулирования» вообще. Правовое регулирование представляетсобой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Онаначинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается»назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей ивзаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении.Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, аименно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое,нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формированиенормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации опрошлом, но сама норам будет применяться в будущем, которое неизвестно. То естьв социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер,и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.
Основойправового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка июридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такиенормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей исодержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но вбольшинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений.Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д.,практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт,пример поведения в жизни.
Внормативно – правовом акте, установленном государственной властью различают триэлемента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, вкоторых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание,смысл, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности,возникающие у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы,характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью вслучае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. Поэтомукачество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит оттого, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридическиенормы — правила поведения. Необходимо отметить, что любая юридическая нормаявляется «пустым сотрясением воздуха», если ее реализация не опирается насоответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечиваетсяих возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, сжеланием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека измененияего поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можноконстатировать, что
правовоерегулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) поизданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении,которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственногоаппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства,необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требованиядолжны быть социально обусловлены, системно организованы и практическиреализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеетсвою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенностьнесет и правовое регулирование в сфере административного права.
Приступаяк рассмотрению административно – правового регулирования необходимо отметить,что, прежде всего административное право, связанное с социальным явлениеполучившим название «управление». В самом широком смысле управление означаетруководство чем – либо кем – либо, но необходимо раскрыть содержание этого«управления», а так как нас интересует административное управление, то мырассмотрим именно государственное управление.
Термин«государственное управление» широко используется в отечественное и зарубежноелитературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот терминдругим – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управлениярассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти илигосударственной администрации, являющейся основным звеном практическойреализации законодательства, а также иных правовых актов органовгосударственной власти. Как отмечает Ю.М. Козлов «государственное управление –синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и формапрактической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле».
Государственно– управленческая деятельность – это есть функционирование субъектовисполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализацииих задач и функций.
Сейчаспроисходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении весагосударственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь этонаблюдается в экономике. И исполнительная власть в еегосударственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается отфункции непосредственного управления. На данной основе появляется совершеннодругая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно вэкономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственноевмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основнымнаправлением является предоставление относительной самостоятельности (визвестных пределах).
Однакомежду государственным управлением и государственным регулированием нетпринципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулированиенепременный элемент государственно – управленческой деятельности, одна из еефункций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участиигосударства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это являетсяусловным так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет».По существу государственное управление — понятие более широкое по сравнению сгосударственным регулированием. Но в то – же время, государственное регулированиев значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющеговоздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., так называемых «экономическихметодов управления».
Основныенаправления развития административно – правового регулирования на современномэтапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. – вот они:
разработкаи реализация политики, выражающейся в государственных программахобщефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации,инвестиционная, жилищная, энергетическая);
установлениеи эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственнойжизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечениеравноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана правпотребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);
управлениепредприятиями и учреждениями государственного сектора;
регулированиефункционирования различных объектов негосударственного сектора;
координацияфункционирования национализированного и денационализированного секторовхозяйственного социально – культурного и административно – политическогостроительства;
обеспечениереализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сферегосударственного управления;
осуществлениегосударственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.
Помнению К.С. Бельского государственное управление «знаменует собой проявлениемножества управленческих связей и отношений, которые складываются во всехветвях государственной власти (законодательство, управление, правосудие,прокуратура). Они образуют один вид общественных отношений –государственно-управленческие, регулируемые административно – правовыминормами, которые в целом составляют важную под отрасль административного права– управленческое право».
Административноправовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека.Административно – правовое регулирование следует понимать как управлениеопределёнными процессами жизнедеятельности человека. Некоторые люди крайненегативно относятся к данному термину, термину административно правовогорегулирования или государственного управления. Наученные горьким опытом«управления», в годы, когда существовал СССР, люди боятся доверять государствууправление в некоторых социально – культурных областях и многие считают что,нужно исключить или как можно больше ограничить государственное управление вэтих социально – культурных областях. Но необходимо возразить этим словам.Регулирование всех сфер жизнедеятельности людей, но необходимо разграничивать«разумное управление» и «слепое командование». Без управления со стороныгосударства не обойтись, так как посредством управления осуществляются основныесоциальные задачи государства, если не будет управления, то в нашей страневоцарит хаос и беспредел.
Регулированиеэкономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночногохозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономическихрешений, защищает национальные экономические интересы, формируетинфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развиваетсекторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности иликоторые не затрагивают частный бизнес». Государственное регулированиеиспользуется в интересах всего общества как для активизации нужных обществуформ деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных формхозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
Методы регулирования предпринимательскойдеятельности.
Институтпредпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основыпредпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно – правовых актах.Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе опредприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует:«предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативнуюсамостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получениеприбыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественнуюответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формойпредприятия». Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не толькоразличного рода предприятия, но и граждане. Статья 23 Гражданский кодекс РФпринятого в конце 94 года «Предпринимательская деятельность граждан», говорит:«Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица с момента государственной регистрации в качествеиндивидуального предпринимателя».
Контрольгосударства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемоевоздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей,определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые впоследние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают рольгосударства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционногоустройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной имуниципальной собственности на средства производства и предметы труда можновыделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность,осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государствовыступает как собственник своего имущества.
Управлениемуниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственнымимуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.
Посодержанию, общий государственный контроль в сфере предпринимательскойдеятельности, В. Андреев подразделяет на требования: «в области стандартов,ценового регулирования, официального статистического и бухгалтерского учета,свободы хозяйственной деятельности. Сюда же относится предварительный контрольза образованием субъектов предпринимательской деятельности».
Помнению А.В. Пикулькина главная роль в регулировании экономики принадлежитМинистерству экономики РФ.
Министерствоэкономики:
«Организуети координирует разработку приоритетных направлений развития экономики, прогнозасоциально – экономического развития РФ, регионов, отраслей, секторов экономики;
разрабатываетсводный финансовый баланс государства, обосновывает отдельные статьи доходов ирасходов федерального бюджета;
анализируетэкономическое положение страны, основные тенденции проведения экономическойреформы, определяет стратегию ее дальнейшего развития;
осуществляеторганизационно-методическое руководство и координацию работ по формированию иреализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
организуетразработку государственной инвестиционной политики, обосновывает структурнуюполитику, меры по стимулированию инвестиционной активности;
формируетобъем и структуру поставок для федеральных нужд, включая оборону игосударственный материальный резерв;
участвуетв разработке и реализации механизма стимулирования деловой активности иподдержки предпринимательства, социальной политики;
вноситпредложения по совершенствованию структуры органов исполнительной власти;
лицензируетдеятельность лизинговых компаний;
организуетразработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечениюиностранных инвестиций, осуществляет экспертизу предложений в областимеждународного инвестиционного сотрудничества».
Такжедля государственно-правового регулирования экономики и предпринимательскойдеятельности используются различные средства. К их числу Ю.А. Тихомировотносит:
«нормативноерегулирование основ деятельности (ее видов, содержания и т.д.);
официальноепризнание, удостоверение статуса субъектов предпринимательства и осуществляемыхими видов деятельности (регистрация, лицензирование и т.д.);
определениепорядка ведения хозяйственной деятельности;
установлениянормативных требований к содержанию и качеству предпринимательскойдеятельности;
организацияподдержки предпринимательской деятельности;
контрольза соблюдением законности;
введениезапретов и санкций за отступление от нормативов».
Однимиз методов административно-правового регулирования, является налогообложение.Законодательство о налогах включает в себя более 20 законодательных актов,основным является Закон «Об основах налоговой системы Российской Федерации».Остальные законы посвящены видам налогов. В РФ 15 видов федеральных налогов, атакже существует более 20 видов местных налогов. Субъектам федераций даныобширные полномочия в сфере налогообложения, но сеть и существенноеограничение, местные органы могут вводить налоги, составляющие не менеечетверти от суммы центральных налогов. В целях ослабления налогового бременидля производителя, для того чтобы поддержать отечественного производителя, былиздан Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. «О некоторых вопросах налоговойполитики». Данный Указ предусматривает ряд мер: а) уменьшение количестваналогов; б) снижение на 10-20% уровня ставок взимаемых с предприятия основныхналогов; в) введение ограниченного перечня продовольственных товаров, обложениекоторых налогом на добавленную стоимость производится по ставке 10%; г)уменьшение количества налоговых льгот. Одновременно был введен более строгийпорядок взаимоотношений хозяйствующих субъектов с налоговыми органами(постановка на учет, наложение штрафов, информация о всех открытых счетах).
Необходимоотметить, что органы государственной власти всех уровней не вправе вводитьдополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренныезаконодательством Российской Федерации.
Многообразиепродукции товаров и услуг предполагает соблюдение общих параметров. Так какочень сложно определить качество того или иного продукта, услуги. Поэтому стольважное значение, в условиях рыночной экономики, приобретают такиегосударственно-правовые регуляторы, как сертификация, стандартизация и единствоизмерений.
Государственныйконтроль в сфере стандартизации и сертификации осуществляется на основе и всоответствии с требованиями Законов Российской Федерации от 10 июня 1993 г. «Остандартизации» и «О сертификации продуктов и услуг». Качество производимойпродукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями идругими документами, устанавливающие определенные требования к качествупродукции, работ и услуг. Это регулируется тем, что государство сертификаты ииные документы и знаки соответствия (зарегистрированные в установленномпорядке) обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков) обеспечитьсоответствие реализуемой продукции, работ и услуг требованиям нормативныхдокументов. Закон «О сертификации продуктов и услуг» регулирует деятельность поподтверждению качества продукции установленным требованиям. «Сертификат –документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждениясоответствия сертифицированной продукции установленным требованиям».Госстандарт России определил номенклатуру товаров подлежащих обязательнойсертификации, центры стандартизации постоянно информируют торгующие организацииоб изменениях в данном перечне. Государственный контроль за соблюдениемстандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услугобеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, а так же другиеспециально уполномоченные органы. Нормативное регулирования единства измеренийдано в Законе «Об обеспечении единства измерений». Им установлены единицывеличин, средства и методики выполнения измерений. Данную функцию осуществляетГосударственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственныеорганы выдвигают так же и экологические и санитарные нормы. Экологическиетребования к любой хозяйственной деятельности выступают как один из социальныхкритериев ее эффективности. Данные требования регулируются Законами: «Об охранеокружающей среды», «О недрах», «О плате за землю» и т.п. Данный видрегулирования осуществляет Госкомсанэпиднадзор России, центры государственногосанитарно эпидемиологического надзора в субъектах РФ.
Вюридической литературе выделяется административный надзор как составная частьгосударственного управления. Вот что говорит о свойствах административногонадзора Д.Н Бахрах: «а) участие в определении режима поднадзорных объектов, б)проведение организационно – массовой и матерьяльно – технической деятельности,в) наблюдение за соответствующими отношениями действиями состоянием окружающейсреды и материальных ценностей, г) использование разнообразныхпредупредительных мер, д) осуществление юрисдикционной деятельности иприменение принудительных мер». Следовательно, разновидностью государственногоуправления и регулирования в экономической сфере является «функциональныйконтроль и надзор». Под функциональными действиями понимаются контрольно –надзорные действия, которые имеют строго целевой характер и связаны с тем илииным видом деятельности предпринимателя. Эти действия обеспечивают единствоопераций любого предпринимателя в рамках государственной специализированнойдеятельности.
Существуетнесколько видов функционального контроля и надзора:
Таможенныйконтроль. Таможенный контроль является одним из важнейших инструментоврегулирования товарооборота и может служить инструментом защиты Российскогорынка. Нормативное закрепления основ таможенного регулирования дано вТаможенном кодексе, а так же в ряде других нормативно правовых актах: «Отаможенном тарифе»;
Валютныйконтроль. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютногозаконодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в РФосуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютногоконтроля являются Центральный Банк РФ, Правительство РФ. Агентами валютногоконтроля являются организации, которые в соответствии с нормативно–правовымиактами РФ могут осуществлять функции валютного контроля. Нормативной базойвалютного контроля является Закон «О валютном регулировании и валютномконтроле».
Энергетическийнадзор. 12 мая 1993 г. утверждено «Положение о государственном энергетическомнадзоре в РФ». Органы – Главное управление государственного энергетическогонадзора Министерство топлива и энергетики. Органы осуществляют надзор запроведением предприятиями мероприятий по сбережению электрической и тепловойэнергии и следят за техникой безопасности.
Надзорв сфере трудовых отношений. Регулируется Указом Президента от 4 мая 1994 года«О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ отруде и охране труда». Осуществляется Федеральной инспекцией труда приМинистерстве труда РФ и подведомственными ей государственными инспекциями трудасубъектов РФ.
Существуюттак же и другие органы государственного контроля: Государственная инспекция поторговле (Госторгинспекция), качеству товаров и защите прав потребителей, ит.д.
Методыи способы регулирования предпринимательской деятельности на этом незаканчиваются, существуют и другие методы, но здесь перечислены самые основныеметоды и способы, используемые государственными органами для регулированияпредпринимательской деятельности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.shpori4all.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Типы агрессии. Аспекты агрессии
Реферат Налогообложение РФ сущность принципы и функции
Реферат Налоговая оптимизация путем комбинирования различных режимов налогообложения
Реферат Налогообложение малого предприятия
Реферат Налоговая политика в Российской Федерации и система органов государственной власти, участвующие в ее разработке и реализации
Реферат Налоговые стимулы по таможенным платежам в РБ и странах СНГ
Реферат Василий Шуйский
Реферат Налогообложение ценных бумаг
Реферат Порядок взимания налога на доходы физических лиц
Реферат Система налогообложения в РБ
Реферат Влияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте
Реферат Культура как фактор становления российской государственности на Кавказе на примере Осетии
Реферат Оформление налоговых проверок
Реферат Paying College Athletes Essay Research Paper Paying
Реферат ПБОЮЛ как субъект налоговых правоотношений