Реферат по предмету "Культура и искусство"


Значение знака и символа в культуре

Содержание
Введение
1.Типология знаковых систем культуры
2. Естественные знаки
3. Функциональные знаки
4. Иконические знаки и символы
5. Конвенциональные знаки
6. Вербальные знаковые системы –естественные языки
7. Знаковые системы записи
Заключение
Библиография

Введение
Культурология – теориякультуры, комплексная гуманитарная наука. Формирование ее выражает общуютенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникает на стыкеистории, философии, социологии, антропологии, этнологии, семиотики,лингвистики, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этихнаук. За свою недолгую историю культурология не выработала еще единойтеоретической схемы, позволяющей в достаточно строгой логической формеупорядочить ее содержание. Структура культурологи, ее методы, ее отношение ктем или иным отраслям научного знания остаются предметом дискуссий, в которыхведется борьба между различными точками зрения. К настоящему временивырисовывается некоторый комплекс центральных проблем культурологии как науки,а также несколько основных теоретических подходов к постановке и исследованиюэтих проблем. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает не только общийспособ постижения мира, но способ взаимопонимания и сопереживания, язык длясопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Культура предстаеткак смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь ив знаках, и в символах.
Цель контрольной работыопределить значение знака и символа в культуре.
Задача контрольнойработы: охарактеризовать типологию знаковых систем культуры; рассмотретьестественные, функциональные, иконические знаки и символы; вербальные знаковыесистемы; знаковые системы записи.
При написании контрольнойработы мной использовалась следующая литература:
1. Васин А.С.Культурология. – М.: Фобос, 2004
2. Романов Ю.М.Культурология. – С-П.: Юристь, 2006
3. Соколова А.Т.Культурология. – М.: Феникс, 2000

1. Типология знаковыхсистем культуры
Говорить о семиотикекультуры – значит говорить о культуре как о знаковой системе, а любыекультурные явления рассматривать как тексты, несущие информацию и смысл.Понимать какую-либо культуру – значит понимать ее семиотику, уметьустанавливать значение используемых в ней знаков и расшифровывать тексты,составленные из них. Под словом «текст» в культурологии понимается не толькописьменное сообщение, но любой объект – произведение искусства, вещь, обычай ит.д., — рассматриваемый как носитель информации. Каждому человеку более илименее понятна семиотика его родной культуры. Что же касается чужой культуры,то, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на какомнаходится понимание родной культуры. Язык любой культуры своеобразен иуникален. Но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковыхсистем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры. Всемногообразие знаковых средств, используемых в культуре, составляет еесемиотическое поле. В составе этого поля можно выделить 6 основных типов знакови знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные,вербальные (естественные языки), знаковые системы записи. Кратко охарактеризуемэти типы, уделив главное внимание вербальным знаковым системам – естественным,национальным языкам, которые образуют семиотический базис культуры.
2. Естественные знаки
Под «естественнымизнаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают какзнаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы ирассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественныйзнак является частью какого-то целого и поэтому дает информацию о последнем.
Естественные знаки – этознаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы пониматьестественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекатьсодержащуюся в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, расположениенебесных светил могут многое сказать тому, кто способен «расшифровывать» этизнаки. Тот же, кто не способен это делать, скорее всего, просто не воспримет ихкак знаки. Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки вприродной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры ипостепенно утрачивается с развитием цивилизации. В обыденном опыте огромноемножество естественных знаков обычно не подвергается систематизации. Построениесистем естественных знаков является, как правило, результатом длительногоразвития практики и науки. Примеры таких систем: система медицинскойдиагностики, описывающая естественные знаки – симптомы заболеваний;спектральный анализ, позволяющий по цветам спектра определить химический составвещества; астронавигация, основанная на установлении систематической связимежду наблюдаемым расположением звезд и координатами наблюдателя.
3. Функциональные знаки
Какой-либо предметстановится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что онуказывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается наспособе его употребления человеком. Например, обнаруженное археологом в курганеоружие – функциональный знак, свидетельствующий о том, что в нем захороненвоин. Обстановка квартиры – комплекс функциональных знаков (текст), несущийинформацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полкеговорит об их вкусах и интересах. Очки – знак слабости зрения; лопата на плечеуказывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами. Функциональныезнаки – тоже знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков связьфункциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не ихобъективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельностилюдей. Эти знаки создаются человеком для практического использования, а не сцелью наделить их знаковой функцией; используясь по прямому назначению, онизаодно выполняют и знаковую функцию. Они могут выступать в качестве знаковтолько потому, что включены в человеческую деятельность и несут в себеинформацию о ней. Чтобы извлечь из них эту информацию, требуется иметь какие-топредварительные знания об условиях их применения в человеческой деятельности. Вкачестве функциональных знаков могут выступать не только предметы, но идействия людей. Всякий школьник знает: когда учитель водит пальцем по классномужурналу – это знак того, что он сейчас вызовет кого-то отвечать. Совершаянепроизвольные телодвижения, человек, как правило, не подозревает, что подаетзнаки, сигнализирующие о его чувствах, эмоциях, намерениях, мыслях. Посколькупредметы и поступки, выступающие в качестве функциональных знаков, представляютсобою средства, результаты, способы человеческой деятельности, поскольку онисамой этой деятельностью упорядочиваются и систематизируются. Примеры системфункциональных знаков: производственная техника (любой механизм или деталь –знак, который несет информацию обо всей технической системе, элементом которойон является); предметы обстановки; одежда; «язык тела» — мимика, жесты, позы ит.д.
4. Иконические знаки исимволы
Это – принципиально инойкласс знаков по сравнению с естественными и функциональными. Иконические знаки– это знаки-образы, имеющие сходство с тем, что они обозначают. Иконическиезнаки – знаки в полном смысле слова. Если для предметов, выступающих в качествеестественных и функциональных знаков, знаковая функция является побочной ивыполняется ими как бы «по совместительству», то для иконических знаков этафункция является главной и основной. Они, как правило, искусственно создаютсятакими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей (хотя изредкав качестве иконического знака используют естественно образовавшийся объект,очень похожий на то, что нужно им обозначить).
Образы различаются постепени своей похожести на оригинал. Одни из них имеют схематичный, упрощенныйхарактер – например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы,эскалаторы, туалетные комнаты; другие настолько похожи на изображаемую натуру,что дают полную иллюзию ее действительного присутствия (реалистично написаннаякартина). Художественные образы в произведениях искусства отличаются тем, чтоони отражают не только внешний, наружный облик людей, явлений, событий, но ихскрытое от непосредственного восприятия внутреннее содержание. Понять образ,увидеть в нем то, что изображено, — это задача, которая требует определенногоуровня культуры.
Особое место средииконических знаков занимают символы.
Символы – это знаки,которые не только изображают некоторый объект, но и несут в себе добавочныйсмысл: выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианскойрелигии; «птица-тройка» у Гоголя; «голубь мира» у Пикассо.
Символ имеет двухслойноестроение. Его внешний, «первичный» слой – наглядный образ некоего объекта, а«вторичный», собственно символический слой – мысленно сопрягаемая с этимобъектом идея (иногда по своему содержанию весьма далекая от него).Символический слой может, в свою очередь, содержать в себе идеи и понятияразной степени общности и абстрактности. Язык символов самые абстрактные идеивыражает в конкретно-наглядной форме.
Символом является,например, герб города. В гербе Санкт-Петербурга изображены два скрещенных якоря– морской и речной. Это знаки-образы. Если бы смысл их этим исчерпывался, тогерб был бы просто рисунком двух якорей. Рисунок воспринимается не только какнаглядный образ якорей, но и как символический образ города. Но это лишь первыйслой символического смысла герба. За ним стоит еще один смысловой уровень:скрещенные якоря символизируют роль Санкт-Петербурга как центра морского иречного судоходства (в гербе есть еще скипетр – символ города как центра державнойвласти). Если же принять во внимание, что река, на которой стоитСанкт-Петербург, течет из российской земли, а море соединяет Россию сзарубежным миром, то вырисовывается еще более глубокий смысловой уровень герба:он символизирует идею, которую Пушкин выразил известными словами «здесь намсуждено в Европу прорубить окно», идею, которая определяет лицоСанкт-Петербурга как города, где происходит встреча России с Западом,пересечение русской и западноевропейской культуры («все флаги в гости будут кнам»). К тому же якорь – это символ спасения, что наводит на мысль о значенииПетербурга в судьбе России. Добавочные смысловые ассоциации возникают присравнении герба Санкт-Петербурга с гербом Рима и Ватикана. Якоря (лапами вверх)заменяют собою изображенные там перекрещенные ключи апостола Петра (бородкамивверх). Таким образом, в петербургском гербе использованы мотивы римскогогерба. Это символически выражает идею о Санкт-Петербурге как новом Риме. Такимобразом, уровень понимания символа может быть различным, и чтобы добраться доболее глубоких его смысловых слоев, надо задумываться над его содержанием. Смыслсимвола зачастую складывается исторически: со временем в нем на первоначальныйсмысл наслаиваются новые смыслы. Глубинный историко-культурный смысл такогосимвола может быть понятным только тому, кто знает его происхождение и жизнь вразвитии культуры.
Рассмотрим герб России:
Двуглавый орел – символсилы, могущества государства, его орлиной «высоты полета». Но для того, ктознает историю и помнит, что эта гордая двуглавая птица прилетела к нам накрыльях христианства из Византии, гербом которой она была, в российском гербеобнаруживается еще один смысл: связь культур, историческая преемственностьхристианской культуры. А если принять во внимание, что Византия была империей,унаследовавшей государственный знак некогда могучей Римской империи, силойоружия подчинившей себе огромную территорию, то в содержание этого символавключается новый смысловой регистр: идея имперской власти и могущества,мирового господства, победоносных воин и завоеваний, цезариантской славы. Иван III, желая, видимо, подчеркнуть значениеРоссии как великого государства, заменил византийским орлом в государственномзнаке России прежнего льва, терзающего змею. Можно пойти еще дальше: двуглавыйорел сначала был знаком одного из лучших римских легионов (а еще раньше,вероятно, тотемным знаком племени, из которого он формировался); этот легионпрославился не только воинской доблестью, но и свирепостью по отношению кврагам. И это придает содержанию символа новые – и весьма опасные – смысловыеоттенки. А если учесть, что двуглавый орел, прежде чем стать государственнымсимволом Византии, до этого рисовался в гербовых знаках нескольких европейскихгосударств; и, кроме того, принять во внимание, что двуглавого орла изображаливместе со своими богами еще древние шумеры и хетты на рельефах 3-2 тысячелетиядо нашей эры, найденных в Малой Азии, — то символика нынешнего российскогогерба включает в себя идею духовного единства Запада и Востока – идею, оченьважную для нашей страны, лежащей на стыке между ними.
Связь внешнего обликасимвола с его глубинным идейным смыслом включает в себя некоторый элементусловности. Однако в основе этой связи всегда лежит какое-то иконическоесходство. Как писал Ф. де Соссюр, символ «не до конца произволен»: весы могутбыть символом справедливости, поскольку иконически содержат идею равновесия, а,например, колесница – нет.
5. Конвенциональные знаки
Конвенциональный(условный) знак служит обозначением предмета «по условию» — потому, что людиусловились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычноимеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значенияявляется лишь результатом соглашения, договора. Конвенциональные знакисоздаются специально для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какойдругой цели не нужны. Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьныйзвонок; красный крест на машине «скорой помощи»; «зебра» на пешеходномпереходе; звезды и полосы на погонах.
Существует два основныхвида конвенциональных знаков – сигналы и индексы. Сигналы – знаки извещения илипредупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным иобщепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например,значение цветов светофора). Значение специальных сигналов становится известнымтолько в результате обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационныесигналы). Индексы – условные обозначения каких-то предметов или ситуаций,имеющие компактный, легкообразимый вид и применяемые для того, чтобы выделитьэти предметы и ситуации из ряда других. Примеры знаков-индексов: показанияприборов, картографические знаки, условные значки в схемах, графиках, школьныеоценки и т.п.
Наряду с отдельными конвенциональнымизнаками в ходе развития культуры возникают разнообразные системыконвенциональных знаков. Например: геральдика, система знаков дорожногодвижения, значение имеют образно-символические системы в искусстве –«художественные языки», свои в каждом виде искусства.
6. Вербальные знаковыесистемы – естественные языки
Это важнейшие изсозданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличитьот искусственных языков. Любой из нескольких тысяч естественных языков – этоисторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культурыговорящего на нем народа. Никакая другая знаковая система не может сравниться сним по своему культурному значению. Человеческий язык сложился на основевозможностей, заложенных в биологической природе человека. По-видимому, человекобладает врожденной и генетически передающейся по наследству языковойспособностью, т.е. психофизиологическим механизмом, с помощью которого ребенокв течение первых лет жизни может научиться речи. Но реализация и развитиеязыковой способности происходит у людей только в условиях общения. Наблюдениянад детьми, оказавшимися вне человеческого общества (так называемые «маугли» — дети, потерявшиеся и выросшие среди животных), показали, что они не умеютговорить и научиться речи, по-видимому, не могут. Язык формируется иразвивается людьми только благодаря совместной, общественной жизни. Поэтому онхотя и имеет биологические предпосылки, но является по своей сущностисоциальным феноменом. Во всяком языке существуют нормы, определяющие построениеречи. Люди, говорящие на одном языке, способны понимать друг друга потому, чтопридерживаются одних и тех же норм. Несоблюдение этих норм порождает путаницу инедоразумения. Наглядным примером тому служит известное выражение «Помиловатьнельзя повесить», которое может приобрести два противоположных смысла взависимости от того, где поставить запятую (или в устной речи – где сделатьинтонационную паузу). Но вместе с тем границы языковых норм не являютсяжесткими. Они достаточно гибки и изменчивы, чтобы дать простор воображению иобеспечить приспособление языка к возникающим в культуре новшествам. Например,принципиально новая идея требует новых языковых средств для ее объяснения: ведьдействительно новую идею нельзя определить или логически вывести из ужесуществующих в языке понятий. Как правило, приходится прибегать кновообразованием, которые со временем становятся полноправными элементамиязыка. Так вошли в язык многие научные термины: «гены», «бессознательное»(прилагательное, ставшее существительным), «волны вероятности», «кварки» и др.
Естественный язык –открытая система. Он (в отличие от строгих формализованных систем, о которыхразговор пойдет ниже) способен к неограниченному развитию. История развитиякультуры отражается в истории развития языка. Но эволюция языка не являетсяпросто следствием перемен в общественной жизни. Несмотря на изменения,происходящие в языке, он остается одним и тем же в течение столетий, и детипонимают своих предков, а деды – внуков и правнуков. Дело в том, что наряду сбыстро изменяющимся слоем лексики в языке имеется основной словарный фонд –лексическое «ядро» языка, которое сохраняется веками. Сюда входят все корневыеслова. Они понятны всем носителям данного языка, отличаются высокойчастотностью употребления и служат источником для новых словообразований. Это,например, такие слова, как «вода», «дом», «мать», «работа», «десять», «я»,«твой» и т.п. Основной словарный фонд со временем тоже изменяется (так, нашипредки говорили не «пахать землю», а «орать землю»). Но эти изменениясовершаются очень медленно – иначе люди разных поколений не могли бы понятьдруг друга и опыт прошлого не накапливался бы в культуре.
7. Знаковые системызаписи
Важнейшая из них –письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типузнаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п.Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базедругих знаковых систем – разговорного языка, музыки, танца – и вторичны поотношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайшихдостижений человеческой мысли. Особенно большую роль сыграло появление иразвитие письменности, позволившее человеческой культуре выйти из начального,примитивного состояния. Без письменности было бы невозможно развитие науки,техники, искусства, права и т.д. и т.п. Зародышем письменности было такназываемое «предметное письмо» — возникшее еще в первобытном обществеиспользование предметов для передачи сообщений (например, оливковой ветви какзнака мира). Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках(пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в которомрисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы).И наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в которомиспользуется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих неслова, а составляющие их звуки устной речи. Аналогичным образом развивалась изапись музыки – нотное письмо, и система записи танца. В настоящее время длязаписи музыки и танца часто используются технические средства – аудио- ивидеосистемы. Появление и развитие письменной речи порождает принципиальноновые возможности культурного прогресса. Базисным знаком письма является не слово,а меньшая и более абстрактная единица – буква. Количество базисных знаковсистемы уменьшается и становятся обозримым. Благодаря этому становятсявозможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачиинформации.
Запись создает возможностьсущественно увеличить словарный состав языка. В племенных бесписьменных языкахредко употреблявшиеся слова просто исчезали из социальной памяти, на смену забытымсловам приходили новые. Словарь таких языков содержит не более 10-15 тысячслов. В современных языках за счет использования письма происходит накоплениеслов и их количество достигает полумиллиона.
С возникновениемписьменности начинают складываться языковые нормы и правила, создаетсянормированный литературный язык, появляются приемы обработки текста. Врезультате совершенствуются способы выражения мысли в языке, повышаютсяточность и глубина передачи ее нюансов. Неизмеримо возрастает количествоциркулирующей в обществе информации. Бесписьменные языки могли обеспечитьпередачу лишь того объема знаний, который хранился в фольклоре и ограничивалсявозможностями памяти жреца или сказителя. Письменность позволяет обществутранслировать информацию, количество которой намного превосходит объем памятиотдельного человека. Возникают библиотеки, выполняющие функцию хранилищ знанияи делающие его доступным для грядущих поколений. Снимаются временные ипространственные границы общения: становится возможной коммуникация междулюдьми, живущими на больших расстояниях друг от друга и в разное историческоевремя. Благодаря письменности изменяются качества информации, сохраняющейся вобществе. Оригинальная, нестандартная мысль, которая среди современников считаетсяне заслуживающей запоминания, без письменности была бы после смерти авторазабыта, и потомки бы о ней не знали. Письмо дает возможность запечатлеть исохранить ее. Это открывает широкие возможности для развития творчества. Письменностьоткрыла путь к тиражированию текстов – книгопечатанию. Когда золотых дел мастерИоганн Гуттенберг из Майнца изобрел печатный станок и набор текста изстандартных литер шрифта, стало возможным массовое тиражирование книг. Началасьновая эра культурного прогресса. Круг читателей чрезвычайно расширился.Произошла демократизация письменного общения, оно стало повседневным деломмиллионов людей. Возникли условия для массового образования и просвещениянарода. Вместе с тем школьное обучение грамоте стало непременным условиемфункционирования письменной речи, сохранения языковых традиций и непрерывностисуществования культуры.
Одним из важныхнаправлений развития систем записи явилось создание формализованных языков,играющих большую роль в современной логике и математике, а следовательно, и вовсех науках, использующих логико-математический аппарат. С разработкойформализованных языков связано развитие электронно-вычислительной техники,которое ныне во многом определяет судьбы дальнейшего культурного прогрессачеловечества.

Заключение
Объединяя и вдохновляялюдей, культура дает не только общий способ постижения мира, но способ взаимопониманияи сопереживания, язык для сопереживания, язык для выражения тончайших движенийдуши. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства,знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать вкоммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурномпространстве. Человек выражает свои мысли и чувства с помощью знаков и знаковыхсистем: условных, или конвенциональных, вербальных (естественные знаки),знаковых систем записи и т. п. Основываясь на многочисленных исследованиях,можно сделать заключение, что человеческая культура начинается там и тогда, гдепроявляется способность сознания к символизации. Культура предстает каксмысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь и в знакахи в символах. С помощью символа человек нашел способ передачи информациисредствами, превосходящими возможности языка. Например: гербы, эмблемы,знамена, ордена, полумесяца или образы, голубь мира и т.п. Помимонаглядно-образной формы они передают абстрактные идеи и понятия. Причем, формыматериальной культуры могут со временем меняться, но символы сохраняются(иногда даже на протяжении тысячелетий). Смысл символа чаще всего являетсямногоуровневым, в него могут быть включены различные историко-культурныепредставления, знание которых облегчает понимание этого смысла. Иногда символыутрачивают свое первичное значение, трактуются по-новому в силу изменениясмысловой насыщенности. Особое значение имеют образно-символические системы врелигии, искусстве («художественные языки»), причем каждый вид искусства вводитсвой образно-символический язык: язык музыки, танца, живописи, кино или театраи т.п.
Культура выражает себячерез мир символических форм, передаваемых от поколения к поколению.Символические формы сами по себе – лишь внешняя сторона культуры. Толькоблагодаря творческой активности человека символический мир наполняется глубокимсодержанием. Поэтому определить понятие культуры только посредством символов,т.е. отождествлять культуру и мир символов, нельзя.

Библиография
1. Васин А.С. Культурология. – М.:Фобос, 2004
2. Романов Ю.М. Культурология. –С-П.: Юристь, 2006
3. Соколова А.Т. Культурология. – М.:Феникс, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Выполнение спуска полос в программе PageMaker по "Кварковскому" методу
Реферат Основные средства передачи рекламы их плюсы и минусы
Реферат Взаимосвязь мануальной асимметрии и особенностей эмоционально-личностной и когнитивной сферы у м
Реферат A Comparison between Beowulf and Redcrosse Knight
Реферат Антикризисное управление предприятием (на примере ООО «Флора»)
Реферат Общественно-политическая мысль Древней Руси. «Книжные представления». Сфера идеологий.
Реферат Государственный строй истоки и эволюция
Реферат 492-490 гг до нэ первые вторжения персидских войск на территорию Балканской Греции
Реферат Турецкий язык
Реферат Возникновение древневосточных государств и особенности формирования государственного строя в ст
Реферат Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии (стажа работы)
Реферат 64-я студенческая научная конференция и 40-я конференция молодых учЁных Смоленской медицинской академии
Реферат Columbus Essay Essay Research Paper Perhaps more
Реферат Microsoft Dilemma Essay Research Paper The Microsoft
Реферат П.А. Румянцев – жизненный путь и военно-теоретические взгляды