Содержание:
1) Введение.
2) Изобретатели риторики.
3) Выдающиеся ораторы.
4) Ораторское искусство древнейГреции.
5) Ораторское искусство древнегоРима.
6) Риторика в средние века.
7) Риторика в эпоху Возрождения.
8) Место риторики в странах Запада иВостока.
9) Развитие риторики в России.
10) Современное состояние риторики.
11) Список использованной литературы.
Введение
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в средеобразованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью,занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому вискусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима стакими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческаядрама. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которойэти жанры сосуществовали.
Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейскойлитературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новоевремя уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальныхкультур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видовхудожественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесносвязана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнемобразования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развитиякультуры народа, создавшего этот жанр.
Словориторика (от греческого глагола rheo – говорю)первоначально означало ораторское искусство. Многие греческиегорода-государства, как Афины, управлялись демократически. Политические исудебные решения принимались голосованием на сходке, результаты которогоопределялись убедительностью публичных речей и впечатлением, которое ораторпроизводил на собравшихся граждан. Убедительность речи зависела от ее логоса — силы доводов, приводившихся оратором, этоса — уместности речи, ее соответствияобщепринятым обычаям и взглядам, и филокалии (букв. благолепия — красоты)оратора и его речи, пафоса — эмоций (гнева, сострадания, мужества, милосердия идр.), возбуждаемых в публике словесным искусством оратора. В этих условиях вV-IV веках до Р.Х.
сложиласьпрофессия софистов — «знатоков, мастеров», платных учителей философии иораторского искусства, которые обучали молодых людей технике аргументации иприемам воздействия словом.
Изобретатели риторики.
Изобретателемриторики называют Горгия Леонтинского (485-380 доР.Х.). Он предложил учение об аргументации, выделил и обозначил риторическиефигуры и создал школу риторов.
Другимизобретателем риторики как искусства полемики, цель которой – победа в споре,считается философ-материалист Протагор из Абдеры(480-410), полагавший, что «человек есть мера всем вещам – существованиюсуществующих и не существованию несуществующих», что душа «есть чувства ибольше ничего… и что все на свете истинно». В этом качестве материалиста,гуманиста и демократа Протагор первым стал брать плату за уроки риторики.
Риторикав собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности Платоном(427-347 г до Р.Х.) задач и целей публичной аргументации и с определения ееэтического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мыслиПлатона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный риторпредстает как философ. Платон прекрасно владел риторической техникой и искусноиспользовал ее в своих произведениях. Проблема познавательной ценностиаргументации правдоподобного, поставленная Платоном, непосредственно связана спроблемой самой риторики в системе знания.
Задачапревращения риторики в научную дисциплину решена Аристотелем (384-322 до Р.Х.).«Риторика» Аристотеля – первая систематическая монография,описывающая «способность находить возможные способы убеждения относительнокаждого данного предмета». «Риторика» Аристотеля не первоеруководство по ораторскому искусству, но первый
дошедшийдо нас научный трактат, в котором систематически изложена теория публичнойаргументации.
Выдающиесяораторы.
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речистал великий афинский оратор Демосфен (385— 322 гг.). В начале своего творческого пути Демосфенвыступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурнуюполитическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, частовыступая с трибуны Народного собрания. В литературном наследии Демосфена (донас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политическиеречи определяют его место в истории греческого ораторского искусства.
Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в областисудебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415—380 гг. до н. э.). Он заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталонстиля, композиции и самой аргументации — последующие поколения ораторов вомногом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языкааттической прозы.
Что в жанре судебного красноречия сделал Лисий, то в жанреторжественного красноречия сделал Исократ (ок. 436— 338 гг.), происходивший из зажиточной прежде, норазорившейся афинской семьи. Особенностью стиля Исократа являются сложные периоды, обладающие,однако, ясной и четкой конструкцией и поэтому легкодоступные для понимания.
Ораторское искусстводревней Греции.
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующейразнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых раннихпроизведениях греческой литературы— в «Илиаде» и «Одиссее». В речах,произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой. Егогерои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речейпорой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество. Самхарактер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства.Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитаннойна непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного талантаавтора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том,какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автораили чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией,богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяниеличности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудиториии, как правило, нужного эффектна. Публичная речь — это всегда искусство. ВГреции классической эпохи, для социального строя которой типична формагорода-государства, полиса, в его самом развитом виде — рабовладельческойдемократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторскогоискусства. Верховным органом в государстве, — по крайней мере номинально — былоНародное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно.Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представитьсвои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этомдоводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающегоиграли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. Практическимипотребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторикестало высшей ступенью античного
образования. 3дачам этого обучения отвечали создаваемые учебники инаставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли.В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достиженияриторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследуетсистему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторикамыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой).Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способыубеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида:совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речейсовещательных—склонять или отклонять, судебных — обвинять или оправдывать,эпидиктических—хвалить или порицать. Из упомянутых трех жанров публичной речи вклассической античности наиболее важным был жанр совещательный, или, инымисловами, политическое красноречие.
В эпидиктических речах содержание часто отступало передформой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примеромискусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи былибессодержательными. Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное словонад телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которуюФукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного историческогополотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной формеполитическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она являетсябесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении какпамятника искусства.
Ораторское искусство древнего Рима.
Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящиеобразцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становитсяпредметом тщательного изучения в специальных школах.
Со страстными речами выступали политические деятели, как,например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был ораторомисключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своихвыступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.
Среди римских ораторов широко, например, был распространен такойприем, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.
Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии:азианское и аттическое.
Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык,каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлениюв Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут.
В риторических сочинениях римских авторов нетпринципиально новых идей: понятийный аппарат, содержание риторики в основномразработаны греками.
Риторика в средние века.
Средние века добавили к теоретическому наследию античностине так много. Что касается раннего средневековья в Западной Европе, тодостаточно назвать два-три имени: испанского архиепископа Исидора Севильского(560-635), англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673-735),
а также Юлия Руфиния. В их трудах систематизированперечень фигур, упорядочена терминология.
В числе риторик и риторов позднего средневековья вплоть доэпохи Возрождения следует упомянуть о немецком филологе, профессоре греческогои латинского языков Филиппе Меланхтоне (1497-1560).
Оценивая состояние риторики в средние века, нужно сказать,что она страдает тем же главным пороком, что и античная. Ее рецепты не даютзакономерного эффекта на практике. «Добросовестные ученики»по-прежнему спрашивают: почему успех достигается только очень талантливым илиочень хитрым оратором, в то время как обыкновенные честные люди не могут увлечьза собой своих слушателей.
Риторика в эпоху Возрождения.
Кризис риторики начинается вместе с Возрождением, своскрешением судебного и парламентского, с появлением торгового красноречия,полемической заостренностью академического, с возникновением «моды»на яростную письменную полемику. Рост реальных потребностей еще раз обнажаетпрактическую несостоятельность претензий риторической науки.
В конце XVI в. в Англии появляются быстро ставшиепопулярными «Сад красноречия» Генри Пичема, «Искусствоанглийской поэзии» Джорджа Путтенхема. Во Франции в этом же направленииидут искания всемирно известного поэта и теоретика классицизма Никола Буало. ВXVIII в. в Англии и Франции, правда, еще появляются, но быстро исчезают изнаучного обихода риторики Г. Хоума, Дж. Кемпбелла, X. Блера, Батте, Лагарпа,Дюмарсе.
Кначалу XIX в. почти повсеместно риторика в Западной Европе перестаетрассматриваться как наука и устраняется из сферы образования. Упадок риторикизаходит настолько далеко, что вплоть до наших дней она видится многим людям каксиноним красивой, напыщенной, но малосодержательной речи.
Месториторики в странах Запада и Востока.
Риторикасегодняшнего дня занимает особое место в культуре, образовании многих странЗапада и Востока. Так, в Японии — стране, где бурно развивалась теорияинформации, — возрождение риторики началось в середине XX столетия. Главнаячерта речевого этикета японцев — повышенное внимание и чуткость к собеседнику(причиной возникновения этой черты японской речевой культуры была своеобразнаяжизнь японцев: поколение за поколением они жили весьма замкнутыми группами притесном контакте друг с другом).
Особоеположение занимает современная риторика среди гуманитарных наук в США. Впрочем,для американцев это не просто наука, а предмет государственной идеологии.Именно поэтому риторика — центральный предмет подготовки по родному языку.Американцы энергично пытаются превратить знание в действенное умение.
Достоверно известно, что более 2,5 тыс. летназад, во времена рождения и быстрого развития риторики, отцы теориикрасноречия проводили время в беседах. Современный человек проводит в устномобщении 65% своего рабочего времени. По данным американских ученых, расходчистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Этоозначает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает«наговорить» около 400 томов объемом по 1000 страниц. Итак, говориммы действительно много, но делаем это чаще всего не умеючи, плохо. Примерно 50%информации теряется при передаче. Причина потерь — неумение донести дособеседника сообщение, склонность говорить самому, в крайнем случае, слышать,но не слушать.
Теоретики риторической педагогики указывали на тосущественное, что делает речь действенной: «Говорите, чтобы я мог узнатьтебя» (Сократ); «Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначалахорошим человеком» (Квинтилиан).
Развитиериторики в России.
Доначала XVII в. искусство красноречия представлено в России многими яркимиименами, но оно носит характерный для средних веков неконфронтационныйхарактер, воплощается преимущественно в гомилетике и по этой причине вряд лиможет рассматриваться как главный объект изучения для общей риторики, если пониматьэту науку в точном смысле как учение о языковых средствах переубеждения.
Сам термин «риторика» впервые появляется в переводе греческойрукописи «Об образах» в 1073 г., но вплоть до начала XVII в.отсутствуют какие-либо учебники на русском языке. Обучение искусству говоритьведется на основе подражания образцам торжественного и учительного красноречия,практические же наставления разбросаны по различным памятникам(«Пчела», «Домострой»). Первый переводной учебник — книгаМеланхтона (1620).
По-видимому, первой оригинальной русской риторикой был учебник, написанныймитрополитом Макарием (1617). Примечательно, что этот учебник состоял только издвух книг (разделов) — «Об изобретении дел» и «Обукрашении». Тем самым как бы подчеркивается особая роль слова, которая«делам придает и прибавляет силы». В самом конце XVIII в. (в 1699 г.)эта риторика была переработана и дополнена Михаилом Усачевым.
К началу XVIII в. искусство красноречия, сохраняющего в основном свойнеконфронтационный характер, начинает все больше переориентироваться сгомилетики на художественные жанры, и, прежде всего, поэтику. В 1705 г.появляется курс лекций Феофана Прокоповича (1681-1736) «De artepoetica» («О поэтическом искусстве»), а в 1706 г. — такженаписанный на латинском языке «De arte rhetorica» («Ориторическом искусстве»).
Первой научной русской риторикой, продолжающей путь мирового развития этойнауки, было «Краткое руководство к красноречию» (1747), написанное М.В. Ломоносовым (1711-1765).
КонецXVIII — начало XIX в. характеризуются симптомами приближающегося кризисаобщественной феодально-крепостнической системы, первыми попытками социальныхреформ. Инициатива их проведения обычно связывается с именем МихаилаМихайловича Сперанского (1772-1839). Характерная черта этого времени — нарастающий интерес к конфронтационному красноречию в сферах академической,педагогической, деловой речи. Жизнь властно предъявляет к теоретическомуаппарату риторики свои практические требования.
Ответом на них служат «Правила высшего красноречия» Сперанского,известные в рукописи, созданные на основе лекционного курса, который он читал в1792 г. в Главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге.
Взлетинтереса к риторике в России конца XVIII — первой половины XIX в. имеет,однако, те же закономерные последствия, что и на Западе. С 60-х гг. в названияхучебных пособий, риторику вытесняет словесность. При этом вслед зареволюционно-демократической критикой крупнейшие филологи — А. А. Потебня и А.Н. Веселовский — провозглашают основным видом словесности художественнуюлитературу. Престиж риторики сильно падает. И это понятно. В ее научномаппарате нет механизма создания и усиления изобразительности, направленного нараскрытие психологических компонентов убеждающей речи. Престиж риторики продолжаетпадать, несмотря на расцвет конфронтационного по своей сути судебногокрасноречия, когда в золотой фонд русского ораторского искусства входят речиизвестнейших юристов: Петра Акимовича Александрова (1838-1893), СергеяАркадьевича Андреевского (1847-1918), Анатолия Федоровича Кони (1844-1927),Федора Никифоровича Плевако (1842- 1908), Владимира Даниловича Спасовича(1829-1906),
НиколаяИосифовича Холева (1858-1899). Он падает, несмотря на расцвет академическогокрасноречия, представленного именами виднейших ученых: И. С. Сеченова, Д. И.Менделеева, В. О. Ключевского, К. А. Тимирязева, С. П. Боткина, И. В.Склифосовского. Падает до нуля, несмотря на рост так называемого«парламентского» красноречия в России начала XX в. Престиж старой риторикине возрождается даже в судьбоносное октябрьское время, когда ораторы увлекаютпод свои знамена неисчислимые массы людей. Правда, уже в 1918 г. в Петроградеусилиями С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольда, А. В. Луначарского, Л. В. Щербы, Н. А.Энгельгардта, Л. П. Якубовского открывается первый в мире Институт живогослова, и преподаватели этого института предлагают программы курсов лекций потеории красноречия и теории спора. Затем вплоть до начала 30-х гг. появляются исоответствующие исследования. Например, «Программа курса лекций по историикрасноречия/риторики», предложенная Энгельгардтом.
Темне менее в последующие годы создается целый ряд исследований общеговоспитательно-учебного и теоретического направления, которые ставят цельюпомочь политинформаторам, лекторам, агитаторам овладеть основами ораторскогоискусства. Это книги Г. З. Апресяна, Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Н. Н.Кохтева, В. П. Чихачева, Д. С. Беникова и др. Продолжаются, хотя и далеко небеспристрастные, попытки оценивать социальную природу риторики. Завершаяописание этого периода, особенно важно отметить, что уже в 1930 г., анализируяпричины исчезновения риторики, к ее возрождению призывал академик В. В.Виноградов (1895-1969).
Современноесостояние риторики.
Нельзясказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имелсоциальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные,гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека наее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчиторужие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины.
В последней трети XIX в. общим направлением искусства стал импрессионизм, азатем символизм. Это направление дало яркие образцы усиления изобразительности,причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миром чувств иобразных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаковполучали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего впоэзии, наделенной огромной воздействующей силой. Постепенное понимание того,что опыт античной и средневековой риторики необходимо изучать, возрождаетинтерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств.
Появляетсяфундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов. Этокнига Г.Лаусберга «Руководство по литературной риторике».
Итак,медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опытиспользования риторических средств может зависеть не только от таланта иинтуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит кпоявлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в тойили иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л.Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются иочень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видамсловесности. Так, Т. Конли пишет в обзоре «О некоторыхсущественных достижениях в изучении риторики»: «Мы вступили в новыйпериод истории идей, когда… возрождение интереса к риторике — это результатконсенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научныеметоды и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились».
Всесказанное выше вселяет уверенность, что новое возрождение риторики, наконец,превратит ее в подлинную науку.
Списокиспользованной литературы:
1)Аннушкин В.И. Первая русская риторика. М., “Знание”, 1989. №1.
2)Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
3)Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. М., 1994.
4)Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1995.
5)Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
6)Антологиярусской риторики. Учебное пособие. Отв. редактор и составитель профессорМ.И.Панов. М., 1997.