Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние логопедической ритмики на музыкальное развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дош

--PAGE_BREAK--1.3 Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей
Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика — это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны. Это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребенка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Ходьба и маршировка — это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п.

С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения. Сначала под ритмическую музыку или счет педагога гласные обозначаются немой артикуляцией, затем произносятся шепотом и громко. Потом произносятся шепотом слоги и слова с согласными п, т, к, ф, с, ш и громко четверостишия, пословицы, поговорки со сменой ударения и темпа речи. Дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения включаются в подвижные игры, игры-драматизации, в ходьбу с замедлением, в упражнения с хлопками, счетом, пением. Так же полезно пение вокализов — мелодии без слов: у, о, а, и. Затем поются гаммы, и вводится еще один вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз — это развивает его гибкость и высоту.

В занятия по воспитанию дыхания, голоса и артикуляции включается пение и произношение междометий, которые выражают эмоции: радость, боль, гнев, страх и т.д. Затем междометия включаются в стихи с разной окраской звука: минорной или мажорной, с соответствующей музыкой.

Пение — сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Пение является методом, регулирующим дыхание, развивающим легкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим вырабатывать плавную и полнозвучную речь.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности.

Для развития правильного звукообразования и певческого дыхания удобна мелодия с короткими и длинными музыкальными фразами. Песни необходимо подбирать в медленном и среднем темпе, обладающие слитностью звучания. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию, мешают правильному звукообразованию, затрудняют обучение правильной певческой дикции. Для выбора песен необходимы: соответствие возрасту, коррекционная направленность, содержательность песни, простота и запоминаемость мелодии, логическое расположение текста в отношении ударных звуков, несложность аккомпанемента, возможность инсценирования текста песни. Чем разнообразнее будут песни по своему содержанию, тем богаче будет запас музыкальных восприятий у ребенка.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения, впервые были предложены В.А.Гринер для работы с заикающимися. Эти задания могут быть использованы при проведении утренней зарядки или физкультминутки, с проговариванием стихотворных строк, как с движениями, так и без них. Речь идет о произношении слов в стихотворной форме, как без движений, так и в соответствии с движениями. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии. Для проведения занятия необходимо специально подбирать материал, руководствуясь разной коррекционной направленностью логоритмических занятий:

— речевой материал для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;

-    стихотворения подбираются так, чтобы можно было соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи;

-    длина стихотворной строки должна быть средней, иначе трудно подобрать движение;

-    преобладание в стихотворении глагольной лексики, чтобы легче было сопровождать текст движениями;

-    в стихотворении должна присутствовать сюжетная линия или действующие лицо, чтобы исключить механические движения;

— стихотворения подбираются с учетом возраста, речевых и двигательных возможностей.

Для организации поведения при выполнении заданий, особенно сложных построений, используются счетные упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Ритм помогает соединить слово, музыку и движения в специальных комплексных упражнениях.

Чувство развитого ритма (на основе воспитания музыкального ритма) имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего, усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести. Например, вместо слова молоток — «мотолок» и т.д. В логоритмическом воздействии на детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать данные онтогенеза в формировании музыкального ритма и чувства ритма в целом.

Детям предлагаются наиболее доступные сочетания из четвертей, восьмых и половинных нот, причем не более одной пары восьмых в ритмическом рисунке. При этом у них воспитывается умение дифференцировать несложные разнообразные ритмы и сознательно подчинять таким несложным ритмам свои движения. Затем движения, отражающие ритм, автоматизируются. Автоматизированное движение исключает напряженность в двигательном аппарате, создает экономию сил, развивает легкость в движении и тем самым повышает качество исполнения.

Детям различные ритмы целесообразно давать в форме игр, драматизации, подражаний движениям птиц, животных, трудовым процессам, в форме построений и т.п. Содержание и формы драматизации должны соответствовать возрасту, общему развитию и двигательным возможностям детей. В младшем дошкольном возрасте ритмы оформляются легкими движениями, а в старшем дошкольном возрасте детям предлагается большее количество ритмических рисунков, которые оформляют в образах животных, птиц, в разных построениях, при работе с предметами.

Ритмические игры с детьми строятся по двум принципам:

■      отражающий порядок и беспорядок, то есть быстрый переход от неорганизованного, свободного движения к организованному, заранее предусмотренному;

■      «третий лишний», создающий возможность различных построений и изменений в процессе игры.

В ритмические упражнения всегда включается речь. Работа над речью проводится комплексная: над звуком, мимикой, жестом. Речевой материал можно условно разделить на три группы:

1.       Движение со словом и жестом. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте, например, дети, отмахиваясь от осы, хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!» С последними словами дети вскакивают и разбегаются.

2.       Называние действия группой участников или одним участником упражнения. Упражнения используются в соответствии с речевыми и двигательными возможностями детей. Эти упражнения важны для коллективного ритма. Например, игра «Мы на луг ходили» (Слова В.Кукловской, пер. с укр. Т.Волгиной, музыка А.Филипенко).

3.       Диалоги: по взаимодействию, в которых говорит только один из участников, а второй действует молча; речевое общение ведется обоими участниками или двумя группами.

Одни упражнения проводятся в форме диалога, выражающего обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны: двое участников или групп. Пример игры, «Сорока, сорока» (Русская народная песня в обработке В.Агофонникова. автор М.Медведева).

В логопедической ритмике на занятиях используется игра на детских инструментах. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, так как они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развивать его творческие способности.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха используют колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой: дети учатся различать направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, игра «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов, но и сходных по тембру и характеру звучания, например, бебенчика и бубна. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «холодно — горячо»).

Игра на музыкальных инструментах — игрушках способствует развитию движений кисти руки, например, молоточком на металлофоне; развитию дыхания во время игры на кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Музыкальная самостоятельная деятельность так же очень важна для логопедической ритмики, так как способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей. Музыкальная самостоятельная деятельность тесно связана с музыкальной игрой. Дети по своей инициативе поют, водят хороводы, исполняют пляски, подбирают мелодии на детских музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях дети разучивают песни, пляски, танцы, а затем полученные знания переносят в самостоятельную деятельность.

Музыкальная деятельность детей проявляется в детских утренниках, в выступлениях в кукольном театре, в праздниках и развлечениях, в индивидуальных занятиях. Детские утренники являются своеобразным отчетом по проведению коррекционной и логопедически-воспитательной работы.

Помимо музыкальной самостоятельной деятельности в логоритмике используются упражнения для развития творческой инициативы. К таким упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество.

Так как игра — ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста, то ее используют в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

И в заключение проводятся упражнения, цель которых, успокоить занимающихся детей, переключить их внимание на другие занятия. Физическая и психическая нагрузка должны быть доведены до минимума. Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П.Чайковского или «Маленький вальс» А.Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она побудила. То есть следует давать такую музыку, которая понятна ребенку и без песенного текста и без названия рождает в его сознании определенные образы и представления.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно. Но какова бы не была доля музыки и слова, музыки и движения в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребенка, его деятельность, положительно влияют на личность. Координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у ребенка чувство удовлетворения. Ритм воспринимается многими органами перцепции -кинетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно еще и то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво и естественно. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре и т.д.

Система логоритмических средств варьирует на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия.

Таким образом, с помощью логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы варьируются в зависимости от нарушения речи, но сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма, просодии и пантомимической речи. Логоритмическая работа направлена не только на устранение нарушений речи и двигательной сферы ребенка, но и способствует музыкальному развитию детей.


Глава 2. Логопедическая ритмика в системе педагогической работы по устранению у детей речевых нарушений.

Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Логоритмика основана на связи слова, музыки и движения, поэтому выделяются следующие направления:

1. Связь речи с движением и музыкальным ритмом:


1) развитие дыхания, голоса, артикуляции;

2)    координация движений со словом;

3)    выразительность движений и речи;

4)    воспитание координации пения с ходьбой.

5)    развитие воображения и творческих способностей.

2. Развитие у детей основных движений:


1) контроль за осанкой;

2) ходьба разных видов;

3)    умение ориентироваться в пространстве, правильно выполнять перестроение;

4)    навыки выразительного движения;

5)    развитие мелкой моторики;

3. Развитие у детей музыкально-ритмического чувства:


1)    активизация внимания;

2)    умение показать характер ритма в движении и речи;

3)    определение чувства музыкального ритма.

Для определения связи речи с движением и музыкальным ритмом детям предлагается:

1) упражнения на развития дыхания, способствующие выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Подняться на носки, руки потянуть вверх — вдох, опускаясь на полную ступню и ставя руки на пояс, длительно тянуть глухой звук с (или ш, ф, х), затем гласные звуки а, о, у, и.

Для определения развития голоса и артикуляции — пение вокализов: у, о, а, и, междометий, выражающих радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ай-ай-ай!», звуки к/г, б/п, в/ф, д/т.

2) упражнения с речью, связанные с координацией движения (дети стоят в кругу — мяч передается по кругу) — бросить мяч со словами: «вверх — себе», «вверх — соседу» и т. д.

3) Детям предлагают выразить мысль предложенную в тексте английской детской песенки в переводе С.Маршака «Шалтай-Болтай».

4) Для координации пения с движением можно использовать танцы с пением и хороводы. Например, танец-игра «К нам гости пришли» (слова М. Ивенсен, музыка А.Александрова).

5) К упражнениям на развитие творчества относятся дирижирование, двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Для импровизации детям предлагались песня А.Филиппенко «Вот взяла лисичка скрипку».

Для развития у детей с речевыми нарушениями основных движенийхорошо использовать упражнения, регулирующие мышечный тонус и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, ориентировке в пространстве, навыков выразительных танцевальных движений.

Для контроля за развитием двигательных качеств — игровое упражнение «В походе» составители С.Руднева, Г.Соболева и др. под музыку «Марш. Бег» Ф.Найдененко. Под звуки марша дети идут в колонне за ведущим бодрым шагом по кругу друг за другом, с окончанием марша четко останавливаются. «На привале» дети играют, бегают в разных направлениях по залу, не толкаясь и заполняя все пространство (шаг на каждую четверть). После бега, под звуки марша, дети без суеты на ходу перестраиваются в колонну по росту за ведущим. К концу музыки колонна должна быть построена. С последним аккордом группа четко останавливается, приставляя ногу к ноге.

Во время упражнения обращается внимание на то, как дети ориентируются в пространстве, насколько четко и правильно выполняют перестроение, следят ли при выполнении заданий за осанкой.

В танцевальных движениях у детей вырабатываются навыки выразительных движений. Для определения навыков выразительных движений детям предлагается игровое упражнение «Зеркало» составитель Р.Борисова, которое проводится под русскую народную мелодию (обработка М.Раухвергера) «Ой, хмель, мой хмелёк». Дети по очереди исполняют разные танцевальные движения, остальные повторяют показанное движение.

Для развития мелкой моторики можно предложить детям музыкальную игру «Лиса играет колобком» составитель Н.Щербакова музыка М.Сатулиной. В этой игре дети-«лисички», подняв правой рукой небольшой мячик-«колобок», бегают врассыпную. «Колобок катится»- дети, стоя на месте, быстро перебирают мячик пальцами обеих рук. «Лиса играет колобком» — каждый ребенок играет мячом, используя движения по своему выбору. Это упражнение способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, ориентировки в пространстве. Важно обратить внимание детей на то, что «колобок» падать не должен, иначе он может укатиться от «лисы».

Для определения у детей музыкально ритмического чувстваможно использовать следующие упражнения:

1) упражнение игра «Запрещенное движение» составитель Н.Щербакова, музыка Т.Шушенко. Детям показывают серию движений (одно движение на такт), заранее обговаривается какое из них «запрещенное» для повтора. Под музыку дети повторяют все движения, кроме «запрещенного». Затем показывают следующую серию, включающую то же «запрещенное» движение. Дети должны самостоятельно все повторить, кроме «запрещенного».

2) Постепенный подъем рук вверх со счетом и усилением звука и постепенное опускание с обратным счетом и понижением звука. Позвать медвежонка громко и шепотом. Здесь же используют акцент, т.е. ударение на определенном слове в связи с логическим смыслом речи и адекватным движением рук: «Дай мне мяч. Дай мне мяч. Дай мне мяч».

3) музыкально-ритмический диктант — прохлопать в ладоши, протопать ножками на месте, затем в движении, ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку (Д. Кабалевский «Забавный случай»), а затем без музыкального сопровождения.

После проведенной диагностики детей по выше перечисленным направлениям, работу нужно продолжить по следующим разделам:

1.       Общеразвивающие, коррекционные упражнения на пространственную ориентировку.

2.       Упражнения на развитие слухового внимания и музыкально-ритмического чувства.

3.       Ритмические упражнения со словом.

4.       Игры-драматизации с музыкальным сопровождением, упражнения для развития творческой инициативы.

Содержанием занятий служат доступные детям дошкольного возраста разделы курса логоритмики. Сохраняется основной метод: внимательное слушание музыки, эмоциональное ее восприятие, анализ выразительных средств и отражение их в движении со словом.

Для работы можно использовать следующие музыкальные произведения: Русская народная песня «По малину в лес пойдем», «Ой, утушка луговая», «Ах, вы, сени», «Калинка»; русская народная попевка (обработка Ломовой) «Лиса»; А.Спадаевсккиа «Полька»; Д.Кабалевский «Забавный случай», «Марш», «Народный танец»; Ф.Надененко «Марш.Бег»; Е.Тиличеева «Марш», «Осень — рыжая лиса»; Ф. Шуберт «Экосез», «Немецкий танец», «Вальс»; Л.Бетховен «Лендлер», С.Левидова «Колыбельная» и др.

Перед занятием рекомендуется всем детям проверить осанку у стены без плинтуса, затем под музыку заходить в зал в колонне при этом сохраняя осанку. Далее — установочные упражнения перед зеркалом для отработки правильной осанки. Например, на первом занятии детей слушают «Вальс» Ф.Шуберта, и им предлагают под музыку выполнить упражнения со словами «вверх-вниз, вправо-влево» (используются танцевальные движения вальса), при этом, не забывая сохранять правильную осанку.

Упражнение на различение правой и левой руки. Дети, стоят в кругу, сдвинув пятки вместе и положив руки на пояс. С началом звучания музыки отводят правую руку в сторону и на «раз» 2-ого такта возвращают ее на место. Делают такие же движения левой рукой, затем снова правой и т.д. На вторую часть музыки выставляют вперед на носок правую ногу, возвращают ее на место, затем — левую вперед. Педагог негромко говорит «правая рука», «левая рука», «правая нога» и т.д. Затем вместо педагога проговаривает команды ведущий.

На следующем занятии к этому упражнению добавляется вводное «Марш. Бег» Ф.Надененко. Дети отмечают разный характер музыки (марш — маршируют, изменение темпа музыки — бегают врассыпную), их внимание обращается на то, что в музыке есть вступление, во время которого предлагается стоять на месте.

2 часть занятия — речевые упражнения без музыкального сопровождения или с музыкальным сопровождением.

На первом занятии детям предлагались упражнения без музыкального сопровождения. Дети идут по кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:
Вот поезд наш едет,

Колеса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят.

Затем переходят на нормальный шаг:

Чу-чу, чу-чу, чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Ребят он повез.
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:
Плыли гусята — красные лапки,

Озером, озером — все по порядку.

Серые плыли, белые плыли.

Красными лапками воду мутили.
На другом занятии детям вниманию детей предлагается хоровод «К нам гости пришли» слова М.Ивенсен, музыка А Александровой.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:

К нам гости пришли, дорогие пришли,

Выполняют движения руками «пекут пироги» и поют:

Мы не зря кисель сварили,

Пирогов напекли.

С малинкой пирог.

С капусткой пирог.

А который без начинки — самый вкусный пирог.
Круг открывается, образуется шеренга, дети, держась за руки, плечо к плечу идут вперед топочущим шагом со словами:
Наш детский сад

Дружбой славится,

Приходите в гости чаще,

Если нравится.

С концом музыки кланяются.
3        часть. Музыкально ритмические игры.

Используются упражнения для передачи ритмического рисунка мелодии. Музыка Д.Кабалевского «Забавный случай» или Ф.Шуберта «Экосез» — ритмический диктант. Дети отхлопывают ритмический рисунок четных тактов вначале под музыку, затем без музыкального сопровождения.

4 часть. Упражнения для развития творческой инициативы. Тиличеева «Осень — рыжая лиса», русская народная песня «По малину в лес пойдем».

Программное содержание: Научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, двигаться по ориентирам, строить шеренги; использовать речевой материал для развития словаря, для автоматизации звукопроизношения; согласование движения рук, ног, туловища с ритмом речи; развитие чувства ритма в движении и включение его в речь; стимулировать воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть, оформлен в движении. Регламент данного занятия:

1  часть — 5 минут.

2  часть — 10 минут

3  часть — 7 минут

4  часть — 10 минут

Итого — длительность занятия 30 — 33 минуты. В конце каждого занятия обязательно подводить итоги, выделить детей, не только тех, у кого хорошо получалось, но и тех, кто старался.

Таким же образом проводятся и другие занятия. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации к ней, проводить беседы с детьми, выясняя их взгляды на прослушанное. Пусть дети пытаются рисовать музыку, описывать ее словами. Кроме этого в работе очень важно не упускать тему: ритмический рисунок и соотнесение движений с ритмом речи.

Проговаривание стихотворных строк с движениями способствуют коррекции не только речи и движения, а также способствуют нормализации деятельности переферических отделов речевого аппарата.

Мы знаем, что на занятиях хуже всего обстоит дело с творчеством детей, импровизацией не только не только у детей, имеющих логопедические дефекты. Так как чтобы двигаться в соответствии с характером музыки и передавать в движениях не только ритмический рисунок, но и такие элементы музыкальной выразительности, как фразировку, динамику, темп, необходимо иметь определенный запас движений, которые заимствуются из физкультуры, сюжетной драматизации, танца, а у наших детей запас движений небольшой. Да к тому же дети часто скованы, стесняются и не могут выразительно показать даже знакомые движения.

Для развития танцевально-игрового творчества рекомендуется проводить досуги с играми, пением, инсценировками песен, создавать условия для самостоятельной музыкальной деятельности.

Например, для развития выразительности движений и самостоятельности игровых и танцевальных образов детям можно предложить песню на слова Е.Макшанцевой, музыка А.Филиппенко «Песенка о зверятах», которая очень нравится. Эту песенку дети с удовольствием инсценируют, изображая разных животных.

Пастушок проснулся поутру

Заиграл на дудке: Ту-ру-ру!

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать!

На лугу коровка: «Му-му-му!»

Розовые свинки: «Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый: «Ме-ме-ме!»

А баран б-о-д-а-т-ы-й: «Бе-бе-бе!»

Быстрые синички: «Цвики-цвик!»

Воробьи запели: «Чик-чирик!»

Замяукал котик: «Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка — все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

Петушок веселый спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом детвора

Распевает песни: «Та-ра-ра!».



Более сложное задание, с которым дети тоже справляются с удовольствием, но только после отработки движений со словом — игра «Никанориха» (русская народная песня).

В этой игре поставлена, более сложная задача — самостоятельно выполнить танцевальные движения под музыку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, сопровождая движение пением:
Никанориха гусей пасла,

Запустила в огород козла.

Никанориха ругается,

А козел-то упирается.
Далее под музыку «Камаринской» (такты 1-12) дети продолжают движение по кругу, но уже топающим шагом. На такты 13-24 переходят на пружинный бег, в рассыпную. С окончанием музыки стараются быстро подобрать пару и отойти от центра зала, освобождая место для того, кто остался без пары. Хором произносят слова:


Надо быстро пару брать,

Чтобы козликом не стать.
Проигравший ребенок танцует под музыку «Камаринской», а все остальные, помогая ему, прохлопывают ритмический рисунок.

Нельзя упускать из виду и индивидуальной работе. Особенно с детьми, имеющими такие диагнозы, как дизартрия, дислалия и общее недоразвитие речи.


    продолжение
--PAGE_BREAK--

Заключение
Анализ литературы и собственные наблюдения свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми логоритмическои деятельностью, поскольку она имеет большое значение для музыкального развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и, в конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмические занятия развивают психические процессы — восприятие, внимание, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.

Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время — воспитание умения вести себя во время занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу.

Подбирая возможные средства и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической и музыкально-ритмической деятельности следует помнить, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, следовательно все мероприятия должны проводиться в игровой форме, только тогда они будут интересны детям, а следовательно заинтересуют их и будут давать ощутимый результат и отдачу.

Включение элементов логоритмики в музыкальные занятия и занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует как собственно музыкальному развитию, так и преодолению речевых и двигательных нарушений.


Приложение 1

Примеры вводных упражнений

Упражнение 1. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

Дети стоят двумя шеренгами друг за другом. 1-я шеренга образует ворота. 3 такта стоят на месте. 2-я шеренга проходит вперед под воротами 1-й шеренги (2 такта) и образует в свою очередь ворота. Затем 1 -я шеренга проходит под воротами 2-й (2 такта) и снова образует ворота.

Это поочередное движение шеренгами повторяется два раза. Потом в течение 4 тактов обе шеренги отступают к исходному положению.

Упражнение 2. Ф.Шуберт, Марш. Соч.51

Дети делятся на две группы, идущие по кругу навстречу друг другу. Одна группа идет колонной по два, образуя ворота, другая — навстречу колонной по одному и, встречаясь с воротами, проходит через них. Обойдя весь круг и встретясь снова, первая группа переключается быстро на маршировку колонной по одному, а вторая — на маршировку воротами и т.д.

Упражнение 3. Э. Таван, Отрывок из гавота.

Дети стоят по кругу колонной. Рассчитываются на первый — второй через левое плечо, чтобы определить, кто с кем впоследствии образует ворота. Все идут под музыку колонной по кругу. На начало музыки первая пара образует ворота и идет в обратном направлении, пропуская под свои ворота всю движущуюся колонну. Дойдя до конца, первая пара становится последней в колонну.

Каждые четыре такта образуются следующие ворота, которые повторяют движение первых пар. При повторении музыки образуются по очереди третьи и четвертые ворота и т.д.


Упражнение 4. Э. Таван, Отрывок из гавота.

Дети идут под музыку в колонне по одному, через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один — налево, один — направо в обход зала. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одному в обход зала и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.




Приложение 2.

Примеры упражнений регулирующих мышечный тонус

Упражнение 1. М.Карасев, Веселый человек.

Легкий бег по кругу или в разных направлениях восьмыми — мелкими шагами, четвертями — крупными шагами. Прыжки обеими ногами на месте. В восьмом и шестнадцатом тактах на вторую четверть делается хлопок.

Упражнение 2. М.Глинка, Полька.

Одновременное выполнение руками движений вверх и вниз с приседанием и выпрямлением (по 2 такта). Приседание не глубокое.

Упражнение 3. А. Гедике, Этюд №17.

Дети, стоя перед стульями, исполняют следующие движения: напряженное вытягивание обеих рук в стороны, кисть сжата в кулак (1-й такт). Внезапное расслабление кистей и падение рук вниз (2-й такт). Свободное качание рук с легкими четырьмя шагами на месте (3-й и 4-й такты). Подъем правой руки вперед и ее расслабленное падение (5-й и 6-й такты. То же левой рукой (7-й и 8-й такты). Повторение первых четырех тактов. Подъем обеих рук вверх и внезапное падение их (2 такта). Падение на стул в состоянии полного расслабления (последние 2 такта).

Упражнение 4. М. Глинка, Мелодичный вальс (отрывок).

Дети держатся попарно за обе руки (спина прямая). Четыре раза поднимаются и опускаются на носки (4 такта) и два раза приседают (4 такта).

Упражнение 5. Белорусский танец «Чарот».

Дети сидят по кругу (следить за правильной осанкой). У каждого в руках небольшой мяч. Держа мяч двумя руками, поднимают его высоко над головой (2 такта) и опускают вниз (2 такта). Это движение повторяется два раза. Затем быстро перекладывают мяч из одной руки в другую, то впереди, то за спиной, обводя мяч вокруг корпуса (8 тактов).

Упражнение 6. Н.Любарский, Заключительный танец.

Встряхивание правой кисти (4 такта). Встряхивание левой кисти (4 такта). Сильное выбрасывание по очереди правой ноги и левой ноги вперед (4 такта). Кружение кистей одна вокруг другой перед грудью (4 такта). Повторение выбрасывания правой и левой ноги вперед (4 такта) и кружение кистей (4 такта); 2 приседания (4 такта), прыжки на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта) и еще раз на правой ноге (2 такта) и на левой ноге (2 такта).


Приложение 3.

Примеры речевых упражнений без музыкального сопровождения.

Упражнение 1. Дети маршируют по кругу. В середине «пруд». Шаги совпадают с указанными акцентами.

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда,

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды!

Упражнение 2. Дети образуют одну колонну. Ведущий ведет колонну по кругу.

Марш, ребята, марш вперед.

Я сейчас начну обход,

Слева, справа я пройду

И порядок наведу.

На слове «обход» вся колонна останавливается и ведущий идет змейкой до конца колонны и встает последним. Ведет следующий ребенок. Шаги совпадают с указанными акцентами.

Упражнение 3. Дети два раза поднимаются на носки и возвращаются в исходное положение, затем два полуприседа; опять два раза на носки и одно глубокое приседание. Выполнять движения соответственно словам:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка,

Приседай-ка, приседай-ка.

Будь послушен, ишь какой,

Нам не справиться с тобой!


Упражнение 4. Дети делают движение рук, изображая паровоз.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинен этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Упражнение 5. Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

Мячик мой, лети далеко (бросок через круг),

По полу беги скорей (перекатывают через круг),


Скок об пол, смелей, смелей! (бросок четыре раза об пол)

Упражнение 6. Все дети стоят по кругу. Двое детей становятся друг за другом.

Первый идет по кругу очень большими шагами (через круг или обходя каждого ребенка). Одновременно говорит:

«Дядя Степа, длинноногий, по дороге зашагал».

Второй должен бежать точно по тому же пути, что и «Дядя Степа», только вдвое быстрее. И одновременно говорит:



«Мальчик с пальчик по дорожке вслед за дядей побежал».

Первый:

«Дядя Степа оглянулся, но ни слова не сказал».

Второй:

«Мальчик с пальчик усмехнулся — дядю Степу он догнал»


Приложение 4.

Примеры упражнений, активизирующих внимание

Упражнение 1. Д. Кабалевский, Клоуны.

Дети становятся в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание и выпрямление с подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание.

Упражнение 2. Д.Кабалевский. Веселое путешествие.

Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Все первые идут по кругу под музыку в правую сторону, одновременно с ними все вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Потом меняется движение: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И, наконец, третьи направо, первые налево, вторые хлопают. Перемена движения происходит после каждых 8 тактов (ходить четвертями).

Упражнение 3. Парашкев-Хаджиев, Прелюдия
XII
.

Дети стоят по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Перекатывают (без музыки) мяч от соседа к соседу по номерам и запоминают, кому они катают мяч. Затем все дети меняются местами по желанию и опять образуют круг. Под музыку перекатывают мяч по номерам в должном направлении, в зависимости от того, куда попали номера (2 такта) и каждый раз поймавший мяч бросает его себе вверх и ловит, говоря: «бросай» и «лови» (2 такта). 4 такта вступления в музыке каждый раз будет перерывом в движении.


Упражнение
4.Музыка импровизированного характера.

Дети идут цепочкой в разных направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музыке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется вновь цепочка.




Приложение 5

Примеры упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

Упражнение 1. М.Глинка, Полька. Дети стоят по кругу. Говорят под музыку следующие слова, делая соответствующие движения: «Сделай ручкой хлоп, хлоп (2-й такт), сделай ножкой топ, топ (4-й такт), сделай ручкой хлоп, хлоп (6-й такт), сделай ножкой топ, топ (8-й такт.» Во второй части музыки берутся за руки и скачут боковым голопом, по кругу вправо (8 тактов). При повторении упражнения — влево.

Упражнение 2. Мелодия народной песни «По улице мостовой» Дети стоят по кругу парами лицом друг к другу. Пары рассчитываются по порядку номеров. Все идут семью шагами к центру и семью назад. После этого первая пара бежит по кругу — один вправо, другой влево между парами, стоящими в кругу, и возвращаются на свое место (8 тактов). Все идут опять к центру и назад, потом бежит следующая пара и т.д. Во время бега пар остальные дети говорят под музыку: Побежали, побежали,

Как бы вы не опоздали,

Поскорее, гоп, гоп, гоп,

Прибежите, скажем — стоп!

Упражнение
3.Русская песня «Полянка» Дети стоят по кругу. Рассчитываются на первый и второй. Первые поворачиваются лицом вправо, вторые влево. Образуя пары. У всех первых в руках мячи. Пары два раза перебрасывают мячи друг другу. Затем бегут 7 шагов по кругу вперед, и таким образом образуются новые пары, которые продолжают переброску мячей по два раза. Переходы повторяются, пока не встретятся первоначальные пары.


Упражнение
4.Украинская народная песня «Солнце низенько». Дети стоят по кругу парами с таким расчетом, чтобы две пары были повернуты лицом к лицу и стояли близко друг от друга. Пары расходятся и сходятся шестью шагами, опять расходятся и, сходясь, проходят под ворота, которые образует одна из пар. Таким образом, встречают другую пару, с которой раскланиваются. Движение повторяется до тех пор, пока не встретятся первоначальные пары. Темп медленный.




Приложение 6.

Пение с движениями.



Весёлый музыкант.
Слова Т. Волгиной, музыка А. Филипенко

Дети стоят в рассыпную по залу.

«Я на скрипочке играю, ти-ли-ли, ти-ли-ли!»— поют и имитируют игру скрипки.

«Пляшут зайки на лужайке, ти-ли-ли, да ти-ли-ли»— поют и ставят ножку на пятку поочередно.

«Заиграл на балалайке тренди-брень, тренди-брень!»— дети имитируют игру на балалайке.

«Пляшут зайки на лужайке целый день, да целый день»— исполняют любые плясовые движения.

«А теперь на барабане. Бум-бум-бум! Тра-та-там!»— имитируют игру на барабане.

«В страхе зайки разбежались по кустам, по кустам»— разбегаются и садятся на стульчики.



Песенка с гармошкой.
Слова 3. Петровой, музыка А. Островского

Дети стоят в кругу.

«Много зайчиков приходит и больших и маленьких»— поднимаются на носочки, руки вверх, затем приседают и встают.

«Покружиться в хороводе на лесных прогалинках»— дети берутся за руки и идут вправо по кругу.

Припев:

«
Достают они гармошки. Вот так! И танцуют на дорожках. Вот так!»— имитируют игру на гармошке и танцуют (пятка, носок).

«Птицы в гости прилетают, смотрят белки быстрые»— поднимаются на носочки, руки вверх, присели — встали.

«Как танцуют и играют зайчики пушистые»— Становятся парами, лицом друг к другу и выполняют плясовые движения.

Припев.

«Даже сосны зайкам машут длинными иголками!»— дети берутся за руки и идут вправо по кругу.

«Хорошо зайчата пляшут на траве под ёлками» — дети берутся за руки и идут влево по кругу.

Припев.



Мы на луг ходили
Слова Т.Волгиной, музыка А.Филиппенко

Дети стоят в кругу. Поодаль — зайчик.

«Мы на луг ходили, хоровод водили, Вот так, на лугу хоровод водили»(2 раза) — дети, взявшись за руки, ходят вправо по кругу.

«Мы ромашки рвали, мяту собирали, Вот так, на лугу мяту собирали»(2 раза)

  — дети, взявшись за руки, ходят влево по кругу.

«Задремал на кочке зайка в холодочке, Вот так, задремал зайка в холодочке»

(2 раза) — остановившись, дети указывают на зайчика. Положив руки под щеки, показывают, как он спит.

«Разбудить хотели, в дудочки дудели. Ту-ту, ру-ту-ту! В дудочки дудели»

(2 раза) — дети имитируют игру на дудочках. Зайчик спит.

«Зайку мы будили, в барабаны били: Бум-бум, тра-та-та! В барабаны били»

(2 раза) — дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане.

«Зайка просыпайся, ну-ка, поднимайся, Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся!» (2 раза) — зовут к себе зайчика.

«Мы с тобой попляшем в хороводе нашем. Вот так, мы с тобой весело попляшем»(2 раза) — Зайчик пляшет в середине круга. Все хлопают и пляшут вместе с ним.


Вот взяла лисичка скрипку.
Слова Е. Журливой, музыка А.Филиппенко

Дети идут вправо по кругу танцевальным шагом.

1.   Вот взяла лисичка скрипку, Села с нотами под липку!

Имитируют игру на скрипке.

Звонкий, тоненький смычок,

Заиграй нам гопачок!

Дети идут влево по кругу танцевальным шагом.

2.   Прибежали на лужайку Медвежата, белки, зайки.

Дети выполняют любые плясовые движения.

Пляшут звери и поют,

Звери весело живут.

На последнем аккорде — поднимают руки вверх и говорят: «Все!».



Вот какие чудеса
Слова Н.Берендгофа, музыка А.Филиппенко

Дети стоят в кругу. Поворачиваясь поочередно, то к правому, то к левому соседу, как бы рассказывая, поют:

«Чудо, чудо, чудеса: на пеньке стоит лиса»

«Палочкою машет»— дирижируют,

«Два медведя пляшут»— выполняют плясовое движение, показывая, как пляшут медведи (переступая с ноги на ногу).

«Вот какие чудеса — два медведя пляшут»— поворачиваясь поочередно, то к правому, то к левому соседу, как бы рассказывая, поют:

«Зайцы взялись за бока, заплясали трепака»— руки на поясе. Дети выполняют движение — полуприсед, выпрямляются и выставляют ногу на пятку.

«Прилетели утки, заиграли в дудки»— имитируют игру на дудках.

Поворачиваясь поочередно, то к правому, то к левому соседу, как бы рассказывая, поют:

«Вот какие чудеса — заиграли в дудки»

«И березки в пляс пошли, хороводы повели»— берутся за руки идут по кругу вправо.

«Солнце заплясало, всем светлее стало»— идут по кругу, взявшись за руки в левую сторону.

Поворачиваясь поочередно, то к правому, то к левому соседу, как бы рассказывая, поют:

«Вот какие чудеса — всем светлее стало»— хлопают в ладоши.



Мишка с куклой пляшут полечку.
Слова и музыка М.Качурбиной.

Дети стоят попарно по кругу, держась за обе руки, сделав «лодочку». В паре один — Мишка, другой — Кукла. Пары идут по линии круга приставным шагом. «Мишка с куклой бойко топают, бойко топают, посмотри!» — при слове «посмотри» топают три раза ногой. И идут дальше по кругу.

«И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, раз, два, три!»— при словах «раз, два, три» хлопают три раза.

«Мишке весело, Мишке весело, вертит Мишенька головой.»— «Мишка» обходит вокруг куклы.

«Кукле весело, тоже весело, ой, как весело, ой, ой, ой!»— «Кукла» обходит вокруг Мишки. При повторении первого четверостишия те же движения по кругу, но в обратную сторону.

«Мы попробуем эту полечку, эту полечку все сплясать, Разве можем мы, разве можем мы, разве можем мы отставать!»— делают правой ногой удар каблуком перед собой и ставят ногу в исходное положение. Переступают три раза с ноги на ногу на месте (правой, левой, правой. 2 такта). То же делают с левой ноги (2 такта) и заканчивают, кружась и держась за обе руки (4 такта).


Приложение 7.

Примеры игр для логоритмических занятий.

Упражнение 1. Н. Римский — Корсаков «Ходила младешенька».

Дети стоят попарно по кругу, лицом к центру, в затылок друг другу. Первые впереди вторых. Один стоит в центре и говорит: «Кто стоит впереди — все ко мне подходи!». Все первые образуют круг, берутся за руки и включают в этот круг центрального. Круг вертится под музыку. Когда музыка прекращается, все стоящие по кругу вторые говорят: «Эй, ребята, не зевайте — быстро домик выбирайте!». Только по окончании этих слов первые разбегаются и становятся за любыми стоящими вторыми. Оставшийся без домика делается центральным, и игра начинается сначала.

Упражнение 2. М. Глинка. Полька.

Дети стоят по кругу. Один из них ходит за спиной детей под музыку и, остановившись около кого-нибудь, говорит: «Встань ко мне спиной, побежим с тобой; кто из нас скорей прибежит домой?». Они становятся спина к спине и бегут по кругу в разные стороны. Выигрывает тот, кто раньше прибежит на место.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.