Реферат по предмету "Литература"


Билеты к ГЭК по журналистике

1.Этические нормы и принципы…
Мораль по способу своего бытия– это система норм и принципов, которыми руководствуютсялюди в своем поведении.
Этика – это наука о морали.
1-ый этический кодекс появился в Швеции в 1900 году.
Кодекс профессиональной этики журналиста принят Конгрессом журналистов России 3 июня 1994 года.
1. журналист обязандействовать в соответствии с проф. этикой.
2. журналист соблюдает законы своей страны, но. Чтокасается выполнения долга. Он признает юрисдикцию своих коллег.
3. журналист распространяети комментирует только ту инф, в достоверности которой он уверен.
4. ж. проводить в своих сообщенияхразличия между фактами и мнениями. Пр. «Вести», Киселев«Подробности».
5. ж. сохраняетпроф. тайну в отношении источника инф… полученного конфиденциальным путем.
6. ж. уважает честь и достоинство людей, которые становятсяобъектом его внимания.
7. ж. придерживаетсяпринципа, что любой человек являетсяневиновным (до суда)
8. ж. осознает, что его проф. деятельностьпрекращается в тот момент, когда онберет в руки оружие.
9. ж. уважает авторские права (плагиат недопустим)
10. ж. отказываетсяот задания, если выполнение его связано с нарушением одного из помянутых выше принципов.
Хартиятелерадиовещателей 1999 года.
— достоверность инф.
— защита прав и законных интересов граждан иорганизаций (отказ от демонстрации в телепрограммах чрезмерной жестокости инасилия)
— действияне совместимые с нормами тележурналистики (правовые и этические).
2.Информационные жанры. Их виды и функции.
Жанр – форма отражениядействительности.
И.Ж. самый оперативный.
Метод отображенияфактологический (максимально приближен к действительности).
Заметка.
Объект: факт или событие.
Предмет: момент факта.
Функции- оперативное информирование.
Виды:
-хроникальная
-краткая
-развернутая
Отчет.
Объект – локальное событие, ограниченное во времени ипространстве.
Предмет — процесс выработки знаний.
Функции – просветительская,прогностическая, спортивное инф.
Виды:
-прямой(развернутый и краткий)
-проблемный
-тематический
Репортаж.
Объект – локальное событие, ограниченное во времени ипространстве.
Предмет – действие людей на наших глазах, меняющее нашу жизнь.
Метод – наблюдение.
Функции – информационно-просветительская, побуждающаяк действию.
Виды:
-событийный
-тематический
-проблемный
-познавательный
Интервью.
Объект – двойственный: человек и проблема, ситуация, котораярассматривается.
Предмет – это знание человека и  мнение о проблеме.
Метод – репродуктивный.
Функция –просветительская, формируетобщественное мнение.
Виды:
-и.- монолог
-и.- диалог
-и.- зарисовка
Классификация:развлекательное, просветительское, политическое, массовое (пресс-конференция, и т.д.)
3. Российская  сатир. жур.
В литературном наследии XVIIIвека выделяетсямощное и плодотворное сатирическое направление, сыгравшее определяющую роль в формировании передового общественногомнения эпохи.        Сатирами А.Д. Кантемира принято открывать новый период в развитии национальнойлитературы. Язвительными хлесткими притчами Сумарокова была положена традиция, основа традиций русской сатирической басни.Наконец, журналами Н.И. Новикова и комедиямиД.И. Фонвизина, ознаменовавшими расцвет просветительской сатиры XVIIIвека, литература утвердила свою роль выразителяпередового общественного мнения,независимо от официальных идеологических установок правительства. Именно настраницах сатирических журналов впервые в литературе зазвучал голоспорабощенного трудового крестьянствакак гневное обвинение крепостнической системе угнетения.Возникают оппозиционные мнения,впервые в прессе появляетсядемократическое направление. Это была, прежде всего, бытовавшая в городских слояхи среди грамотного крестьянства,распространявшаяся врукописном виде  демократическая сатира XVIIIвека, представленная связьюзападных повестей и русского фольклора. Образцом другой сатиры являласьсерьезная, рассчитанная на высшие слои культурной элиты  учительно-назидательнаяпоэзия латинствующих гуманитариев,наиболее ярким представителемкоторой был Симеон Полоцкий. Обличение людских пороков носило абстрактно-морализующийхарактер и не порывало с отстаиванием незыблемости существующего порядка и церковного вероучения.   Конечной целью такаякритика имела укрепление первого и соблюдение чистоты второго. Официальнонасаждаемый взгляд на задачисатирика увеселять читателя, осмеиваяобщечеловеческие недостатки, нашел практическое осуществление в руководимомЕкатериной 2 журнале «Всякая всячина».Демократическая журналистикаНовикова, Фонвизина и Крылова видела право сатирика изображать недостатки современности,а обязанность – в служении истине, вобличении пороков. Журналы Новикова – «Трутень», «Живописец», «Пустомеля». Наиболее яркоевоплощение борьба полярных концепцийжурналистики нашла в полемике Новикова и Екатерины 2.в ходе полемики обестороны стремились сформировать общественное мнение и выступить его выразителями, о чем свидетельствуют их частые обращения к читателям,публикация писем от их имени.Новиков считает целью периодического изданияне только служение пользе и увеселение, но и просвещение читателей. Значительное место в новиковской концепции печатиотводится личности журналиста.Новиков создает своеобразный моральный кодекс журналиста. Ж-т должен иметьострый разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание русского языка, критический талант, общественная активность. В противоположность Новикову Екатеринасоставляет собственный свод правил:сочинитель должен беззаветно любить государя,быть ему верным, никогда не назывть слабости пороком, хранить человеколюбие,быть кротким и снисходительным. В период общественного подъема, которыйзавершился крестьянским движением под предводительством Пугачева, прямым и открытым суждениямНовикова и его сторонников Екатерина противопоставляласоветы и наставления. Послеподавления восстания и вслед за событиямиФранцузскойбуржуазной революции 1769 года Екатерина принимает репрессивные меры противинакомыслящих. Новиков был объявлен государственным преступником и арестован
4. Социально-исторические предпосылкивозникновения печати.
Появление пергамента и папируса.
Страной изобретениякнигопечатания считается Китай.  Тамодин кузнец изобрел  своеобразныйнаборный процесс: вырезал иероглифы на брусочках глины, обжигая их, эти литеры быстро изнашивались и не даваличеткого отпечатка. История жеевропейского книгопечатанья восходитк 15 в. Тогда то и появилисьпрообразы печатных изданий. Эти первые книги, в основном примитивныеиллюстрации с текстовыми пояснениями длямалограмотного потребителя («библия бедных»). Это были оттески с цельных досок(ксилография) до 1530г.
Изобретение книгопечатания,т.е. печатания с набора из отдельныхлитер, принадлежало немецкому типографу – Гуттенбергу.
Предпосылки:
-информационная (потребностьв информации) т.к. развитие торговых отношений, капиталистических отношений.Первыми периодическими изданиямисчитаются вышедшие в 1609 г.немецкие газеты. Этим же готом датируетсярождение прессы;
— материально-технические предпосылки (прогресс в научной ипроизводственной областях), в местодорогостоящего пергамента появляется  бумага;
— к 16 в. Появиласьпотребность в новой функции – отражение общественного мнения; Предшественниками первых газет стали венецианскиерукописные газеты (представлялисобой листы сложенные в двое и заполненные от руки) и назывались они авизи.
Первый номер официальной франц. Газеты увидел свет 30 мая 1631г. Её название – «ЛяГазет" – как серебрян. монета,которой платили венецианцы в 16 в. за авизи.    
— 17 в. Появлениежурналистов, начало эпохи буржуазной революции.
— эпоха персонализации журнализма – газета писалась однимчеловеком.   Этапы функционального развития периодических изданий.
1.Нерегулярный информационный листок. Первое издание в Россиипоявилось как правительственное. Зарубежом – это коммерческое издание.
2. Регулярно периодическивыпускаемый листок по различным разделам, информацияуниверсальна.
3. Распределения газет поинтересам, тематические издания.
4. Средство отражения иформирования общественного мнения.
5. Агитации и пропаганды политических взглядов.
6. Газета как инструмент государственной политики.
7. Средство формирование политики различных социальных институтов.
5. Защитачести, достоинства и деловой репутации.
Право на опровержение.
Распространение недостоверной инф. является не только «загрязнениеминф. пространства, но и нарушением прав человека.
Гражданский кодекс РФ развиваяПоложение части 1 статьи 23 Конституции РФ, признает за гражданином правотребовать по суду опровержение, порочащее его честь.
Закон о СМИ обязываетредакцию опровергнуть в том же СМИ (если автор выступил анонимно или подпсевдонимом, то единственным ответчиком становитсяредакция).
В опровержении указывать:
— какие именно сведенияне соответствовали действительности,
— когда и кем они были распространены в данном СМИ
СМИ адресованы нормы, касающиесяотказа в опровержении:
— текст анонимный
— текст являетсязлоупотреблением  свободы массовой инф.напр. содержит призыв к захвату власти.
В отношении печатных СМИ опровержение:
— должно быть помещено под заголовком опровержение
— тот же шрифт, что и у опровергаемого текста
— то же место полосы (дляТВ и радио в то же время)
— объем не должен превышать боле чем в двое объемопровергаемого текста.
Основанияосвобождения редакции СМИ отответственности.
Главное средство защиты – доказательство того, чтосведения соответствуютдействительности (статья 57 Закона оСМИ).
Право на ответ.
Закон о СМИ (ст.46) предусматривает механизмы защитычести, достоинства и т д. в случаях,когда распространяемые сведение небудут порочащими.
— не соответствую действительности
— ущемляютправа и интересы граждан
 (это фактическиеошибки, и это замалчивание важных обстоятельств)
Клевета и оскорбление.
Уголовный кодекс.
В отличие от клеветы, оскорбление в СМИ будут на лицотогда, когда имеет место умышленное унижение чести и достоинства другого лица,выражающее в публичном выступлении или СМИ
Нарушение неприкосновенности частной жизни.
Право каждого на неприкосновенность частной жизни,личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров признается Конституцией РФ (ст. 23)
Закон о СМИ обязываетжурналиста получить согласие на распространение в СМИ сведении о личной жизниграждан. 
6. Журналистская деятельностьБелинского. С 1834 Б. печатался в“Телескопе” Надеждина. В том же году “Молва” (газета, приложение к “Т”) публикуетего первую большую работу “Литературные мечтания”(критик приходит к выводу, что в России нет литературы, но не воспринимает этотрагически, считая, что передлитературой в России открыто будущее). В 1835 Б. назначен временным редактором“Т.” Б. пишет статьи о Гоголе, Баратынском, Бенедиктове, Кольцове, выступаеткак переводчик и рецензент. “Ранний” Б. придерживалсяидеалистических представлений о литературе (“Литература сама себе цель, и внесебя цели не имеет”). “Поздний” Б.(в период “Отечественных записок” и “Современника”) большое внимание уделяет политическим идеям.В литературе он ищет прежде всего отражения“действительности”. Еще в “Телескопе” Б. активно боролсяс романтическим направлением в литературе (Бенедиктов, Марлинский). В статье“Ничто о ничем” Б. попытался создатьтеорию журналистики; он считал, что главное дляжурнала — “иметь собственную физиономию”, направление. В 1836 “Телескоп”закрыли за публикацию “Философического письма” Чаадаева. В 1838 Б. начинаетпечататься в реорганизованномжурнале “Московский наблюдатель” и в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду”” Краевского. В к. 30-х гг.Б. переживает идейный кризис, который сменяется периодом “примиренияс действительностью” (1838 — 40 гг.) В начале 1839 Белинский переходит в “Отечественныезаписки” А. Краевского. По условиямдоговора, Б. должен был вести отдел критики и библиографическую хронику. С еготочки зрения, полемика была оченьважна для журнала. Б. выступал такжеза повышение качества беллетристики и литературно-критических материаловжурнала Статья Б. “Речь о критике”:новые принципы рассмотрениялитературных произведений; критика названа составным элементом искусства,выразительницей общественного мнения,орудием воспитания. Б. регулярно делает годовые обзоры русской литературы.  В середине 40-х гг. — серьезные противоречия в журнале. Краевского не устраивала политическая острота выступлений Б., и он пытался сдерживать Б. В 1845 Б. участвует в предпринятом Некрасовым издании сборников “Физиология Петербурга” и “Пб. сборник” (Некрасов, Григорович,Достоевский, Даль и др.) — это ознаменовало рождение так называемой“натуральной школы” (термин Ф. Булгарина), “гоголевского направления” в литературе, а вступительная статьяБ. к одному из сборников стала как бы манифестом этого направления.  В 1846 Б.окончательно уходит из “ОЗ”. В 1846 Б. приходит в «Современник». Б. критикуетсловянофилов, но не отрицает ихзаслуг. Б. делает рецензии на повторные издания«Мертвых душ» Гоголя. Статьи Б.предовали направления «С». В статье“Взгляд на русскую литературу 1846года” Б. излагает не только свои литературные взгляды,но и политическую программу. Рассуждаяо русской литературе, Б. затрагивает и общественно-политические вопросы, вчастности, проблемы ликвидации крепостничества, движенияРоссии по пути прогресса, в котором западноевропейские страны значительно ееопередили.В 1847 позиции “натуральной школы»укрепились. Б. считает. Что российскаяжурналистика должна быть актуальной и социально- значимой. 7.Авторское право в России. Закон РФ «Об авторском праве и смежныхправах».
Авторское право — совокупность юридических норм и правил, регулирующих правовыеотношения по использованию произведений,являющихся объектами интеллектуальной собственности.
Институтом авторского права исмежных прав регулируются отношения, которые возникают в связис созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства(регулирует авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передачорганизаций эфирного и кабельного вещания(регулируют смежные права).
Сообщения о событияхи фактах, имеющих информационный характер, не являютсяпредметом авторского права. В законе о авторском праве защищаются лишь те произведения,которые имеют объективную форму (существуют вне автора). Приводимый в законе РФперечень объектов достаточно широк – это свидетельствует об универсальностиавторского права. Российское авторское право не защищает публично произнесенныеречи, обращения, доклады и другиеаналогичные произведения, допуская их свободное воспроизведение в газетах, журналах,на радио и ТВ. Возникло произведение – возникло авторское право. (не нужноспециально подавать на авторские права). Кроме имущественных прав, авторобладает неимуществеными – право авторства, право на авторское имя, право на защиту произведенияили его названия и т.д.
8. Реклама в СМИ (функциональные и правовые аспекты). Этическое- профессиональные кодексы, саморегулирование. Правовое: Закон о рекламе(1995). Министерство антимонопольной политики — государственный орган, которыйследит за соблюдением законодательства о рекламе. Реклама = информация. Реклама — распространяемая в любой форме информация,предназначенная для неопределенного круга лиц, цель которой — пробудитьили усилить интерес к физическому или юридическому лицу, идеям, товарам, начинаниям.Политическая реклама, в отличие откоммерческой, регулируется Закономоб избирательных правах, а Законом о рекламе не охвачена. Требования к коммерческой и политической рекламе несколькоразличны. Коммерческая рекламадолжна быть: 1)различимой — отделяться от другой информации с помощью определенныхтехнических приемов (на ТВ, радио — пауза, слово “реклама”, заставка; в газете- меняетсяшрифт, графическое оформление и т. д.), нельзяиспользовать скрытую рекламу; 2)достоверной — сведения,которые распространяются в рекламе, должны соответствоватьдействительности; 3)добросовестной — нельзяприбегать к неприличным трюкам и хитростям,осуществлять рекламу за счет унижения отдельных групп людей, использовать заимствованныеиз другой рекламы слоганы, музыкальные вставки и т. д. Существуют специальныетребования к рекламе табака, алкоголя и медикаментов (Гл. 2, ст. 16 З. о р.). Рекламатабака и алкоголя не должна:
— содержать демонстрациюпотребления этой продукции, а такжесоздавать впечатление, что их употребление имеет важное значение для достиженияобщественного, спортивного и др. успеха, хорошего самочувствия и т. д.;
— дискредитироватьвоздержание от употребления а. и т.,содержать информацию о положительных терапевтических свойствах а. и т.;
— обращаться непосредственно к несовершеннолетним, использоватьобразы физ. лиц в возр. до 35 лет, высказыванияили участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц до 21 года;
— распространяться в радио- и ТВпрограммах с 7 до 22 часов местноговремени;
— распространяться в любой форме в изданияхдля несовершеннолетних;
— распространяться на первой и последней полосах газет (страницахжурналов);
— распространяться в детских, учебных, спортивных, медицинских,культурных организациях, а такжеближе 100 м. от них.
9. Современнаяжурналистика развивающихся странАзии, Африки и Латинской Америки.
Арабская пресса.
В арабскоммире не существует свободной прессы. Периодика издаетсяи финансируется государством, поотношению к прессе и журналистам применяются авторитарные методы управления и контроля.Ограниченность аудитории (без образования)и узость национальных рекламных рынков делают принципиально невозможнымразвитие коммерческой прессы. Традиционно арабскаяпериодика является весьма политизированной. Арабские издатели ижурналисты испытывают давление не только со стороны правительственных кругов.Пресса находится под пристальнымвзглядом различных экстремистскихсил. Но в последнее время в арабскоммире усиливается тенденция коммерциализации прессы. Возможно в будущем будетпоявляться все больше частных СМИ.
Развитиепечати в Африке.
Впостколониальный период во всех странах Африки издавалось лишь около 170ежедневных газет. Многие из них были похожи на бюллетени, заполненныеофициальной информацией. Развитие периодической печати Африки затрудняетсяцелым рядом негативных факторов –экономическая отсталость,нестабильность, высокий уровень неграмотности, неразвитость коммуникаций исредств доставки, чрезвычайно этническое разнообразие населения ( жители континента говорятна 800 языках и сотнях диалектов).это серьезно затрудняет развитие печати, т.к. использование языков – посредников не всегда эффективно, потомучто большинство из местных языков неимеет письменной или литературной формы, а языкколонизаторов известен лишь небольшой группе образованных африканцев.Невозможно сформировать массовую читательскую аудиторию, нет рекламы, низкая покупательнаяспособность населения. В настоящее времявсе изменилось – появились частныеиздания, противостоящие правящимрежимам, раскрываются злоупотребления правительственных чиновников.
— Распространение рекламытабака обязательно должносопровождаться предупреждением овреде курения — не менее 5 %рекламного пространства или 3 секунд эфирного времени. Реклама медикаментов приотсутствии патента на их производство и/или реализацию не допускается; реклама лекарств, отпускаемых по рецепту, а такжемедицинских средств, требующих специальной подготовки, допускается с учетом требований выше и только в печатныхизданиях, предназначенных для медиков или фармацевтов.
Периодическаяпечать в странах Латинской Америкиболее развита, чем в странах Азии и Африки. Длялатиноамериканской периодики характерно расслоение между столичной прессой иостальными печатными изданиями,которые находятся в сложных экономических условиях. Периодические изданиявыпускаются преимущественно наевропейских языках. Наличиезначительного процента неграмотности, экономические факторы препятствуют достижению в Латинской Америке уровня обеспеченности населенияпериодическими изданиями,характерного для еропейских стран,США и Японии.    
10. Формы и методы исследования общественного мненияв социологии журналистики. Качественныеметоды можно условно разделить на два класса: первые из них используются при сборе эмпирических данных (например, какнаблюдение, эксперимент, прогнозирование, интервью и т.д.), а вторые — прианализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку,типологизацию и т.д.). В социологии метод наблюденияразделяют по на структурализованноеи неструктурализованное, по месту проведения(полевое и лабораторное), по регулярностипроведения (систематическое инесистематическое), по позиции наблюдателяв исследовании (включенное и невключенное). В структурированном наблюдениижурналист фиксирует события по четкозаданному плану, а в неструктурализованном — ведет наблюдение, находясь в свободном поиске, ориентируясь лишь на общие представленияо ситуации. Полевое наблюдение предполагает обращенность журналиста к той илииной ситуации в определенные периоды времени, а несистематическое — спонтанность в выборе наблюдаемого явления.
Областиприменения социологических данных вжурналистике: 1) проектирование и оценка деятельностиСМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3)планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализсоциальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.
Источникисоциологических исследований: издания(СОЦИС, монографий ведущих социологов, пресс-релизы социологических центров),заказ исследования (или блокаисследований). ВЦИОМ, фонд общественного мнения- организации, где можно получить социологическую информацию.
Журналистыиспользуют опросные методы дляизучения различных объектов,проблем, в самых разных ситуациях.Экспресс-опросы по случайной выборке — телефонные и еще чаще — уличные  — весьма распространены в практикегазетчиков, радиожурналистов, особенно тележурналистов (интервью с микрофоном вруке). Это дает возможность максимально оперативно получить информацию обобщественном настроении, реакции людей на события.Но журналист должен хорошо представлятьсебе, что полученные таким путем сведенияне могут рассматриваться какрепрезентативные (ни величина группы опрашиваемых, ни способ отборарепрезентативности не обеспечивают). Социологи также применяют указанные методы, но на основе специальноразработанной выборки.
Для подготовки обзоров газет, теле- и радиопередачможет применяться метод контент-анализа или его отдельные элементы.Контент-анализ — качественно-количественный метод анализа социальнойинформации. Его особенность — в применении статистических процедур для анализа массивов однотипных текстов(стандартизированная техника,выборка, статистические методы обработки и анализа), когда требуется особаянадежность выводов. Этот же метод дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых другихсовокупностей однородных документов (содержащих информацию под одному и тому жевопросу, группе вопросов), которые могут рассматриватьсякак документы — носители интересующей журналиста информации.
11 Телевидение в системе СМИ
Специфика ТВ: вездесущность. Второе — способность передавать сообщение в формедвижущихся изображений,сопровождаемых звуком, — экранность ТВ.
Третье- способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии — в моментсовершения его. Одновременностьдействия, события и отображенияего на экране — уникальное качество ТВ. Оно обнаруживаетсятолько в процессе прямой передачи,когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, т.е. внастоящем времени. Способность ксозданию и распространению нефиксированных сообщений называется непосредственностью ТВ. Непосредственностьнеразрывно связана с симультанностьютелепередачи, т.е. одновременностью наблюденияи показа, трансляции.
Звукозрительныйхарактер телевизионной комму


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Функционирование эмоций в процессе целеобразования
Реферат План работы психолога 2008-2009
Реферат Географические зоны Азии
Реферат Формирование и развитее коммуникативных качеств учащихся образовательных учреждений в условиях туристско
Реферат Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии, Баскаков Владимир
Реферат Формирование морально волевых качеств при занятиях физической культурой и спортом детей подросткового
Реферат Ценностно-смысловое развитие студентов
Реферат Функції та структура спілкування
Реферат Формирование впечатлений и агрессии
Реферат Функціоналізм: заключна форма
Реферат Хромосомные аномалии, ведущие к антисоциальности
Реферат Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе чтения и анализа бухгалтерской отчетности
Реферат Приемы и средства личностно-ориентированного обучения иностранному языку в средней школе
Реферат Функциональные возможности в обучении познавательной деятельности
Реферат Формування класного колективу старшокласників