Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Трактовки образа Дон Жуана в литературе

Содержание работыВведение
1. Прототипы образа в легендах и лицах
2. Тирсо де Молина «Севильский распутник и каменный гость»
3. Переработка сюжета
4. «Дон Жуан, или Каменный пир» Мольера
5. Дальнейшее развитие сюжета в зарубежной литературе
6. Дон Жуан в русской литературеЗаключение
Список литературы

Введение
ДОН ЖУАН — герой мировойлитературы XVII — XX вв., один из вечных образов, образов, не перестающий напротяжении столетий волновать писателей, философов, художников, музыкантов.
В чем же причина такойпопулярности сюжета о Дон Жуане? Мне нравится ответ Стендаля на этот вопрос:"… Вероятно, нет на свете комедии, которая ставилась бы чаще, чем эта.Причина та, что в пьесе есть и дьявол, и любовь, и страх перед адом, иэкзальтированная страсть к женщине, то есть, самое ужасное и самое сладостное,что только существует для людей, едва вышедших из состояния варварства".
В этой работе япостараюсь отметить основные этапы развития сюжета и преобразования образа«севильского обольстителя» на протяжении четырех веков. Само собой разумеется,что характер данной работы не позволяет подробно рассмотреть все произведениялитературы, посвященные Дону Жуану. Тем не менее, мне бы хотелось уделитьособое внимание произведениям писателей 17 века — Тирсо де Молина иЖана-Батиста Мольера, отличающихся оригинальной трактовкой образа Дона Жуана иреализующих собой, в какой-то степени, национальную мысль тех культур, ккоторым эти писатели принадлежат.
На протяжении своеголитературного пути, образ Дона Жуана претерпевает различные изменения, нонекоторые черты все же остаются неизменными.
Дон Жуан — надменныйиспанский аристократ, одержимый поисками чувственных наслаждений. Он, незадумываясь, нарушает все моральные и религиозные нормы общества, и даженаходит в этом особенную прелесть. Важным обстоятельством в наслаждении длянего является момент утверждения своего господства, момент борьбы спрепятствиями, стоящими на пути.
Трактовки образа ДонЖуана в литературе различны. В основном они колеблются между двумя диаметральноразными точками зрения: оправдывающей Дона Жуана и осуждающей его.
Осуждающие «сивильскогопроказника» делают упор на том, что его действия — это насмешливая играциничного шутника, глумливого пакостника; он счастлив тем, что может принестидругим несчастье, но главное для него — осквернить то, перед чем другиепреклоняются. Дон Жуан переходит от одной женщины к другой, непрестанно соблазняяих, разбивая им сердца и оставляя несчастными.
Другой трактовкойлюбовные метания Дон Жуана воспринимаются как поиск «идеальной женщины», а ДонЖуан, соответственно, — как мечтатель. Он всю жизнь ищет идеал женщины,вложенный в него богом. Он отдает на алтарь этому идеалу свои гений и славу, и,несмотря на то, что он любит и любим, все же продолжает менять одну женщину надругую, в каждой из них надеясь найти осуществление своих мечтаний. Он жаждетженщины, которая, будучи самим олицетворением женственности, дала бы емувозможность удовлетворить своё стремление к обладанию всеми женщинами. Такоежелание – проявление уже не физического, а духовного эротизма, которого никогдане удовлетворят ограниченные возможности тела. Он может прикоснуться к мирулишь через чувственность. Овладев женщиной, Дон Жуан чувствует себя частицейпроизводящей силы, пронизывающей вселенную. Иными словами, он возводитчувственность до подобия религии, она позволяет ему познать мироздание, чтопротиворечит измышлениям многих писателей об атеизме Дона Жуана, основанных нанеприятии им социальных условностей.

1. Прототипы образа в легендах илицах
Миф о Дон Жуане возник напересечении легенды о повесе, пригласившем на ужин череп или статую, и преданийо севильском обольстителе. Это слияние Святотатца и Обольстителя имело решающеезначение для формирования мифа о Насмешнике, уходящего своими корнями вглубокую древность.
Легенда о каменном гостеимеет древнейшее происхождение. Каменный гость — это статуя, карающаяпреступника или его каким-то образом изобличающая или же дающей ответы назаданные ей вопросы. Аристотель в «Поэтике» описывает статую некоего Мития, котораяупала и раздавила виновника смерти самого Мития, когда он посмотрел на нее.Плутарх же рассказывает о том, как статуя Юноны наклоном головы ответила намольбу Камилла взять под покровительство богини Рим, разгромленный галлами.Также он рассказывает о том, как со статуей Фортуны общался Гней МарцийКориолан.
Этот мотив статуи,наделенной необыкновенной, чудотворной силой был очень распространен вдраматургии средневековья, особенно в мираклях. В процессе эволюции этого мифаобразуется множество его разновидностей. В Европе с XI—XII вв. была широкоизвестна легенда о статуе Венеры (в более поздних вариантах — Девы Марии), непозволившей снять у себя с пальца надетое на него юношей (рыцарем) кольцо, апозднее явившейся разъединить молодоженов, требуя соблюдения данного такимобразом брачного обещания.
Следующим звеном вмноговековой эволюции легенды о каменном госте был имевший хождение в фольклореразных европейских народов сюжет о неосмотрительном проказнике, пнувшем ногоючереп и пригласившем его к себе на ужин, пир или свадьбу. Мертвец в видескелета является в назначенное время, приглашает хозяина к себе и приводит егок разверстой могиле, но какой-нибудь благочестивый поступок (произнесеннаямолитва, подаяние милостыни, участие в крестинах, посещение исповеди) спасаетнасмешника на ее краю. С XIV в. существовал другой, иберийский вариант этогосюжета: шутник оскорблял не череп, а каменное надгробие в церкви, трепля его забороду. Именно этот вариант использовал в своей пьесе Тирсо де Молина.
Другой составляющей мифао Дон Жуане является предание севильского происхождения. Предание повествовалоо распущенном гранде, представлявшем собою вариант встречавшегося всредневековых песнях, фаблио, духовных драмах, фарсах типа рыцаря-женолюбца,соблазнявшего всех окружающих его женщин и кичившегося своими любовными победами.Быть может, уже в этом предании его герои звались доном Хуаном Тенорьо икомандором Гонсало де Ульоа, как назвал и Тирсо де Молина своих персонажей.
В образе Дон Жуана ученыенашли черты конкретного лица — Дона Хуана Тенорио, придворного кастильскогокороля Педро Жестокого (XIV в). Можно предположить, что отождествление рядалегенд с определенными лицами, как, например, случилось с легендой о Фаусте, ав данном случае о Дон-Жуане, должно было акцентировать тот факт, что перед намине вымысел, а быль. Этот прием придавал истории более назидательный тон.
После многихдушещипательных и опасных приключений обольститель и плут совершилпреступление: убил патрона ордена, когда тот вступился за честь своей дочери.Монахи, желая мести обрекшему на гибель их командора, хитростью завлекли к себеДон Хуана и умертвили его. Затем появилось предание, повествующее о том, чтопроходимец и развратник достался дьяволу, и только потом родиласьинтерпретация, что изваяние командора низвергла распутника в ад.
Средневековые рыцарскиесказания и народная поэзия выдвигают череду других лиц, одержимых жаждойсладострастных услад, безудержно отважных и безнравственных. Многие легендыстроятся по одной и той же схеме: развращенный рыцарь, используя хитрость исилу, соблазняет к сожительству невинную поселянку, а потом бросает ееобесчещенной и несчастной. Подобному сюжету следует знаменитая истории о Робенеи Марион в пьесе Адама де Ла Аля «Пьеса о Робене и Марион» (между 1283 и 1286гг.). Рыцарь Обер, вожделеющий юной пастушки Марион, может трактоваться какпредшественник Дон Жуана.
В числе прообразовсевильского обольстителя так же называют Обри Бургундца и Роберта-Дьявола.Последний является лицом историческим: герцог нормандский Роберт, живший в XIв., был известен своей жестокостью на поле брани и буйным нравом в любовныхпохождениях. Герой легенд, а также стихотворного романа XIII в., мистерии XIVв. и прозаической повести XV в., Роберт-Дьявол в конце жизни раскаялся иискупал собственные грехи подвигами благочестия. Мотив покаяния блудодеяполучит развитие в литературных версиях Дон Жуана, относящихся к эпохеромантизма.
Существовал и еще одинпрототип Дон Жуана, — дон Мигель граф де Маньяра. Он был кавалером рыцарскогоордена Калатравы, родившимся в 1626 г., то есть уже после сочинения пьесы Тирсоде Малины. Этот запоздалый прототип, однако, наложил свой отпечаток налитературный образ Дон Жуана. Проведя бурную и распутную молодость, граф деМаньяра раскаялся, потратил все свое состояние на благочестивые дела, послетого, как овдовел, постригся в монахи и встретил смерть как праведник.Руководствуясь его завещанием, его похоронили под плитами входа в часовнюоснованного им госпиталя, так что любой входящий попирал его гроб ногами. Наплитах была высечена сочиненная им эпитафия: «Здесь покоится худший из людей,какой когда-либо жил на свете». В конце XVII века одним иезуитом было написаножитие дона Мигеля, который объяснят его грешное прошлое сделкой с дьяволом. Кембы на самом деле ни был исторический дон Мигель, он превратился в столь жемифическую фигуру, как и дон Хуан де Тенорио.
С течением времени типизменяется, вместе со смягчением нравов; резкость черт характера, топорнаягрубость приёмов предшественников Дон Жуана постепенно сглаживаются, заменяютсяболее изящными качествами, и, наконец, герой севильской легенды облекается впленительную форму, ставшую причиной его популярности.
В легендах,предшествовавших литературным явлениям Дон Жуана, были сформулированы основныесюжетные обстоятельства, в которых будет существовать и действовать герой.Место действия — чаще всего Испания, Севилья, время — эпоха «плаща и шпаги».Непременные участники: дочь командора и сам командор, убитый Дон Жуаном впредыстории действия или в самом начале. Что же касается развязки, то она, какправило, оказывалась смертельной для Дон Жуана, хотя далеко не всегда егогибель происходила от «пожатья каменной десницы».
2. Тирсо де Молина «Севильскийраспутник и каменный гость»
Первым классическимлитературным произведением о Дон Жуане, давшим толчок развитию мифа, явиласьпьеса «Севильский распутник и каменный гость», написанная испанским монахомГабриэлем, публиковавшим свои сочинения под псевдонимом Тирсо де Молина. Онвнес значительный вклад в развитие образа дона Жуана, воплотив в своей пьесетот причудливый характер, который обошёл потом весь мир. Пьеса «Севильскийраспутник и каменный гость» (1630) занимает важное место не только в творчествеТирсо де Молина, но и вообще в истории европейской литературы. Именно здесьвпервые был создан литературный образ Дон Жуана, существовавший ранее лишь встаринном предании.
Cюжетом пьесы послужилареальная история Хуана Тенорио, жившего во времена кастильского короля ПетраЖестокого.
В пьесе де Молина ДонЖуан — соблазнитель, которого не столько влечет наслаждение, сколько борьба заподчинение женщины его воле. Лёгкие победы ему безразличны. Хищник изавоеватель, авантюрист и дуэлянт, он наделен всеми свойствами идеальногодворянина: красотой, храбростью, чувством чести. Кровь бурно клокочет в егожилах. Подобно своим прототипам из легенд и преданий, Дон Жуан овладевает спомощью бесстыдных уловок и проделок, в которых сам видит лишь забавные шутки,женщинами без разбору, невзирая на их общественное положение и не отличая однуот другой.
Во дворце неаполитанскогокороля он проводит ночь с герцогиней Исабеллой, назвавшись герцогом Октавио;вынужденный бежать из Неаполя, терпит кораблекрушение возле испанского берега иобольщает рыбачку Тисбею, которая, поняв, что она обманута, пытается покончитьс собой. В Севилье, узнав, что его друг, маркиз де ла Мота собираетсяотправиться ночью на свидание с доньей Анной, в плаще маркиза проникает в еепокои и, столкнувшись с ее отцом доном Гонсало, убивает старого командора. ДонЖуан бежит, и, тем не менее, во время своего бегства успевает соблазнитьпоселянку Аминту: во время свадьбы он уводит ее из-под венца, пообещав женитьсяна ней, и дает клятву, что, если не сдержит слова, пусть Господь его накажетрукой мертвеца. Возвратившись в Севилью, он случайно попадает на могилукомандора. Увидев гробницу командора и прочитав надпись, грозящую местьюубийце, Дон Жуан хватает за бороду статую, и зовет ее отужинать у него дома,статуя навещает его и в свою очередь приглашает к себе. Приняв ответное приглашениеявившегося к нему «каменного гостя», он идет в церковь, где одетые в траурныеодежды слуги угощают его уксусом и желчью. Статуя исполняет приговор,вынесенный Богом грешнику, чья мера преступлений перешла допустимые границы:командор каменной десницей сжимает руку Дон Жуана, и он вместе с гробницейпроваливается в преисподнюю.
Заключительная сценапроисходит в присутствии короля. Король велит его казнить. Но слуга дона Жуанасообщает, что господина его постигла божья кара.
В трактовке Тирсо деМолины Дон Жуан — не вольнодумец и не безбожник, но лишь аморальный ибезрассудный упрямец, который знает, что за его грехи неотвратимо последуетрасплата, но не останавливается в своих распутных похождениях и не приносит вних должного раскаяния, думая, что на это у него еще достаточно времени.
Дон Жуан у Тирсо — демоническая личность. В нем преступность причудливо сочетается с героикой.Сквозь черты насильника — феодала все время проглядывает облик дерзкоговольнодумца, вступающего в бой с устоями феодально-церковной культуры. Но Тирсоде Молина только едва наметил многозначительную противоречивость характера ДонаХуана Тенорио.
Образ, созданный егофантазией на основе народных легенд, оказался в дальнейшем чрезвычайнопритягательным для писателей разных эпох и народов по причине своейподатливости самым различным интерпретациям и переосмыслением. Дон Жуан Тирсообладает комплексом основных черт, которые так или иначе будут варьироваться вовсех последующих Дон Жуанах. Он вдохновил целую плеяду драматургов, поэтов,романтиков, композиторов и художников.
Эта первая литературнаяобработка легенды о Дон Жуане послужила источником для дальнейших трактовоксюжета.
3.Переработка сюжета
В XVII—XVIII вв.появилось множество переработок пьесы Тирсо де Молины и самостоятельныхдраматических произведений на сюжет о Дон Жуане. Главной характеристикой герояв этот период оставалось его распутство, представленное в разнообразныхинтригах. Именно универсальность донжуанства как бытового явления позволиламифу, сформировавшемуся на испанской почве на пересечении двух старых легенд,быстро стать явлением мирового, интернационального значения. В Испании за«Севильским озорником» последовали комедия Алонсо де Кордоба-и-Мальдонадо(Córdoba у Maldonado) «Мщение из гроба» («La venganza en el sepulcro»,2-я половина XVII в.) и пьеса Антонио де Саморы (Zamora) «Нет срока,который не наступил бы, нет долга, который бы не оплатился, или Каменный гость»(«No hay plazo que no se cumpla ni deuda que no se pague у convidado depiedra», 1714, изд. 1744).
Всего через три годапосле издания пьесы Тирсо де Молины Жуан шёл уже со значительным успехом нанародных сценах Италии, много выиграв от внесённого в пьесу комическогоэлемента, которым итальянцы хотели смягчить её чрезмерный трагизм. Для сцены Elburlador был обработан Джилиберти (1652) и Чиконьини (Ilconvitato di piedra, 1670), который усилил комические элементы, изъял изиспанского оригинала все мрачное и нравоучительное. Это обеспечило успех пьесыЧиконьини на народной сцене, где ее продолжали играть вплоть до начала XX.История Дон Жуана вошла в репертуар «комедии дель арте»: среди сценариевзнаменитой труппы Д.Бьянколелли обнаружен и сюжет о Дон Жуане.
Версия Джилиберти несохранилась, но известно, что именно на ее основе были написаны первыефранцузские пьесы о Дон Жуане. Французов познакомили с похождениями Дон Жуанапредставления итальянских артистов в 1650-х, и немедленно сюжет был подхваченактерами Доримоном (Dorimond, сц. псевд.; наст. имя и фамилия — NicholasDrouin, около 1626 — несколько ранее 16 января 1664 или около 1670) и КлодомДешаном де Вилье (Villiers, 1600—1681), написавшими трагикомедии пододним названием «Каменный пир, или Преступный сын» («Le Festin de Pierre, ou leFils criminel»). В 1658 г. Даримон поставил свою пьесу в Лионе, а в следующемгоду де Вилье переделал её для парижской сцены. Таким образом, к моментупоявления мольеровского «Дон Жуана» сюжет и герой уже были знакомы французскомузрителю.

4. «Дон Жуан, или Каменный пир»Мольера
В 1665 году состояласьпремьера комедии Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан». Пьеса была написаначрезвычайно быстро, чтобы поправить дела театра после запрещения «Тартюфа».
Эта пьеса не была похожана все другие комедии великого драматурга. «Дон Жуан» — самая «барочная» изпьес Мольера. Об этом свидетельствуют и легендарный испанский сюжет, лежащий вее основе, и многие структурные нарушения строгих правил классицистическогоканона: жанровая чересполосица (чередование трагических и комических сцен),неподчиненость речи героев единству языкового стиля. Это связано с тем, что,создавая «Дон Жуана», Мольер следовал приемам построения испанской комедии.Более сложной оказывается и структура характера главного героя. И все же,несмотря на эти частичные отступления от строгих канонов поэтики классицизма,«Дон Жуан» остается в целом классицистической комедией, ее главным назначениемявляется борьба с человеческими пороками, постановка нравственных и социальныхпроблем, изображение обобщенных, типизированных характеров.
Мольер совершеннооригинально обработал известную тему о развратнике, не знающем никаких преградв своем стремлении к удовольствиям. Эту тему Мольер истолковал совершеннопо-своему, сохранив в главных чертах фабулу, разработанную предшественниками.Он впервые лишил своего героя отличительных особенностей его испанскогопроисхождения и ввёл в пьесу французскую действительность своего времени. Онотбросил внесённый итальянцами комизм и уничтожил клерикальный оттенок,характеризующий пьесу Тирсо. Как справедливо писал М.А. Булгаков: «генезисмольеровского «Дон-Жуана» связан не столько с литературными источниками,сколько с современной французской действительностью».
В своей пьесе Мольервыстраивает для своего героя удивительно обыденный мир: со снующими там и сямкредиторами, с папашей, читающему проповеди отбившемуся от рук сыну, с наивнымипростушками, восторженно внимающими небрежному вранью нарядного господина.Таким образом, реальность до поры до времени никак не обнаруживает в себеничего «чудесного» или «божественного».
Мольер достигаетпоразительных результатов в манипулировании восприятием читателя, не даваявозможности «провидеть» сверхъестественный исход популярной истории и тем самымнезаметно сводя читательскую позицию к точке зрения Дон Жуана, естественноубежденного в том, что «дважды два — четыре», а «небо» слишком далеко.
С.Д. Артамонов писал, что«Мольера привлекала возможность устами грешника порассуждать со сцены наопасные, но волновавшие его философские и политические темы. В век религиозногофанатизма севильский безбожник мог поглумиться над святая святых всех ханжей,всех тартюфов, которых так ненавидел этот драматург, а заодно устами Сганареля,слуги Дон-Жуана, упрекнуть и кичившуюся аристократию («От того, что вы знатнаяособа… уже не думаете ли вы, что по этой причине вы умнее других, что вам всепозволено и никто вам не посмеет сказать правду»). Создавая своего Дон Жуана,Мольер обличал не распутство вообще, а безнравственность, присущую французскомуаристократу XVII в.; Мольер хорошо знал эту породу людей и потому обрисовалсвоего героя очень достоверно».
Дон Жуан Мольера,которого с самого начала пьесы его слуга Сганарель определяет как «величайшегоиз всех злодеев, каких когда-либо носила земля, чудовище, собаку, дьявола,турка, еретика»— это молодой смельчак, повеса, обычный светский человек,который не видит никаких преград для проявления своей порочной личности. Онживет по принципу «все позволено», а события, с ним происходящие, вполнеобусловлены и свойствами его натуры, и бытовыми традициями, и социальнымиотношениями.
Как все светские щеголиего времени, Дон Жуан живет в долг, занимая деньги у презираемого им буржуаДиманша, которого ему удается обворожить своей любезностью, а потом выпроводитьза дверь, так и не уплатив долга. Дон Жуан освободил себя от всякойнравственной ответственности. Он соблазняет женщин, губит чужие семьи, циничноноровит развратить всякого, с кем имеет дело: простодушных крестьянскихдевушек, на каждой из которых обещает жениться, нищего, которому предлагаетзолотой за богохульство, Сганареля, которому подает наглядный пример обращенияс кредитором Диманшем.
Радостное жизнелюбие ДонЖуана особого свойства: он словно постиг все законы бытия и чувствует себяизбранником, которому ничего не стоит взвихрить вокруг себя пространство, остановитьвремя, сделать врага другом, кредитора — должником, покорить вмиг любуюкрасавицу.
Поведение Дон Жуана можетпоказаться противоречивым: он смеется над женскими чувствами, но почтипо-братски расположен к слуге Сганарелю, он безразличен к тому, что о немговорят «в свете», но бросается на помощь незнакомцу, попавшему в беду. Ондерзок и бесстрашен, но может и удрать от преследователей, переодевшись вкостюм крестьянина. Мольер как будто не слишком заботится о том, чтобывыставить своего героя циничным монстром. Проказы Дон Жуана с женщинами,которые имеет возможность наблюдать читатель, не вызывают активного протеста,тем более негодования, напротив, заставляют дивиться галантной виртуозностилюбвеобильного сеньора. Вдохновенные тирады героя во славу своих побед надженщинами заставляют видеть в нем скорее пылкого завоевателя, нежели холодногосовратителя.
«Дон-Жуан Мольера, — пишетСтендаль, — разумеется, волокита, но, прежде всего, он светский человек,раньше, чем отдаться непреодолимой страсти, которая влечет его к красивымженщинам, он стремится уподобиться некому идеальному образу; он хочет, чтобы имвосхищались при дворе молодого короля, галантного и остроумного».
Драматург показывает вобразе своего героя не только легкомысленного покорителя женских сердец, но ижестокого наследника феодальных прав. Прислушиваясь лишь к голосу своихстрастей, Дон-Жуан полностью заглушает совесть. Он цинично гонит от себянадоевших любовниц, нагло рекомендует своему престарелому родителю поскорееотправиться на тот свет, беззастенчиво отказываться платить долги, и делает всеэто с той большой легкостью, потому что не признает за собой никаких законов — ни земных, ни небесных. «Мещанские» добродетели — супружеская верность исыновнее уважение — вызывают у него лишь усмешку. Отец Дон Жуана дон Луиспытается образумить сына, убеждая, что «звание дворянина нужно оправдать»личными «достоинствами и добрыми делами», ибо «знатное происхождение бездобродетели — ничто», и «добродетель — первый признак благородства». Возмущаясьаморальностью сына, дон Луис признается, что «сына какого-нибудь ключника, еслион честный человек», он ставит «выше, чем сына короля», если последний живеткак Дон Жуан.Дон Жуан перебивает отца только раз: «Если бы вы сели, вам былобы удобнее говорить», однако свое циничное отношение к нему он выражаетсловами: «Ах, да умирайте вы поскорее, меня бесит, что отцы живут так же долго,как и сыновья». Дон Жуан избивает крестьянина Пьеро, которому обязан жизнью, вответ на его возмущение: «Вы думаете, коли вы господин, то вам можно приставатьк нашим девушкам у нас под носом?». Он смеется над возражением Сганареля: «Есливы знатного рода, если у вас белокурый парик… шляпа с перьями… то вы отэтого умней… вам все позволено, и никто не смеет вам правду сказать?».
Дон Жуан знает, что всеименно так: он поставлен в особые привилегированные условия. Он гранд и, в силузнатности своего происхождения, имеет возможность не считаться с законамиморали и общественными установлениями, писанными лишь для людей простогозвания. И он доказывает на деле горестное наблюдение Сганареля: «Когда знатныйгосподин еще и дурной человек, то это ужасно». Однако Мольер объективноотмечает в своем герое и интеллектуальную культуру, свойственную знати.Традицией стало подчеркивание двойственности персонажа, сочетающего в себерыцарскую доблесть и порок, непринужденную элегантность поведения ипримитивность чувствования: изящество, остроумие, храбрость, красота — это тожечерты Дон Жуана, который умеет очаровывать не только женщин. Столь жедвухмерной представлялась и структура образа; при этом его «вечное»,легендарное основание воспринимали лишь полускрытым фундаментом, над которымдраматург воздвиг вполне узнаваемое для современников сооружение: портретвельможи.
Сганарель осуждает своегогосподина, хотя часто и любуется им. Дон Жуан умен, он широко мыслит; онуниверсальный скептик, смеющийся над всем — и над любовью, и над медициной, инад религией. Свободный от морали общества, Дон Жуан свободен и от егопредрассудков; не страшась церковных угроз, он открывает простор для своегоразума. Знаменитый ответ Дон-Жуана на вопрос слуги: «Во что же выверите?» — «Я верю, Сганарель, что дважды два — четыре, а дваждычетыре — восемь», — выражение крайнего цинизма, но в этом ответе есть и своямудрость. Вольнодумец, отвергая святой дух, верит только в «материю»,в реальность человеческого бытия, ограниченного земным существованием. Дон Жуан— философ, вольнодумец. Однако привлекательные черты Дон Жуана, в сочетании сего убежденностью в своем праве попирать достоинство других, толькоподчеркивают жизненность этого образа.
Безудержная, ничем нестесняемая игра-глумление пронизывает все земное бытие мольеровскогособлазнителя. Игра — его философия, игра — средство достижения целей, игра —наслаждение властью над теми, кто не причастен к высшей человеческойспособности творить воображаемый мир, преобразовывая очевидное в невероятное.Действительно, в какой-то мере Дон Жуан — правоверный член современного Мольеруобщества, почитающего игру главным регулятором отношений между людьми,наилучшим украшением жизни, а неразлучную с игрой маску — изысканнейшимукрашением, способным к тому же обезопасить ее носителя от социальной агрессиии непознанных сил, бушующих в мироздании.
Дон Жуан предаетсяизощренному лицедейству, творит игру на разных уровнях ее существования, егоизбранничество и впрямь может показаться невозбраняемым. Но кому, как неМольеру, знать об опасной двойственности игры, о ее магической способностипробуждать силы хаоса.
Главное для Дон Жуана,убежденного женолюба, — стремление к наслаждению. Он признается: «Я не могулюбить один раз, меня очаровывает всякий новый предмет… Ничто не можетостановить мои желания. Сердце мое способно любить целый мир» (I, 2). Столь жемало он задумывается над нравственным смыслом своих поступков и ихпоследствиями для других.
Мольер изобразил в ДонЖуане одного из тех светских вольнодумцев XVII в., которые оправдывали своебезнравственное поведение определенной философией: наслаждение они понимали какпостоянное удовлетворение чувственных желаний. При этом они откровеннопрезирали церковь и религию. Для Дон Жуана не существует загробной жизни, ада,рая. Сганарель точно подметил поверхностность его бравады: «Бывают на свететакие подлецы, которые распутничают неизвестно для чего и строят из себявольнодумцев, потому что полагают, что это им к лицу». Однако поверхностныйсветский либертинаж, столь широко распространенный во Франции в 1660-е годы, умольеровского Дон Жуана не исключает и подлинного философского вольномыслия:убежденный атеист, он пришел к подобным воззрениям через развитый,освобожденный от догм и запретов интеллект. И его иронически окрашенная логикав споре со Сганарелем на философские темы убеждает читателя и располагает в егопользу.
Одной из привлекательныхчерт Дон Жуана на протяжении большей части пьесы остается его искренность. Онне ханжа, не старается изобразить себя лучше, чем он есть, да и вообще малодорожит чужим мнением. В сцене с нищим, вволю поглумившись над ним, он все жедает ему золотой «не Христа ради, а из человеколюбия».
Однако в пятом акте с нимпроисходит разительная перемена: Дон Жуан становится лицемером. В «Дон Жуане»драматург показал самый бесчестный и хищный эгоизм, показал аристократа,открыто и цинично пренебрегающего всеми нормами человеческой морали инадевающего на себя личину ханжества, когда нужно уйти от ответственности засвои преступления. Но, пародируя ханжеские ужимки святош, сам Дон Жуан влицемерии не особенно нуждается. Видавший виды Сганарель с ужасом восклицает:«Что за человек, ну и человек!» Притворство, маска благочестия, которуюнадевает Дон Жуан, — не более как выгодная тактика; она позволяет емувыпутаться из, казалось бы, безвыходных ситуаций; помириться с отцом, откоторого он материально зависит, благополучно избежать дуэли с братом покинутойим Эльвиры. Как и многие в его общественном кругу, он лишь принял видпорядочного человека. По его собственным словам, лицемерие стало «моднымпривилегированным пороком», прикрывающим любые грехи, а модные порокирасцениваются как добродетели. Мольер показывает всеобщий характер лицемерия,распространенного в разных сословиях и официально поощряемого. Причастна к немуи французская аристократия.
Наделив своего герояострым и глубоким умом, сильным темпераментом и завидной жадностью к жизни,Мольер все же казнит Дон-Жуана за душевную опустошенность, за потерю самойпотребности идеала, за полное равнодушие к людям. Сганарель укоряет своегогосподина: «Может, вы думаете… что все вам позволено и никто не смеетвам сказать правду? Узнайте же от меня, от своего слуги, что рано или поздно…дурная жизнь приводит к дурной смерти...»
И хотя в этой отповедислышна комическая интонация, но предсказанное в ней сбывается. Кара небеснаяобрушивается на грешника: статуя командора появляется и делает свое дело, ейпредшествует предупреждающий героя призрак женщины под вуалью. По-видимому,неумеренное и безответственное женолюбие Дон Жуана и его кощунственноелицемерие — только часть и следствие преступления, повлекшего за собой стольужасающее наказание.
Мольеровский Дон Жуандействительно принадлежит своему времени, и вина героя не может бытьистолкована без учета приоритетных для эпохи идей, без анализа множествакомпонентов, слагающих духовный климат общества. Дон Жуан погрешил противтаинственности бытия, в которой любовь, одно из величайших таинств, составляетсущественнейший аспект человеческой жизни. Гордого, блестящего интеллектуаланастигает кара за его духовную ущербность, бросающуюся в глаза человеку эпохибарокко, и столь парадоксально, провокационно представленную Мольером.
Сверхъестественные силыопределяются в комедии популярным для той эпохи эвфемизмом «небо». Однако темакаменного командора, посланного силами ада, не может быть прочитана только кактема небесного правосудия. Оживший истукан, мертвая материя, вызванная к жизничародейством или небрежным озорством, — традиционная для литературы ситуациявторжения демонических сил в мир людей с целью опустошить души, чтобыуничтожить их и забрать в ад.
Игра Дон Жуана с мертвымкомандором, нарядной статуей — апогей той игры, которую ведет герой на земле иготов вести в мирах иных. Дон Жуан своим приглашением к игре «оживляет»каменную статую. Та пожатием каменной десницы водворяет закоренелого грешника вад. За этой театральной метафорой скрывается вполне определенная мысль онеизбежности суровой кары всякому, кто преступит законы человеческой морали. ПоМольеру, ад уготован всякому, кто, кичась своей игровой властью надчеловеческим сообществом, превысит свои права и возомнит себя равным творцу.«Дон Жуан» — это комедия ограниченности человеческого удела, где игра можетвознести высоко, но не выше людской участи.
Искусство XVII векапостоянно рассуждает об игре, ее покоряющей и убеждающей силе, о ее почтидеспотической власти над человеком играющим, о ее природе и тех границах, закоторыми игра становится магией, соприкасаясь с инфернальным пространством. Вэтом смысле игра граничит с грехом. И здесь блестящий мольеровский лицедей ивопрошатель Дон Жуан может быть прочитан как образ актерства, стремящегосявовлечь в игру живое и мертвое, пересоздать созданное, окликнуть запредельное,встать вровень с творцом. Мольеровский интеллектуал верит в права игры и неверит в смысл бытия, где жизнь, смерть, любовь исполнены высочайшего значения инеподвластны даже самому искусному и дерзостному манипулированию. Наказание,которое настигает Дон Жуана — это по существу кара за «онтологическую» слепоту,за высокомерие, обернувшееся смертным грехом.
Впервые «Дон Жуан» увиделсвет на сцене парижского театра Пале-Рояль 15 февраля 1665 г. Роль Дон Жуанасыграл Лагранж. С тех пор мольеровский Дон Жуан стал некоей точкой отсчета длявсех, кто пытался так или иначе интерпретировать знаменитый сюжет о севильскомобольстителе.
4. Дальнейшее развитие сюжета взарубежной литературе
дон жуан образ литература
С конца XVII Дон Жуанначинает завоевывать страны и жанры. На английскую сцену его привел Шадвель(1676), в Германию занесли странствующие комедианты. Там с самого начала XVIIIв. шли на народных сценах разные переделки легенды о Доне Жуане. В подобныхпеределках слуга Дона Жуана часто играл б́ольшую роль, чем он сам. В концеXVII в. заново обработал легенду испанский драматург Самора, а в Италии,несколько позже, Карло Гольдони (1707— 1793) в своей ранней, имевшейавтобиографический подтекст, комедии «Дон Джованни Тенорьо, или Распутник»представил в Дон Жуане реальное лицо (актера, уведшего у него возлюбленную),показав его мелким, обыденным распутником и отказавшись от неправдоподобного, поего мнению, финала с ожившей статуей, исполняющей высшуюю кару (в его пьесестатуя присутствует как безжизненное изваяние). В этой комедии герой лишилсявсякого обаяния, представ в нарочито приземленном, бытовом облике.
В 1787г. в Германиипоявляется 137-ая драматическая поэма И.Ф.Шиллера «Дон Карлос, инфантиспанский». Здесь историческим прототипом главного героя является Карлос(1545-1568), наследник испанского престола, сын короля Филиппа II и МарииПортугальской. Но в литературоведении бытует мысль, что подлинным героемдраматической поэмы является не Дон Карлос, а маркиз Поза. Однако на сценепьесу чаще ставили не как политическую драму, а как историю трагической,несостоявшейся любви, и тогда образ Дон Карлос выдвигался на первый план. Такаятрактовка героя и произведения в целом характеризует оперу Д.Верди «Дон Карлос»(1867). Роль Д.К. исполняли многие великие трагики, в их числе В.А.Каратыгин(1829) и П.С.Мочалов (1830). Произведение Шиллера очень ценил Александр Блок.Он включил пьесу в репертуар Большого драматического театра в сезон 1918/19 гг.
На рубеже XVIII—XIX вв. происходит перелом в отношениик герою и самой легенде: обличение уступает место восхищению жизнелюбием игордым бунтом героя, сознательно и неуклонно идущего к трагическому финалу;совершается романтическая реабилитация героя-бунтаря, демонической личности.Мощный импульс новому отношению к герою мифа дала гениальная опера В. А.Моцарта (Mozart, 1756—1791) «Дон Жуан» (полное назв.: «Наказанный распутник,или Дон Джованни» — «Il Dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni», 1787) налибретто Лоренцо Да Понте (Da Ponte, 1749—1838), где главный персонаж сталэпикурейцем, движимым во всех своих поступках неуемной жаждой чувственногонаслаждения и стремлением к победе, торжеству своей воли, выражающим бунт«против человеческой ограниченности, против рабской покорности общепринятому»,«против физического аскетизма», как отмечает И.М. Нусинов.
В корне изменилосьотношение к образу начиная с новеллы Э. Т. А. Гофмана «Дон Жуан» («DonJuan», соч. 1812, опубл. 1813), написанной в форме письма к другу, с которымавтор, влюбленный в музыку энтузиаст и мечтатель, делится своими впечатлениямиот оперы Моцарта. Для немецкого романтика Дон Жуан — мятущийся герой,трагически переживающий разлад между идеалом и действительностью. Разрушая«камерное» счастье ближнего, довольствующегося мещанскими добродетелями, он внеутоленной тоске безуспешно стремится через наслаждение женщиной достичь вземной грешной жизни того, что «живет в нашей душе как предвкушение неземногоблаженства».
Романтическаяинтерпретация образа Дон Жуана поставила его в один ряд и свела в одном сюжетес другим «вековым» образом — Фаустом. Эта встреча Дон Жуана и Фауста — втораяпо значимости для развития мифа после пересечения, контаминации двух легенд впьесе Тирсо де Молины. Оба героя — мятежные протестанты против судьбы, оба —одинаковые представители эгоизма и неверия, Фауст и Дон Жуан оказалисьсимволами двух путей — интеллектуального и эротического, на которых европеецмог реализовать себя.
Первым произведением, вкотором эти образы вступили в соприкосновение и даже слились в один, быланезаконченная пьеса немецкого писателя Николауса Фогта (Vogt, 1756—1836)«Красильня, или Типография в Майнце: в Германии Фаустом, наделенным от природыобаянием Дон Жуана, владеет жажда знания; попав с Вагнером в Кастилию, онпредается чувственным наслаждениям под именем Дон Жуана (Вагнер становитсяЛепорелло), в чем ему продолжает служить Мефистофель, пока не наступаеттрагический финал.
В трагедии ХристианаДитриха Граббе (Grabbe, 1801—1836) «Дон Жуан и Фауст» («Don Juan undFaust», соч. 1828, изд. 1829) они выступали соперниками, домогающимися любвидонны Анны, и носителями противоположных начал — чувственной природы иненасытного стремления к познанию, оба погибали как трагические герои,проваливаясь в преисподнюю на последнем пиру Дон Жуана в Риме. К моментунаписания пьесы сопоставление двух знаменитых героев стало общим местомфилологических штудий: в XIX веке появились многочисленные Дон Жуаны — романтики,скептики, пессимисты и даже идеалисты. Близость характеров Дон Жуана и Фаустауже с начала XIX века занимает учёных и поэтов. Один из первых обратил на этовнимание немецкий эстетик Розенкранц, анализировавший в «Чудотворном маге»Кальдерона одного из первообразов Фауста.
Другую линиюинтерпретации образа Дон Жуана развивает Байрон в незаконченнойодноименной поэме («Don Juan», соч. 1818—1823, изд. песнями 1819, 1821, 1823).Похождения ветреника к победителя женских сердец, превратившегося из соблазнителяв соблазняемого, служат поэту сюжетным стержнем, объединяющим разнородныекартины современной общественной и политической жизни, рисуемые в разных тонах— от сатирических и гневно-обличительных до лирических.
Над «ДонЖуаном» Байрон работал в течение семи последних лет своей жизни. Он началее еще в Венеции, в 1817г., и уже до самой смерти (если не считать недолгогоперерыва с конца 1819 по 1821 год) не оставлял работы над ним. Байрон успелнаписать шестнадцать глав — песен; семнадцатая глава так осталась неоконченной.
Лиро-эпическая формаромана дает возможность поэту выступать то в роли рассказчика, то от своегособственного имени. При этом лирические отступления автора носят самыйразнообразный характер: порою поэт дает в них иронически-обобщающий комментарийк приключениям своего героя, в других же случаях — вовсе отвлекается от сюжетаи свободно рассуждает о самых различных сторонах общественной жизни,затрагивает острые политические вопросы полемизирует с современной емулитературой, вспоминает о случаях, происшедших в его собственной жизни,вступает в разговор с читателем относительно своего творчества и пр. «ДонЖуану», как давно уже отмечено критикой, присуще и большое эмоциональноеразнообразие. Сатира, юмор, задушевный лиризм, патетика — все эти различныеэмоциональные оттенки присутствуют в «Дон Жуане» в самых смелых,неожиданных сочетаниях. Соответственно этому богат, гибок и многообразен сюжетромана.
В «Дон Жуане»Байрон проявил себя и как истинный виртуоз стиха. Немногие произведения мировойлитературы могут соперничать с «Дон Жуаном» в богатстве рифм имастерстве использования классической строфы («Дон Жуан» написаноктавой) для воплощения столь многообразного и сложного содержания.
Отличительная, наиболееобщая особенность всех компонентов художественной формы «Дон Жуана» — конкретность, резкость переходов в тематике, композиции, стихе, языке — является воплощением глубокой внутренней противоречивости выраженного в неммиросодержания.
Диалектичность, присущуюсамому содержанию «Дон Жуана», с замечательной проницаемостью отметил Гете. Вромане Байрона он увидел «безгранично — гениальное создание — с ненавистью клюдям, доходящей до самой суровой жестокости, с любовью к людям, доходящей доглубины самой нежной привязанности».
Самый прекрасный отзыв о«Дон Жуане» Байрона принадлежит Шелли, близкому другу поэта,написавшему: "… Он прочел мне неопубликованные песни «ДонЖуана», отличающиеся изумительной красотой. Это не только выше, но неизмеримо выше всех современных поэтов. Каждое слово несет на себе печатьбессмертия…"

6. Дон Жуан в русской литературе
В Россию Дон Жуан пришелв переводе пьесы Вилье («Дон Педро, почитанный шляхта, и Амариллис, дочь его»,др. назв. — «Комедия о дон-Яне и дон-Педре»), ставившейся в Москве в начале1700-х. В 1783 в Петербурге был представлен балет «Дон Жуан» («Don Giovanni»)на музыку М. Медведева, в 1790 — одноименный пантомимный балет в 5 действияхДжузеппе Канциани (Canziani) на музыку Карло Каноббио (Kanobbio, 1741—1822) иКристофа Виллибальда Глюка (Gluck, 1714—1787). Этот балет неоднократноисполнялся до конца века и возобновлялся И. И. Вальберхом в 1818 и 1822. В 1816в Петербурге состоялось одно представление мольеровской комедии в переводе И.И. Вальберха («Дон Жуан, или Каменный гость»), в Москве она была показанадважды в 1818. Опера Моцарта была представлена на русской сцене впервые 21апреля 1828 и вошла в репертуар; до этого и позже она неоднократно исполняласьитальянской труппой, а также на немецком языке.
Популярный образ ловеласа нашел отражение и в русскойлитературе. Здесь образ Дон Жуана первоначально разрабатывается дворянами,причем на его трактовке отражаются специфические условия развития русскогодворянства как класса.
Наверное, самым известнымпроизведением русской литературы, посвященным образу Дона Жуана, является однаиз «Маленьких трагедий», написанных А.С. Пушкиным осенью 1830 года вовремя его пребывания в Болдино — «Каменный гость».
Идея личности — свободной, независимой и гордой, — была общей для русской и западноевропейскойлитературы тех лет. Но русский идеал человека вступал в противоречие с темпониманием ценности личности, которая вырабатывалась в западных странах. Пушкинна примере образа Дон Гуана сумел доказать, что индивидуализм оборачивалсяумалением личности, порождал презрение к человеку, обуславливая жизнь для себя.Сосредоточенность на своей жизни вела к эгоизму, ожесточавшему душу.
«Каменныйгость» стал значительным вкладом Пушкина в решение проблемыреалистического характера в трактовке идеи личности. Романтическому Дон ЖуануПушкин противопоставил иную точку зрения, используя популярный в европейскойлитературе образ. Пушкин отказался от традиционной односторонности образа ДонЖуана, как изощренного развратника и циничного соблазнителя, он дан в явномпротиворечии сатирически однолинейной — в соответствии с принципами классицизма- трактовке характера Дон Жуана Мольером. Но ничего нет в его облике и отромантически окрашенного в демонические тона гофмановского Дон Жуана. Дон Гуан- человек эпохи Возрождения, кипящей всей полнотой жизненных сил, бросающийвызов верованиям и предрассудкам средневековья.
Традиционный Дон Жуан ссамого начала был противопоставлен всему миру. Пушкинский Дон Гуан в началетрагедии — плоть от плоти своего мира и живет в полном согласии с ним
В отличие от других ДонЖуанов, которые совершенно одинаково относятся ко всем женщинам, у пушкинскогоГуана находятся для каждой из трех, таких разных, женщин, разные слова. Дажесцена приглашения статуи, единственная, совпадающая с традицией, открываетнастоящую бездну между пушкинским Дон Гуаном и его прототипами. Неуместнаяшутка моцартовского и мольеровского Дон Жуанов, вызванная тем, что он прочел напамятнике оскорбительную для себя надпись, превращена Пушкиным в демоническуюбраваду
Трагической развязкой«Каменного гостя» Пушкин утверждает моральную чистоту подлиннойчеловеческой любви. И именно живого человеческого чувства не может простить ДонГуану мертвый и бездушный мир. Командор и мертвый заявляет свои права на то,что он купил при жизни.
Как характерно, чтопервой слышит шаги командора Донна Анна, и она же гибнет первой. А ведь ни водной из литературных обработок легенды о Дон Жуане возмездие нераспространялось на женщин, им обольщенных!
Характерно и то, что ДонГуан в тот самый страшный момент думает не о себе — он бросается к Доне Анне.Но все действительно кончено. Гибель приходит к героям трагедии в момент, когдаони на пороге полного счастья. А это — по Пушкину — всегда момент абсолютнойдушевной незащищенности...
В любовной игре Дон Гуанне раз нес гибель другим, не раз шел на встречу гибели сам. Но вот, когда играокончена, возмездие все-таки пришло, причем возмездие, вызванное им самим,правда, не теперешним, а прежним Дон Гуаном. Однако теперь Дон Гуану приходитсябороться не с маленьким тщедушным человеком, а с «каменнымисполином»! В трагедии Пушкина все аморальное и бездушное надевает котурныи рядится в тогу, оправдывая свои действия высшими целями духовнойнезависимости, рыцарской чести, идеалами высокого искусства и справедливости. Исейчас статуя Командора казнит «безбожного обольстителя» Дон Гуана воимя «супружеского долга», «верности»,«нравственности» и «морали».
Этой прямой схватки совсем миропониманием, философией мира собственности, ханжества и лицемерия ДонГуан выдержать не в состоянии. Он погибает как рыцарь с именем Донны Анны наустах. «Жестокий век» мстит Дон Гуану за то, что в нем пробудилсячеловек.
Одной из первыхдворянских трактовок образа — Дон Жуан Алексея Толстого. Граф позволяетсебе на страницах книги даже максимализм. Дон Жуан восстает, «как ангелистребления», бросая перчатку, «обществу, и церкви, и закону», исамому богу. Но Толстой — аристократ, романтик и идеалист — заставляет ДонЖуана раскаяться в своем максимализме..
Существенно измениласьпрактика образа в условиях русской действительности XX века, при развитиипромышленного капитализма и городской буржуазной культуры, вытеснявшейдворянскую. Безнадежности полны «Шаги командора» (1910 — 1912) А. Блока.Страх — вот какое чувство познает Дон Жуан со своей " постылойсвободой" в пышной спальне, холодной и пустой. И уже шагает каменныйкомандор — " Старый рок".
«Дон Жуан в Египте»(1912) Н.С.Гумилева — первая пародийно-гротесковая пьеса Гумилева,дающая пример вольного вмешательства в миф и перенесшая его героя в условияновейшего времени. Неугомонный искатель приключений и вечный странник,неистовый романтик, стремящийся к небывалому, человек риска и отваги, галантныйсоблазнитель, поэт и философ, Дон Жуан противостоит прагматическойдействительности начала XX века, приспособившемуся к ней «всегда лакею»Лепорелло, который успел сделаться маститым египтологом и деканом. Современникипоэта говорили о лирическом, ироническом самораскрытии автора в образе ДонЖуана и считали, что под юной американкой и Лепорелло подразумевались молодаяА.Ахматова и ее муж — ученый-ассиролог В.Шилейко.
Заключение
Таким образом, сюжет осевильском озорнике Дон Жуане развивался писателями Испании, Италии, Франции,Англии, Германии и России в период с семнадцатого по двадцатый века. Образ ДонЖуана претерпевал множество изменений и трактовался в разных национальныхкультурах, в разное время, разными писателями по-разному. Его популярность, помоему мнению, состоит в его универсальности, в том, что он всеобъемлющ. На базесюжета о Дон Жуане свои идеи могли раскрывать как писатели эпохи Барокко вИспании, так и деятели Серебряного века в России, как комедиографы, так итрагики. И каждый что-то привносил как в фабулу, так и в образ главного героя,находил свою, отличную от других трактовку, выражал насущные для себя мысли…Дон Жуан не один, это не одна легенда, не одна книга, их множество, десятки,возможно сотни, в чем-то схожих, в чем-то различных, порой совсем не похожихдруг на друга.
У каждого века свой ДонЖуан – порой мечтатель, стремящийся к недостижимому идеалу, порой фанатик,обожествляющий любовь, которую он воспринимает как единое проявление воли,единственную связь с высшими силами. Или обреченный на тяжкие муки насмешник,слишком поздно понявший, что погоня за чувственными радостями его опустошила.Или лицемер поневоле, вынужденный скрывать собственную мятежную сущностьповедением распутника, более знакомым и приемлемым для общества.
Это поистине вечныйобраз, образ, в котором невозможно поставить точку, образ живой, изменяющийся,актуальный по сей день. Он привлекал и будет привлекать поколения творцов, какв литературе, так и в живописи, музыке, театре и кинематографе.

Список литературы
1. Кржевский Б. А.Об образе Дон-Жуана у Пушкина, Мольера и Тирсо де Молины // Кржевский Б. А.«Статьи о зарубежной литературе» Москва, 1960г. – стр. 208-215.
2. Кельин Ф., Тирсоде Молина и его время, в кн.: Тирсо де Молина, Театр, изд. «Academia», М. — Л.,1935
3. ВеселовскийАлексей, Этюды и характеристики, 3 изд. М., 1907 (статья «Легенда о Дон Жуане»)
4. Тирсо де Молина ииспанский театр, «Любовь к трем апельсинам», СПБ, 1914, кн. 2.
5. «Испанский театрXVI-XVII вв. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон де ла Барка» Серия: Библиотекамировой драматургии. Издательство АРТ+N,1996 г.
6. Нусинов И. М.История образа Дон-Жуана // Нусинов И. М. История литературного героя. М.,1958. С. 325—441
7. Багно В. Е. Пороки смерть язвят единым жалом… // Ежеквартальник русской филологии и. 1996. Т.2. № 3. С. 131—147;
8. Бабанов И. Е. АпологияДон Жуана // Звезда. 1996. № 10. С. 162—178.
9. Артамонов С.Д.«История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.» – М.,«Просвещение», 1988 г.
10.  Стендаль «О любви» Серия:Азбука-классика (pocket-book), изд.: Азбука-классика, 2007 г.
11.  Стендаль «Семья Ченчи» // Стендаль«Собрание сочинений в 12 томах» Изд.: Пушкинская библиотека, АСТ, 2006 г.,г.Москва.
12.  Роман «Жизнь господина Де Мольера» //«Михаил Булгаков. Романы. Повести. Рассказы»
13.  Серия: Библиотека ВсемирнойЛитературы. Авторский сборник. Издательство: Эксмо, 2007 г.
14.  Джордж Гордон Байрон «ПаломничествоЧайльд-Гарольда* Дон Жуан» Изд. «Художественная литература», г. Москва 1972,стр. 195-779.
15.  Жан-Батист Мольер «Комедии» Изд.«Художественная литература», г. Москва 1972., стр 177-228.
16.  Шиллер «Дон Карлос, инфантИспанский» // Шиллер «Собрание сочинений в семи томах. Том 2»
17.  Изд. «Государственное издательствохудожественной литературы», 1955 г., Москва,
18.  Карло Гольдони «Дон Джованни Тенорьо,или Распутник» // Гольдони К. «Комедии. В двух томах. «Москва. Искусство.1959г.
19.  А. К. Толстой «Дон Жуан» Изд: АСТ,2002г., Москва .
20.  Кисин Б. «Дон-Жуан» // «ЛитературнаяЭнциклопедия: в 11т.», том 3 – Москва, 1930г; стр. 349-364
21.  А. Блок «Шаги Командора»// А.А. Блок«Стихотворения. Поэмы. Театр.» БВЛ-том 138 – Москва, 1968 г. – стр. 390-391.
22.  Пушкин А.С. «Каменный гость» //Пушкин А.С. «Сочинения в трехтомах» том 2, Москва, «Художественнаялитература», 1986 г. 450-478
23.  Чумаков Ю.Н. «Дон Жуан Пушкина» //«Проблемы пушкиноведения», Ленинград, 1975г, стр 3-27.
24.  Гофман Э.Т.А. «Собрание сочинений в6-ти томах», т.1 – Москва, «Художественная литература», 1991г.
25.  Багно В.Е. «Дон Жуан»//«Пушкин: Исследования и Материалы», т. VBIII-XIX – СПБ, «Наука», 2004г, стр. 132-138.
26.  Гумилев Н. «Дон Жуан в Египте.Одноактная пьеса в стихах»// «Николай Гумилев. Стихотворения. Поэмы. Проза»,Изд.: АСТ, Астрель, Олимп, 2000г. -c. 126-140.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.