Реферат по предмету "Культура и искусство"


Виды и структура культуры

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
1.1 Черты культуры
2. АГЕНТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫКУЛЬТУРЫ
3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
4. ВИДЫ КУЛЬТУР
4.1 Доминирующая культура
4.2 Субкультура и контркультура
4.3 Сельская культура
4.4 Городская культура
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ
Культура(от лат. culture — возделывание, воспитание,образование, развитие, почитание) — специфический способ организации и развитиячеловеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального идуховного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях,в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культурасвойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерногои обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.
Структуракультуры представлена в двух основных частях: культурная статика икультурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры — совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры — конфигурации,характерные сочетания таких элементов.
Кдинамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описываюттрансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется,сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз. Базисными единицамикультуры выступают элементы или черты культуры. Они бывают двух видов — материальнымии нематериальными. Материальные памятники культуры более долговечны,они хранят больший объем информации, чем нематериальные. О современной культуреможно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным.
Материальнаякультура включаетфизические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (пароваямашина, книга, храм, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое).Артефакты отличаются тем, что они имеют определенное символическое значение,выполняют предусмотренную функцию и представляют известную ценность для группыили общества.
Нематериальнуюили духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормыповедения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи,традиции, язык. Они — тоже результат деятельности людей, но сотворены неруками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании иподдерживаются человеческим общением.
1.1 Чертыкультуры
 
Базисныеединицы культурнойстатики называют элементами или чертами культуры. Черты культурыделятся на универсальные, общие и специфические.
Универсальныечерты культуры присущивсему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Преждевсего гго социобиологические черты, в частности, длительный период детства,постоянный (а не сезонный) характер репродуктивной функции и сложно устроенныймозг, присущая всем людям потребность длительного и заботливого воспитанияпотомства и привязанность детей к родителям. К социальным универсалиям можноотнести коллективную жизнь, распределение пищи и построение семьи.
Общиечерты культуры присущицелому ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными. Существуетнесколько причин регионального сходства. Первая заключается в том, чтонекоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениямиболее активно, чем с другими народами. Вторая причина — общие этническиепредки. Третья причина сходства объясняется одинаковыми, но независимыми другот друга культурными изобретениями, сделанными одновременно у разных народов.
Специфическиечерты культуры частоназывают экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних культурахсчитается, что пышными должны быть похороны, а не именины людей. В другихкультурах думают иначе. Различие в подходе к одному и тому же событию у разныхнародов можно объяснить культурными факторами.
Наряду сэтими чертами культуры существуют еще девять фундаментальных, присущих всемкультурам, а именно: речь (язык); материальные черты; искусство; мифология инаучное знание; религиозная практика; семья и социальная система;собственность; правительство; война. Их можно назвать универсальными паттернами(структурами, образцами) культуры. Иначе паттерны называют культурными темами.Например, одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальнаясправедливость, другие — индивидуальная ответственность и денежный успех, третьи- военная доблесть и охота и т.п.
Культурныйкомплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходногоэлемента и функционально связанных с ним. В качестве примера можно привестиспортивную игру хоккей.
С нимсвязаны стадион, болельщики, спортивная одежда, шайба, билеты и многое другое.Культурным комплексом могут быть галереи и музеи, выставочные залы, частныесобрания картин и антикварных предметов, художественные стили и направления,научные теории и школы, религиозные учения и т.д.
Вкультурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. А так каккультурный комплекс представляет собой функционально взаимосвязаннуюсовокупность элементов культуры, то, следовательно, и он может быть пространственными временным.
Подпространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурныйареал, а под временным — культурное наследие.
Культурныйареал — географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и темиже либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию.(Например, многоженство — отличительный признак стран Востока, исповедующихислам.) К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую,болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальныекультуры.

2.АГЕНТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ
К агентамкультуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы,индивиды.
Малыесоциальные группы подразделяютсяна:
— добровольныепрофессиональные ассоциации, объединяющие создателей культуры,способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующиераспространению культурных ценностей;
— специализированныеобъединения и кружки;
— круг поклонников отдельных видов искусства, например музыкальной группы;
— культурныесрезы, представляющие собой неопределенное множество людей, принадлежащих кинтеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуры в целом, либоее отдельных видов и направлений;
— семьи,в которых происходит первичная социализация человека.
Большиесоциальные группы подразделяютсяна:
— этносы(племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенныеобщности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями,культурой, особенностями быта, единством территории и языка;
— профессиональныегруппы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественныхпроизведений (в частности, этнографы, филологи, философы, критики,реставраторы, архитекторы, цензоры, музыковеды);
— непрофессиональныегруппы, в той или иной форме приобщенные к культуре (например, поклонники,зрители, читатели);
— аудитории(зрительская, читательская).
Необходимоотметить, что особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категорияраспадается на нескаг ко групп:
— создатели художественных произведений: композиторы, художники, писатели, поэты;
— меценаты, спонсоры, то есть инвесторы культуры;
— распространители культурных ценностей: издатели, лектор, дикторы;
— потребители культурных ценностей: публика, аудитория;
— цензоры: литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры,следящие за соблюдением правил;
— организаторы: министр культуры, мэр города.
К институтамкультуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие,хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие иобучающие население культурным ценностям, в частности, школы и пузы, академиинаук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры,учебно-воспитательные комплексы, стадионы и др.

3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР
 
Отраслямикультуры называюттакие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включаетотносительно замкнутая область в составе целого.
Типамикультуры считаютсятакие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, которые составляютотносительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любуюнациональную или этническую группу относят к культурным типам. Ими являются нетолько регионально-этнические образования, но также исторические ихозяйственные.
Формыкультуры относятся ктаким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзясчитать полностью автономными образованиями; они также не являются составнымичастями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура имассовая культура называются формам культуры потому, что они представляют собойособый способ выражения художественного содержания.
Видамикультуры называютсятакие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностямиболее общей культуры. К основным видам культуры относятся:
а)доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и
контркультура;
б)сельская и городская культура;
 в)обыденная и специализированная культура.
Существуютследующие отрасли культуры:
Экономическаякультура. Онавключает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуруобмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятиевыпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когдадоговаривающиеся стороны не выполняют обязательств, подводят друг друга призаключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когдаинтересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернутьили обменять в магазине некачественный товар или когда продавцы некорректны,говорят о низкой культуре потребления.
Низкаякультура управления проявляется в непродуманности законодательных актов,неподготовленности практических решений, принимаемых правительством и аппаратомпрезидента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями. Авторитарныйстиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненнымивходит в число показателей низкой управленческой культуры на отдельномпредприятии.
Политическаякультура. Содержаниеполитической культуры определяется господствующим политическим режимом власти.Характерная черта тоталитарной политической культуры — строгое соблюдениеформальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев,традиций. Жесткая дисциплина ибедное содержание политической культуры — производные авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателиуровня развития политической культуры в обществе — наличие гражданских иполитических прав личности, их соответствие международным нормам и степень ихреализации и защиты; стиль и формы межпартийной борьбы; лексика общенияполитических деятелей и многое другое.
Профессиональнаякультура. Профессиональнаякультура включает совокупность специальных теоретических знаний и практическихумений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональнойкультурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходиморазличать: а) формальную квалификацию, которая подтверждается документом(диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебногоучреждения и подразумевает сумму необходимых для данной профессии теоретическихзнаний; б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы вданной области, подразумевающую совокупность практических навыков и умений, тоесть профессиональный опыт.
Педагогическаякультура. Онаохватывает не только педагогов, но касается уровня грамотности всего населения.Педагогическая культура имеет как количественные критерии, например числоокончивших начальную или среднюю школу, так и качественные, в частности уровеньинтеллектуальности нации. Педагогическая культура включает всю системуисторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний инравственных ценностей молодому поколению. Педагогическая культура невозможнабез материально-технического оснащения. Признаком низкой культуры может служитьто обстоятельство, что на уроках информатики учитель рассказывает все окомпьютере, не имея возможности ничего показать на практике.

4.ВИДЫ КУЛЬТУР
 
4.1 Доминирующаякультура
Совокупностьценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинствочленов данного общества, называется господствующей, или доминирующей,культурой.
Доминирующаякультура может бытьнациональной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организованоданное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническаякультура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденнойжизнедеятельности, быта. Этническая культура включает орудия труда, нравы,обычаи, нормы обычного права, ценности, одежду, пищу, средства передвижения,жилище, знания, верования, виды народного искусства.
Этническаякультура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровнымродством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.Территориальная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительноузком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) — одно изосновных черт этой культуры. В ней господствует сила традиции, привычки, раз инавсегда принятых обычаев, передающихся из поколения в поколение на семейномили соседском уровне.
Национальнаякультура включаетнаряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированныеобласти культуры. Структура национальной культуры сложнее этнической. Апоскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию исоциальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всехбольших групп, которых может не быть у этнической культуры. Более того,последняя входит в состав национальной. В отличие от этнической национальнаякультура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательносвязанных кровно-родственными отношениями. Необходимым условием появлениянациональной культуры считается новый тип социальной коммуникации, связанный сизобретением письменности, рождением литературного языка и национальнойлитературы.
4.2 Субкультураи контркультура
Посколькуобщество распадается на множество групп — национальных, демографических,социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них формируетсясобственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малыекультурные миры называют субкультурами.
У одногоязыка — несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах, — этосубкультуры; группы, говорящие на разных языках, — различные культуры. Когдалюди из двух групп, при несходстве деталей образа жизни, разделяют общиебазисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры всеголишь варианты одной, господствующей культуры.
Субкультура — это часть общейкультуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, нов главных чертах согласующаяся с культурой нации, которая получила названиедоминирующей. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядамина жизнь, манерами поведения, традициями в одежде, обычаями. Различия могутбыть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Онавключает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности,характерные только для нее.
Контркультураобозначает такуюсубкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, нопротивостоит последней, находится в конфликте с господствующими ценностями(культура богемы).
Иногдапровести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно илиневозможно. В таких случаях к одному явлению применяют оба названия (преступнаясубкультура).
 
4.3 Сельскаякультура
Носителямиэтой культуры выступают крестьяне. Коган выделяет следующие особенностисельской культуры.
1. Неравномернаязагруженность аграрным трудом в течение года (то период сева, сенокоса, уборки,то период большого количества праздников, приходящихся на зиму и межсезонье).
2.Персонификация межличностных отношений, то есть вытеснение и замена всех другихтипов отношений доверительно-личными. Деревня представляет собой небольшую почисленности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом иликосвенном родстве (племянник, кум, сват, брат и т.д.).
3. Плотныйнеформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности. Всяжизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.
4.Особое качество межличностных отношений в деревне — подчеркнутая грубоватость ифамильярность в обращении друг с другом. Обращение на «Вы» считается городскойчертой, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени или по отчеству,которое выполняет функцию имени.
5. Впотоке информационного обмена в деревне основную роль выполняют слухи, местнаяинтерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщиннаяинформация доминирует над официальной государственной.
6.Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало ктоиз сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни.(Сформировавшийся менталитет сельчанина не согласуется с быстро меняющейсягородской жизнью.)
7. Болеевысокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности (даже просмотртелепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией).
8.Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охранеокружающей среды.
9.Ограниченный культурный досуг, недоступность для сельчан музеев, выставок,театров и т.д. ограничивают культурные запросы и культурный кругозор, непозволяют сформировать, особенно молодежи, развитый культурный вкус,разносторонние потребности, умение выбирать в массовой культуре лучшее. Вдеревне, особенно в глухой, смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего всельский репертуар включают то, что не идет в городе или давно уже вышло измоды.
10. Раннеезанятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение кфизкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными физическимиупражнениями для поддержания здоровья (йога, аэробика).
Культурныйлаг — разрыв в культурном уровне между городом и селом — в итоге достигаеткатастрофических размеров. Но с массовым распространением телевидения былоекультурное отставание быстро сокращается. Однако этот процесс имеет какположительные, так и отрицательные стороны.
4.4 Городскаякультура
 
Городскаякультура — этокультура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычноиндустриальных и административных центров. К общим чертам городской культуры,отличающим ее от сельской, относятся высокая плотность застройки городскойтерритории; наличие большого числа транспортных магистралей и объектовсоциокультурного (дворцы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного(шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные ителекоммуникационные сети) назначения.
Культурноепространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможностивыбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомыхлюдей дает возможность индивиду чувствовать себя более раскованным и свободными в то же время создавать или выбиратькруг общения по интересам.
Отличительныеособенности городской жизни — это одиночество в толпе, возможность долго ни скем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками. Эмоциональныестрессы и нервные перегрузки, вызванные интенсивным ритмом жизни. Городскаясреда насыщена огромным числом вредных веществ. Отсюда ослабленное здоровье,низкая рождаемость, большое количество всевозможных заболеваний. Длительнаяоторванность от живой природы также неблагоприятно воздействует на горожан,которые стремятся наверстать упущенное на садово-огородном участке. Пригородныйучасток и дача сегодня — непременные атрибуты городской культуры.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Бехман Г.Современное общество как общество риска: современное общество // Вопр.философии. — 2007. — № 1. — С. 26-46.
2.   Гуревич П.С.Философия культуры. Пособие для студентов вузов. — М.: ЭКСМО, 2004.
3.   Каган М.С.Философия культуры. — СПб., ПИТЕР, 2006.
4.   Кононенко Б.И.Культура и цивилизация. — М., Наука, 1997.
5.   Кравченко А.И.Культурология. — М., Изд-во Норма, 2007.
6.   Кравченко А.И.Социология: Учеб. для вузов. — М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2007.
7.   СоциологияУчебник для вузов /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. — М.:Наука, 2005.
8.   Шагинская Е.Н.Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000. – №2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.