Реферат по предмету "Культура и искусство"


Римский-корсаков

--PAGE_BREAK--3.                 Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»
С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально ошеломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дьявол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение».

О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказание за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполнения». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произведения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его признанию, «просто ослепила». «Я уже знал… довольно много хорошей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки в мнениях окружавших меня тогда людей», — вспоминал впоследствии композитор. Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков пропагандирует среди родных и знакомых — любителей музыки — произведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кружок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение молодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятельности.

          Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова оставляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необходимой теоретической подготовки. Осенью 1859 года в доме у друзей брата – Новиковых, где он часто музицировал, Римский-Корсаков познакомился с Фёдором Андреевичем Канилле, первым настоящим профессиональным музыкантов среди его учителей. Талантливый педагог быстро завоевал доверие ученика: привыкший к сдержанности, несколько замкнутый по характеру подросток показывал свои музыкальные произведения учителю и, поощряемый им, сочинил ряд небольших пьес. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке. «Канилле открыл мне глаза на многое, — вспоминал композитор. — С каким восхищением я от него услыхал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до сих пор это предчувствовал,— теперь я это услыхал от настоящего музыканта». Канилле направил Римского-Корсакова на композиторский путь, указав ему в качестве образцов сочинения Бетховена, Шумана, Глинки. Под его руководством Римский-Корсаков в течение двух лет написал несколько фортепианных пьес (вариации, сонатное аллегро, скерцо, ноктюрн, похоронный марш) и начал работать над симфонией.

В 1861 годуКанилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. Это знакомство явилось значительным событием в жизни Римского-Корсакова и предопределило его будущность как музыканта. Год, проведенный в общении с Балакиревым и другими членами его кружка, привел

          Клипер «Алмаз»
Римского-Корсакова к уверенности, что его истинное призвание — композиторство. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюии Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой. Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

В конце 1861 года, под влиянием и руководством Балакирева,было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфонияор. 1. Попутно Балакирев знакомил своего ученика с музыкальными формами и инструментовкой. Обучение это носило чисто практический характер. Не будучи строго систематичным, оно дало положительные результаты благодаря исключительной одаренности начинающего композитора.  По словам самого

Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах— и «к маю 1862 годапервая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы.

В 1862—1865 годахРимский-Корсаков был назначен на морскую службуна клипере«Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Молодой композитор был склонен считать время своего дальнего плавания потерянным, остановившим, даже грозившем совсем прекратить его развитие как музыканта. На самом деле это было не совсем так. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровыхкрасок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии(конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакиревпознакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой(сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским. С возвращением Римского-Корсакова кружок композиторской молодёжи вокруг Балакирева окончательно оформился. Название кружка – «Могучая кучка» впервые появилось в статье В.В. Стасова. Под этим названием кружок Балакирева и вошёл в историю русской культуры. Наступил период его самой интенсивной деятельности. Композиторы, составляющие балакиревский кружок, были молоды. Самому старшему из них – Бородину было только 34 года. Другим было и того меньше: Кюи – 32 года, Балакиреву – 29 лет, Мусоргскому – 28 лет и самому молодому, Римскому-Корсакову – всего 23 года.

 По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию— сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 годупод управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы(первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программныхсочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиозаи Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад— так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар»(1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского. В конце 1860-х годовРимский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюис оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теоретичні основи національного виховання старших дошкільників шляхом ознайомлення з творами українського 2
Реферат Первинна профілактика цукрового діабету Фактори ризику цукрового діабету
Реферат Адміністративно - правовий режим державного контролю
Реферат Феноменология психотерапии и сущность терапевтического анализа
Реферат Вплив ландшафту на клімат
Реферат Т.Парсонс: Аналитический реализм и понимание задач социологической теории (Доклад)
Реферат Вашингтон /english/
Реферат «Самый умный» для учащихся 5 – 6 классов
Реферат Причины наличия в разрезе некоторых месторождений как заполненных УВ, так и пустых ловушек. Пр
Реферат Итальянское искусство XVIII века. Зодчество
Реферат Colombia Essay Research Paper COLOMBIA GEOGRAPHY Colombia
Реферат Древний Египет. Возникновение государства
Реферат Почерковедческая экспертиза: предмет, объекты, задачи, подготовка материалов
Реферат Hucks Relationship With Jim Essay Research Paper
Реферат Кинезотерапия при хирургическом вмешательстве по поводу врожденных пороков сердца