Реферат по предмету "История техники"


К вопросу о специфике формирования техносферы в России

Симоненко О. Д.
Напротяжении истории облик техники изменялся и продолжает изменяться. Техника изсовокупности приемов и средств труда развилась в техническую среду иструктурировалась в техносферу – систему взаимосвязанных производств иинфраструктурных отраслей, в которой соединяются живой и «овеществленный» труд.
Дляпроцесса формирования техносферы переломным моментом является сменасоциокультурной парадигмы развития техники в 17 веке, а именно установлениевзаимосвязей между экспериментальной наукой и техникой для практическогоовладения «сокровищницей природы». Новый статус «механических искусств» иориентация научной и технической деятельности на инновации во всех сферахпроизводства и хозяйства составили необходимую предпосылку постепенногоперехода от системы традиционных обществ к объемлющей техногенной цивилизации.
Внастоящее время техногенная модель развития цивилизации является доминантойисторического процесса. Решением задач научно-технического прогресса, обеспечениеминновационного пути экономического развития озабочены государства с обществамисамых разных культурных традиций, которые стремятся быть субъектами, а необъектами в историческом процессе.
Висторической ретроспективе на уровне материальной культуры техника и технологиипоместны, ибо опираются на ресурсы окружающей среды, и поэтому могут бытьотнесены к достижениям того или иного народа.
Вто же время по своей сути техника и технологии в принципе анациональны. Онисвидетельствуют прежде всего об умении целесообразно использовать, организовыватьимеющиеся в распоряжении природные элементы, эффекты и явления. Переностехнологий, заимствование технических решений возможны именно в силу ихуниверсальности. Однако, должны быть основания для такого переноса, он невсегда технико — экономически целесообразен.
Помере «империализации», собирания жизненного пространства различных локальныхматериальных культур и совершенствования способов перемещения переностехнологий интенсифицируется. Развитая техносфера с многовекторной иразнообразной транспортной составляющей в существенной степени снимает проблемулокальности сырьевых и энергетических ресурсов, а значит и размещенияинновационных производств. Люди мигрируют сами.
Проблемаавторства и приоритета наукоемких изобретений – это отдельный многоплановый вопрос.С одной стороны, это достижения конкретных лиц (чтущих свою национальнуюпринадлежность или ощущающих себя гражданами мира), с другой — инженерных инаучных школ, а также в целом определенных стран, достигших высокогообразовательного и научно-технического потенциала.
Историческигосударства складывались на том тот ином месте земного шара. На той или инойтерритории, с теми или иными рельефом и степенью континентальности и ландшафтоми геологическими данными и минеральными ресурсами, которые становилисьприродными богатствами по мере нахождения способов пользования ими (пример сплатиной, нефтью), по мере развития технологии и техносферы.
Россияв цивилизационном плане занимает особое место. Она является евроазиатскимобразованием, вектор развития которого удерживается в европейском направлении.Долгое время это означало принадлежность России к христианскому миру в видеправославной ветви. Киевская Русь складывалась на пути из варяг в греки какпограничное со степью восточноевропейское княжество. В 12 в. значение пути изваряг в греки упало. В 13 веке в результате монголо – татарского нашествияобразуется православный улус Золотой орды, постепенно становящийся к концу 15в. независимой Московией. Затем Россия исторически формировалась как локальнаяцивилизация на периферии европейских центров экономической активности поднапором османов с юга, Швеции и Польши с северо-запада. При этом с христианскойЕвропой налаживались контакты и связи и одновременно происходило размежеваниена фоне неуклонного приращения Азией (от Ивана III в 15 в. до АлексеяМихайловича в 17 в.). Решительный цивилизационный выбор и действия внаправлении вестернизации России были осуществлены Петром I (1698 – 1725).
Ковремени правления Петра Великого в России, как и в других традиционныхэкономиках, имело место специфическое обустройство в окружающей среде, развитиебазовых видов практически преобразовательной деятельности на основе местныхресурсов и технологий, образовался ареал специфической материальной культуры иопределенный хозяйственный уклад. При этом предпринимались меры позаимствованию из Европы технологий. При Иване III итальянец АристотельФиораванти руководил постройкой Кремле Успенского собора, налаживал чеканкумонет, литье пушек, колоколов.
ИоаннIV завербовал в Европе в 1554 г. 123 человека, но их не пропустили в Московиюливонцы. Из Англии прибыли доктор, аптекарь, 5 бочаров, 7 канатных мастеров, скорняк,лесничий. В 1652 г. немецкая слобода в Москве насчитывала около 30 поселенцев.Дворцовые предприятия по изготовлению шелковых и бархатных тканей для царскогообихода насчитывали 18 мастеров, но к концу 1689 г. производство свернулось, и выучившиеся русские разбрелись. Устройство производства бумагиосложнялось тем, что в России не было тонкого тряпья. Для ее производства былизавезены «голландеры» из Европы. При Петре 1 была закуплена новейшая машина длячеканки денег из Нюрнберга, в 1777г. в Кронштадте установлена паровая машинаНьюкомена для осушения Петровского дока (1719 – 1752).,
Догоняющееразвитие в сфере техники началось с Петра I и было теснейшим образом связано снуждами армии и флота – военно – промышленного комплекса. Петр I положил началоне просто заимствованиям и переносу технологий, но созданию по европейскимобразцам собственной организационно – управленческой и научно — образовательнойинфраструктуры для развития техники по инновационному пути. Другими словами, онввел Россию в русло формирования техногенной цивилизационной модели. При немпод государевым «ручным управлением» и финансировании из казны быстрыми темпамив России формировался мануфактурный способ производства. Идеологиюпреобразований плотник на троне демонстрировал своим примером.
Догоняющееразвитие России в направлении технической модернизации обусловлено тем, что еёстартовые условия и возможности иные, чем у стран, первыми вступившими на путьнаучно-технического прогресса как инструмента экономического роста. Причемсущественные технико – технологические инновации и модернизация производстваосуществлялись рывками, зачастую в виде ответов на внешние вызовы (реформыпосле Крымской войны 1853 – 56 гг. и строительство железных дорог, ускореннаяиндустриализация (1925-40 гг.) в предвоенные годы, создание собственногоатомного оружия и баллистических ракет 1945 – начало 1960-х гг.). При этомусилия концентрировались на внедрении самых передовых и, соответственно, дорогостоящихтехнологий. В то же время масштабная золотодобыча в России появляется лишь вовторой половине 19 в., а финансово-экономические инструменты по образцамнемецкого банковского дела, адекватные капиталистической системе экономики, складываютсялишь к началу 20 в.
Следуетотметить, что одного лишь предпринимательского интереса для создания в Россиипередовых производств долгое время (может быть и всегда) было недостаточно.Успеха и признания в особо критических и важных для страны направленияхдостигали подвижники. К ним должно отнести, например, барона ШтиглицаАлександра Людвиговича (1814 – 1884) и Путилова Николая Ивановича (1816 –1880).
Штиглиц- заводчик, владелец Нарвских полотняных фабрик и банкир. Получал займы заграницей, вкладывал деньги в железные дороги. Построил на свои средстважелезную дорогу Петергоф –Гатчина – Красное село. Но акции рухнули в биржевомкризисе. В 45 лет он свернул банкирский дом.Александр 11 назначил егоуправляющим Госбанком 31 мая 1860 г. Занимался созданием частных акционерныхбанков. На средства Штиглица в 1881 г. было открыто Училище техническогорисования и создан музей прикладного искусства. с
ОНиколае Путилове, который начал свою деятельность в дореформенное время, внеснеоценимый вклад в оборону Петербурга во время «Крымской войны в 1854 –55 годах,первым поставил на поток производство в России паровых машин, а затем начал впромышленных масштабах выплавлять высококачественную сталь и наладил выпускнарезных орудий, не уступающих крупповским, следует сказать особо. Имеетсязаслуживающая внимания статья в интернете, которую мы приведем в сокращенномвиде:
НиколайПутилов 1830-х гг. построил в Севастополе и Керчи судоремонтные мастерские.Газеты того времени писали: «Необыкновенные административные способности, сильныйживой ум и колоссальная эрудиция по всем отраслям знаний выдвинули его в делеудовлетворения нужд отечественного флота, которому он служил сначала вофицерских погонах, а затем как энергичный предприниматель, организатор, техник,доброхотный жертвователь, публицист и просто как русский патриот».
Вмае 1854 г. соединенный англо-французский флот блокировал Санкт-Петербург.Возникла реальная угроза захвата союзниками не только Кронштадта, но и столицыРоссийской империи. В этих обстоятельствах чиновник морского ведомства НиколайПутилов обратился к начальству с предложением в спешном порядке создатьфлотилию канонерок, способных действовать в условиях мелководья Маркизовой лужи,как в ту пору моряки именовали Финский залив. Командующий флотом великий князьКонстантин Николаевич счел предложение дельным. Позже Путилов вспоминал: «Ибыло мне поручено: любою ценой, любыми средствами, но к началу кампании 1855года 15 винтовых лодок должны стоять под парами против неприятеля».
Заполгода выполнить эту задачу было почти невозможно — паровые машины, котлы иарматура в России не производились, а закупались в Англии. «Весь декабрь, —писал впоследствии Путилов, — ушел на составление чертежей, размещение заказови бесконечные уговоры, поскольку «малые» хозяева весьма смущались новостьюдела. Весь январь, февраль и март во всех уголках столицы, где только естьчто-либо для механического дела, начиная от заводов и до чердаков, где временнобыли устроены мастерские, везде работали с неутомимой деятельностью — в двесмены». Путилов привлек к выполнению ответственного государственного заказа двадесятка заводов и мастерских. «К концу февраля, — вспоминал Путилов, — свезлиоткуда что и начали собирать. К 15 марта первая машина собрана на заводе. А ужев мае того же года, то есть через 100 дней, 32 вооруженные канонерки, каждая спаровой машиной в 80 сил, стояли в Кронштадте».
Междутем командующий флотом союзников вице-адмирал Ричард Дондас получил приказвзять Кронштадт, чего бы это ни стоило. Однако первая же встреча с путиловскойфлотилией остудила пыл союзников — юркая канонерка под названием «Шалун» близТолбухина маяка влепила в борт английского фрегата пару 60-фунтовых ядер и, покатот готовился к стрельбе, стремительно исчезла. Французский адмирал Пэно с тревогойдоложил в Париж: «Паровые канонерки, столь невозможно быстро построенныерусскими, совершенно изменили наше положение». В ноябре 1855 годаангло-французская эскадра была вынуждена отступить. Всего Николай Путиловпоставил на кронштадский рейд 81 корабль, в том числе 14 корветов.
Дляпроизводства котельных листов Путилов, взяв морском департаменте кредит, построилв Финляндии, входившей в состав Российской империи, три металлургических заводана озерных рудах… Его заводы ежедневно выплавляли по 200 тысяч пудов железа истали, причем комиссия адмиралтейства после испытаний признала, что качествопутиловских котельных листов выше, чем у прославленного английского заводаЛоу-Мура, поставлявшего эти самые листы для нужд российского флота.
Другоедеяние Николая Путилова — Россия закупала нарезные орудия и снаряды угерманского промышленника Альфреда Круппа. Между тем в уральском Златоустевыпускник Горного института подполковник Павел Михайлович Обухов создалпревосходную сталь, которая по своим качествам превосходила крупповскую. Крометого, по расчетам, пушки из обуховской стали должны были обходиться казне вшестнадцать рублей за пуд, а крупповские в сорок пять, не считая расходов наперевозку.
Ночтобы из этой стали делать корабельные пушки, необходимо было специальноеоборудование, которое в России не производилось. Путилов закупил в Англииоборудование и построил в Петербурге большой сталелитейный завод. В апреле 1864года его завод произвел первую плавку, а 1871 году морское ведомство незаказало Круппу ни единого стального ствола. Павла Обухова к тому времени ужене было в живых — он умер в 1869 году, после чего по требованию Путилова зазаводом официально закрепилось название «Обуховский сталелитейный»
ЗатемНиколай Путилов берется за новое дело. В декабре 1867 года из-за морозов наНиколаевской железной дороге один за другим начали лопаться австрийские рельсы.Путилов предложил министерству путей сообщения рельс собственной конструкции —на три четверти он был из железа и только верхняя часть из стали. Такой рельспо прочности не уступал стальному, но стоил в два раза дешевле. Путилов готовбыл завалить Россию рельсами, если ему предоставят монопольное правоиспользовать рельсы, отслужившие свой срок. Получив это право, он приобрелзаброшенный заводик на берегу Финского залива. Рабочих, по словам Путилова, набиралитак: «Кинули клич по губерниям — ехать свободному народу по железным дорогам ина почтовых. Через несколько дней приехало до тысячи пятисот человек; сделалирасписание — кому быть вальцовщиком, кому пудлинговщиком, кому идти к молоту, комук прессу». Через 18 дней завод стал катать по 5000 пудов рельсов в сутки, ачерез год стал крупнейшим металлургическим предприятием России, котороепроизводило не только рельсы, но и вагоны, паровозы и мостовые фермы
Последнимпроектом Путилова стало строительство в финском заливе морского канала длиной 32 км и петербургского порта. Путилов разработал проект, включавший сооружение маяков, углубление днаФинского залива, строительство причалов, зданий и складов морского порта. Делов том, что Мелководность Финского залива на подступах к столице не позволялапроводить к Петербургу крупнотоннажные суда. Они вынуждены были становиться наякорь и разгружаться на Кронштадтском рейде. Далее грузы перегружались налихтеры, которые транспортировали заморские товары в столицу или везли изгорода на Кронштадтский рейд продукцию российского производства. Провоз товаровот Кронштадта до Петербурга стоил столько же, сколько от Кронштадта до Лондона.
Однако,из двадцати миллионов рублей, которые правительство обязалось предоставитьПутилову, он получил только два, чего хватило лишь на прокладку к будущемупорту железнодорожных путей. Но строительство канала не останавливалось ни надень — Николай Путилов пускал в дело оборотные средства своего завода, распродавалего акции, залезал в долги. Кончилось все тем, что завод был признан банкротом.Но великий российский предприниматель до этого не дожил — он умер от инфаркта18 апреля 1880 года, завещав похоронить себя на дамбе Морского канала.Император Александр II, узнав об этом, пожал плечами: «Если бы Путилов завещалпохоронить себя в Петропавловском соборе, где погребают лишь императоров иимператриц, я бы и на это согласился». Гроб с телом Путилова рабочие его заводапронесли на руках более 20 километров. В 1907 году прах Путилова и его супругибыл торжественно перезахоронен в новой заводской церкви, под алтарем. Всоветское время в церкви поначалу был клуб «Красный путиловец», а затем тамразместилась ткацкая фабрика. Когда сносили алтарь, то обнаружили памятнуюплиту и два гроба под ней. Плиту переплавили, а гробы сожгли в местнойкотельной.
Торжественноеоткрытие 32-километрового канала для прохода крупнотоннажных судов состоялось15 мая 1885 года. В этот день Петербург стал крупнейшим портом России. Чтокасается завода, построенного Николаем Ивановичем Путиловым, то в 30-е годы онбыл переименован в Кировский, однако коренные петербуржцы неизменно называли ипродолжают называть его Путиловским.
ВСССР для ускоренных технологических прорывов в промышленном развитии приналичии финансовых и иных трудностей использовались особыеорганизационно-управленческие формы (плановая экономика, мобилизационно-репрессивныйрежим, административно-командное управление). Очень важное значение имелоидеологическое сопровождение технологических прорывов.В настоящее времярыночные механизмы и предпринимательский интерес в развитии научно-техническогопрогресса связаны прежде всего с возможностью коммерциализации нововведений.
Втехносфере России в целом представлены те же универсальные технические решения,что и в других странах (в военной сфере оригинальные решения являютсянеобходимым компонентом). Особенности сосредоточены в инфраструктурнойсоставляющей и связаны с природно-климатическими обстоятельствами. А именностроительство в условиях вечной мерзлоты, широкая колея и спецметалл длярельсовых путей на железнодорожном транспорте, ледокольный флот, спецификамостостроения и гидротехнических сооружений на полноводных замерзающих реках ит. п. Имеются специальные инженерные решения для природно-техническихкомплексов нефте- и газодобывающей промышленности, в теплотехнике итеплоснабжении.
Наукоемкиедорогостоящие технологии фактически являются внутритехносферными в отличие отприродно- технических комплексов. Так, аппаратная часть информационных системсоздается полностью «внутритехносферно». Например, производство кристаллов длякомпьютеров осуществляется на автоматических технологических линейках вабиотической искусственной среде внутри специальных капсул. Их разработка ивнедрение и зависят не столько от уровня научного потенциала, сколько оттехнологического, а также от маркетинговых условий. Прорыв России на уровень«высоких технологий» представляет собой непростую комплексную проблему.
Выводы:
1.Особенностив строении техносферы России объективно зависят от природно-климатических ипространственно-географических факторов.
2.Особенности процесса развития техники и создания в России техносферы взначительной степени обусловлены социально-экономическими и культурно — политическимипараметрами России, сложившимися исторически под влиянием тех же факторов входе развертывания геополитических и цивилизационных процессов.
ВЕХИФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОСФЕРЫ В РОССИИ
ПЕТРI (1682-1725) ВПК ДЛЯ АРМИИ И ФЛОТА. Верфи, порты, каналы, мануфактуры, заводы.
АЛЕКСАНДРI (1801-1825) ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НИКОЛАЙI (1825 – 1855) пути сообщения
АЛЕКСАНДРII 1855 – 1881 система госРеформ
АЛЕКСАНДРIII (1881-1894) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
НИКОЛАЙII (1894-1917) СВЯЗЬ, РАДИОСТАНЦИИ, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА
СОВЕТСКИЙПЕРИОД:
¨1920г. — ПЛАН ГОЭЛРО (электроэнергетика и электрификация, восстановлениепромышленности и транспорта);
¨С 1925 г. – ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ; КАНАЛЫ; ТУРКСИБ.
После 1945 г. — АТОМНЫЙ И КОСМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТЫ; ПЛАН ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ;ГИДРОСТРОИТЕЛЬСТВО; АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА; НЕФТЕГАЗОДОБЫЧА, ПЕРЕРАБОТКА ИТРАНСПОРТИРОВКА; БАМ.
Вих рамках – отрасли машиностроения, приборостроения, вычислительная техникаэлектроника и др. производства.
СОТРУДНИЧЕСТВО:ГЕРМАНИЯ ( 1920-е – 1930-е); (США (1930-е), ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ (1960-е — 1970-е).
Список литературы
СимоненкоО. Д. История техники и технических наук философско-методологический анализэволюции дисциплины. — М.: ИИЕТ РАН им. С. И. Вавилова, 2005. 218 с. сс.151 –156.
КулишерИ. М. История русского народного хозяйства. 2-е изд. — Челябинск: Социум, 2004.– 743 с.
КнягининЕвгений. Практический деятель Николай Путилов Постоянный адрес статьиhttp//1k.com..ua/243/details/9/1Гершенкорн А. Экономическая отсталость висторической перспективе // Истоки: Экономика в контексте истории и культуры /М.: ГУ ВШЭ, 2004. – сс. 420-447.
БродельФернан. Грамматика цивилизаций – М.: Издательство «Весь Мир», 2008. –552 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.