Реферат по предмету "Культура и искусство"


Художественный образ и символ. Условность в искусстве

ВсероссийскийГосударственный Университет Кинематографии им С. А. Герасимова
ВГИК
Эссе по курсуфилософия искусства
на тему
«Художественный образ и символ.Условность в искусстве»
Работу выполниластудентка
четвертого курса СветланаМакарова
Москва 2010 г

Искусство постояннопользуется художественными образами. Изображая или используя какой-то предмет,автор зачастую наделяет его символическим смыслом. В некотором смысле,изображение одного предмета может отсылать зрителя к огромному количествуизображений этого предмета во всей истории искусства. Есть некоторые базовыезнаки, которые для людей, рожденных в определенных традициях, имеют один и тотже символический смысл, а для людей вне этой традиции совершенно иной.Например, для людей, воспитанных в христианской, западной культуре такой образкак яблоко всегда отсылает как минимум к двум символам — «яблоку раздора» изгреческой мифологии и «запретному плоду» из библии. И подобных примеровмножество. Хочу, однако, заметить, что не любое изображение чего-либо в книге,на картине или в кино будет являться символом, но в этом и есть отличиепроизведения искусства от ремесленнической работы. В одном случае авторизображает просто предмет, а в другом сознательно наделяет его функциямихудожественного образа. Интересна, так же, любовь искусствоведов искать символытам, где их нет и в помине. Эта традиция восходит к мысли о том, что все, чтобыни было произведено человеком глубоко символично. Например, широко известныйслучай с фильмом Клода Лелуша «Мужчина и женщина». В этом фильме используетсяпопеременно, то съемка на черно-белую пленку, то на цветную. На эту тему послевыхода фильма было написано много искусствоведческих работ. Сам же автор позжепризнавался, что это не был какой-то художественный прием – у него просто не былоденег на цветную пленку и эпизоды снятые черно-белыми были выбраны случайно. Уавторов, которые все делают осмысленно, символическим значением может обладатьне только сам предмет но и цвет, освещение, композиция, а в кино и монтаж. Всеэти средства и приемы находятся в арсенале у автора работы и если он достаточноискусен, призваны помочь ему правильно воздействовать на чувства и мыслизрителя, передавая идеи, состояния и эмоции. Наиболее глубокие символы,читаются зрителем не логически, а на интуитивном уровне. Например,проливающееся молоко в фильме «Зеркало» А. Тарковского. Мне кажется, что посленего изображение проливающегося молока приобрело, помимо имеющихся, еще одинсимволический смысл – «как у Тарковского».
В своем эссе я хочурассмотреть такой часто используемый художественный образ как сад, имеющийширокое символическое значение. Так как я учусь в кинематографическоминституте, я рассмотрю его по большей части на примере кино.
Сад — это многозначныйсимвол. Сад — это рукотворный лес. Деревья растут долго, соответственновырастить сад – это всегда труд целой жизни человека, а иногда и несколькихпоколений людей. Прежде чем посаженное дерево начнет приносить плоды, за нимнужно долго ухаживать. Поэтому сад часто рассматривается как символ возделанногосознания. И противоположностью сада всегда выступает лес – дикий, неухоженный ихаотичный, он порождает иррациональные ассоциации. Лес часто это символблуждания, потерянного рая. А сад в библейском значении – это Рай. Одновременносад – это и Гефсиманский сад. Именно в этом саду в ночь перед арестом Иисусискал в себе силы исполнить свое предназначение. Хочу так же упомянуть, чтоесть еще и другие традиции понимания этого символа. Например, японский сад, каксимвол внимания, или же китайский сад – имитация естественности. Из-за такихразночтений, нам, людям западноевропейской культуры, зачастую непонятновосточное искусство, потому что в один и тот же художественный образ мызакладываем иной символический смысл.
Поиск сада какпотерянного Рая присутствует в книге Герберта Уэллса «Дверь в стене». Геройэтой книги всегда случайно и не вовремя встречает зеленую дверь в белой стене,за которой находится сад, возвращающий его в давно забытые переживания.
Образ сада частоиспользуется в кинематографе. Фильм А. Довженко «Земля» начинается со сценысмерти деда. Он умирает в своем яблоневом саду. Эта смерть показана удивительнокрасиво и образно. Дед лежит среди рассыпанных яблок. Вокруг него стоит все егосемейство. Рядом сидят дети и играют с яблоками. Дед 70 лет пахал землю. Онтрудился на ней и теперь умирает. Эта смерть на удивление спокойна. Сначала онлежит, а потом садится и говорит: — «есть хочется». И кто-то подает блюдо сяблоками из его сада. Он съедает одно. Параллельно показаны маленькие дети, которыеедят те же яблоки. Возле умирающего деда находятся несколько поколений егосемьи: его дети, внуки и правнуки. Сад здесь имеет как раз символическоезначение преемственности поколений, общей культуры и традиций. А в контекстевсего фильма получается, что смерть деда завершает целый период в историилюдей. И тогда сад можно рассматривать как символ потерянного рая. Ведь сприходом коллективизации (а этот фильм именно о ней) эта земля и этот сад ужене принадлежат тем людям, которые возделывали его много поколений. Я прекраснопонимаю, что Довженко существовал в христианской традиции и понималсимволическое значение сада, но так как он не мог знать, к чему приведутпоследствия коллективизации (разрушению традиций, отрыва людей от земли), тоэтот образ, либо интуитивное понимание автором последствий происходящего, либоосознанное пророчество.
Из всего вышесказанногоследует, что образ в искусстве с течением времени может не только не терятьсвой символический смысл, но и приобретать новый для следующих поколений,которые уже могут рассматривать историю с других позиций.
Сад так же является однимиз героев фильма Ивана Дыховичного «Черный монах». Отец главной героини(помещик Песоцкий) всю свою жизнь посвящает возделыванию сада, который являетсядля него главным смыслом и стимулом к существованию. Самый страшный его кошмар,что после смерти его возможный зять загубит сад своим пренебрежением. Помещиквысказывает свое опасение своему другу, магистру философии Андрею Коврину,говоря, что только в нем он может быть уверен. Только Андрею он может доверитьсвой сад и свою дочь, и, получается, свою жизнь. И Коврин делает предложениеего дочери. Так происходит, что после женитьбы, и без того существующего ввысших мирах Андрея, начинает преследовать образ черного монаха. Он твердитему, какой Андрей гениальный и какое он высоко духовное существо. Со временемАндрей все более теряет связь с реальным миром. Он не осознает, где находится ичто происходит вокруг него. Андрей разговаривает сам с собой. Когда признакисумасшествия становятся явными и постоянными, жена просит Андрея начатьлечение. Его начинают пичкать таблетками и запрещают работать. Для Андрея егожизнь превращается в ад. Оказавшись оторванным от своего духовного мира, Андрейначинает наблюдать за деятельностью домашних. Работа тестя по возделыванию садакажется ему бессмысленной, лишенной духовности ремесленнической работой.Потеряв дело своей жизни, он отказывается признавать таковое для окружающих. Врезультате его отношение приводит Песоцкого к смерти, а сад к уничтожению. Вэтом фильме сад выступает как образ целой жизни, он разрушен несоизмеримобыстро по отношению ко времени его создания.
Этот фильм снят поодноименному произведению А. Чехова. Не рассматривая детально, хочу упомянуть,что это не единственный образ сада в произведениях Чехова. Например, садявляется главным символом его пьесы «Вишневый сад».
Образ сада присутствуетво многих произведениях искусства, и все их мы здесь рассмотреть просто неможем, но в конце мне хотелось бы привести одно из стихотворений АнныАхматовой.
Сад
Он весь сверкает ихрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.
И солнца бледный тусклыйлик –
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно.
Здесь мой покой навекивзят
Предчувствием беды,
Сквозь тонкий лед ещесквозят
Вчерашние следы.
Склонился тусклый мертвыйлик
К немому сну полей,
И замирает острый крик
Отсталых журавлей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Культурология - история термина генезис науки в России
Реферат Линейные регрессионные модели
Реферат Фінансове право України, Нагребельний
Реферат Идеологические концепты промышленной политики Волгоградской области
Реферат Эконометрическая модель национальной экономики Германии
Реферат Динамика климатических условий Расшеватско-Егорлыкского ландшафта (1976 – 2005 гг.)
Реферат Учреждения и органы исполняющие уголовные наказания
Реферат Участники Арбитражного процесса 5
Реферат Организация и управление в сфере туризма
Реферат Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста
Реферат Московский Кремль - замечательный памятник фортификационного искусства
Реферат Основы социальной концепции РПЦ: теоретико-правовой аспект
Реферат Федеральный закон О системе государственной службы Российской Федерации
Реферат Детский рисунок как метод изучения межличностных отношений детей в дошкольном возрасте
Реферат Роль и назначение международных стандартов учета финансовой отчетн