Реферат по предмету "Банковское дело"


Порядок предоставления и отражения в учете современных банковских операций

Оглавление
Введение
Глава 1. Новые банковские операции
1.1 Классификация банковских операций
1.2 Нормативные документы, регламентирующие правилаоформления и учета банковских операций
Глава 2. Порядок учета операций в банке
2.1 Характеристика плана счетов в кредитных учреждениях
2.2 Синтетический и аналитическийучет
2.3 Внутрибанковский контроль операций
2.4 Практическое задание
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Банки стали развиватьсямного лет назад и выполняли сравнительно маленький круг операций. Они имелипостоянных клиентов, и, следовательно, получали стабильный доход. Но последефолта в 1997 в нашей стране году доверие к банкам уменьшилось.
Стали развиваться старыебанки, «выжившие» после дефолта и появляться новые. Вследствие этого возрослабольшая конкуренция среди кредитных организаций.
В связи с этим кредитныеорганизации стали разрабатывать новые банковские продукты и внедрять их вмассы.
Большим толчком кпривлечению новых клиентов стало появление системы страхования вкладов.
Тема данной работыактуальна, поскольку рынок банковских операций на сегодняшний день развиваетсяочень быстрыми темпами.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение классификации современных банковских операций, порядка ихпредоставления и отражения в учете.
Для достижения поставленнойцели был определен ряд задач:
- Датьклассификацию банковских операций;
- Определитьнормативные документы, регламентирующие правила оформления и учета банковскихопераций;
- охарактеризоватьплан счетов в кредитных учреждениях;
- рассмотретьсинтетический и аналитический учет;
- изучитьвнутрибанковский контроль операций.

Глава 1. Новыебанковские операции
 
1.1 Классификациябанковских операций
Функции банковреализуются через их операции. Согласно закону РФ от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся:
- Привлечениеденежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и наопределенный срок);
- Размещениепривлечённых денежных средств от своего имени и за свой счёт;
- Открытие иведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- Осуществлениерасчётов по поручению физических и юридических лиц, в том числебанков-корреспондентов по их банковским счетам;
- Инкассацияденежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовоеобслуживание физических и юридических лиц;
- Купля-продажаиностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- Привлечение вовклады и размещение драгоценных металлов;
- Выдача банковскихгарантий
- Осуществлениепереводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковскихсчетов (за исключением почтовых переводов);
Кроме перечисленных банкив праве осуществлять следующие сделки:
- Выдачупоручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств вденежной форме;
- Доверительноеуправление денежными средствами и иным имуществом по договору с юридическими ифизическими лицами;
- Осуществлениеопераций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- Предоставление варенду физическим и юридическим лицам помещений или находящихся в них сейфовдля хранения документов и ценностей;
- Лизинговыеоперации;
- Оказаниеконсультационных и информационных услуг;
Кредитная организациявправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Все банковские операции идругие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензииБанка России – и в иностранной валюте. Правила осуществления банковскихопераций, в том числе и материально-технического обеспечения, устанавливаютсяБанком России в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организациизапрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью(ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности»).
Согласно ст. 6 Закона «Обанках и банковской деятельности» в соответствии с лицензией, выдаваемой БанкомРоссии, Коммерческий банк в праве выпускать, покупать, продавать, учитывать,хранить ценные бумаги, проведение операций с которыми не требует полученияспециальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также в правеосуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору сфизическими и юридическими лицами.
Выделяют три группыопераций коммерческих банков: пассивные и активные. В основе деления банковскихопераций на пассивные и активные лежит их влияние на формирование и размещениебанковских ресурсов.
Ресурсы банка– этосумма денежных средств, которая имеется в его распоряжении и может бытьиспользована для активных операций.
В результате проведенияпассивных операций увеличиваются остатки денежных средств на пассивных счетахбаланса банка (на них учитываются фонды банка, остатки на депозитных счетахклиентов, задолженность по кредитам другим банкам, прибыль банка и др.).
Активные операции ведут кросту средств на активных счетах (на них отображаются денежная наличность,банковские ссуды, вложения в ценные бумаги, оборудование и т.д.).
Между пассивными иактивными операциями коммерческого банка существует тесная взаимосвязь. Преждевсего размер и структура активных операций, обеспечивающих получение доходов,во многом определяются имеющимися у банков ресурсами. В этом смысле пассивныеоперации, формирующие ресурсную базу банка, являются первичными по отношению кактивным. Предоставляя ссуды и покупая ценные бумаги, банки должны постоянноосуществлять контроль за состоянием пассивов, отслеживать сроки выплат пообязательствам вкладчиков. Если ресурсов не хватает, банку приходитсяотказываться от выгодных предложений, продавать высокодоходные ценные бумаги. Вто же время значительная часть банковских депозитов возникает на базе активныхопераций при предоставлении ссуд в безналичной форме.
Взаимосвязь пассивных иактивных операций проявляется далее в том, что банковская прибыль зависит отбанковской маржи (разница между ценой банковских ресурсов и доходностьюактивных операций).
Для успешной деятельностибанк должен обеспечить координацию активных и пассивных операций: с однойстороны не допускать существенного несоответствия сроков пассивов и активов,например выдачи долгосрочных ссуд за счёт краткосрочных депозитов; с другой –не иммобилизировать на длительный срок краткосрочные ресурсы в сумме,значительно превышающей стабильный остаток средств на банковских счетах,достаточный для очередных выплат.
Пассивные операции банка– это совокупность операций (способов, приёмов, методов), посредством которыхформируются ресурсы банка. В результате таких операций происходит увеличениеденежных средств, находящихся на пассивных или активно-пассивных счетах (вбалансе российских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).
Формирование пассивов –базовая задача любого коммерческого банка. Пассивные операции играют важнуюроль. Именно с их помощью банки приобретают ресурсы для совершения активныхопераций.
Различают четыре формыпассивных операций коммерческих банков:
- Взносы в уставныйфонд банка (продажа акций и паев их первым владельцам);
- Получение прибылибанком, а также формирование и увеличение фондов; образуемых банком в ходе егодеятельности;
- Депозитныеоперации (получение операций от клиентов банка);
- Внедепозитныеоперации (получение ресурсов от центрального банка и на денежных рынках);
Пассивные операциипозволяют привлекать в банк денежные средства, уже находящиеся в работе. Новыеже ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитныхопераций. С помощью форм 1 и 2 пассивных операций формируется первая крупнаягруппа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Формы 3 и 4 пассивных операцийобразуют вторую группу ресурсов – привлечённые (заёмные) ресурсы.
Собственные ресурсы банкапредставляют собой банковский капитал и приравненные к нему ресурсы. Роль ивеличина капиталов коммерческих банков имеет свою специфику, отличающую их отдругих организаций, занимающихся иными видами деятельности тем, что за счётсобственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах.Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношениямежду привлечёнными и собственными ресурсами. В Росси такое соотношение неустановлено, поэтому в разных банках колебания в соотношении весьмасущественны.
Значение собственныхресурсов банка заключается, прежде всего, в поддержании собственнойстабильности. На начальном этапе создания банка именно собственные средствапокрывают первоочередные расходы (земля, здание, оборудование, выплатазаработной платы), без которых банк не может начать деятельность. За счётсобственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственныересурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.
Структура собственныхсредств разных банков неоднородна. Они включают:
- Уставной капитал;
- Резервный фонд,фонды специального назначения и другие фонды банка;
- Нераспределеннуюприбыль
- Уставной капитал;
- Резервный фонд,фонды специального назначения и другие фонды банка;
- Нераспределеннуюприбыль
Привлеченные (заёмные)ресурсы банка покрывают 90% (а в отдельных банках и более) всей потребности вденежных средствах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных.Роль их исключительно велика. Мобилизируя временно свободные средстваюридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банкиудовлетворяют таким образом потребности народного хозяйства в дополнительныхоборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечиваютнаселения потребительским кредитом.
Привлечённые ресурсыподразделяются на депозитные, которые банк получают от своих клиентов, в томчисле от других коммерческих банков, с которыми у него установленыкорреспондентские отношения, и недепозитные, которые приобретаются на рынке наконкурентно основе, инициатива их привлечения принадлежит самому банку. Восновном привлечение депозитных ресурсов – это операция оптового характера накрупные суммы.
1.2 Нормативныедокументы, регламентирующие правила
оформления и учетабанковских операций
 
Всеоперации осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральнымзаконом «О банках и банковской деятельности» и перечнем операций, установленныхлицензией Банка России.
Совершаютсяи отражаются операции в бухгалтерском учете на основании документов,оформленных в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона «Обухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях и иных нормативныхактов Банка России по отдельным операциям.
Так, всоответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» первичныеучетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме,содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, адокументы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержатьследующие обязательные реквизиты:
а) наименованиедокумента;
б) датусоставления документа;
в) наименованиеорганизации, от имени которой составлен документ;
г) содержаниехозяйственной операции;
д) измерителихозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименованиедолжностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции иправильность ее оформления;
ж) личныеподписи указанных лиц.
Совершениеопераций в кредитной организации может происходить на основании электронногоплатежного документа, а в случаях, установленных законодательством РоссийскойФедерации, и договора – его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом.Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты расчетныхдокументов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами БанкаРоссии.
Бумажныекопии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качествеоправдательных документов по совершенным операциям, а также те, которые должныбыть приложены к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организациии подписями ее работников.
Каждыйдокумент должен содержать следующие обязательные реквизиты:
• номер счетов подебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись; в необходимыхслучаях и другие реквизиты;
• дата проводки;
• подписьбухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащимдополнительному контролю, – подписи бухгалтерского и контролирующегоработников, и по операциям кредитной организации, связанным с перечислениемсредств клиентам, другим организациям, – подписи руководителя кредитнойорганизации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основаниемдля совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанноеруководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случаевыписанный расчетный документ визируется бухгалтерским и контролирующимработниками.
В ходе второгоэтапа документооборота на основании принятых к исполнению расчетных и кассовыхдокументов клиентов проводятся операции по их счетам.
Операции,совершаемые без документов клиентов кредитной организации (при взимании платыза услуги банка используются мемориальные ордера – письмо Департаментаплатежных систем и расчетов ЦБ РФ от 11 февраля 2003 г. №17-44/105), оформляются документами, составляемыми кредитной организацией согласно требованиямнастоящих Правил и иных нормативных актов Банка России по отдельным операциямна бланках действующих форм, в частности приходные и расходные кассовые имемориальные ордера, распоряжения уполномоченных сотрудников и др.
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» за организациюбухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковскихопераций ответственность несет руководитель кредитной организации.
Всоответствии со ст. 31 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»кредитные организации осуществляют расчеты по правилам, формам и стандартам,установленным Банком России. При отсутствии правил проведения отдельных видоврасчетов – по договоренности между собой. При осуществлении международныхрасчетов – в порядке, установленном федеральными законами и правилами,принятыми в международной банковской практике.
Списаниеденежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов,составленных в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основанииПравил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях №302-П кредитныеорганизации разрабатывают правила документооборота и технологию обработкиучетной информации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составлениевыходных форм производятся с использованием ЭВМ.

Глава 2. Порядок учетаопераций в банке
 
2.1 Характеристика планасчетов в кредитных учреждениях
Действующий План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях утвержден Положение Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
Припользовании Планом счетов бухгалтерского учета необходимо учитывать четыреосновных методологических аспекта.
Аспектпервый. Балансовые счетавторого порядка в Плане счетов бухгалтерского учета определены, как толькоактивные или как только пассивные.
Ваналитическом учете на счетах второго порядка, определенных «Списком парныхсчетов, по которым может изменяться сальдо на противоположное», открываютсяпарные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счетеиз открытой пары: активном или пассивном. Операционный день начинается полицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка – со счета,соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счетеобразуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, т. е. на пассивномсчете – дебетовое или на активном – кредитовое, то оно должно быть перенесенобухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера на соответствующийпарный лицевой счет по учету средств.
Если покаким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевыхсчетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бухгалтерской проводкойна основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имеяв виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либодебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.
Образованиев конце дня в учете дебетового сальдо по пассивному счету или кредитового поактивному счету не допускается.
Если вустановленных законодательством случаях кредитная организация принимаетдокументы от клиентов для списания средств с их расчетных (текущих) счетовсверх имеющихся на них средств, то документы оплачиваются с этих счетов.Поскольку в этом случае возникает операция кредитования счета клиента (далее потексту – «овердрафт»), то образовавшееся дебетовое сальдо в конце дняперечисляется с расчетных (текущих) счетов на счета по учету кредитов,предоставленных клиентам. Такие операции проводятся в том случае, если этопредусматривается в договоре банковского счета.
Аспектвторой. В Плане счетовбухгалтерского учета принята следующая структура:
1.Главы.
2.Разделы.
3.Подразделы.
4.Счета первого порядка.
5.Счета второго порядка.
6.Лицевые счета аналитического учета.
Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа и придания счету наглядности, определена Схема обозначения лицевых счетов и их нумерации (по основным счетам) (схема обозначения лицевых счетов и их нумерации приведена в Приложении №1 к Положение Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
В случаенеобходимости можно вводить в установленном порядке дополнительные лицевыесчета.
Аспекттретий. В активе ипассиве баланса выделены счета, где это требуется, по срокам:
• побалансовым счетам:
- до востребования;
- сроком до 30дней;
- сроком от 31 до90 дней;
- сроком от 91 до180 дней;
- сроком от 181 днядо 1 года;
- сроком свыше 1года до 3 лет;
- сроком свыше 3лет.
Помежбанковским кредитам и отдельным депозитным операциям дополнительнопредусмотрены сроки на 1 день и до 7 дней;
• повнебалансовым счетам раздела Г. «Срочные сделки» сроком исполнения:
- на следующийдень;
- от 2 до 7 дней;
- от 8 до 30 дней;
— от 31до 90 дней;
— более91 дня.
Суммы насоответствующие счета по срокам относятся в момент совершения операций.Определяются сроки с момента совершения операций независимо от того, какая датауказана в документе, ценной бумаге. Группировка счетов по срокам до ихокончания должна производиться программным путем.
Насчетах до востребования помимо средств, подлежащих возврату (получению) попервому требованию (на условиях до востребования) клиента, учитываются такжесредства, подлежащие возврату (получению) при наступлении предусмотренногодоговором условия (события), конкретная дата которого неизвестна (на условиях«до наступления условия (события)»).
Еслиизменены условия по ранее установленным срокам привлечения и размещенияденежных средств, новые сроки исчисляются путем прибавления (уменьшения) дней,на которые изменен (увеличен,/уменьшен) срок договора, к ранее установленнымсрокам. При этом остаток по счету второго порядка с ранее установленным срокомпереносится на счет второго порядка с новым сроком.
Вестиучет кредитных операций (активных и пассивных) предусматривается также пособственникам, коммерческим, некоммерческим организациям.
Аспектчетвертый. Необходимообратить внимание на то, что специального раздела в Плане счетов бухгалтерскогоучета по учету иностранных операций не выделено.
Счета ввалюте открываются на любых счетах Плана счетов бухгалтерского учета, где могутучитываться операции в иностранной валюте. При этом учет операций в валютеведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции врублях, с открытием отдельных лицевых счетов в соответствующих валютах.
Совершениеопераций по счетам в иностранной валюте производится с соблюдением валютногозаконодательства Российской Федерации. Порядок осуществления расчетных операцийв иностранной валюте определяется кредитной организацией самостоятельно, сучетом правил совершения расчетов в рублях, а также особенностей международныхправил и заключаемых договорных отношений.
В номерлицевого счета, открываемого для учета операций в иностранной валюте идрагоценных металлах, включается трехзначный код соответствующей иностраннойвалюты или драгоценного металла в соответствии с Общероссийским классификаторомвалют (ОКВ).
Счетааналитического учета в иностранной валюте могут вестись по решению кредитнойорганизации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации и виностранной валюте или только в иностранной валюте.
Приведении счетов только в иностранной валюте при выдаче из ЭВМ на печать остатковлицевых счетов в иностранной валюте итог по всем валютам счета второго порядкадолжен показываться также в рублях по действующему курсу Центрального банкаРоссийской Федерации. Эти данные должны использоваться для сверкианалитического учета с синтетическим.
Всесовершаемые кредитными организациями банковские операции в иностранной валютедолжны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе только в рублях.Для дополнительного контроля и анализа операций в иностранной валюте кредитныморганизациям разрешается разрабатывать специальные программы и учетныерегистры.
В Планесчетов бухгалтерского учета выделены специальные счета для учета операций снерезидентами Российской Федерации. Если в названии счета нет слова«нерезидент», то счет относится к резиденту. Понятия «резидент», «нерезидент»соответствуют валютному законодательству Российской Федерации.
Крометого, при составлении Плана счетов бухгалтерского учета в кредитныхорганизациях были дополнительно учтены отдельные финансовые операции банков,что выразилось в наличии следующих счетов.
В Планесчетов бухгалтерского учета для проведения определенных операций (приемплатежей от клиентов для последующего перечисления непосредственнымполучателям) предусмотрен транзитный счет. Средства с этого счета должныперечисляться в порядке и сроки, определенные договором с получателями средств.При этом дебетовое сальдо по транзитному счету в целом и по каждому счетуаналитического учета не допускается.
В Планесчетов бухгалтерского учета выделены счета для учета прочих (иных) привлеченных/размещенныхсредств. Предназначены эти счета для учета денежных средств и ценных бумаг,привлекаемых/размещаемых кредитными организациями на возвратной основе подоговорам, отличным от договора банковского вклада (депозита) и кредитногодоговора (например, по договорам займа).
Счета«Резервы на возможные потери» предназначены для учета движения (формирования (доначисления),восстановления (уменьшения)) резервов на возможные потери. Это счета пассивные.Формирование (доначисление) резервов отражается по кредиту счетов «Резервы навозможные потери» в корреспонденции со счетом по учету расходов. Восстановление(уменьшение) резервов отражается по дебету счетов «Резервы на возможные потери»в корреспонденции со счетом по учету доходов. Кроме того, по дебету счетов поучету резервов на возможные потери отражается списание (частичное или полное)балансовой стоимости нереальных к взысканию активов.
Аналитическийучет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому контрагенту кредитнойорганизации по сделке в разрезе заключенных договоров.
В Планесчетов бухгалтерского учета используется счет «Денежные средства в пути» дляучета средств, отправленных в другие кредитные организации или филиалыкредитной организации, которые еще не приняты (не зачислены в кассу)получателем.
Вразделе «Операции с ценными бумагами» выделены группы счетов по видам операций:вложения в долговые обязательства (кроме векселей), вложения в акции, учтенныевекселя, выпущенные кредитными организациями ценные бумаги.
Счетапервого порядка открываются:
• по вложениямкредитных организаций в ценные бумаги по укрупненным учетным категориям(портфелям),
• по учтеннымвекселям – по группам субъектов, выдавших или авалировавших векселя,
• по выпущеннымкредитными организациями ценным бумагам – по видам ценных бумаг.
Ценныебумаги в портфелях кредитной организации разделены по группам субъектов –эмитентов ценных бумаг.
Учтенныевекселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены посрокам их погашения.
Расчетыпо операциям с ценными бумагами, в том числе на организованном рынке ценныхбумаг (ОРЦБ), сосредоточены в одной группе счетов.
Потребованиям и обязательствам, возникающим при совершении срочных сделок сценными бумагами, открыты новые внебалансовые счета по срокам исполнения.
В Планесчетов бухгалтерского учета определены счета учета имущества и внутрибанковскихопераций кредитных организаций, которые предназначены для осуществленияконтроля за реализацией (выбытием) имущества кредитной организации и выведениярезультатов этих операций. В целях создания условий для контроля за движениемсредств кредитных организаций в расчетах, а также материальных ценностей недопускается отнесение сумм на расходы (затраты), вытекающие из совершаемыхрасчетных операций и движения материальных ценностей, минуя счета расчетов сдебиторами, кредиторами, а также счета по учету материальных ценностей.
В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитных организаций, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов деятельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитический учет согласно Схеме аналитического учета доходов и расходов в кредитных организациях, утвержденной в Приложении 3 к Положению Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации».
2.2Синтетический и аналитический учет
Всоответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и на основанииПравил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях №302-П кредитныеорганизации разрабатывают правила документооборота и технологию обработки учетнойинформации. Учет и обработка бухгалтерской документации, составление выходныхформ производятся с использованием ЭВМ.
Присовершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиватьсяодновременное отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи)лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах.
Под регистрамипонимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация,содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетахбухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Ведутсярегистры бухгалтерского учета в специальных книгах (журналах), на отдельныхлистах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов),сформированных с использованием средств вычислительной техники.
Операциидолжны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологическойпоследовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерскогоучета. Правильность записи операций в регистрах бухгалтерского учетаобеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющиедополнительный контроль.
Прихранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита отнесанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерскогоучета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшегоисправление, с указанием даты исправления.
Содержаниерегистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности являетсякоммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся врегистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности,обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несутответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Синтетическийучет представляет собойучет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств ихозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведетсяна синтетических счетах бухгалтерского учета.
Аналитическийучет – это учет, которыйведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерскогоучета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и охозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.
Регистрамианалитического учета банка являются:
1.Лицевые счета.
2.Ведомость остатков по счетам.
3.Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств.
Лицевыесчета. Это регистрыаналитического учета, на основании которых осуществляется изначальнаяклассификация любых операций банков как собственных внутрибанковских и финансовыхпо размещению или привлечению средств, так и по поручению клиентов.
Лицевыесчета открываются по Схеме обозначения лицевых счетов и их нумерации (поосновным счетам) (схема обозначения лицевых счетов и их нумерации приведена вПриложении 1 к Положению Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных натерритории Российской Федерации») к балансовым счетам второго порядка.
Номерлицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретномуклиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря)разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых вотчетном году.
Влицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящийостаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждомудокументу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (поусмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся наотдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных(файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительнойтехники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции,номер документа, установленный вид (шифр) операции, номер корреспондирующегосчета, суммы (отдельно по дебету и кредиту), остаток и другие реквизиты.
Допускаетсяведение учета взносов акционеров, вкладов физических лиц, расчетов сработниками кредитной организации, учета основных средств, материальных запасови других операций по отдельным программам с отражением на соответствующихсчетах в балансе итоговыми суммами.
Порядокоткрытия лицевых счетов клиентам. В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковскойдеятельности» порядок открытия, ведения и закрытия кредитной организациейсчетов клиентов – как в рублях, так и в иностранной валюте – устанавливаетсяБанком России. Для открытия счета клиент представляет необходимые документыюридической службе кредитной организации, которая проверяет правильностьоформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированноеюридическое дело хранится в юридической службе. Иной порядок и место хранениядела могут устанавливаться внутренним регламентом кредитной организации.
Дляоткрытия счета в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю, начальникуотдела) представляется распоряжение руководства кредитной организации оботкрытии счета с приложением карточки с образцами подписей и оттиска печати,заверенной в установленном порядке. В распоряжении указываются владелец счета,номер и дата договора банковского счета, порядок и периодичность выдачи выписоксчета. Распоряжение после открытия счета с отметкой должностных лиц бухгалтериипередается в юридическую службу для помещения в юридическое дело клиента.
Необходимоеколичество экземпляров карточек с образцами подписей и оттиска печати дляиспользования в работе ксерокопирует кредитная организация. Ксерокопии заверяетсвоей подписью главный бухгалтер кредитной организации или его заместитель.
Открытыесчета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В ней должныбыть следующие данные:
• дата открытиясчета;
• дата и номердоговора об открытии счета;
• наименованиеклиента;
• наименование(цель) счета;
• номер лицевогосчета;
• порядок ипериодичность выдачи выписок счета;
• дата сообщенияналоговым органам, фондам об открытии счета;
• дата закрытиясчета;
• примечание.
В книгедля каждого номера и наименования счета второго порядка открываются отдельныелисты, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книгазаверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится углавного бухгалтера.
Счетафизических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением требованийгражданского законодательства Российской Федерации. Открытые физическим лицамсчета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов наобщих основаниях.
Еслизаконодательством Российской Федерации не предусмотрено сообщать налоговыморганам, внебюджетным фондам об открытии счета, то в книге регистрации счетов вграфе «дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счета» делаетсянадпись «не требуется».
Лицевыесчета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов,расходов, результатов деятельности и т. п., также регистрируются в книгерегистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Учетнойполитикой кредитной организации может быть предусмотрено ведение книгирегистрации лицевых счетов в электронном виде и подписание ее аналогамисобственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этомдолжны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа.
Внесениеизменений в книгу учета лицевых счетов клиентов осуществляется только сразрешения главного бухгалтера либо его заместителя.
Послеоткрытия счета завизированные главным бухгалтером или его заместителем либодругим лицом, которому предоставлено это право, карточки с образцами подписей иоттиска печати с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счета(распорядителям счета по доверенности, которая хранится вместе с карточкойобразцов подписей и оттиска печати, почтой, через специальные абонентскиеящики, ежедневно, один раз в 3, 5, 10 и т. д. дней) передаются соответствующимработникам кредитной организации.
Привременной замене документов (карточек с образцами подписей и оттиска печати идр.) по действующим счетам клиентов документы принимаются главным бухгалтеромили по его поручению – заместителем главного бухгалтера либо начальникомотдела, которые проверяют документы и заверяют их своей подписью.
В случаезакрытия счета, а также при изменении наименования организации либо номерасчета владелец счета обязан возвратить кредитной организации чековые книжки составшимися неиспользованными чеками и корешками с заявлением, в которомуказываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счет закрывается,то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счетена день закрытия и указание по перечислению остатка средств.
Лицевыесчета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в 2 экземплярах: первый экземпляр пере дается в бухгалтерию, второй – является выпиской излицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевыесчета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре.Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются длявыдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом.
Выпискииз лицевых счетов. Распечатанныес использованием средств вычислительной техники выписки из лицевых счетоввыдаются клиентам без штампов и подписей работников кредитной организации. Еслипо каким-либо причинам счет велся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выпискиэтих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью работника бухгалтерии,ведущего счет, и штампом кредитной организации. В таком порядке оформляетсякаждый лист выписки.
Выпискина бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках собразцами подписей и оттиска печати. Изменение порядка выдачи выписок можетбыть допущено только в случаях, если выписку желают получить распорядителисчетом (один из них). В других случаях отступление от согласованного с клиентомпорядка может разрешить главный бухгалтер, его заместитель, начальник отдела.
Посуммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагатьсядокументы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.
Надокументах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарныйштемпель даты провода документа по лицевому счету. Штамп проставляется толькона основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которыепоясняют и расшифровывают содержание и общую сумму операций, обозначенных восновном приложении, штамп не ставится. В случае если прилагаемые к выпискамдокументы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляютсяклиенту в электронном виде, то указанные документы:
• подписываютсяаналогами собственноручной подписи уполномоченного лица;
• содержат датупровода документа по лицевому счету.
Незаверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчетныхдокументов, прилагаемые к выпискам из счетов клиентов, уже снабженные штампомкредитной организации на ранней стадии их обработки, а также документы поприходным кассовым операциям.
Владелецсчета обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщитькредитной организации о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счета.При непоступлении от клиента в указанные сроки возражений совершенные операциии остаток средств на счете считаются подтвержденными.
Письменныеи устные справки о совершаемых операциях по счетам выдаются только в случаях,предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» идругими законодательными актами. В случае утери клиентом выписки из лицевогосчета ее дубликат может быть выдан ему только с письменного разрешенияруководителя кредитной организации или его заместителя по заявлению клиента, вкотором он обязан указать причины утраты выписки, подписанному руководителем иглавным бухгалтером организации, физическим лицом владельцем счета. Натитульной части дубликата делается надпись:
«Дубликатвыписки за "___ "_______ ____г.».
Дубликатвыписки подписывается работником бухгалтерии и главным бухгалтером, либо егозаместителем или начальником отдела, скрепляется оттиском печати и выдаетсяпредставителю клиента под расписку на заявлении.
Послевыдачи (высылки) выписок клиентам лицевые счета за отчетный месяц брошюруются впачки в возрастающем порядке номеров счетов по балансовым и внебалансовымсчетам и сдаются в архив. База данных лицевых счетов в ЭВМ ведется собязательным дублированием как минимум на двух различных носителях и должнаобеспечивать сохранность информации в течение срока, установленного дляхранения соответствующих документов.
Аналитическийрегистр Ведомость остатков по счетам первого и второго порядка, лицевым счетам, балансовым ивнебалансовым счетам. Составляется ведомость ежедневно. По решению руководствакредитной организации ведомость остатков по лицевым счетам, требующимконфиденциальности, составляется отдельно. В общую ведомость остатковвключаются итоги по этим счетам. Ведомость остатков по счетам ведется по форме,приведенной в Приложении 6 к Положению ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. №302-П.
Документооборотпредставляет собой движение документов между их составителями и исполнителямипо информационным технологическим цепочкам, дающее возможность проинформироватьвсех заинтересованных лиц, довести до них принятые решения, осуществлять учет иконтроль.
Документооборотв банке должен обеспечивать следующее:
1. Все документы,поступающие в операционное время в бухгалтерские службы, в том числе изфилиалов, должны оформляться и отражаться по счетам кредитной организации вэтот же день. Бухгалтерскими проводками также оформляются операции по счетаманалитического учета внутри одного счета второго порядка. Документы,поступившие во внеоперационное время, должны отражаться по счетам на следующийрабочий день. Порядок приема документов после операционного времениопределяется кредитной организацией и оговаривается в договорах по обслуживаниюклиентов.
2.Если необходимо по принятым документам осуществить перевод денежныхсредств с корреспондентских счетов, открытых в учреждениях Банка России или вдругих кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленномнормативными актами Банка России. Оплата расчетных и кассовых документовпроизводится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и повозможности с учетом поступления средств текущим днем или в пределах суммы«овердрафта», определенной договором.
3.Утром следующего рабочего дня документы необходимо передать работнику, накоторого возложено составление сводных платежных поручений для оплаты скорреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описьюпередаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты скорреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня. Приналичии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов операции,указанные в настоящем пункте, могут проводиться текущим днем. Эти документы вреестры принятых документов не включаются.
4.Выписки из корреспондентских счетов кредитные организации должны получатьиз РКЦ Банка России, других кредитных организаций не позднее следующего дня доначала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки обрабатываются, иоперации, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации днем ихпроводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств посчетам клиентов производится в соответствии с расчетными документами,послужившими основанием для совершения этих операций (если иное непредусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы немогут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средствклиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов черезподразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо насчета до выяснения.
Выпискипо внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательнымрезервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получениявыписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.
5. Средства,зачисленные на корреспондентские счета без оправдательных документов, кредитнаяорганизация отражает либо по счету учета сумм, поступивших на корреспондентскиесчета до выяснения, либо на счета получателей средств. Порядок использованияполучателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающихдокументов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.
Кредитнаяорганизация должна принимать оперативные меры к зачислению средств поназначению. Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, тосуммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счетадо выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России в кредитные организации поместу ведения корреспондентских счетов.
Вовзаимоотношениях с банками-нерезидентами документооборот регулируетсядоговорами, заключаемыми с ними.
6.Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанныхсобственноручными подписями должностных лиц, наделенных правом подписи, изаверенных оттиском печати клиента кредитной организации, осуществляетсябухгалтерским работником, который оформляет расчетные документы в соответствиис нормативными актами Банка России, регулирующими безналичные расчеты.
7.При подписании документов фамилия подписавшего работника кредитнойорганизации должна быть разборчива с указанием также и инициалов. Даты иподписи могут оформляться комбинированными штампами.
8.В целях улучшения обслуживания клиентов и равномерного распределениянагрузки в кредитной организации может разрабатываться по согласованию склиентами график их обслуживания.
9.Оплата документов со счетов клиентов при недостаточности средств на счетедля удовлетворения всех предъявленных к нему требований производится ссоблюдением установленной законодательством Российской Федерации очередности.
10.Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могутпредставляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажныхносителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц изаверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежныхдокументов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных,оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счетаопределяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты,оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России опорядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогамисобственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитнымиорганизациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документовв документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.
Документыпо операциям, связанным с перечислением средств через учреждения Банка России,оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России.
Расчетныеоперации через другие кредитные организации (их филиалы) осуществляются наосновании договора о корреспондентских отношениях, в котором должны найтиотражение следующие вопросы:
- какимидокументами оформляются расчеты между банками-корреспондентами;
- порядокнаправления документов и используемые технические средства;
- способыудостоверения права распоряжения денежными средствами;
- контроль ивыверка расчетов.
Основнымиэтапами документооборота являются:
1.Составление первичных документов в процессе оперативной работы.
2.Прием документов бухгалтерией к исполнению.
3.Проверка документов и отражение их в бухгалтерских счетах.
4.Передача документов в архив.
В ходе первогоэтапа документооборота необходимо организовать выполнение основных требованийпо оформлению первичных документов, подтверждающих факт осуществлениябанковских операций.
Всеоперации осуществляются кредитной организацией в соответствии с Федеральнымзаконом «О банках и банковской деятельности» и перечнем операций, установленныхлицензией Банка России.
Совершениеопераций в кредитной организации может происходить на основании электронногоплатежного документа, а в случаях, установленных законодательством РоссийскойФедерации, и договора – его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом.Электронные платежные документы должны содержать все реквизиты расчетныхдокументов, предусмотренные утвержденными форматами и нормативными актами БанкаРоссии.
Бумажныекопии электронных платежных документов, предназначенные для хранения в качествеоправдательных документов по совершенным операциям, а также те, которые должныбыть приложены к выпискам из счетов, заверяются штампами кредитной организациии подписями ее работников.
Каждыйдокумент должен содержать следующие обязательные реквизиты:
• номер счетов подебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись; в необходимыхслучаях и другие реквизиты;
• дата проводки;
• подписьбухгалтерского работника, оформившего документ, а по операциям, подлежащимдополнительному контролю, – подписи бухгалтерского и контролирующегоработников, и по операциям кредитной организации, связанным с перечислениемсредств клиентам, другим организациям, – подписи руководителя кредитнойорганизации и главного бухгалтера или уполномоченных ими лиц. Если основаниемдля совершения бухгалтерской записи послужило распоряжение, подписанноеруководителем кредитной организации и главным бухгалтером, то в этом случаевыписанный расчетный документ визируется бухгалтерским и контролирующимработниками.
В ходе второгоэтапа документооборотана основании принятых к исполнению расчетных икассовых документов клиентов проводятся операции по их счетам.
Вкассовых и мемориальных ордерах на оприходование и списание ценностей идокументов, хранящихся в кладовой, итоговые суммы повторяются прописью.
Длясокращения записей в лицевых счетах по ряду операций составляются сводныеордера. Если к сводному ордеру прилагаются первичные документы, на основаниикоторых составлен ордер, в нем делается ссылка на количество приложенныхдокументов.
Обязательнымэтапом документооборота является третий этап – проверка расчетных и кассовыхдокументов и отражение их на бухгалтерских счетах.
Проверка наличия нарасчетных и кассовых документах соответствующих подписей уполномоченныхработников кредитной организации возлагается на работников, занятых передачейдокументов (информации) на обработку. В кредитных организациях, учет которыхведется на ЭВМ, эта проверка возлагается на старшего по должности работникаприказом руководителя кредитной организации. Для выполнения указанной проверкисоставляются перечни операций, подлежащих дополнительному контролю со стороныдолжностных лиц кредитной организации. Перечни, а также образцы подписейработников кредитной организации, выполняющих контрольные функции, должнынаходиться у работников, осуществляющих указанный контроль.
Право подписаниярасчетных и кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляетсяраспоряжением руководителя кредитной организации.
Право контрольной(первой) подписи без ограничения суммой операций на расчетных и кассовыхдокументах, подлежащих дополнительному контролю, имеют по должностируководители и главные бухгалтеры кредитных организаций или по их поручениюдоверенные лица.
Предоставление праваконтрольной (первой) подписи тому или иному должностному лицу не исключаетвозможности выполнения этим лицом (кроме главного бухгалтера) функцийответственного исполнителя по определенному кругу операций. В таком случае имконтролируются документы по операциям, выполняемым другими работниками.

2.3 Внутрибанковскийконтроль операций
банковскийоперация счет кредитный
Эффективная системавнутреннего контроля является важным компонентом управления банком и основойдля обеспечения без опасности и устойчивости банковских операций. Она призванаобеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений с тем, чтобы банкимогли не только достигать долгосрочных целей в области рентабельности, но иподдерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности. Помимоэтого, такая система способствовала бы соблюдению законов и регулятивных норм,а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов,внутренних правил и процедур и снижать риск непредвиденных убытков или подрыварепутации банка.
Повышенный интерес квнутреннему контролю объясняется существенными убытками, понесенными некоторымибанковскими учреждениями. Анализ проблем, вызвавших эти убытки, показывает, чтоих можно было избежать, если бы банки имели эффективную систему внутреннегоконтроля. Она помогла бы предотвратить или своевременно выявить проблемы,которые привели к убыткам, тем самым уменьшив ущерб, понесенный банковскимиорганизациями.
Поэтому органыбанковского надзора требуют от всех банков независимо от их размера наличияэффективной системы внутреннего контроля, которая должна соответствоватьхарактеру и сложности деятельности банка, рискам, принимаемым им в процессеосуществления балансовых и забалансовых операций. Система внутреннего контролядолжна также быть способна реагировать на изменения внешней среды и условийосуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органыприходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна илинеэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себяданным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.
Внутренний контроль – этопроцесс, осуществляемый в банке советом директоров, менеджментом и сотрудникамивсех уровней. Внутренний контроль подразумевает не только разовые процедуры илиполитику, которая осуществляется в определенный отрезок времени, а процесс,постоянно идущий на всех уровнях внутри банка. Совет директоров и менеджментнесут ответственность за создание соответствующей культуры, облегчающейэффективное осуществление внутреннего контроля, и за мониторинг (это постоянноенаблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемомурезультату или первоначальным предложениям) егоэффективности на постоянной основе. Однако каждый сотрудник кредитнойорганизации должен принимать участие в этом процессе.
Осуществление внутреннегоконтроля преследует следующие основные цели.
1.  Производственная и финансоваяэффективность деятельности (производственно-финансовые цели), т. е. насколькоэффективно и продуктивно банк управляет своими активами и другими ресурса ми,какова вероятность убытков. Процесс внутреннего контроля направлен на то, чтобысотрудники организации стремились к эффективному и честному достижению целей,избегая непродуманных или чрезмерных расходов или не ставя другие интересы(например, интересы сотрудника, партнера или клиента) выше интересов банка.
2.  Надежность, полнота и своевременностьфинансовой и управленческой информации (информационные цели), т. е. подготовкасвоевременных, достоверных и адекватных отчетов, необходимых для принятиярешений в банковском учреждении: Они также касаются необходимости составлениядостоверных годовых отчетов, прочей финансовой отчетности и других финансовыхдокументов для акционеров, надзорных органов и прочих сторонник организаций. Информация, получаемая руководством, советом директоров, акционерами и надзорнымиорганами, должна быть удовлетворительной с точки зрения качества и точности,чтобы получатели информации могли полагаться на нее при принятии решений.Термин «достоверный», применяемый к финансовой отчетности, означает подготовкуобъективных отчетов, составленных в соответствии с четко определенными иобщепринятыми бухгалтерскими принципами.
3. Соблюдение действующихзаконодательных и нормативных актов (комплаенс – цели), т. е. соблюдение всемибанковскими учреждениями положений действующего законодательства, требованийнадзорных органов, а также документов, определяющих внутреннюю политику ипроцедуры банка. Данная цель должна быть достигнута для защиты имени ирепутации банка.
Основными нормативнымидокументами, регулирующими вопросы внутрибанковского контроля, являются: ПоложениеЦБ РФ от 16 декабря 2003 г. №242-П «Об организации внутреннего контроля вкредитных организациях и банковских группах» и Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,расположенных на территории Российской Федерации».
Согласно Положению №242-Пвнутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов, представляющихсобой совокупность процедур и мероприятий по управлению банком:
1)  управленческий контроль и культураконтроля;
2)  выявление и оценка риска;
3)  осуществление контроля и разделениеполномочий;
4)  информация и взаимодействие;
5)  мониторинг и исправление недостатков.
2.4 Практическоезадание
1. Перечень документов,поступающих от клиентов
Приходныекассовые документы:
• от клиентов –юридических лиц – объявления на взнос наличными форма 0402001, представляющие собой комплект документов, состоящий изобъявления, ордера иквитанции;
• от клиентов – физическихлиц – приходные кассовые ордера.
Расходныекассовые документы:
• от клиентов – юридическихлиц – денежные чеки:
• от клиентов – физическихлиц – расходные кассовыеордера.
2. Действия сотрудниковбанка, принимающего документы от клиента.
Документооборотпо приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдачаквитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только послефактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вкладыграждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег.При этом документы, подтверждающие внесение денежных средств во вклад, выдаютсявкладчику только после фактического поступления денег в кассу.
Приемденежной наличности производится по объявлению на взнос наличными,представляющему собой комплект документов, состоящий изобъявления навзнос наличными, квитанции и ордера. Объявление на взнос наличнымипринимаетсябухгалтерским работником, который подписывает его, отражает в кассовом журналесумму и необходимые реквизиты, предусмотренные кассовым журналом, и внутреннимпорядком передает в кассу. Объявление на взнос наличными помещается в кассовыедокументы дня, квитанция выдаетсявносителюденег после приема ихв кассу. Получив обратно изкассы ордер с подписью кассира,свидетельствующей о приеме кассиром денег, бухгалтерский работник проверяетподлинность подписи кассира на ордере с образцами подписей, делает условнуюотметку в кассовом журнале о возврате ордера из кассы, передает кассовый журналдля отражения операций в бухгалтерском учете, после чего прилагает ордер квыписке соответствующего лицевого счета клиента.
Приприеме денежной наличности от работника кредитной организации для зачисления навнутрибанковские счета выписывается приходный кассовый ордер под копирку в 3 экземплярах:первый помещается в кассовые документы дня, второй выдается вносителю послеприема денег в кассу, третий помещается в мемориальные документы дня последокументов по дебетуемым балансовым счетам и в ленту подсчета не включается.При этом, получив обратно из кассы третий экземпляр приходного кассовогоордера с подписью кассира, бухгалтерский работник проверяет подлинность подписикассира на этом документе путем сверки с образцами подписей, делает условнуюотметку в кассовом журнале о возврате документа из кассы, после чего передает кассовыйжурнал для отражения операций в бухгалтерском учете.
3. Регистры бухгалтерскогоучета
Кассовые журналы по приходу и расходу, которые служат дляотражения кассовых операций в бухгалтерскомучете.
Мемориальные ордера (например, внебалансовый учет бланков идр.).
Справки и другие документы.
Книги учета денежной наличности и других ценностей.
Книги учета принятых и выданных денег (ценностей).
4. Перечень бухгалтерскихпроводок, оформляемых при выполнении поручений клиентов при зачислении исписании средств по их счетам.
По дебетусчета отражаются наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте,поступающие в операционную кассу в порядке подкреплений от кредитнойорганизации, от юридических и физических лиц для зачисления на свои расчетные,текущие, депозитные и прочие счета, а также суммы, поступающие длязачисления в доходы бюджетов, и другие поступления наличных средств,предусмотренные правилами осуществления расчетов наличными денежнымисредствами, соответственно – в корреспонденции со счетами клиентов, доходовбюджетов, счетов по учету доходов кредитных организаций. Полученныеподкрепления в учете отражаютсяв корреспонденции со счетами учетакассы, денежных средств в пути, а другиепоступления – в корреспонденциис соответствующими счетами.
По кредитусчета отражается списание денежных средств в рублях и иностранной валюте приосуществлении операций по выдаче юридическим и физическим лицам наличныхденежных средств на выплату заработной платы, стипендий, пенсий, пособий, командировочных,хозяйственных и других расходов, при погашении ценных бумаг и их приобретении уфизических лиц, при инкассировании кредитной организацией по окончанииоперационного дня денежной наличности и других ценностей, в корреспонденции сосчетами клиентов кредитнойорганизации, счетами по учету кредитовфизических лип, пенных бумаг, кассы, денежных средств, отправленных в другиекредитные организации, подразделения своей кредитной организации, сданных вРКЦ.
Бухгалтерскиепроводки по кассовому обслуживанию клиентов приведены юридических лиц.Содержание операции Дебет Кредит В кассу банка сданы наличные деньги для зачисления на расчетный счет клиента 20202(А) 40702(П)
С расчетногосчета клиента списывается сумма денежных средств, выданных ему из кассы банка 40702(П) 20202(А)
5. Прохождение контролябанковской операции в структурных подразделениях банка и ревизорской службой.
Кассовыерасходные операции, выполняемые бухгалтерскими работниками, контролируютсяконтролером, рабочее место которого размещается в непосредственнойблизостиот кассы. Контролер ведет кассовый журнал по расходу. Контроль расходныхопераций должен исключить возможность:
а) оплатынеправильно оформленных документов, оплаты чеков с подписями и оттиском печати,не соответствующими заявленным обращай, и чеков, выписанных из книжки, непринадлежащей данному клиенту;
б) поступленияв кассу чеков и других расходных документов, минуя соответствующихбухгалтерских работников и контролера кредитной организации;
в) внесениянеобоснованных исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Документооборотпо приходным кассовым операциям должен быть организован так, чтобы выдачаквитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только послефактического поступления денег в кассу, за исключением взносов во вкладыграждан, которые могут записываться в лицевые счета вкладчиков до приема денег.При этом документы, подтверждающие внесение денежных средств во вклад, выдаютсявкладчику только после фактического поступления денег в кассу.
Направлениерасходных кассовых документов контролером в кассу для оплаты производитсявнутренним порядком. Передача документов в кассу оформляется в специальномжурнале под расписку.
Бланки,разные документы и ценностивыдаются из кассы на основании переданныхвнутренним порядком в кассу мемориальных ордеров. На ордерах делается распискаполучателя бланков, ценностей и документов.
Приработе с этими бланками рекомендуется осуществлять контроль за получением,хранением, выдачей и их использованием, обеспечивать своевременное и полноеотражение их движения в учете. Пачки (посылки) с бланками проверяются. Бланки впачках с поврежденной упаковкой пересчитываются. При обнаружении в упаковкахнедостач или излишков бланков составляется акт за подписями лиц, участвовавшихв приеме бланков. Указанные выше бланки хранятся в хранилище ценностей. Привыдаче бланков для использованияпроизводится их полистный пересчет,проверка правильности нумерации, а также приемка по качеству. О выявленных приэтом недостачах и излишках бланков, а также об обнаружении в них дефектовсоставляются акты и вносятся исправления в учете.
6. Формирование нахранение документов.
Формирование и хранение документовпроизводится по однородности их экономического содержания, в зависимости отсроков их хранения. Бухгалтерские (мемориальные) документы должны хранитьсяподшитыми за каждый рабочий день в возрастающем порядке номеров дебетуемых иликредитуемых балансовых счетов. В отдельные папки, в связи с различиями в срокаххранения документов, помещаются кассовые документы, документы по вкладамграждан, по ссудам индивидуальным заемщикам, по операциям с драгметаллами,инвалютой, по хозяйственным операциям банка.

Заключение
В даннойкурсовой работе были рассмотрены и проанализированы новые банковские продукты ипроблемы их реализации в связи с повышенной конкуренцией среди банков, выявленыновые пути решения реализации банковских операций для юридических и физическихлиц.
Банк – кредитнаяорганизация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупностиследующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средствфизических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и засвой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведениебанковских счетов физических и юридических лиц. (Ст. 1 Федерального закона «Обанках и банковской деятельности»).
Сегоднякоммерческий банк в развитой рыночной экономике способен предложить клиенту до200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. Широкая диверсификацияопераций позволяет банкам сохранять клиентов и оставаться рентабельными дажепри весьма неблагоприятной конъюнктуре. Не случайно во всех странах с рыночнойэкономикой они остаются главным операционным звеном кредитной системы.
Следуетучитывать, что далеко не все банковские операции повседневно присутствуют ииспользуются в практике конкретного банковского учреждения (например,выполнение международных расчетов или трастовые операции). Но есть определенныйбазовый «набор», без которого банк не может существовать и нормальнофункционировать. К таким конституирующим операциям банка относятся:
- прием депозитов;
- осуществлениеденежных платежей и расчетов;
- выдача кредитов.
Систематическоевыполнение указанных функций и создает тот фундамент, на котором зиждетсяработа банка. И хотя выполнение каждого вида операций сосредоточено вспециальных отделах банках и осуществляется особой «командой» сотрудников, онитеснейшим образом переплетаются между собой.
Насегодняшний день банковский сектор достаточно развитая отрасль рынка, хотя вусловиях финансового кризиса она испытывает значительные проблемы.
Банкиуспешно работают и разрабатывают новые банковские продукты, привлекают новыхклиентов, совершают большой круг новых операций.

Списокиспользованной литературы
 
1. Гражданский кодекс РФ.
2.Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ «О банках и банковскойдеятельности».
3. Положение Банка России от 26 марта 2007 г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях,расположенных на территории Российской Федерации».
4. Банковское дело: учебник /О.И.Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцова; под ред. О.И.Лаврушина. – 4-еизд., стер. – М.: КРОНУС, 2006. – 768 с.
5. Печникова А.В., Маркова О.М.,Стародубцева Е.Б. Банковские операции: Учебник. – М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 2005. –368 с.
6. Селеванова Т.С. Бухгалтерский учетв кредитных организациях: Учебник. – М. Дашков, 2006. – 272 с.
7. Бухгалтерский учет в коммерческихбанках. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 688 с.: ил.
8. Бухгалтерский учет в кредитныхорганизациях / Т.В. Гвелесиани. – М.: Экзамен, 2004. – 416 с.
9. Гордеев Ю. Настоящее и будущеемобильных денег // Банковские технологии. – №3. – 2008.
10. Максимович Л. Private Banking // Банковское дело. – №9. – 2007.
14. Попова И. Автокредит – нероскошь, а средство осуществления мечты // Бизнесмен. – №2. – 2008.
15. Иванова Н. Private Banking. Личные интересы, личный брак // Бизнесмен. – №3. – 2008.
16. ПетровА.С. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
17.Эрделевский А.М. Комментарийк Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле»(постатейный). – М.: Система ГАРАНТ, 2006.
18. КурсовВ.Н., Яковлев Г.А. Бухгалтерскийучет в коммерческом банке. – М.: Инфра-М, 2005.
19. Международныевалютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.:Финансы и статистика, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.