--PAGE_BREAK--
II
глава. Финансовые учреждения в XIX — начале XX века
§ 1. Министерская реформа и связанные с ней изменения в системе финансовых учреждений первой половины
XIX
века
Начало XIX века в России ознаменовалось целым рядом реформ, среди которых административные преобразования заняли свое особое место.[33] В начале XIX века Россия перешла от коллегиального управления к министерскому. Было создано изначально 8 министерств, позже их стало 12.
Одним из важнейших было Министерство финансов. Оно было создано в 1820 году, но финансовые вопросы решались и в Министерстве внутренних дел, и в Государственном казначействе, и в Министерстве коммерции.[34]
В ведении Министерства финансов находились: управление всеми источниками государственных доходов: государственными имуществами (землями, оброчными статьями, имениями и так далее), горной и соляной частью, промышленностью и внутренней торговлей, внешней торговлей, таможнями, податями, пошлинами и сборами, в том числе денежными земскими сборами и повинностями, акцизами, таможенными и железнодорожными тарифами.[35]
Решающую роль играло это министерство в подготовке бюджета. Каждое министерство представляло министру финансов сметы своих доходов и расходов, которые рассматривал Государственный совет и утверждал император.[36]
Также министерство финансов заведовало государственными кредитными операциями: внешними и внутренними займами и ссудами, переводом капиталов за границу, проведением выкупной операции, государственными кредитными учреждениями: банками, Комиссией погашения государственных долгов, сохранными и ссудными казнами, приказами общественного призрения, сберегательными кассами. В его ведении было изготовление бумажных и металлических денежных знаков, разработка общих вопросов денежного обращения и его регулирования.[37]
Министерство коммерции — центральное государственное учреждение, образованное с целью увеличить активный внешнеторговый баланс, управлявшее внешней и внутренней торговлей и таможенным делом. Министерство вело переписку с российскими дипломатическими представителями за границей и с администрацией портовых городов по вопросам внешней торговли; проводило сбор сведений и составление ведомостей о ценах на товары, пошлинах и тарифах, о спросе на русские товары и о ценах на них, о торговых и промышленных предприятиях в России и о русских предприятиях за границей, о соотношении ввоза и вывоза товаров, об их качестве, о способах доставки товаров внутри страны, о важнейших путях доставки иностранных товаров в Россию, о торговом мореплавании, о количестве торговых морских и речных судов, о торговых верфях; подготавливало проекты необходимых изменений тарифов, купеческих и торговых уставов; определяло перспективы внутренней и внешней торговли, составляло ее баланс; руководило таможенными службами, отдавало распоряжения об учреждении, уничтожении и перемене таможен и таможенных округов.[38]
Для изыскания средств по погашению дефицита бюджета в 1806 году был создан межведомственный Финансовый комитет. К ведению Финансового комитета в 1822-1917 годы относились: предварительное, до утверждения Государственным советом, рассмотрение государственной росписи доходов и расходов на 1822-1862 годы; предложение и рассмотрение мер (новые займы, повышение налогообложения и так далее) по покрытию чрезвычайных сверхсметных расходов: военных, на казенные постройки и общественные работы, на устройство первых железных дорог (Петербургско-Московской, Варшавско-Петербургской и другие), на погашение государственных долгов; после 1862 года — участие в рассмотрении смет, связанных с вопросами государственного кредита; рассмотрение некоторых частных сметных вопросов; подготовка проектов новых сборов и увеличения существующего обложения, разработка изменений в ведении хозяйства (отмена крепостного права, развитие золотопромышленности и так далее); рассмотрение общих вопросов хозяйственного и финансового положения России, отдельных ее районов; рассмотрение международных торговых договоров, вопросов развития государственной кредитной системы и устройства внешних и внутренних займов; рассмотрение проекта выкупной операции; мероприятий по поддержанию вексельного курса; прием купонов в уплату различных сборов; рассмотрение вопросов о предоставлении льгот, ссуд и пособий губерниям, городам, об организации кредита для городов и земств; рассмотрение мероприятий общего характера по урегулированию деятельности кредитных учреждений; рассмотрение мероприятий по развитию всех видов кредита; рассмотрение вопросов об учреждении и деятельности международных банков (Русско-Корейского, Учетно-ссудного Персии, Русско-Китайского), о кредитных операциях за границей в связи с Первой мировой войной; рассмотрение проектов реформ денежного обращения: в 1841-1843 годы — об отмене ассигнаций и введении кредитных билетов и в 1895-1897 годы — о золотом обеспечении выпуска кредитных билетов; мероприятий по ликвидации денежных кризисов (1855-1863 годов, вызванных выпусками кредитных билетов во время Крымской войны); рассмотрение ежегодных отчетов по заграничным денежным операциям.[39]
Для сокращения государственного долга была образована Комиссия погашения долгов в 1810 году. Первоначально она пыталась добиться установления равновесия бюджета составлением особого капитала погашения государственных долгов путем продажи в частную собственность государственных имуществ (оброчных статей, лесов, имений) независимо от казначейства при помощи банковских операций и взимания специально учрежденных прибавок к существующим податям и пошлинам (с чая, гербовой бумаги, с паспортов, с частных горных заводов и так далее) и новых сборов (пошлина с пива, продаваемого оптом с пивоварен; временный сбор с помещичьих доходов).
С 1817 года комиссия, получившая новое образование и компетенцию, осуществляла заведование постоянным капиталом, назначенным в ее распоряжение отдельно и независимо от всех прочих государственных расходов.
Комиссия вела дела по уплате государственных долгов. Она же осуществляла составление и хранение частных книг по срочным и бессрочным долгам. Комиссия осуществляла прием, хранение и выдачу денежных сумм и ценных бумаг по предписаниям правления, в том числе прием частных вкладов от русских и иностранных подданных.[40]
Также произошли некоторые изменения в кредитно-банковской системе. Все банки России в начале XIX века выдавали ссуды помещикам под залог их имений и крепостных. В 1847 году для развития купечества был утвержден Государственный коммерческий банк. Ассигнационный, заемный и коммерческий банки находились в ведении Марии Федоровны, а приказы общественного призрения — Министерства внутренних дел.
Для надзора и контроля за кредитными оборотами и операциями банков был утвержден (в 1818 году) Совет государственных кредитных установлений. Он состоял из чиновников многих ведомств и представителей помещиков и купцов. Совет не входил в состав Министерства финансов, но тесно сотрудничал с ним.[41]
На совет возлагались рассмотрение и проверка ежегодных отчетов государственных кредитных установлений; предоставление ежегодного отчета о ревизии деятельности государственных кредитных установлений; контроль за соблюдением уставов государственных кредитных установлений (в отношении поступления денежной суммы, определенной на погашение долгов и ассигнаций; уплаты в срок процентов и капитала по долгам срочным и платежа непрерывных доходов по долгам бессрочным и т.д.).[42]
Под председательством министра финансов были созданы (в 20-е годы XIX века) Мануфактурный совет и Коммерческий совет. В них заседали купцы, заводчики, через эти советы нарождающаяся буржуазия ходатайствовала перед правительством о своих «пользах и нуждах».
Мануфактурный совет — совещательный орган для содействия развитию мануфактурной промышленности. В ведении совета находились сбор сведений и информация правительства о состоянии промышленности, торговли и крестьянских кустарных промыслов; рассмотрение прошений о выдаче привилегий на изобретения; освидетельствование фабрик и заводов и распределение их по разрядам; надзор за паровыми котлами; организация и руководство работой выставок фабричных изделий; пропаганда открытий, изобретений и передовых приемов производства; содействие предпринимателям в приобретении машин за границей и приглашение мастеров.
Коммерческий совет — совещательный орган купечества в аппарате министерства финансов. На совет возлагалось консультирование правительства по вопросам внутренней и внешней торговли и торгового мореплавания. Совет обсуждал вопросы, предложенные министром финансов, в том числе: изменение или применение статей тарифного устава, правил торговли, бракования и клеймения товаров, инструкций торгового мореплавания, устава коммерческого банка.[43]
В каждой губернии существовали местные органы Министерства финансов: казенная палата и уездное казначейство из назначаемых чиновников. В первой половине XIX века было проведено 5 ревизий (1811, 1815, 1833, 1850 и 1857 годы), материалы которых находились в хозяйственных отделениях казенных палат, которые управляли государственными крестьянами и государственным имуществом. Отделение питейных сборов осуществляло контроль над питейными откупами, за выдачей свидетельств на винокурение. Казначейское отделение заведовало уездными казначействами. Уездные казначейства ведали приемом, хранением денежных сборов и выдачей денежных сумм. По распоряжению местных властей они выдавали паспорта, подорожные, вели продажу гербовой бумаги. К Министерству финансов относились местные таможенные учреждения, горные, соляные конторы, мануфактурные комитеты и коммерческие отделения.
Таким образом, в первой половине XIX века в России были проведены новые реформы государственного управления (учитывавшие потребности времени, опыт управления другими странами, в частности Францией), сохранявшие преемственность с историческими формами управления в России. Однако смена коллегиальной формы управления министерской способствовала еще большей бюрократизации аппарата.
К середине XIX века аппарат управления страной не справлялся с общегосударственными проблемами, о чем свидетельствовали и неудачи в Крымской войне, и непрекращающиеся выступления крестьян, и многое другое. Внутренняя и внешняя обстановка требовала преобразования управления на иных, чем раньше, основах.[44]
Таким образом, правительство встало перед необходимостью проведения реформ, преобразований в финансовой системе.
§ 2. Финансовые учреждения к.
XIX
-начала XX вв.
К середине XIX века в России сложились условия, свидетельствующие о необходимости реформ сверху, но были сомнения в возможности их осуществления, так как этому сопротивлялись значительные слои господствующего класса, чиновной бюрократии.
Реформы местного управления требовало, прежде всего, состояние местного хозяйства. Отмена крепостного права вскрыла непригодность дореформенных органов управления. Так, открытие торговых и промышленных предприятий зависело от разрешения губернатора, а чиновники не очень-то спешили давать разрешения, что и тормозило экономическое развитие того или иного района.
Таким образом, внутреннее положение требовало реформ управления финансами. И такие реформы были осуществлены. Они растянулись на несколько лет и перемежались контрреформами. Но все-таки финансовая система была реформирована.[45]
Реформы 60-х-70-х годов привнесли в управление финансами страны некоторые элементы буржуазной государственности: более гибкие формы государственного финансового контроля. Эти реформы способствовали развитию торговли, промышленности, кредитной системы.[46]
В пореформенный период еще более возросло значение Министерства финансов. Был проведен ряд реформ по упорядочению кредита, бюджетной, налоговой систем и государственного контроля.
С 1862 году действовали новые правила составления, утверждения и исполнения государственной росписи, предусматривавшие обеспечение бюджетного единства. Государственные росписи стали публиковаться. Было введено единство кассы. Все доходы стали сосредоточиваться в кассах государственного казначейства, и из них же производились расходы.
Еще в начале 60-х годов были упразднены винные откупы. Торговлю спиртным сделали свободной, а с 1863 года производство спиртного обложили акцизным сбором. Акциз на водку, как косвенный налог, стал большим источником доходов для государства. С его введением Департамент разных податей и сборов разделили на два — неокладных и окладных сборов.
Департамент неокладных сборов заведовал питейным, табачным, свеклосахарным, спичечным, керосиновым акцизами и пошлинами: гербовыми, судебными, канцелярскими, паспортными, страховыми и т. д. Акцизы в 70-е и 80-е годы составляли 35-40 % доходов государства.[47]
Департамент окладных сборов заведовал прямыми (окладными) налогами — податями, а также повинностями, ревизской частью и сбором за свидетельства на право торговли.
Департамент вел надзор за поступлением городских сборов, распределением доходов и расходов; осуществлял заведование коробочным сбором и производством расходов из коробочного сбора; наблюдение за поступлением подушной и оброчной податей и занимался взысканием, зачетом, рассрочкой и сложением податных недоимок с крестьян бывших помещичьих и удельных, бывших государственных крестьян; с крестьян, купцов, мещан и цеховых, занимавшихся хлебопашеством, и коренного населения Сибири (подати, ясачный сбор, кибиточный сбор с сибирских киргизов); подымная подать с бухарцев и ташкентцев; с сельского населения Алтайского горного округа; с оседлого и кочевого населения Туркестанского генерал-губернаторства.
Департамент производил народные переписи, запись и исключение из оклада, перевод в другие сословия, причисление к отдельным семействам, выдачу паспортов и видов на жительство, разрешительных билетов евреям на право проживания вне черты еврейской оседлости.
Департамент окладных сборов заведовал рекрутской частью — сложением и рассрочкой недоимок рекрутских складочных денег, надзором за выдачей зачетных рекрутских квитанций, а также за выполнением воинской повинности населением районов, на которые не распространилось действие Устава, — Кавказа, Сибири, Казачьих областей.
Департамент заведовал подоходным налогом, временным налогом на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и другими временными налогами, введенными в связи с Первой мировой войной в 1914-1917 гг.[48]
С 1864 года в аппарате министерства существовал Департамент торговли и мануфактур, управлявший казенной промышленностью и «попечительствовавший» над частной промышленностью и торговлей.
Как уже было отмечено в начале главы при министрах финансов Н.X. Бунге (1881-1887 годы), И.А. Вышнеградском (1887-1892 годы), С.Ю. Витте (1892-1903 годы) в России значительно увеличились косвенные налоги. В связи с этим Департамент неокладных сборов был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей (1896 год), заведовавшее акцизными сборами и казенной продажей спиртных напитков. Министерство через свои органы устанавливало размеры цен на поставку в казну спирта, продажные цены на спиртные напитки, рассматривало ходатайства о постройке винокуренных заводов и так далее.
Большие изменения произошли в кредитной системе государства во второй половине XIXвека. В 1860 году был создан Государственный банк для «оживления кредитной системы», а после финансовой реформы 1898 года Госбанк стал и эмиссионным учреждением. Были созданы Крестьянский поземельный (1882 год) и Дворянский земельный (1885 год) банки, которые возглавлял один управляющий.
Особая канцелярия по кредитной части управляла казенными банками и контролировала частные. С конца 50-х годов здесь велась государственная домовая книга. В связи с развитием промышленности, а значит, и ростом численности пролетариата при Министерстве финансов была создана фабричная инспекция, потом — Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие.[49]
Но Россия все-таки оставалась крестьянской страной. В 1894 году было создано Министерство земледелия и государственных имуществ (из ранее существовавшего Министерства государственных имуществ).
Основными задачами нового министерства стали улучшение состояния сельского хозяйства путем казенного попечительства о расширении полезной для земледелия территории, распространение агрономических знаний, развитие кустарных промыслов. В составе нового министерства были Сельхозсовет, Департамент земледелия и два отдела — Отдел сельской экономики и сельскохозяйственной статистики и Отдел земельных улучшений.
Сельскохозяйственный совет, председателем которого был министр, состоял из чиновников министерства и помещиков и зажиточных крестьян, приглашенных на год. Совет обсуждал законопроекты, выяснял нужды сельского хозяйства России. Практические меры, предлагаемые Советом, реализовывал Департамент земледелия, который к тому же заведовал сельскохозяйственными учебными заведениями, организовывал сельскохозяйственные выставки и т. д. Отдел земельных улучшений заботился об орошении земель, осушении болот и т. д. Отдел сельскохозяйственной экономики и статистики изучал условия, в которых развивались сельские хозяйства. Но структура и аппарат министерства были громоздкими, средства, отпускавшиеся на нужды сельского хозяйства, ничтожными, и потому министерство было бессильно изменить что-либо кардинально.[50]
Таким образом, государственный аппарат России включил в себя некоторые элементы буржуазной государственности. Высшие государственные учреждения больше стали учитывать интересы промышленников.
За годы Первой мировой войны сильно возросло влияние буржуазии на весь государственный аппарат. Все изменения в работе государственного аппарата в годы войны 1914-1917 годов были направлены на то, чтобы обеспечить победу на фронтах, привлекая в него промышленников, торговцев, общественных деятелей. Однако эти меры уже не могли изменить ход событий: государственный аппарат не мог сгладить обострявшиеся социальные противоречия и не мог справиться с хозяйственными трудностями. Смена высших чиновников, вошедшая в историю как «министерская чехарда», также не обеспечила слаженную работу государственного аппарата. В условиях нарастания общенационального кризиса требовались реформы, основанные на совершенно иных принципах, к чему высшее руководство страны оказалось, однако, абсолютно неспособным.[51]
Таким образом, в конце XIX– начале XXвв. продолжают проходить изменения в финансовой системе страны. Но требовалось продолжение этих реформ, а правительство не было готово к новым преобразованиям.
§ 3. Общая характеристики финансовой политики
XIX
века
Говорить о финансовых учреждениях XIXвека, не отметив некоторых особенностей финансовой политики этого времени, невозможно. Для России первой половины XIX века были характерны кризис феодализма и становление капиталистического уклада. Политический курс абсолютизма становится более гибким. Правительство обещает и осуществляет некоторые реформы, приспосабливаясь к новым условиям. Это было время различных проектов преобразования государственного строя.[52]
XIX век характеризуется многочисленными кризисами финансовой системы. «Государство наше вступает в 1810 год с 577 млн. внутреннего долга, состоящего в ассигнациях… Все части государственной экономии, вся промышленность должны страдать от сего положения финансов. Дороговизна вещей должна возрастать со всею быстротой и отягощением… Никаких контрактов, ни частных, ни казенных… сделать будет невозможно, ибо никто не может исчислить, что будет стоить рубль через два месяца… Меры сему падению до совершенного уничтожения кредита ассигнаций назначить с точностью невозможно… Когда сей несчастный круг, в коем цены возвышаются от новых долгов, а новые долги делаются необходимыми от возвышения цен, раз заведется, то выйти из него будет невозможно, если в середине или в конце его обращения правительство его не остановит. Но остановить его нельзя без сильных мер и без важных пожертвований».
Так один из наиболее видных политических деятелей своего времени, государственный секретарь М. М. Сперанский, описывал сущность финансового и сопутствовавшего ему экономического кризиса первых лет XIX века.
В середине века министр финансов А.М. Княжевич писал, что обнаруживаются «все признаки денежного и коммерческого кризиса. Повсеместный недостаток звонкой, даже медной монеты, стеснение частного и государственного кредита, застой торговых оборотов и упадок денежного достоинства кредитных билетов — возвышение от того цен на все произведения и понижение курса по переводу денег за границу — все эти причины производят вредное действие на промышленность и торговлю страны, а постоянно повторяющиеся дефициты имеют гибельное влияние на государственное хозяйство вообще».
В 1895 году, выступая в Государственном совете, С. Ю. Витте отметил, что в России, по крайней мере, 40 предыдущих лет не было устойчивого денежного обращения. Кризисное состояние финансов сохранялось с небольшими перерывами весь XIX век и тяжело сказывалось на экономике страны в целом. Принимались различные меры, однако устранить расстройство денежного обращения на длительное время не удавалось.[53]
В основе неустойчивости финансов лежало противоречие между ролью великой державы, которую Россия играла в европейской политике, и реальными экономическими возможностями страны. Труд населения империи не давал государству доходов, достаточных для поддержания ее могущества на уровне, соответствовавшем требованиям эпохи: сказывалось запоздалое по сравнению со странами Запада развитие страны. Производительные силы были скованы в первой половине XIX века крепостным правом, а во второй половине — инертностью старых, еще сохранявшихся общественных отношений и вялостью процесса перераспределения собственности. В результате финансовая система России не выдерживала возлагавшихся на нее нагрузок.
Наиболее проницательные государственные деятели видели сущность проблемы. «Государство не может быть сильным, — писал Витте, — коль скоро главный оплот его — крестьянство слабо. Мы все кричим о том, что Российская империя составляет 1/5 часть земной суши и что мы имеем около 140 млн. населения, но что из этого, когда… громаднейшая часть населения с экономической точки зрения представляет не единицы, а… даже четверть единиц».
Главными статьями расходов, поглощавшими средства государства, в XIX веке являлись содержание вооруженных сил, стабилизация финансовой системы (в частности в связи с проблемой бумажных денег), уплата процентов по займам, финансовые вложения в мероприятия общегосударственного значения (отмена крепостного права, строительство железных дорог).
При этом необходимо иметь в виду, что правильная отчетность о государственных доходах и расходах появилась лишь во второй половине века: до 1862 года разглашение сведений о государственных финансах было запрещено, а четкой регламентации отчетности не существовало. Нередко допускалась и прямая фальсификация, часто чиновники приукрашивали сведения, стараясь представить свою деятельность в благоприятном виде. Нельзя не считаться с наличием иногда противоречивых данных о финансах этой эпохи. В подобных случаях приходится отдавать предпочтение сводному труду, выпущенному Министерством финансов в 1902 году: он заслуживает наибольшего доверия, так как его составители располагали всеми имевшимися в архивах материалами и у них не было оснований искажать сведения, относившиеся к предыдущему столетию.[54]
Неизменным источником денежных средств, поддерживавшим российские финансы, были иностранные займы, к которым стали особенно активно прибегать начиная с 60-70-х годов (но использовали и раньше). За 1798-1877 годы было заключено 20 договоров о займах; 16 из них так или иначе предназначались на финансирование армии и сглаживание финансовых кризисов, а 4 займа — на строительство железных дорог.
В случае международных осложнений такая зависимость от иностранного капитала таила в себе опасность. Во время польского восстания 1830-1831 годов общественность Европы была враждебно настроена к России. Канкрин писал о возникших из-за этого трудностях: «Все старания сделать новый голландский заем… были безуспешными. Причина сией неудачи частию основывалась… на лживых нареканиях поляков… и живом участии, которое принимали… даже капиталисты в действиях и успехах мятежников».
Государственный долг по внешним займам возрастал из года в год. Однако сроки полного расчета по займам были далекими: и первый и второй англо-голландские займы были заключены на 40 лет, так что их полное погашение должно было состояться лишь в 1903 и 1906 годах. Важнейшей задачей правительства была консолидация государственного долга, то есть перенос выплаты занятых средств на более отдаленные сроки. С этой задачей Министерство финансов в общем справлялось. Например, окончательный расчет по голландскому займу 1798-1815 годов был отнесен на 1919 год. Но проценты по долгу приходилось платить ежегодно. Они лежали тяжелым бременем на бюджете. Если проценты по государственным долгам в 60—70-е годы колебались в пределах 20-25% от обыкновенных доходов бюджета, то в 80-е годы они составляли уже 30-35%.
В 1881 году на должность министра финансов был назначен профессор Киевского университета, выдающийся специалист по финансовым проблемам Н.X. Бунге.
Главной заслугой Бунге стало усовершенствование системы налогообложения, основанное на понимании того, что экономический прогресс возможен лишь тогда, когда налоги соответствуют реальным возможностям налогоплательщиков и оставляют им достаточно средств для развития хозяйства. Об этом писал еще Канкрин: «Богатый народ может давать и большой доход, а вымогать оный у бедного значит срубать дерево для получения плодов».
Именно на крестьянство, составлявшее подавляющую часть производящего населения, падала основная тяжесть подушной подати, в то время как дворянство — сословие, в руках которого находилась большая часть земельной собственности, прямых налогов не платило вообще. После отмены крепостного права к подушной подати добавились наложенные на крестьянство выкупные платежи.[55]
Бунге удалось в какой-то мере добиться переноса тяжести налогообложения с крестьянства на другие сословия. В 1882 году были несколько уменьшены выкупные платежи. В 1887 году было проведено важнейшее в социально-экономическом отношении мероприятие — отмена подушной подати. Для компенсации были увеличены налоги на имущие классы (промысловый налог, налог на денежные капиталы, налог на недвижимые имущества в городах), были повышены также косвенные налоги. Это были шаги в правильном направлении, но немедленных результатов они дать не могли: расходы все время превышали доходы и ликвидировать постоянные дефициты бюджета не удавалось. Деятельность Бунге принесла плоды лишь десятилетием позже.
Иную политику проводил его преемник Вышнеградский (1887-1892 годы). Он беспощадно выжимал недоимки с крестьян (даже по уже отмененной к этому времени подушной подати), не учитывая, что малопродуктивное крестьянское хозяйство, задавленное выкупными платежами, находилось на грани краха. Репрессивные меры, применявшиеся к неплательщикам, были самые жесткие: конфискация скота, сельхозинвентаря и тому подобное.
Однако он твердо шел к своей цели. Высокие косвенные налоги на керосин, спички, сахар, водку, жесткие ввозные таможенные пошлины были неотъемлемыми элементами его политики. Обстановка ему благоприятствовала: 1887-1888 годы отличались высокими урожаями зерновых, а спрос на русских хлеб за границей был значительным. Впервые за долгие годы Вышнеградский добился бездефицитного бюджета. Представлялось, что результаты его управления будут блестящими. Но основа, на которой было построено это кажущееся процветание, была гнилой. 1891 и 1892 годы отличались жестокими неурожаями, политика правительства окончательно довела крестьянские хозяйства до истощения: у крестьян не было ни денежных, ни сельскохозяйственных запасов, число жертв голода и сопутствовавших ему лишений доходило до сотен тысяч. Это была катастрофа. Однако следует признать, что Вышнеградский оставил своему преемнику Витте превосходное наследие: большой золотой запас, конвертированные государственные долги, бездефицитные бюджеты.
Годы пребывания Витте на посту министра финансов (1892-1903 годы) были в финансовом отношении наилучшими в XIX веке. Витте потребовалось 5 лет для стабилизации положения, после чего он провел денежную реформу. В 1897 году страна перешла к золотомонетному денежному обращению. С этого времени и до начала Первой мировой войны стабильность денежного обращения не нарушалась.[56]
Таким образом, финансовые кризисы XIXвека наглядно продемонстрировали недостатки русской финансовой системы, в том числе и недочеты в работе финансовых учреждений. В таких условиях императорам ничего не оставалось делать, кроме как идти на уступки, совершать реформы в области финансов, изменять структуру финансовых учреждений.
Заключение
Период императорского правления в России охватывает более 2 столетий с XVIII— начало XXвв. В этот промежуток времени правительство проводит множество различных преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономической. Финансовые реформы проводились на протяжении всего этого периода. В результате в управлении финансами произошли коренные изменения – от сложной, несработанной приказной системы до коллегий, а далее до министерств.
Изменения в структуре финансовых учреждений в основном проводились для ее упрощения, регламентации, приведения к единообразию, более четкого разграничения полномочий, большей централизации.
Также XIXвек известен своими финансовыми кризисами, во многом повлиявшими на структуру финансовых учреждений. Они были в основном связаны с внешним государственным долгом и огромными военными затратами.
Россия, как и западные державы, боролась за завоевание территорий и сфер влияния. Но запоздалое политическое и социально-экономическое развитие империи ставило ее в неблагоприятные условия по сравнению с государствами Запада. Более слабая, Российская империя испытывала во время военных конфликтов существенно большие относительные финансовые нагрузки, чем державы Запада.
Итак, стремление Российской империи играть роль великой державы, необходимость поддерживать военное могущество, не были подкреплены ее реальными экономическими возможностями и требовали от финансовой системы предельного напряжения. Отсюда и постоянные финансовые кризисы XIX века.[57]
Таким образом, финансовые учреждения претерпели за XVIII — начало XX вв. существенные изменения, связанные с финансовой политикой того времени и задачами внутренней и внешней политики.
Список использованной литературы
1. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1997.
2. Высшие и центральные учреждения России 1801-1917 гг. В 4-х томах. Т. 1, 2, 3. — СПб, 1998.
3. Коломиец А.Г. Финансовая политика правительства Петра Великого// Финансы — 1996 — №5.
4. Марней Л.П. Министерская реформа 1802-1811 гг. в оценках современников // Вестник Московского Университета – Серия 8 – 2000 — № 1.
5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.
6. Россия под скипетром Романовых 1613-1913 ред. М. Орлова М.,1991.
7. Семенкова Т.Г., Карамова О.В. Финансы и экономика в царствование Елизаветы Петровны// Финансы — 1998 — № 8.
8. Троицкий С.М. Финансовая политика русского абсолютизма в XVIIIвеке. — М., 1966.
9. Финансы Российского государства в правление императрицы Елизаветы Петровны// Финансы — 1997 — № 2.
10. Юровский В.Г. Кризисы финансовой политики // Вопросы истории – 2001 — № 2.
--PAGE_BREAK--