Содержание
Введение
МИННЕЗИНГЕРЫ,собирательноеназваниепоэтов-музыкантовв Германии12–13 вв. Подобнофранцузскимтрубадурам, которые послужилидля них примеромдля подражания, миннезингерывоспевалипридворную(куртуазную)любовь. Настаронемецком«minne» означало«любовь», и«миннелидер»– это песни олюбви. Для ниххарактернаусложненность, зачастую замысловатаяизощренностьформы и содержания, поскольку автордолжен былсоблюсти рыцарскиеусловности, передать оттенкикуртуазногоэтикета, в частности, изображаябезответнуюлюбовь к замужнейдаме. Миннезингер, таким образом, был скорееремесленником, нежели творцом, и мерилом егоискусствапочиталисьизобретательностьвкупе с разработкойнесколькихпостоянныхтем.
Миннезингерывышли в основномиз аристократическойсреды, но современем ихряды пополниливыходцы изсредних классов.Вследствиеэтого возрослапотребностьв самовыражении, что привелок расширениютематическогодиапазонапесен, затрагивавшихтеперь политику, общественнуюжизнь и историю.К числу выдающихсяминнезингеровпринадлежатГенрих фонМорунген иВальтер фондер Фогельвейде.В 14 в. миннезингеровсменили выразителибюргерскойкультуры –мейстерзингеры.
Суфизмоказал огромноевлияние накультуру, вособенностина словесностьи музыку техстран, гдедоминировалислам. Это влияниев результатеконтактовевропейцевс арабо-персидскойкультуройраспространилосьи за пределыисламскогомира. Регион, в котором происходилинаиболее интенсивныеконтакты Западаи Востока — Испания, некоторыерайоны Италиии юг Франции(Прованс) — породилряд важныхрелигиозныхи культурныхявлений. Этобыл плавильныйкотел, где обреталоформы новоевремя: государствои церковь, бывшиефокусом европейскогомиросозерцанияна протяжениимногих веков, начинали терятьореол священности, а носителемвысших ценностейстановилсясам человек.Гуманизм, проложившийдорогу Возрождению, а в Германииприведший креформациицеркви, во многомопределилхарактер культурыи политическогоустройстваЗападной цивилизации.Свое обоснованиегуманизм получилв мистическойконцепцииединства Богаи человека.
ВПровансе в XIIвеке появилисьтрубадуры, воспевающиев своих стихахпрекраснуюВозлюбленную.Слово «трубадур», согласно однойиз теорий, происходитот арабскоготарраба, «петь».Трубадурыслагали стихии пели о «Той, пред которойвесь свет / Ився красота- лишь прах»(Бернарт деВентадорн).Возлюбленнаяпоэта становитсявоплощениемтеофании(богопроявленности), не теряя приэтом своейконкретностии человечности.Божественноеи человеческоездесь слито«неслияннои нераздельно», если воспользоватьсяцерковнымопределениемприроды Христа.Самый известныйпример этогоархетипа — отношениеДанте к Беатриче.
Жившийранее Ибн ал-Арабипосвятил множествостихов девушкепо имени Низам, которая быладля него воплощениембожественнойпремудрости, Софии. В произведенияхХафиза любовнаялирика и мистическаяпоэзия неразделимы.Прошли столетия, но та же темапродолжаетвдохновлятьпоэтов:
Свиданийнаших каждоемгновенье
Мыпраздноваликак богоявленье
Однина целом свете..."
АрсенийТарковский1.Миннезингерыи их влияниена поэзию народов
Творчествотрубадуровоказало формирующеевлияние наевропейскуюпоэзию. Дантезнал и любилпоэзию трубадурови ввел несколькихиз них в качествеперсонажейв свою «Божественнуюкомедию». «Поэзияпроснуласьпод небом полуденнойФранции… Трубадурыиграли рифмою, изобреталидля нее всевозможныеизменениястихов, придумывалисамые затруднительныеформы», — писалА. С. Пушкин.
Трубадурычасто носилирыцарскоезвание и следоваликодексу рыцарскогоповедения, которое былонеотделимоот культа ПрекраснойДамы. Таков ипушкинский«рыцарь бедный», устремленныйк той, прекраснеекого нет насвете:
Онимел одно виденье,
Непостижноеуму,
Иглубоко впечатленье
Всердце врезалосьему.
Полончистою любовью,
Веренсладостноймечте,
A. M. D.своею кровью
Начерталон на щите.
A. M. D. — Ave Mater Dei — означаетна латыни «Славься, Матерь Божья».ПочитаниеПресвятой ДевыМарии становитсяособеннораспространеннымв рыцарскуюэпоху. Откудаже у бедногорыцаря такиестранные идеи? Дело в том, чтоон подражаетмусульманскимвоинам:
Мчалисьв битву паладины,
Именуягромко дам…
Этупесню в «Сценахиз рыцарскихвремен» поетминнезингер, то есть немецкийнаследниктрадиции трубадуров.Его спасаетот виселицы, конечно же, прекраснаядама, чью просьбуо помилованиипевца беспрекословноисполняютрыцари.
Пушкинскийбедный рыцарьумирает безумцем, напоминая намо другом безумномрыцаре, обуреваемомлюбовью, — о ДонКихоте. ДонКихот, по собственномупризнанию, пришел, чтобывосстановитьЗолотой век.Он живет в миреидеалов, метафорическивоплощая этиидеалы в повседневность, и потому егопоступки кажутсялишеннымисмысла — какповедениевлюбленногокажется сумасшествиемтому, кто незнает любви.Дон Кихотубезразлично, что его возлюбленная- простушка, ане знатнаядама. Точнее, он не видитмежду нимиразницы. Длянего и эта простаядевушка олицетворяетПрекраснуюДаму. Сервантесбыл хорошознаком с исламскойфилософиейи не случайноприписывалавторство «ДонКихота» арабу,«премудромуСиду Ахмету».
Согласноряду исследователей, концепциярыцарскогоповедения(проявляющаясяи в бытовомэтикете), куртуазно-романтическойлюбви к прекраснойДаме и воплощенияБога в женственном, возникла вевропейскойкультурнойтрадиции подвлиянием суфизма.Следы этойконцепции можнообнаружитьв русской религиознойфилософии(софиологияВ. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова)и в поэзии русскогосимволизма.
Нету певца страныродной,
Изкрая в крайдалекой
Онс арфой звонкойза спиной
Блуждает одиноко,
Нетвстреч отрадныхдля него
Игорькой нетразлуки;
Нов глубине душиего
Всесны, да сны, дазвуки.
Нов сердце каксвятыню он
Чудесный образносит,
Итщетно и безумноон
Любвии счастья просит.
Изглубины душиего
Встают и сныи звуки,
Ипесня звонкаяего
Полналюбви и муки.
1843, январь2.Немецкие рыцари– певцы и войны
Вправлениеимператоровиз династииРогенштауфенов(1138 – 1254) статуснемецкогорыцарстванеобычайновозрос. Из векав век передавалисьлегенды о подвигахрыцарей, о нихсложено немалопесен. Немецкиерыцари вошлив историю нетолько благодарягероизму вовремя крестовыхпоходов и кровавыхбитв с язычниками, некоторые изних славилисьсвоей культуройи проявляличудеса доблестина рыцарскихтурнирах. Настыке тысячелетийне существовалолитературына немецкомязыке. В ту поругосподствоваликниги религиозногосодержанияна латыни. Однакопостепеннозарождаласьсветская литература.Она формироваласьна основе легенд, рассказовбродячих певцови восточныхсказаний, почерпнутыхво время крестовыхпоходов. Произведения, созданные впериод наивысшегорасцветасредневековойлитературы, преимущественноописывали ипрославлялидеяния рыцарей.Складывалиськуртуазныеидеалы, однойиз основныхтем произведенийстановиласьизысканнаяпридворнаяжизнь. В слово«куртуазный»вкладывалисьтакие понятия, как воспитанность, отвага и чистотапомыслов вслужении даме, Богу и сюзерену.Средневековомурыцарю полагалосьбыть мужественным, сильным исообразительным, а также иметьбогатый духовныймир. Он долженбыл быть честолюбивым, преданным истрастным. Лишьобретя такиекачества, рыцарьстановилсядостойным этогозвания. Куртуазнаялитературавыработалаидеалы, к которымобязан былстремитьсякаждый рыцарь.
Подвлиянием лирикипровансальскихтрубадуровв германииразвивалосьтворчествоминнезингеров,«певцов любви».Их лирика приобрелаогромную популярностьв конце Х1! в. Так, в 1184 г. ФридрихБарбароссасозвал в Майнцна знаменитыйтурнир куртуазныхпевцов-поэтов70 тыс. гостей.В основе лирикиминнезингеровлежат нормыповедения тоговремени. Этонашло отражениев понятии
"Frauendienst" (определениесамих немецкихпоэтов), чтозначит «служениедаме сердца».Сочиненияминнезингеров, посвященныевозлюбленным, которые частозанимали болеевысокое положениев обществе, чемсами поэты, ипотому былидля них недосягаемы, отличают пылкость, страстность, в то же времяони пронизаныглубоким уважениемк даме и чувствомсобственногодостоинства.И тем не менеежизнь рыцарейв основном быладалека от романтики.Они проходилисуровую школу.Мальчиков иззнатных семейв возрасте семилет отправлялислужить пажамив какой-нибудьзамок. Там онине толькоприслуживалистаршим, нотакже обучалисьратному искусствуи светскимманерам. В 14 летпажи становилисьоруженосцамии сопровождалирыцарей какна турнирах, так и в боях.Они осваивалиприемы сраженияна рыцарскихпоединках, совершенствовалисьв верховойезде, училисьметать копьеи в 20 лет считалисьвполне сформировавшимисярыцарями. Чтениеи письмо, какправило, невходили в программуих обучения– то была сферадуховных лици некоторыхдочерей знатныхвельмож.
Рыцарьне обязательнодолжен былиметь свойзамок. Он могслужить богатомурыцарю, илибыть членомкакого-либоордена, илипросто путешествоватьпо стране как«бедный рыцарь», не имеющийземельныхвладений.3.Рыцарскаякультура
Итак, поговорим опятьо странностяхлюбви, любвив рыцарскойкультуресредневековогоЗапада 12-15 веков.Культуре, которойеще называюткуртуазной.В 12-15 веках, в южнойФранции, в Провансе, еще раньше, вЗападной Европеразвилосьтечение, получившееназвание «рыцарскойкультуры». Чащевсего, в обыденнойжизни, егорассматриваюткак течение, где господствуеткульт женщины, ПрекраснойДамы. Но это несовсем так. Насамом деле, этобыло гораздоболее широкоекультурноеявление, котороесыграло огромнуюроль в духовнойжизни средневековойЕвропы и впоследующейистории. Хотя, действительно, любовь занималав этой культуре, скорее всего, центральноеместо, все здесьбыло сложнееи, прежде всего, само пониманиелюбви. Рыцарскаякультура — формированиеобраза идеальногочеловека, элиты.Это идеальныйрыцарь: самоотверженный, отважный воин, который заступаетсяза слабых, женщин, детей, стариков, который покровительствуетбеднякам игонимым. Онбеспощаденко злу. Он вернейшийсторонникхристианства, а потому беспощаденк ереси. Он одинаковонепобедим ив бою, и в любви.Это — идеальнаямодель, и я будуговорить о ней, потому что вжизни идеальныхрыцарей былиединицы. Темне менее, всепытались хотябы соблюдатьритуалы, которыесоответствовалиэтой модели.Рыцарскойкультуре, пожалуй, впервые всредневековойистории, мыобязаны томуфакту, что женщинабыла поднятана почти недосягаемуювысоту. Второе«не так» — обычнорыцарскуюкультуру считаютявлением сугубосветским. Насамом деле, онабыла глубокопропитанарелигиознымиидеями, и самана них влияла.Надо ведь понимать, что религиябыла не однойиз сторонсредневековойжизни, а пропитывалаэту жизнь. Здесьбыла полнаянеразрывность.Истоки рыцарскойкультуры надоискать в 3 явлениях: во-первых, вкрестовыхпоходах конца11-15 веков, во-вторых- в росте образованностии просвещениязападно-европейскогообщества, в томчисле и женщин, что оказаловлияние наизменение ролиженщин и отношенияк ним.
Здесьрешающее местозанял ростгородов и развитиенациональныхгосударств.В любом случае, светское образованиебыло совершеннонеобходимо.Как известно, крестовымипоходами мыназываем тедейства, которыеразвернулисьв конце 11 векаи продолжалисьв течение почтивсех среднихвеков, во всякомслучае, до конца15 века оченьактивно, которыепроходили подзнаком креста.И первые походыбыли направленына отвоеваниеу мусульмангроба Господняв Иерусалиме.Именно в ходеэтих походовокончательносформировалосьевропейскоерыцарство — господствующегосословиясредневековогообщества, иокончательносложился образрыцаря, рыцарскогоповедения.Представлениеоб этом даетлитературатого времени.Прежде всего, поэты: провансальскиетрубадуры, французскиетруверы, немецкиеминнезингеры, а также многочисленныерыцарскиероманы и многаядругая литературатех веков, котораяочень хорошорисует становлениерыцарства — тойморали, этическихпредставлений, которые былихарактерныдля этого круга.Здесь нужнонапомнить, что, в соответствиис феодальнымипредставлениями, господь былсеньором, арыцари былиего вассаламив общем и целом.Да и все остальные- это вассалыГосподни.
Полноедоверие этоговорит о том, что человеккак бы полностьюотдается намилость этоголица. И литература, а литературавсегда отображаетпроблемы своеговремени, иначекто бы ее читал, в средние векалитературусоздавалипредставителиграмотныхкругов, главнымобразом, этобыли аристократическиекруги, где литературабыла не профессией, а была способоммодного, интересноговысокоговремяпровожденияи выражениемталантов людей.Много режесреди этихпоэтов и трубадуровбыли представителигорожан, и ужсовсем единицыизвестны каквыходцы изкрестьян. Всеостальное — люди высшегокруга, которыебыли представителямирыцарства ипринадлежалик королевскимсемьям. Первыекрестовыепоходы конца11 века — начала12 века совпалис бурным развитиемв этих странахлитературына национальныхязыках. Не случайно12 век некоторыеученые называютсредневековымвозрождения.Старофранцузское«жест» или«гест» — этодеяние илиподвиг. И вотвозникаетзнаменитый«шансон дежест» — песниили рассказыо подвигах.Середина 12 века, наверное, — появляютсятак называемыекрестовыепесни, в которыхпоэты воспеваюткрестовыепоходы.
Такиепесни создавалипочти все певцыи поэты тоговремени, такиекак Марк Брюн, или Серкамони др. Известныизумительныеплачи по павшимгероям, например, очень талантливогоРюкбефа. Многиепоэты и трубадурысами были известнымикрестоносцами, ходили неоднократнов крестовыепоходы, принадлежалик высшей знати, к королевскимдомам. Крестовыйпоход рассматривалсяв чисто феодальномдухе: посколькуГосподь сеньор, а рыцарь — еговассал, рыцарьобязан в соответствиис вассальскойприсягой оказатьему поддержкуи проявитьрыцарскуюдоблесть. Такрыцарственностьстали как бысоединять сослужением богув ходе крестовыхпоходов, и выражениемэтого сталиразвившиесяв то времядуховно-рыцарскиеордена, в частности, где рыцари, люди светские, подобно монахамдавали обетбезбрачия ислужения толькобогу. Крестовыйпоход трактуетсяв рыцарскомсознании и впроизведенияхпоэтов тоговремени какакт любви — любвик Господу, котораяреализуетсяв ходе его защиты.
Иэто вошло вцерковную догмутого времени.Надо сказать, что здесь выражаютсяопределенныечерты католическойрелигиозности, где служениеХристу, но особеннодеве Марии, было оченьпроникнутоэротикой. Еслив восточнойцеркви, в православии, Мария – это, прежде всего, мать Христа, Богородица, то в западнойцеркви – это, прежде всего, дева Мария, наша госпожа,«нотрдам»,«мадонна», символ неувядающей, возвышеннойдуховной ителесной красоты.Но на самомделе, миннезингер- певец, поющийо любви. В трактате«О похвалахсвятой Марии»монаха аббатаРичарда изСен-Лоренскогоаббатства авторсовершеннонарушает границытеологическидопустимого, поскольку онописывает свосхищениемфизическуюкрасоту девыМарии, и приэтом он последовательносо вкусом описываеткрасоту отдельныхчастей ее тела.И таких произведенийбыло немало.Дева Марии всебольше рассматриваетсякак персонификациякрасоты и любви.А женщины-монашки, с другой стороны, рассматриваютсвое пострижениекак брак с Христом.Они — христовыневесты. И ввидениях тоговремени, чащевсего женских, наряду с огромнымколичествоммистики, всебольше занимаютместо элементысвоеобразногооргазма. Этокасается иотношения кдеве Мариимонахов, и отношенияк Христу монашек.
Такимобразом, какбы происходитслияние 2 начал: физическогои духовно-мистическогоначала — именнов этой рыцарскойкультуре. И таккульт ПрекраснойДамы развивалсяв рыцарскойпоэзии в отношениидевы Марии всвязи с религиознымимотивамикрестоносногодвижения. Ноте же поэты итрубадуры, теже люди, которыешли под знакомкреста освобождатьгроб Господень, они одновременнописали стихии о деве Марии, и о земных женщинах.И здесь поравспомнить ороли образованностии просвещениясредневековогообщества техстолетий, котороебыло во многомсвязано и сизменениемроли женщины, и ее отношениемк себе. В 12-13 векахрастет просвещенностьв Европе: повсеместнопоявляютсяуниверситеты, практика частныхучителей вбогатых семьях.Возникаетогромная сетьне толькоцерковно-приходскихшкол, котораяохватываетгородское исельское население, но и светскихшкол в городах.Все это сталоприносить своиплоды. Особенновозрастаетграмотностьзнати и горожан.
Конечно, некоторыерыцари едвамогли написатьсвое имя, а некоторыегоспода моглибожиться весьмабогохульнымобразом. Например, у графа Суассонскоголюбимая божбабыла — клянусьшляпой Господней! Но вместе с темзнатные людисобирают библиотеки, покровительствуютпоэтам, артистам, ученым. Появляетсясветская литература- рыцарскиероманы, плутовскиебюргерскиепроизведения, новеллы, школярскиевольнолюбивые, часто — совершеннонепристойныепесни, появляютсяхроники 12,13,14 веков.Женщины этоговремени обовсем осведомлены, во всем участвуют.Женщина можетдать великолепныйсовет, принятьтрудное решение, принять насебя, междупрочим, руководствообороной замка.Нередко женщинысопровождалимужа или возлюбленногов походы. Ониочень решительны, очень далекиот показногоблагочестия17 века, они презираютмалодушие. Ихучат грамоте, учат игратьна музыкальныхинструментах, танцевать, вести беседу.Их учат языкам, умению игратьв шахматы. Ичасто главнымикнигочеямии грамотеямибыли женщины.
ВаббатствеФонтерве воФранции в начале13 века сохранилось4 надгробныескульптуры.Они изображаютчленов могущественногоАнжуйскогорода, из котороговы очень хорошознаете имяРичарда Первого- Львиное Сердце.Там же надгробиемраморноеГенриха Второго, Изабеллы Ангулемскойи ЭлеонорыАквитанской, которая былавнучкой первогоизвестногонам трубадураГильома ДевятогоАквитанскогои сама покровительствовалапоэтам. Таквот, в надгробии13 века она изображеначитающей книгу.
Авторытого временимного времениуделяют созданиюстихотворныхи прозаическихпроизведенийдля дам. «Хорошийтон для дам»создает поэтРобер де Блуа, где он говорито том, как онидолжны вестисебя в светеи дома — пристойность, целомудрие, скромностьво всем — в одежде, в манерах, благородныйтон, умеренностьв еде, не раздаватьлюбовь безразбора, но иотказыватьпретендующемуна любовь оченьтонко, чтобыне было обиды.Очень многоотсюда сочетаетсяс тем, что говорилПушкин своейжене, когдапризвал еевсегда и вовсем быть комильфо.Итак, в рыцарскойпоэзии мы видимрешение конфликтамежду духоми плотью, которымцерковь занималасьдавно, которыйвначале в церковнойлитературерешался в пользудуха. Теперь, благодаря этойвсеобъемлющейрыцарскойкультуре, эторешается по-другому.В этой культуреземная любовьреабилитируется.Ее воспеваютпоэты, объединяяземное и духовное.Уже с 12 века любовьстановитсяодной из главныхтем средневековойлирики. Стихипишутся отимени человека, обычно безнадежновлюбленногов некую совершеннонедоступнуюпрекраснуюдаму, зачастуюзамужнюю. Поэтк ней стремится, восхваляетее, горюет потому, что между нимистоят неразрешимыетрудности: оналибо замужем, либо гораздовыше его порождению, либодалеко живет, наконец, онпросто оченьробок, но радиэтой дамы онготов на подвигии смерть.
Оченьчасто поэтнамеренноотождествляетлюбовь к женщинес любовью кбогу, к Богородице, а крестовыйпоход описываеткак подвиг воимя этой любви.Идеи рыцарскойпоэзии оченьпротиворечивы.С одной стороны, как писал Блок, там очень частовоспеваетсялюбовь к замужнейженщине, и рыцарьнастоятельнопросит дамуответить наего чувства- это есть какое-товосхвалениесупружескойизмены. Но сдругой стороны, там очень многоговорится оверности влюбви, о чувствесобственногоуважения — небесчеститьмужа изменами, да и любовникане бесчеститьналичием другихлюбовников.Если для рыцаряглавное — честь, то для дамыглавное — честьее рыцаря. Вкниге АленаШартье 4 дамы, которые оплакиваютсудьбы своихрыцарей послебитвы при Азенкурев 1415 году — во времяСтолетней войнымежду Англиейи Францией.Один пал, нохрабро, другойтяжело ранен, и судьба егонеизвестна.Третий — надолгов плену. Но самойнесчастнойпризнают четвертую, ибо ее возлюбленныйпозорно бежалс поля боя. Онанесчастна, онаопозорена.Такова модельидеальнойженщины, котораясоздана трудамирыцарскойлитературы.Такой женщине, которой поклоняетсярыцарь, считаетза честь носитьшарф ее цветовна рукаве, с ееименем сражатьсяна турнирахи войне — создаетсясвоего родакульт такойживой, земнойпрекраснойдамы. И любовьк ней, и самихэтих дам воспеваютпоэты.
Этоотношениевысоких чувстврыцаря и дамыимеют, в основном, элитарныйхарактер — восновном, онипроцветаютв придворнойсреде, поэтоми называют этукультуру куртуазной.Этот пласткультуры, темне менее — оченьважное знамениевсего культурногодвижения всредневековойЕвропе. Итак, прекраснаядама — это ужеземная, светскаяженщина. Ейпоклоняютсякак богине, длянее жертвуютжизнью. Куртуазнаякультура 12-14 вековпришла в упадокв известноймере с упадкомсамого рыцарствак 16 веку, но ееслед и наследиесохраняютсядо сих пор. Отмечутолько, что, конечно, вомногом, здесьприсутствовалатак называемаяигра. Во всякомслучае, когдаречь идет оцеломудренныхотношениях, о том, что никтоне претендуетна слияние тел- только на слияниедуш, здесь оченьчасто имеетместо светскаякрасивая игра, потому что изпроизведенийтой эпохи видно, что рыцаридобивалисьот дам вполнеплотскихдоказательствлюбви. Что касаетсяженщин — ониэтого же хотели.А если говоритьо женах рыцарей, то их и поколачивали, и держали вотдаленныхпоместьях. Нороль этой культурыбыла оченьвелика в связис повышениемпозиции женщины.И в художественномтворчестведесятки известныхавторов, чьипроизведениявводят нас вмир этой красивойигры, они читаемыи сегодня.
Междупрочим, в числеэтих поэтовбыли и женщины.Так, одной иззачинателейрыцарскойпоэзии былаМария Французскаяво второй половине12 века, котораяжила при английскомдворе. Она писалалюбовные стихи, которые назывались«ле». И у нееесть «Ле ожимолости», основанноена древнихкельтскихпреданиях иявляется древнейшейв Европе разработкойзнаменитойлегенды о Тристанеи Изольде. Илипровансальскаяпоэтесса БеатрисаДедиа, это 13 век, с ее любовнымикансонами. Онабыла замужнейдамой, графиней.Объектом еечувств был, попреданию, трубадурРомбал третий- граф Оранский.Очень многобыло и замечательныхмужчин-поэтов: в 13 веке — БертранДеборн со своимзнаменитымплачем и другимивещами, чутьраньше — МаркоБрюн или ТибоШампанский- граф Шампанский.Он в 1234 году стал, между прочим, королем Наварры.
Онбыл великолепныйпоэт. Потом ещеГильом де Лорисс его знаменитымроманом о розе- символе какБогородицы, так и одновременнои прекраснойженщины. ИлиКретьен де Труас его романом«Рыцарь льва».Все они вошлив мировую классикуи читаются исегодня. Вот, например, чтопишет своейвозлюбленнойграф Шампанский- говорят, онбыл влюбленв Бланку Французскую, потому что ониникогда в своихстихах именне называли, этого требовалиправила куртуазии, но современникизнали примерно, о чем идет речь.
Онпишет: «О, еслибы мог позабытья о ней, с чарующимобразом этимрасстаться, не видеть исполненныхнеги очей, ямог бы здоровымназваться. Носердцу не сладитьсо страстьюсвоей, но всеже безумиедумать о ней.С мыслью о милойсбираюсь я ссилой, и жизньмне милей, таккак же могупозабыть я оней, с чарующимобразом этимрасстаться, не видеть чарующейнеги очей? Ужлучше больнымоставаться!»
И онтут же пишет«Песнь о крестовомпоходе»: «Будьмилостив, Господь, к моей судьбе, на недруговтвоих я ратидвину, воззри- подъемлю мечв святой борьбе».В свою очередьсуществуюти женские песни, которые называются«шансон дефем». Например, песни-жалобы: девушка жалуетсяна несчастнуюлюбовь, ее выдаютза немилого, а возлюбленныйдалеко. Естьпесня однойпоэтессы ГвьеДижонской, этооколо 1190 года, где девушкачерпает силыв эротическихмыслях о своемлюбовнике. Всеэто — рыцарскаякуртуазнаяпоэзия. Одновременноразвиваетсяжанр стольлюбимый всемидо 18 века сонета, на которомучился стихосложениюПушкин. Это ужезнаменует рубежкуртуазнойкультуры икультуры Возрождения.
Литература
Поэзия миннезингеров. – В кн.: Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов. М., 1974 Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985
Из статьи Л. Тираспольского "Суфизм и Западная культура"… >