ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО
УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
КАФЕДРА Физвоспитания
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Физическая культура »
На тему «Национальные виды спорта»
Выполнила: студентка группы 3ФЗ-31
Ибатуллина А.Ф.
Проверил: старший преподаватель
Нагуманова Э.Р.
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….3
1.Исторические предпосылки развития национальных видов спорта..….4
2.Русские национальные виды спорта……………………………………….7
3.Башкирская борьба – курэш………………………………………………..12
Заключение …………………………….....................................................17
Список используемой литературы……………………………………….…..18
Введение
«Национальные виды спорта — виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта Российской Федерации» — гласит статья 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», принятая ГД ФС РФ в 2007 году.
Большинство национальных видов спорта появилось очень давно. В них отразились трудовые процессы народов, общественные взаимоотношения людей, особенности быта. Национальные виды спорта, физические упражнения, игры служили своеобразной системой физического воспитания, готовили молодежь к труду. Игры, состязания всегда были отдыхом, развлечением людей всех возрастов. Они обычно проводились в большие народные праздники. Например, в Армении ежегодно в конце лета проходят навасардские игры, как праздник урожая. В их программе— состязания по бегу, поднятию тяжестей. Игры, посвященные празднику урожая, проводились и проводятся почти во всех районах страны: в среднерусской полосе, на Кавказе, в Сибири, на Дальнем Востоке, в республиках Средней Азии.
На Руси издавна распространенной игрой была лата.Игры, подобные лапте, есть и у других народов мира: у англичан – крикет, у американцев – бейсбол, у кубинцев – пелота, у финнов – песа палло, у немцев – шлагбал.
Подлинного расцвета национальные виды спорта достигли в нашей стране во второй половине 20 века. По многим из них разработаны правила, проводятся соревнования, первенства, присваиваются спортивные разряды.
В своей работе я рассматриваю российские национальные виды спорта и башкирское силовое состязание курэш.
1. Исторические предпосылки развития национальных видов спорта
Для периода донациональных отношений в физической культуре характерны такие понятия, как первобытная физическая культура, физическая культура родовой общины. В процессе разложения первобытнообщинного строя происходило образование родовых союзов, из которых, в свою очередь, складывались племена. Здесь уместно говорить уже о физической культуре племен и племенных союзов. С появлением классового общества возникла такая социально-этническая общность людей, как народность, и с этого времени следует говорить о народной физической культуре.
Для периода зарождения и развития наций правомерно употребление термина «национальная физическая культура». Как известно, одной из отличительных черт нации является общность духовной жизни, возникающая на основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, а значит и культурой. Люди имеют много общего в жизненном укладе, обычаях, традициях и в культуре в целом. Много общего и в сфере национальных форм и средств физической культуры. Важно в данном случае отметить, что межнациональное в физической культуре, спорте проявляется более ярко. Это связано, прежде всего, не столько с их формой, сколько с их содержанием, внутренней структурой. В современной спортивной литературе встречаются термины «народные виды спорта», «народные формы физической культуры». Под этими терминами, как правило, подразумеваются национальные виды и национальные формы.
Например, на праздник народов Севера в Мурманске в канун весны собираются сильнейшие представители классических зимних видов спорта и национальных видов. Проводятся гонки на оленьих упряжках, на собаках, различные народные игры.
Наиболее распространенными средствами физического воспитания у различных национальностей всегда были бег, прыжки, метания, борьба, конные скачки и подвижные игры.
В Грузии, например, бег и прыжки проводились и для мужчин, и для женщин. Прыгали с шестом в длину. Популярным было хевсурское фехтование на шашках со щитами. В Казахстане, наряду с различными скачками и джигитовкой, любят охоту с ловчими птицами; в Туркмении и Узбекистане — канатоходство. По канату ходили с завязанными глазами, держа в руках шест. Особенно популярна борьба. Национальная борьба имеет многовековую историю развития, получила отражение в художественной литературе, сказках, сказаниях. Различны правила и обычаи борцовских состязаний; по-разному называется этот вид спорта: у армян —кох, у киргизов—куреш, у молдаван—трынта, но суть одна: два борца сходятся в единоборстве. Самые сильные и умелые становятся гордостью земляков, знаменитостью селения.
Очень любят борьбу на Кавказе. Недаром среди советских борцов — представителей классического, вольного стиля, самбо, дзю-до—так много уроженцев республик Закавказья и Средней Азии.
Ни один, пожалуй, народный праздник не обходился без состязаний конников — скачек, джигитовки, различных игр. В Грузии, например, распространена игра кабахи, в которой всадники стараются на скаку попасть стрелой, выпущенной из лука, в кубок, установленный на возвышении. В Киргизии любят игру оодарыш, название которой буквально означает «переваливания». Это своеобразная борьба на лошадях, когда соперника надо свалить на землю. Байга—популярный вид скачек в Казахстане. Такие соревнования устраивали в прошлом на народных праздниках и свадьбах, чтобы разрешить споры джигитов о достоинствах их лошадей.
С глубокой древности бытовали у русского, украинского и белорусского народов разнообразные подвижные игры. Наиболее известные— лапта, прятание, игры с бегом взапуски, игра в бабки.
У многих народов состязания в национальных видах спорта сопровождаются по обычаю музыкой, а иногда и танцами. Национальные виды спорта — это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Сохранение и развитие этих видов спорта в советское время — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.
2. Русские национальные виды спорта
Дожив до наших дней, они обрели единые правила, не утратив своих характерных черт – азарта, задора, самобытности.
Лапта в древности была распространенной молодецкой забавой у славян. В русских летописях есть многочисленные упоминания об этой народной игре. При раскопках древнего Новгорода, среди прочих предметов, обнаружено было немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Лапта пользовалась успехом и у викингов, которые, судя по всему, переняли ее у славян – норвежские археологи не раз находили биты для игры в лапту.
Не обошли игру вниманием и русские писатели. У А.И. Куприна находим:
«Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...»
Первая попытка создания единых официальных правил по русской лапте была предпринята в 1926 г. Однако, лапту на государственном уровне тогда так и не признали. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование.
Первый чемпионат РФ, прошел в 1958 г., а 1959 г. лапту включают в программу Спартакиады народов РСФСР.
В 60-70-х гг. развитие лапты приостанавливается, и самобытная игра вымирает. Спасло лапту от забвения постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», принятое в 1987 г.
К началу 1988 г. лапта уже культивировалась в 344 коллективах физической культуры РСФСР, Украины, Белоруссии.
В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России.
В 1994 г. игра была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию.
В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований.
В лапту играют на ровной площадке примерно 30 на 70м. две команды по 5-12 человек. Одна команда считается «бьющей’, другая – „водящей“. После удачного удара битой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится „дом“, и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, приносит команде одно очко. Если его „осалят“ мячом, то команда бьющих идет водить в поле.
Городки (
рюхи, чушки
). История этой игры насчитывает несколько веков – она почти столь же стара, как и лапта. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси.
Смысл игры был в том, что бы выбить броском деревянной биты фигуры-мишени (складывающиеся из деревянных столбиков – „городков“) за черту игрового поля – „города“.
Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к „общему знаменателю“ городки привели уже после Революции, в 1923 г.
Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования.
В программу первой Всесоюзной Олимпиады городки были включены в 1928 году.
В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур, и игра была во многом регламентирована. По существу эти правила действуют и сегодня.
В советское время игра была чрезвычайно популярна и редкий стадион или завод не имел своей городошной площадки. Сейчас популярность городков несколько снизилась, хотя в 2001 году в Санкт-Петербурге прошел первый чемпионат мира по этому виду спорта.
Сама игра очень проста и даже самостоятельное изготовление инвентаря для нее не требует особой сноровки – выстругать палку-биту и пяток деревянных цилиндриков – дело не хитрое, тем более для русского крестьянина. Вот игра и получила повсеместную любовь и признание среди народа. Хотя и служила развлечением не только простому люду: заядлыми городошниками были Петр Первый, Суворов, Ленин, Сталин и другие заметные фигуры.
Но у славян были так же развлечения, хоть и недоступные народу, но без которых немыслима История нашего государства.
Самбо. Борьба самбо родилась в России вскоре после революции. Созданная в эти годы ВЧК (предшественник НКВД, а впоследствии КГБ) искала способы вооружить своих сотрудников приемами задержания и обезвреживания преступников. Как было написано в одном из закрытых (в то время) наставлений: «Советские законы предоставляют право работникам органов НКВД применять огнестрельное оружие в борьбе с классовым врагом и преступниками. Вместе с тем, все инструкции, которыми руководствуются в этом случае наши пограничники, чекисты и работники милиции, категорически требуют применять оружие только в случаях крайней необходимости, когда исчерпаны все другие приемы и средства для защиты от нападения врага или для его задержания». И далее: «Каждый работник НКВД, ведущий оперативную работу, должен систематически изучать приемы, тактику и стратегию «Самбо» и повседневно тренироваться в этих приемах только тогда он сможет выйти победителем в рукопашных схватках с врагом и выполнить свою ответственную, почетную и вместе с тем опасную для себя задачу по охране государственной безопасности и борьбе с преступностью».
Все попытки начиная с 1902 года внедрить в царской охранке приемы модной в то время борьбы джиу-джитсу заканчивались неудачей. „В 1921 году (как писал в то время создатель новой системы Виктор Афанасиевич Спиридонов), благодаря практическому изучению, удалось осознать ошибку существовавшей в то время системы“. Со дня организации добровольного спортивного общества „Динамо“ В.А. Спиридонов работал над созданием новой системы самозащиты. Он настойчиво изучал существующие в то время приемы, отбирая самые эффективные, искал способы их тренировки. Внедрял в НКВД систему „обратной связи“, заставляя сотрудников „сообщать о случаях и результатах жизненного применения предлагаемых способов“. Впервые (на то время) разработал систему отработки опасных приемов и расположил их поурочно. Практическим результатом его работы стали первые книги по самозащите без оружия, вышедшие в 1927, 1928 и 1933 годах.
Если первая его книга имела ссылку на джиу-джитцу, то вторая и третья уже нет, т.к. созданная им система все больше и больше отходила от существующих ранее канонов и стала носить уже качественно новый вид системы тренировок и состязаний. Сам Спиридонов понимал, что этот процесс бесконечен и писал так: «Я далек от мысли считать молодую систему „самозащиты“ законченной и уверен, что в дальнейшем она будет совершенствоваться и на основании практического материала в нее будут внесены коррективы и дополнения». Его ученики Д.А.Давыдов, М.И.Саломатин, В.Харитонов, В.П.Волков продолжили дело Спиридонова в стенах общества «Динамо» разрабатывая боевую систему «самбо» и методику тренировок и соревнований по этой системе. В силу особенностей этой организации система самбо была закрытой и доступной только для сотрудников правоохранительных органов или специалистов. Тем не менее они вели большую пропагандистскую работу развивая и спортивную часть самозащиты (из числа неопасных приемов самообороны). В 1930 году самозащита была включена в программу обучения студентов Центрального института физической культуры в Москве. В 1932 требования знать и уметь применять приемы самозащиты было введено в нормативы комплекса ГТО 2-й ступени.
3.Башкирская борьба — курэш
Многие народы нашей страны празднуют приход весны. В Башкирии этот праздник весны и плуга называют сабантуй. На нем можно увидеть борьбу на полотенцах, самобытные виды бега, стрельбу из лука, скачки, перетягивание на канатах, палках, лазанье по столбу.
Башкирское традиционное силовое состязание – вид борцовского искусства башкир представляет собой увлекательное развлечение и зрелище историко-этнографического характера.
Курэш — национальное силовое состязание, издревле широко распространенное среди кочевых и полукочевых народов: башкир, туркмен, тувинцев, казахов, киргизов, чувашей, алтайцев, якутов, калмыков и др. «Это национальная борьба тюркских народов Урала и Поволжья», — пишет Р. А. Аюпов. Генетические корни его и традиции восходят к определенным канонам, обрядам и нормам, нарушение которых равносильно разрушению национальных ценностей. Искусственное внедрение или придумывание чужеродных типов курэш с дозволением подножек, криков представляет собой не вид спорта, а лишь попытки модернизаций, «В таком случае мы создадим башкирскую борьбу, основанную на древних правилах», — заявляет Харис Юсупов, выдающийся курэшист, Батыр, поборник исконно башкирского национального по содержанию и форме курэш.
Курэш в казахском и киргизском звучит курэс, у турков — «ко
реш», в якутском — «курщан тустуу», тувинском — «хуреш», туркменском — «гореш», узбекском — «кураш», у чуваш — «керешу» и т. д.
Следует отметить, что, имея самые различные вариации в технологии борьбы, основное правило — оторвать соперника от земли и бросить (положить) спиной на землю — остается неизменным истоки курэш.
Курэш — сложный состязательный комплекс действ и идей, состоящий из различных смыслонесущих элементов и собственной атрибутики. Возникновение его связано с жизненной необходимостью выживания, существования в противоборствующем мире.
Исконно народное состязание предполагало жестокую организацию собственных возможностей, закалку дыхания, эмоций, управления своими чувствами для абсолютного владения своим «Я».
Трансформируя вековые нормы курэш, мы рискуем потерять один из
институтов комплексного воспитания тела и духа. Уклонение от борьбы, замедление темпа, обман, хитрость – недопустимые морали курэш качества.
По принципу исторической и типологической закономерности развития у разных народов разработаны похожие модели борьбы. Этот принцип наблюдается и в мифологии, обрядах, эпосе, преданиях народов. «В возникновении, становлении спортивных игр особую роль играют специфические условия жизни и частные закономерности развития народов», — считает И. Хабибуллин.
Автор приводит множество примеров из международной борцовской культуры, характеризует борьбу как метод совершенствования волевых, бойцовских качеств человека. «Некоторые особенности окружающей среды, бытового уклада и национального характера привели к проявлению различных вариантов борьбы, которые по праву считаются самостоятельными видами национальной борьбы у разных народов», — утверждает автор. Чукотские борцы перед началом состязаний пробегают около 2 км, затем обтираются снегом, в якутской борьбе борец должен уметь работать с внутренней энергией, а народы Мексики применяли захват волос. Единоборство без оружия, восходящее истоками в первобытнообщинную эпоху, предполагало закалку тела, достижение ловкости, храбрости для защиты человека от недругов, отстаивания своего пространства, права и своей жизни.
По свидетельству представителей старшего поколения, рассказывающих о борцовских обычаях, устанавливаются нормы, детали ведения башкирского силового поединка курэш.
Этнограф С.Руденко так описывает курэш:
«В центре круга начинается борьба (курэш). Она состоит в том, что борцы выступают на середину майдана и, сбросив с себя верхнее платье (остаются только в штанах и сорочке) и засучив рукава рубашки, сходятся и схватываются, перекинув друг другу через спину кушак (билбау), концы которого каждый держит в руках, обмотав вокруг кисти. Расставив ноги и испытывая друг друга в ловкости и силе, они пытаются положить противника на лопатки.
Медленно и тяжело переступая с места на место, поворачивая друг друга то в одну, то в другую сторону или припадая на одно колено, стараются перекинуть противника через голову или прижимают его к груди, стараясь сломать его сопротивление, наваливаясь на него всею тяжестью тела или подымают на воздух противника и, обернув раза три вокруг себя, бросают на землю. Постепенно увлекаясь, на арене, вместо двух-трех, собираются десятки пар борющихся. Только когда схватятся два одинаково ловких и сильных противника, долго и упорно борющихся, на этой паре сосредотачивается все внимание зрителей. Как только одному из них удастся побороть противника, вся толпа одобрительным гулом приветствует победителя. Случается при этом, что раздаются шумные протесты родственников или друзей побежденного, усмотревших что-нибудь незаконное в рамках борьбы победителя. Поборовший подходит к одному из стариков, раздающему награды, и получает от него пару яиц, платок или просто лоскуток материи. Полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику, которые обыкновенно одаривают его деньгами (монетой в пятьдесят копеек или рублем). У зауральских башкир строго соблюдается правило, по которому раз побежденный уже больше не борется. Из борцов, победивших десятки противников, подбирается группа силачей бальван, которые начинают состязаться между собой и в результате остается один, два непобедимых богатыря (батыра). Местами эти состязания в борьбе славятся настолько, что богатыри приезжают на сабантуй за много верст померяться силами и ловкостью с другими бальванами и батырами». В данном описании детально выделены несколько основных элементов, ярко характеризующих поединок курэшистов. Выделяя из описания ключевые моменты, мы помещаем названия технических приемов, т. с. башкирскую народную терминологию курэш:
Встреча, снятие верхней одежды (костюм).
Перекидывание кушаками:
а) стремление положить на лопатки;
б) динамика действа: поворачивают, изучают силу, возможно
сти друг друга и ищут удобную; В народе говорят— проверяет дыхание.
в) стремление оторвать от земли и перекинуть соперника через
голову — главный момент в схватке курэш;
г) стремление ослабить, обессилить соперника прижатием
к груди;
д) стремление исполнить победный бросок: поднять соперника
в воздух, сделать три оборота вокруг себя и бросить на землю.
Помимо этих деталей выделяются особенности башкирского курэш как способа утверждения личности батыра, достоинства его: только когда остаются на
мащане сильные из сильных, «одинаково ловкие и сильные противники», когда одному из них удается побороть другого — вот в этот момент только определяется истинный Батыр! Примечательно зафиксированное С. Руденко правило: «раз побежденный уже больше не борется! Среди всех силачей остаются один, два непобедимых богатыря (батыра)». Вот в этих деталях реконструируется первородный замысел обряда, суть курэш: борец должен бороться по достоинству, не надеясь на снисхождение, на авось, на выбор: шанс дается один раз!
Рукою и мыслью С. Руденко выделен еще один важный момент, относящийся к культу старшинства и предков: «полученный приз победитель сейчас же дарит кому-нибудь из лиц почетных, отцу, дяде или старику». В свою очередь, старики также одаривают батыра монетами.
Заключение
Национальные виды спорта—это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю.
Национальные спортивные традиции складывались с древних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.
Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкость, меткость, развитие способности разума анализировать множество данных. Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.
Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.
Сохранение и развитие этих видов спорта в — залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры.
Список использованной литературы
1.Волков В.П. Курс самозащиты без оружия «Самбо» 1956г.
2.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2008.-400с.
3.Султангареева Р.А. Башкирский народный курэш. — Уфа: Китап,2009.-144с.
4.Энциклопедический словарь юного спортсмена. Сост. И. Ю. Сосновский А.М. Чайковский.- М., Педагогика,1980.-480с.
5.Материалы с сайта www.sportcom.ru