Реферат по предмету "Государство и право"


Россия в 90-е годы XX века

МПС  России
                               Уральский  Государственный  Университет
                                                   Путей  Сообщения
 
                              Кафедраисториииполитологии
 
 
 
 
 
 
 
 
        Реферат на тему:
                     “Россия в 90-ые годы XX века”
                                                     Выполнил:
                                                      Бубликов  А.В. студент группы  СЖД132
                                      Проверила:
                                      Дмитриева  Т.В., доцент
                                                     
                                 Екатеринбург
                                                                          2003 г.   План:
 
       Введение.
1)   Российское государствов постсоветском пространстве. Радикальные
и экономические реформы 1992 года.
2)  Основные направления социальноэкономического развития России
после 1993 года.
3)   Кризис.
4)   Международные связи России: принципывнешней политики.
Заключение.
Библиография.
Введение.
Современная Россия.Ведь это то время и та страна, в которой мы живем. У каждого человека есть свояточка зрения на творящуюся вокруг него историю, и она может отличаться от моей.Вообще очень трудно писать о политических, экономических  и социальныхпроцессах проходящих в настоящее время, потому что мы не знаем, а только можемпрогнозировать их историческую значимость.
 
«Три пути ведут к познанию:
путь размышления — самый благородный,
путь подражания — самый легкий,
путь опыта — самый горький!»
КОНФУЦИЙ
На историческом опыте видно что Россияпохоже выбрала тритий (взять к примеру реформы Горбачева), может быть по этомуна сегодняшний день Россия, из 150 стран мира находиться месте так на сотом слишнем.  Слишком много осталось пережитков старого, и слишком мало решено нашимправительством новых проблем.
Сконца 1991г. на международной политической арене появилось новоегосударство-Россия, Российская федерация (РФ). В её составе находилось 89субъектов Федерации, включая 21 автономную республику. Руководству Россиипредстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества исоздание нового государства. В числе первоочерёдных было принятие мер по выходустраны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новыеорганы управления народным хозяйством, сформулировать российскуюгосударственность.
В политической сферевсе тоже вроде не к лучшему. Если  вдуматься в то что говорят наши “политики”,то кажется что они сами не понимают, что происходит.
Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том, что Россия — великая держава,  ио том, что она, т.е. Россия, должна занять «достойное место»  вмировом сообществе. Не очень тогда становится понятно: если Россия – “великаядержава”, то это уже само по себе «достойное место» в мире. Тогда тутчто-то не клеится.
В своём реферате я быхотел изложить это самое “становление и формирование” России в 90-ые годы 20-говека. Я выбрал эту тему потому, что- это “новейшая история”- это время, вкотором мы  живём в данный момент, и осознаём всё до мельчайших подробностейт.к. это происходило на наших глазах, тем более в наше время гораздо большеисточников информации, таких как радио, телевидение, газеты, журналы и др.
 
ГлаваI
Независимость Россиибыла провозглашена Декларацией 12 июня 1990 г.
 на 1 съезде народныхдепутатов РСФСР. Но в составе СССР независимость России могла быть лишь номинальной.Российские органы власти, Верховный Совет РСФСР и его Председатель, началиборьбу с союзными властными структурами. Противостояние двух центров властиперсонифицировалось в борьбе двух президентов – избранного 15 марта 1990 г. насоюзном съезде народных депутатов Президента СССР М. Горбачева и избранного 12июня 1991 г. всенародным голосованием Президента России Б. Ельцина.
Противостояниероссийской и союзной властей оказывало дестабилизирующее влияние на общественно-политическуюи социально-экономическую жизнь страны. Одним из главных методов сокрушениясоюзного центра Россия сделала всемирную поддержку национальных суверенитетов,пробудившихся национальных движений на окраинах Союза. Союзное руководство встремлении сохранить всласть все больше склонялось к использованию силовыхметодов.
Кульминациейпротивоборства двух властей стали события 19 — 21 августа 1991 г., известныекак августовский путч ГКЧП. Российское руководство, возглавившее борьбу противпутчистов, действовавших, по всей вероятности, с молчаливого одобренияГорбачева, сокрушило не только ГКЧП, но и обеспечило тем самым победу России иее верховных органов над союзным Центром. С осени 1991 г. Конституция и законыРСФСР, съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, Президент РСФСРполучили полное верховенство на территории России. Независимость РоссийскойФедерации стала реальной.
Перед новой независимой Россией стояли оченьтрудные и масштабные задачи. И наиболее заметными и осознанными стали достиженияРоссии во внешней политике. Было фактически прекращено состояние “холоднойвойны”, снята угроза глобального военного конфликта социалистического Востока икапиталистического Запада. Прекратилась идеологизация внешней политики, авместе с ней и поддержка антиамериканских режимов в “третьем мире”, ивдохновление региональных конфликтов. Но военно-политические уступки проводилисьзачастую в одностороннем порядке и не сопровождались реальной интеграциейСоветского Союза в мировые сообщества. СССР постепенно утрачивал свои позициимировой державы, а новой России это предвещало серьезные внешнеполитическиепроблемы. А именно внешняя политика разделилась на два направления: отношения снезависимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – “ближнимзарубежьем”, и отношения с государствами, ранее являвшимися “внешними” для СССР– “дальним зарубежьем”.
После распада СССРРоссия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Онапотеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появиласьКалининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она нетолько лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе(социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих «прозрачных»границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно вПрибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной иконтинентальной страной.
Значительно пострадалаобороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками.Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморскийфлот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военныегруппировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии,Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушнойобороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы.Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее сЕвропейским союзом и НАТО.
Обострились проблемырусских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию.Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане,Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новыевнешнеполитические вопросы. Приоритетным становились отношения с ближнимзарубежьем, но руководство не сразу осознало это.
В конце 1991-начале1992 годов Президент России выступил впервые по внешнеполитическим проблемам.Он официально заявил, что ядерные ракеты не направлены на территорию США. Вподписанной во время визита Президента Ельцина с США кэмп-дэвидской декларации1992 года было зафиксировано окончание «холодной войны» и заявлено,что «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качествепотенциальных противников. Их отношения характеризуются отныне дружбой ипартнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженностидемократии и экономической свободе». Стремление внешнеполитическихведомств укрепить связи с Западом любой ценой вело к тому, что Россия в те годыследовала в фарватере США.
Формально РФ  быласуверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, нитаможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношенияхс партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попытоксилового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшегоСоюза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамкахСНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” отРоссии. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилосьмножество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострилисьвооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
В этих условиях другого выхода, чемукрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов,регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор околлективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан,Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).
Но с началомэкономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезныйкризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другиестраны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.
Провал ГКЧП и крахперестройки означал не только конец социалистического реформирования экономики,но и победу сторонников либеральных реформ. Руководство России выбралолиберальный путь, провозгласив в октябре 1991 года переход к рыночнымотношениям, а затем к либеральной политической модели. В мировой практикесуществует 2 модели перехода от командно-административной к рыночной экономике:постепенная и «шоковая терапия».
 Главным архитектором«шоковой терапии» стал вице-премьер правительства Гайдар со своимиединомышленниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методовуправления экономикой Чубайсом, Шохиным и др. Их программа экономических реформвключала 3 основные направления: либерализация цен, свобода торговли,приватизация. В результате освобождения цен с 1.1.92 года денежные средстванаселения практически обесценились, в результате оказалось, что покупать акцииприватизируемых предприятий уже было не на что. С 1.10.92 года началась выдачавсему населению ваучеров (приватизационных чеков на которые затем можнопокупать акции предприятий).
 Началасьнеконтролируемая скупка ваучеров у населения новыми предпринимателями,банкирами. С помощью ваучеров сколачивался первоначальный капитал, а в процессеприватизация возникли многие огромные состояния. Одновременно с освобождениемцен упразднялась система централизованного распределения ресурсов.Правительство пыталось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическомуровне (т.е. стабилизировать показатели экономики всей страны, контролируяосновные показатели — ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства).
Микроэкономическиепоказатели (на уровне предприятий) выпали из поля зрения правительства ипредприятия, в условиях свободных цен, взлетевших в сотни раз, испытывалиогромные трудности — не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. Вроссийской экономике существовали огромные перекосы: доминировали сырьевыеотрасли и ВПК (военно-промышленный комплекс) процветали монополии, многиеустаревшие производства выпускали ненужную продукцию, а потребительский рынокбыл пуст. После распада СССР России достались не только его проблемы, но ипроблемы, связанные с его распадом: остался огромный внешний и внутренний долг,предприятия, связанные ранее производственным циклом оказались в разныхгосударствах, исчезли рынки сбыта многих товаров.
В результате положениев экономике ухудшалось. Промышленное производство упало в 1992 году на 35%. Этатенденция сохранялась до 1996 года.
При высокой степенимонополизации производства, производители диктовали свои цены, что привело к ихувеличению в 100-150 раз, при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Наиболеесильно пострадали «бюджетники», начался отток научных кадров и специалистов ВПКв коммерческие структуры и за границу. Медленно разворачивалась приватизациягоссобственности и ее децентрализация, в отличие от приватизации сферыторговли.
Условия были таковы,что значительная доля госсобственности на предприятиях отошла управленческомуаппарату, трудовые коллективы, которым предоставлялись преимущества, не смоглиими воспользоваться. Акции многих перспективных предприятий были скупленыновыми предпринимателями и банкирами.
Снизился жизненныйуровень населения (сократилось потребление, ухудшилась структура питания,отсутствие у малообеспеченных получить квалифицированную медицинскую помощь илекарства), что привело к сокращению продолжительности жизни. Растетбезработица.
Итоги первого (92) годареформ:
1.  спад промышленногопроизводства — 35%, взаимные неплатежи предприятий достигли 3,5 трлн. рублей;
2.  не удалось добитьуспеха в финансовой реформе — жесткая кредитная политика под давлениемдиректорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок (даныновые кредиты убыточным предприятиям, денежная масса увеличивалась в 4 раза);
3.  увеличение денежноймассы привело к новой волне инфляции;
4.  внешний долг рос, наего обслуживание уходило треть годового дохода страны;
5.  снижение жизненногоуровня, рост социальной напряженности, рост безработицы, забастовки.
К лету десяткисубъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия,Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налогив федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары,производимые на их территории.
Отдельные субъектыФедерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуацияосложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник помежнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитетывсех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а вперспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государствпри их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствиицентральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашлаподдержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовоесубсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказотчислять налоги в федеральный бюджет.
 В основе сепаратизмалежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. Ипоэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почтибезвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающийболее 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя.
Первым серьезным шагомна пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себятри близких по содержанию договора о разграничении полномочий междуфедеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерациивсех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов,городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее в 1992 году был подписанФедеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов).
С некоторыми субъектамипозднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права,началось это с Татарстана.
Обостряютсямежнациональные отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами иингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на двечасти, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами.Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшиев последствии к затяжному военному конфликту «по наведениюконституционного порядка», отличившемуся большими жертвами с обеих сторони гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев сСеверного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численностьдостигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.
Важным вопросом дляРоссии начала 90-х был,  выбор формы правления: президентская республика(сильный президент, формирующий правительство и имеющий право на роспускпарламента при определенных условиях) или парламентская республика (сильныйпарламент, назначающий правительство) или смешанная форма —президентско-парламентская республика. На протяжении 1992 года шла борьба междузаконодательной и исполнительной ветвями власти. Разочарование ходомрадикальных реформ значительной части общества, экономические трудности лишилиреформаторские силы поддержки многими слоями населения и усилили блок старойноменклатуры. В условиях, когда власть продолжала оставаться главным источникомсобственности, стратегия оппозиции изменилась. Ее перестала устраиватьвозможность влиять на исполнительную власть за счет численного преобладания впарламенте. Целью становилась власть и возможность контролировать правительство.Именно эту цель отражал лозунг митингов «Трудовой России» и Фронтанационального спасения -– «Вся власть Советам». В свою очередь, квесне 1992 года сторонники жесткой линии в окружении Президента взяли курс нароспуск парламента.
В феврале 1992 годаПрезидент предложил законодательной власти сделать выбор: или заключить сисполнительной властью соглашение о продолжении радикальных реформ, илипредоставить возможность избирателям на референдуме выбрать, кому вручитьвласть: Президенту или парламенту.
На протяжении 1992 годаборьба вокруг конституционного строя России шла с переменным успехом. ВерховныйСовет во главе с Хасбулатовым все более активно вмешивался в делаисполнительной власти. Исполнительная власть и в центре и на местах былапредставлена органами Советской власти. В стране фактически возниклодвоевластие.
12 декабря 1993 годасостоялся первые выборы законодательной власти и референдум по одобрениюпроекта новой конституции. Проект получил одобрение. Конституция установилапринцип разделения властей на 3 самостоятельные ветви власти (исполнительную,законодательную и судебную). Главой государства становился Президент,избираемый прямым голосованием на 4 года, определяет основные направлениявнутренней и внешней политики, формирует Правительство.
Законодательная власть — Федеральное Собрание,состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума). Выборы вФедеральное Собрание и принятие Конституции закрепило суверенитет России.Декабрьские выборы — первые выборы на многопартийной основе показали, чтообщественное мнение колеблется.
Результатом явилсявыбор большой части населения: 25% голосов получила партия ЛДПР (Жириновский),«Выбор России» Гайдара получил 15%.
Создание ФедеральногоСобрания и принятие Конституции способствовали стабилизации общества, в апреле1994 года большинством политических партий и общественных организаций былподписан Договор об общественном согласии.
 
 
 
 
ГлаваII
В конце 1992 года Съезднародных депутатов сменил главу правительства, взамен Е.Гайдара пришелВ.Черномырдин. С его приходом началась корректировка курса реформ, вернее курсостался (рыночная экономика), но ставка была сделана на поддержкугосударственных (в том числе и убыточных) производств. Особое внимание былоуделено топливно-энергетическому (газ, нефть, уголь, электроэнергия) и военно-промышленному(ВПК) комплексам, т.е. проводилась политика протекционизма. Была принята единаятарифная система оплаты труда, что смягчило ситуацию в бюджетной сфере. Все этопотребовало новых денежных средств, взаимозачетов долгов предприятий и какследствие — новый виток инфляции. Только путем ужесточения финансово-кредитнойполитики к концу 1993 года темпы роста удалось снизить.
Но непоследовательностьв принятии решений в финансовой сфере и протекционизм были присущиправительству и последующие годы.
 В 1993 году чековаяприватизация продолжалась, росло количество коммерческих банков, в сельскомхозяйстве государственными остались не более 15% колхозов, но фермеры безподдержки государства разорялись. Продолжался спад производства промышленности(16%) и сельского хозяйства (4%), сократились грузовые перевозки. Внегосударственном секторе было занято уже 40% работающих. Дефицит бюджета — 12трлн. руб. Цены выросли в 9 раз, происходит расслоение населения на богатых ибедных, 10% богатых имеет доходы в 11 раз превышающие доходы остальных. Ночисло забастовок постепенно сокращается. Хотя официально численностьбезработных не велика, но растет скрытая безработица (неполный рабочий день,вынужденные отпуска).
К концу 1993 годазавершилась первая стадия приватизации («ваучерная»), в результате реальнопоявился частная собственность, возникают экономические методы регулирования.Произошла частичная адаптация производителей и потребителей к рынку, заработалпотребительский рынок. Центр деловой активности
переместился внегосударственный сектор. Удалось обеспечить конвертируемость рубля, пополнитьзолотовалютный запас. Россия постепенно интегрировалась в мировое хозяйство.
В 1994 годуправительство сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения,поощрении предпринимательской деятельности, целевой поддержки наиболеенезащищенных слоев населения, получении западных кредитов и инвестиций.
В 1995 годуприоритетной задачей была жесткая финансовая политика с целью обуздатьинфляцию.
 В 1996 году —прекращение падения производства и стабилизация экономики. Уровень инфляцииудалось снизить, но связанные с этим надежды на инвестиции и подъем производстване оправдывались. Нестабильная политическая обстановка (выборы вГосударственную Думу 1995 года и Президента 1996 года), непоследовательнаяфинансово-кредитная политика не способствовали стабилизации экономики иотпугивала западных инвесторов.
Проводимый 2 этапприватизации (денежный) выявил противоречия в политической ипромышленно-финансовой элите, разразились скандалы по поводу условийприватизации и ее результатов. На фоне падения производства (многие отрасли свысоким уровнем технологий угасали) все заметнее становился перекос в сторонупроизводства сырья. Например, доля отчислений в бюджет такого монополиста какГазпром составляет 25%. Росла доля импорта, особенно продовольствия на фонеснижения производства продуктов питания.
 В 1997 году удалосьостановить падения производства, но инвестиций было недостаточно для подъема.Высокая энергоемкость промышленности России и устаревшее оборудование делалитовары неконкурентоспособными. Экспорт единственное что росло в годы реформ,теперь уже сокращается, в 1997 году экспорт упал на 2%. Дефицит бюджета в 1997году составил 6,8%.
Падение за всепредыдущие годы производства достигло 50%, 45% предприятий стали убыточными,взаимонеплатежи между предприятиями и невыплаты налогов в бюджет, приотсутствии инвестиций в производство, замены и обновления оборудования. Инфляциябыла не высока, курс доллара в основном стабилен благодаря достаточным золотовалютнымзапасам Центробанка, но на обслуживание внутреннего и внешнего долга уходило30% доходов. Сохранялась высокая социальная напряженность, вызванная скрытойбезработицей невыплатой зарплат, пенсий и социальных пособий. За чертойбедности оказались от 30 до 40 млн. человек (по разным оценкам), забастовки,голодовки, перекрытие железных дорог.
Издержки реформ можнообъяснить следующим:
1.  Плохие стартовыеусловия реформ, экономика находилась на грани краха, с распадом СССР распалисьхозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления и нужно было создаватьновый. Обесцененный рубль, отсутствие золотовалютных запасов, долги СССР, отсутствиев стране продовольственных запасов, высокая социальная напряженность,диспропорция в промышленности с перекосом к ВПК и добывающей промышленности итяжелой индустрии.
2.  Политическаянестабильность, борьба законодательной и исполнительной властей, а затем междуфинансово-промышленными группировками.
3.  Ошибки теоретиков иисполнителей реформ в выборе стратегии и в оценке ситуации и последствийпринимаемых решений («хотели как лучше, а вышло как всегда»). Например,расчеты на приток инвестиций и подъем производства после стабилизации курсарубля и победой над инфляцией не оправдались.
Нельзя сказать, чтоданный курс не дал обществу каких-либо позитивных импульсов. Может быть, самымсущественным сдвигом было преодоление трудного психологического барьера переходак рынку, возникновение предпринимателей и появление рыночных механизмов.
 
 
ГлаваIII
Далее хочется сказатьнесколько слов о той напасти, которая постигла нас не так давно, и которую мыеще хорошо помним. Это очередной кризис, потрясший экономику России.
В 96 году, впервые запоследние три года, мы ощутили, — что такое рост цен по 10-100% в неделю,покупка продуктов питания «про запас», очереди в магазинах, обесценениебанковских вкладов, банкротство самих банков. Незнакомое слово «дефолт» сталовполне понятным и привычным. Пошли разговоры о национализации банковскихучреждений, крупных фирм, чуть ли не о диктатуре.
Принято считать, что кризис начался 17 августа,с решением правительства Сергея Кириенко о моратории на выплату долговиностранным кредиторам, а так же с расширением валютного коридора до 9.5 рублейза один доллар.
Но большинство аналитиков говорит о другом: 17августа всего лишь открылся нарыв, который зрел очень давно, и достояниемобщественности стала та информация, которая уже довольно давно была известнаизбранным деятелям политики и экономики.
Итак, 1996 год. «Черныйвторник» благополучно забылся. Доллар взят  в коридор, и валюта спокойнопродаются на каждом углу по цене около 6 рублей за одну условную единицу.Только что закончилась кампания по выборам в Государственную Думу, и полнымходом идет подготовка к выборам Президента. Уровень жизни постепенноповышается, зарплаты выплачиваются вовремя, торговля процветает. Но при этомпродолжают падать объемы производства на отечественных предприятиях, что и неудивительно — из-за низкой стоимости доллара импорт вполне доступен массам, аговорить о том, что он почти всегда красивее и качественнее наших товаров неприходится. Задолженности предприятий также продолжают расти, и, кажется, никтоне волнуется по этому поводу. А из-за границы продолжают поступать кредиты,потому что испуганные иностранцы не хотят видеть “русского Ивана’’ с краснойзвездой во лбу и ядерной ракетой за спиной голодным, — лучше его подкормить,чтобы не дай Бог воевать не захотелось. На эти кредиты, об источниках возврата которых никто, кажется, даже не задумывается, государство поддерживаетвидимость стабильности и даже некоторого подъема.
Первый звоночек длявсех должен был прозвенеть еще осенью 1996 года. Борис Ельцин с трудом заявил отом, что он очень серьезно болен, предстоит сложная операция. Оппозициярадостно готовится к досрочным выборам. А на биржах полное спокойствие. Рубльне дешевеет, стоимость акций предприятий остается стабильной. А ведь на Западе,где экономика намного стабильнее нашей, серьезные колебания стоимости акцийпроисходят даже тогда, когда выясняется, что президент США еще и мужчинойбывает в рабочее время. Сразу падает индекс “Доу-Джонсона”, и все говорят окризисе. У нас же известие о болезни Президента на экономике не сказываетсясовершенно. Странно? Конечно! Но отчего ни один из экономистов не задалсявопросом — почему все это происходит? Почему наша экономика такая устойчивая?Теперь мы можем ответить на этот вопрос: а потому, что она являлась ПОЛНОСТЬЮрегулируемой, но не административными, а псевдо-экономическими методами, когдана поддержку курса акций и национальной валюты расходывались колоссальныесредства, получаемые из иностранных кредитований.
В 1997 году Президентвроде бы выздоравливает. В правительство приходят молодые реформаторы, которыеначинают реформировать Россию во все тяжкие. То пересаживаем чиновников на«Волги», собранные из импортных комплектующих, и стоящих подороже «Мерседеса»,то собирают звезд эстрады, и уговаривают их платить налоги, то проводят деноминацию,потому что в России-де начался рост, и старые деньги при таком росте неподходили.
И правда — ростначинается. Проявляется он очень странно — почему-то увеличивается стоимостьакций ряда российских предприятий, в основном, разумеется, добывающих отраслей.Опять ни у кого  не возникает вопросов — почему, скажем, так дорожают акцииГазпрома, когда на мировом рынке продолжается падение цен на нефть? А ведьнефть — это, пожалуй, единственный товар, торговля которым приносила Россииреальную прибыль (о торговле оружием говорить не стоит, потому что, каквыяснилось совсем недавно, казна от этого бизнеса несла лишь убытки, а всяприбыль доставалась кому угодно, но не государству), и уменьшение поступлений вбюджет от реализации «черного золота» явно должно было пробить в нем серьезнуюбрешь. Но правительство продолжает заявлять о том, что трудные временазакончились, и мы вступаем в эпоху процветания России. Только вот почему-товозобновляются с новой силой задержки зарплат и пенсий. И население, котороесовсем недавно «выбрало сердцем», опять начинает роптать. Промышленныемероприятия не заработали, жалования рабочим предпочитают не платить, но ибанкротиться никто не собирается. Получается странная картина: ничего неработает, но граждане страны живут, в целом, неплохо, да вот и рост наметился.
Пожалуй, последнимшироким жестом правительства времен эпохи “нового застоя” стала кампания повозврату долгов по пенсиям в конце 1997 года. Выглядело это довольно убедительно:изыскали резервы, и смогли сразу все отдали. Официально. На практике далеко невсе и не всем. Как  выяснилось, деньги на погашение долгов были простоНАПЕЧАТАНЫ, а выпуск необеспеченных денег лишь значительно усилил давление настабильность рубля, но не решил макроэкономических проблем.
Итак, подведем итог подпериодом относительной стабильности 1996 — 1997 годов. Этому времени, как никакому другому, подходит термин «виртуальная экономика». И действительно,экономика России превратилась в некую искусственную реальность, которая имеломало общего с истинным положением дел. Нельзя сказать, что создание такой экономикиимело лишь отрицательные стороны. Ведь сохранялись рабочие места, пусть и приминимальных заработках. В результате мы имели социальную стабильность, которуютрудно было бы достичь в случае массовых банкротств, массовой и свободнойпродаже предприятий в частные руки  и т.д. Но, к сожалению, мирноесосуществование социалистической и капиталистической моделей экономики в рамкаходного общества невозможно, что и привело к возникновению дисбаланса,вызвавшего нынешний глобальный кризис. Государство, собирая по всему мируогромные кредиты, истратило их на поддержание остатков старого, ожидая, что онидадут новые, жизнеспособные всходы. Увы, чуда  не произошло, и сегодня намприходится начинать все почти сначала, но уже в гораздо более сложных условиях.
События 1998 года можновоспринимать, как последние попытки удержать экономическую ситуацию в прежнемрусле. Несмотря на то, что курс акций российских предприятий началкатастрофически падать, рубль продолжали удерживать на прежнем, малореальном,но таком желанном уровне — около 6 рублей за доллар. Смена правительств,переговоры по получению новых кредитов, написание новой красивой программы,выполнять которую после демонстрации западным кредиторам явно никто несобирался — мы знаем, к чему это привело. А заявление Президента за день дообъявления о девальвации рубля, о том, что девальвация невозможна в принципе,окончательно лишило его доверия даже тех, кто продолжал питать некоторыеиллюзии по поводу его компетентности.
Рост курса доллара,который привел к резкому подорожанию товаров как импортного, так иотечественного производства. Полное недоверие к России, как к партнеру на мировомпоприще.  Реальные перспективы банкротства страны. Серьезный кризис банковскойсистемы и крушение самых, казалось бы незыблемых, монстров, вроде «Инкомбанка»и прочих. А самое главное — невозможность попыток исправить ситуацию ПРЕЖНИМИметодами. Ведь на Западе очень боялись, что если Россия останется совсем безсредств к существованию, то она потянет за собой и всю мировую экономику. Ноэтого не произошло. Да, есть некоторые неприятные нюансы от наших неурядиц, нов целом — ничего глобального и непоправимого не произошло. И теперь получатькредиты, пугая Запад заклинаниями, вроде «Лучше дайте, а то всем плохо будет!»,не получится. Мы так и не вписались в мировую экономику, и все наши бедыкасаются только нас самих.
31 декабря 1999 годапрезидент России Борис Николаевич Ельцин снимает с себя обязанности главыгосударства и как он сам говорит, оставляет достойную себе замену. ВладимирВладимирович Путин – новая фигура в правительстве. Страна узнала его буквальнопол года назад, но ему верят народные  массы, как мне кажется необоснованно.Есть ли гарантии того, что новое будет лучше старого? Путин побеждает навыборах неверное лишь потому что о всех минусах других кандидатов кроме  у негострана уже давно знает. Ну а “Путинские ” минусы страна еще познает (мнение экспертов).
 
 
 
ГлаваIV
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ееполитические и экономические свя­зи с внешним миром. Внешнеполитическаяконцепция Российской Фе­дерации выдвигала приоритетными задачами сохранениетерриториаль­ной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условийдля развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество.
Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшегоСоветского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курсареформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами.
 Внешнеэкономические связи рассмат­ривались как одно из средствпреодоления хозяйственного кризиса в стране.
Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских собы­тий 1991 г.началось дипломатическое признание России. Для перегово­ров с российскимпрезидентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялсяпервый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж — в ФРГ. О признаниисуверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявилистраны Европейского Со­общества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения опартнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.Правительство России присоединилось к предложенной НАТО про­грамме«Партнерство во имя мира». Страна была включена в составМеждународного валютного фонда. Ей удалось договориться с круп­нейшими банкамиЗапада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила вСовет Европы, в компетенции кото­рого находились вопросы культуры, правчеловека, защиты окружаю­щей среды. Европейские государства поддерживалидействия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России.Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распадСовета Экономической Взаимопомощи вызва­ли переориентацию внешнеэкономическихсвязей. После долгого пере­рыва России был предоставлен режим наибольшегоблагоприятствова­ния в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами яв­лялисьгосударства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы,в развивающихся странах при участии России строились тепло- игидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте иСирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, потерритории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Запад­ную Европу.Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответнымипредметами торговли выступали медика­менты, продовольственные и химическиетовары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговлисократилась к 1994 г. до 10%.
Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Со­дружествомНезависимых Государств занимало важное место во внеш­неполитическойдеятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, ещеодиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях междуними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшегоСССР. Устанавли­вались границы с теми из стран, которые ввели национальныевалюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки россий­ских грузовпо их территории за рубеж.
Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с быв­шимиреспубликами. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государст­вами СНГ.
 Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, преждевсего нефть и газ. В структуре импортных поступле­ний преобладали товарынародного потребления и продовольствие. Од­ним из препятствий на пути развитияторговых отношений являлась об­разовавшаяся в предшествующие годы финансоваязадолженность Рос­сии со стороны государств Содружества. В середине 90-х годовее раз­мер превышал б млрд. долл.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи междубывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был созданМежгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.Между шестью (Россией, Белоруссией, Казах­станом и др.) государствами былзаключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ.Вместе с тем Содру­жество стран не представляло собой единой оформленнойорганизации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССРскладывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за разделаЧерноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты справительствами государств Прибалтики вызывались дис­криминацией проживающеготам русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальныхвопросов. Экономические и страте­гические интересы России в Таджикистане иМолдавии явились причи­нами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах.Наибо­лее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерациейи Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на между­народнойарене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствамикак дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены надостижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней,советской, модели развития к но­вой общественно-политической системе, кдемократическому правовому государству.
Итак, анализируя всевышесказанное, можно подвести итог.
Россия, начиная с 1991года. оказалась в принципиально новой ситуации. Каковы результаты проводимойнашей страной политики в последнее десятилетие XX века? Существуетразные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и оптимистичные. Я жепридерживаюсь нейтральной точки зрения. Наиболее важные, поистине эпохальныесобытия произошли в конце столетия. Именно  90-е годы стало вполне очевидно,что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмомпромышленно развитых стран решен в пользу Запада.
После 1991 годакоренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО:покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад воздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитиидиалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическимистранами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси вмировое сообщество.
Ликвидация раскола мирана две антагонистические системы устраняет основы конфронтационной блоковойполитики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международногосотрудничества открыли перспективу построения нового мирового порядка, вкотором Россия будет частью мирового общества. С 1992 года Россия занятапоисками своего места в постконфронтационном мире, внося по мере необходимостиопределенные коррективы в свои отношения со странами мира.
Так же немало былодостигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря нашему государству началсяпроцесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на этом фронте была допущена массаошибок приведших к усилению антироссийских настроений в бывших союзныхреспубликах. Это показывает сомнительность  однозначного отношения к проводимойполитике как в СНГ, так в Азии и Европе. Не стоит идеализировать реальнуюситуацию и замалчивать очевидное: у России и Запада (в частности) естьнерешенные проблемы, несовпадение интересов и взглядов, различные оценки техили иных событий. Плюс к тому существует немало фактов наводящих  мысли о том,что НАТО все еще пытается смотреть на нас как на врага. В общем еще многоостается недосказано и нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир вновом качестве, стремлением наладить конструктивный диалог с другими странамиоткрывает путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, ноединой человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мираи отвечает коренным интересам всего человечества.    
             
Заключение
Взаключении реферата мне хочется показать Россию с иной стороны, чем обычно мыеё видим. Слишком много осталось пережитков старого, слишком мало решено нашимправительством новых проблем.
Вот взять, например,Трагедию Чернобыля. Мы знаем о тяжелой судьбе чернобыльцев-ликвидаторов: властина протяжении многих лет с циничной наглостью не выполняют своих обязательств.Но то, что произошло c ними 25 октября в Москве, — особенно позорно.
   Вся страна следит за эпопеей извлечения тел погибших моряков «Курска», а в этоже самое время против живых — еще живых — инвалидов-ликвидаторов, приехавших встолицу выразить свой протест против равнодушного к ним отношения властей,выставляются кордоны милиции.
Ихне пропускают на Красную площадь, где они хотели сложить свои ордена и медали,их окружают и загоняют в автобусы, выдворяют из Москвы. Милиционеры,переговариваясь между собой по телефонам, называют их мутантами.
Только небольшойгруппке инвалидов удалось прорваться к памятнику Жукову и бросить на постаментсвои награды.
В Туле их товарищи начинают бессрочную голодовку протеста. В который раз! И всеэто — на периферии общественного мнения и СМИ. (Как мало уже обращают вниманияи на чеченскую войну.) Всех занимает операция на «Курске» или крушениеАмериканских небоскребов, все сочувствуют близким погибших моряков и семьямамериканцев, но забывают, что и у погибающих в Чечне тоже есть близкие. Как и уинвалидов-чернобыльцев. Ситуация почти патологическая.
В последнем варианте концепции внешней политикитоже какая-то несуразица. Говорится: в интересах России «как великойдержавы, как одного из влиятельных центров современного мира» необходимодобиваться «формирования многополярной системы международныхотношений». Зачем ей это надо, когда Россия и так «центр мира»,ответственная «за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так ирегиональном уровне».         
Авторы, концепциивнешней политики для начала определили бы что такое «великая держава»и чем отличается «мировой полюс» от «центра силы». Идоказали бы, как можно с ВВП приблизительно в 300 млрд. долл. претендовать наодин из «полюсов». И как-то объяснить, почему страны с ВВП,превосходящим российский в 5 и даже 13 раз (Япония) не претендуют на«центр силы» или хотя бы на какой-нибудь «полюсишко», анищая и голодная Россия претендует. 
Сложившаясясоциально-экономическая система была в последнее время недостаточноэффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности иотечественных производителей. Не был разработан план социальной защитынаселения. Не уменьшались размеры внешнего долга; ежегодные платежи по немупревышали уже половину федерального бюджета.
 Так же продолжаетсяуглубляться сотрудничество РФ с государствами – членами СНГ. Однако развитиюинтеграциональных процессов препятствовал ряд факторов.
 Среди них немаловажноеместо занимала нестабильность руководства в некоторых странах содружества.
Распад СССР изменилположение России на международной арене, её политические и экономические связис внешним миром.
Внешнеполитическаяконцепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранениетерриториальной ценности и независимости, обеспечения благоприятных условий дляразвития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстоялодобиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза вООН, а так же помощи западных стран в проведении курса реформ.
Важная роль отводиласьвнешней торговле России с зарубежными странами, поэтому сейчасвнешнеэкономические связи рассматриваются как одно из средств, преодоления хозяйственногокризиса в стране.
Реформы 90-х годовоказали глобальное воздействие на жизнь российского общества.
В результатерадикальных преобразований резко повысился уровень преступности, вырослабезработица, высокая смертность населения, низкий уровень рождаемости, а так жеуровень реальных доходов.
И всё же вступив втретье тысячелетье, следует надеяться на исправления социально-экономическойситуации в нашей стране, тем более, что положительные сдвиги во всех сферахнашей жизни нельзя не принимать во внимание. Каждому нужно приложить усилия исделать нашу страну процветающей и великой.
Переход к рынку, как яуже отмечал,- очень сложный и длительный процесс. Пройдёт ещё немало лет,прежде чем перед нами  предстанут результаты реформ Российской экономики. Ноэто уже показатель возражения России. И пусть переход к рынку у нас происходиточень болезненно, медленно что впрочем естественно, однако я уверен, если мыпройдём этот трудный путь до конца, Россия будет современным, цивилизованнымгосударством во всех отношениях.
 
Библиографическийсписок:
1)Афанасьев Ю.К. “Вздыбленная Россия” // Общая газета 1998г. №37
2)Борисов Н.С. ”Ключ к истории отечества”. Февраль 1997г.
3)Боханов А.Н., Горинов М.М.   История России 20 век. Октябрь 1996г.
4)Данилов А.А., Косулина А.Г.  История России 20 век. Май 1996г.
5)Селезнёв Г.К.  Новейшая история России и Запада. Октябрь 1998г.
6)Суринов А.Е. “Социально-экономическая ситуация в 1992-2000гг.,                                                              
    воздействие на население России”. Август  2001г.
7)“Проблемы и перспективы.Развитие федеративных отношений
    в России ” // Независимая газета 20 янв.1998г.
8)Уткин А.Г. “Кризис реформы, разные взгляды на то, почему монетаризм вроссийских условиях оказалось абстракцией”
    // Независимая газета 18 сент.1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.