Реферат по предмету "Психология"


Особенности выбора профессии старшеклассниками в зависимости от мотивации и направленности лично

--PAGE_BREAK--
1.3.       
Проблема индивидуально-типологических особенностей в психологии
Важнейшие компоненты структуры личности — способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.   Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его утверждению, заключены три идеи.  «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

ТЕМПЕРАМЕНТ (лат.  Temperamentum — надлежащее соотношение черт от  tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Темперамент- качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе  генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически  обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. ХАРАКТЕР — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно  взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер — “каркас”  и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности. Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера — в общих способах взаимодействия со средой.

Характер состоит из двух групп свойств — мотивационных и исполнительских. Устойчивые мотивационные свойства, то есть направленность личности, являются показателем уровня развития личности. Эта сфера личности в наибольшей мере связана с интеллектом, эмоциями и чувствами.

Исполнительская же сфера личности — особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера — с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности — тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Итак, характер — это общая регулятивная особенность личности, которая формируется в соответствующих условиях жизни. Основой воспитания характера является система воздействий на направленность личности и соотвествующая организация способов жизнедеятельности человека.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности — ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характериологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение — показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений — устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения — это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера [20].
1.4.       
Темперамент как фактор профессиональной ориентации


Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.  Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum» и означает «надлежащее соотношение частей». Нам уже известны самые разные подходы к решению вопроса о биологических основах темперамента. Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).

Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждения и торможения.

     И.П. Павлов открыл три свойства процессов  возбуждения и торможения: силу, уравновешенность и подвижность.

     По силе нервных процессов Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных. Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

     И.П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

 1)сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвинический темперамент;

 2) сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладание возбуждения – холерический темперамент;

4) слабый тип – меланхолический темперамент.

Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме темперамента в сборнике «Современная психология», изданном под общей редакцией В.Н. Дружинина. (Дружинина В.Н., 2000).
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:

o                                            независимость от содержания мотива и цели поведения;

o                                            универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

o                                            раннее проявление в детстве;

o                                            высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами.

3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается — вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).

4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.

6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические — беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной активности [26].
1.5. Особенности направленности личности при выборе профессии
Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в

особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек,

потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях,

желаниях, склонностях, идеалах и др.:

— влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению

чего-либо. Нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида;

— склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности,

выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

— идеал (от греч. идея, первообраз) — образ, являющийся воплощением

совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

— мировоззрение — система взглядов и представлений о мире, на отношение

человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение каждого человека

определяется его общественным бытием и оценивается в сравнительном

сопоставлении морально-нравственных взглядов и идеологических воззрений,

принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

— убеждение — высшая форма направленности личности, проявляющаяся в

осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными

ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений;

— установка — готовность индивида к определенной деятельности,

актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой

предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению

индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные

ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и

профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или

нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной — эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание ею содержания этих воздействий позволяет с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях;

— позиция — устойчивая система отношений человека к определенным

сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений;

— цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности

человека или группы людей. Она может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставят перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения.

В целеполагании важную роль играют информация о состоянии вопроса,

мыслительные процессы, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой

активности. Целевыполнение складывается из системы действий, направленных на достижение предполагаемого результата.

Направленность формируется в онтогенезе, в процессе обучения и воспитания молодых людей, при подготовке их к жизни, профессиональной и общественно полезной деятельности, служению своей Родине. Здесь важно, чтобы подрастающее поколение усвоило, что их личное, семейное благополучие, достижения в различных сферах деятельности и социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему народу и государству, в котором они живут.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая[27].

Процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, а формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне.

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [2]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй — ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [24]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [11]. Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т.п.) [9]. Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том, что намечаемый путь и есть «мое призвание» и т. п. ) [24]. Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным «романтическим» профессиям.

Как отмечал П.А. Шавир: «Мотив, органический связанный с содержанием или процессом деятельности, обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания» [26].

Итак, психологически оправданным и педагогически целесообразным

можно различать мотивы, органически связанные с содержанием выполнимой деятельности (прямые мотивы и побочные мотивы [14]). В первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение прямых мотивов есть свидетельство того, что данная деятельность приобретает непосредственную личную значимость для человека.

В случаях, когда ведущее положение занимает мотив, относящийся ко второй — пятой группам, уровень профессиональной направленности в большей или меньшей степени снижается. В ней оказывается ослабленной ее сердцевина — увлеченность самим содержанием труда. В мотивации профессионального выбора должна существовать основа (своего рода «психологический атлас») мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда.

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями молодого человека.


2.Исследование особенностей выбора профессии старшеклассниками в зависимости от мотивации и направленности личности

2.1.Характеристика выборки и методов её исследования
Исходя из поставленной цели данной работы, выявить особенности выбора профессии старшеклассниками, была подобранна выборка, состоящая из 25  человек. Испытуемыми являлись учащиеся 10 «Б»  класса в возрасте 16 – 17 лет МОУ «Лицей «7» г. Минусинска.

Для выявления особенностей мотивации выбора профессии старшеклассниками был использован опросник «Мотивы выбора профессии» — автор Р.В.Овчарова.

При выборе  профессии  человек может руководствоваться следующими мотивами:  общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью  продвижения по службе и т.д.  Методика позволяет определить,  почему выбирается та или иная профессия и предвидеть, насколько успешно оптант будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности. Все мотивы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее  творческому  характеру;  возможность общения,  руководства другими людьми и т.д.  Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека,  поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.

Внешняя мотивация — это заработок,  стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на  положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся:  материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся  воздействия на  личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других санкций негативного характера.

Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Испытуемым предлагается оценить по 5-балльной шкале каждое из 20 утверждений, характеризующих либо внутренние индивидуально значимые или внутренние социально значимые мотивы, либо внешние положительные или внешние отрицательные мотивы. Максимальная сумма указывает на преобладающий вид мотивации

Обработав полученные данные, помещаем их в таблицу 1. Приложения 1.

Наглядно результаты представим на рис 1.


Рис. 1. Средние показатели мотивов выбора профессии (усреднен.  значения).


 Для выявления направленности личности при выборе профессии использовали методику  Дж. Голланда.

     Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 42 пар специальностей выбрать только одну и в соответствующий клетке в системе ответов поставить знак "+". Максимальное количество плюсов в какой-либо графе бланка ответов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных  личностных типов (см. Приложение 1).

Дж. Голланд выделил следующие профессиональные типы:


1.Реалистический тип — не социален, ориентирован на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретным делом, конкретными объектами (видами, инструментами, машинами). Отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические способности, невербальные способности. Рекомендуемые профессии: механик, инженер, агроном, электрик, кондитер, повар и др.


2. Интеллектуальный тип — не социален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решатьзадачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик, программист, корректор.


3. Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологической настрой на человека, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем: он часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учитель, врач).

 4. Артистический тип — опираясь на эмоции, воображение, интуицию имеет

необычный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко ценит моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерны высокий жизненный идеал с утверждением своего«Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает актерско-сценическую, музыкальную, изобразительную деятельность.

5. Предприимчивый тип — избирает цели, которые позволяют проявить энергию, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: менеджер, продюсер, телеоператор, заведующий, директор.

6. Конвенциальный тип — предпочитает строго структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, ригиден (не любит смену деятельности). Слабо развиты организаторские способности, преобладает комплекс математических способностей. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Обработав полученные данные, помещаем их в таблицу 2. Приложения 1.

Наглядно результаты обработки методики представим на рис 2.



Рис. 2. Распределение профессиональных личностных типов в выборке (усреднен.  значения).

Проведя исследование направленности личности старшеклассников, использовали ориентационную анкету Б.Басса. Анкета «Направленность личности» предназначена для школьников юношеского возраста и взрослых.

Анкета позволяет выявить направленность личности по трем важным для профпригодности шкалам: направленность на себя, направленность на общение, направленность на дело.

1.                 Направленность на себя — ориентация на прямое вознаграждение и  удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.

2.                 Направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3.                 Направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности.

Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

Обработав полученные данные, помещаем их в таблицу 3. Приложения 1.

Наглядно результаты обработки методики представим на рис. 3.



Рис.3. Распределение по типу направленности личности в выборке (усреднен.  значения).
Далее мы выявили особенности темперамента у старшеклассников по методике А.Белова «Определение преобладающего типа темперамента» .

Лица с четко выраженными свойствами, относящимися только к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента, характеризующиеся наличием свойств, характерных для разных типов темперамента с преобладанием одного из них.

Методика А.Белова служит для определения преобладающего типа темперамента и выявления представленности в нем свойств других типов. Испытуемому последовательно предъявляются четыре карточки, на каждой из которых написано по 20 свойств, характерных для представителей каждого типа темперамента.

Эта методика определяет процентное соотношения типов темперамента, присущих конкретному человеку. Тест разбит по основным типам темперамента на 4-ре группы: 1)холерик, 2)флегматик, 3)сангвиник, 4)меланхолик. Обработка результатов производится с учетом степени выраженности определенного типа темперамента. В конечном виде формула темперамента, приобретает, напри­мер, такой, вид:

Фт = 35% X + 30% С + 14% Ф + 21% М.

Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у испытуемого доминирующий, если 30—39% — качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20 -29% то средне, если же 10—19%, — то в малой степени.

Обработав данные, выявили преобладающие типы темперамента в группе и поместили их в таблицу 4. Приложения 1.

Наглядно результаты обработки методики представим на рис. 4.



Рис.4. Распределение по типу темперамента  в выборке (усреднен.  значения).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
Проведя исследование профессионального типа темперамента в юношеском возрасте с помощью методики Дж. Голланда и типов темперамента по опроснику А.Белова   получаем следующие соотношения профессиональных типов с типами темперамента (при смешанном типе темперамента соответствующий профессиональный тип относим и к тому, и к другому составляющему типу темперамента), которые помещены в Таблицу 1.


Таблица 1.

Соответствие профессионального типа личности типу темперамента в выборке


Профессиональный

               Тип

      (по Голланду)

                              Тип темперамента (по Белову)

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Реалистический

 

1

1

 

Интеллектуальный

 

 

1

 

Социальный

1

5

3

2

Артистический

1

1

3

1

Предприимчивый

2

3

 

 

Конвенциональный

1

 

2

 


В ходе статистической обработки, корреляционного анализа, мы выявили взаимосвязь  внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя. Между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на себя у испытуемых обнаружены  статистически значимые связи  (r = 0,66 при р 0,01).

Также выявили взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение. Между внутренними социально значимыми мотивами и направленностью личности на общение у испытуемых обнаружена взаимосвязь (r = 0,45 при р 0,05).

Выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело (r = -0,47 при р 0,05).

В остальных случаях взаимосвязь не выявлена. Более наглядно результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Взаимосвязи между мотивами выбора профессии и направленностью личности


Направленность личности на себя

Направленность личности на общение

Направленность личности на дело

внутренние

индивидуально

значимые

мотивы

0,66**

0,05

-0,47*

внутренние социально значимые мотивы



-0,17



0,45*



-0,24

внешние положительные мотивы

-0,12

0,32

-0,1

внешние отрицательные мотивы

-0,15

0,21

-0,05

При р0,01(**), При р0,05(*)
По результатам исследования мы можем сделать следующие выводы:
1.               Были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы.

2.               Согласно полученным результатам по методике «Направленность  личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и направленность на дело.

3.      При исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, профессиональные типы в исследуемой выборке распределились в следующем порядке:

-социальный тип (36%);

-артистический тип (24%);

-предприимчивый тип (16%);

-конвенциальный тип (12%);

-реалистичный тип (8%);

-интеллектуальный тип (4%).

4.      В ходе работы выявили следующие преобладающие типы темперамента  у данных старшеклассников;

-сангвиник (32%);

-холерик (28%);

-флегматик (26,4%);

-меланхолик (13,3%).

5.               Выявили взаимосвязь  внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя (r = 0,66 при р 0,01) и взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение (r = 0,45 при р 0,05), выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело

(r = -0,47 при р 0,05).

Заключение
Мы рассмотрели различные подходы к вопросу самоопределения как центральному моменту в раннем юношеском возрасте.

Мы увидели, что, не смотря на большой интерес, который вызывает данная проблема на протяжении многих лет, ее актуальность и практическая значимость остается острой и не решенной.

Также, мы описали понятие «мотивация».  Проблема мотивации и мотивов поведения деятельности – одна из стержневых в психологии. Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека.

По результатам исследования были сформулированы следующие выводы:

-были выявлены особенности мотивации выбора профессии старшеклассниками. Наиболее значимыми мотивами у старшеклассников являются внутренние социально значимые мотивы и внутренние индивидуально значимые мотивы.

-согласно полученным результатам по методике «Направленность  личности» при выборе профессии в исследуемой группе преобладает направленность на общение и на дело.

-при исследовании особенностей предпочтений старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности, в исследуемой выборке преобладают профессиональные типы:

·        социальный тип;

·        артистический тип;

·        предприимчивый тип;

-в ходе работы выявили следующие доминирующие темпераменты  у данных старшеклассников;

·        сангвиник;

·        холерик;

-выявили взаимосвязь  внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя и взаимосвязь   внутренних социально значимых мотивов и направленности личности на общение, выявлена взаимосвязь между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело.

Исходя из результатов проведенного исследования доказали, что выбор профессии старшеклассниками зависит от темперамента, направленности личности и мотивации выбора профессии.

Для старшеклассников – выпускников выбор профессии – серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений.

Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей – все это будет способствовать формированию объективной самооценки.

Таким образом, цель исследования достигнута – изучены особенности выбора профессии старшеклассниками в зависимости от мотивации и направленности личности, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.     Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П.Азаров. — М., 1985.

2.     Бодалев, А.А. Мотивация и личность [Текст]: сборник научных трудов. – М.: Изд-во АПН СССР, 1982.

3.     Бодалев, А.А. О психологических основах воспитания личности [Текст] / А.А. Бодалев // Вопросы психологии. -1986. — № 1.

4.     Бодалев, А.А. Психология и педагогика самовоспитания [Текст] / А.А. Бодалев// Психологический журнал.- 1981. — Т. 2.- №1.

5.     Божович, Л.И. Психология развития школьника и его воспитание [Текст] / Л.И.Божович [и др.]. – М.: Знание, 1979.-96с.

6.     Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович. – М., 1972.

7.     Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 1975. — № 1.

8.     Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Академия, 1990.

9.      Вилюнас, В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас // Вопросы психологии. — 1985.- № 2.

10. Вилюнас, В. К. Психология потребностей: шаги к реальности [Текст] / В.К. Вилюнас. – СПб.: Нева, 2005.

11. Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал. — 1982.- Т. 3. -№ 6.

12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.

13. Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений [Текст] /В.И. Ильин//Психологический журнал. — 1984.- Т. 5. -№ 4.

14. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст]:конспект лекций / А.Н. Леонтьев. — М., 1971.

15. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. -  СПб.: Питер, 2003.

16. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности: 030301 – Психология [Текст] / сост. Е.Н. Власова, С.В.Небыкова. – Абакан, 2007. – 48 с.

17.Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина.- М., 2003.

18. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Текст] / Р.С. Немов. — М., 1998. — Кн. 3-.

19. Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и др.].– М., 1997. – 528 с.

20. Психология [Текст]: Словарь / А.В.Петровский [и др.]. – М., 1990.

21. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан.- СПб., 2002.

22.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Редковец. – М.: Владос — Пресс, 2002.

23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко.– СПб., 2004.

24. www.fio.ru/

25. www.do.ektu.kz/s_help_stud/workbook.htm#up#up

26. festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member=103767

27. www.sgu.ru/faculties/physical/departments/it-physics/international2006/docs/guskov.doc



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Таблица 1.

Мотивы выбора профессии

код имени испытуемого

внутренние

индивидуально

значимые

мотивы

И

внутренние социально значимые мотивы

С

внешние положительные мотивы

"+"

внешние отрицательные мотивы

"-"

1

23

11

18

14

2

21

9

15

5

3

20

14

13

10

4

14

17

16

15

5

18

19

15

13

6

18

16

11

10

7

23

15

12

14

8

20

16

20

17

9

25

22

13

14

10

19

21

21

16

11

18

22

14

10

12

25

13

16

16

13

14

20

21

18

14

21

14

10

9

15

23

20

16

14

16

22

18

18

3

17

20

15

11

12

18

22

23

21

17

19

20

17

13

12

20

18

12

13

8

21

19

18

15

18

22

22

18

21

16

23

14

16

14

15

24

21

20

18

14

25

16

7

19

12



    продолжение
--PAGE_BREAK--
 Таблица 2.

Особенности направленности личности у старшеклассников по Голланду




Реалистический тип



Интеллектуальный тип



Социальный тип



Конвенциальный тип


Предприимчивый тип



Артистический тип

тип

1

7

7

4

7

10

7

2

4

5

6

9

11

7

3

10

6

5

5

10

6

4

10

10

6

3

7

6

5

6

5

12

6

8

6

6

8

9

10

3

6

6

7

9

6

8

9

7

4

8

3

3

9

9

8

10

9

5

7

10

5

4

11

10

5

2

13

6

8

8

11

4

7

11

6

5

9

12

7

6

6

8

9

6

13

6

7

14

4

5

6

14

5

7

8

8

6

9

15

4

7

13

4

6

8

16

3

5

8

10

8

7

17

6

4

7

10

8

7

18

5

10

5

6

3

13

19

1

4

9

8

11

9

20

6

8

6

6

5

11

21

2

5

12

9

8

6

22

5

8

7

4

6

12

23

6

8

14

3

7

9

24

4

8

11

5

6

8

25

7

9

8

3

6

9



Таблица 3.

Особенности направленности личности у старшеклассников


код имени испытуемого

Направленность
на себя «Я»

Направленность
 на общение «О»

Направленность
на дело «Д»

1

32

16

29

2

35

25

21

3

27

17

37

4

26

17

37

5

22

20

25

6

22

19

31

7

29

18

26

8

28

30

21

9

33

33

19

10

23

27

37

11

21

34

17

12

32

26

19

13

20

30

24

14

32

25

24

15

27

33

21

16

30

32

20

17

29

34

24

18

29

36

22

19

26

25

33

20

24

20

36

21

31

33

18

22

31

31

19

23

13

35

33

24

13

35

33

25

19

31

31






Таблица 4.

Особенности темперамента у старшеклассников

 

холерик

%

сангвиник

%

флегматик

%

меланхолик

%

1

10

37,04

11

40,74

5

18,52

1

3,7

2

14

30,43

16

34,78

14

30,43

2

4,35

3

9

24,32

13

35,14

15

40,54





4

11

33,33

13

39,39

8

24,24

1

3,03

5

6

13,95

8

18,6

15

34,88

14

32,56

6

12

34,29

13

37,14

9

25,71

1

2,86

7

4

10,26

7

17,95

19

48,72

9

23,08

8

12

27,27

16

36,36

15

34,09

1

2,27

9

15

44,12

10

29,41

5

14,71

4

11,76

10

7

16,67

16

38,1

15

35,71

4

9,52

11

13

48,15

11

40,74

2

7,41

1

3,7

12

14

37,84

10

27,03

4

10,81

9

24,32

13

9

26,47

7

20,59

11

32,35

7

20,59

14

9

24,32

10

27,03

14

37,84

4

10,81

15

7

25

9

32,14

10

35,71

2

7,14

16

18

56,25

13

40,63





1

3,13

17

10

25

13

32,5

15

37,5

2

5

18

6

13,64

8

18,18

16

36,36

14

31,82

19

11

24,44

16

35,56

10

22,22

8

17,78

20

11

25

14

31,82

13

29,55

6

13,64

21

11

26,19

13

30,95

5

11,9

13

30,95

22

7

17,95

10

25,64

10

25,64

12

30,77

23

8

28,57

17

60,71

3

10,71





24

11

24,44

16

35,56

10

22,22

8

17,78

25

8

25

7

21,88

10

31,25

7

21,88



 

699,94

 

808,57

 

659,02

 

332,44

Ср.знач.

 

27,9976

 

32,3428

 

26,3608

 

13,2976

    продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 5.

Корреляция  внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности

№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

23

32

529

1024

736

2

21

35

441

1225

735

3

20

27

400

729

540

4

14

26

196

676

364

5

18

22

324

484

396

6

18

22

324

484

396

7

23

29

529

841

667

8

20

28

400

784

560

9

25

33

625

1089

825

10

19

23

361

529

437

11

18

21

324

441

378

12

25

32

625

1024

800

13

14

20

196

400

280

14

21

32

441

1024

672

15

23

27

529

729

621

16

22

30

484

900

660

17

20

29

400

841

580

18

22

29

484

841

638

19

20

26

400

676

520

20

18

24

324

576

432

21

19

31

361

961

589

22

22

31

484

961

682

23

14

13

196

169

182

24

21

13

441

169

273

25

16

19

256

361

304



496

654

10074

17938

13267

личности на себя




С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 10074 —  = 233,36

С2 = 17938 —   = 829,36

r== 0,66

χ2= 25*0,662 = 10,89
χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8    >   10,6, а это означает, что у старшеклассников существует взаимосвязь   внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на себя.



Ответ:между внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на себя у испытуемых обнаружены  статистически значимые связи  (r = 0,66 при р 0,01).
Таблица 6.

Корреляциявнутренних социально значимых мотивов и направленности

личности на общение



№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

11

16

121

256

176

2

9

25

81

625

225

3

14

17

196

289

238

4

17

17

289

289

289

5

19

20

361

400

380

6

16

19

256

361

304

7

15

18

225

324

270

8

16

30

256

900

480

9

22

33

484

1089

726

10

21

27

441

729

567

11

22

34

484

1156

748

12

13

26

169

676

338

13

20

30

400

900

600

14

14

25

196

625

350

15

20

33

400

1089

660

16

18

32

324

1024

576

17

15

34

225

1156

510

18

23

36

529

1296

828

19

17

25

289

625

425

20

12

20

144

400

240

21

18

33

324

1089

594

22

18

31

324

961

558

23

16

35

256

1225

560

24

20

35

400

1225

700

25

7

31

49

961

217



413

682

7223

19670

11559



С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 10074-  = 400,24

С2 = 19670 —   = 1065,04

r== 0,45

χ2= 25*0,452 = 5,06

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8   


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ответ:между внутренними социально значимыми мотивами и направленностью личности на общение у испытуемых обнаружена взаимосвязь (r = 0,45 при р 0,05).


Таблица 7.

Корреляция  внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности

личности на общение



№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

23

16

529

256

368

2

21

25

441

625

525

3

20

17

400

289

340

4

14

17

196

289

238

5

18

20

324

400

360

6

18

19

324

361

342

7

23

18

529

324

414

8

20

30

400

900

600

9

25

33

625

1089

825

10

19

27

361

729

513

11

18

34

324

1156

612

12

25

26

625

676

650

13

14

30

196

900

420

14

21

25

441

625

525

15

23

33

529

1089

759

16

22

32

484

1024

704

17

20

34

400

1156

680

18

22

36

484

1296

792

19

20

25

400

625

500

20

18

20

324

400

360

21

19

33

361

1089

627

22

22

31

484

961

682

23

14

35

196

1225

490

24

21

35

441

1225

735

25

16

31

256

961

496

∑ 

496

682

10074

19670

13557

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 10074 —  = 233,36

С2 = 19670 —   = 1065,04

r== 0,05

χ2= 25*0,052 = 0,06

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2



Ответ:между   внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на общение не обнаружены  статистически значимые связи  (r =  0,05 ).

Таблица 8.

Корреляция внутренних социально значимых мотивов и направленности

личности на себя



№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

11

32

121

1024

352

2

9

35

81

1225

315

3

14

27

196

729

378

4

17

26

289

676

442

5

19

22

361

484

418

6

16

22

256

484

352

7

15

29

225

841

435

8

16

28

256

784

448

9

22

33

484

1089

726

10

21

23

441

529

483

11

22

21

484

441

462

12

13

32

169

1024

416

13

20

20

400

400

400

14

14

32

196

1024

448

15

20

27

400

729

540

16

18

30

324

900

540

17

15

29

225

841

435

18

23

29

529

841

667

19

17

26

289

676

442

20

12

24

144

576

288

21

18

31

324

961

558

22

18

31

324

961

558

23

16

13

256

169

208

24

20

13

400

169

260

25

7

19

49

361

133

 ∑

413

654

7223

17938

10704

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 7223-  = 400,24

С2 = 17938 —   = 829,36

r== -0,17

χ2= 25*(-0,17)2 = 0,72

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ответ:между   внутренними социально значимыми мотивами и направленностью личности на себя не обнаружены  статистически значимые связи  (r =  -0,17 ).

Таблица 9.

Корреляция внешних положительных мотивов  и направленности

личности на себя

№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

18

32

324

1024

576

2

15

35

225

1225

525

3

13

27

169

729

351

4

16

26

256

676

416

5

15

22

225

484

330

6

11

22

121

484

242

7

12

29

144

841

348

8

20

28

400

784

560

9

13

33

169

1089

429

10

21

23

441

529

483

11

14

21

196

441

294

12

16

32

256

1024

512

13

21

20

441

400

420

14

10

32

100

1024

320

15

16

27

256

729

432

16

18

30

324

900

540

17

11

29

121

841

319

18

21

29

441

841

609

19

13

26

169

676

338

20

13

24

169

576

312

21

15

31

225

961

465

22

21

31

441

961

651

23

14

13

196

169

182

24

18

13

324

169

234

25

19

19

361

361

361



394

654

6494

17938

10249

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 6494-  = 284,56

С2 = 17938 —   = 829,36

r== -0,12

χ2= 25*(-0,12)2 = 0,36

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2



Ответ:между   внутренними положительными мотивами и направленностью личности на себя не обнаружены  статистически значимые связи 

(r =  -0,12 ).
Таблица 10.

Корреляция внешних отрицательных мотивов и направленности
личности на общение




№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

14

16

196

256

224

2

5

25

25

625

125

3

10

17

100

289

170

4

15

17

225

289

255

5

13

20

169

400

260

6

10

19

100

361

190

7

14

18

196

324

252

8

17

30

289

900

510

9

14

33

196

1089

462

10

16

27

256

729

432

11

10

34

100

1156

340

12

16

26

256

676

416

13

18

30

324

900

540

14

9

25

81

625

225

15

14

33

196

1089

462

16

3

32

9

1024

96

17

12

34

144

1156

408

18

17

36

289

1296

612

19

12

25

144

625

300

20

8

20

64

400

160

21

18

33

324

1089

594

22

16

31

256

961

496

23

15

35

225

1225

525

24

14

35

196

1225

490

25

12

31

144

961

372



322

682

4504

19670

8916

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 4504 —  = 356,64

С2 = 19670 —   = 1065,04

r== 0,21

χ2= 25*0,212 = 1,1

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ответ:между   внешними отрицательными мотивами и направленностью личности на общение не обнаружены  статистически значимые связи  (r =  0,21).

Таблица 11.

Корреляция внешних положительных мотивов и направленности
личности на общение




№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

18

16

324

256

288

2

15

25

225

625

375

3

13

17

169

289

221

4

16

17

256

289

272

5

15

20

225

400

300

6

11

19

121

361

209

7

12

18

144

324

216

8

20

30

400

900

600

9

13

33

169

1089

429

10

21

27

441

729

567

11

14

34

196

1156

476

12

16

26

256

676

416

13

21

30

441

900

630

14

10

25

100

625

250

15

16

33

256

1089

528

16

18

32

324

1024

576

17

11

34

121

1156

374

18

21

36

441

1296

756

19

13

25

169

625

325

20

13

20

169

400

260

21

15

33

225

1089

495

22

21

31

441

961

651

23

14

35

196

1225

490

24

18

35

324

1225

630

25

19

31

361

961

589



394

682

6494

19670

10923



С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 6494-  = 284,56

С2 = 19670 —   = 1065,04

r== 0,32

χ2= 25*0,322 = 2,56

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2



Ответ:между   внешними положительными мотивами и направленностью личности на общение не обнаружены  статистически значимые связи  (r =  0,32).

Таблица 12.

Корреляция  внешних отрицательных мотивов и направленности

личности на себя



№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

14

32

196

1024

448

2

5

35

25

1225

175

3

10

27

100

729

270

4

15

26

225

676

390

5

13

22

169

484

286

6

10

22

100

484

220

7

14

29

196

841

406

8

17

28

289

784

476

9

14

33

196

1089

462

10

16

23

256

529

368

11

10

21

100

441

210

12

16

32

256

1024

512

13

18

20

324

400

360

14

9

32

81

1024

288

15

14

27

196

729

378

16

3

30

9

900

90

17

12

29

144

841

348

18

17

29

289

841

493

19

12

26

144

676

312

20

8

24

64

576

192

21

18

31

324

961

558

22

16

31

256

961

496

23

15

13

225

169

195

24

14

13

196

169

182

25

12

19

144

361

228



322

654

4504

17938

8343

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 4504 —  = 356,64

С2 = 17938 —   = 829,36

r== -0,15

χ2= 25*0,152 = 0,56

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2


    продолжение
--PAGE_BREAK--
Ответ:между   внешними отрицательными мотивами и направленностью личности на себя не обнаружены  статистически значимые связи  (r =  -0,15).


Таблица 13.

Корреляция внутренних индивидуально значимых мотивов и направленности личности на дело



№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

23

16

529

256

368

2

21

25

441

625

525

3

20

17

400

289

340

4

14

17

196

289

238

5

18

20

324

400

360

6

18

19

324

361

342

7

23

18

529

324

414

8

20

30

400

900

600

9

25

33

625

1089

825

10

19

27

361

729

513

11

18

34

324

1156

612

12

25

26

625

676

650

13

14

30

196

900

420

14

21

25

441

625

525

15

23

33

529

1089

759

16

22

32

484

1024

704

17

20

34

400

1156

680

18

22

36

484

1296

792

19

20

25

400

625

500

20

18

20

324

400

360

21

19

33

361

1089

627

22

22

31

484

961

682

23

14

35

196

1225

490

24

21

35

441

1225

735

25

16

31

256

961

496

∑ 

496

682

10074

19670

13557

С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 = 10074 —  = 233,36

С2 = 18365 —   = 1099,04

r== -0,47

χ2=25*0,472 = 5,5

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2



Ответ:между   внутренними индивидуально значимыми мотивами и направленностью личности на дело обнаружены  статистически значимые связи  (r =  -0,47 при р 0,05).
Таблица 14.

Корреляция  внутренних социально  значимых мотивов и направленности

личности на дело


№ п/п

V1

V2

V12

V22

V1*V2

1

11

29

121

841

319

2

9

21

81

441

189

3

14

37

196

1369

518

4

17

37

289

1369

629

5

19

25

361

625

475

6

16

31

256

961

496

7

15

26

225

676

390

8

16

21

256

441

336

9

22

19

484

361

418

10

21

37

441

1369

777

11

22

17

484

289

374

12

13

19

169

361

247

13

20

24

400

576

480

14

14

24

196

576

336

15

20

21

400

441

420

16

18

20

324

400

360

17

15

24

225

576

360

18

23

22

529

484

506

19

17

33

289

1089

561

20

12

36

144

1296

432

21

18

18

324

324

324

22

18

19

324

361

342

23

16

33

256

1089

528

24

20

33

400

1089

660

25

7

31

49

961

217



413

657

7223

18365

10694



С1=∑V12  —

С2=∑V22  —

r=

χ2= n* r2

C1 =7223-  = 400,24

С2 = 18365 —   = 1099,04

r== -0,24

χ2= 25*0,242 = 1,44

χ2=    3,8   (р )

         10,6 (р

3,8  >      χ2


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.