Реферат по предмету "Психология"


Ознакомление с основными направлениями работы психолога

--PAGE_BREAK--Заключение: Х = 2.7 %, С = 21.6 %, Ф = 32.4%, М = 43.3%
Доминирует меланхолический тип темперамента.
Это свидетельствует о слабой нервной системы и инертности нервных процессов. Испытуемый стеснителен, часто теряется в новой обстановке, мнителен, обидчив. Обладает спокойной размеренной речью. При неудачах чувствует подавленность и растерянность. Незначительный повод может вызвать слезы. Малая реактивность. Медлительный психический тип, ригиден. Нельзя сказать, что пессимист, так как способен на глубокие чувства (отважен). В отношениях – ведомый.
3) Лекция – беседа «Искусство общения»
«Общайтесь с людьми так, как будто они на самом деле такие, какими они хотели бы быть, и вы поможете им стать такими».
И. Гете.
Процесс общения между людьми мы начнем рассматривать с их эмоциональной связи, затем перейдем к практическому решению благополучного общения, и дадим ответы на ваши конкретные вопросы.
Отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Можно говорить о так называемом сенсорном голоде в жизни человека, а особенно в период его становления, отсутствие стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная деривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений.
Часто люди заводят кошек или собак от недостатка сенсорного общения человеком. Замечено, что человек обреченный по разным причинам на сенсорную и социальную изоляцию впадает в апатию, что приводит к дегенеративным изменениям, а часто и к суициду. В этом смысле ощущения сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода. С одной стороны, человек постоянно стремиться к физиологической близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем.
Но жизнь ставит препятствия этому, и он учиться довольствоваться едва уловимыми, иногда символическими формами физиологической близости.
И любой иногда «метафорический якорь», простой намек на узнавание в некоторой мере может удовлетворить его:
· Артисту необходимы постоянные восторги и похвалы от поклонников.
· Ученому признание его заслуг.
· Женщине комплимент.
· Военным победы.
Эрик Берн, определил это как «поглаживание». В этот термин он вкладывает смысл, как для обозначения интимного контакта, так и любые другие формы общения. На практике это может принимать самые разные конфигурации.
Например:
· ребенка не только поглаживают и обнимают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу,
· при разговоре это проявляется в интонациях и употребляемых словах, которые формулируют свое расположение к данному человеку. В своей теории игр Берн подчеркивает, что любое общение полезно и выгодно для людей. И, исходя, из этого посыла он создал – «Теорию игр, в которую играют люди».
Люди постоянно озабочены проблемой общения, умением разговаривать, как с другом, так и с начальником. И от того, как сложиться беседа, может зависеть многое в жизни человека.
«Что я буду говорить с ней, при нашей встрече?»
«Что я скажу на вечеринке?»
«Как просить добавки к зарплате у начальника?»
«Как ответить на экзамене?»
Каждый может вспомнить ситуацию, когда нечем заполнить паузу в разговоре, при чем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.
Часто путают – «общение» и «отношения», эти два понятия не совпадают. Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Нередко мы не учитываем своей выгоды при общении с другими людьми. Мы запугиваем их, спорим с ними, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо. И вот уже наши отношения не складываются, так как мы бы хотели.
«Смысл общения – в его результате», это общеизвестно.
Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. д.
Коммуникативная – сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.
Интерактивная – сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене участвуют не только знания и идеи, но и влияние, а так же и наши эмоции.
Перцептивная – сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению. Большая же часть информации передается не вербально, и в этом случае эмоции доминируют. Так, например, человек хотел бы скрыть – беспокойство, дрожащие руки, волнение голоса.
Помимо общего для всех индивидов значения: знак, слово, может иметь личностный смысл. Он порождается личным опытом человека или стереотипом поведения в данной группе людей. Оговорки, акцент, частые ссылки на авторитет и мнение какого либо лица. Поскольку знаки, слова, мимика, прежде всего, говорят о самом человеке, его спонтанных реакциях, очень важно научиться замечать их и верно расшифровывать. Когда общение нормализировано, в словах и поступках людей наиболее важным является их общепринятое значение. Можно сказать, что понять человека как носителя определенной культуры мы можем, только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его как индивида, можно лишь учитывая и значения и личностный смысл его речей, жестов и т. д.
Что мы говорим после того, как сказали «здравствуйте»?
Этот вопрос, такой бесхитростный, на самом деле содержит в себе важнейшие проблемы человеческой жизни. Этот вопрос еще неосмысленно задают себе дети, его задают друг другу, своим родителям, учителям подростки, юноши и девушки. Этого вопроса многие взрослые избегают, так и не находят на него ответ. А ведь в ответе на этот вопрос, наверное, и заключается большинство изначальных проблем общения. Важно определить средства и механизмы общения, воздействия участников общения друг на друга в его процессе.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное.
Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. verbalis – словесный). Главным средством здесь служит язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
При невербальном общении средством передачи информации являются такие знаки: позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, интерьер.В этом случае знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации. Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и что важнее, так это поддержание эмоционального контакта в процессе беседы. Вот, например, как правильно сказать «здравствуйте» — это, значит, увидеть другого человека, почувствовать его как явление, воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Человек получает тем большее удовлетворение, чем он более доступен для контакта. И основой для этого является социальная приемлемость, проще говоря, хорошие манеры. Во всем мире приняты некоторые общие ритуалы: приветствия при встрече, манера поведения за столом, в общественных местах, ритуалы ухаживания, траура. А чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в их взаимоотношениях начинает занимать индивидуальная связь, которая часто приводит к инцидентам, так отравляющим их жизнь. И пусть на первый взгляд они кажутся случайными, но при анализе можно обнаружить, что они развиваются по определенным схемам и стереотипам. И здесь уместно сказать, что люди играют не в те игры, и что участники делают ход не по правилам.
Об этом много и подробно написано у Эрика Берна в его книге «Игры, в которые играют люди» Употребление термина «игра» возможно и по отношению к таким трагическим формам поведения, как самоубийство, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения. А эта игра может быть опасной для ее участников. Существенной чертой «игр людей», вслед за Берном, я считаю не проявление спонтанного характера эмоций, а их управляемость.
В силу своего воспитания, образования, жизненного опыта каждый человек определил некий набор поведенческих схем, что определенным образом соотносится с его сознанием.
Но поведенческие изменения обычно сопровождаются эмоциональными, и вот этот аспект в трансформации неудовлетворительного поведения и взаимоотношений мы так же рассмотрим.
Мы грубы и нетерпеливы с детьми, друг с другом, даже сами с собой, а потом сожалеем об этой грубости. Лично похвалить человека и выразить свое удовольствие, нам не доставит большого труда, и это вернется нам сторицей.
Зная лучшие способы управления поведением, мы достигли бы своей цели быстрее, к тому же без нервотрепки, но мы не представляем, как это сделать.
К чему надо стремиться?
Общаясь с партнером, мы получаем большое количество информации о нем, о его состоянии и переживаниях. Но так лишь мы правильно оцениваем эту информацию? Ведь известно и то, что способности адекватного восприятия других индивидуумов у разных людей различные.
Почему же это так? И можно ли научиться общаться?
Некоторые полагают, что это зависит от жизненного опыта. Тем не менее, каждый из нас наблюдал за людьми, имеющими большой жизненный опыт, но он им не помогал в общении. Посмотрите на маленьких детей, у них отсутствует жизненный опыт, но многие видели, насколько верно и тонко дети воспринимают взрослых, буквально чувствуют их.
Как понять своего партнера? И как повлиять на него так, как нам выгодно?
Например, улыбка или нежность, и человек уже расположен к вам. Грубость, резкость, пренебрежение, — и вот уже к вам этот человек не обратиться.
Так достигаются те цели, что поставлены вами, пусть не всегда и беспристрастно.
Например, я рекомендую не кричать на своих детей, потому что крик не помогает в любой ситуации. Подмечать поведение, которое вам нужно, и сразу подкреплять его — это гораздо более действенно, да к тому же еще и учитывает ваши интересы.
Все это представляет собой двустороннюю связь, в которой события на одном конце изменяют события на другом. Это то, что вы делаете по отношению к субъекту, а он уж вынужден будет так реагировать. Это как бы вы задаете программу его поведения и реакций на ваши действия. Допустим, если он или она не звонит, то тогда уж ничего не поделаешь. С другой стороны, если вы всегда проявляете радость, когда любимые вам звонят, то это значит, что их поведение положительно подкрепляется, вероятность частоты их звонков, очевидно, увеличится.
Но если вы примените отрицательное подкрепление — “Почему ты не позвонил, почему я должна тебе звонить, ты мне никогда не звонишь” и т.д. Эти замечания вызывают раздражение, — вы создаете ситуацию, при которой звонящий избегает неприятностей тем, что не звонит; фактически вы обучаете их не звонить.
Положительное подкрепление можно применить и к себе. Вместо того, что бы как обычно сокрушаться об ошибках, человек должен вознаграждать себя за удачные поступки. Положительное подкрепление приносит пользу и при взаимоотношениях между людьми. В нашем мире человек, выработавший в себе наблюдательность в отношении положительного подкрепления, имеет большие преимущества перед другими. Подкрепление должно совершаться в связи с действием, которое предполагается видоизменить. Подкрепление — это информация и она говорит субъекту, что именно вам нравится или чем вы недовольны.
Но как часто мы непомерно запаздываем, подкрепляя друг друга. “Послушай, дорогая, вчера вечером ты выглядела замечательно”, — звучит совсем не так, как та же фраза, сказанная вовремя. Отсрочка подкрепления может даже оказать вредное воздействие (“А что, разве я сейчас не выгляжу замечательно?”).
И свято заблуждаемся, что сила слов перекроет просчеты во времени подкрепления.
Когда футболисты забьют гол, то трибуны ревут: «Гооол!!!», а сами футболисты бросаются обниматься, что соответствует своевременности поощрений.
Должное взаимодействие с интересующим вас человеком складывается из индивидуальных контактов, пользу от которых удается приумножить через их рациональную организацию. Разные аспекты этих взаимодействий мы вкратце и рассмотрим сейчас. Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения.
Постигающее общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности. И здесь важно исключить оценочные реакции на его высказывания и на эмоциональное состояние.
Должное взаимодействие с интересующим вас человеком складывается из индивидуальных контактов, пользу от которых удается приумножить через их рациональную организацию.
На первой фазе разговора мы ставим следующие задачи:
. установить контакт с собеседником,
· создать благоприятную атмосферу для беседы,
· привлечь внимание к теме разговора,
· пробудить интерес собеседника.
Список использованной литературы:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996. 2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991. 3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
4.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, — М., 1976.
5.Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение,1994.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
Задание по медико – биологическому циклу:
1.       Проведение эмпирического исследования включающего
а) Сбор психологического анамнеза и оценка ресурсов психологического здоровья в ходе частично стандартизированной беседы (2 протокола.)
б) Исследование стрессоустойчивости и типа реагирования личности на стресс (2 – 3 протокола).
в) Исследование функционального состояния сотрудников, с помощью опросника САН (2 – 3 протокола).
г) Выявление уровня нервно–психического напряжения у сотрудников учреждения и изучение влияние (2 – 3 протокола).
2.       Анализ взаимосвязи между изученными характеристиками и результативностью деятельности респондентов.
Психологический анамнез № 1
1. Биографическая информация.
2. Данные семейного анамнеза.
а) Индивидуальная история взаимоотношений в родительской семье.
Мать и отец живут отдельно от респондентки. Отношение к матери и отцу с детства было положительным. Респондентка отмечает наличие доверительных отношений между ней и родителями с детства. На выбор профессионального и брачного пути респондентки отреагировали спокойно.
б) Информация о братьях и сестрах.
Есть младший брат, в детстве отношения между респонденткой и ее братом были близкие. В настоящее время родственные отношения разладились и стали более приятельские.
3. Личная информация. Респондентка являлась желанным ребенком, во время беременности на мать не производилось какого – либо серьезного вредоносного влияния.
а) Период раннего детства. Воспитанием респондентки занималась преимущественно мать. Свои любимые игры и забавы в этом возрасте не помнит.
б) Период младшего возраста (3 – 11 лет). Поведенческих нарушений не помнит, отмечает, что была очень спокойным и послушным ребенком. Проявлений дезадаптации не было, легко вливалась в новые группы, быстро находила общий язык со сверстниками, разлуку с родителями переносила очень спокойно.
в) Подростковый возраст. Примером для подражания была учительница химии, что и повлияло на профессиональный выбор респондентки. Увлекалась коллекционированием (марки, значки, открытки). Свои отношения с противоположным полом оценивает как неконфликтные, положительные.
г) Период взрослости. Респондентка отмечает, что ее семья испытывала во время перестройки, в основном связанные с социально – экономической ситуации в стране. На работе межличностные отношения считает оптимальными, положительно относится к коллегам. Хотя респондентка и отметила, что переживает карьерный рост, экономическими условиями жизни не удовлетворена. К употреблению алкоголя и наркотиков относится отрицательно. Серьезных жизненных кризисов респондентка не переживала. Долгосрочно будущее не планирует.
Особенности трудовой деятельности. Работает в Отважненской школы по настоящее время. В настоящее время своей работой не удовлетворена, в связи со своим финансовым положением и отсутствием материальной поддержки учреждения. Отношения с коллегами оценивает как положительные. Свою профессиональную компетентность оценивает на «4» (по пятибалльной шкале).
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Убийство при превышении пределов необходимой обороны
Реферат Технология хранения промышленного картофеля
Реферат Защита достоинства любого человека государством. Способы сбора доказательств, предусмотренные законом
Реферат Денежно кредитная система Великобритании
Реферат Шлифовка пластин. Поверхностные покрытия и антикоррозионная защита
Реферат Контроль за проведением внешнеторговых операций
Реферат Исследование уровня алекситимии студентов первого курса технических и педагогических специальностей
Реферат Развитие собственной компетентности в психологическом исследовании ситуации (отчет о практике)
Реферат Кража - законодательство Англии
Реферат Isolation In
Реферат Организация безналичных расчетов в современных условиях и проблемы их совершенствования
Реферат Germany Essay Research Paper GERMANYThe leadership of
Реферат Типология права. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская, мусульманская
Реферат Настройка файла подкачки для оптимизации Windows XP
Реферат New Land And New Ideas Essay Research