/>/>Содержание
Введение
1.Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов
1.1Историческое формирование традиционных деревянных ремесел и промыслов
1.2Деревянные ремеслаи промыслы в настоящее время
2.Исследование художественных образов в традиционных деревянных промыслах иремеслах на примере современного предприятия «Богородский резчик» села Богородское
2.1Особенности производства на предприятии «Богородскийрезчик»
2.2Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии «Богородскийрезчик»
Заключение
Списоклитературы
Приложение
Введение
Резьба по дереву широко распространена в нашей стране какочень популярное народное декоративное искусство. Русские мастера издавнавеликолепно умели обрабатывать этот материал и создавать из неговысокохудожественные изделия. В художественных и краеведческих музеях хранятсяколлекции мебели, утвари, орудий труда, предметов быта, украшений, которыесоздавались русскими мастерами на протяжении многих столетий вплоть до первойполовины XIX в.
Но во второй половине XIX в., в связи с развитием капитализмав России, резьба по дереву постепенно приходит в упадок. Деревянная архитектуравсе в большей степени вытесняется каменной. Самодельная утварь и посуда даже вусловиях сельской жизни заменяются готовыми фабричными изделиями. Выходят измоды деревянная резная мебель, резные ларцы и кубки из кости.
Мастера-резчики по дереву должны работать все напряженнее,чтобы успеть вырезать и выточить как можно больше изделий и, несмотря на низкиепродажные цены, заработать себе на жизнь. Все больше и больше резчиков бросаетлюбимое дело, уходит работать на фабрики и заводы.
Во время первой мировой войны, когда многие талантливые иискусные мастера погибли на полях сражений, а страна была разорена войной,спрос на художественные изделия из дерева резко снизился.
В декабре 1921 г. в залах московского Государственногоисторического музея открылась выставка «Крестьянское искусство», накоторой была широко представлена резьба по дереву. В 1923 г. мастера — резчикипо дереву приняли участие в I Всероссийской сельскохозяйственной выставке.Лучшие работы были отмечены наградами.
В 30-е годы складываются творческие коллективы мастероврезьбы по дереву, создается основной ассортимент изделий. На многих промыслахбыли построены новые производственные цехи, и мастера перешли из тесных,темных, неприспособленных домашних мастерских в благоустроенные, светлые общиемастерские.
Уже в предвоенные годы искусство резьбы по дереву достиглозначительного развития. Советские художественные изделия из этих материаловбыли представлены на ряде международных выставок, например в Париже в 1925 и в1938 гг., в Нью-Йорке в 1939 г. Изделия резчиков по дереву и костиэкспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. Производстворезных художественных изделий из дерева в настоящее время существует вАрхангельской, Вологодской, Калининской, Горьковской, Кировской, Московскойобластях, в Башкирской и Карельской АССР и в ряде других областей, краев иавтономных республик Российской Федерации. Мастера-резчики изготовляют нестандартнуюмебель, преимущественно для детских учреждений, настенные декоративные панно,светильники, декоративные ковши, украшения и т. д. Во всех этих художественныхизделиях так или иначе развиваются богатые художественные традиции национальнойнародной резьбы по дереву.
Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русскогонарода. Именно поэтому данная тема становиться все более актуальной.
Цель работы рассмотреть символику и художественные образы в традиционных деревянных ремеслах и промыслах.
Задачи работы рассмотреть:
1. Особенности традиционных деревянных ремесел и промыслов;
2. Историю и развитие традиционныхдеревянных ремесел и промыслов;
3. Исследование художественных образов в традиционныхдеревянных промыслах и ремеслах на примере современного предприятия.
Гипотеза данной работы: сохранилась ли символика ихудожественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах.
Методы исследования: анализ научно-теоретической иисторической литературы, наблюдение. В данной работе мы проанализируемматериалы из газет, журналов про предприятие «Богородскийрезчик», чтобы узнать, сохранилась ли символика и художественныеобразы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах
1. Особенности традиционныхдеревянных ремесел и промыслов 1.1 Историческое формирование традиционных деревянных ремесел ипромыслов
Традиционное декоративно-прикладное искусство — это целый,стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду,быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительныеэлементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавалисьиз поколения в поколение.
Прежде всего, нужно дать определение понятиям символика,художественные образы, традиция, деревянные промыслы, ремесла.
Начнем с первого понятия – символика – это совокупностькаких-либо символов. Ниже будет рассмотрены функции символики и ее сущность втрадиционных деревянных промыслах и ремеслах.
Художественные образы – это образы, отвечающие требованиямискусства, эстетического вкуса.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения кдругому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Деревянные промыслы, ремесла – это мелкое ремесленноепроизводства и обработка деревянных изделий. Выделяют очень большое количестводеревянных промыслов и ремесел, но мы остановимся подробнее на двух из них:резьба и макетирование.
Различные фрагменты резного дерева из Пенджикента, Уструшаныи Кофарнигана (Кофарниганский р-н Таджикистана) дают яркое представление овысокой культуре согдийских и тохаристанских скульпторов и орнаменталистов,передавших свою эстафету мастерам пластической резьбы 9-12 вв. Значительноеместо в искусстве резьбы по дереву этого периода занимает деревянный мавзолейХазрати-Шо (Лангар Бобо) из кишлака Чорку Исфаринского района. Егоархитектурные детали (колонны, консоли, фриз, потолок) — это образцы развитогоорнаментального искусства. Великолепной художественной отделкой отличаютсятакже резные колонны из кишлаков Рарз, Фатмев, Курут, Оббурдон, мехраб изИскодара (Зерафшан) и резное пано из Ашта. Все видимые участки колонн и ругихархитектурных деталей отделаны неповторимой художественной резьбой.
Лейтмотивом узора являются S-образные кривые, перлы,трилистник, куфические надписи. В гуще растительного узора иногдапросматриваются маска Тао-Те, гранат, змеи с птичьей головой и хвостом рыбы,изображение воды, свастика, виноградные листья. И по технике и по стилю резноедерево Чорку и образцы резных деталей из Верхнего Зеравшана сходны сафросиабской резной доской: одинаковые переплетения ленты, побеги,кружки-перлы, волюты, трилистники, полупальметты, миндали и т.д.
В искусстве деревообработки изображения ветки с цветами изотдельных стандартных деталей (китъа) составлялась сложная системагеометрического орнамента, когда сюда вводились и токарные работы. Этот стильдекора применялся вплоть до начала 20 в. (деревянный кенотаф медресе Мири Араби резные ворота Кош-Медрессе в Бухаре). Памятников искусства резьбы по дереву,датируемых началом 19 в., сохранилось незначительное количество.
Сюда можно причислить колонны из мечети Панджвакта в Ворухе,Симиганче, Кангурте и мавзолея Ходжа Абдуллои Ансори в Угуке (Истаравшан). Искусствоизготовления резных надгробий и фризов с надписями полностью уступает своеместо декору колонн, балок, подбалок, деревянных наборных решеток, пюпитров,фигурных столиков, а также штампов для нанесения узоров на текстильные изделияи глиносаманную штукатурку стен мечетей, или для изготовления деревянных решеток.
В таджикской части Ферганской долины карнизы, кессоны,наборные капители мечетей Хавзи Сангин и Дальёни Боло (Истаравшан), Джоми(Худжанд), Сурх (Исфара) и других культовых построек оформлены многоряднойсистемой сталактитов, которая была неизвестна народным зодчим и резчикам подереву Южного Таджикистана.
В архитектуре городов Бухары и Самарканда колонны обычно неимели подбалку. Шары колонн (кузаги) оформлялись тремя- или пятизубчатымилопастями — лола мадохил. Балка вытачивалась в полукруг с чешуйчатым узором — пушти мохи. В таджикских населенных пунктах Кашкадарьинской области можновстретить деревянные колонны с наборной капителью и без них (мечеть Поён вкишлаке Джаус).
В областях Бухары и Самарканда в исключительных случаяхможно обнаружить наборные сталактитовые пятиярусные капители. Искусством еёсоставления со сложным геометрическим орнаментом обладали только отдельныепрофессиональные зодчие и резчики по дереву. Оригинальны также и архитектурныедетали мечетей и жилых домов горного Таджикистана.
Шаровидное основание колонн гладко обтачивалось иоформлялось почти без лопастей, им придавалась форма керамических сосудов.Гладкие и круглые стволы завершались капителью кубической формы и стрельчатымиподбалками, нередко украшенными орнаментальной резьбой и росписью.
Умельцы Южного Таджикистана (Каратегин, Дарваз, Ховалинг,Бальджуан, Кангурт, Гиссар) были не только великолепными резчикамиархитектурных деталей. Они с большим мастерством изготавливали бытовые изделия(сундуки, обувь, ложки, блюда, колыбели и т.д.), выявляя узорчатые фактурныекачества дерева. При изготовлении различных столярных, токарных и резныхподелок они обращались к следующим сортам древесины: урюк, груша, клен, орех,платан, фисташка, шелковица и т.д. Достоинство древесного материала заключалосьне только в узорчатой фактуре, но и в прочности, тональности, плотности,физико-механических особенностях, долговечности и т.д. Для изготовленияархитектурных деталей построек обычно пользовались ореховой, чинаровой иарчевой древесиной. Для поделочных работ бытового назначения были пригоднышелковица, ивовые, грушевые, урючные, фисташковые и другие сорта деревьев.Излюбленным орнаментом резьбы по дереву у мастеров этих районов были розетки,чешуйчатые и волнистые мотивы, растительные побеги, четырехлистники. Геометрическаясетка, состоящая в основном из пяти-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцатилучевых звезд, чаще встречается в бухарской резьбе по дереву.
В быту у таджиков Памира и Припамирья дерево являлось однимиз важных строительных материалов, пригодным для строительства жилищ иразличных поделок. В этих районах художественной резьбой отделаны главнымобразом перекладины для подвески туш овец или коз (бузовез, бучкигич), колонны(ситан, стан), рогообразные подбалки (кучкорак, овахк), планки дверей,перегородки на суфах, колыбели, круглые сундуки (чохдон). Мелкой ногтевиднойрезьбой в виде четырехлистника по черно-красной росписи украшены предметыдомашней утвари. На некоторых колоннах жилых домов Бадахшана сохранилисьизображения лотоса, мимозы, тюльпана, на перекладинах — солнце (офтоб) и луна(мохтоб). В лаконичном орнаменте горных таджиков можно обнаружить архаичныеузоры и символические знаки, не потерявшие до сих пор свою семантику иназвание. Художественная резьба по дереву и ганчу часто сопровождаласьполихромной орнаментальной росписью. Незаурядный талант мастеров в этой областиархитектурного декора проявился в убранстве потолка как жилых, так и культовыхпостроек 19-20 вв. Начиная от капителей колонн потолок расписывали красочнойорнаментацией растительно-цветочного характера (мечеть Далёни Боло вИстаравшане, мечеть в кишлаке Дарх Айнинского района). Авторамиархитектурно-декоративного оформления построек как правило были трое: резчик подереву, резчик по ганчу и наккош (мастер росписи).
Еще с самых древнейших времен известно о способности дереваизбавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучаюттепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Резьба подереву требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение,кропотливость. Очень важно сделать нужный срез, чтобы в полной мере выявилисьсвойства, которыми природа, как творец дерева одарила его. Но всего этого мало.Действительно гармоничное изделие появляется только когда в душе автора царитпокой. Именно работа, выполненная с теплотой поможет увидеть красоту дерева.
Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом. Прирождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человектак и оставался, окружен деревом и до самой старости, в деревянном резномкресле-качалке. Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русскогочеловека. Согласно славянской мифологии, мировое древо — ось мира — стоит наокраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корнидостигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по немуможно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домовнепременным элементом было «древо жизни», служившее «символомдобрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали издерева все необходимое для жизни: мебель, утварь, т. о. резьба по деревусопровождает человека по жизни. В эпоху Петра I наши плотники удивлялиголландских корабелов своим мастерством резьбы, умением точно и быстро работатьс деревом. Но делать все это можно было только очень хорошо понимая дерево иощущая его как живой, одушевленный материал. Любой кусочек дерева неповторим,живет своей жизнью. Почувствовать душу дерева, передать пространству егоэнергетику и старается автор в своих изделиях, особенно при работе с иконой,как можно меньше при этом добавляя от себя. Дерево вдохновляет, а резноеизделие наполняет живительной силой наш дом.
Тема «резьба по дереву» встречается в большомколичестве литературы. Традиция резьбы очень древняя. Это и резная мебель ивсякие резные мелочи вроде шкатулок, игрушек и ювелирных украшений — переченьприменения резьбы по дереву очень большой. Отдельно в этом ряду стоит церковнаярезьба — иконостасы, киоты. Менее всего известны очень редкие сейчас резныеиконы. Нынешнее представление об иконе связано только с живописью. Одревнерусской иконописной традиции, в отличие от резной, написано много,огромно количество полиграфических репродукций писаных икон. О резной жетрадиции известно мало. В статье «резьба» (Толкового словаря живоговеликорусского языка В.Даля, т.4.): «Резь, или резьба — узорочная отделкаот руки дерева, кости», «резчик» (у Даля через «еръ»)- «вырезывающий что-либо из кости, рога, дерева», «резчикиконописный»- режущий иконы.
В некоторых музеях России хранятся уникальные произведения — резьба по дереву. Самыми первыми декоративными образами в народном искусствебыли уточки и кони. В Государственном Эрмитаже хранится ковш-ложечка с изящнойручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Создавались скульптурныепроизведения (деревянный олень с ветвистыми рогами на гордо поднятой головеотносится к V-II вв. до н. э.) и бытовые предметы (ковши русских деревень X-XIIвв. с изображением коня, уточки, солнечного диска). Традиция резной иконыпришла на Русь из Византии, вместе с христианством. В Эрмитаже хранятся образцывизантийской резьбы: иконы, кресты. По Православному канону сложилось, чторезное изображение иконы обычно рельефно (в отличие от католичества, отдавшегопредпочтение скульптуре).
По началу, малое количество, русских иконописцев, обилиерезьбового материала, традиция славянской резьбы способствовали распространениюрезной иконы на Руси. Почитались именно резаные из дерева Божьи лики. В церквиРизоположения в Москве хранятся иконы святых и деревянные резные надгробиямосковских митрополитов. Представлен там и самый трудоёмкий и кропотливый видрезьбы — резная миниатюра. Миниатюрная резьба по дереву и сейчас не частовстречается у резчиков. Резьба изделий размером 3-6 см редка в настоящее время.
Изображения небесных покровителей новорожденного будутрасполагаться на том пространстве, которое соответствовало телу новорожденного,как бы в его границах. Родители тем самым устанавливают особую, личную,нерушимую связь между иконой и новорожденным. Связь, возможно, более сильную,чем та, которая возникает при покупке именной иконы или получении ее в подарок.Иконы с изображением тезоименитых святых могут приходить к человеку в течениевсей его жизни разными путями и в разное время, сколько таких икон будет учеловека зависит только от воли Божьей. Мерная икона – одна. Мерная иконапринадлежит только одному человеку от рождения до смерти, и связана только содним человеком, даже если по каким-то причинам владелец лишится ее. Она можетпринадлежать другому человеку юридически, но никогда не станет ЕГО иконой,поскольку духовная, высшая связь между мерной иконой и ребенком устанавливаетсянавсегда. Как правило, мерная икона тесно связана с таинством крещения, с темилюдьми, которые дарят икону новорожденному, с их любовью и добрыми чувствами.Мерную икону можно получить в любом возрасте, в зависимости от того, когдасовершалось таинство крещения, вскоре после рождения или позжe. Заказываямерную икону для ребенка, близкие ему люди фактически сами создают ее,поскольку могут принимать непосредственное участие в определении сюжета мернойиконы. Какова же традиционная иконография мерных икон? Сюжет иконы, выборизображаемых святых покровителей новорожденного определяется датами рождения икрещения ребенка. Самый лаконичный сюжет мерной иконы – изображение святого,имя которого дается ребенку при крещении. Возможно наряду со святым, имякоторого дано новорожденному при крещении, одновременное изображение святых, вдень празднования которых родился ребенок. Если день рождения или крещенияребенка совпадает с днем празднования какой-либо чтимой иконы (допустим,чтимого образа Богородицы), то в центре иконы может быть изображен образБогородицы, а на полях мерной иконы располагали образы святых, имена которыхсвязаны с днями рождения и крещения. В любом из рассмотренных вариантовиконографии могло также присутствовать изображение ангела-хранителя.
Для древнерусского человека незримое, духовное единствомежду младенцем и иконой, для него предназначенной обретает своё воплощение вразмере образа. Мерная икона как бы закрепляла тождество человека с миромсакрального, с его небесным покровителем.
Крещению младенца предшествует обряд наречения имени. Именнос этого момента, по Православным воззрениям, жизнь человека превращается вшествование к земному храму, где должно совершаться спасение. Имя человеканесёт в себе глубокий духовный смысл, выделяет его из множества других людей,утверждает неповторимость его личности, ибо и за него Господь наш Иисус Христосраспялся. Во все времена имя Православного человека считалось святым, поэтому ссамого детства христианина учили уважать своё имя, поэтому родилась и традицияназывать крещаемого так же, как одного из святых, который становился небеснымпокровителем и заступником. Таким образом, идея слияния (даже «во плоти»)новорожденного с данным ему святым именем, может обретать своё зримоевоплощение в создании иконы в меру роста младенца.
Впоследствии мерная икона воспринималась именно как особаяреликвия и была тесно связана со всей судьбой своего владельца, постоянносопровождая его в жизни. Дальнейший путь её по смерти хозяина не совсем ясен.Однако известно, что «родимые» образа представителей царского рода,как правило, обретали постоянное место в иконостасе над гробницей. Об этомговорит наличие нескольких мерных икон в царской усыпальнице – АрхангельскомСоборе Кремля, а также в церквах Новодевичьего монастыря, в котором жили иумирали московские царевны. Здесь сохранились мерные образа многочисленныхсестёр Петра I, в том числе «Св. мученица София».
Предназначение домашней иконы — являть нам мир незримого инастраивать на восприятие невидимых, духовных вещей. В иконе запечатлена связьмежду маленьким человеком и святыми, чьи имена уже написаны на небесах. Этоподдерживает человека на его жизненном пути Православного христианина. Тождествосо святым покровителем и Церковью Небесной, запечатлённое в мерной иконе,возвращает нас к духовным истокам. Икона сама по себе – не самодостаточноеявление, а образ, подобие и напоминание о высшей и не вполне постижимой для насреальности, не забывать и стремиться к которой – задача каждого человека,живущего на земле.
В XVв. в Троице-Сергиевой лавре работал знаменитый резчик иювелир Амвросий. Его резьба по дереву: резные кресты и иконы отличалисьсложными многофигурными композициями, выполненными очень тщательно из плотной,темной древесины грецкого ореха, ценного палисандра, кипариса и самшита. Онваял из дерева и кости и был организатором школы резчиков. К XIX-му веку вРоссии работало значительное число иконных резчиков. В XVI в. начинает своюдеятельность Кремлевская Оружейная палата, имевшая среди прочих мастерскуюрезных и столярных дел. Здесь в 1551 г. было создано одно из замечательныхпроизведений русского искусства — царская молельня Ивана Грозного дляУспенского собора Московского Кремля. Трон с шатровым верхом сплошь покрытсложными резными орнаментальными и сюжетными композициями. В XVI в. резьба подереву ее характер немного меняется. Рельеф резьбы XVI в. более высокий,объемный. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляли народные резчики вдеревянном убранстве многочисленных соборов и церквей России. Одним из наиболееярких памятников в истории русского резного искусства был Коломенскийдеревянный дворец под Москвой. Архитекторы С. Петров и И. Михайловспроектировали во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича дворец,который очевидцы называли восьмым чудом света. Этот дворец, простоял около сталет, прославляя искусство народных резчиков.
Художественная резьба по дереву в период строительстваПетербурга и его окрестностей, когда мастера украшали резьбой новые дворцы,усадьбы, церкви и соборы. И сейчас вызывает восхищение деревянный иконостасПетропавловского собора, созданный резчиками И. Телегой и Т. Ивановым спомощниками. Великолепным резчиком по дереву был Андрей Константинович Мартов,ведавший дворцовой токарной мастерской при Петре I. Работы русских резчиков нив чем не уступали образцам иностранных мастеров. Резьба по дереву — национальный вид искусства для многих народов нашей страны и по сей день. Напротяжении столетий из поколения в поколение передавалось мастерствохудожественной резьбы по дереву. Передавая художественные навыки резьбы подереву, русские умельцы на протяжении веков хранили национальные традициисамобытной деревянной пластики.
Древняя церковная резьба по дереву восхищает и по сей день.Резные деревянные Царские врата церкви Вознесения города Ростова Ярославского,носящей также местное название церкви Исидора Блаженного,—выдающеесяпроизведение русской пластики XVI века. Оригинальная форма врат и тонкоемастерство резчиков, создавших их, дают основание считать врата одним изважнейших памятников мирового искусства. В специальной литературе им всегдауделялось большое внимание, однако только после их реставрации, произведенной в1962—1964 годах реставраторами Государственной центральной реставрационноймастерской имени академика И. Э. Грабаря, удалось увидеть подлинный характернеобычайно тонкой работы. Открылась резьба по дереву, которая до этогонаходилась под слоями левкаса и неоднократной грубой позолоты. Из умелых рукростовских резчиков, появилась тонкая, удивительно изящная резьба по дереву.
Время не пощадило древнюю резьбу, однако резьба по дереву,даже плохо сохранившаяся, позволяет увидеть то, что заложено в них создателем.Скульптурная резьба по дереву до недавнего времени была почти не известна. Иесли живопись Древней Руси стала достоянием науки уже в начале XX века, тоскульптура — только в настоящее время. Исследователями было открыто большоеколичество не известных до того произведений скульптуры и декоративной резьбы,и эти открытия обогатили историю русского искусства интересными образцами народноготворчества. Была обнаружена в разных местах России древняя деревяннаяскульптура и декоративная резьба по дереву. Собственное тепло и хрупкостьдерева сродни теплу и хрупкости человеческого тела. Они вызывают чувствонеобыкновенной, ни с чем не сравнимой, душевной близости и покоя. Работа жеиконного резчика требует строгой дисциплины, чувства материала, безупречности вработе. Допустить ошибку тут невозможно — один неверный рез губит всюпредыдущую работу. Работа с деревом не допускает спешки и суеты.
Чтобы работа шла плавно и резьба бала тонкой и точной, авториспользует липу, древесина которой — одна из самых мягких. Раньше на Русиоблупленные липовые поленца-лутошки укладывали в штабель под навесом, где онипросушивались все лето. Зимой, когда у крестьянина было много свободноговремени, приносил он в дом лутошки и начинал мастерить. Из почерневшего за летополенца деревенский мастер резал игрушки, посуду и другую хозяйственную утварь.Под резцом обнажалась чистая белая древесина. Сверкающие белизной готовыеизделия некоторые крестьяне отправляли на базар. И быть может, деревенскимимастерами, занятием которых была резьба по дереву и придумана бытовавшаякогда-то загадка: «В избу — вороном, из избы — белым лебедем».Разгадать ее было не так уж сложно. Конечно же, это лутошка — липовое поленце — резьба по дереву искусного резчика.
Рассматривая точеные или резные изделия из липы, мы почти незамечаем ее текстуры. Кажется, что они выполнены из однородной древесной массы,лишенной слоистости. Такое представление складывается потому, что каким быострым ни был резец, он все же сминает древесные волокна, делая древесинуслегка бархатистой на поперечных срезах и глянцевитой — на продольных, поэтомуи кажется, что у липы нет какого-либо определенного текстурного рисунка.Древесина липы мягкая, особенно распаренная, но высохнув, она становитсядостаточно твердой. Поэтому резьба по липе была особенно распространена:мастера вырезали различную столовую утварь: ковши, черпаки, братины, миски даложки. Точили на токарных станках чаши, блюда и токарные игрушки, среди которыхбыли и знаменитые матрешки. Резчики изготавливали из липы богатую резнуюмебель. Древесина липы пахнет своеобразно, запах этот стоек и сохраняетсядолгие годы. В некоторых областях крестьяне считают, что в бане, срубленной излиповых кряжей, всегда держится легкий медовый дух, ведь влажная древесинапахнет еще сильнее.
Липа не только хорошо режется, но и отлично гнется иполируется. Шла липа и на изготовление деревянных частей гармошек.Великоустюжские мастера резали тончайшие берестяные узоры на липовой подрезнойдоске. А богородский резчик делал черновую обработку липовой заготовки топоромна липовом чурбане. И это не случайно — ведь на мягкой и вязкой древесине липыинструменты меньше тупятся.
Масло, икра и виноградный сок хорошо сохраняются в липовойтаре. На Кавказе из липы долбили огромные чаны для выдавливания виноградногосока и делали маслобойки. В современном бондарном производстве из липовыхклепок делают посуду, предназначенную для хранения и перевозки зернистой икры.
Мастера художественных промыслов вырезают из липы деревянныечасти специальных ручных инструментов. Граверы селения Кубачи делают из липыручки штихелей, а богородские резчики по дереву рукоятки ножей и стамесок.Такое предпочтение, оказываемое липе, мастера объясняют тем, что ее мягкаядревесина меньше набивает руку, чем древесина деревьев твердых пород. Многиестараются употреблять для этих целей древесину старой липы, так как у нее болеепористая и рыхлая древесина. С липой приятно работать, а состояние резчикавлияет на весь ход резьбы, потому и изделие из неё получается привлекательное.
Говоря о деревянной пластике Древней Руси, нужно отметить,чти многочисленные архивные документы, а также записи иностранцев, посещавшихРоссию, свидетельствуют о том, что резьба по дереву, деревянная скульптураимели место в быту русских людей и ценились ими.1.2Деревянные ремесла и промыслы в настоящее время
Традиционное декоративно-прикладное искусство — это цельный,стройный мир особого отношения человека к окружающей жизни, к своему труду,быту. Народная вышивка, ткачество, роспись по дереву содержат изобразительныеэлементы, которые тщательно отбирались мастерами-исполнителями и передавалисьиз поколения в поколение.
Выставки современного искусства в разные годы с успехомдемонстрировали мастерство восточно-казахстанских прикладников в городахАлматы, Астане, Ереване, Ленинграде, Москве, Новосибирске и других. И каждыйгод весной, экспозиции, в которых участвуют наши народные умельцы, а такжевыставляются предметы из фондовых коллекций, проходят в этнографическом музее.
Работы мастеров всегда демонстрируют преемственностьтрадиций и новые подходы, диктуемые современностью. На нынешней выставке, вчастности, представлены работы мастеров, занимающихся флористикой. Применениепростейших средств — растений, гальки, камней — привлекает мастеров к этомувиду творчества.
Резьба по дереву, один из самых древних и традиционных видовприкладного искусства, по сей день остается одним из популярных видов народноготворчества.
Один из авторов — хорошо известный и, к сожалению, нынеушедший из жизни поэт Евгений Васильевич Курдаков. В 70-х годах прошлого векаон был неоднократным лауреатом городских, областных и республиканских конкурсов,проводимых среди мастеров резьбы по дереву. В свое время он работал заведующимхудожественными мастерскими в университете в г. Новгороде. Но единственноеместо, где можно увидеть его коллекцию — панно, корневую скульптуру, уникальнуюскульптуру малых форм — это наш этнографический музей. Позже мастер освоит идругие ремесла, но предпочтение отдаст литературному делу.
Исходный природный материал для мастера — это не толькодревесина, доски для резьбы по дереву, это и капы — наросты на деревьях, капо-корнис уникально-причудливой пластикой, это и корни деревьев, выросших на обрывах,на каменистой почве, принимающие часто сильно изогнутую, закрученную,витиеватую форму, захватывающие иногда и камни, и гальку. Такие корни сестественной инкрустацией особенно декоративны и представляют большой интересдля творца.
В поисках природного материала Евгений Васильевич бывал вразных уголках Восточного Казахстана — корчевья, заброшенные участки, ручьи,горы, буреломы, участки лесных пожарищ — неполный перечень тех мест, которыепосетил мастер. Его путешествия в поисках исходного материала нашли отражение вего поэтическом творчестве.
Работы его разноплановы — панно, декоративные вазы,разнохарактерная скульптура, персонажи которой — это былинные, юмористические,комические, аллегорические герои. Природный материал творческипереосмысливается и доводится мастером до определенного художественного образа.В каждой работе, в каждом изделии, в пластике дерева, его теплоте, красотецвета живет образ леса, образ связи человека с природой.
Евгений Курдаков в свое время работал в этнографическоммузее реставратором, научным сотрудником, давал консультации резчикам подереву. В 1986 году выходит в свет его уникальная книга «Лес имастерская» — результат увлечения резьбой, флористикой, серьезноеисследование с рекомендациями мастерам декоративно-прикладного искусства. Книгаснабжена фотографиями, дополнена рисунками. С этого времени мастер целикомпосвящает себя литературному труду.
Мастера нашего края владеют разными видами техники обработкидерева. Пример тому — изделия Владимира Петровича Агеева — великолепные, срезным орнаментом, шкатулки, с древнейшим трехгранно-выемчатым орнаментомдоски, скульптурно-объемные ладьевидные ковши, а также искусно выплетенные изберестяных полос корзинки (овладеть этим ремеслом не просто). Его работыотмечены высоким мастерством, редким проникновением в технологию и секретынародных ремесел. Работы из дерева мастеров декоративно-прикладного искусстваг. Лениногорска представлены изделиями из капа Юрия Алексеевича Арепьева и ЮрияИосифовича Надейны.
Капы — наросты на деревьях и корнях. Примечательно, чтоемкости, выполненные из капа, никогда не растрескиваются. Юрий Арепьев — большой мастер по изготовлению изящных, легких декоративных чаш, ковшей, ваз,форма которых следует контурам и пластике наростов. Любимый материал — капберезы.
Юрий Надейн раскрывает неповторимую красоту текстуры капов спомощью обработки их на токарном станке. На изделия, для завершения рисунка исюжета, коричневым красителем мастер тактично добавляет линии, штрихи. Работыего разноплановы. Уникальна декоративная ваза, выточенная из крупного наплывакапа, — она привлекательна исходной формой и зимним пейзажем, изображенным наней.
Пример высочайшего профессионального мастерства в резьбе подереву демонстрирует в своих изделиях Владимир Савельевич Акулов. Он блестящеиспользует технику инкрустации металла на дереве, будь то солонка «Курочкаи петушок» или выполненные в казахском национальном стиле ожау — половники.Изготовление туесов, посуды, коробок из бересты — промысел очень старый,когда-то широко распространенный. Один из мастеров, занимающийся возрождениемэтого древнего ремесла — Павел Андреевич Никулин. В экспозиции — туески,выполненные им по старой технологии, в чисто крестьянском духе, без клея, безгвоздей. Делает мастер свои изделия с редким совершенством. Его сказочныечудо-птицы, расщепленные из древесины бруска, — подлинные произведениянародного искусства: в них сочетаются техническое совершенство и художественнаявыразительность. Однажды выпорхнув из рук мастера, эти чудо-птицы не тольконашли прописку в музейной экспозиции, но и в квартирах многих устькаменогорцев.
2. Исследование художественных образовв традиционных деревянных промыслах и ремеслах на примере современногопредприятия «Богородскийрезчик» селаБогородское 2.1 Особенностипроизводства на предприятии «Богородский резчик»
Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов,мужика и медведя, — потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькойнаковальне… Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, сталиосновным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.
История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, вмаленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья.Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек исделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку.Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепкуи вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавляласьребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелсякупец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целуюпартию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское изанялись «игрушечным» ремеслом.
В начале прошлого столетия в селе Богородское появилосьпервое производство — кустарно-игрушечная артель Андрея Чушкина. Позже артельполучила название «Богородский резчик». В советское время промыселпроцветал, в артели, ставшей в 1960 году фабрикой художественной резьбы,работали 300 человек, были крупные государственные и зарубежные заказы. Сейчасситуация изменилась. Пройдя по фабричным цехам, я поразилась — в каждом из нихработало не более пяти мастеров, а большинство помещений попросту пустовало.
В последнее время не хотят люди идти работать на фабрику.Зарплата — более чем скромная. Некоторые «мастера-эксклюзивщики»работают на дому, выполняя сложные, оригинальные заказы фабрики, и получаютпроцент от их стоимости. Рядовой резчик на потоке получает на фабрике не большеполутора тысяч рублей, живописцы — около тысячи. Резчики в творческихмастерских «богаче», оклад дотягивает до 2500, да и работа у нихинтереснее. Раз в месяц они должны представить на художественный совет фабрикидве игрушки для выпуска на потоке, плюс — эксклюзивные заказы. В этом случаеможно заработать еще и проценты с каждого. Остальные сотрудники не видели нипремий, ни «13-й зарплаты» с начала 90-х. Коллектив заметно «постарел»,молодые, окончив местное художественнопромышленное училище, либо уезжают назаработки в Сергиев Посад, либо занимаются резьбой на дому, а свои изделия сдаютперекупщикам.
Перед тем как попасть на прилавок магазина, игрушка проходитдолгий путь. Начинается он с хорошо просушенного бревна липы, дерева мягкого,податливого в обработке. Изделия бывают токарной и ручной обработки. С первойвсе проще — детали будущих игрушек вытачивают на станке, сборщики их соединяют,а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком. А вот ручнаяработа гораздо сложней. Резчики обрабатывают липовые «чураки»самостоятельно. Пусть дерево мягкое, но большинство мастеров на фабрике — женщины. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой пошаблону. Потом начинается обработка инструментами — стамесками и богородскиминожами с очень острыми лезвиями. Так что порезы для мастеров — дело привычное:заклеят пластырем ранку — и снова за работу. Надо норму вырабатывать, в месяцкаждый резчик должен сдать 120 — 130 изделий.
Если скульптура в готовом виде стоит около тысячи, то мастерполучает из них рублей сто. А в день таких изделий много не сделаешь, от силыодно — два, хотя все от опыта зависит. От резчика изделия попадают на сборку,роспись или сразу на склад. Получить представление о знаменитой богородскойигрушке смогла только в музее фабрики.
Оказавшись в фабричном музее-магазине можно вновь почувствоватьсебя ребенком. Стеллажи за прилавком заполнили игрушки и деревянные скульптуры.Вот знакомые с детства расписные курочки на подставке, под ней — круглыйбаланс. Раскрутишь его, и курочки дружно начинают стучать клювами. Воткот-рыбак с лукавой мордашкой — тоже подвижная игрушка. А еще множестворазличных зайчиков, мишек, мышат. Все куклы расписаны яркими красками, так ихочется взять в руки.
«Выбрать — проблема, хочется купить сразу все. Длямаленьких детей наши игрушки — самые лучшие: приводишь игрушку в движение — развивается рука, и грызть можно — дерево все-таки. Мы расписываем гуашью, апотом покрываем масляным лаком, он безвреден».
Дети предпочитают в основном яркие токарные игрушки. Нафабрике их можно купить за 70 — 80 рублей, в магазинах — дороже раза в три. Авот игрушки и скульптуры ручной работы стоят гораздо дороже, около тысячирублей. Одни из них неподвижны, у других с помощью вставленной внутрь пружинки «оживает»только определенная деталь. Качает головой «русская красавица»,дрожат листья на березке и зонтики в руках «дам»… Есть икомпозиционные игрушки, где движется каждый персонаж.
На «Крестьянском дворе» все герои заняты своимделом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучатклювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движениекнопочный механизм.
Кроме традиционной игрушки мастера Богородской фабрикиделают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемнымизображением людей и животных, крупные скульптуры и подчасники.
Фабричные заказы — не основное средство заработка длярезчиков. Большинство работают на дому, а изделия сдают перекупщикам. Иначе невыжить. Многие — люди верующие, многодетные. А как прокормишь семью на нулевой,по сегодняшним ценам, оклад. Поэтому у каждого дома своя маленькая мастерская.Есть постоянные заказчики из перекупщиков, бывает и разовая работа, к примеру,резная мебель для бани или загородного дома. С сырьем у «индивидуальщиков»тоже проблем не бывает. В село приезжают торговцы и продают липу кубометрами, смашин. Цены — вполне доступные, один кубометр можно приобрести за полторытысячи рублей. Такого количества дерева хватает мастеру на целый год работы.
На фабрике к подработке своих сотрудников относятсянеодобрительно. Только все продолжают «кустарить». Прибыль очевидна.
Кроме резчиков по дереву есть в Богородском еще одиннародный умелец — старичок-кузнец. В свои семь десятков лет дедуля до сих порединственный в селе мастерит инструменты для резьбы по дереву — богородскиеножи и стамески. Наборчик из десяти предметов продает за полторы тысячи рублей,свой товар приносит прямо на фабрику или в ПТУ. Правда, в последнее времярезчики приноровились мастерить инструменты самостоятельно, но лишь немногие.Так что бизнес старичка процветает.2.2Технология художественной проведения резьбы по дереву на предприятии «Богородскийрезчик»
Контурная и геометрическая резьба
Резные работы по дереву — национальный вид искусства умногих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончивполевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества— резьбу по дереву.
И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годыполимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Несмотряна простоту исполнения контурный и геометрический виды резных работ обладаютвысокими эстетическими качествами и позволяют приобрести определённые умения инавыки.
В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиямиразличной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разнымиинструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косымножом.
Внешне эта резьба, кажется, удивительно простой, однаковыполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов.Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы:геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут бытьвыполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистическиеизображения. На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой всочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые ижанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы.
Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так ипо тонированной древесине. В последние годы широкое распространение средишкольников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства, получилатак называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когдана чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение.Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящаяповерхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается.
Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологиейвырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можновидеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативнымиконтурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаютсявырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную ивоздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Этопроисходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологическогосходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.
Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины:липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяютсяиз-за различной твёрдости составных частей годичного слоя.
Соответствующего размера без пороков древесину нужноподготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточнопрострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, дощечку нужнозатонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрытьчёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномернозатонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганнуюзаготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. Послевысыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновьпокрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказываетсядостаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшуютушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонированияиспользуют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновыекраски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. Поверхностьможно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) иотполировать.
Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхностиверстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок — строганыхпланок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можноиспользовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.
Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками.Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая,помогая движению или, наоборот, сдерживая его.
Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисункарезной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу,отделочные операции.
Композиция составляется с учётом декоративных особенностейэтого вида резьбы и характера предмета, который декорируется. Контуры очертанийузоров должны быть предельно ясными, чёткими.
Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета еёповерхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетоваякопировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой,красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковойручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, надеревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковомсвете. По ним и ведётся работа.
Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями,их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружностивырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности,тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можнорезать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево,внутрь окружности, наружу.
Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют назатонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлойдревесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковымпокрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой смелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой надеревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхностьточёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.
Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы.Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.
В зависимости от назначения предмета наносят соответствующеепокрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матовогопокрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Еслипотребуется, перед прозрачным покрытием поверхность резьбы после шлифованияможно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной — отлёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так ив резных углублениях.
Геометрическая или трёхгранновыемчатая резьба
В литературе встречаются другие её названия: клинообразная,клиновидная и др.
Она состоит из целого ряда азбучных узоров, сочетаниекоторых даёт красивые, выразительные композиции (к разновидностямгеометрической резьбы иногда относят и контурную резьбу, если она имеетпрямолинейные или циркульные очертания).
Всё многообразие узоров геометрической резьбы практическисостоит из сочетания азбучных элементов: сколыша и треугольника, которые можнорассмотреть в любой композиции. Любой, самый сложный геометрический узор можнорасчленить на составляющие его элементы, и они окажутся или сколышами, илитреугольниками.
Для исполнения геометрической резьбы нужен надёжный нож. Этотак называемый косой или сапожный нож. Он должен быть прочным, крепко сидящим вруке и очень остро отточенным. Хорошие ножи из обломков широких пил по металлу(изготовляемых из стали Р-18). Отдельные мастера выковывают себе ножи изшироких напильников, из старых автомобильных рессор, из внешней обоймы крупныхподшипников, вытачивают на электроточиле из обломков дисков фрез по металлу.Хорошие ножи получаются из полотна, косы. Каждый использует те возможности,какие у него есть. Самый простой, но надёжный нож можно изготовить из обычнойстамески шириной 20-30 мм. Его вытачивают на наждачном круге.
Для косого ножа делают деревянную или пластмассовую ручку(или, приложив с двух сторон полоски кожи или поролона, туго обматываютхлорвиниловой изоляционной лентой).
При выполнении геометрической резьбы нож держат крепко вкулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другойруки направляют кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка.
Каждый из элементов резьбы легко выполняется после того, какосвоено вырезание сколышка и треугольника.
Поверхность с геометрической резьбой может быть дополненаразличной отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделкадеревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной.Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми.
Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серыйцвет, используя для этого акварель или жидкоразведённую чёрную тушь. Послевысыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до светлогодерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева оченьвыразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от серо-охристогодо холодного серо-голубого. После вышлифовывания тонированной поверхностивозможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко разведённым лаком.
Для тонирования дерева можно воспользоваться имарганцевокислым калием. Концентрация раствора марганцевокислого калия можетбыть различной в зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. Всельских условиях в качестве краски для тонирования дерева можновоспользоваться, как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод,вываркой шелухи от лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи,яблони), отваром опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотноедело. Сейчас предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и этиприёмы надо помнить. Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности,так и долблёные изделия и поверхности тел вращения, полученные на токарныхстанках.
Заоваленная резьба
В отличие от геометрической, в заоваленной резьбе нетопределённых «азбучных» фигур. Композиция узора сочиняется в отличиеот замысла автора. Это могут быть как разнообразные орнаментальные гирляндырастительного характера, так и анималистические композиции и даже изображения сопределённым сюжетно-тематическим содержанием.
Подготовительный рисунок в данном виде резьбы выполняется ввеличину будущего произведения с тоновой проработкой (карандашом, тушью,акварельными или гуашевыми красками). Это поможет нагляднее представитьконечный результат работы.
Для первых заданий по освоению заоваленной резьбырекомендуется главным образом мягколиственные породы древесины: липа, ольха,осина. Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми влитературе по резьбе. В дальнейшем, используя накопленный опыт, можно пробоватьсочинять самостоятельные композиции.
На подготовленную деревянную поверхность рисунок переводят спомощью копирки. Сам процесс резания условно разделяется на несколько стадий:накалывание, обработка фона и моделирование элементов.
При накалывании стамеску держат в кулаке лезвием вертикальновниз. Вначале накалывают наиболее крутые завитки резьбы, затем более пологие.Острая кромка стамески ставится на линию контура, с нажимом углубляется вдерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение идёт дотех пор, пока лезвие стамески движется по контуру, соответствующему диаметрустамески.
Затем берут более пологую стамеску и, наставив её вплотную кпрорези, оставленной первой стамеской, делают наколку дальше. Прорезанная линиядолжна плавно, без изломов и пропусков, переходить от дуги одного диаметра кдуге другого. Переходы делаются плавно, подобно сопряжениям в черчении.Наиболее пологие части узора прорезаются ножом-резаком. Все линии прорези поотношению к плоскости должны быть вертикальны. Глубина наколки не вездеодинакова: в дуге закрученных завитков она наиболее глубока, а там, гдеотдельные лепестки сходятся на общий стебель растения, наколка выходит наповерхность. Наколку можно делать сразу по всей резной поверхности, но можно ипоследовательно, по участкам, завершая каждый из них окончательно.
Следующая стадия — освобождение узора от окружающего поля,то есть срезание фона вокруг каждого наколотого элемента. Эта операция можетвыполняться или ножом-резаком, или полукруглыми стамесками большего диаметра,чем те, которыми производилась наколка узора. От края узора отступают в сторонуфона на 2-3 мм и под углом около 45 градусов с нажимом углубляются в дерево покруговым контурам вокруг узоров. Ребро между углублением и фоном убираетсядополнительными, более плоскими срезами ножом-резаком. Узор становится как бымягко поднимающимися из фона. Все заусеницы, все остатки, обрывы волокон должныбыть срезаны и удалены из всех закоулочков и узких мест вокруг узора. Он долженчётко и чисто выступать из заглублённого фона. Затем начинается проработкакаждого из элементов узора: срезаются острые рёбра, закругляются очертания. Вконечном итоге вся резьба должна быть мягко закруглена, не иметь резких границ.Все контуры должны быть как бы мягко тающими. Проработка, удаление лишнегоматериала с элементов узора выполняется полукруглыми стамесками (повёрнутымижёлобом вниз) и ножом-резаком.
Среди этих мягко закруглённых лепестков, листочков, завитковкудринские мастера вводят для контраста некоторые элементы, чётко изрезанныеуглубленными контурными штрихами — прочерченные крест-накрест сердцевинкицветов и другие детали. Такая насечка — заключительная стадия отделки.
Заключение
У нас много написано книг,статей, создано альбомов, посвященных народному русскому искусству. Еще В.Стасов в своей замечательной, но потом отчасти забытой работе «Русскийнародный орнамент» /СПБ, I872/, первый высказал мысль о значительности иглубине русского народного искусства, по существу, он первым обратил на неговнимание. Различные ученые, главным образом, уже советского времени, такие, какВ.С.Воронов, А.И. Некрасов, А.В.Бакушинский обратились к изучению народногоискусства, рассматривая его художественные особенности и тем самым, продолживво многом Стасова, заложили основание той науки, которая изучала народноеискусство. После их исследований, теперь ставших классическими, стало ясновысокое значение народного мастерства, высота изначительность народнойхудожественной культуры в мире создаваемых крестьянством вещей.
В первой половине XIX векаученые, поэты, художники знали ипонимали значительность народноготворчества, но воспринимали его лишь в его устном виде: были открыты красота исила русских сказок, красочность былин, ихисторическая цельность,меткость и острота поговорок имудрость загадок; к ним присоединялисьзамечательные создания народной поэзии: песни, запевы, притчи, тексты и смыслразличного рода обрядов, поверий, которые несли в себе высокую поэтичность. Ноизобразительное декоративное искусство, украшавшее вещи крестьянского быта:утвари, инвентаря, одежды, мало привлекали внимание и как бы оказывались внеинтересов исследователей, художников и писателей. Великолепиековшей, с ихудивительными скульптурными формами, красочность росписейпрялок и иныхпредметов, выразительность того, что мы сейчас определяемкак явление древнего по своим истокам геометрического стиля, выраженного врезьбе подереву, в росписи, в одежде (вышивке и ткачестве), просто ещёне «видели». Проходили мимо. Даже такой художник, казалось бы,близкий к народному быту, к крестьянской жизни и доле, как Венецианов, никогдане изобразил ни валька, ни прялки, не обратил внимание на прекрасную резьбу накрестьянской избе: безусловно, он ихвидел, но ещё не настало времяпризнать всё это явлениями большого искусства. Должна была появиться работаСтасова и произойти создание того «центра» в Абрамцеве, где благодаряЕ.Поленовой и Е.Мамонтовой, не началось собирание крестьянских вещей, нопоявилось подлинное понимание ихвысокой художественной ценности.
Искусство резьбы пользуется большой популярностью у русскогонарода. Изделия из дерева постоянно экспонируются на отечественных и зарубежныхвыставках декоративного искусства.
Так, русская декоративная резьба по дереву была широко представленана всемирных выставках в Брюсселе (1959), Монреале (1967), Осаке (1970) и натаких крупных отечественных выставках последнего времени, как Всероссийскаявыставка — смотр народных промыслов, состоявшаяся на ВДНХ в 1977— 1978 гг., иВсесоюзная выставка произведений мастеров народных художественных промыслов вЦентральном доме художника в 1980 г., выставка «Народное искусство РСФСР»в Центральном выставочном зале в 1988 г.
Рукотворные изделия мастеров художественной резьбы по деревупризваны украсить быт русских людей. С одной стороны, они являютсяпроизведениями декоративного искусства, с другой — товарами народногопотребления.
В заключение работы следует отметить, что символика ихудожественные образы в традиционных деревянных промыслах и ремеслах играюточень большую роль. Эти ценности сохранились и по сей день, это хорошо видно извторого раздела работы, в котором проводиться анализ современного предприятия «Богородскийрезчик».
Списоклитературы
1. Абросимова А.А., Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. Художественная резьба подереву, кости и рогу: Практическое пособие. М.: Дрофа, 2000.-160с.
2. Ариэль Голан. Миф и символ. Иерусалим «Тарбут», М.: Русслит,2002, — 458с.
3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М.: Политиздат, 1980.-568с.
4. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. С-П.: Детскаялитература, 2000.-559с.
5. Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия ипоэзия. — Симферополь, 1992.-612с.
6. Карамзин Н. М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Историигосударства Российского» / Сост. и вступ. ст. Г. П. Макогоненко; Коммент.Г. П. Макогоненко и М. В. Иванова. — М.: Правда, 1988.-667с.
7. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: ИНФРА,2003.-542с.
8. Ларингтон К. Женщины в легендах и мифах. — М.: Просвещение, 2000.-498с.
9. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. М.: Политиздат, 1987.-557с.
10. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник, 2001.-621с.
11. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета, 1987.-566с.
12. Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др. М.:ИНФРА, 2002.-557с.
13. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла: сост. С.Таразян, М.: Русслит, 2002-369с.
14. Рабинович Е.Г. «Богиня-Мать» в «мифы народов мира»энциклопедия, М.: Советская энциклопедия, 1991 -688с.
15. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М.: Наука, 2000.-528с.
16. Славянская мифология (энциклопедический словарь). М.: Элис лак,2001.-582с.
17. Славянские древности, т.2. этнолингвистический словарь под общейредакцией Н.И. Толстого, М.: Международные отношения, 1999.- 632с.
18. Хрестоматия по истории России / В 4-х т., т. 1. Сост. И. В. Бабич и др.— М.: Дрофа, 1994.-671с.
19. Центральная еженедельная газета «Солидарность»,2004.-155с.
20. Волынский Л. Н. Страницы каменной летописи. М.: Просвещение, 1990.-569с.
Приложение
Приложение 1
Е. Курдаков.«Похищение», «Старик и старуха», «Гном подгрибом»
/>
Приложение 2
П. Никулин. «Птицасчастья»
/>