Реферат по предмету "История"


Отечественная история: от Древней Руси до наших дней

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ставропольский государственный университет
О Т Е Ч Е С Т В Е Н Н А Я
 И С Т О Р И Я
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для студентов стационараСтаврополь
2005

Печатается по решению редакционно-издательскогосовета Ставропольского государственного университета
Методическоепособие. 2-е изд.., перераб. – Ставрополь: СГУ, 2005. – 42 с.
В пособиисодержатся структура и программа курса “Отечественная история”, планысеминарских занятий, темы докладов и рефератов, списки литературы по всем темамкурса.
Предназначенодля студентов стационара.
Научныйредактор: докт. ист. наук, проф. Кочура Д.В.
Составители:     доктор ист. наук, доцент Суханова Н.И.
                            канд. ист. наук, ст. преп. Терещенко О.В.
                            канд. ист. наук, доцент Ткаченко Д.С.
Рецензент:
© Ставропольский государственный университет, 2005

Пояснительная записка
         Курс «Отечественная история» представляетодну из основных социально-политических и гуманитарных дисциплин, изучаемых студентамив вузе.
         Изучение истории Отечества имеет цельюрасширить исторический кругозор будущих специалистов, вооружить их знаниямиважнейших событий, закономерностей исторического процесса и того нового, чемобогатилась историческая наука за последние годы. В результате изучения этогокурса студент, как подчеркивается в Государственном образовательном стандартеРФ, должен: понимать характер истории как науки и ее место в системегуманитарного знания; иметь научное представление об основных эпохах в историичеловечества; знать основные исторические факты, даты, события и именаисторических деятелей; владеть основами исторического мышления, уметь выражатьи обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения кисторическому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем,вкладу народов России, крупных исторических деятелей в достижения мировойцивилизации.
         Предлагаемоепособие включает программу учебного курса «Отечественная история», планысеминарских занятий, темы докладов и рефератов, список исторических документови литературы по каждой теме, методические советы для самостоятельной работы.
 Пособие предназначено для студентов. Его цель –ориентировать изучающих историю в том, что и в какой последовательности надоизучать, какими методами, средствами, источниками следует пользоваться, чтобыобогатить себя знаниями, в которых нуждается каждый культурный человек.

СТРУКТУРА КУРСА
“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
Тема I. Образование Древнерусского государства и его место вмировой цивилизации (IX-XIII вв.)
Тема II. Российская государственность в условияхмонголо-татарского нашествия. Объединение русских земель вокруг Москвы
Тема III. Московское государство в XVI – первойпол. XVII в. Становление и развитие сословно-представительной монархии
Тема IV. Россия в период утверждения и развития абсолютноймонархии (вторая пол. XVII – XVIII вв.)
Тема V. Россия в первой половине XIX в.
Тема VI. Капиталистическая эволюция России. Реформы иконтрреформы 60-80-х гг. XIX в.
Тема VII. Общественно-политическая жизнь российского обществаво второй пол. XIX – начале XX вв.
Тема VIII. Россия в начале XX в.
Тема IX. Россия в Первой мировой войне (1914-1918 гг.)
Тема X. Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Тема XI. Гражданская война и иностранная интервенция в России(1918-1921 гг.)
Тема XII. Советская Россия в годы нэпа (1921-1929 гг.)
Тема XIII. Советское общество в 30-е гг.
Тема XIV. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.)
Тема XV. Советский Союз в послевоенные годы. Укреплениеавторитарного режима (1945-1953 гг.)
Тема XVI. Развитие СССР в 50-60-е годы: поиск путей обновления,демократизации общества
Тема XVII. Стагнация и кризис советской модели социализма(1970-1985 гг.)
Тема XVIII. Перестройка, ее противоречивый характер, цели иосуществление (1985-1991 гг.)
Тема XIX. Россия в постсоветский период

ПРОГРАММА КУРСА
“ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ”
 
Введение. Предмет курса “Отечества история”, его место в системегуманитарных наук, хронологические рамки и периодизация. Познавательная,практически-политическая и мировоззренческая функции истории Отечества. Понятиеисторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы к изучениюистории. Принципы объективности, историзма и социально-классового подхода, ихзначение.
Общая характеристикаисточников и литературы по курсу.
 
Тема I. ОбразованиеДревнерусского государства
и его место в мировой цивилизации (IX-XIIIвв.)
Восточные славяне. Рольприродно-климатических и геополитических факторов в их экономическом исоциокультурном развитии. Образование Древнерусского государства – КиевскойРуси. Норманнская теория и антинорманнизм. Принятие христианства на Руси и егозначение. Владимир Святославович.
Общие тенденции исущественные особенности развития Древней Руси по сравнению с Европой. РасцветКиевской Руси. Деятельность Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Особенностиобщественно-политического устройства Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынскогокняжеств и Новгородской республики. Феодализация древнерусского общества, особенностифеодализма на Руси. Экономические предпосылки политической раздробленностирусских земель, распада раннефеодального государства.
 
Тема II. Российскаягосударственность в условиях монголо-татарского нашествия. Объединение русскихземель вокруг Москвы
Кризис Древнерусскоймонархии и предпосылки политической децентрализации Киевской Руси. Процессобразования самостоятельных княжеств и изменение характера великокняжескойвласти.
Внешняя политика периодафеодальной раздробленности. Борьба северо-западной Руси против агрессиинемецких и шведских феодалов. Александр Невский. Нашествие монголо-татар наРусь, его влияние на развитие древнерусского общества. Особенности вассальнойзависимости от Золотой Орды. Политическое устройство русских земель, формы их государственности.
Начало “собирания” земельвокруг Москвы. Роль Юрия Долгорукого, Ивана Калиты. Куликовская битва и еёзначение в объединительном процессе. Дмитрий Донской. Расширение Московскогокняжества и превращение его в общерусский центр. Изменение структуры управленияи аппарата великокняжеской власти. Судебник 1497 г. Российское централизованноегосударство как результат объединительного движения на рубеже XV-XVIвв. Определение основных направлений внешней политики Московского государства.
 
Тема III. Московскоегосударство в XVI– первой половине XVIIв.
Становление и развитиесословно-представительной монархии
Социально-экономическоеразвитие России в XVI в. Реформы 50-х годов и их зна­чение. Формированиесословно-представительной монархии в России. Земские Соборы. Опричнина какчрезвычайный способ форсированной централизации государства. Иван IV(Грозный).
“Смутное время” как кризисроссийской государственности. Причины “Смуты” и ее сущность. Восстание подпредводительством И. Болотникова. Польско-шведская интервенция. Становлениерусского национального самосознания. Воцарение династии Романовых.
Преодоление последствий“Смуты”. Соборное Уложение 1649 г., юридическое оформление крепостного права.
Внешняя политика России в XVI –середине XVII в. Борьба с Казанским, Астраханским и Крымскимханствами. Вхождение Поволжья в состав России. Ливонская вой­на. Началоосвоения Сибири.
Особенности средневековойроссийской цивилизации.
Тема IV. Россия в периодутверждения и развития абсолютной монархии
(вторая половина XVII– XVIIIвв.)
Начало нового этапа мировойистории. Особенности социально-экономического развития России во второйполовине XVII в. Формирование раннекапиталистического уклада вэкономике и складывание всероссийского рынка. Изменение социально-классовойструктуры общества. Завершение процесса закрепощения крестьян.
Церковь и государство.Борьба духовного и светского начал в утверждении новой власти. Церковнаяреформа 50-60-х годов XVII в. и её социально-политические последствия.
Обострение социальныхконфликтов во второй половине XVII в. Городские восстания. Крестьянская война подпредводительством С. Разина.
Влияниесоциально-экономических процессов на формирование новых политическихинститутов. Усиление самодержавной власти и отмирание сословно-представительноймонархии во второй половине XVII в. Кризис традиционализма. Усиление государственногоначала во внутренней политике.
Государственные и военныереформы Петра I, их цели, содержание и методы осуществления.
Борьба за власть припреемниках Петра I. Дворцовые перевороты XVIII в. и ихсоциально-политическая сущность.
Политика “просвещённогоабсолютизма” Екатерины II. Укрепление позиций, господства дворянства. Апогейкрепостничества. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва: причины,этапы, итоги. Абсолютная монархия на службе крепостников. Консервативныйхарактер реформ Екатерины II.
Внешняя политика России всередине XVII – XVIII вв. Воссоединение Украины с Россией. Восточнаяполитика России в XVII в. Освоение Сибири.
Северная война.
Участие России в Семилетнейвойне и разделах Польши. Русско-турецкие войны второй половины XVIIIв., их значение. Россия и Великая французская революция. Итальянские ишвейцарские походы А.В. Суворова.
 
Тема V. Россия в первойполовине XIXв.
Промышленный переворот наЗападе и его значение. Россия на фоне мировых тенденций развития, нарастание ееотставания от стран Европы.
 Либерально-реформаторскийкурс Александра I. Государственные реформы первой четверти XIXв. (министерская, сенатская, губернская), проекты преобразований крестьянскойжизни, их реализация и результаты. Разработка конституционных проектов. М.М.Сперанский. Причины свёртывания либеральных реформ. Деятельность А.А.Аракчеева. Реформы Николая I.
Отношения России состранами Европы в начале XIX в. Отечественная война 1812 г. “Священный союз”европейских монархов. Политика Александра I в Европе.“Восточный вопрос” и Крымская война.
Новые тенденции вобщественно-политической жизни страны. Движение декабристов как поискальтернативы развития России. Общества декабристов и их проекты переустройстважизни страны (“Конституция” и “Русская Правда”). Причины и последствияпоражения движения декабристов.
Особенности общественнойжизни страны во второй четверти XIX в. Идейно-политические течения в 30-40-е годы XIXв. Зарождение “охранительной” идеологии. Теория “официальной народности”.Западники и славянофилы. Развитие национальной культуры и её влияние наобщественное сознание. Возникновение революционно-демократического движения.А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.Г. Чернышевский. “Русский социализм”.
 
Тема VI. Капиталистическаяэволюция России.
Реформы и контрреформы 60-80-х гг. XIXв.
Основные тенденции развитиязападноевропейской цивилизации во второй половине XIX в. Развитиекапитализма. Новая роль науки и техники. Урбанизация. Общественно-политическаяжизнь в западноевропейских странах. Утверждение республиканских режимов,принципов демократии. Зарождение рабочего движения, возникновение марксизма.
Нарастание отставанияРоссии от европейских стран. Развитие капиталистической тенденции, формированиевнутреннего рынка, товарно-денежных отношений. Изменение социально-классовойструктуры общества, формирование буржуазии, пролетариата.
Осознание необходимостибуржуазных реформ после поражения в Крымской войне. Александр II.Концепция государственной модернизации России. Разработка проектов реформ.Реформа 1861 г., условия освобождения крестьян от крепостной зависимости,проблема выкупных платежей и “отрезков”. Возникновение в стране “аграрноговопроса”.
Буржуазные реформы 60-70-хгг.: финансовая, школьная, земская, городская, судебная, военная. Отменацензуры. Феодальные пережитки в реформах. Значение реформ, причины ихнезавершённости.
Цели политики самодержавияв конце XIX в. Причины и внутренняя логика контрреформ АлександраIII в области печати, народного образования, местногосамоуправления и суда. “Временные правила охраны правопорядка”.
Внешняя политика России вовторой половине XIX в. Борьба за преодоление последствий Крымской войны.Укрепление позиций России на Ближнем Востоке и Балканах. Русско-турецкая война1877-1878 гг. Берлинский конгресс. Завершение процесса формированиягосударственных границ Российской империи в Средней Азии и на Дальнем Востоке.
 
Тема VII.Общественно-политическая жизнь российского общества
во второй половине XIX–начале XXвв.
Основные тенденции всоциально-экономическом развитии России в пореформенный период. Причины иособенности формирования общественно-политических движений в пореформенныйпериод. Буржуазно-либеральное и земское движение. Правительственная идеология.
Народничество: идеология идвижение. Концепции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова и П.Н. Ткачева. С.Г. Нечаев и“нечаевщина”. “Хождение в народ”. Народнические организации в 70-х – начале80-х гг. Либеральное народничество. Неонародническое движение. Организацияпартии эсеров.
Рабочее движение.Распространение марксизма в России. Группа “Освобождение труда”. Г.В. Плеханов.Пропаганда трудов основоположников марксизма. Социал-демократические кружки вС.-Петербурге, Москве, в городах Поволжья, Урала, Закавказья. Петербургский“Союз борьбы за освобождение рабочего класса”. Образование РСДРП. Большевизм именьшевизм. В.И. Ленин, Ю.А. Мартов.
Нарастание революционногокризиса в стране. Углубление раскола между властью и обществом. Россия наканунебуржуазно-демократической революции.
Тема VIII. Россия в начале XXв.
Новые тенденции в развитиикапиталистической системы на рубеже веков. Переход России к империализму.Изменения в социальной структуре общества.
Политический кризиссамодержавия накануне первой русской революции. Общественно-политическиедвижения в начале века. Активизация либеральной оппозиции. Русско-японскаявойна.
Революция 1905-1907 гг.:причины, характер, особенности. Её основные этапы, их характеристика. Триполитических лагеря: революцион­но-демократический, либеральный,правительственный. Манифест 17 ок­тября 1905 г. Становление многопартийности,ее особенности. Политиче­ские партии России: генезис, классификация, программы,тактика.
Первый опыт российскогопарламентаризма. I и II Государственные Думы.
Революционные события1905-1907 гг. на Северном Кавказе.
Третьеиюньскийгосударственный переворот. Итоги и уроки первой российской революции.
Россия после революции.Политика бонапартизма. П.А. Столыпин и его курс. Столыпинская аграрная реформа,ее содержание, результаты и значение. Рабочий вопрос и законопроектыправительства. Забастовочное движение в 1910-1914 гг. Национальный вопрос.
Экономический подъем1909-1913 гг. Начало модернизации промышленности. Объективная необходимостьпере­мен и неустойчивость самодержавия. Рост антиправительственных выступленийв стране. Крах третьеиюньской системы. Размежевание реформистской иреволюционной позиций в общественном движении России.
 
Тема IX. Россия в Первой мировойвойне (1914-1917 гг.)
Первая мировая война каккризис индустриальной цивилизации. Развитие империализма в странах ЗападнойЕвропы и в России в начале XX в., усиление борьбы европейских стран за рынки,колониальные ресурсы. Характеристика мировых и европейских геополитическихпротиворечий. Формирование военно-политических блоков. Место России в Антанте истепень её подготовленности к войне.
Характер и особенностиПервой мировой войны. Ход военных действий на российско-германском фронте в1914, 1915 и 1916 гг. Роль Восточного фронта. Обострение военногопротивоборства и межгосударственных отношений по мере углубления конфликта.Взаимоотношения России с союзниками.
Отношение к войне классов иполитических партий России, их деятельность в годы мировой войны. Позициябольшевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов. “Прогрессивный блок”.
Влияние войны на положениев стране: милитаризация промышленности, укрепление государственногокапитализма, упадок хозяйства, обнищание масс, кризис правящей верхушки,нарастание борьбы против военной и экономической политики самодержавия.Системный кризис и его признаки.
 
Тема X. Февральская иОктябрьская революции 1917 г.
Обострениеобщенационального кризиса в конце 1916 – начале 1917 г. Победа Февральскойреволюции, ее характер, особенности, итоги и значение.
Проблема власти: Временноеправительство и Советы рабочих и солдатских депутатов, сущность двоевластия.Три кризиса Временного правительства. Конец двоевластия. Усиление хозяйственнойразрухи, обострение политической нестабильности в стране. Радикализация масс,рост авторитета большевиков.
Альтернативы историческогоразвития России в 1917 году: консервативная (военная диктатура), реформистская(буржуазно-демократическая республика) и революционная (диктатурапролетариата). Курс Временного правительства и буржуазии на установлениевоенной диктатуры. Корниловский мятеж, его социально-политические последствия.
Углублениеобщенационального кризиса в стране осенью 1917 г. Октябрьское вооруженноевосстание в Петрограде. Приход к власти большевиков. II съезд Советов, первыедекреты Советской власти.
Формирование новойгосударственности в России. Радикальные социально-экономические преобразованияв конце 1917 – первой половине 1918 г. Учредительное собрание и его роспуск.Брестский мир. Конституция РСФСР 1918 г.
Место Октябрьской революциив отечественной и мировой истории, ее оценка в научной литературе.
 
Тема XI. Гражданская война ииностранная интервенция
в России (1918-1921 гг.)
Истоки Гражданской войны,её сущность. Усиление общественного противостояния. Классы и партии,противоборствующие силы в войне, их социальный состав, идеология, цели, методыдействий. Белый и красный террор.
Периодизация историиГражданской войны. Основные военно-политические события 1918-1920 гг. ПротивоборствоКрасной армии с армиями Белого движения и интервентов. Иностранная интервенциякак одна из основных причин кровопролитного характера, длительности и тяжелыхпоследствий войны.
Идеология, политика ипрактика “военного коммунизма”. Формирование в условиях войны однопартийногорежима в стране.
Гражданская война наСеверном Кавказе. Трагедия казачества.
Причины победы советскойвласти и поражения Белого движения в войне. Итоги, последствия и урокиГражданской войны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.