Содержание
Вступление
Раздел 1.Биография и талант МайиПлисецкой
1.1. Биография Майи Плисецкой
1.2.Творческая деятельность ипятидесятилетний рубеж.
Раздел 2.Новая книга Майи Плисецкой
2.1. Тринадцать лет спустя».
2.2. Через тернии к звездам.
2.3. Легендарный лебедь.
Заключение
Список использованной литературы
Вступление
Плисецкуюназывают блистательной, легендарной, непревзойденной, Богиней… А начиналось всёв далекие 20-е годы прошлого столетия. Однажды на одном из московских бульвароввнимание москвичей привлекала маленькая рыжеволосая девочка. Вытянувшись наносочках, это рыжее чудо вдохновенно танцевало под уличное радио-вальс Делибаиз балета «Коппелия».
Этобыло первое публичное выступление будущей балерины Майи Плисецкой. Потом былаучеба в Московском хореографическом училище. С 1 апреля 1943 года для Плисецкойначалась яркая, но трудная жизнь на сцене Большого театра, на сцене, которуюМайя Михайловна считает лучшей сценой мира.
Природаодарила Плисецкую «певучим» телом, которым балерина владела всовершенстве. У неё гибкая «модильянистая», по выражению А.Вознесенского, шея; красиво посаженная голова, стройная, сильная спина;прекрасной формы ноги, а мягкие и гибкие руки Плисецкой называют«произведениями искусства». По выражению многих критиков, Плисецкаяявляется ярчайшим «воплощением классической чистоты и дисциплины».
Ужепервые зарубежные гастроли закончились полным успехом балерины и признанием еёкак одной из лучших балерин мира. Известный американский критик, приверженецтанца «Модерн» Джон Мартин отмечал, что с помощью логики«московского стиля» балерина «способна создавать самые волнующиеобразы».
Плисецкуюназывают «Королевой русского балета». 10 октября 1993 года на сценеБольшого театра состоялся юбилейный вечер Майи Михайловны Плисецкой — 50 лет набалетной сцене. Программа вечера, составленная ею самой, была представленатолько танцем, без приветственных речей и хвалебных слов. На юбилее былавпервые показана «Безумная из Шайо» Р.К.Щедрина. 50-летний юбилейстал, по выражению самой балерины «её звездным часом».
Выставкастроится по монографическому принципу. В большом зале будут присутствоватьматериалы, отображающие творческий путь балерины на сцене Большого театра,который условно можно разделить на три этапа:
I.Солистка Большого театра. В её репертуаре: страстная Зарема; поэтичная, изящнаяАврора; огневая и озорная Китри; героическая Лауренсия; романтическаяДжульетта; лирическая, гордая Одетта и коварная обольстительница Одиллия идругие известные партии.
II.«Кармен — сюита» Ж.Бизе — Р.К.Щедрина. С этого балета начинаетсяновый этап творчества балерины, когда она уже хочет танцевать по-другому, ейхочется испытать в балете новые формы. Её стремление к новизне балетного языкаподдерживают зарубежные хореографы, специально для нее поставившие «Гибельрозы» (Ролан Пети); «Болеро» Равеля и «Айседору»(Морис Бежар).
III.Плисецкая — хореограф. В этом разделе представлены такие балеты, как «АннаКаренина», «Чайка» и «Дама с собачкой» Р.К.Щедрина.
IV.Малый зал отдан под зарубежную деятельность балерины. Еще со времен«Спящей красавицы» и «Раймонды» Плисецкая тяготела квоплощению трагедийных образов. Возможность станцевать подлинную трагедиюпредоставили балерине иностранные труппы. Здесь представлены работы,осуществленные Майей Плисецкой в Европе и Америке.
Выставкапосвящается не только блистательному творческому пути балерины, но её мужествуи её гражданской позиции, её способностям в преодолении не только балетногорепертуара, но и её стойкости в преодолении травм и болезней, многократновстречающихся на пути танцовщиков.
Цельработы — исследования биографии и творческой деятельности Майи Плисецкой.
Объектисследования – творческая биография Майи Плисецкой.
Предметисследования – творческие труды Майи Плисецкой.
Задачиработы исследование биографии и творческой деятельности Майи Плисецкой.
Изучениеновых книг Майи Плисецкой.
Раздел 1. Биография и талант Майи Плисецкой
1.1 Биография Майи Плисецкой
ХарактерПлисецкой сосуществовал в редкостной гармонии с характером ее артистическогодарования. Смелость она превращала в эстетическую категорию. Не бояласьнарушать «канон», не рассуждая, верила в себя и всегда была современной, потомучто побеждала в споре со временем, заставляя его убыстрять свой ход. Самымилучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для неекритиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия. Известный французскийбалетный критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточнотрех слов: «гений, мужество и авангард».
Природанаградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком,великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновеннойвосприимчивостью к музыке. Ее талант был замечен, когда она еще училась вбалетной школе. Однако ей пришлось выдерживать ожесточенные бои, отстаиваяправо своего таланта на самоопределение. После того как Президент ФранцииФрансуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советскихчиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцамСопротивления». Плисецкая, всегда славившаяся находчивостью и умениемафористично излагать свои мысли, ответила: «А я всю жизнь и сопротивляюсь».Падение социалистического строя в одной отдельно взятой стране Плисецкаяпереживала как собственное торжество. К тому времени она, словно личного врага,ненавидела советскую власть, которая, с одной стороны, воздавала ей почести, ас другой – тиранила, годами не выпускала за границу, шпионила и пыталась ейпомешать танцевать то, что хотелось.
Впрочем,власть действительно была ее личным врагом. Самый страшный удар она нанеслаМайе Плисецкой, когда та была еще ребенком. В 1937 году был арестован отец, чьяпреданность коммунистическим идеалам не составляла секрета и для его юнойдочери. Михаил Плисецкий исчез навсегда. А через год была арестована и мать,которую отправили в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном, лишившимся отца задва месяца до своего рождения. Над Майей и другим ее братом, тоже моложе ее, ноуже вышедшим из младенческого возраста, нависла вполне реальная угроза попастьв детский дом. Воспрепятствовали тетка и дядя – Суламифь и Асаф Мессереры. Ониразобрали детей по своим домам и сумели добиться смягчения участи для своейсестры Рахили. Она была выслана в Казахстан, в Чимкент. Вернуться в Москву ейудалось лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны [7,37].
Кинематографическаякарьера матери Плисецкой (она снималась под именем Ра Мессерер) была недолгой.Но навыки, полученные на съемках (немое кино стимулировало работу надпластикой), и зрительский опыт, накопленный во время посещений балетныхспектаклей Большого театра, пригодились и в Чимкенте. Никогда не учившаясябалету, она давала уроки танца в одном из чимкентских клубов, сумела дажевоспроизвести со своми учениками так называемый танец маленьких лебедей.Развитию ее увлечения балетом способствовали С. и А. Мессереры, видныетанцовщики Большого театра, впоследствии нашедшие свое второе призвание впедагогике. В течение долгих лет народный артист СССР Асаф Мессерер (1903–1992)вел класс в Большом театре. У него занимались все ведущие артисты балетнойтруппы, в том числе и его знаменитая племянница. По словам Плисецкой, всю жизньборовшейся с последствиями травм, его класс лечил ноги.
В1932 году Михаил Плисецкий получил назначение на Шпицберген. Там Майя Плисецкаяучилась в школе, лихо каталась на лыжах, впервые – и с успехом – выступила насцене в самодеятельном представлении оперы А.С. Даргомыжского «Русалка». В июне1934-го, когда Плисецкие вернулись домой на время отпуска отца, Майя поступила вМосковское хореографическое училище. И уже в первом классе обратила на себявнимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, с которым не развстретится в работе в зрелые годы и талантом которого не устанет восхищатьсявсю жизнь. Номер, поставленный Л.В. Якобсоном для воспитанников училища,назывался «Конференция по разоружению». Каждый участник изображал главу тогоили иного государства. Острая, гротесковая пластика, предложенная хореографом,делала узнаваемым любого персонажа (конечно, помогали и костюмы) и несла в себеего оценку в соответствии с требованиями «политического момента». Плисецкойдосталась роль трусливого гоминьдановца Чан Кайши…
Онахорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года. Ейоставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классовона принимала участие в выпускном концерте училища, проходившем на сценефилиала Большого театра (ныне – театр «Московская оперетта»). С двумяпартнерами танцевала номер «Экспромт» на музыку П.И. Чайковского, поставленныйопять-таки Леонидом Якобсоном. На следующий день началась Великая Отечественнаявойна.
Получивошибочную информацию о том, что Большой театр будет эвакуирован в Свердловск(ныне – Екатеринбург), Рахиль Мессерер-Плисецкая уехала с детьми в этот город.Но ни театр, ни училище в Свердловск эвакуированы не были. В течение года МайяПлисецкая не имела возможности заниматься балетом [7,42].
Мало-помалуменя охватила паника. Еще такой год – и с балетом надо распрощаться. Впопавшейся на глаза заметке было написано, что остававшаяся в Москве частьтруппы показала премьеру на сцене филиала Большого. Сам Большой был закрыт.Потом дошли вести, что и часть училища не уехала. Занятия продолжаются. Менякак током ударило. Надо ехать в Москву.
В Москву,не имея специального пропуска, она пробиралась тайком. И сразу же по приездевозобновила занятия. К тому времени когда надо было сдавать выпускной экзамен,она уже выступала на сцене филиала в нескольких сольных партиях. Экзамен былсдан на «отлично». И 1 апреля 1943 года Плисецкую приняли в труппу Большоготеатра. (С годами эта дата, поначалу воспринимавшаяся просто как некий курьез,стала производить на нее мистическое впечатление – и чем дальше, тем сильнее.«Есть в этом что-то дьявольское – быть зачисленной в труппу в день, когданельзя никому верить,» – сказала она в одном из своих интервью наканунепразднования 50-летия этой даты.)
Несмотряна уже начавшую складываться карьеру солистки, зачислили ее в кордебалет.Недостаток танцев Плисецкая компенсировала выступлениями в «сборных» концертах.Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» – номер,который она будет танцевать всю жизнь и сделает «своим» в той же степени, что ипервая исполнительница знаменитой миниатюры М.М. Фокина на музыку К. Сен-Сансалегендарная Анна Павлова.
Еслибы точно было известно, сколько раз она исполнила «Лебедя», это число навернякапопало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бывозможным, даже если какой-нибудь скрупулезный летописец творчества Плисецкойухитрился бы собрать все разлетевшиеся по миру театральные программки: ейслишком часто приходилось его бисировать. В Токио, Нью-Йорке, Париже иЛиссабоне у нее были концерты, на которых она танцевала «Лебедя» четыре разаподряд. Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила изразных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты вфинальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мирлебединые движения рук.
…Выспрашиваете меня о руках… Вообще-то я думаю, что надо танцевать всем телом. Всеучаствует в танце – ноги, корпус, голова, ну и, конечно, руки. Когда-то вбалете руки были очень традиционны, сусальны. В «Лебедином» они складывалисьвот таким сладеньким, сахарным венчиком. А могут они быть и крыльями,трепетными, тревожными… Каждая балерина ищет эти крылья по-своему. Да, да, укаждой балерины они должны быть свои… Их нельзя взять напрокат… Вагановаговорила: пусть хуже, но свои…
Этоцитата из документального фильма «Майя Плисецкая» (1964). Есть там и еще однопринципиальное ее высказывание, относящееся как раз к «Умирающему лебедю»:«Важно танцевать музыку, а не под музыку». Из этих двух цитат можно «сложить»творческий девиз Плисецкой: никому не подражай и превращай в движение музыку. Идействительно, в ее танце не проглядывали наброски, сделанныепредшественниками. А что касается музыки, она умела «реагировать» на сололюбого музыкального инструмента в оркестре, подчеркивала музыкальные акценты нето, что поворотом корпуса или взмахом руки – даже взглядом или движением брови.
Вучилище Плисецкая последовательно занималась у педагогов Е.И. Долинской, Е.П.Гердт, М.М. Леонтьевой. Она по-разному оценивает их вклад в своепрофессиональное становление. А лучшим, непревзойденным педагогом считаетАгриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре [2,263].
То,что я занималась у нее такое короткое время, может быть каких-то три месяца, ине поехала к ней в Ленинград, когда она меня позвала, – моя вечная,незаживающая рана. Ваганова обладала уникальным педагогическим даром. Она зналао человеческом теле, о возможностях мышц все. Знала, как нужно танцевать, иумела показать.
Вавгусте 1943 года А.Я. Ваганова была назначена консультантом Большого театра повопросам балета, но довольно скоро была вынуждена оставить этот пост. В апреле44-го последовало назначение нового художественного руководителя балетнойтруппы: в Большой театр пришел Леонид Лавровский. Его отношения с Вагановой,решительно не складывавшиеся в Ленинграде, никак не могли обещать плодотворногосотрудничества и в Москве. На память о занятиях с А.Я. Вагановой Плисецкойостались две великолепно отрепетированные небольшие сольные партии и некоторыештрихи, найденные ею для роли Маши в «Щелкунчике» П.И. Чайковского(балетмейстер В.И. Вайнонен). Машу, свою первую главную партию, она станцевалауже в первый сезон работы в Большом театре: вводилась быстро, всеисполнительницы этой роли заболели, и нужно было срочно найти замену.
ПостепенноПлисецкой стали давать интересный для нее репертуар. Вскоре после того как онаисполнила партию одной из двух вилис в балете «Жизель» А. Адана (1944,постановка Л.М. Лавровского, в основе хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М.И.Петипа), Лавровский поручил ей и роль Мирты, причем ставил танцевать только вте спектакли, в которых главную партию танцевала Г.С. Уланова. Она стала первойисполнительницей партии феи Осени в «Золушке» С.С. Прокофьева (1945,балетмейстер Р.В. Захаров). Исполнила главную роль в балете «Раймонда» А.К.Глазунова (1945 г., хореография Л.М. Лавровского с фрагментами М.И. Петипа иА.А. Горского), и это ее выступление как нельзя лучше дало понять, что в театрепоявилась новая претендентка на звание прима-балерины.
27апреля 1947 года Майя Плисецкая впервые танцевала партию Одетты–Одиллии в«Лебедином озере» (балетмейстер Е.И. Долинская, восстановление 1–3 актов поА.А. Горскому и Л.И. Иванову, новая постановка 4-го акта А.М. Мессерера). Самыйрепертуарный балет Чайковского стал одним из главных в ее творческой биографии.Плисецкая представала истинным демоном обольщения, танцуя Одиллию. И умелазримо показать метаморфозы, происходившие с лирической героиней. На ееспектаклях зрителю не надо было сверяться с либретто, чтобы понять, когдаОдетта сбрасывает с себя колдовские чары, а когда снова становится птицей.
…Наверное,я танцевала «Лебединое озеро» несовершенно. Были спектакли удавшиеся, были согрехами. Но моя манера, принципы, кое-какие театральные новшества привились,утвердились. «Плисецкий стиль», могу сказать, пошел по миру. Со сцены, с экранателевизора нет-нет да и увижу свое преломленное отражение – поникшие кисти,лебединые локти, вскинутая голова, брошенный назад корпус, оптимальностьфиксированных поз. Я радуюсь этому. Я грущу…
Успехв «Лебедином озере» был огромным всегда – с первого выступления до последнего(1977). В этом балете ее видели все главы иностранных государств, наносившиеофициальные и дружественные визиты в СССР. Если основной достопримечательностьюстраны считался Большой театр, то основной достопримечательностью самогоБольшого театра с полным правом можно было назвать «Лебединое озеро» с МайейПлисецкой в главной роли. Наиболее удачными своими «Озерами» Плисецкая считает«опальные» (ее собственное определение). В октябре 1956 года основная частьбалетной труппы отправилась в Англию на первые в истории Большого театракрупномасштабные зарубежные гастроли. Плисецкой ехать не разрешили. Оставшись вМоскве, она выразила протест своим танцем, показав максимум того, на что быласпособна. Никто бы уже не поверил, что ее не взяли на гастроли из-за болезни.Верные поклонники не скупились на цветы и овации. Самых верных потом вызывали вКГБ. Вызывающий успех балерины был расценен как акт гражданского неповиновенияи ее самой, и ее поклонников…
Плисецкаяобъездила, почти без преувеличения, весь мир. Однако в начале ее карьерыбудущего разнообразия гастролей ничто не предвещало. В составе делегацийсоветских артистов балета она съездила на три Всемирных фестиваля молодежи истудентов и на гастроли Большого театра в Индию. В стране вот-вот должна быланачаться хрущевская «оттепель», а перед Плисецкой словно опустился ее личныйжелезный занавес: на шесть лет она стала «невыездной». В конце концов делодошло до открытой слежки: куда бы она ни направлялась, за ней следовала машинас гэбистами, а ночью дежурила под ее окнами. Как потом стало известно,председатель КГБ И.А. Серов объявил ее английской шпионкой.
В1948 году Плисецкая исполнила роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева (балетмейстер Р.В. Захаров). В этом спектакле проявилось еще односвойство ее редкостного природного дара – способность в прыжке на несколькомгновений задержаться в воздухе (так называеый баллон). В 1949 году она впервыестанцевала партию Царь-девицы в «Коньке-Горбунке» Ц.Пуни, поставленномА.А.Горским.
22декабря 1949 года она принимала участие в концерте, состоявшемся в Георгиевскомзале Кремля по случаю празднования 70-летнего юбилея Сталина. Задача была не излегких: до блеска натертый паркет к танцам не располагал, а оправдыватьоказанную высокую честь надо было высокими прыжками [4, 78].
В1950 году, станцевав к тому времени уже несколько сольных партий в балете «ДонКихот» Л.Ф. Минкуса (постановка Р.В. Захарова по А.А. Горскому), в том числеУличную танцовщицу, выученную специально к сталинским торжествам, впервыеисполнила партию Китри. И в этой роли ей не изменил успех – она всегдатанцевала под гром аплодисментов, заглушавших оркестр.
Еепрыжки и головокружительные исполнения поддержек, казалось, находились запределами возможного.
Бесспорнымиудачами стали пришедшиеся также на 1950 год выступления в оперных спектаклях: впартии Персидки в «Хованщине» М.П. Мусоргского (танцы ставил С.Г. Корень сучетом того, что главную Персидку будет танцевать именно Плисецкая) и в партииВакханки в «Фаусте» Ш. Гуно («Вальпургиева ночь» в постановке Л.М.Лавровского). В 1951 году отмечалось 175-летие со дня основания Большоготеатра. Как и положено в таких случаях, артистам щедро раздавали звания. МайяПлисецкая стала Заслуженной артисткой РСФСР.
В1954 году в Большом театре прошла премьера балета «Сказ о каменном цветке» С.С.Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского – Плисецкая исполнила партию ХозяйкиМедной горы. Эту же роль она исполняла и в другой версии балета (московскаяпремьера «Каменного цветка» Ю.Н. Григоровича состоялась в 59-м). В 55-м годуЛ.В. Якобсон поставил на сцене филиала Большого театра балет «Шурале» Ф.З.Яруллина. Плисецкой, занятой в партии Сюимбике, пришлось вновь, только ужесовсем на ином пластическом материале, продемонстрировать свое умениепревращаться из девушки в птицу. В 56-м в репертуаре Большого театра появилсябалет «Лауренсия» А.А. Крейна (на сюжет пьесы Лопе де Вега «Овечий источник»).Плисецкая полюбила Испанию еще до того, как побывала в этой стране, благодаряиспанскому танцу, который ей очень нравился с детства. Балетмейстер В.М.Чабукиани, предложивший Майе Плисецкой роль главной героини, дал ей возможностьсполна насладиться виртуознейшим танцем, пусть и вполне классическим, но уже сиспанским характером. В 1956 году Майя Плисецкая поднялась еще на одну ступеньиерархической артистической лестницы – ей было присвоено звание Народнойартистки РСФСР.
В1961 году в репертуар Майи Плисецкой вошел балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева в постановке Л.М. Лавровского. Некоторые считали, что роль Джульеттыне совсем «ее», и потому Плисецкая тем более стремилась себя в ней попробовать.Ей всегда нравилось разрушать стереотипы.
Плисецкойдовелось участвовать в трех постановках балета «Спартак» А.И. Хачатуряна,осуществленных на сцене Большого театра. В 1958 году впервые увидела свет рампыверсия И.А. Моисеева – Плисецкая танцевала Эгину. В 62-м состоялась премьерабалета в постановке Л.В. Якобсона, решившего предложить Плисецкой роль Фригии.На первый взгляд, мало танцевальный, а на самом деле танцевальный насквозь,балет словно оживлял фризы древнегреческих и римских храмов. ВдохновениеЯкобсона нередко находило себе опору в других пластических искусствах. Видимо,в том числе и поэтому они с Майей Плисецкой ощущали друг друга родственнымидушами. Плисецкая всегда любила скульптуру. «Если архитектура – застывшаямузыка, то скульптура – застывший танец, – говорит она, – во всяком случае,застывшее движение. И я всегда могу представить, каким оно было до тогомгновения, когда его “поймал” скульптор, и каким будет после». В 1971 году онаисполнила роль Эгины в спектакле Ю.Н. Григоровича.
В1963 году Ю.Н. Григорович (через год он станет главным балетмейстером Большоготеатра) осуществил постановку балета «Спящая красавица» П.И. Чайковского (новаякомпозиция и редакция по М.И. Петипа). Плисецкая танцевала Аврору – еще однупартию, которую можно причислить к ее выдающимся достижениям. (Впервые она исполнилаэту роль в 52-м.) «Спящая красавица», одна из вершин классического балета,требует от исполнительниц главной партии виртуозного мастерства и владения«большим стилем». Плисецкая отличалась и тем, и другим в полной мере. В 60-хгодах Большой театр обратился к наследию Михаила Фокина. На сцене Кремлевскогодворца съездов (ныне – Государственный Кремлевский дворец) были поставлены дваего знаменитых балета. В одном из них была занята и Майя Плисецкая – исполнялаглавную партию в «Жар-птице» (1964, возобн. С.К. Власова и Н.Р. Симачева). В65-м она стала первой исполнительницей на сцене Большого театра роли МехменэБану в балете «Легенда о любви» А.Д. Меликова, поставленном Ю.Н. Григоровичем.В 67-м балетмейстеры Н.Д. Касаткина и В.Ю. Василев поставили для Плисецкой и еепостоянного партнера тех лет Николая Фадеечева «Прелюдию» на музыку И.С. Баха.
2октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за Родиона Щедрина. Обоимвпоследствии не раз задавали вопрос, как им удается так долго быть вместе. Онивсегда отвечали по существу: нам не скучно друг с другом. На титульном листепартитуры первого же балета Щедрина – «Конька-Горбунка» – стоит посвящение:«Майе Плисецкой». Роль Царь-девицы, добавившая в ее палитру юмористическихкрасок (постановка А.И. Радунского), вошла в ее репертуар 18 сентября 1960года. Еще три титульных листа партитур Щедрина открываются посвящением ей:«Анна Каренина» – Майе Плисецкой, неизменно; «Чайка» – Майе Плисецкой, всегда;«Дама с собачкой» – Майе Плисецкой, вечно. Щедрин не только помогал Плисецкойсоздавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «место под солнцем».Вдохновляемый Лилей Брик и Василием Катаняном, которые и познакомили его сбудущей женой, он добился в конце концов того, что она стала выезжать за рубеж.При помощи генерала Е.В. Питовранова, на которого «вышел» Щедрин, Плисецкаяпопала на прием к новому председателю КГБ А.Н. Шелепину, написала по его советуписьмо Н.С. Хрущеву и в результате была выпущена на гастроли в США [5, 142].
Небыло предела ликованию знаменитого импресарио Сола Юрока, когда выяснилось, чтоорганизованные им первые американские гастроли балетной труппы Большого театрапройдут с участием Плисецкой. Весной 1959 года она разделила судьбу своихсчастливых коллег и отправилась в 73-дневное турне по крупнейшим городамСоединенных Штатов. Опубликованная в газете «Нью-Йорк таймс» рецензияизвестного критика Джона Мартина на ее первый спектакль в “Метропо-литен-опера”(им, разумеется, стало «Лебединое озеро») заканчивалась благодарностью Хрущеву:«Spasibo, Nikita Sergeevitch!»
СБольшим театром Майя Плисецкая гастролировала в США еще несколько раз – в 1962году, в 66-м и 68-м. Среди ценителей ее искусства оказалась и семья президентаКеннеди. Обычно Плисецкая «открывала» театры – так, например, в 1961 году онатанцевала в первом спектакле, который Большой театр давал на сцене Кремлевскогодворца съездов (снова «Лебединое озеро»), в 89-м участвовала в концерте,состоявшемся на сцене открывшегося после реставрации старинного театра виспанском городе Мурсия. А в США Плисецкой довелось «закрыть» театр. 9 мая 1966года в Нью-Йорке по решению городских властей было взорвано старое здание«Метрополитен-опера». Накануне оно в последний раз принимало публику.Прощальный концерт был грандиозен. Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя».Аккомпанировал ей – исполнял соло на скрипке – сам Исаак Стерн… Что касаетсянового здания «Метрополитен-опера», тоже слышавшего овации в адрес Плисецкой,то оно хранит зримое свидетельство ее причастности к своей сцене. Танцовщицы назнаменитом шагаловском панно, украшающем фойе, откровенно ее напоминают.Плисецкая познакомилась с Марком Шагалом в 1965 году во Франции у него в доме и«мимолетно» позировала ему для этого панно.
«ОткрытиеАмерики» растянулось на долгие годы, вместив множество интереснейших встреч,собственных выступлений, посещений премьер Щедрина и просто концертов, накоторых исполнялась его музыка. Бывало и так, что за право приехать в этустрану вновь приходилось бороться. В 1987 году ей пытались помешать вылететь изИспании в Нью-Йорк, где на сцене театра Сити-центра в числе других именитыхгостей она должна была принять участие в гала-концерте, открывавшем 61-й сезонтруппы Марты Грэм. Перестройка уже началась, но спокойно воспринять то, чтоПлисецкая будет танцевать в одном концерте с «перебежчиками» Рудольфом Нуреевыми Михаилом Барышниковым, власти не смогли. «Скажите послу, что я – заперестройку, а он – против», – заявила Плисецкая атташе по культуре ПосольстваСССР в Испании и отправилась в аэропорт. И 6 октября 1987 года станцевала ещеодну премьеру – номер «Фимиам», поставленный в 1916 году Рут Сен-Дени, укоторой начинала свою карьеру великая Грэм. Впоследствии она исполняла этотномер и в других странах и дважды показала его в Москве.
Имяделает Париж. Плисецкую навел на эту расхожую мысль Марк Шагал. К тому времениона уже познала свои первые парижские триумфы. (Впоследствии, в 1977 году,тогдашний мэр французской столицы Жак Ширак наградил ее золотой медальюПарижа.) Впервые она побывала в Париже в 1961 году – ее и Н.Б. Фадеечевапригласили в «Гранд-опера» исполнить главные партии в «Лебедином озере»,незадолго до того поставленном на этой сцене известным советским хореографомВ.П. Бурмейстером. По окончании их первого спектакля занавес поднимался 27 раз…Плисецкая жила в доме Эльзы Триоле и Луи Арагона, с которыми встречалась еще вМоскве у сестры Триоле Л.Ю. Брик. Познакомилась со знаменитым танцовщиком ибалетмейстером «Гранд-опера» Сержем Лифарем, предрекавшим ей мировую карьеру,если она останется на Западе, с Ингрид Бергман, специально приехавшей в Париж,чтобы посмотреть ее спектакль (кинозвезда тоже уговаривала перебраться наЗапад), была представлена Коко Шанель, подарившей ей наряд из своей новойколлекции. Плисецкая, женщина до мозга костей, всегда уделяла большое вниманиесвоим туалетам и очень интересовалась модой. А со временем стала восприниматьее как большое искусство. Олицетворением парижской моды для Майи Плисецкой сталПьер Карден.
В1971 году ее пригласили выступить на театральном фестивале в Авиньоне. Когдаона исполняла «Лебедя» (на открытой сцене), вдруг хлынул дождь. Зрители вединодушном порыве как раскрыли, так и закрыли свои зонтики, захваченныекрасотой гармоничного слияния танца и природной стихии. Одним из этих зрителейбыл Пьер Карден. По окончании концерта он был представлен Плисецкой, и с техпор началась их дружба. Карден делал костюмы для ее балетов и неоднократнопредоставлял сцену своего театра «Эспас Пьер Карден», расположенного наЕлисейских полях, для ее выступлений и премьер. (Недаром Андрей Вознесенскийнаписал, что она рифмуется с Елисейскими полями.) На этой сцене Карден всегдасобирал мировых звезд – здесь выступали М. Казарес, М. Дитрих, Ж. Моро, Р.Тебальди, М.Л. Ростропович, П. Бортолуцци, Ж. Депардье и многие другие выдающиесяартисты и музыканты.
В1960-е годы Плисецкая уже вполне официально считалась первой балериной Большоготеатра. У нее не было недостатка в спектаклях, и тем не менее росло чувствотворческой неудовлетворенности. Хотелось танцевать не только классику, но ичто-то новое, причем поставленное специально для нее. Побывав в конце 1966 годана спектаклях Национального балета Кубы, приезжавшего на гастроли в Москву, оназагорелась идеей пригласить на постановку балета «Кармен», о котором давномечтала, кубинского хореографа Альберто Алонсо. 20 апреля 1967 года на сценеБольшого театра была впервые показана «Кармен-сюита». Балет был поставлен оченьбыстро, а транскрипцию оперы Ж. Бизе Щедрин сделал и вовсе в рекордные сроки –за двадцать дней. Великолепные метафорически-точные декорации к спектаклю,главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой «Вся жизнь Кармен– коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат ПлисецкойБ.А. Мессерер, ныне главный художник МХАТа. В премьерный состав (и долгое времяединственный) помимо Майи Плисецкой входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко(Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор). Дирижировал Г.Н.Рождественский. Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьерепрохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль,был Д.Д. Шостакович, о чем он сообщил в Министерство культуры. Создатели«Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной (очевидно, подразумевалось, чтои политически не вполне благонадежной), нуждались в поддержке, поскольку сразуже попали в опалу. «Вы – предательница классического балета», – в ярости скажетПлисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. «Пояснения» к этому высказываниюможно найти в поэме А.А. Вознесенского «Портрет Плисецкой» (сб. «Витражных делмастер». М., 1976):
В«Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, асильно, плотски, по человечьи. Хотя спектакль и не разрешили показать на«Экспо-67» в Канаде (в культурную программу выставки входили гастроли балетнойтруппы Большого театра), он все-таки запрещен не был. Раз от разу «Кармен»набирала успех и в конце концов стала выезжать и на гастроли. Самым дорогим дляПлисецкой было признание испанской публики. «Когда испанцы мне крикнули “Оле!”,я поняла, что победила», – говорит она. Балет был экранизирован в кино(кинофильм «Балерина», 1969) и на телевидении (1978).
Плисецкаявсегда считала, что литературное произведение поддается переводу на языкхореографии. Великая литература и была источником ее вдохновения, когда онасоздавала свой репертуар. В 1971 году, уже будучи автором музыки к кинофильму«Анна Каренина», в котором Майя Плисецкая блистательно дебютировала какдраматическая актриса в роли княгини Бетси Тверской, Родион Щедрин пишет пороману Л.Н. Толстого балет. 10 июня 1972 года на сцене Большого театрасостоялась его премьера. Плисецкая не только исполнила роль главной героини, нои впервые попробовала себя в качестве хореографа (вместе с ней над постановкойработали балетмейстеры Н.И. Рыженко и В.В. Смирнов-Голованов). В роли Вронскоговыступил М.Э. Лиепа, в роли Каренина – Н.Б. Фадеечев. Дирижировал Ю.И. Симонов.Художником-постановщиком этого спектакля был В.Я. Левенталь, с которымПлисецкая будет сотрудничать, работая и над своими балетами по произведениямА.П. Чехова. Имя Пьера Кардена, создавшего костюмы для Анны, в афише указать неразрешили. Да и сам балет, как и «Кармен», показавшийся чрезмерно эротичным,едва не был запрещен. После московской премьеры «Анна Каренина» Щедрина вхореографии Плисецкой ставилась в театрах Ташкента, Новосибирска, Вильнюса,Одессы и Свердловска. Плисецкая танцевала «Анну Каренину» в Литовском театреоперы и балета и на гастролях Одесского театра оперы и балета в Испании. В 1976году этот балет был показан на гастролях Большого театра в Австралии. В 1988-мона выступила в нем с артистами Большого театра на фестивале музыки Щедрина вБостоне [9, 82].
27мая 1980 года на сцене Большого театра прошла премьера балета «Чайка» Р.Щедрина в постановке Майи Плисецкой (ассистент И.Д. Якобсон). Дирижировал А.Н.Лазарев. Плисецкая сыграла Нину Заречную и создала символический образ чайки.Чехова на балетной сцене (восприятие этого явления, естественно, былонеоднозначным) приветствовали знатоки творчества писателя. Вот что, вчастности, писала после премьеры Н.А. Крымова: «Роль Майи Плисецкой в этомспектакле на удивление разнообразно согласуется с мыслями пьесы, важнымиавтору. Плисецкая-балетмейстер явно исповедует треплевское – «новые формынужны», ломает традиционные балетные каноны, заменяет их сложной пластическойпантомимой. Плисецкая-балерина в роли Нины Заречной выражает танцем только то,что «свободно льется из души». К танцу Плисецкой в «Чайке» можно с полнымправом отнести слова о «жизни человеческого духа». «Чайка» с участием Плисецкойзатем была поставлена в театре «Пергола» во Флоренции (1983) и в Муниципальномтеатре в Гетеборге (1985). С артистами Большого театра она показала ее нагастролях в Испании.
Послегетеборгской премьеры «Чайки» один из шведских журналистов, интервьюировавшихПлисецкую и Щедрина, поинтересовался, нет ли у них желания поставить балет порассказу Чехова «Дама с собачкой». В тот момент они не были готовы ответить. Нопо возвращении в Москву Щедрин решил, что «Дама с собачкой» – прекрасный сюжетдля небольшого балета, и начал писать музыку. Хореографический текст МайяПлисецкая сочиняла в содружестве с Б.И. Мягковым. Премьера в Большом театресостоялась 20 ноября 1985 года, в день рождения Майи Плисецкой. ДирижировалА.Н. Лазарев. Плисецкая танцевала Анну Сергеевну, роль Гурова исполнил Б.Г.Ефимов. Кажется, еще больше, чем триумфальному успеху премьеры, По 13 Впрограмму юбилейного вечера, состоявшегося в Большом театре 23 мая 1978 года,наряду со вторым актом «Лебединого озера» были включены и балеты «Айседора» и«Болеро». Публика буквально брала театр штурмом. Ажиотаж нагнетался еще и тем,что разрешения танцевать «чуждое советской морали» «Болеро» Плисецкой недавали. Она получила его только накануне. В 1976 году на гастролях в Австралииона уже исполняла этот балет вместе с танцовщиками Большого театра, выучившими«аккомпанемент» главной балеринской партии по просьбе австралийскогоимпресарио, но разрешения у дирекции театра не спрашивала. Два года спустя ейэто припомнили. Чтобы сломить сопротивление, Плисецкой пришлось добраться досамой правительственной верхушки.
В1979 году в Париже на сцене Дворца конгрессов состоялась премьера балета «Леда»(на старинную японскую музыку), поставленного М. Бежаром для Майи Плисецкой иведущего солиста его брюссельской труппы, великого танцовщика Хорхе Донна. Сэтого балета, в основу которого Бежар положил, переплетя их друг с другом, двестаринные легенды – древнегреческую о лебеде и Леде и японскую о любви рыбака кнекой вещей птице, в их совместном творчестве с Плисецкой и начались настоящиеметаморфозы (персонажи спектакля, демонстрируя изменчивую суть натуры и любви,постоянно перевоплощались один в другого). Балет был показан во многих странах.Но станцевать «Леду» на родине Майе Плисецкой так и не удалось.
«Небудь “Федры” и других балетов Лифаря, не было бы ни Бежара, ни Ролана Пети.Впрочем, были бы, конечно, но совсем иные», – утверждает М. Плисецкая. В балете«Федра»Ж. Орика, впервые поставленном Сержем Лифарем в 1950 году, МайяПлисецкая танцевала с балетной труппой театра города Нанси (Франция) – в 1984году в самом Нанси, в 85-м в Париже на сцене театра «Одеон» и в 86-м в Москвена сцене Театра оперетты. В 85-м она выступила в «Федре» с балетной труппойРимской оперы. Античная чистота и экспрессия линий ее танца в сочетании сподлинно трагической наполненностью исполнения заставляли театралов сожалеть оне воплощенных в балете древнегреческих трагедиях, в которых могла бы выступитьМайя Плисецкая.
В1983 году – неожиданный поворот судьбы: ей предложили стать художественнымруководителем балета Римской оперы. Бывая в Риме наездами, она занимала этотпост в течение полутора лет. За это время осуществила постановку «Раймонды» дляоткрытой сцены в Термах Каракаллы, показала на сцене Римской оперы свою«Айседору», организовала возобновление «Федры» и нескольких других балетов.
Откудау меня такая страсть к Испании? Всему испанскому – фламенко, корриде, гребням,цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Нокакая-то тайная связь между нами есть.
Испанцывсе доводят до крайности. И каждый момент жизни для истинного испанца – этовосхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода.
Сконца 1987 по 1990-й Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляямадридскую балетную труппу Театро лирико насиональ «Ла сарсуэла». Для этойтруппы она, в частности, поставила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля,ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. Поинициативе Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балетаДж. Пуччини «Вилисы», показанного на фестивале искусств в Переладе. Впервыеисполнила «Умирающего лебедя» под запись человеческого голоса – аккомпанементдля нее «напела» М. Кабалье. И выступила в главной партии балета «Мария Стюарт»(на музыку Э. де Диего), поставленного специально для нее художественнымруководителем труппы фламенко Хосе Гранеро (1988). Впервые ступив на всю ступнюв «Кармен-сюите», Плисецкая на сей раз танцевала и вовсе отказавшись от пуантов(ее героиня была обута в сандалии), и произошло это именно в Испании.
СТеатро лирико насиональ Плисецкая объездила всю страну и неоднократногастролировала за ее пределами. Классический балет не получил в Испанииширокого распространения. Деятельность Плисецкой тем более была на виду, и оназаслужила самое доброе расположение королевы Софии.
Эксперимент,противоположный тому, что проделал Х. Гранеро в «Марии Стюарт», совершил всвоем балете «Арена для петушиного боя» аргентинский хореограф Хулио Лопес(премьера состоялась в 1990 году в Буэнос-Айресе на сцене театра «Колон»). Вбалете, проникнутом духом аргентинского танго (музыку к нему написал А.Пьяццолла), Майе Плисецкой – единственной из всех артисток, занятых впостановке, пришлось танцевать на пальцах [12, 64].
В1990 году, находясь с Щедриным в Чикаго, где состоялась мировая премьера егонового сочинения, Плисецкая экспромтом исполнила с чикагской балетной труппойбалет «By Django» (на музыку певца и гитариста Джанго Рейнхардта, звезды джаза 1930–1950-хгодов), поставленный хореографом Гордоном Шмидтом. Ей давно хотелось станцеватьчто-нибудь на высоких каблуках и на джазовую музыку. Исполнилась и эта мечта.
4января 1990 года Майя Плисецкая танцевала свой последний спектакль в Большомтеатре – «Чайку». Давние разногласия с художественным руководством балетнойтруппы привели к тому, что она ушла из Большого театра.
К1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедринасосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этомгороде.
В1992 году Плисецкая выступила инициатором создания нового балета, идею которогоподсказал Пьер Карден. Премьера «Безумной из Шайо» на музыку Р. Щедрина (воснове либретто – одноименная пьеса известного французского драматурга Ж.Жироду) в постановке французского хореографа румынского происхождения ДжиджиКачуляну и с участием артистов возглавляемого им Реннского хореографическогоцентра состоялась на сцене театра «Эспас Пьер Карден» 5 декабря 1992 года.Центральный образ пьесы – «безумная» Орели, стареющая бывшая актриса –принадлежит к распространенному в мировой литературе типу одинокогоэксцентричного чудака, мудрого сердцем и всеми принимаемого за сумасшедшего.(Сама Плисецкая аттестовала пьесу как одну из вариаций «сказки проИвана-дурака, который оказался самым умным».) Роль, предоставляющая богатейшиевозможности для актерской игры, не только ничего не утратила, будучипереведенной на язык балета, но и обрела дополнительную глубину изначительность. Необыкновенно выразительны были жесты и мимика Плисецкой. Онапроизводила бы сильнейшее впечатление, даже не выходя за пределы пантомимы. Ноона танцевала – и танцевала на пальцах. В Париже балет прошел 17 раз. В начале1993 года был показан в Японии. А 1 и 2 апреля 1993 года – на родной сценепартнеров Плисецкой в этом спектакле, в Ренне (город в исторической провинцииФранции Бретань). Таким образом, и 50-летие творческой деятельности – случай вбалете беспрецедентный – Плисецкая тоже отметила премьерой. На память ореннских выступлениях мэр города вручил ей медаль, на которой быловыгравировано «Майе Плисецкой» [11, 32].
1.2 Творческая деятельность и пятидесятилетний рубеж
Творческаядеятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный дляБольшого театра юбилей был отмечен с полугодовым опозданием – 10 октября 1993года. Репетиции юбилейного вечера пришлись на пик противостояния парламента ипрезидента страны Б.Н. Ельцина. Штурм Останкино и Белого дома Майя Плисецкаянаблюдала сидя у экрана телевизора в своей московской квартире.
А подороге в Большой театр обозревала баррикады. Юбилейный вечер стал для нее нетолько собственным торжеством, но и праздником в честь счастливого исхода этихстрашных событий. Словно по ее заказу, в день концерта комендантский час былсдвинут с 23 часов на полночь. Приглашенные принять участие в гала-концертесолисты «Гранд-опера» в Москву приехать побоялись. Зато приехали испанцы итруппа Дж. Качуляну. Майя Плисецкая танцевала «Умирающего лебедя» (на сей разсоло на виолончели исполнял их с Щедриным давний друг Мстислав Ростропович),«Айседору», а в качестве главного сюрприза публика получила московскую премьерубалета «Безумная из Шайо».
Чрезвычайнонасыщенным был для Плисецкой 1994 год. В 94-м она стала президентом только чтооснованной Г.Л. Тарандой труппы «Имперский русский балет». С этим коллективомПлисецкая повторила гастрольные маршруты, проложенные в молодые годы: объездиламногие города России и ближнего зарубежья, неизменно попадая в центр вниманиявластей всех рангов и встречая самый горячий прием у публики. А также принималаучастие в гала-концертах, которые Гедиминас Таранда организовывал в ее честь вразных странах мира. Довелось выступить и там, где ранее еще не приходилось, –в Уругвае, например. (С 1995 года Имперский русский балет начал свои регулярныевыступления в финском городе Миккели. Плисецкая была постоянной участницей этихмини-фестивалей, во время которых неоднократно проходили и ее мастер-классы.)
В1994 году московское издательство «Новости» выпустило в свет книгу «Я, МайяПлисецкая…». Она сразу стала бестселлером. Выдержала несколько изданий в Россиии была переведена на 11 языков: немецкий, французский, японский, чешский,польский, литовский, эстонский, сербский, сербско-хорватский, английский ифинский. Во Франции она вышла в 1995 году в крупнейшем издательстве «Галлимар»(в переводе известного переводчика русской литературы Лили Дени). В США ееиздал Йельский университет (в переводе Нины Буи). Презентация в Нью-Йоркесостоялась в знаменитом ресторане «Русский самовар» через неделю после того,как в результате теракта исчезли с лица земли небоскребы Всемирного торговогоцентра. (В день, когда произошел теракт, – 11 сентября 2001 года Плисецкая иЩедрин как раз отправились в США. Самолет, на котором они летели, был посажен вКанаде, в Галифаксе, где им пришлось провести несколько дней.) Книга всюдуимела очень хорошую прессу, но самых больших похвал удостоилась именно вСоединенных Штатах. Возникла даже идея сделать по ней художественный фильм –Плисецкая получила такое предложение от одного из голливудских продюсеров. Вскором времени ее книга выйти в Китае.
Вавгусте 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялсяI Международный балетный конкурс «Майя», оргкомитет которого возглавил мэргорода А.А. Собчак. Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировалаего состав. Желая дать вторую сценическую жизнь балетам, созданным для нееРодионом Щедриным, Плисецкая поставила обязательным условием участия в конкурсеисполнение номера на музыку из этих балетов. Первый конкурс прошел под знаком«Кармен-сюиты». Второй (декабрь 1996 г.) – под знаком «Анны Карениной». Третий(август 1998 г.) – «Конька-Горбунка». Гала-концерты лауреатов конкурсов «Майя»проходили на сценах Мариинского и Большого театров, «Московской оперетты» и«Эспас Пьер Карден». 18 мая 1997 года, желая привлечь к конкурсу вниманиепотенциальных спонсоров, его учредитель провел благотворительный бал вЕкатерининском дворце Царского Села, вылившийся в еще одно чествование МайиПлисецкой. (Впоследствии Плисецкая принимала участие в работе жюри другихконкурсов, в том числе и в качестве председателя, – в Гданьске, Хельсинки,Париже и японском городе Нагоя.)
11октября 1995 года на сцене парижского Национального театра Шайо в рамкахгастролей швейцарской труппы «Бежар балле Лозанн» состоялась премьера балета«Курозука» (на традиционную японскую музыку в аранжировке современногокомпозитора Т. Маюдзуми), поставленного Морисом Бежаром для Майи Плисецкой извезды «Гранд-опера» Патрика Дюпона. Балет, в основе которого старинная пьесатеатра Но, представляет собой уже нескончаемую череду таинственных метаморфоз(«курозука» в переводе на русский язык означает «оборотни»). Спектакль былпоказан пять раз и неизменно шел при полном зале [9, 93].
Балет«Курозука» – подарок Бежара к ее 70-летию – был также показан в Москве наюбилейном вечере, состоявшемся в Большом театре 28 ноября 1995 года. В этотвечер Плисецкая танцевала трижды (кроме «Курозуки» были еще «Умирающий лебедь»и «Айседора») и выходила на сцену в окружении прочих участников гала-концерта –звезд российского и мирового балета. Именно после этого юбилейного вечераприобрело статус концертного и прославилось ее великолепное черное платье спышным шлейфом от Пьера Кардена. Спустя несколько дней юбилейный вечер былцеликом повторен в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.
В1996 году на гала-концерте в Японии Майя Плисецкая впервые выступила в балете«Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси (хореография В.Ф. Нижинского). Ей былоочень любопытно на исходе ХХ века прикоснуться к тому, с чего начиналасьхореография этого века. Роль Фавна исполнял П. Дюпон. Впоследствии онанесколько раз танцевала этот балет с А.О. Ратманским. 10 февраля 2003 годаснова в Токио она выступила в этом балете с солистом «Гранд-опера» Ш. Жюдом.
1января 1997 года на традиционном новогоднем концерте в Вене, который проходил взнаменитом концертном зале «Мюзик ферейн», Венский филармонический оркестр подуправлением выдающегося итальянского дирижера Риккардо Мути, по обыкновению,играл музыку династии Штраусов. Два вальса транслировались в замок Хофбург, гдеартисты Венской государственной оперы исполнили небольшой балет (бальный сюжетиз сказки о Золушке), поставленный Майей Плисецкой. Концерт и бал Золушки,сочиненный Плисецкой, транслировали 43 телекомпании разных стран мира.
7января 1998 года в Санкт-Петербурге на сцене Большого концертного зала«Октябрьский» состоялся концерт, объединивший выступления лауреатов двух первыхконкурсов «Майя» и ретроспективный показ моделей Дома Кардена. Майя Плисецкаядемонстрировала одну из ранних моделей П. Кардена и платье, созданное им длянее специально к этому показу. Оно имело название – «костюм ХХI века». Сшитыйиз мерцающей серебристой ткани, костюм был украшен настоящими электрическимиогнями. 9 и 10 января такие же концерты дважды прошли в Москве на сценеГосударственного центрального концертного зала «Россия».
Летом2000 года в Генуе на Международном фестивале танца Майя Плисецкая вновьвстретилась с Морисом Бежаром. Он привез туда свою лозаннскую труппу, она былаприглашена на премьеру фильма, снятого о ней французами. Подчинившисьвнезапному порыву вдохновения, повелевшего ему свести в одном спектакле двухзнаменитых танцовщиц – Майю Плисецкую и итальянскую балерину Карлу Фраччи,также приехавшую на фестиваль, Бежар решил возобновить свой давний балет«Соната для троих» по пьесе Ж.П. Сартра «За запертой дверью» (на музыку Б.Бартока) и сам выступил в этой постановке.
31августа 2000 года на сцене Токио Кокусай форум состоялась премьера спектакля«Крылья кимоно», соединившего театр Но с классическим балетом (режиссураХиронори Тересаки, хореография Но Тагао Ватанабэ, хореография, основанная натехнике классического балета, Киёко Исии). Музыку написал современный японскийкомпозитор Т. Ивасиро. Плисецкая исполняла роль Небесной феи, и как раз этароль не имела никакого отношения к классическому балету. То, что Плисецкаязамечательно передает пластику традиционного японского театра, обнаружил М.Бежар, потому и начал предлагать ей старинные японские сюжеты. (Впрочем, еетело и руки способны передать любой «национальный характер».) Но все-таки в егоспектаклях эта пластика представала в стилизованном виде. А в «Крыльях кимоно»Плисецкая пошла на риск (тем больший, что японская публика давно успела узнатьи полюбить ее совсем в других ролях), решив продемонстрировать японцам ихсобственное искусство. Зрители ответили ей благодарными аплодисментами. ПродюсерТ. Фуками, сам выступивший в спектакле, нисколько и не сомневался в успехе.
20ноября 2000 года в Большом театре отмечался 75-летний юбилей Майи Плисецкой. Наэтом юбилейном вечере состоялась московская премьера балета «Кармен» впостановке замечательного шведского хореографа Матса Эка – танцевали артистыбалетной труппы варшавского Большого театра. Еще одним гвоздем программы сталасобственная премьера Плисецкой – она исполнила номер «Ave Maya» на музыку И.-С.Баха – Ш. Гуно, специально к этому вечеру поставленный для нее М. Бежаром.Снова японские мотивы, переплетенные с лебединой темой, – трехминутный танец,по сути, стал ретроспекцией всей ее жизни. Этот номер она исполнила и наоткрытии фестиваля, посвященного 70-летию Родиона Щедрина. Концерт прошел насцене Большого театра 2 декабря 2002 года [6, 162].
Вжизни Майи Плисецкой всегда есть место интересному творческому предложению. 11июля 2003 года в японском городе Такаразука в театре, где, в противоположностьтеатру Кабуки, играют только девушки, состоялась премьера мюзикла «Аида» (постопам Верди пошел современный японский композитор Каи). Майя Плисецкая былаприглашена поставить танцевальные номера в этом спектакле.
Щедрини Плисецкая живут на три дома. Большей частью в Мюнхене. В Москве – когда у нихпроходят здесь концерты и фестивали. И на своей даче в Литве – когда им хочетсясделать передышку в своей бурной, насыщенной событиями жизни. Но и на отдыхеони не перестают интересоваться тем, что происходит в мире. Плисецкая говорит,что никогда не воспринимает отстраненно новости, сообщаемые средствами массовойинформации, особенно если это новости из России и если они плохие. К сожалению,ей пришлось убедиться в том, что чужого горя действительно не бывает. Взрыв,произошедший в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади, унес жизньочень близкого человека. Александра Борисовна Ройтберг, умный и благодарныйтеатрал с полувековым стажем, была ангелом-хранителем московского дома МайиПлисецкой и Родиона Щедрина, их секретарем и настоящим энциклопедическимсправочником по их жизни и творчеству. Плисецкая и Щедрин – в силунезависимости характеров – считались конфликтными людьми, однако всегда умелихранить дружбу. Друзья, попавшие в их орбиту в те времена, когда все триумфыбыли еще впереди, остались с ними на всю жизнь.
МайяПлисецкая снималась в кинофильме-концерте «Мастера русского балета» (1953),кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке»(1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильме-опере «Хованщина» (1959), в телеэкранизацияхбалетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама ссобачкой» (1986). В 1976 году А.В. Эфрос снял телевизионный фильм «Фантазия» поповести И.С. Тургенева «Вешние воды», в котором Плисецкая сыграла рольПолозовой. Действие «комментировалось» хореографическими дуэтами (балетмейстер В.Н.Елизарьев). Снималась в художественных кинофильмах «Анна Каренина» режиссераА.Г. Зархи (1968), «Чайковский» И.В. Таланкина (1970, в роли певицы ДезиреАрто), «Зодиак» И. Вайткуса (1985, в роли «музы» М.К. Чюрлениса).
Оней сняты документальные кино- и телефильмы, в том числе «Майя Плисецкая» В.А.Катаняна (1964, новая ред. 1981), «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» Б.Д.Галантера (1987), «Майя Плисецкая» Д. Делуша (1999, для французскоготелевидения), «Майя» М. Сакагуши (2000, для японского телевидения), «МайяПлисецкая assoluta» Э. Капнист (2002, для французского телевидения). ТворчествуПлисецкой также посвящены книги, среди них: «Майя Плисецкая» Н.П. Рославлевой(М., 1968), фотоальбомы с тем же названием (М.,1975; М., 1980, фотографии Л.Т.Жданова; Милан, 1992, фотографии разных авторов – подарочное издание ПьераКардена).
МайяМихайловна Плисецкая – великая балерина ХХ столетия, являющая собой уникальныйпример творческого долголетия. Ей присвоено звание народной артистки СССР(1959), Героя Социалистического труда (1985). Она награждена первой премией изолотой медалью на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи истудентов в Будапеште (1949), премией имени Анны Павловой Парижской академиитанца (1962), Ленинской премией (1964), медалью «Про Финляндия» (1968), премией«Виа Кондотти» (1989, Италия), золотой медалью Испании за заслуги в областиизящных искусств (1990), премией «Триумф» (2000), премией «Российский НациональныйОлимп» (2000) и др. Является кавалером трех орденов Ленина (1967; 1976; 1985),орденов Франции «За заслуги в литературе и искусстве» (1984, Командор) иПочетного легиона (1986), российских орденов «За заслуги перед Отечеством»Iстепени (2005), II степени (2000), III степени (1995). Майя Плисецкая –почетный доктор Сорбонны (1985) и почетный профессор Московскогогосударственного университета (1993). В 1994 году Институт теоретическойастрономии присвоил имя Плисецкой малой планете 4626.
В2005 году легендарная русская балерина Майя Плисецкая стала лауреатом премииФонда принца Астурийского, престижной награды, которую часто называют«испанской Нобелевской премией». Впервые за 25 лет существования Фонда премияприсуждена за вклад в развитие танца. Майя Плисецкая сыграла большую роль встановлении испанской хореографической культуры. С 1987 по 1990 год онавозглавляла труппу Национального классического балета Испании.
Однажды,еще в молодые годы, Плисецкую спросили, любит ли она успех. «Да, – сказала она,– он мне дает возможность отдыхать во время спектаклей». (Разумеется, имелись ввиду поклоны в ответ на бесконечные аплодисменты.) Любовь, как всем хорошоизвестно, была взаимной. После одного из ее выступлений в Аргентине кто-топоставил на запись часовую аудиокассету – пленка закончилась до того, какстихли рукоплескания. Это лишь одно из многих впечатляющих свидетельств ееошеломляющего мирового успеха.
Чтовынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – каккружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы,государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших иочень плохих. Только так.
…И вКанаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. Вцарствие Сталина. Затем – при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове,Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как нистарайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю – честно. Ни детей, ни старцев, нименьших братьев наших – зверье – не обижала. Друзей не предавала. Долгивозвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим деломжила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Малотолько сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей,что выдюжила, не сломалась, не сдалась…[ 3, 27]
Раздел 2. Новая книга Майи Плисецкой
2.1 «Тринадцать лет спустя»
03.10.200711:50 выдающаяся балерина, народная артистка СССР Майя Плисецкая представила вМоскве вторую книгу своих мемуаров под названием «Тринадцать летспустя». Именно столько лет прошло после выхода первой книги «Я, МайяПлисецкая».
Какпередает канал «НТВ», в новой книге 13 глав, по одной на каждый год.В них содержится именно то, чего, по мнению автора, ждет публика: скандалы,триумфы, встречи с принцами, президентами, королями и фразы вроде«сцепление балетной туфли с линолеумом ныне оптимально комфортно».
СамаМ.Плисецкая говорит о том, что взяться за перо ее побудил давний знакомый –редактор книжного издательства Александр Проскурин. Все эти годы после выходапервой автобиографии в свет они общались, и он постоянно, чуть ли не каждыйдень, убеждал ее, что надо снова сесть за письменный стол.
«Многораз переписывала, перечеркивала. Ни одна фраза не родилась сразу. Потому чтомасса слов – богатейший наш язык. Как лучше, как красивее? Я очень мучилась.Тяжело было физически, морально, сердцем», – поделилась М.Плисецкая.
МайяПлисецкая живо, ярко, образно пишет обо всех явлениях и людях, с которыми онастолкнулась за последние 13 лет. Один из литературных критиков, присутствующихна презентации, сказал: «Майя Плисецкая и в роли писателя настолько жеярка, хороша и образна, как она была на сцене в своих лучших балетныхпартиях».
Напомним,мемуары «Я, Майя Плисецкая...», презентация которых состоялась вавгусте 1994 года, вызвали колоссальный общественный резонанс во всем мире.
«Страдающая»балетом Пенелопа Крус, например, недавно призналась, что Анна Павлова и МайяПлисецкая были «ее идолами больше всех актрис». А руководитель Большого театраЮрий Григорович называл ее не идолом, а «стальным клинком», который «чемстарше, тем дороже». И действительно, когда ее ровесницы, бывшие примы, ужеувяли и коротали дни за мемуарами, Плисецкая еще блистала на сцене. Дажесейчас, когда о тех самых бывших примах уже никто не помнит, имя Майи на слуху.В 2005 году она отметила свой юбилей – 80 лет [4, 59].
2.2 Через тернии к звездам
Майязаболела театром еще в 5 лет. Тогда семья Плисецких перебралась в Москву изЛитвы после первой русской революции. Майя всегда была очень артистичным инепоседливым ребенком, и внезапно проснувшуюся любовь к театру родня воспринялакак очередное быстропроходящее увлечение. Девчонку поддержал один толькодедушка, который пророчил ей большое актерское будущее, но его слова никто невоспринял всерьез. Дедушка – он на то и дедушка, чтоб в своих внучатах видетьзвезд.
Впрочем,Майино увлечение балетом – это закономерность. Вся ее родня была необычайнокреативной и художественно одаренной. Кто-то пел, кто-то танцевал, кто-тосочинял, все без конца пребывали в творческом поиске. А отец очень любил балет– правда, как зритель. Но понимал, разбирался, чувствовал.
Вконце концов в Майю таки поверили и отправили в хореографическую школу. Этобыли нелегкие для нее годы: осваивать азы хореографического искусства ейпришлось, находясь на попечении у родни, потому что маму Майи постиглапечальная участь творческой интеллигенции 30-х. Она писала Майе из лагерей –это была единственная привилегия, которой ее не лишили.
КогдаПлисецкой исполнилось 14 лет, врачи вынесли ей приговор: немедленно прекратитьзаниматься танцами, потому что в противном случае из-за непосильных нагрузок унее серьезно пострадает колено. Настолько серьезно, что она может остатьсяинвалидом. Майя ослушалась врачей и продолжила тренировки. В будущем она такбудет делать еще не один раз, за что впоследствии и получит прозвище «железнойбалерины». Каждый раз ее организм шел навстречу ее устремлениям исамоисцелялся, являя очередное медицинское чудо [5, 91].
2.3 Легендарный лебедь
Сразуже по окончании училища Майя попала прямо в Большой театр. Впрочем, тогда этоне означало ничего, кроме почета. В разгромленном, только что вернувшемся послеэвакуации театре платили смешные зарплаты. Бал правили престарелые примы, ипробиться начинающей балерине не было практически никаких возможностей. НоПлисецкая действительно была «железной». И не только потому, что диктоваласобственные правила своему организму. Она как железный таран пробивалась сквозьгущу интриг и препятствий. И постепенно имя юной и изящной, как эльф, МайиПлисецкой перемещалось на афишах все выше и выше, а после одного концерта кодню рождения Сталина ей даже дали звание “заслуженной”.
МайяПлисецкая – яркий пример того, что успех – это 99% работоспособности. Даже ставпримой Большого театра, она не расслаблялась и меньше всего была склоннапочивать на лаврах. Например, главная партия в «Лебедином озере», которую оназа всю жизнь станцевала более 600 раз – уж казалось бы все выверено и отточено,над чем там еще трудиться? Но нет, Плисецкая так не могла. Говорят, она часамипросиживала на берегу озера с лебедями, не отводя взгляда от птиц. Изучала ихповадки, запоминала динамику, перенимала движения… Потом люди удивлялись – унее как будто кости гнутся. До того гибкие жесты и плавные шаги [7,117].
Заключение
Народнаяартистка СССР, легенда российского и мирового балета Майя Плисецкая удостоенаМеждународной Императорской премии Японии «Премиум империале» завыдающиеся достижения в области мирового искусства. Об этом накануне нацеремонии представления лауреатов в Берлине сообщил международный советникКомитета по присуждению премии, бывший президент ФРГ Рихард фон Вайцзекер,передает NEWS.ru.
Всемирноизвестная балерина стала обладательницей премии в категории «Театр и кино».В области архитектуры престижного приза удостоился немецкий архитектор ФрайОтто. В категории «Живопись» премию получит японка Йайои Кусама, вкатегории «Скульптура» — француз Кристиан Болтански, в категории«Музыка» — композитор Стив Райх из США.
Претендентовна получение премии в пяти областях культуры ежегодно определяет Японскаяассоциация искусств по рекомендации авторитетных экспертов. «Премиумимпериале» была учреждена в 1988 году Японской ассоциацией искусств позавещанию принца Нобухито Такамацу, который более полувека был еепредседателем. По значению присуждаемая деятелям искусства престижная премияЯпонской ассоциации искусств приравнивается к Нобелевской премии в областинауки и литературы.Пожалуй, это единственная балерина в мире, которая в стольсолидном возрасте, а его Майя Михайловна не только не скрывает – подчеркивает,может позволить себе такое. В гала-концерте, посвященном своему юбилею, великуюбалерину публика увидела в двух мини-балетах, специально созданных для неевыдающимся хореографом Марисом Бежаром: «Айседоре» на музыку Франца Шуберта иникому еще неизвестном «Aве Майя» на музыку Баха-Гуно.
Список использованной литературы
1. Гозенпуд А. «Музикальний театр в России» — Музгиз, Л., 1959
2. Друскин М. «Очерки по истории танцевальной музики» — Гзд. Лен.филармонии, Л. Л 9 3 6
3. З.Добровольская Т. «Танец. Пантомима. Балет.» — Л. Л966
4. Житомирский Д. « Балеты Чайковского» — Музгиз, М, 1957
5. Захаров Р. «Записки балетмейстера» М. «Искусство» 1976
6. «История русской советской музыки», тт. І-Ш Музгиз, М.,1958-1960
7. Карминская-Скудина Г. «Балет» — Музгиз, М.Д960
8. Карп И «Все о балете» М, 1962
9. Класики хореографии. «Искусство». М.Д960. Л-М.Л937
10. Красовская Б. «Російський балетний театр»., «Искусство». Л.М., 1958
11. СлонимськийЮ.» П. И Чайковский и бачетньїй театр еговремени».
12. Музгиз, М., 1956 12.Слонимський Ю. «Музика в бачетномтеатре», сб.: Музика сов. Балета. М, 1967 ІЗ.СурицЕЯ «Все обалете» М-Л.Л966