Мордовскийгосударственныйпедагогическийинститут имениМ. Е. ЕвсевьеваРеферат
натему : ТворчествоРафаэля: «Секстинскаямадонна»
Выполнил:
студент301 группы
ф-та Историии права
КостинЕ. М.
Проверил: Житаев В. Л.
Саранск2002
Эпоха Возрождения- время высочайшегохудожественногоподъема, когдав Италии работаломножествозамечательныхживописцев, скульпторов, архитекторов.
ТворчествоРафаэля Сантипринадлежитк числу техявлений евпропейскойкультуры, которыене только овеянымировой славой, но и обрелиособое значение- высших ориентировв духовнойжизни человечества.На протяжениипяти веков егоискусствовоспринимаетсякак один изобразцовэстетическогосовершенства.
Гений Рафаэляраскрылся вживописи, графике, архитектуре.ПроизведенияРафаэля являютсобой самоеполное, яркоевыражениеклассическойлинии, классическогоначала в искусствеВысокого Возрождения.Рафаэлем былсоздан “универсальныйобраз” прекрасногочеловека, совершенногофизически идуховно, воплощенопредставлениео гармоническойкрасоте бытия.
Рафаэль[собственноРаффаэлло Санти(Санцио), Raffaello Santi(Sanzio)] [26 или 28.3 (по др.данным, 6.4). 1483, Урбино,- 6.4.1520, Рим], итальянскийживописец иархитектор.ИскусствоРафаэля, привлекающеесвоей гармоничностью, с наибольшейясностью воплотилов себе гуманистическиепредставленияо прекрасноми совершенноммире, высокиежизнеутверждающиеидеалы красоты, характерныедля эпохи ВысокогоВозрождения.Рафаэль родилсяв семье живописцаДжованни Санти.В 1500 переехалв Перуджу ипоступил вмастерскуюПеруджино.Уже в раннихпроизведенияхРафаэля, в ихизящных фигурах, гармонирующихс пейзажем, чувствуетсярука высокоодарённогохудожника («Сонрыцаря», Национальнаягалерея, Лондон;«Три грации», Музей Конде, Шантийи; «МадоннаКонестабиле», Эрмитаж, Ленинград; все три — около1500-02). ПокинувмастерскуюПеруджино, Р.создаёт алтарныйобраз «ОбручениеМарии» (1504, ГалереяБрера, Милан), по пространственномупостроениюблизкий к фрескеПеруджино«Передачаключей»; композициюувенчиваетизящная купольнаяпостройка, соотнесённаяс полуциркульнымобрамлениемизображения.В 1504 Рафаэльотправляетсяво Флоренцию, где изучаетпроизведенияеё выдающихсяхудожников(в особенностиФра Бартоломмеои Леонардода Винчи), а также анатомиюи перспективу.В живописи Р.появляетсябольше действия, но общая системакомпозициипо-прежнемуостаётся строгоуравновешенной(«Св. Георгий», около 1504-05, Национальнаягалерея, Вашингтон).Славу Рафаэльприносятмногочисленныеалтарные образы; его мадонны1504-08, полные чистойматеринскойпрелести, либодержат младенцана руках («МадоннаГрандука», Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят назелёной лужайке, а младенецХристос играетс младенцемИоанном («Мадоннав зелени», Художественно-историческиймузей, Вена;«Мадонна смладенцем иИоанном Крестителем», или т. н. «Прекраснаясадовница»).Менее удаласьРафаэлю многофигурнаякомпозиция, рассчитаннаяна драматическийэффект («Положениево гроб», 1507, ГалереяБоргезе, Рим).В 1508 Рафаэль черезБрамантеполучает отпапы ЮлияII приглашениев Рим (для работв Ватиканскомдворце); в Римемастер ближезнакомитсяс античнымипамятниками, принимаетучастие в раскопках.Здесь Рафаэльсоздаёт наиболеекапитальноепроизведение- росписи парадныхзал (т. н. станц)Ватиканскогодворца. Содержаниеэтих фресокбесконечношире их официальнойпрограммы(прославлениекатолическойцеркви и папыримского): вних воспеваетсяидеал свободыи земного счастьячеловека, всестороннегоразвития егофизическойприроды и духовныхсил. В многолюдных, торжественно-величавыхкомпозицияхстанц действиепочти всегдапроисходитна фоне иливнутри ренессансныхзданий. Рафаэлюудалось блестящесвязать изображенноепространствос реальным, несоздав при этомвпечатленияобмана зрения.В Станца деллаСеньятура(1509-11) Р. представил4 области человеческойдеятельности: богословие(«Диспута»), философию(«Афинскаяшкола»), поэзию(«Парнас»), юриспруденцию(«Мудрость, Мераи Сила» с примерамииз историисветского ицерковногоправа), а такжесоответствующиеаллегорическиефигуры, библейскиеи мифологическиесцены (на плафоне).Во 2-м зале (Станцад'Элиодоро,1511-14), где с особойсилой проявилосьдарованиеРафаэля — мастерасветотени, находятсяфрески наисторико-легендарныетемы («ИзгнаниеЭлиодора»,«Встреча ЛьваI с Аттилой»,«Месса в Больсене»,«Освобождениеапостола Петраиз темницы»).Нарастающийдраматизмфресок этойстанцы принимаетоттенок театральнойпатетики вросписях 3-гозала (Стаццадель Инчендио,1514-1517), что объясняетсяне только всёбольшим участиемучеников, нои воздействиемусиливавшейсяреакции, поколебавшейгуманистическиепринципы искусстваРафаэля К ватиканскимфрескам примыкаютработы Рафаэлянад картонамик серии шпалердля украшениястен Сикстинскойкапеллы в праздники(1515-16, итальянскихкарандаш, раскраскакистью, МузейВиктории иАльберта, Лондон, и др. собрания).Духом античнойклассики с еёкультом чувственнойкрасоты проникнутафреска «ТриумфГалатеи» навилле Фарнезинав Риме (1514). В Римедостигаетзрелости талантРафаэля -портретиста; в портретахон передаётпрежде всегонаиболее устойчивыечерты характераперсонажей, например: сдержаннуювластностьЮлия II (около1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменностьнеизвестногокардинала(около 1512, Прадо, Мадрид), душевнуюмягкость «Женщиныв покрывале»(«Донна велата», около 1513, ГалереяПалатина), приветливость, обходительностьБ. Кастильоне, близкого другаР., изнеженностьпапы-эпикурейцаЛьваХ («Лев Х с кардиналами», около 1518, ГалереяПалатина). Вримских мадоннахРафаэля настроениеидиллии уступаетместо болееглубокомучувству материнства(«Мадонна Альба», около 1510-11, Национальнаягалерея, Вашингтон;«Мадонна диФолиньо», около1511-12, Ватиканскаяпинакотека;«Мадонна вкресле», около1516, Галерея Палатина).Самое совершенноепроизведениеРафаэля — «Сикстинскаямадонна» (1515-19, Картиннаягалерея, Дрезден), гармоническисочетающаяв себе настроениятревоги и глубочайшейнежности.
Эта картинауже давно снискалаславу одногоиз шедевровмирового искусства.«Если бы еесоздатель ненаписал ничегобольше, онаодна обеспечилабы ему бессмертие»,— сказал о«Сикстинскоймадонне» Гётте
ЭпохаВозрождения, а его дар декораторапроявился вкартонах ксерии шпалердля капеллы.С 1514 г. Рафаэльон был главнымархитекторомсобора св. Петра, ведал археологическимираскопкамив Риме и егоокрестностях.Однако темамадонны, к которомуон не раз обращалсяв своем творчестве.Сколько нежности, любви и душевнойгармонии вобразе Богоматери! Вершинойрафаэлевскогодуха и мастерствастала «Сикстинскаямадонна». Онадавно уже вошлав сознаниемногих поколенийлюдей как формулакрасоты. Всев этой картинеслужит тому, чтобы приковатьвнимание зрителяк самой мадонне: и мотив раскрывающегосязанавеса, ижесты святыхСикста и Варвары, и направленныевверх взглядыангелов. Словновидение, появляетсямадонна с младенцемна руках. В еевзгляде естьнечто такое, что будто позволяетнам заглянутьей в душу. В чутьприподнятыхбровях мадонны, в широко раскрытыхглазах застылитревога и предвидениетрагическойсудьбы ее сына.Как создавалсяэтот образмадонны? Былли у него реальныйпрототип? Этивопросы, наверное, задает себекаждый, видевшийкартину. Несохранилосьни рисунков, ни подготовительныхэтюдов к ней, и это способствовалопоявлениюлегенды о еечудесномпроисхождении.Будто бы у художникабыло видение, под впечатлениемкоторого онсоздал образна приготовленномполотне. Исследователинаходят в чертахлица мадоннысходство смоделью, изображеннойна портрете«Дама в покрывале».Это — возлюбленнаяРафаэля, которуюлегенда позднееназвала Форнаринойи сохранилао ней не самыелестные воспоминания.«Сикстинскаямадонна» лицомпохожа на этуженщину, нонаделена совершеннодругой душой.Долгое времясчиталось, что«Сикстинскаямадонна» быланаписана позаказу бенедектинскихмонахов монастырясв. Сикста вПьяченце. Иникому не приходилов голову, почему, находясь взените своейславы, перегруженныйзаказами самыхвысокопоставленныхособ, гениальныйхудожник написалсвое лучшеепроизведениедля далекогоот Рима провинциальногогородка. Почемурядом с мадоннойон изобразилсвятых Сикстаи Варвару? Делов том, что Сикстинскаямадонна создаваласьне как алтарныйобраз для соборав Пьяченце. Онадолжна былависеть надместом захороненияблагодетеляРафаэля — папыЮлия II. Вот почемутиара, которуюснял святойСикст, покровительрода Реверо, перед мадонной, увенчана желудем— гербовымзнаком Юлия, и черты лицаСикста немногонапоминаютусопшего. Вотпочему явиласьему мадоннасо святой Варварой, которая, попреданию, облегчаетмуки умирающих.Наконец, занавеси фигуры ангелочков, выглядывающихиз — под нижнегокрая полотна, являются характернымидеталями ренессансныхскульптурныхнадгробий.ПохоронилиЮлия не в соборесв. Петра, дозавершениястроительствакоторого онне дожил, а внебольшом храмеСан Пьетро ИнВинколи. Родственникипапы вместоскульптурногонадгробияпредпочлизаказать живописное.Потом почему- то передумалии установилитам единственнуюстатую из задуманнойМикеланджелограндиознойгробницы. Этостатуя «Моисей», которая сделалацерковь СанПьетро местомпаломничествавсех, кто приезжаетв Рим. Какимобразом оказалсяв Пьяченцешедевр гениальногоживописца, досих пор остаетсязагадкой. С1754 г. " Сикстинскаямадонна" поселиласьв Дрездене. Ееприобрел умонастырякороль АвгустIII всего за 200 талеров.Сохраниласьлегенда, чтокогда картинувносили в зал, проходу мешалтрон, тогдакороль самотодвинул егосо словами:«Дорогу великому».В мае 1945 г. над "Сикстинскоймадонной"нависла беда.По приказугитлеровскогокомандованиябыл подготовленсписок картинДрезденскойгалереи, подлежащихуничтожению,«чтобы не досталосьрусским». Еговозглавилшедевр Рафаэля. Только благодарярешительнымдействиямсоветскихразведчиков, картины былиспасены. " Секстинскуюмадонну " нашлив заминированнойсырой штольне, в товарномвагоне. Московскиереставраторывозвратилией первозданнуюкрасоту, и оназаняла своепрежнее местов Дрезденскойкартиннойгалерее — гдесобранна однаиз крупнейшихв мире коллекцийживописи, входящаяв состав Дрезденскиххудожественныхсобраний. Основанав 1560 как дворцовоесобрание саксонскихкурфюрстов, расширена в1722; после постройкиспециальногоздания (1847-1856, архитекторыГ. Земпер, М. Хенель; разрушено прибомбардировкеДрездена вфеврале 1945, восстановленок 1956), вошедшегов дворцовыйансамбль Цвингер, была открытадля публики.В 1945 значительнаячасть собранияКартиннойгалереи, извлеченнаяиз непригодныхдля храненияпроизведенийискусстватайников, былавывезена в СССРи после реставрациивозвращенав 1955 в Дрезден.Основная частьКартиннойгалереи — Галереястарых мастеров: картины Я. ванЭйка, Джорджоне, Рафаэля (в томчисле знаменитая"СикстинскаяМадонна"), Тициана, Корреджо, П. Веронезе, А.Дюрера, Х. ХольбейнаМладшего, Л.Кранаха Старшего, П. П. Рубенса, Рембрандта, Я. ВермераДелфтского, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, А.Ватто и других.Галерея новыхмастеров (расположенав замке Пильницблиз Дрездена)хранит живописныепроизведенияевропейскиххудожественныхшкол XIX-XX вв. ПомимоКартиннойгалереи в Дрезденскиехудожественныесобрания входятМузей художественногоремесла, Нумизматическийкабинет, Скульптурноеи Графическоесобрания, «Зеленыйсвод» — уникальнаяколлекцияпроизведенийдекоративно-прикладногоискусства.
В последниегоды недолгойжизни Рафаэльбыл так перегружензаказами, чтопередоверялвыполнениемногих из них[фрески в «лоджииПсихеи» виллыФарнезина(1514-18), а также фрескии лепнина изстукко в ЛоджияхВатикана (1519)]своим помощниками ученикам(ДжулиоРомано, Дж. Ф. Пенни, Перинодель Вага идр.), обычноограничиваясьобщим наблюдениемнад работами; в этих произведенияхотчётливопроявляетсятяготение кманьеризму.Позднейшим, неоконченнымалтарным образомРафаэль является«Преображение»(1519-1520, Ватиканскаяпинакотека).
Исключительноезначение имеетдеятельностьРафаэля -архитектора, представляющаясобой связующеезвено междутворчествомБрамантеи Палладио.После смертиБраманте Рафаэльзанял должностьглавного архитекторасобора св. Петра(составив новый, базиликальныйплан) и достраивалначатый Брамантеватиканскийдвор с Лоджиями.В Риме им построенакруглая в планецерковь Сант-Элиджодельи Орефичи(с 1509) и изящнаякапелла Киджицеркви Санта-Мариядель Пополо(1512-20). Р. также построилпалаццо: Видони-Каффарелли(с 1515) со сдвоеннымиполуколоннами2-го этажа нарустованном1-м этаже (надстроен), Бранконио дельАквила (оконченв 1520, не сохранился)с богатейшейпластикойфасада (оба — вРиме), Пандольфиниво Флоренции(строился с1520 по проектуРафаэля архитектораДж. да Сангалло), отличающийсяблагороднойсдержанностьюформ и интимностьюинтерьеров.В этих произведенияхРафаэля неизменносвязывал рисуноки рельеф фасадногодекора с особенностямиучастка и соседнейзастройки, размерами иназначениемздания, стараясьпридать каждомудворцу какможно болеенарядный ииндивидуализированныйоблик. Интереснейшим, но лишь частичноосуществленнымархитектурнымзамыслом Рафаэля, является римскаявилла Мадама(с 1517 строительствопродолжил А.да СангаллоМладший, неокончено), органическисвязанная сокружающимидворами-садамии огромнымтерраснымпарком.
Успех егобыл так велик, что искусствостали делитьна эпохи «доРафаэля» и«после». СамРафаэль считалсебя представителемумбрийскойшколы, опиравшейсяна римскуюантичность.Исследователисчитали, чтоон склонен кподражаниям, но сам художниквсегда учился- у Перуджино- идеальномутипу красоты, у Леонардо — пространственномумышлению, Всюжизнь он соперничалс титанамисвоего времени- Леонардода Винчии Микеланджело.Он не обладални интеллектомпервого, нимощью второго, но был счастливымучеником, многои напряженноработал. Поняв, что превзойтиМикеланджелов изображенииобнаженноготела невозможно, он стал красиводрапироватьсвои фигуры; композиционныеприемы Леонардоон соединилс характернымидвижениямиДжорджоне.Огромная популярностьРафаэля объясняетсятем, что он создалстиль, понятныйи приятный всембез исключения.Его искусство- это в полномсмысле слова«золотая середина»в сравнениис его вечноищущими, мятущимися, страдающимиот невозможностидостичь идеаласобратьямипо живописи.В упорной работеРафаэль постепеннодостигал идеальногосовершенстваформы, ясности, уравновешенности, свойственнымримскому классицизму.Он был блестящиммастером композиции, в которые всегдавходили архитектурныеформы, приобретавшиестилеобразующеезначение(«ОбручениеМарии», «Афинскаяшкола»).
Наиболееизвестны рафаэлевскиемадонны, которыепод его кистьюстали символомидеальнойгармонии. «МадоннаКонестабиле»- композицияв круге — тондо, излюбленнаяхудожником;«Мадонна налугу» — классическийтреугольник.Самая знаменитаяиз них — «Сикстинскаямадонна»(1515-19)стала эталономдля академическогоискусства инормой «хорошеговкуса».
«Сикстинскаямадонна» Рафаэляи сейчас вдохновляетлюдей на написаниепесен, вот однаиз них на музыкуАлександраГейнца и словаСергея Данилова
Сбросивс глаз, утомленныхобыденным, саван ладоней,
Исповедуяверу в искусство, забыв Ватикан,
Я Иду анфиладойнавстречуМадонне,
Из реликвииставшей религиейеретика.
Мир тебепоклоняетсяпреданно — святои слепо.
Я прошу: предтвоими очамипредстать
ПризовиТех кто меритпланету аршином
Фамильногосклепа, Почитаявершиной творения храм на крови.
Тех, ктоистинный ликсвой скрывает посредствомличины,
Тех, комубезразлично, кто рядом — друзьяиль враги,
И Того, ктонапрасно решилсяна смех безпричины,
И Того, ктопридумал причинудля плача других.
«А если ты- первый, Ктопризван Мадонной?»
Портьерыи стены Шепталисо стоном. Аесли я — первый,
Кто призванМадонной?! Ктопризван Мадонной?!
Снизойдидо детей своих, юная дева Мария,
Прежде выяснивтвердо: прекрасныли мы,
А пока Бесполезнымолитвы, хотьтысячу разповтори их
Улыбнетсямладенец, мадоннауйдет в облака
Постепенноследованиеманере Рафаэляпривело кперерождениюв академизм. Рафаэль былочень чувствителенк славе и известности.Несмотря назагруженностьзаказами, онуспевал вестисветскую жизнь, полную удовольствий.Его красотапривлекалаженщин, многиеиз которыхпозировалиему. Он написалмного портретов, заказчикикоторых расплачивалисьзолотыми монетами, уложеннымив один, а то идва ряда наплоскостикартины. ЖизньРафаэля оборваласьнеожиданнов возрасте 37лет 6 апреля1520 года. Великомухудожнику былиоказаны высшиепочести: прахего был погребенв Пантеоне.ГордостьюИталии Рафаэльбыл для современникови остался еюдля потомков.
Хотя Рафаэльи не имел средисвоих учениковдостойныхпреемников, его искусстводолгое времясохранялозначениенепререкаемогоавторитетаи образца (егопримеромвдохновлялисьН. Пуссен, А. А.Иванов и др.).Однако на наследиеРафаэль опиралисьи защитникиакадемизма, видевшие в егопроизведенияхвысшие образцыидеализирующегоискусства; поэтому противникиакадемизманередко выступалипротив Рафаэля, недооцениваяпри этом истинные, глубоко реалистичныеосновы еготворчества.
Списоклитературы:
1. РафаэльСанти. [Альбом.Вступит. ст. А.Габричевского], М., 1956;
2.ЛебедянскийМ. С., ПортретыРафаэля, М., 1983.
3. ГращенковВ. Н., Рафаэль,2 изд., М., 1975.
4. АлпатовМ. В., Этюды поистории западноевропейскогоискусства, 2изд., М., 1963
5. ДажинаВ. Д., Рафаэльи его время, М., 1983.