Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Исторический музей города-курорта Белокуриха: экспозиционно-выставочная деятельность

Введение
Актуальность исследованияобусловлена динамичным развитием на современном этапе коммуникативной функциимузея, важнейшей составляющей которой являетсяэкспозиционно-выставочнаядеятельность. В представлении большинства людей музей ассоциируется именнос егоэкспозицией, так какдля большинства посетителей та огромная научная работа поизучению различных событий и явлений, комплектованию, учету, описанию иобеспечению сохранности музейных фондов, малоизвестна.
Экспозиция являетсяосновным, предъявляемым общественности продуктом многопрофильногоинтеллектуального труда коллектива музея. Именно через неемузей проявляет всеособенности своей деятельности как специфического общественного института.
На сегодняшний деньрайонные и муниципальные музеи все чаще пользуются большим интересом со сторонытуристов и гостей города, района. Это связанно с развитием рынка услуг вобласти досуга и отдыха. В условиях жесткой конкуренции музеям приходится вкорне пересматривать формы и методы работы с посетителями. Что в первую очередьотражается на экспозиционно-выставочной деятельности – методах преподнесенияинформации, которые в свою очередь призваны обладать рядом свойств, таких как:доступность, экспрессивность, креативность, коммуникативность, мобильность идинамичность. Лишь продуманная выставка сможет иметь успех у разной категориипосетителя, обладая многослойностью и универсальностью. Для этого необходимотщательное изучение, выявление специфики, разработка новых форм показа длямелких муниципальных музеев.
Город-курорт Белокуриха в2004году получил статус федерального значения, но к сожалению, на музее этоникак не отразилось. Понимая огромное значение и роль музея на даннойтерритории, необходимо привлечь внимание городских властей и спонсоров кпроблеме финансирования музея. Музей славится своими богатыми фондами, но всилу отсутствия штатных единиц и ограниченной экспозиционной площадью музей неможет полноценно раскрыться в экспозиционно-выставочной деятельности.Необходимость изучения фондов музея и его экспозиционно-выставочной работывполне обоснована и является главной целью выпускной квалификационной работы.
Задачи выпускнойквалификационной работы:
·    выявить рольнаучного документирования в формировании стационарной экспозиции историческогомузея города-курорта Белокуриха;
·    проанализироватьпринципы и методы построения стационарной экспозиции музея
·    разработатьнаучную концепцию для создания проекта выставки «Культура и быт АлтайцевконцаXIX начала XX века»
·    составитьтематико-экспозиционный план выставки
·    создатьэлектронный макет выставки.
Объект: музей историикурорта Белокуриха.
Предмет: экспозиционно-выставочнаядеятельность исторического музея города-курорта Белокуриха.
Новизна исследованияобусловлена тем, что ранее в рамках ВКР данный музей не рассматривался заключается,во-первых: ванализе экспозиционно-выставочной деятельности музея курортной зоныи во-вторых, изучение данного музея ранее не проводилось.
Практическая значимостьработы заключается в разработке проекта выставки «Культура и быт Алтайцев концаXIX начала XX века», которая может быть реализоваться в рамках музеягорода-курорта Белокурихи, не нарушая единства постоянной экспозиции.
Временные рамки:1998-2008 гг. Нижняя временная граница обусловлена годом созданиястационарнойэкспозиции в музее. Верхняя временная граница – годом разработки проектавременной выставки.
Методологическую базуработы составили труды Каулен М.Е., Никишина Н.А., Труевцевой О.Н., ЮреневойТ.Ю., Шмита Ф.И., и мн.др. Ихисследования послужили основой для проведенияанализа экспозиционно-выставочной работы исторического музея города-курортаБелокуриха.
Историография. Припроведении исследования автором был изучендостаточно широкий круг литературы. Впервую очередь были рассмотрены монографии и статьи, посвященныепроблемам экспозиционно-выставочнойдеятельности в исторических, краеведческих и этнографических музеях. К нимотносятся сборники научных статей Российского Института Культурологиипосвященные теоретическим проблемам Музейной экспозиции, разработке новыхсценариев и концепций. Использован сборник научных трудов зоомузея Институтазоологии АН УССР, 1976г., Барвойнова Е.П.,[11] посвященный проблемеэкспонирования в отделах природы в краеведческих музеях. Этой же теме посвящентруд Кызыслова И.С. [16]Продолжая тему, но уже в контексте исторических иэтнографическихмузеев можно выделить следующие источники: «Современнаяисториографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев» [23] –здесь описываются проблемы доукомплектования этнографических коллекций иопределения подлинности исторических памятников. Далее идет более подробнаяинформация о роли подлинных материалов в коллекциях этнографического характера- Рихтер О. «Идеальные и практические задачи этнографических музеев»[22].Завершаетданный раздел историографии — сборник под названием «Показ современной жизнинародов СССР в этнографических музеях»[21].
При анализеархеологических памятников был использован труд Алешковского М.Х. «Изучение иописание археологического музейного предмета (на материалах славяно-русской археологии).[8] Описание научных исследований археологического характера, ведение научнойдокументации, анализа, учета при археологических раскопках. Датировка ипреемственность к какому-либо этносу, правильное изъятие из среды и последующаяобработка предметов. Продолжая тему научного описания музейного предмета, важнообратить внимание на источник под названием «Атрибуция музейного памятника:Классификация, терминология, методика». [9] Здесь уже более подробно идет речь обатрибуции, ее этапах и правилах.
Конкретно об экспозиции иоб ее структуре был проанализирован статейный материал: «Новая экспозиция — новый образ музея», «Музейно-экспозиционный фонд Банка России», «Хранитьоткрыто», журнала «Музей» за февраль2008г., где описываются новейшие разработкив области хранения и экспонирования музейных предметов.[19]
При изученииисторического музея города-курорта Белокуриха, нами были проанализированыпубликации местной газеты – «Сибирская здравница», а так же газеты «Аргументы ифакты».
В работе использованыматериалы из статей газеты «Сибирская здравница» с 1998 по 2000гг.
В №8 за 98грассказывается об археологических находках найденных на территории древнихпоселений около подножья горы, они представляли собой предметы домашнегообихода: горшок глиняный для засолки батуна, стеклянную емкость для жидкостей имногое другое.[1]
В №20 за тот же год былаопубликована статья о повседневной работе музея и о потребностях музея вбольших площадях.[2]
В №2 за 99грассказывалось о биографии директора музея
Батуевой Тамары Александровны.[3]
В №37 того же года встатье рассказывалось о третьем годе существования музея, о его сотрудничествес другими музеями: Московским, Кенигсберским, Калининградским, Новосибирским.Велась речь об обмене опытом и ценными находками и сувенирами.[4]
В №20 за 2000 г быланапечатана статья под названием «Содружество музеев». Под эгидой празднованиямеждународного дня музеев, были представлены достижениямногих выдающихсядеятелей таких как А.Л.Мясников – научный руководитель курорта, Г.М.Шершевский ио многих других. Так же были опубликованы выдержки из книги отзывов музеяистории Белокурихи.[5]
В №37 того же годаговорилось о намерении открытия новыхвыставок: «Накануне юбилея музея мыоткрыли экспозицию «История музея».».А так же о новых других идеях, которыепока не реализованы в связи с отсутствием дополнительной экспозиционнойплощадью.[6]
«Аргументы и факты Алтай»в №41 за2004год писали о жизни директора музея Батуевой Тамары Александровны.[7]
Кроме публикаций авторомпроанализированны труды ученых и медиков, занимавшихся вопросом изученияразвития курорта Белокурихи и его целебных радоновых источников. Бенгардт А.А.,Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха», Барнаул 2000г… Остапов А.Д., «КурортБелокуриха»., Барнаул 2003г.Остапов А.Д., Бенгардт А.А., «Белокуриха»., Барнаул1992г. Остапов А.Д., «Белокуриха – Сибирская Здравница»., Барнаул 1982г. Всеэти книги, опубликованы в разные года, но общей темой всех книг являетсяистория курорта Белокуриха, развитие и достижения в области радонолечения.[31.42.43.44]
Андреев С.В., «Вопросыкурортологии и физиотерапии» 1976,№ 5., стр.71-77. В этом отрывке говорится оновых видах услуг для отдыхающих курорта. Об адаптации человека, создании всехусловий для полноценного отдыха. [11]
Зеров К.И., Сакун К.Н.,«Курорт Белокуриха»., Барнаул 1958г. Художественное описание истории курорта.[33]
Комбалов Н.В., «Природа иприродные богатства Алтая», Барнаул 1955г. Речь идет оприродном факторе, как обосновном источнике здоровья. Об особенностях микроклимата, а так же о природныхисточниках целебных свойств.[35]
Основой для разработкипроекта выставки выступили труды ученых занимавшихся вопросом изученияАлтайских народностей.
Так, интересные материалыо шаманизме алтайцев имеются в статьях и книгах В. И. Вербицкого, публиковавшихсяс 1859 г. до конца XIX в. Им подробно зафиксированы моления Улъгену — главномубожеству-небожителю и Эрлику — главе злых духов нижнего мира [13]; данахарактеристика алтайского анимизма и пр. [14].
В 1860-70-х гг. по Алтаюпутешествовал В. В. Радлов. Впоследствии он опубликовал книгу, одна главакоторой посвящена шаманизму алтайцев [18]. Попутно нужно отметить, что с егоименем связана большая часть того, что было сделано в конце XIX — начале XX в…в освещении религии тюркоязычных народов [18]. Шаманизм алтайцев изученчастично. В литературе раскрыты в основном обряды и представления телеутов,алтай-кижи и кумандинцев. Духовная культура тубаларов и челканцев практическиосталась неисследованной.
Наиболее значительныйвклад в исследование верований алтайцев в дореволюционный период внес А. В.Анохин. «Материалы по шаманству у алтайцев», собранные за время путешествия поАлтаю в 1910-1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней иВосточной Азии. Книга состоит из семи глав. В первой дано обобщенное описаниеалтайских духов, божеств и обрядов, посвященных им; во второй — краткоеизложение мифов о сотворении земли и человека; в третьей освещены религиозныепредставления о человеке, его судьбе после смерти и шаманах; в четвертойперечислены виды жертвоприношений духам; в пятой в общих чертахохарактеризованы бубен и костюм южных алтайцев. Далее приведена записьзаклинаний южноалтайских шаманов Полштопа и Мампыя в честь небесных, земных иподземных божеств. Седьмая глава состоит из рассказов о шаманах, с которыми А.В. Анохин встречался. При этом он впервые записал родословные алтайскихшаманов. Последние две главы содержат сведения, дающие возможность длявыявления локальных особенностей верований этнических групп алтайцев, так какони хорошо паспортизированы. Сведения об анимистических представлениях телеутов- одной из этнических групп южных алтайцев — изложены в статье А. В. Анохина«Душа и ее свойства по представлению телеутов» [10].
В советское время визучение алтайских верований внесли заметный вклад Л. Э. Каруновская, Н. П.Дыренкова, С. А. Токарев, Л. П. Потапов.
Л. Э. Каруновская провелав 1923 г. интересный полевой эксперимент. По ее просьбе шаман Кондратий Танашевиз рода тангды алтай-кижи нарисовал изображение вселенной и «путишамана» в ту или иную область. Он сообщил также подробные сведения обожествах и духах, местах их обитания, жертвах, приносимых этим духам, и остепени поклонения им (почитают его все роды алтайцев, или группа родов, илиодин род). Возможно, Л. Э. Каруновская дополнила рассказ шамана полевымизаписями от других информаторов). Если же этого не было сделано, то мы имеемработу, отражающую уровень знания шамана, принадлежавшего к одному роду, духови божеств других алтайских родов и подтверждающую наличие общеалтайскогопантеона божеств.[16] (с. 160-183)
Большую научнуюзначимость для исследования представлений телеутов и обрядов, совершавшихся ихшаманами, имеют материалы Н. П. Дыренковой собранные в 1931 г. на территории современного Бековского сельсовета Беловского района Кемеровской области. Онибыли опубликованы лишь в 1949 г. Вначале автор дает сведения ошаманах-владельцах описанных ею бубнов и об информаторах, сообщивших сведенияоб обрядах изготовления и оживления бубнов [11, с. 107-108]. Затем автор краткоохарактеризовала телеутский шаманизм, «шаманскую» болезнь, меры,которые предпринимали иногда телеуты, «не желавшие, чтобы их родственникстал шаманом». Описываются обряды посвящения в шаманы — обучение егоопытным коллегой, весь процесс изготовления бубна и проведение пира в честьэтого события. В конце первой части публикации имеются сведения о рисунках набубне. В основной части труда Н. П. Дыренкова подробно излагает камлание шаманапри оживлении нового бубна. В ней последовательно перечислены действия шамана иприведены образцы заклинаний, диалогов с различными духами. После этого авторприводит краткое сообщение о порядке обновления бубна, о том, что делали с нимпосле смерти его хозяина. В заключение автор дала сжатое описание трех рукоятокбубнов и пяти миниатюрных бубнов телеутов, хранящихся в МАЭ АН СССР. В целомуникальное исследование Н. П. Дыренковой имеет огромную ценность дляреконструкции обрядов тюрок Сибири, связанных со становлением их шаманов.[15]
В свою очередь, труд Н.П. Дыренковой дополнил Л. П. Потапов, поместивший в том же номере сборника МАЭкраткую статью о бубне телеутской шаманки М. Тодышевой. Он обратил«внимание на некоторые стороны обряда изготовления бубна, преимущественнов той части, которая отсутствует в публикуемых записях Н. П. Дыренковой».Поэтому он привел ранее неизвестные сообщения о духах-покровителях отдельныхродов и рисунках на бубне, уточнил полевые материалы Н. П. Дыренковой обизображениях шаманских птиц и коней. Анализируя эти сведения, Л. П. Потаповвысказал мысль об эволюции шаманских представлений об изображении коней в ходепревращения шамана из служителя родового культа в служителя общеплеменного. [21,с. 191, 196].
В полевое изучениеверований алтайцев заметный вклад внес крупнейший советский религиовед С. А.Токарев. Он совершил три экспедиции на Алтай — в 1930, 1932, 1940 гг., во времякоторых собирал и материалы о пережитках родового культа у алтайцев. Они леглив основу статьи о божествах и духах, которым поклонялись отдельные родыалтайцев. Ценность статьи в том, что автор установил почитание Ульгена главнымбожеством-покровителем лишь частью алтайских родов. Он привел также интересныематериалы о родовых духах-покровителях [25].
Источниковой базойпослужили Книга Поступлений, учетные карточки экспонатов, тематико-экспозиционныйплан стационарной экспозиции, годовые отчеты исторического музея города-курортаБелокурихи.

Глава 1.Экспозиционно-выставочная деятельность исторического музея города-курортаБелокуриха
Научное документированиекак основа экспозиционно-выставочной деятельности.
Одной из важных функциймузеяявляется документирование исторической действительности.Это означает, что черезпредметы музейного значения и зафиксированную информацию о «нематериальнойстороне» человеческой культуры в ходе этой деятельности в музейном собраниидолжна создаваться сравнительно объективная картина жизни общества и природы наопределенном историческом этапе их развития.Это связанно синформационнымпотенциалом, которым обладает каждый музейный предмет.Но, как показывает опыт,сам музейный предмет может обладать малой долей аттрактивности иэкспрессивности. В таком случае прибегают к взаимодействию с другими предметами,т.е. раскрытию информативности экспоната в пространстве экспозиции.Такимобразом, научное документирование находится во взаимосвязи с экспозиционно-выставочнойработы.
Документирование висторическом музее города-курорта Белокурихаосуществляется в соответствии требованиямитеории и методики музейной работы и на основеконкретно разработанных планов.Анализируя документацию музея можно выделить несколько форм комплектования:экспедиции и научные командировки, сотрудничество с коллекционерами;репортажные сборы в момент происходящих событий; дары от частных лиц,предприятий и организаций; приобретение предметов музейного значения у частныхлиц.
Экспедиции и научныекомандировки являютсяосновным источником пополнения фондов. Собранные такимспособом материалы составляют большую часть фондового собранияи, соответственно, стационарных экспозиций.Комплектование преимущественноведется в соответствии с профилем музея, т.е. посвящено характеристике развитиякурортной зоны.Но, в связи с тем, чтотерритория курорта считается заповедником,сохранившим не только уникальную природу, но и остатки ранних культур и бытадревних поселений, наскальные рисунки, различные археологические находки и пр.,в фонде музея сформировалась соответствующая коллекция. Данная коллекция имееткомплексный характер не только предметы материальной культуры этнографическогои археологического характера, но и собрание шедевров духовного наследия:легенды, поверья и пр. В рамках историко-этнографического иисторико-археологического направлений Музей тесно сотрудничает сГорно-Алтайским краеведческим музеем (организуются совместные научныеэкспедиции).Итогам проделанного документирования стал ряд временных выставок, приуроченныхюбилейным событиям Республики Алтай. Так, например, в мае 1999 г была открытавременная выставка, посвященная истории строительства ГЭС на реке Чемал, а в2000 году с июня по август существовала выставка, посвященная развитию туризмана Алтае.[28]
Так же комплектованиеосуществляется и посредством сотрудничества с коллекционерами, хотя такиеслучаи довольно редки. К примеру, директор музея однажды встречалась сколлекционером из г. Бийска, Поповым В.И., который предоставил на временноехранение коллекцию живописи русских художников конца XIX начала XX. Все работыпосвящены уникальной природе Алтая. Выставка экспонировалась с февраля по май2007года. В последующем две картины были переданы музею в качестве дара, это«Утро на реке Катунь» и «гора Белуха» написанные самими В.И.Поповым .
Предметы музейногозначения преимущественно поступают от жителей города и района, в качестве дара.Как правило, это фотографии из семейных архивов, письма, личные вещи, ордена,реже живопись и предметы старины. Так, в экспозиции посвященной этнографии представленыпредметы утвари: ухват, котелок, полотенце, крестьянский женский костюм.[26,27,28].
Покупка предметовпроисходит редко, ввиду недостаточности финансовых средств. В 1995 году былвыкуплен укоренного жителя ткацкий ручной станок концаXIX.[26]
Тем не менее, в музеесобранобширный материал.Так, на 01.02.2008 г. в фондах исторического музеягорода-курортаБелокуриха на государственном учете состоит 13890 ед.хр. (8790 ед.хр. ОФ и 5100ед.хр. НВФ).[27] Собранные коллекции использовались не только всозданиистационарной экспозиции, но и позволили расширить тематику и количествовременных выставок – только в течение отчетного периода (с января по декабрь2007 г.), экспонировалось 620 ед.хр. Что же касается историко-этнографической иисторико-археологической коллекций, то общее количество предметовприравнивается к 4800 ед.хр. из которых 358 единицпредставлено в экспозиции.[28]Это и фотодокументы, датируемые концомXX века, и письменные распоряжения глав.Начальников администрации города, и личные вещи известных жителейгорода-курорта и мн.др. p. [27,28]
Давая оценку работемузея, необходимо отметить, что в музее существует только первичная регистрациямузейных предметов; сортировка материала по основным категориям: нанесение напредметы учетных обозначений, работа с учетными карточками, составлениекарточек научных описаний, внесение сведений в коллекционную(инвентаризационную) опись: работа с книгой поступлений (учета фондов), процессучета и переучета музейных фондов.
Таким образом, материалпервого параграфа показывает, что научное документирование историческойдействительности является основой экспозиционно-выставочной деятельности. Этосвязанно с наличием или отсутствием ряда свойств у музейного предмета. Научноедокументирование призвано анализировать музейный предмет в контекстебудущейвыставки или экспозиции. Наглядно показать весь процесс документирования мыпостарались на примере исторического музея города-курорта Белокуриха.Анализируя фонды данного музея, мы пришли к выводу, что основным источникомпополнения фондов являютсяэкспедиции и репортажные сборы. В результате этойработы были сформированыфонды музея, а именно: основной фонд насчитывает 8790единиц хранения, научно-вспомогательный — 5100 ед.хр В результате проделаннойработы была создана стационарная экспозиция, под названием «Историягорода-курорта Белокурихи». Её мы подробнее рассмотрим в следующем параграфе.
Принципы построения экспозицийв историческом музее города-курорта Белокуриха.
Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные целикоторой осуществляются путём демонстрации музейных предметов, организованных,объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научнойконцепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений [58].
В музееведении достаточнохорошо разработаны теоретические основы построения экспозиций историко-краеведческогопрофиля, и это позволяет проанализировать визуальную коммуникацию историческогомузея города-курорта Белокуриха. Приемы и методы построения стационарнойэкспозиции в данном музее — классические. Экспозиция построена в соответствии схронологией – вся история курорта разбита на временные отрезки, которыехарактеризуют особо яркие события в истории всей Белокурихи. В каждомэкспозиционном комплексе детализированы биографии лиц, внесших особый вклад вразвитие, изучение Белокурихи, а так же представлен развернутый материал о процессеразвития и жизнедеятельностиБелокурихи в разных политических, экономических исоциальных условиях, в контексте исторического развития всей страны.
В историческом музеегорода-курорта Белокуриха стационарная экспозиция носит название – Историягорода-курорта Белокуриха. Она делится на три раздела. Первый раздел освещаетисторию города-курорта Белокуриха. Во втором разделе экспозиции представленаэтнография, а в третьем — уголок живой природы.
Из известных общихпринципов построения экспозиций, таких как научность, комуникативность, предметностьмузейного показа, в исследуемом музеебыли применены все. Основным принципомпостроения экспозиции является принцип научности. Он выразился в наличииподлинников, которые являются прямым доказательством свершившегосяисторического факта. Построенная таким образом экспозицияна основе научнойконцепции, с опорой на подлинные материалы, является залогом успеха у разныхкатегорий посетителей. В контексте выставки можно выделить структурные блоки, вкоторых раскрывается основной материал. Это временные рамки, в которыхпрослеживается развитие курортной зоны, специфики местной медицины и туризма,исключая годы ВОВ.
Принципы коммуникативностиипредметности – так же является неотъемлемым качеством данной экспозиции.Коммуникативность экспозиции выразилась многослойности, которая позволяеториентировать выставку на разные возрастные группы посетителей. Доминирующимявляется принцип предметности. Он позволяет наиболее нагляднопродемонстрировать, к примеру, материал этнографического характера. Поэтомупредметность– играет важную роль, и кроме информационно-содержательной стороны, вэкспозиции представлены подлинные материалы (фотографии, предметы быта, ордена,личные вещи), это существенно обогащает информативность выставки и облегчаетвосприятие. Так, например, в шестом экспозиционном комплексе, посвященномразвитию курорта в послевоенное время, применен показ панорамных фотографий,отражающих красоту достопримечательных мест (родник, гора Церковка, Сосна любвии мн. др) которые при желании может посетить каждый.
Универсальностьзаключается в том, что на основе экспонируемого материала, разработанонесколько программ рассчитанных на разные категориипосетителей. В частности дляпосетителей-гостей курорта (отдыхающих) больший уклон делается на удивительныеместа природного заповедника.
Анализируя по болееконкретным принципам построения экспозиции, можно выделить два принципа – этокомплексно-тематический и хронологический. [58,42] По хронологическому принципувыстроен первый раздел экспозиции, посвященный истории развития курорта. Эточетко прослеживается в последовательности экспозиционных комплексов и ихназваниях: «У самых истоков», конец XVIII начало XIX века. Открытие минеральныхвод, первые поселенцы, Довоенный период истории Белокурихи. (1900-1945г.),Белокуриха в военное лихолетье (1941-1945г.), послевоенный период(1946-1956г.), вековой юбилей Сибирской здравницы (1958-1969г.), всесоюзнаяздравница (1970-1980г.). [приложение 1]
Второй раздел экспозициипод названием – «Этнографический уголок», выполнен с помощьюкомплексно-тематического принципа, и представляет собой собрание предметовкрестьянского быта конца XIX начала XX века. Он выразился в подборке предметов,посвященных характеристике крестьянского быта. Он органично сочетает междусобой разные по своим параметрам экспонаты, образуя единый комплекс,посвященный этнографии. В выставке применен целый ряд экспозиционных приемов,таких как прием «взаимной документации», прием организации предметов, требующихрассмотренияс близкого расстояния, с возможность непосредственного контакта сэкспонатом.
Третий раздел устроен потому же конкретному комплексно-тематическому принципу. Онвключил в себя чучелаптиц и животных, которые обитают на территории курорта и в близлежащих районах.Интересен в данном случае задействованный экспозиционный прием организации«экспозиция в окне». Он позволяет таким образом обособить и выделить выставку,заставляя как бы заглянуть в иное пространство и время.[36]
Отдельным вспомогательнымэлементом в общейстационарной экспозиции является макет-карта территориикурорта. Это навигационная действующая модель, включающая в себя точноерасположение объектов в масштабе 1:10. в макете предусмотрена электродинамика,которая обеспечивает имитацию электрического освещения в зданиях.
Анализируя по конкретными общим принципам построения экспозиции мы пришли к выводу, о том, что в историческоммузее города-курорта Белокуриха преобладают все общие принципы, основным изкоторых является принцип научности. По конкретным принципам построения авторомвыделены два принципа: комплексно-тематический и хронологический.
1.3. Методыпостроенияэкспозиции
Успех построения любойэкспозиции зависит от методов используемых в процессе ее создания. Современнаянаука выделяет несколько методов, таких как систематический, ансамблевый,музейно-образный, тематический и образно сюжетный метод.[36,58] Разделение наметоды связанно с определенной тематикой экспозиции. Ведь для каждой выставкихарактерны свои нюансы, которые возможносгладить или наоборот подчеркнуть,повернуть под другим ракурсом и рассмотреть более детально.В музее историигорода-курорта Белокуриха, использован тематический методс элементамиансамблевого показа. Это выразилось в собрании материалов, посвященной темеистории курорта, а так же направленность на развитие этой истории: с чего всеначиналось, как появились первые санатории и к чему пришли сейчас. Ансамблевыйметод показа выразился во включении в общую канву исторических событийотдельных элементов экспозиции в виде этнографического уголка и уголка живойприроды. Данный метод позволяет воспроизвестиместо, время и атмосферу прошлого,например, этнографический уголок передает убранство крестьянской избы конца XIXначала XX веков, а уголок живой природы показывает представителей живой природыв единстве экосистемы. Такой подход к показу является очень доступным длявосприятия, и обладает повышенной аттрактивностью и ассоциативностью.
Специфика подачиматериала выразилась в экспозиционно-художественном решении. Кроме примененияконкретных методов и принципов в построении экспозиции, существуетнеобходимость сокращения и обобщения материала в целях экономии экспозиционногопространства. Но, в общем, и целом удалось сохранить целостность истории и неупустить важных моментов. В экспозиции задействованы все экспозиционныe пояса,и даже нижний экспозиционный пояс делится на два, это делается для экономииместа, но в тоже время нельзя сказать, что предметы расположены скучено.Наоборот такая мобильностьрасположения предметов помогает сосредоточится, иполучить целостное впечатление. Верхний ярус занимают панорамные фотографиибольших размеров, которые довершают процесс знакомства с историей курортаизображением достопримечательных мест.
Таким образом, музейистории города-курорта Белокуриха, к настоящему времени не располагаетдостаточными средствами для проведения полноценной экспозиционно-выставочнойработы. Нельзя оставить без внимания, тот факт, что особое влияниерекреационного фактора в работе музея вносит некоторые особенности не только вподборе и презентации материала, но и в специфике проведения экскурсий и другихмузейных мероприятий
Анализируяархитектурно-художественное решение стационарной экспозиции, мы постаралисьвыявить основной стиль оформления, раскладки материалов.Первый разделстационарной экспозиции выполненведином цветовом решении (в коричнево-бежевыхтонах), особо значимые события для курорта выделены на тон ярче общего цвета. Экспозициявыполнена в виде стандартных стендов и витрин, основным материалом длямузейного оборудования является дерево и его промышленные разновидности (ДВП,ДСП, фанера). При построении стационарной экспозиции соблюдались основныеправила и нормы построения. Строго выделенный экспозиционный пояс позволяетсконцентрировать внимание. Этого добились с помощью использования нейтральнойцветовой гаммы на протяжении всех разделов, лишь раздел о годах ВеликойОтечественной войны выделен красноватым оттенком, что не противоречит общемухудожественному решению. А так же четкая компоновка и симметричная раскладкаматериала, позволило экспозиции стать удобной для обозрения и изучения. Впределах экспозиционного поясарасполагаются экспонаты небольшого формата — документы, вещи, фотоматериалы, которые необходимо рассматривать с близкогорасстояния. Нижняя граница экспозиционного пояса проходит в 70 — 80 см. отпола, верхняя — 2,2 — 2.5 м. от пола.[32.17]. В общем стилевыполненысопроводительные тексты и этикетаж.
Второй раздел экспозиции,выполнен в виде фрагмента крестьянской избы, в которой предметы расположены всоответствии с их функциональным назначением. Здесь представлены предметыкухонной утвари, мебель (стол, скамья), орудия труда (виллы, грабли и т.д.).Здесь же расположены предметы культовой атрибутики (икона, лампадка).
 В третьей части,представлена большая витринав виде вольера, где представлены чучела животных иптиц. Дополняют картину искусственно воссозданный природный ландшафт, сприменением засушенных трав, мха и веток.
Первый раздел экспозиции,посвященный истории города-курорта Белокурихи, состоит из несколькихэкспозиционных комплексов:
Первый экспозиционныйкомплекс повествует об открытии целебных источников местными жителями, о началеизучения территории региона, о первых научных открытиях сделанныхучеными изБийска и Барнаула. Раздел включает в себя предпосылки развития курортной зоныиприродоохранной деятельности в данном регионе. Комплекс представлен фотодокументами, письменными источниками, археологическими находками.(фрагмент зубамамонта, коллекция монет 1860-1916г., указ Петра I)
Во втором экспозиционномкомплексе идет речь строительстве первого деревянногосанаторного комплекса,включившего корпуса для проживания, а так же первую радонолечебницу. Здесьосвещена историяразвития сферы коммуникаций с соседними городами, обслуживанияпервых отдыхающих, появление первых радоновых ванн и эммонаций для лечениябольных. Здесь представлен подлинный документ о проведении научной экспертизы, проводимойучеными из г.Барнаула, о содержании минеральных веществ полезных для организма,документ датируется началом XX века. Кроме того, представлен обширныйфотоматериал по началу застройки курорта жилыми корпусами для больных,организация термальных ванн (которые являются прототипом современных радоновыхванн), открытие первой радонолечебницы. Весь материал сопровожден пояснительнымтекстом, выдержками из газетных статей того времени. Например, статья П.Тырышкина под названием «Работает за двоих» повествует о нарастающих темпахстроительства новых жилых корпусов.
Третий экспозиционныйкомплекс посвящен существованию курорта в военное время. Белокурихаприютилавоспитанников лагеря Артек, чтоявилось огромным событием в жизникурорта. В честь этого исторического события, на территории курорта былустановлен памятник «Артековцам». Здесь представлены атрибуты советскоговремени (флаг СССР, горн, пилотка, и др) и личные вещи принадлежавшиевоспитанникам лагеря. Особое внимание занимают фронтовые письма, трагическиеистории в лицах, сопровождаемые фотографиями и личными документами, вещами,которые принадлежали местным героям, участникам Великой Отечественной Войны. Вэкспозиции представлены боевые патроны, гильзы, каска, немецкий пистолет, флягадля воды и многое другое.
Четвертый экспозиционныйкомплекс рассказывает о послевоенном периоде, когда раненные и инвалиды войнысъезжались со всей страны для реабилитации и лечения. Данный комплекспредставлен большим количеством медицинских заключений, сделанных во время ипосле реабилитации участников ВОВ. Представлены черно-белые фотографии процессареабилитации – «урок физкультуры», «ручной массаж», «групповая гимнастика наулице».
В пятом экспозиционномкомплексе идет речь о юбилее «Всесоюзной Здравницы». Развитие курорта идетбыстрыми темпами, большой прирост населения, стремящегося попасть на курорт,бьет все рекорды. Осваивание новых территорий для строительства санаториев.Развитие медицинского обслуживания, стечение лучших умов в этой области, совсей страны. Создание научных консилиумов, открытых заседанийпосвященныхпроблемам медицинского характера. Здесьпредставлены письменные,фото-кино источники о поразительных результатах, которые впервые заинтересовалиближнее зарубежье. Тут же расположены статьи о целебных источниках курорта иинновациях в области лечения различныхзаболеваний. Представлены сведения опервом съезде ученых, несколько проектов застройки курорта и его озеленении.Наиболее интересными, на наш взгляд, экспонатами оказались подлинники такихпредметов как: атлас клинической микроскопии, датированный 1972г.; микроскопизвестной фирмы «Цейз», Ч\б фотографии с изображением водных процедур- принятиерадоновых ванн с использованием «душ-массажа» 1961г.[52,57,63]
В шестой экспозиционныйкомплекс включена информация о международной известности курорта, как о«Всесоюзной здравнице». Вековой юбилей обозначен серьезными достижениями вобласти медицины и курортологии. Курорту присвоено звание всесоюзного значения,чтосказалось на дальнейшем развитии «здравницы». В комплекс воли фото материалыо совершенствовании и развитии курортной зоны в целом, представлены документы иличные вещи наиболее известных врачей, руководителей. Кроме прочего здесьпредставлены вещи данной эпохи: патефон 1953г., футляр для перенесения лампы1971г.
Все шесть экспозиционныхкомплексов построены по одинаковымэкспозиционный приемам: прием «взаимнойдокументации»; расположение экспонатов, требующих рассмотрения с близкогорасстояния.
Существуют так же ивременные экспозиции, которые организует музей в честь праздников или тех илииных событий связанных с жизнью города и курорта. Так, например, проводиласьвыставка ДПИ, где демонстрировались предметы вышивки, шитья, резьбы по дереву.Преимущество таких выставок в том, что они могут размещаться не только впространстве самого музея, но и демонстрироваться в санаториях, где выставкамогла бы невольно привлекать внимание отдыхающих в данном санатории. Крометого, у музея существует договоренность со многими санаториями, включаядетские, которая позволяет иметь постоянный организованный приток посетителей вмузей.
Выше дано описаниестационарной экспозиции исторического музея. Она существует уже более 10лет. Воснову экспозиции легли подлинные материалы и предметы историко-культурногозначения. Так же присутствие копийного и научно-вспомогательных материалов,элементов в виде аннотаций, объяснительных текстов, деталей дизайнерскогорешения, помогают дополнить и раскрыть экспозицию.
Итак, в заключительномпараграфе первой главы, рассматривались общие сведения по применениюметодов в экспозиционно-выставочнойдеятельности. В ходе анализа стационарной экспозиции исторического музеягорода-курорта Белокуриха, выявлены основные методы построения экспозиции,такие как тематический метод с элементами ансамблевого показа.Рассмотреныэкспозиционные приемы и общее архитектурно-художественное решение стационарнойэкспозиции.
Подводя итоги первойглавы, автор пришел к выводу о том, организация экспозиционно-выставочнойработыисторического музея города-курорта Белокуриха характеризуется деятельностьюпо научному документированию. Мы попытались проанализироватьэкспозиционно-выставочную работу исторического музея города-курорта Белокуриха,как результат научно-фондовой работы проделанной за все время существования музея.
Что в свою очередьпозволило создать не только стационарную, но и временные выставки. Взяв заоснову научный подход, мы попытались выделить методы, принципы, а так жефункциональныеособенности стационарной экспозиции. Необходимо отметить, чтоизучаемая экспозиция носит вполне традиционный характер представления иоформления материалов, ведь именно такой подход к построению экспозициидостаточно твердо укоренился в сознании людей, понимающий экспозицию какмузейную. Выработанные десятилетиями формы и методы экспонирования материалов,приняли облик системного построения экспозиции. Ее главные отличия: четкость,краткость, выдержанность форм и цветовой гаммы, недостаточное внимание кхудожественному решению. Все это, по нашему мнению, привело к тому, что музейстал терять общественный интерес, в лице молодежи – самой значительной частипосетителя. По нашему мнению, нужно отходить от стандартов построенияэкспозиции в плане оформительского и художественного решения, но этот переходдолжен осуществляться аккуратно и постепенно, сохраняя при этом главныепринципы научности и историзма. Именно такой вариант экспозиции представлен вследующей главе, где мы попытались учесть анализ проектирования стационарнойэкспозиции.

Глава 2. Проектированиевиртуальной выставки
2.1 Научная концепция
Стационарная экспозициямузеяистории города-курорта Белокурихи, состоящая из трех разделов, имеетлогическуюзавершенность. Она посвящена непосредственно самой истории возникновения иразвития курортной зоны на территории Белокурихи, отдельной частью экспозициивыступает раздел по живой природе. Также в экспозиции представлены материалэтнографического и археологического характера, освещающие материальную идуховную культуру русского населения данной местности. Но в связи с тем, чтокультура русского населения не развивалась обособленно, а находилась внепосредственномконтакте с культурой коренного населения (алтайцев) то, было бывполне логично дополнить комплексы стационарной экспозиции временной выставкой,освещающей материальную и духовную культуру алтайцев.[14,15,16,19] Тем более чтов фондах накоплен достаточно обширный материал по данной теме, привезенный сэтнографических и археологических экспедиций.Актуальность проектируемойвыставки связана сразвитием туризма на Алтае. В частности это территорияБелокурихи и Горного Алтая, соседствующие друг с другом. Исходя из этого,целесообразно показать не только традиционную русскую культуру, но и алтайскую,внося тем самым особый колорит в стационарную экспозицию. Данная выставка позволитобъединить и задействовать разные этнографические и археологические предметы вединую гармоничную, структуру, которая в свою очередь, послужитобщеобразовательным и просветительским целям. Кроме того, выставка сыграетбольшую роль в усвоении общего материала, в плане исторического развитиярегиона всоседстве с другой культурой, различие этнографических и религиозныхаспектов – все это послужит, с одной стороныобъективному восприятию разных типовкультур расположенных на одной территории, и пониманию совместногосуществования в синхронномдиалоге культур, с другой. [48]
Выставкабудетноситьвременный характер, более тогоона будет вполне самостоятельной дляперсонального показа. Планируя создать выставку «Культура ибыт АлтайцевконцаXIX начала XX века» мы руководствовались спецификой оформлениясамостоятельных выставок второго раздела общей экспозиции. Именно такаятематическая свобода второго раздела, позволила создать выставку по отдельнойтеме. Основной причиной создания новой выставки будет являться большаяколлекция предметов по данной теме, хранящаясяв фондах музея. Цель выставки — познакомить посетителя с древней культурой Алтайцев конца XIXначала XX века.Она достигается путем решения нескольких задач: показать предметы материальнойкультуры и быта, раскрыть смысл религиозных обрядов через демонстрациюкультовойатрибутики, осветитьисторию кочевых поселений на территории Горного Алтая.Источниками экспозиционных материалов для создания новой выставки явились предметынайденные в этнографических и археологических экспедициях на территории ГорногоАлтая, либо подаренные экспонаты музею от коренных жителей, в редких случаях обмененныеэкспонатыиз других музеев. Существует литература, научные труды ученых, которыезанимались этим вопросом изучения древней культуры Алтайцев, именно на этиисточники мы опирались при создании выставки.
Важно отметить, чтосуществует необходимость доукомплектования выставки, это связанно с утратоймногих экспонатов в процессе, либо перевозки либо саморазрушения от времени. Атак же отсутствия в фондах музея наиболее редких экземпляров культовойатрибутики, но, тем не менее, это не повлияло на содержательность выставки, инекоторые предметы пришлось заменить новоделами.
Тема выставки звучит как,«Культура ибыт Алтайцев конца XIX началаXXвека».Именно этот временной отрезокнаиболее ярко отражает развитие культа. Потому как, в то время происходитплавное ассимелирование народа, что привело к развитиютрадиционной культуры ибыта. [10,15,16]
Тема довольно обширна ивключаетв себя несколько под тем, особо значимые и яркие мы постаралисьосветить. Главной и ведущей темой являетсякультовые религиозные обряды, или какпринято называть в научных кругах «явление шаманизма». Так же представленматериал этнографического характера: предметы быта, одежды, орудий труда.Открывает выставку короткийэкскурс в историю изучения самой территории иалтайской культуры.
Безусловно, данной темойинтересовались ученые, и она достаточно полно освещена в специальной литературе.Такв частности в выставку включены труды ученых, которые занимались изучениемданного вопроса. Приведем несколько имен ученых-исследователей: конецформыначалоформыВ. И. Вербицкий, В. В. Радлов, Н. Н. Малов. В советское время в изучениеалтайских верований внесли заметный вклад Л. Э. Каруновская, Н. П. Дыренкова,С. А. Токарев, Л. П. Потапов, В. П. Дьяконова, Ф. А. Сатлаев, Л. В. Чанчибаева.
 В выставке задействованывсе общие принципы музейной экспозиции. Главным, из которых становитсяпринциппредметности, который выражается обилием аутентичных материалов. Способностьвыражения информации заложенной в вещественных памятниках, очень облегчаетпроцесс усвоения и запоминания материала. Тем более, что сами по себе предметыобладают большой аттрактивностью и экспрессивностью.
Конкретным принципомвыступает комплексно-тематический принцип, это выразилось в подборке предметовкак в степени принадлежности к изучаемому этносу, так и их функциональномуназначению.Задействовано несколько экспозиционных приемов, таких как прием«взаимной документации» и расположение экспонатов, требующих рассмотрения сблизкого расстояния, в пределах наиболее удобного для обозрения.Это достигаетсяпутем демонстрации подлинников с возможностью доступа к экспонатам, а так жечеткость разработанной концепции выставки позволяет ставить научные вопросы,ответы на некоторые из нихможно получить из самой выставки. Это могут бытьвопросы, связанные с этнографическими, историческими, археологическими,теологическимии многими другими аспектами.
Основным методом построениявыставки станет метод тематического с элементами ансамблевого показа. Позамыслу автора именно такой показ станет наиболее доступным и полным длявосприятия.Основная категория посетителей является отдыхающими разныхвозрастов.
На основе выставки можнопроводить мероприятия посвященные древним культовым праздникам, проводитьмастер-классы по созданию предметов быта и обрядовых масок и т.д.
Выставка имеет тривзаимосвязанных между собой экспозиционных комплекса. Но в силу применения вышеуказанных методов и принципов структурной организации, четкой градации несуществует.
Первый экспозиционныйкомплекс под названием «История региона» является вводной частьюзнакомства посетителя с культурой Горного Алтая. Здесь рассказывается оклиматических, природных, территориальных особенностях, древних поселениях,этническом составе данного региона. Раздел представлен в основном фотодокументами, полевыми записями археологов, статьями из СМИ. Большое вниманиеуделено уникальным природным объектам, а так же территориальным особенностямгорной местности, все это представлено с помощью фотографий и панорам. Прием«взаимной документации» явился основным в данном разделе. Кроме того,в данном разделе представлены предметы утвари, орудия труда, предметы охоты.Все эти предметы найдены в результате археологических экспедиций, о которых иидет речь в первом разделе. По методам структурной организации экспонатов здесьможно выделить тематический метод показа, посвященный теме истории, а так женеобходимо выделить принцип предметности и универсальности. Разделпредставленгоризонтальной стеклянной витриной, цвет стенда – оттенки светло-коричневый.Нейтральный цвет, по замыслу автора должен отдаленно напоминатькожу животного,натянутую на каркас жилища или бубна.
Второй экспозиционныйкомплекс посвящен культуре и быту. Здесь представлено жилище Алтайцев – зимник,показанное снаружи, но имея большой оконный и двернойпроем, есть возможностькак бы заглянуть во внутрь жилищаи увидеть некоторые предметы внутреннегоубранства. Используемы прием «экспозиции в окне», автор углубляет идетализирует пространство экспозиции. Здесь же представлены традиционныйженский и мужской костюм северных алтайцев. Раздел выполнен на фоне вечернегогорного пейзажа, где нарисован один из распространенных типов жилищ — зимник, ав оконные и дверной проемы вмонтированы большие фотографии изображающиевнутреннее убранство.
Третий экспозиционныйкомплекс — является главным разделом выставки. Здесь представлена фигурашаманау импровизированного костра в окружении животных. Наличие мелкого скота ввыставке указывает на характер занятий алтайцев – это кочевое скотоводство иохота. Дополнительным элементом станет береза, потому как в шаманизме оно имеетособое сакральное значение. Согласно поверью, вовремя транса душа шамана выходитиз тела и взбирается вверх по черным полоскам березы, как по ступенькам. Дерево– это своеобразный проводник от земного мира к небесному. Настоящий шаманскийкостюм одет на куклу-манекен, находящегося в действие религиозного обряда –камлания.Тем самым, автор хотел выразить атмосферу таинственного явления культа,которое совершает шаман под покровом ночи при свете живого огня. Данный разделвыставки будет дополнен звуковым сопровождением – шаманскими напевами, а длябольшей концентрации внимания во время просмотра данного раздела будет отключатьсясвет. Так же предусмотрены дополнительные спецэффекты, такие как внезапнаядымовая завеса, света декорация, все это в совокупности должно произвестивпечатление и передать атмосферу древнего религиозного культа. Данный разделстанет заключительным и послужит закреплению усвоенного материала. По нашемумнению, выбранная тема для временной выставки является довольно обширной, и приналичии подлинных экспонатов становится достойной внимания разных групппосетителя.
Напомним, что выставкануждается в доукомплектовании вспомогательными материалами, таких как –фрагмент ствола березы, чучела животных, манекен, банера с изображением зимника,увеличенных фотографий интерьера жилища. Исходя из этих соображений мы не сталиуказывать их в ТЭПе.
Подводя итог, необходимоподчеркнуть, наличие подлинников в музее по данной теме. Это и стало основнойпричиной создания временной выставки посвященной культуре и быту Алтайцев.Кроме того, поставленная цель: показать культуру и быт соседнего региона всравнении иконтрасте с русской народной культурой, вполне реализовалась, таккак примененные принципы и методы в обоих случаях совпали («Этнографическийуголок» и «Культура и быт Алтайцев конца XIX начала XX века»). Нововведения,такие как свето- и звуко- декорация послужат дополнительным средством воздействияна формирование общего впечатления посетителей. В архитектурно-художественномрешении было решено отдать предпочтение ансамблевому методу показа, так каквоссозданная атмосфера события или времени создаетэффект присутствия, что всвою очередь обладает большой долей аттрактивности и экспрессивности.

2.2.Тематико-экспозиционный план№
Название раздела
тематическая структура Перечень экспозиционных материалов Инв.№ Размер Примечание 1 История Алтайского региона
1.Статья Даниила Литвинцева «Однажды на Диком востоке»
об экспедиции ученых в районе горы Белухи
2. дневник участника
экспедиции на территории Республики Алтай (Район села Майма).
Фролова Н.Н.
1995г.
3. карта Республики Алтай. (1995г)
4. документ «воспоминания из экспедиции на Алтай»
Археологическое описание
Находок сделанное археологом Спегиным А.В. во время раскопок проводимых на территории Республики Алтай (Район села Майма).
5. альбом. Змельцина И.Н., участникаучастника
экспедиции на территории Республики Алтай (Район села Майма).1995г.
(зарисовки художника простым карандашом)
6. фотография жилища кумандинцев
район Кучурлинского озера, 1995г., цв., сюжетная
7.фотография г.Белуха, 1995г., цв., сюжетная
8.фотография аула южных Алтайцев в районе реки Байгол. (лев.приток Бии) 1995г., Ч\Б.док.,1972г
9.фотография реки Байгол
1995г., Ч\Б.док.,1972г
10.фотография
кумандинского мальчика, Цв.,
сюжетная 1998г.,
11.фотография Коренного жителя Тукаева Ж.Б. с.Майма 2005г.
102Нв.Ф.
1013
О.
177Нв.Ф.
154О.Ф.
166О.Ф.
168О.Ф.
169О.Ф.
170О.Ф.
171О.Ф.
172О.Ф.
173О.Ф.
3листа/ А-4
15 листов\А-4
110\30см
полевая тетрадь А-5, 22листа
А-4, 48листов
 10\15см.
10\15см,
10\15см,
 
10\15см
10\15
10\15см
(Журнал ГЕО,№5,2008,
стр 171-184)
подлинник, дар дар, от краеведческого музея г. Горно-Алтайска
Подлинник
переданный в дар музею женой А.В.Спегина, Галкиной О.М.
Из личного архива коренного жителя Горного Алтая Тукаева Ж.Б.
копии фотографии из городскогоархива 2 Быт и культура Алтайского народа
 12Чегедек — особого покроя женская одежда (длинная безрукавка с положения) поверх рубахи или шубы.1995г.,
с.Майма
13.мужской костюм с головным убором
с.Майма 1995г..
14. наплечная лента с.Майма 1995г..
 15.Скалка деревянная с резьбой на концах с.Майма 1995г.
16.деревянная кадушка с.Майма 1995г.
17.Чесалка с.Майма 1995г..
18.бурдюк для хранения воды с.Майма 1995г..
19.чан железный с.Майма 1995г..
20.селки с.Майма 1995г..
21.колчан
 5 стрел
 лук
 с.Майма 1995г..
22. Арчмак, арчымак -кожаная седельная или вьючная сума
с.Майма 1995г..
23.конецформыначалоформы топор с.Майма 1995г..
1025 О.Ф.
1026
О.Ф.
1032О.Ф
1044о.ф
1045о.ф
1046о.ф
1047о.ф
1048о.
1049
о.ф
1050О.Ф.
1051-1056О.Ф
1057о.ф
1052о.ф
1053о.ф
42 размер.
44размер
110\25см
30см\6см-диаметр
45\27\30см
5\8см
объем 1м куб.
объем 5литров
объем 5метров куб.
50/15см
25см
30см
30\40см
Древко 45см
 
материал дерево
материал дерево
материал кость
материал кожа
материал сплав металла
материалнити изготовленные из тростника
наконечники из сплава свинца и меди, древко деревянное(новоделы)
материал: баранья кожа
Материал: дерево, сплав железа 3 Культовая атрибутика
24.конецформыначалоформыКермежек, (курмежек) — изображение(фигурка божества)
25.Шаманский бубен северных алтайцев (кумандинцев)
1995г.
26.Шаманский бубен южных алтайцев (Алтай-Кижи)1995г.
28.мужская курительная трубка найдена археологами в районе реки Байгол.1995г.
29.женская курительная трубка 1998г.
30конецформыначалоформ Маньяк -шаманский костюм
с навешенными на нем кружками и фигурами, конецформыначалоформысделан из кожи козла,
конецформыначалоформымаленький лук со стрелами для отпугивания духов. На спине рясы пришиты шкуры животных и два медных круга
дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска
1998г
конецформыначалоформы33.маска шаманская (злого духа)конецформыначалоформы
35-42. фигурки диких зверей
43-50. медные колокольчики
37.железный
нагрудник
конецформыначалоформы38.Мужской головной убор
112О.Ф
111 О.Ф
104 О.ф
109
О.Ф.
120О.
191
О
116О.Ф.
117 о.ф
1105О.ф.
1010 О.ф.
4\3\2 см
в диаметре
40с
60с
56см
43см
40-42размер
шкуры до 40см,
круги 5см.куб.
42/38см
1,5/2,5см
2,5/3см
30\30см
25/30/15см
Материал: дерево
материал:
дерево,
кожа,
лоскутки ткани,
мех
материал: дерево
дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска
Материал: кожа
украшен бахромой из перьев черных и коричневых сов
материал: мех – соболя, лисы
материал: железо, сплав меди
Мтериал: дерево
Материал: кость
Материал: сплав меди и железа
Материал: сплав меди и железа
Материал: войлок, украшеный полосками кожи и меха
с33-38 —
дар музею от краеведческого музея г. Горно-Алтайска
1998г

Заключение
Выпускнаяквалификационная работа выполнена по достоверным источникам непосредственно изсамого музея. Так же осуществлялась огромная помощь в систематизации материаласо стороны директора музея, Батуевой Тамары Александровны. Работа охватываетвесь период существования стационарной экспозиции с 1998 по 2008 год. Всеисточникии публикации о музее истории города-курорта Белокурихи, были изучены ипроанализированы. Произведена работа с книгами поступлений, книгой основного ивспомогательного фонда.Просматривался черновой вариант тематико-экспозиционногоплана существовавшей выставки, но демонтированной в связи с переездом в другоепомещение.
Был поднят архив редакциигазеты «Сибирская здравница» с целью выявления публикаций о музее. Ее материалытоже косвенно включены в работу
Поставленные цель изадачи в начале выпускной квалификационной работы, были реализованы впараграфах двух глав. Была произведена характеристика экспозиционно-выставочнойработы исторического музея города-курорта Белокуриха. В ходе достиженияпоставленной цели выяснилось, что организация экспозиционно-выставочнойработыисторического музея города-курорта Белокуриха характеризуетсядеятельностью по научному документированию. Оно заключается в пополнении фондовпутем организованных экспедиций и репортажных сборов. Взяв за основу научныйподход, мы попытались выделить методы, принципы, а так же функциональныеособенностистационарной экспозиции. Экспозиция делится на три раздела, каждый из которыхпостроен по своим принципам и методам, но общими принципами характерными длявсей экспозиции, можно считать принципы научности и предметности.На основе анализастационарной экспозиции, опираясь на фонды музея, мы попытались разработатьновую выставку. Наличие подлинников стало основной причиной создания временнойвыставки посвященной культуре и быту Алтайцев. Выставка отвечает интересамширокогокруга посетителей, так как обладает свойствами аттрактивности иэкспрессивности. Этих свойств добились путем применения принципа предметности,научности, а так же использования метода ансамблевого показа в сочетании сзадействованнымэкспозиционным приемом – «экспозиция в окне».
В соответствиис учетнойдокументацией был разработан тематико-экспозиционный план выставки. На егооснове был спректирован макет, сочетающий в себе не только раскладкуматериалов, но и демонстрацию архитектурно-художественного решения. Макет выставкиимеет вид трехмерного изображения, сделанного с помощью компьютерной 3-Dпрограммы, с применением элементов программы Corel Draw.
Параллельно с выставкой,разработанные программы смогут привлечь внимание детей и взрослых, посредствомпроведения древних праздников, мастер классов, платных автобусных экскурсий,что само по себе повысит авторитет музея, как не только просветительской, но ирекреационно-туристической направленности.
Таким образом, даннаявыставка оживит общую атмосферу экспозиции и станет дополнительным элементомстимулирования посетителя для похода в музей.

Список источников илитературы:
1.        «Сибирскаяздравница» № 8 1998г., стр2
2.        «Сибирскаяздравница» № 20 1998г., стр2
3.        «Сибирскаяздравница» № 2 1999г., стр2
4.        «Сибирскаяздравница»№37 (73) 1999г., стр. 2.
5.        «Сибирскаяздравница» №20(108)2000г. («Содружество музеев»)
6.        «Сибирскаяздравница»№37 2000г., стр. 2.
7.        «Аргументы ифакты. Алтай» № 41’ 2004г., стр. 3.
8.        Алешковского М.Х.«Изучение и описание археологического музейного предмета (на материалахславяно-русской археологии)/Изучение музейных коллекций. М., 1974. С. 78-116(Сб. научных тр. / НИИ культуры. Вып. 21).
9.        Атрибуциямузейного памятника: Классификация, терминология, методика.Справочник//Российский этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;
10.     А. В. Анохин.«Материалы по шаманству у алтайцев» 1929, с. 253-269
11.     Андреев С.В.,«Вопросы курортологии и физиотерапии» 1976,№ 5.
12.     Барвойнова Е.Псб. н.тр.Зоомузея Института зоологии АН УССР, 1976г
13.     Вербицкий, 1886,с. 1-12
14.     Вербицкий, 1893,с. 43-77
15.     Дыренкова, 1949
16.     Каруновская,1935, с. 160-183.
17.     КызысловаИ.С.Русскаяэтнографическая экспедиция.05-О1-18027е. ИЗА РАН
18.     Radloff, 1893
19.     Малов, 1924, с.1.
20.     «Музеум»№5 2008
21.     Потапов Л.П.,1949
22.     Показ современнойжизни народов СССР в этнографических музеях., М-1985 (Музейное дело и охранапамятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 3).
23.     Рихтер О.Идеальные и практические задачи этнографических музеев.
24.     Пер. с нем.//Казанский музейный вестник, 1921, №3-6
25.     Современнаяисториографическая ситуация и проблемы исторических экспозиций музеев., М., 2002
26.     Токарев, 1947
27.     Интервью сдиректором музея Батуевой Т. А.
28.     Книга поступлений2000-2008г.
29.     Годовой отчет за2007г.
30.     Андреев С.В.,«Вопросы курортологии и физиотерапии» 1976,№ 5 стр.71-77.
31.     “Актуальныевопросы деятельности общественныхмузеев”. -М. 1980г.
32.     Актуальныепроблемы фондовой работы музеев / / Труды НИИК. N~90. М., 1980; N~99. М., 1981.
33.     Бенгардт А.А.,Остапов А.Д., «Курорт Белокуриха», Барнаул 2000г.
34.     Зеров К.И., СакунК.Н., «Курорт Белокуриха»., Барнаул 1958г.
35.     Краеведческиезаписки, вып.3, -Барнаул 1999г
36.     Комбалов Н.В.,«Природа и природные богатства Алтая», Барнаул 1955г.
37.     Каулин М.Е.«Музейное дело России»., изд. «ВК»., М-2003г.
38.     Кучин М.И.,«Полезные ископаемые Западной Сибири»., Новосибирск 1934г.
39.     Курлов М.Г.,«Целебные источники и озера Сибири. Труды института исследований Сибири».,1919г.
40.     “Музееведение”под ред. К.Г.Левыкина., -М. 1988г.
41.     МансуровА.А.«Место научно-исследовательской работы в музеях» // Советский музей, 1931,№ 3, с. 32),
42.     Музейныесредства, знаки и символы» // Музейная экспозиция. — М., 1997. — С. 37-54.
43.     Никишин Н.А.«Язык музея» как универсальная моделирующая система. –М., 1998
44.     Остапов А.Д.,«Курорт Белокуриха»., Барнаул 2003г.
45.     Остапов А.Д.,Бенгардт А.А., «Белокуриха»., Барнаул 1992г.
46.     Остапов А.Д.,«Белокуриха – Сибирская Здравница»., Барнаул 1982г.
47.     РевякинВ.С.,«География Алтайского края»., Барнаул 1989г.
48.     Труды Томскогообластного краеведческого музея Томск 2002 г.
49.     Сотникова М.П.,изд. -дрофа М-2004
50.     Сборник трудовГосударственного политехнического музея. — М. 1992 г.
51.     Б.А.Столяров,Н.Д.Соколова, Н.А.Алексеева “Основы экскурсионного дела”. -С-П. 2002г.
52.     ТруевцеваО.Н.Проблемы исторических экспозиций школьных музеев Барнаула. Барнаул., 2002;
53.     14.Тельчаров И.А.«Основы музейного дела» изд. Омега-Л., М-2005г.
54.     Титов В.С.,«Радоновая эманация в термах деревни Ново-Белокурихи», Книжная летопись,1919г.,№4.
55.     Тыжнов Н.,Верещагин В., «Алтайский сборник Заподно-Сибирского отдела РусскогоИмператорского Географического Общества»., Барнаул 1908г.
56.     Фарсова К.Р.Содержание фондовой работы.- М., 2005.
57.     Финягина Н.П.Состав и структура музейных фондов, содержание фондовой работы/Музейное дело вСССР, М., 1975;
58.     Хербст В.А.,Левыкина К.Г., Музееведение. Музеи исторического профиля. Изд.Высшая школаМ-88г.
59.     Шапошников А.И.,«Белокурихинские целебные источники»., Барнаул 1916г.
60.     Шулепова Э.А.«Основы музееведения»., изд. Едиториал УРСС., М-2005г.
61.     Л.М.Шляхтина,С.В.Фокин “Основы музейного дела”. -С-П. 2002г.
62.     Шмит Ф.И.Музейная экспозиция. М., 1999;
63.     Шмаров А.А. Мирмузея. М., 2005;
64.     Шляхтина Л.М.,С.В.Фокин “Основы музейного дела”. С-П 2002.
65.     Эфиндеев Б.А.,Верещагина Г.Н., Бункова Е.Ю., «Вопросы курортологии и физиотерапии»., 1983г.(стр.198-202).
66.     ”Электронный веки музей”. Омск 2003 г.
67.     Юшин Е.Е.Музейные экспозиции. М., 2006;
68.     Юнин О.Р. Структурамузейных фондов. М., 2004;
69.     Юлаева Н.О.Научно-исследовательская работа музеев. СПб., 2005;
70.     Юренева Т.Ю.«Музееведение»., АкадемическийПроект., М-2003г
71.     Юхневич М.Ю.“Яповеду тебя в музей”
72.     Ялова Е.К.Школьные музеи сегодня. М., 2002;
73.     Яновская Ф.С.Музейное дело в России. Самара., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.