Оглавление
Введение 3
Глава I. Развитие экспозиционно-выставочной работы на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях
Особенности экспозиционно-выставочной деятельности в России
1.2. Создание и развитие историко-этнографического
музея — парка г.Пыть-Ях
1.3. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка «Эхо Югры»
Глава II. Проект виртуальной выставки
2.1. Научная концепция выставки «ДПИ Балыкских хантов»
2.2.Тематико-экспозиционный план выставки «ДПИ Балыкских хантов»
2.3. Макет выставки
Заключение
Список источников и литературы
Приложение №1
Приложение №2
Введение
Духовное богатство любого народа предопределяется его способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции, формировать подрастающее поколение.
Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, реставрируют, к00лассифицируют и экспонируют ценности истории и культуры. Каждый предмет музея – это оживший подлинник национального наследия, достояния отечества, имеющего духовную ценность. Необходимо, что бы музейные ценности не оставались вещью в себе, а были востребованы обществом.
Современный музей не может быть кладезью раритетов, он органично вписывается в окружающую жизнь, принимает на себя обеспечение преемственности культурно-исторического развития, вовлеченный в мир духовных ценностей.
Тема данной курсовой работы: экспозиционно-выставочная деятельность в музеях на примере этнографического музея «Эхо Ютры» г.Пыть-Ях.
Актуальность работы. Современные исследователи стремятся к более полному разностороннему знанию. Поэтому в последнее время интерес представляет не только крупнейшие государственные музеи, но так же муниципальные и частные. Многие проблемы формирования и использования базы данных музеев зависит от соблюдения принципов изучения и использования фондов, взаимосвязи воспитательной работы и экспозиционно-выставочной. В современном мире четко определился строго научный подход к проектированию экспозиции, потому как экспозиция – это конечный результат всей работы музея.
В данной работе мы рассмотрим и изучим муниципальный музей и его экспозиционно-выставочную работу. Объектом исследования является этнографический музей «Эхо Югры» г.Пыть-Ях.
Предметом исследования является экспозиционно-выставочная работа этнографического музея «Эхо Югры» г.Пыть-Ях.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить роль экспозиционно-выставочной работы в музее.
Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:
1.изучить источники и литературу по теме.
2.проанализировать экспозиционно- выставочную деятельность музея.
3. составить научную концепцию виртуальной выставки
4. создать ТЭП виртуальной выставки
5. Представить макет выставки
Хронологические рамки – 2001-2007гг.- обусловлены началом создания музея и последним квартальным отчетом.
Практическое значение. Настоящая работа показывает один из путей создания и развития этнографических музеев и экспозиционно-выставочной деятельности в нем. Этот материал может быть использован при составлении тематических выставок, проведения экскурсий и создания макетов.
Научная значимость работы заключается в формировании и расширении экспозиционного пространства в экспозиционном комплексе.
Историография. Работа написана на основе изучения и анализа специальной музееведческой литературы, документальных источников и наблюдений автора:
Положение историко-этнографического музея г. Пыть-Ях, [1.2.3]Книга поступлений, а так же литература по музееведению.
Вопросам музееведения посвящено очень много научных и учебных изданий. Например, в учебном пособии «Музееведение. Музеи исторического профиля»под ред. В.Хербста и К.Г. Левыкина, излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность, вопросы фондовой, экспозиционной и массовой идейно-воспитательной работы, характеризуются музейные здания.[10.20]
«Основы музееведения» под ред. Э.А.Шулеповой, в этом музейном пособии представлен учебный материал по музейному источниковедению и разнообразным современным технологиям. [21]
На базе территориального и тематического подходов раскрыта история музеев мира и России, а их экспозиции охарактеризованы, как главные артерии музейной коммуникации.
Сборник «Музееведение. Вопросы научного содержания экспозиций краеведческих музеев» посвящен вопросу качественного совершенствования музейных экспозиций, приведение их в соответствии с современным уровнем развития фундаментальной науки.[8.17]
Глава I. Экспозиционно-выставочная работа на примере этнографического музея-парка г.Пыть-Ях.
1.1. Общие методы и принципы построения экспозиций и выставок.
Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.[24.25.32]
Несмотря на существование различных, в том числе альтернативных форм музейных учреждений, именно наличие экспозиции модно считать определяющей, специфической чертой музея.
Среди традиционных форм музейной деятельности — комплектования фондов, хранения, изучения и популяризации — экспонированию принадлежит особая роль.[17.23.]
В музееведении достаточно хорошо разработаны теоретические основы построения экспозиций историческо-краеведческого профиля.
В качестве общих принципов традиционно выделяются: научность, историзм, избирательность и предметность музейного показа, универсальность экспозиции.
Принцип научности — построение экспозиции на основе научной концепции, определяющей систему взглядов музея на поставленную тему.
Принцип историзма — обязательное раскрытие поставленных тем в процессе исторического развития. Для историческо-краеведческих музеев обязательным является построение экспозиции по хронологическому принципу.
Принцип универсальности и предметности — традиционно считается, что музейная экспозиция должна быть рассчитана на разного посетителя (разные потребности в связи со спецификой музея образовательного учреждения), поэтому её содержание должно отвечать запросам, прежде всего, данного учреждения.[10.21.]
Метод построения экспозиции это — система группировки и организации музейных предметов.
Ни один метод построения экспозиции не является универсальным и общепринятым, но овладение различными методами, знание их возможностей, безусловно, обеспечит профессиональный подход к экспозиционному творчеству.
По принципам структурной организации экспонируемого материала экспозиции принято подразделять на тематические, систематические, монографические, ансамблевые и образно-сюжетные.
Тематическая экспозиция включает в себя музейные предметы различных типов (вещевые, изобразительные, документальные, копии, макеты, модели, муляжи и т.п.), раскрывающие какую-нибудь тему или проблему и образующие экспозиционный комплекс.
Систематическая экспозиция создается на основе однородных музейных предметов, представляющих экспозиционный ряд в соответствии с систематикой конкретной научной дисциплины, например, «национальный костюм», «нумизматика», «фарфор» и т.п.[27]
Монографическая экспозиция посвящена какому-либо лицу или коллективу, природному явлению или историческому событию. Чаще всего такие экспозиции создаются в монографических музеях: истории школы, истории воинской части, музей хлеба, музей стекла и т.д. Однако нередко и в тематических экспозициях, особенно краеведческих музеев, создаются монографические экспозиционные комплексы, как, впрочем, и разделы, построенные по систематическому принципу.[23]
Ансамблевая экспозиция предполагает сохранение или воссоздание ансамбля музейных предметов, объектов природы в среде бытования: музей под открытым небом, крестьянская изба, купеческий быт, партизанская землянка, подпольная типография, городская квартира и т.п.
Образно-сюжетная экспозиция — этот метод хорош для выставок с нетрадиционной тематикой: “Классы и сословия в переходный революционный период”, “История власти”, “Дом на перекрёстке дорог”, “Семья...”. В основе такой экспозиции лежит драматический сюжет. Этот метод исходит не из научного взгляда, а из осознано творимого сюжета, тем самым подтверждая мысль об образном способе постижения действительности, как об универсальном т.е. общедоступном в восприятии. Образно-сюжетная экспозиция — это маленький спектакль в котором и экскурсовод и каждый музейный предмет являются актерами.
Существует правило обязательное для построения любой экспозиции — это экспозиционный пояс: область стены экспозиционного помещения, а так же любой вертикальной поверхности (щита, стенда, вертикальной витрины) наиболее удобная для обозрения. В пределах экспозиционного пояса обычно располагаются экспонаты небольшого формата — документы, вещи, фотоматериалы, которые необходимо рассматривать с близкого расстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70 — 80 см. от пола, верхняя — 2,2 — 2.5 м. от пола. В случае объемного решения экспозиции эти нормы могут существенно меняться, отдельные крупные экспонаты, образцы техники, картины и т.п. могут располагаться и за пределами экспозиционного пояса.[27.17] --PAGE_BREAK--
Таким образом, в этой главе отразились правила и методы экспонирования и проектирования выставок. Четко отражены цели и задачи экспозиционера при оформлении выставки.
1.2.Создание и развитие историко-этнографического музея — парка г.Пыть-Ях.
Идея создать музей — парк была у горожан давно, так как город построен на территории восточных хантов и в сорока километрах от города расположены жилища юганских хантов, относящихся к этой же группе народностей Югры.
Чтобы сохранить историю, быт и культуру народов ханты был создан этот музей- парк. На средства Администрации города и «Балыклеса» (они выдели участок земли в живописном уголке города) закуплены деревья для постройки жилищ. Работники «Балыклес» по чертежам воспроизводили жилища восточных хантов.
Общая площадь территории музея 7078 кв. м.
Площадь озеленения 3 451 кв. м.
Общая площадь музея (помещений) 82,7 кв. м.
Площадь застройки 272 кв. м.
Постоянная экспозиционно- выставочная площадь 260 кв. м.[3]
Историко — этнографический музей-парк был создан при комитете по Культуре и кино г. Пыть-Ях, распоряжением главы администрации города Пыть-Ях от 11.05.2001г. 558-рг Валерием Михайловичем Весниным.
Торжественное открытие музея- парка состоялось 07.07.2001г. На нём присутствовали: мэр города – В.М. Веснин, Председатель комитета по культуре и кино – Т.В. Токарева, первый директор Историко- этнографического музея – Г.П. Марчяенко.
Основными целями музея являются:
Осуществление просветительской и образовательной деятельности в сфере Историко- культурного, этнографического и природного наследия восточных хантов.
— Хранение, выявление, собирание и публикация музейных предметов, музейных коллекций, связанных с культурой коренных народов ХМАО.
— Научно-исследовательская и научно- методическая работа.
— Экскурсионная, лекционная и культурно- образовательная деятельность.
Чтобы лучше узнать историю музея, нужно рассказать о её сотрудниках:
Первым директором музея была Марченко Галина Петровна- историк по образованию, также у истоков стояла главный хранитель Деньгина Елена Викторовна- проведение экскурсий входило в её обязанности. Сотрудники музея в составе восьми человек плодотворно работают, делают своими руками поделки из бисера, браслеты, кольца и на празднование «Вороньева праздника» дарят посетителям. Их изделия из бисера копии тех экспонатов, которые есть в музее «Эхо Югры». Сотрудники, помимо праздников, занимаются собиранием и хранением предметов быта и сохранением традиций народов ханты. Они доносят до посетителей историю баликских хантов и сохраняют их обычаи. В 2007г организован эколога — археологический лагерь «Мамонтёнок» этот лагерь находится на базе этнографического музея.
1.3.Экспозиционно-выставочная деятельность историко-этнографического музея-парка г.Пыть.Ях
Экспозиционный комплекс музея-парка расположен в живописном уголке города, рядом с вековыми кедрами. Это архитектурный комплекс лесной усадьбы народов ханты.
Комплекс состоит из:
— Жилой базы;
— домика роженицы;
— святого лабаза;
— лабаза хозяйственного;
— лабаза с мастерской;
— навеса для вяления и копчения рыбы;
— навеса для хранения рыболовных снастей и облосов;
-хлебной печи;
— летнего очага;
— моделей идолов;
— лабаза для хранения святынь;
— входной группы.
Сама усадьба занимает площадь 7078 кв. м.[3]
Каждая постройка в усадьбе занимала положенное ей место. Помещение включало в себя три важные зоны: место обитания человека, место расположения культовых объектов и место, куда сносили вышедшие из употребления вещи. Последнее, находилось в определённой части поселения: у юганских хантов – за местом, отведённым для собак и туалетом. Здесь изношенную одежду развешивают на деревьях, а старую обувь, берестяную посуду и прочие вещи складывали в специальный шалаш. Особое место, где- нибудь на болоте отводили костям животных, за исключением почитавших хантами медведя, лося и оленя: их кости находятся в дальней, по отношению к месту для старых вещей стороне поселения. Таким образом, жилые и хозяйственные постройки- мир человека- занимали в этой системе центральное место, как и само поселение в целом- между святилищем и кладбищем.
Лабазы в усадьбе были построены высоко над землёй на четырёх подпорках. Подпорки сделаны из куска целого дерева длинной полтора- два метра к верху заужены. Это было преградой для хищных зверей. В хозяйственном лабазе хранились: ягоды, рыба вяленая, соления, вяленое мясо. Орехи, травы и припасы на зиму. В лабазе с мастерской хранили все необходимые для охоты и рыбалки орудия труда: сети, крючки, приспособления для ловли рыбы. Ещё в недалёком прошлом хозяин не беспокоился о том, будут ли целы и невредимы вещи. И по этому ранней весной, когда в небе появлялся орёл, охотник после последнего похода на промысел складывал всё в лабаз. В святом лобазе хранились культовые реликвии: лоскутки цветной материи, фигурки духов к которым было строго запрещено прикасаться женщинам.
Рядом со святыми лабазами стояли идолы бога Торума. А на деревьях в праздники, например «Вороний праздник», завязывали лоскутки цветной материи, за здоровье, чтобы загадать желание, задобрить духов. В близи святого лобаза не должно быть ничего, этот уголок, отделён от основных строений и находится в конце усадьбы рядом с семейной реликвией, кедром. Кедр считался святым деревом, его оберегали, ухаживали за ним. Святое место было у каждой семьи.
Так же имелся навес для вяления и копчения рыбы. Он построен на четырёх столбах вкопанных в землю с боковыми перекладинами. На которых развешивали рыбу, чтобы прямые лучи не попадали на неё и обдувало ветром. Сушили рыбу весной и осенью, до появления мух. Навес для хранения и обсушки рыболовных снастей и облосов, также служил и навесом для нарт. К поперечным перекладинам, в зимний период времени прислонялись лыжи и временно вешался трофей охотника. В глубь усадьбы Ханта, находилась жилая изба, тут же под навесом была печь для выпечки хлеба.
Следующим строением в архитектурном комплексе музея является жилая изба. Комната в избе, как и во всех хантыйских домах одна: она же прихожая, спальня, кухня. В избе расположен чувал – зимняя печь, в которой грели чай, варили обед и пекли лепёшки. Очаг – это часть семьи. Угли из очага нельзя передавать в другой дом иначе начнутся несчастья. Ханты относятся к этому с суеверием. На мужской половине стояли нары, покрытые шкурой оленя или медведя. Подушки заменяла одежда мужчины, свёрнутая и перетянутая в валик она лежала в изголовье. На стене вешали семейные реликвии, оружие, пояс, ружьё, берестяная коробка с патронами, дробью, запасными рукоятками для ножей, охотничьи амулеты в виде медвежьих клыков и когтей до которых может дотрагиваться только мужчина. Также ещё лыжи-голицы находившиеся в избе, длинные, ровные от носка до пятки, без изгиба, оклеены мехом выдры, оленьим или лосиным камусом. Клей для оклейки лыж вываривается не один день из рыбьей чешуи, лучше из зимнего карася.
На женской половине стоят такие же нары, покрытые мехом, а у изголовьявисит полка с сундуком или сумка украшенная орнаментом. В сумке лежат нитки, из сухожилий оленя или лося. Их вначале очищают от мяса, сушат, и разделывают на волокна, которые затем ссучивали. С помощью этих ниток сшивали одежду и предметы быта. Также в сундуках и сумках лежит и бисер, лоскутки цветной материи, для орнаментации одежды, иголки из кости животных, нитки и отделки кожи и меха.
В женском углу расположены игрушки детей. В основном это были куклы в национальных одеждах, сделанные своими руками. Детские куклы имеют одну особенность – у них не было глаз, носа, рта. Фигурки с чертами лица – это уже изображение духа, который требовал заботы и почести, а если не получал их, то мог принести владельцу вред. Поэтому старики неодобрительно относились к покупным куклам. Все предметы домашнего обихода и утварь находились на женской половине или у очага. Из женской половины на мужскую можно было пройти только возле дверей. Середина комнаты считалась у хантов культовым местом.
Культу и обрядам ханты придавали огромное значение. Например: нельзя было обходить свой чум вокруг, чтобы не произошло несчастье. В наше время у хантов появились деревянные дома или избы построенные из тесаного леса, крыша избы была двухскатная без потолка с перекладиной по середине. Также выглядит и родильная изба.
Родильная изба состояла из одной комнаты, в которой находились низкие нары, покрытые старым мехом, сделанные из дерева, стол и стул были меньше современных, для удобства беременной женщины. На перекладине посередине избы висит колыбель новорожденного. Она была сделана из береста с высокой спинкой для удобства ребёнка. На спинке выдавлен рисунок с изображением «Глухаря «Хранителя сна». Одежда беременной или роженицы ветхая но чистая и свободная, для удобства. Она состоит из платья, украшенная национальным орнаментом, Плотка покрывающим всю голову и тёплой обуви – кисов. Родильную избу освещает дневной свет из одного окна. Ночью изба освещается свечёй или светом из печи. Родильная изба предназначена для временного проживания когда появляется на свет новый человек, на некоторое время после родов, если есть возможность, мать и ребёнка изолируют от остальных членов семьи в специальном «маленьком доме». Ребёнка помещали в колыбель из старой бересты. После прекращения выделений у женщины и отпадания пуповины у ребёнка их очищали чагой или бобровым мускусом. По представлениям хантов, ребёнок первые дни связан с миром духов, с Анки — пугос, Калтась — Анки, которая даёт детей. К ней одресуются его первые звуки, улыбки во сне, беспричинный плач. Конец этой связи определяется по тому, что ребёнок начинает улыбаться «по человечески». И только после этого окрепших мать и дитя переводили в жилую избу.
Таким образом, в данной главе была рассмотрена экспозиционно-выставочная работа историко-этнографического музея-парка г.Пыть-Ях. Главной особенностью музея и его экспозиции является ансамблевый метод показа, что предусматривает размещение музея под открытым небом.
Глава II. Проект виртуальной выставки
Учитывая специфику работы историко-этнографического музея-парка г. Пыть-Ях, а именно, то что он занимает большую территорию и располагается под открытым небом, автор работы предложил создать временную, переносную выставку. Основной темой выставки будет являться раздел декоративно-прикладное творчество народов севера (Хантов), плетение украшений из бисера. Данная выставка будет гармонировать в контексте с общим экспозиционным комплексом, так как не противоречит историко-этнографической направленности музея.
2.1. Научная концепция выставки «Декоративно-прикладное искусство Балыкских Хантов» продолжение
--PAGE_BREAK--
Выставка предполагает разместится в деревянном помещении на территории комплекса. Отдельная постройка выполнена в виде деревянного домика, где разместятся стеклянные витрины и стеллажи с экспонатами. Выставка имеет весьма условные разделы:
Первый раздел посвящен истории бисерплетения на территории г. Пыть-Ях и сопредельных территорий. Здесь показаны образцы плетения украшений из бисера и фрагменты декора одежды.
Второй раздел занимают украшения из бисера местных умельцев, современные веяния в ДПИ. Это и декор в одежде и целостные самостоятельные предметы одежды, украшений и декоративных предметов ( подушки, игрушки, предметы женского туалета, музыкальные инструменты статуэтки, картины идр.).
Третий раздел посвящен бытовым принадлежностям народа Хантов. Здесь представлены предметы кухонной утвари: Крынки, сахарницы, рукоятки ножей, подставки под столовые приборы, хлебницы декорированные рисунком, характерным для культуры Хантов. Так же представлены декоративные подушки, салфетки вышитые из бисера, которые служили украшением желища. Раздел включает в себя так же деревянные, гипсовые статуэтки, медальоны и предметы ритуального значения
Экспозиционным центром экспозиции является национальный костюм, декорированный бисером, рисунки которого имеют сакральное значение.
Архитектурно-художественное решение, построено таким образом, что посетитель входя должен ощутить себя в мастерской, где на стеллажах и витринах располагаются экспонаты. Так как данный вид творчества был доступен и среднему слою населения, автор представил это ремесло в виде кустарного производства, таким образом, предположив сделать выставку в виде конечного результата, когда его представляли не посредственно на продажу. Цветовая гамма выполнена в коричневых оттенках- цвета дерева, символа народного доступного для ремесла материала.
Данная выставка рассчитана на широкую аудиторию посетителя и предполагает проведение мастер классов для всех желающих.
Цель выставки «Декоративно-прикладное искусство Хантов» состоит в том, что бы ознакомить посетителя с видом ДПИ Балыкских Хантов.
Задачи выставки:
1.расскрыть историю появления и развития биссероплетения у народов севера.
2. представить предметы древнего искусства и быта Хантов. Показать образцы декора из бисера на деталях одежды и предметах интерьера.
3. осветить современное бисеро-плетение, как часть декоративно-прикладного искусства. Продемонстрировать современные изделия из бисера, местных мастеров.
Необходимость такой выставки связанна с большим количеством накопленного материала, кроме того, тема выставки органично вписывается в общий экспозиционный комплекс, лишь дополняя и детализируя его.
2.2. Тематико-экспозиционный план выставки «Декоративно-прикладное искусство Балыксих Хантов»
Название
раздела
Перечень экспозиционных материалов
Размер
Инвентарный №
Примечание
1.ДПИ
История биссероплетения
1.женское украшение на голову.
2.накрудное украшение
3. подвеска на шею
4.сумка для рукоделия
5.сумка для женских принадлежностей
6. Пояснительный текс по истории бесероплетения
7.фотографии цв
Длина 50см, ш.5см, д(подвески 5см)
Две полосы по 50см, шир 10см
R-7cм, нить 50см 30/5/
20см.
30/5/20
см
А-3
10-15/8шт
Нв.ф 215
Нв.ф.
220
О.ф315
Нв.ф.
320
НВ.ф
222
Нв.ф 225
Новодел ЦСЗ и ВМС(мат.: бисер 3цвеов-бел, син, красн.Хантыйский узор
Новодел ЦСЗ и ВМС
(мат: бисер, монеты,3цвета бел, зел, черн)
В виде круга 7цв.бисера
Новодел ЦСЗ и ВМС(мат: шерсть, бисер)
ПередалаЕ.Ю.Паянкина
Орнаментир цвет.материей
С городской выставки народного творчества 2005г.
2.Современное ДПИ
8.скульптура из кости «Священное дерево»
9.народный костюм
10.скульптура из кости «Жертвоприношение»
музыкальные инструменты
11.гусь
12.Нарс-юх
40/50/
20см
40разм
50см высота
52/57см
60/25см
О.ф318
О.ф.320
О.ф.
319
О.ф.321
О.ф.322
Мат: кость, изобр. двух миров(духов и людей)
Мат: кость, дерево
Мат: дерево-кедр, м\инс.5ладов.в форме гуся
Мат: дерево-кедр,4-струнный, в форме лодки
3.Предметы быта
13.Корневатик(плетен.корзина)
14.Туес с крышкой для ягод
15.Тарелка
16.Медный таз
17.Черпалки (2шт)
18. Люлька для новорожденного
Крепление для люльки
19. Хлебная чаша
20.Короб с крышкой
21.Сверло (ПУР)
20/20/
30см
35/20см
R-10cм
R-20cм
32и 26см
50/35см
Дл.20см
R-12.5см.
Выс 15см.
R-5см
Дл.40см
о.ф.325
о.ф.326
о.ф327
о.ф.328
о.ф.329
о.ф.340
О.ф340/1-2
О.ф341
О.ф342
О.ф343
Мат: корни кедра (поселок Лемпино)
Мат: береста, изображен животных и птиц
Мат: дерево(выдолблена)Передано ЦЗС и ВМС
Найден на месте деревянного городища г.Пыть-Ях
Передано ЦЗС и ВНС, мат: выдолблены из кедра, орнаментированы
Мат: береста, имеет овал.форму, орнаментирована у основания по периметру.
изобр. Глухаря
сост. из 3частей
Мат: береста, рисунок выдавлен по периметру
Мат: кедр, береста, орнамент, контийский рисунок по периметру
Передано из ЦЗС и ВМС продолжение
--PAGE_BREAK--
Итак, на основе музейных фондов был составлен Тематико-экспозиционный план выставки «Декоративно прикладное искусство Хантов».
Заключение
Курсовая работа была выполнена по материалам историко-этнографического музея-парка «Эхо Югры» г.Пыть-Ях. Из материалов были извлечены сведения по истории музея-парка, экспозиционно-выставочная работа музея и материалы книг основного и вспомогательного фондов. Был сделан анализ всего экспозиционного комплекса музея-парка.
Курсовая работа охватывает весь период работы музея, от его создания до сегодняшних дней. Все источники о музее были изучены. Была произведена работа с книгами поступлений и уставом музея.
Новаторство работы заключается в предложенной разработке выставки.
В работу включена информация о традиционных методах проектирования экспозиций и выставок.
На основе фондов музея и с учетом его тематической направленностью на этнографию, мы попытались создать новую выставку посвященную ДПИ Хантов. Была разработана научная концепция и ТЭП по данной теме. А так же в работу включен макет выставки, сделанный с помощью графической программы Corel-Drаw.
Таким образом, данная выставка дополнит общий экспозиционный комплекс и станет дополнительным элементом стимулирования посетителя для похода в музей.
Список литературы:
Актуальные вопросы деятельности общественных музеев”. — М. 1980г.
Краеведческие записки, вып.3, -Барнаул 1999г.
“Музееведение” под ред. К.Г.Левыкина., -М. 1988г. -С. 197
«Музей – центр патриотического воспитания в Гимназии № 42 Железнодорожного района» Барнаул 2002.
Мансуров А.А. Место научно-исследовательской работы в музеях // Советский музей, 1931, № 3, с. 32),
— М., 1989. — С. 7-15 (Сб.науч.тр. / НИИ культуры) и «Музейные средства, Музейная экспозиция». — М., 1997. — С. 37-54.
Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Музееведение. Проблемы музейной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
Скрипкина Л.И. Музей в системе общества потребления и постмодернистской парадигмы научного знания // Музей в современном обществе. Поиски новых решений. — М., 1999
Труды Томского областного краеведческого музея г. Томск 2002 г.
Сборник трудов Государственного политехнического музея. — М. 1992 г.
Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева
“Основы экскурсионного дела”. -С-П. 2002г.
Хербст В.А., Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школа М-88г.
Шулепова Э.А. «Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г
Л.М.Шляхтина, С.В.Фокин “Основы музейного дела”. -С-П. 2002г.
М.Ю.Юхневич “Я поведу тебя в музей”
Юренева Т.Ю. «Музееведение»., Академический Проект., М-2003г.
Тельчалов А.Д. «Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций.». Москва, Омега-Л, 2005г. (учебник для высшей школы).
Электронный век и музей”. Омск 2003 г.
«Эффективность музейных экспозиций (выставок) и методика ее измерения: Методическое пособие. — М., 1994