Министерство образованияи науки Российской Федерации
Тюменская Государственнаяакадемия искусств и культуры
Кафедра режиссурытеатрализованных представлений и праздников
Заочное отделение
Контрольная работа
По дисциплине: «Режиссуратеатрализованных представлений»
Тема:
«Видовое и жанровое разнообразиеконцертных программ»
Выполнила: Белицкая О.Б.
Проверил: Федоренко В.А.
г. Тюмень, июнь 2007г.
Введение
Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление,принадлежащее области искусства, связанное образным решением, имеют в видуобращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции — важнейшее качество, компонент именно художественного творчества.
Театрализация предполагает возможность преподнесения вхудожественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А вприменении к представлениям, родственным массовым праздникам, вечерам,концертам, слово «театрализация» может означать лишь органическоесочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного о жизненной иобщественной практикой и другими видами деятельности людей с одной стороны и сдругой- художественного материала, образного. Это сочетание, этот своеобразный«сплав» жизненного (иными словами — документального) ихудожественного создаётся с целью определённого воздействия на публику. Иначеговоря «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началомутилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским), и емуподчиняется».
Видовое ижанровое разнообразие концертных программ
Концерт — отитальянского «кончерто» — состязание, соревнование. Конечно же, на сцене непроисходит явной борьбы, в которой кто-то должен победить, кто-то проиграть, ноглубинный подтекст слова сохраняется. Ведь каждый исполнитель, вышедший насцену, ждет признания, аплодисментов и не хочет выглядеть хуже других.Обеспечить успех каждому исполнителю, тем более, если это дети, самая главнаяпедагогическая и режиссерская задача организатора концерта.
Концертыпринято подразделять на различные виды. Прежде всего, по их целевомуназначению:
ü Отчетные (например, творческийколлектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за своюпоездку куда-нибудь),
ü Конкурсные (участие в смотрехудожественной самодеятельности),
ü праздничные (выступление в честьпраздника, и в программе всего праздника),
ü юбилейные (юбилей ДК, юбилейколлектива самодеятельности и т.п.).
Занимаясьподготовкой концерта, организатору важно посмотреть на него и с других позиций.
Концертыподразделяются и по месту постановки.
ü стационарным (выступление на своейпривычной сцене)
ü выездным или гастрольным.
Концертыподразделяются и по составу участников.
В программемогут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональныеисполнители вместе с исполнителями-любителями.
В зависимостиот числа участников концерты подразделяются на:
ü сольные (выступления одногоисполнителя),
ü групповые (выступления группыисполнителей — ансамбль, коллектив и т.п.)
ü смешанные (выступления в однойконцертной программе и отдельных солистов, и групп, и ансамблей.).
Концертыподразделяются и по составу аудитории, для которой они проводятся. На практикечаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детскойаудитории и для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, посколькутребования аудитории многое диктуют. Детская аудитория требует точного расчетаконцерта во времени, поскольку дети быстро устают. С детской аудиторией важноочень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, дети любятзрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров.
Взрослаяаудитория более восприимчива и к глубинно-содержательным номерам, болеетерпима, не устает от продолжительного концерта. Наибольшую сложностьпредставляют собой концерты для смешанной аудитории.
Трудно учестьинтересы всех возрастных категорий зрителя. Разный возраст, разный уровеньсоциальной зрелости, отношении к жизни, разный уровень культуры, разныевозможности осмысления художественного материала, представленного на сценеисполнителями, требуют продуманности и соответствующей подачи каждого номера.
Организаторуважно видеть и то, каким по содержанию является концерт, который он готовит. Посодержанию концерты бывают:
ü тематические (посвященные одной теме)
ü политемные (с разными тематическимиблоками и направлениями).
Тематические концерты в свою очередь,подразделяются на сюжетные и бессюжетные. В сюжетном концерте все номераподчинены единому сюжетному ходу, а в бессюжетном — номера подаются по другимзамыслам и мотивам организатора.
Концертыподразделяются и в зависимости от числа жанров известны жанровые концерты(литературные или только лишь хореография: музыкальные концерты) многожанровые которыечаще всего даются сборными.
В сборномконцерте встречаются разные исполнители, разные жанры: песни, стихи, проза,танцы, цирковые номера, отрывки из спектаклей и т.д. Приступая к работе надсборным концертом, надо помнить об основных принципах его организации.
1. Учестьвремя всех номеров и концерта в целом, поскольку психология восприятия такова,что если зритель переступил через «границу» усталости, то никакие, даже самыеинтересные концертные номера не будут им восприняты должным образом. Есликонцертная программа расширяется, то, порой, уместно сделать концерт в двух отделенияхс перерывом для зрителей. Первое отделение концерта должно тогда нести на себебольшую содержательную нагрузку и быть больше по времени, а второе — содержатьболее зрелищные номера и по времени быть соответственно короче первого.
2. Прирасстановке номеров приходится в первую очередь решать чисто организационные,технические проблемы, которые могут помешать потом, если их не учесть вовремя,даже самым интересным номерам. На сцене важно вовремя учесть, как и когдавывести хор, куда деть стоящий на сцене рояль, который то бывает нужен, томешает другим номерам и т.д.
Важно недопускать однообразия в расстановке номеров по их жанру, настроению. Еслизвучала песня, то после нее не стоит снова пускать другие песни. Если было стихотворение,то после него лучше воспримутся песни, танцы, а слово здесь уже будетприниматься с пониженным вниманием. Если звучала грустная мелодия, то не стоити дальше держать долгое время зрителей в минорной тональности других номеров.
3. Организаторуважно, каждый номер концерта ставить в выгодные для исполнителя условия. Важно,чтобы юный исполнитель испытал чувство радости от выступления и успеха.
4. Концертпройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастаниязрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределитьпо принципу нарастания ближе к финалу.
5. Немаловажносразу же решить вопрос, с какого эффектного номера начать концерт, чтобы сразузахватить внимание зрителя, и каким ярким заключительным номером поставить«точку» в конце всего концерта. Вялое инертное начало разочарует зрителя и вдальнейшем выправить программу и привлечь внимание к ней будет сложнее. А размытый,не запоминающийся номер в конце концерта может испортить впечатление от всегоконцерта, даже если его составляли неплохие номера в начале.
6. Иногданесколько номеров в программе естественнее подать единым концертным блоком.Например, несколько номеров фольклорного жанра удобнее подать под однимкаким-то знаком, объявив этот блок соответствующим образом. В одном концертеможет сложиться несколько подобных блоков и при умелой мотивации интерес кпрограмме не снижается.
7. Важнозаботиться и о целостности впечатления по поводу всей концертной программы,помнить о ее развитии, динамике.
Сборныйконцерт, как правило, гибкий, мобильный. Сценарий такого концерта не отличаетсябольшой сложностью. Это, в основном, текст для ведущего. Текст междуконцертными номерами, в таком концерте называется иногда связками, «нырками».Жесткой сцепки между номерами в сборном концерте нет, и при необходимостиумелый конферансье может что-то поменять даже по ходу концерта.
Тематическийконцерт строится по всем тем же законам, что и сборный, но его номерараскрывают какую-либо тему и придерживаются ее. Для того чтобы поставитьтематический концерт, организатору его, порой не хватает имеющихся номеров ирепетируются, разучиваются специально подходящие к данной теме номера концерта.А в сборном концерте номера используются те, что есть.
Среди всехназванных видов концертов особое внимание приходится уделять театрализованномуконцерту, поскольку из всех концертных форм самый зрелищный, яркий, масштабный,и самый трудный и по замыслу, и по его организации и воплощению.
Театрализованныйконцерт всегда тематический в своей основе. Такие концерты чаще всего готовятся,и посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Значимостьпридает ему размах. В таком концерте используются многие технические средства,участвуют большие исполнительские коллективы, задействует большая сценическаяплощадка. Такой концерт чаще всего имеет сюжетную линию, сквозных героев, как втеатре. Именно по этим основным признакам театра — сюжету и игре актеров иназывается такой вид концерта — театрализованным.
Всехудожественные номера концерт, вплетаются в канву сюжета. Для такого концертаприходится немало потрудиться и сценаристу, и постановщику, и исполнителям.Сюжетная линия концерта придерживается основных законов драматургии, действиедолжно развиваться по нарастающей кульминации и финалу. Исходя из этого,распределяются и номера концертов. Концерт любого вида может иметь и еще своюдополнительную жанровую окраску, что сразу же просматривается и в названииконцерта. Например, митинг-концерт, концерт-бенефис и т. д. В некоторыеконцерты их авторами включаются такие структурные части, как пролог и эпилог,которые несут свою смысловую и художественную задачу к общему замыслусценариста и режиссера.
Списокиспользуемой литературы
1. Самодеятельный театр.Репертуар и методика №9 М., 1978г.
2. Методика и организация художественно-массовой работы. — М., 1989.