Реферат по предмету "История"


Хивинское ханство XVI-XVIII вв.

Министерство высшего и среднего специального образования
                                  Республики Узбекистан
          Национальный Университет Республики Узбекистан
                                 Имени Мирзо Улугбека 
 
                                  Факультет «История» 
 
                           Кафедра«История Узбекистана»
 
 
 
 
 
  Курсовая Работа
 
                      По истории Узбекистана
 
 
 
 
 
 
 
 
 
На тему: 
       Хивинское ханство XVI-XVIIIвв.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                               
                                                                                                 Выполнила: Батыршина А.                                                                              
                                                                                                  Принял: Мустафаев З.М.
                                   Ташкент 2010
 
 
 
 
Тема: Хивинское ханство XVI-XVIIIвв.
 
 
 
 
 
                              План
 
Введение.
 
Глава I.   Возникновение Хивинского ханства.
 
1.1           Образование Хивинского ханства
1.2           Территория и население.
1.3           Политика хивинских ханов.
 
Глава II.  Социально-экономические отношения в Хивинском. 
                   ханстве в ХVI-XVIIIвв.
 
2.1     Аграрные отношения и сельское хозяйство.
2.2     Ремесло, торговля, налоги.
2.3     Положение народных масс.
 
Глава III.  Культура в Хивинском ханстве.
 
3.1     Города как центры культуры.
3.2     Развитие литературы.
 
Заключение
 
 
  
                               
 
 
 
                                           Введение
 
Хивинское ханство периода  XVI-XVIIIвв. очень сложный, но довольно интересный период. Сложен он тем, что в нем описываются, как одна династия сменяет другую. А интересен он тем, что именно Хорезм, который входит в состав Хивинского ханства, не был завоеван в течение долгого времени.
Если углубиться в историю, то эту территорию многие хотели завоевать, но не многим это удавалось. А если и удавалось, то держали они за собой эту территорию не слишком долго. И только Шейбанихану удалось не только завоевать эту территорию, но и долгое время она входила в состав его крупного и мощного государства. И после образования на территории Хорезма Хивинского ханства со столицей в Ургенче, (хотя ее не однократно переносили) это привело к соперничеству трех крупных ханств. Это Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства.
Были периоды, когда Хивинское ханство имело огромные территории, и влияла как политически, так и культурно на своих соседей примером этому может служить Каракалпакия. И просуществовала Хивинское ханство до завоевания Царской России.       
Хивинские ханы кроме подчинения себе соседних земель старались развивать в своем государстве науку и культуру. В своих дворах они собирали поэтов, летописцев, писателей, и деятелей искусства. Каждый хан стремился запечатлить свое правления, и прославиться не только своими военными кампаниями, но и в качестве высококультурного хана. И люди, которые записывали летописи ханов и их историю тоже внесли большой вклад в развитие ханства. По их рукописям историки и ученые восстанавливают и воссоздают историю ханства не только в военных действиях, но и в культурном плане.
Историки и ученые нашего времени могут по их записям полностью, а иногда и частично восстановить быт, культуру, положения народа в Хивинском ханстве. Примером этому может служить произведения не какого-то писца, а самого хана, который с точностью воссоздал свою родословную и этот хан Абдулгази хан.  
Все это свидетельствует, а важности Хивинского ханства и о том, что оно играла не последнею роль в истории Средних веков. И история Хивинского ханства очень важна для воссоздания истории Узбекистана в Средние века.
Поэтому  я и выбрала это ханства в истории Узбекистана в Средние века.
Для написание работы была использована литература, которая помогла освятить тему работы.
В первую очередь это источник по истории Хивинского ханства  написанный самим ханом Абдулгази  «Родословное древо тюрков». В этой книги подробно описывается родословная хивинских ханов, которые правили до Абдулгази хана. В книге он начинает свое описание с рода Чингизидов. Это наводит на мысль, что ханы Хивинского ханства были связаны с родом Чингизидов. Дальше идет описание, как первый хивинский хан Ильбарсхан вступил на престол. И как после него приходили к власти другие ханы. Описывается в книге, какую внешнею политику они вели.
Отрицательной стороной книге, на мой взгляд, то, что в ней не описывается ни внутренняя политика, ни социально-экономическое положение населения в период правления того или иного хана.
Хорошо освещена история Хивинского ханства в книге « История Хорезма с древнейших времен до наших дней» В книге описывается история Хорезма с самого его основания и до возникновения Хивинского ханства.
В книге освещено политическое и социальное положение  Хорезма и всего Хивинского ханства.
В книге Стасова В.В. «Трон хивинских ханов» описывается политика хивинских ханов с первого до хана закрывающий XVIIIвек. Это книга очень важна для воссоздания истории Хивинского ханства.   
В книге знаменитого археолога Гулямова Я.Г. «История орошения Хорезма с древнейших времен до наших дней» описывается развитие сельского хозяйства, аграрные отношения, и строительство крупных ирригационных систем. В этой книге не указывают борьбу ханов за трон, ни их завоевательную политику. А описывают быт населения.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                       
                        Глава I
 
         Возникновение Хивинского ханства.
 
   Накануне нашествия  Шейбанийхана в Хорезме правил Чин Суфии из династии суфиев, выходцев из династии кунграт. Официально он считался наместником Хусейна Байкары. В 1505 году Хорезм захватил Шейбанийхан, а в 1510 году – иранский шах Исмаил. Но его правление продолжалось недолго. В 1511 году Хорезм вновь получил независимость.
          На территории Хорезма проживало около 20 узбекских племен. Среди них самыми многочисленными и сильными считались племена кунгратов, мангытов, найманов, кипчаков и киятов.[1]
          Свободолюбивые хорезмские племена и их предводители возглавляли борьбу  народа против иранских захватчиков. Когда иранские войска были выдворены из пределов Хорезма, влиятельные лица страны посадили на трон Ильбарсхана  (1511-1516), сына Берки Султана, потомка Шейбанийхана, несмотря на родственные отношения, были во враждебных отношениях. Причиной тому явилось убийство Берки Султана (1431-1436) Абулхайрханом, когда последней боролся за создание единого государства. Ильбарсхану удалось прогнать иранских захватчиков из страны. Так в 1511 году Хорезм вновь приобрел независимость. Государство стало называться Хивинским ханством, основателями которого стали представители шейбанидской  династии. Хивинские шейбаниды управляли страной до 1770 года.[2]
  Первой столицей Хивинского ханства был город Вазир. Именно на престол этого города был возведен Ильбарсхан. При Ильбарсхане столица страны была перенесена из Вазира в город Ургенч. После освобождения Вазира от иранцев Ильбарсхан и его сыновья получили прозвище газиев. Слово «газий» означает «борец за веру».[3]
      В XVI в. ханы Бухары неоднократно пытались подчинить себе Хорезм, А в XVII в. начались нападения кочевников-калмыков. В 1598—1601 гг. территории Южного Туркменистана были вновь завоёваны шахами Ирана, которые ликвидировали местные феодальные княжества и назначили в Мерв и Нису своих наместников. В первой половине XVII в. оформилось Аральское феодальное княжество, впоследствии отделившееся от Хивинского ханства. В самом Хорезмском оазисе, где главными ставками ханов в XVI — первой половине XVII в. были сначала Вазир, затем Ургенч и, наконец, Хивак (Хива), после Ильбарса и вплоть до середины XVII в. продолжалась борьба за власть между различными группировками феодально-племенной знати.[4]
    Династия Шейбанидов вымерла к концу XVIII-го века, к этому времени очень выросла власть племенных вождей и они стали приглашать Чингизидов из казахских степей на ханский трон. Реальная власть сосредоточилась в руках узбекских племенных вождей с титулами Аталик и Инак. Два главных узбекских племен, Кунграт и Мангит, вели борьбу за власть в ханстве и их борьба сопровождалась отделением северной части Хорезма, Aрaла (дельта Aму Дaрьи). Узбеки Aрaла, в большинстве кочевники, провозгласили своих Чингизидов, которые также были марионетками.[5]
     Большую часть XVIII века в Хорезме царил хаос, и в 1740 страна была захвачена Надир Шахом из Ирана, но иранская власть была номинальной и окончилась со смертью Надир Шаха в 1747. В последующей борьбе Кунгратов и Мангитов выиграли Кунграты. Однако долгие войны между Хивой и Аралом и между различными узбекскими племенами, в которых Туркмены принимали активное участие, привело Хорезм на грань тотальной анархии, особенно после захвата Хивы в 1767 туркменским племенем Йомудов. В 1770 Mухаммад Aмин Инак, вождь Кунгратов, разбил Йомудов и установил свою власть в ханстве. Он стал основателем новой Кунгратской династии в Хиве. С этим событием открывается новый период истории и Хивинского ханства и династия Кунгратов правила в ханстве до его падения.[6]
 
 
 
 
 
                               
 
 
 
 
 
 
 
                         Территория и население.
 
   Хивинское ханство располагалось на перекрестке дорог, связывавших центры Средней Азии и прилегавших к ней стран со степным пространствами Казахстана и Восточной Европы. Оно включало земли низовья Амударьи, кочевья туркмен к западу и юго-западу от Мангышлака, на север от Гюргена, Балханы и земли Узбою, часть Хоросана к северу от Копт-Дага и Кюрен-Дага.[7]
    Ханство делила на две части обширная  песчаная пустыня. Первая часть орошаемую Амударьей – Су-бою (сторона реки) и предгорья Копетдага –Таг-бою (сторона гор). Границы Хивинского ханства не были постоянными, они постоянно менялись. Изменение границ в основном зависели от политических событий в ханстве. В основном границы проходили вдоль казахских ханов, Ирана, Бухарского ханства.
    Амударья, протекая по территории ханства, впадала в Аральское море, снабжая жителей водой, а также обеспечивая водный путь в Европу. В течение веков река смещалась со своего курса несколько раз. Последний поворот Амударьи в конце XVI века погубил Гургандж. На расстоянии 150 кмот современной Хивы, недалеко от населенного пункта Куня-Ургенч (территория Туркменистана), что означает «старый Ургенч», находятся руины древней столицы. После того как река Амударья изменила свое русло это привило к бедственному периоду и особенно это коснулась местного населения.[8] 
     Когда столицу перенесли на новое место, это был, несомненно, один из худших периодов истории Хорезма. Но со временем ханство расцвело вновь, и в короткий период Хива стала духовным центром Исламского мира.
Итак, в 1598 Хива стала главным городом Хивинского ханства, это был маленький укрепленный городок с 10-ти вековой историей. Легенда о его происхождении повествует, что город вырос вокруг колодца Хейвак, вода из которого имела удивительный вкус, а колодец был выкопан по приказу Сима, сына библейского Ноя. В Ичан-Кала (внутренний город Хивы) и сегодня можно увидеть этот колодец.[9]
     Население Хивинского ханства разделялась на три этнических группы. Разделение это происходило по имущественному признаку. Такое разделение населения существовала не только в Хивинском ханстве, но и в других ханствах. Различие заключалась в именовании населения.
Население жило в городах и  в пригородах. В пригородах в основном жили ремесленники.
Основное население городов и земледельческих селений состояло из потомков древних жителей Хо­резма. Они занимались главным образом земледелием и ремеслом. К западу и к югу от оседлых районов ханства жили туркменские племе­на. Основным занятием их было скотоводство в сочетании с земледе­лием. В ханстве утвердились и узбекские племена, переселившиеся в Хорезм. Они вначале сохраняли кочевой образ жизни и деление на племена и роды. Постепенно происходило смешение пришлых и мест­ных племен.[10]
 
 
 
    Население ханства делилось на следующие три группы, они  разли­чались по своим этническим, культурным и  языко­вым признакам:
-      непосредственные потомки древних хорезмийцев, ассимилировавшихся с различными этническими группами;
-         туркменские племена;
-         переселившиеся из Дашти-Кипчак в Хорезм пле­мена.
Жители городов и земледельческих селений были в основном потомками хорезмийцев — древних обитателей оазиса, смешавшихся со многими пришлыми, главным образом тюркскими, элементами. Вторую группу составляли туркменские племена, населявшие в основном западные и южные части ханства и занимавшиеся главным образом кочевым скотоводством. Третьей группой были кочевые узбеки, основная масса которых переселиласьв Хорезм при Ильбарсе; [11]
Трудящиеся-туркмены страдали и от гнёта «своих» феодалов, занявших видные должности при ханском дворе и нередко игравших большую роль во внутриполитической жизни Хорезма. Однако полностью подчинить туркмен феодалы Хорезма не смогли. Об этом свидетельствуют неоднократные выступления туркмен против ханов и их чиновников. Так, например, в середине XVI в. туркмены племени эрсари перебили 40 сборщиков податей, посланных к ним ханом, и отказались платить зякет.[12]
    
 
   В ответ на это ханскими властями был организован карательный поход против туркмен. Последним пришлось выселиться в безводную степь и уплатить тяжёлую дань — 40 тыс. баранов, по тысяче за каждого убитого сборщика податей. В дальнейшем эта дань превратилась в ежегодный налог. Кроме земледельцев и ремесленников в Хивинском ханстве как и в других феодальных государствах были рабы. Рабы были самым низшим слоем и они не входили в три этнические группы. И кроме этого были бесправны. Рабы в основном были русские и иранцы. Труд рабов использовали во всех сферах труда. В основном их труд применяли в домашнем хозяйстве. В основном рабами становились пленные военнопленные. Источником рабства в Хивинском ханстве была война в течении которой хивинская армия пленила противников. В XVI—первой половине XVII в., как и позднее, Хорезм являлся главным невольничьим рынком Средней Азии. [13]
     Подавляющую роль играли крупные феодал. Самым крупным феодалом был хан. Он был владетелем всех земель.Хан, был старшим в семье и выбранным советом султанов.  Обширные земли принадле­жали отдельным феодалам. Большое развитие получили и вакуфы. Часть земель принадлежала государству. Сосредоточив в своих руках пахотные земли, пастбища, скот, феодальная знать, жестоко эксплуа­тировала крестьянство.
      В процессе борьбы между ханами и предводителями племен, династическими распрей и набегов соседних стран создались условия для обострения противоречий среди населения ханства. В ханстве проживали разные народы и этносы. Такие как узбеки, туркмены, казахи, иранцы, арабы и многие другие народности. Узбеки были наиболее влиятельной этнической группой. Часть их продолжала вести полукочевой образ жизни.[14]
      Верхушечная их часть являлось опорой воцарившейся  династии Хорезма основанной Ильбарсханом. Династия называлась Арабшахами. Значительную этническую группу после узбеков составляли туркменские племена, расселившихся к  западу и югу от оседлых районов. Они занимались скотоводством, но сочетали его с земледелием. Отдельные племена несли нукерскую службу хану и были обязаны участвовать в военных походах.[15]
     Туркменские племена играли огромную роль в экономике, так и в династических распрей междоусобных и внешних воинов хивинских ханов, они иногда играли решающую роль на исход событий. Включение туркмен в сферу экономических и политических отношений соседних феодальных государств явилось толчком развития феодальных отношений внутри туркменских племен. Этот процесс усилился после того как туркменская родовая знать начала поступать на службу к хивинским ханам. Это привело к большему разъединению туркменских племен.
    Узбекская и туркменская знать поддерживала между собой достаточно тесные связи, и многие походы, в частности против Ирана, организовывались совместными силами.[16]
 
   
 
 
 
     Узбеки сохраняли кочевой образ жизни и деление на племена. Были четыре наиболее крупных и игравших огромную роль в ханстве племена. Это следующие племена: кият-кунграт, уйгур-найман, канглы-кипчак и нукус-мангыт. Во главе племен туркмен и узбеков стояли четыре инака. В ханстве имелось название правящей верхушки и народа. Правящую верхушку называли «белая кость», а народ называли «черная кость». Правящая верхушка составляла полуфеодальную племенную знать, в их руках была огромная власть и богатства, и рабы.[17]
    Оседлое население стояла в стороне от всех этих династических распрей и междоусобных воин и военных походах. Примером этого может служить сообщение Абдулгази в книге «Родословное древо тюрков», что во время побоев хивинскими ополчениями и отрядами туркмен около гороха Ханка не прерывалась оживленная торговля. Этот пример может послужить тому, что простому населению не было причин поддерживать кого-либо.[18]
 
 
           
 
 
 
 
 
 
 
 



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.