Реферат по предмету "История"


Основные этапы становления Древнерусского государства, его характеристики

Контрольнаяработа
«Основныеэтапы становления Древнерусского государства, его характеристики»
 

Введение
Для каждогочеловека, хотя бы немного задумывающегося о себе, об окружающем мире, о своейРодине исследование вопроса о происхождении государства в котором он живётпредставляет не только научный, но в большей степени мировоззренческий интерес.Понимание своих исторических корней является базовым в становлении личности, особеннов такой переломный период, когда идёт пересмотр и переоценка историческогопути, пройденного обществом и государством. За последние 20 лет Российское государствоуспело преобразоваться из глобальной сверхдержавы с тоталитарным режимом исоциалистической системой хозяйства в одну из крупнейших и динамично развивающихсякапиталистических стран мира. Сохранению государственности в этот кризисныйпериод помогло осознание обществом, гражданами России своей исторической общности,своих истоков. Понимание современности невозможно без глубокого изучения причинвозникновения тех или иных явлений а так же закономерностей их развития. Историческийпуть от Древней Руси до Российской Федерации наших дней является не простымнабором фактов, но фундаментом на котором наше и будущие поколения смогутчерпать свои силы и способность к новым свершениям. Интерес к обычаям, образу жизни,системе управления народов и государств проявился ещё в глубокой древности.Большой интерес представляют свидетельства авторов времён античности и раннегосредневековья.
Геродот,описывая земледельческие племена Среднего Поднепровья в V веке до н.э. говорито предках славян. Он называет их «сколотами» или «борисфенитами», отмечая, чтогреки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знализемледелия.
В I–II веках н.э. многиеисторики и географы дали описание народов, живших на территории северныхберегов Чёрного моря, называемой в их трудах Скифией. В римских источниках I–II вв.(Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славянеупоминаются в VI в. у Прокопия Кесарийского и Иордана.
Византийскаяисториография VI в. фиксировала внимание почти исключительно на технародах и странах, с которыми у империи имелись те или иные отношения.Византийцы писали много лишь о тех районах, которые находились в сференепосредственных интересов империи. Начиная со времени правления Юстина I (518–527)информация о славянах в византийских источниках начинает расти как снежный ком,хотя, очевидно, и до этого славяне были в Византии небезызвестны.
Византийскиеписатели VI века делят славян на две группы. Западная – (северо-западная) частьславян так и не обозначались как славяне (склавины, склавии). Кажется, к нимотносили и балканских славян. Но, кроме того, византийские писатели VI–VIIвеков упоминают антов, которых они считали особой (восточной) группой славян.
О становленииДревнерусского государства о первых веках нашей истории можно найти довольноразнообразные и разносторонние сведения. Таковы особенно иноземные известияпатриарха Фотия IX в., императора Константина Багрянородного X в. иЛьва Диакона X в., сказания скандинавских саг и ряда арабских писателейтех же веков: Ибн-Хордадбех, Ибн ал-Факих, Ибн-Руста и др. Арабские географыпервой половины Х в, называли три вида руссов: Куяву, Славу и Арсу.1 Другиеисточники, так называемый «баварский географ» и Константин Багрянородный,дополняет эту картину также для IX – первой половины X века. «Баварский географ»первой половины IX века Восточную Европу фиксирует в самой общей форме такиенароды, как русы, хазары, а также некоторые южно-восточные племена. КонстантинБагрянородный (40-е годы X века) более детален, но он отнюдь не ставит цельюнарисовать этническую карту Руси своего времени, а лишь отмечал наименованиеряда групп восточных славян, подчиненных русам.
Основнымисточником русской истории с древнейших времён до середины ХVIв. служат летописи. Наиболеедревней из дошедших до современных исследователей летописей является «Повестьвременныхлет». Летописец Нестор считал, что первоначально славяне жилив Центральной и Восточной Европе примерно от Эльбы до Днепра и лишь в первыхвеках нашей эры заселили бассейн Дуная и Балканский полуостров. По данным«Повести временных лет», первым князем Киева был легендарный Кий. Датировкафактов начинается с 852 года. В летопись включена легенда о призвании варягов(862) во главе с Рюриком, ставшая в XVIIIвеке основой норманнской теории о созданииДревнерусского государства варягами. Два сподвижника Рюрика – Аскольд и Дирдвинулись на Царьград по Днепру, по дороге подчинив своей власти Киев. Послесмерти Рюрика власть в Новгороде перешла к варягу Олегу (ум. 912), который,расправившись с Аскольдом и Диром, захватил Киев (882), а в 883–885 годахпокорил древлян, северян, радимичей и в 907 и 911 годах совершил походы наВизантию. К сожалению, летописные известия были записаны не ранее XI в., т.е.уже в период, когда память о первоначальных славянских объединениях начинаетстираться, поскольку все славянское население осознавало себя как русичи,русские.
Наиболеераспространенная в XVIII в. теория происхождения славян получила своеотражение в первом русском печатном учебнике по истории, так называемымСинопсисе, вышедшем в 70-е гг. XVII в. Она состоит в следующем: авторыпроводят четкое разделение между славянами и русами. Русы, по мнению этихавторов, более древний народ. Их корни из Месопотамии; они происходят отбиблейских героев: сына Ноя Иафета и Мосоха, который был первым патриархомрусов. Память об этом герое, по мнению авторов, хранилась у русского народа ибыла запечатлена в названии столицы русского государства Москве. Постепеннорусы расселились по территории Европы. Существует даже такое мнение, что вопределенный момент русы составляли большинство населения Европы, в частности,так называемых этрусков жителей Италии выводит от русов, якобы этозашифрованное имя русов. Славяне же гораздо менее древний народ, относящийся киндоевропейской семье народов. В начале нашей эры русы, по предположению тех жесамых авторов, занимали территорию по Дунаю и Днепру.
В XVIII веке быласформулирована и разработана норманнская теория возникновения Древнерусскогогосударства. К её авторам и сторонникам можно отнести Миллера, Байера, Шлецера,Лерберга. Но почти одновременно появились исторический труд М.В. Ломоносова«Замечания на диссертацию Г._Ф. Миллера «Происхождение имени и народароссийского», подвергшего сомнению норманнскую теорию. В своих крайнихпроявлениях норманнская теория толкует летописную легенду о призвании иноземныхкнязей как свидетельство отсутствия на Руси в начальный период правопорядка,государственности и самостоятельной культуры. Между тем история Новгорода (т.е.той территории, с которой непосредственно связана легенда о призвании), поновейшим археологическим данным, отражает совершенно иной процесс. Представленияоб исходном восточнославянском единстве легли в основу прочно укрепившейся втрудах А.А. Шахматова концепции первоначально ограниченной территориивосточнославянского ядра. Академик А.А. Шахматов, чье мнениеподдерживает также Л.Н. Гумилев, изучая русские летописи, исследуя историюрусского языка и его диалекты, пришел к выводу, что древние славяне зародилисьв верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат (современная восточнаяВенгрия и южная Польша). В соответствии с этой концепцией магистральный путьразвития восточных славян в VI–XIII вв. представлялся исследователям какпроцесс разложения исходного единства (что признавалось и В.О. Ключевским),резко усилившийся в ходе феодальной раздробленности и ордынского нашествия. Вконце XIX в. в либеральной академической науке обнаружилась тенденциярешения «варяжского вопроса» в пользу славянского происхождения Руси, котораяобъяснялась появлением новых подходов к изучаемой проблеме. Решительнымпротивником норманнского происхождения древнерусского государства выступает Д.И. Иловайский,указывавший в своей книге «Начало Руси» на присутствие в норманнской теориинатяжек и противоречий: «…чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем более и болеевыступают наружу натяжки и противоречия норманнской системы.» 1)В 1876 г. вышла в свет книга С.А. Гедеонова «Варяги и Русь», впредисловии к которой автор писал: «…при догмате скандинавского начала Русскогогосударства научная разработка древнейшей истории Руси немыслима.»2)С конца XIX века общественный интерес к теме начала Руси заметно ослабел. Вэто время зарождающаяся русская археология испытывала огромное влияниезападноевропейской, особенно германской и шведской. Это привело к значительномуусилению позиций норманизма. В1914 г. вышла книга шведского учёного Т.Ю. Арне«Швеция и Восток», в которой была выдвинута идея норманнской колонизации Руси. Ав 1917 г. он же в своём труде «Великая Швеция», называет так не толькосборник своих статей, но и само государство восточных славян. В советское времяпод норманистами стали понимать лишь тех, «кто утверждал неспособность славянсамим создать своё государство», в то же время признание скандинавскогопроисхождения династии русских князей норманнизмом не считалось.
Всякое государствовозникает не на пустом месте и не вдруг. Именно поэтому исследование вопросавозникновения Древнерусского следует изучать в контексте природно-климатическихи социально-политических факторов.

1. Средаобитания восточных славян
 
1.1 Природно-климатическиефакторы Восточно-Европейской равнины
Историярасселения славян на территории Восточной Европы до сих пор является предметомнаучных споров. Ранее эта проблема решалась почти исключительно путем анализалетописной концепции, сложившейся к началу XII в. и изложенной в Повестивременных лет. Определяющее влияние на образование народа и государстваоказывает та среда, в которой это формирование происходит. Огромноепространство Восточно – Европейской равнины являющейся одной из крупнейшихравнин земного шара, занимающая большую часть Вост. Европы. На севере онаомывается водами Белого и Баренцева, на юге – Черного, Азовского и Каспийскогоморей. На юго-западе ограничена Карпатами, на юге – Кавказом, на востоке – Ураломи Мугоджарами. Эта территория, богатая лесами с обильной дичью, полноводными реками,плодородными почвами щедро оделяла природными ресурсами поселившихся здесьлюдей. Средняя высота ок. 170 м (наибольшая – до 1191 м. в Хибинах);наиболее низкие отметки – на побережье Каспийского м. (28 м ниже уровняморя). На Русской равнине – Тиманский кряж, Среднерусская, Приазовская,Приволжская и другие возвышенности, на юге и юго-востоке – полоса приморскихнизменностей: Причерноморская, Прикаспийская и др. На севере и северо-западепреобладают плоские междуречья с моренно-холмистым рельефом, в центральнойчасти и на юге – овражно-балочный рельеф. Реки северной части принадлежат бас.Северного Ледовитого океана. (Мезень, Онега, Печора, Сев. Двина), западной июжной – бас. Балтийского моря. (Неман, Западная Двина, Висла и др.), бас.Черного моря (Днепр, Днестр, Южный Буг) и бас. Азовского моря (Дон); Волга,Урал и другие впадают в Каспийское море. Большая часть территории расположена влесной зоне, центральная и южная части – в зонах лесостепи и степи, крайнийюго-восток – в зонах полупустыни и пустыни. Степная зона Европейской равниныявляется прямым продолжением азиатских степей и «соединяясь с азиатскимистепями широкими воротами между Уральскими горами и простираясь сначала широкою,а потом всё суживающеюся полосою по направлению к западу, мимо морей Каспийского,Азовского и Черного».1) На территории Восточно-Европейскойравнины можно выделить четыре климатических пояса: севернее полярного круга –арктический, между полярным кругом и 57° с.ш. – северный или холодный, от 57°до 50°с.ш. – средний или умеренный, а ещё южнее – тёплый или степной.Отличительной особенностью Восточно-Европейской равнины можно считать сложную иразветвлённую систему рек. Все реки имеют медленное течение и большое числоизгибов. Кроме того, на размещение населения оказал влияние и тот факт, что длярек, текущих в меридиональном направлении характерен высокий правый берег иотносительно низкий левый: по высоким берегам возводились укрепления, около нихсосредотачивалось население. Служа готовыми первобытными дорогами, речныебассейны своими разносторонними рассеивали население по своим ветвям.
По этимбассейнам рано частям населения обособляться друг от друга, замыкаться визолированные гидрографические клетки, поддерживала общение между ними.обозначились различные местные группы населения, племена, на которые древняялетопись делит русское славянство IX–X вв; по ним же сложились потомполитические области, земли, на которые долго делилась страна. Взаимная близостьглавных речных бассейнов равнины при содействии единообразной формы поверхностине позволяла размещавшимся по ним.

1.2 Взаимоотношенияславян с разноплеменным населением Восточной Европы
 
Люди,населявшие север и центр Восточно-Европейской равнины в I тыс. до Р.Х.,говорили на индоевропейских и финно-угорских языках. И в то время, и впоследующие века не было отчетливого соединения и размежевания племен поязыковому признаку; племена враждовали или поддерживали добрососедскиеотношения, не придавая первостепенного значения этническим различиям илисходству. Около начала нашей эры смена пришельцев учащается, номенклатураварваров в древней Скифии становится сложнее, запутаннее. Сарматов смени ли илииз них выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки. Эти народытолпятся по нижнему Дунаю, к северным пределам римской империи, иногдавторгаются в ее области, скучиваются в разноплеменные рассыпчатые громады,образуют между Днепром и Дунаем обширные, но скоропреходящие владения, каковыбыли царства гетов, потом даков и роксалан, которым римляне даже принуждены были платить дань и откуп. Видно, что подготавливалось великое переселениенародов. Сложное взаимодействие оседлого севера и кочевого юга Восточной Европыво многом определило своеобразие исторического развития региона. И военныестычки, и набеги, и политические союзы, и торговые отношения степняков и лесныхжителей все это воздействовало на жизнь славян. При этом «лес» и «степь» неоставались неизменными; в их постоянном противоборстве и мирном общениискладывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычныегруппы. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемыхпраславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами ВосточнойЕвропы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементовкультуры, с ним связанных, в остальном между славянскими народами имеютсясерьезные различия, даже по антропологическому типу – такого рода различия естьвнутри отдельных групп тех или иных восточнославянских народов. Не менеесущественное различие обнаруживается в сфере материальной культуры, посколькуславянизированные этносы, ставшие составной частью тех или иных славянскихнародов, имели неодинаковую материальную культуру, черты которой сохранились иу их потомков. Именно в сфере материальной культуры, а также такого элементакультуры, как музыка, имеются значительные различия даже между такимиблизкородственными народами, как русские и украинцы. Есть все основанияполагать, что ареал расселения праславян, которые, как доказано лингвистами,отделились от родственных им балтов в середине первого тысячелетия до н.э. (вовремена Геродота), был весьма невелик.
Первыеупоминания о венедах, а именно так называли ранние источники праславян,появились только тогда, когда римляне в своей экспансии в Европе достиглиСреднего Дуная, Паннонии и Норика (нынешних Венгрии и Австрии). Не случайнопервыми о венедах упоминают Плиний Старший и Тацит (вторая половина I века н.э.).Очевидно, только из этих областей были получены первые известия о народевенедах. Но и эти известия были крайне смутными, так как римские и греческиеписатели не могли даже точно определить, относить ли им венедов к германцам илик сарматам, склоняясь, правда, к большей близости венедов по их нравам, обычаями быту именно к германцам. Паннония в I–II вв. н.э. была населена разныминародами – германскими и сарматскими (иранскими), Богемия (нынешняя Чехия)получила название от кельтского племени бойев, однако во времена Тацита и позжездесь поселились германцы, а где-то за ними на северо-востоке обитали венеды.Тацит, рассказывая о венедах, упоминает рядом с ними эстов и фенов, подкоторыми скрываются предки балтийских народов (но не финнов и современныхэстов). Следовательно, венеды в ту пору занимали приблизительно территориюнынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-ЗападнойУкраины (Волыни и Полесья). А данные Птоломея (второй век н.э.) уже позволяетрасширить предел обитания славян, включив в них северное Прикарпатье и частьпобережья Балтийского моря, известного в ту пору, как Венецкий залив. Очевидно,уже на протяжении второго века славяне оттеснили или ассимилировали какую-точасть других этносов, но, скорее всего германцев и аборигенов Прикарпатья.Можно предположить, что данные Птоломея фиксируют уход готов с побережьяБалтийского моря и продвижение на их место славян. Вероятно, какое-торасширение этнической территории славян наблюдалось и в III–IV вв., но, ксожалению источников для этого времени почти нет. Так называемая ПевтингероваКарта, окончательная редакция которой относится к первой половине пятого века,включает, однако и значительные элементы более ранней информации, восходящейеще к первому веку до н.э., потому пользоваться ее данными очень сложно. Венедына этой Карте показаны на северо-запад от Карпат, вместе с какой-то частьюсарматов. Совместная фиксация венедов и сарматов в Прикарпатье, очевидноотражает с элементами пятого столетия реалии II–IV вв. до нашествиягуннов.
Гуннскоенашествие привело к значительным перемещениям населения, в том числе и изстепной и частично лесостепной полосы нашего юга. Более всего это касаетсястепных районов, где после кратковременной гегемонии угров уже в VI векевозобладали прототурки. Иное дело – лесостепь нынешней Украины и СеверногоКавказа (Подонья). Здесь старое иранское население оказалось более устойчивым,но и оно стало постепенно подвергаться воздействию неуклонно двигавшихся навосток славян. Очевидно, уже в V веке последние вышли к среднему Днепру, гдеассимилировали местных иранцев. Вероятно, именно последние основали городки накиевских горах, поскольку название Киева может быть объяснено из иранскихнаречий как княжеский (городок). За тем славяне продвинулись за Днепр в бассейнреки Десны, получившей славянское название (Правая). Любопытно однако, чтоосновная часть крупных рек на юге сохранила дославянские (иранские) названия.Так, Дон – просто река, Днепр – глубокая река, Рось – светлая река, Прут – рекаи т.д. А вот название рек на северо-западе Украины и на большей частиБелоруссии славянские (Березина, Тетерев, Горынь, и т.д.) и это, несомненно,свидетельство весьма древнего обитания там славян. Славяне первоначально какжители лесов (а именно таковыми их нам рисуют византийские историки VI века)продвигались и расселялись. преимущественно вдоль больших рек (транспортныеартерии). Местное население довольно легко ассимилировалось со славянами, какправило, мирным путем.
Попытаемсяпредставить карту расселения отдельных групп восточных славян, преимущественнопо данным Повести временных лет. Словом, все данные говорят за то, что впроцессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменнымместным населением, в результате чего и вырабатывались те черты (в языке,антропологическом типе, материальной культуре), что отличают восточных славянот западных и южных. Уже в ту пору намечались и определенные различия междуюго-западными частями восточнославянского мира, северными и северо-восточными исеверо-западными, которые позже, в определенных специфических условиях XIII–XVI вв.,привели к распаду единой древнерусской народности на три самостоятельных.Однако искать отдельных предков для русских, украинцев и белорусов уже в эпохуДревней Руси, а тем более раньше, как это сейчас пытаются делать националистическинастроенные историки, нет никаких оснований. Например, северяне стали предкамии русских и украинцев, а кривичи и радимичи – единые пращуры русских ибелорусов. Да и в более позднее время отмечаются переливы населения из разныхобластей Древней Руси, не как не связанное с обособленностью в ту пору ееотдельных частей.
Еще недавнополагали, что деление византийскими писателями славян в VI веке на склавинов иантов можно видеть реальное разделение славянского мира на восточный изападный. Ныне большинство специалистов полагают, что о делении славян на трибольшие группы восточных, западных и южных можно говорить лишь с VIII века.Вероятно, эту датировку можно несколько удревнить, распространив ее снекоторыми оговорками и на VII век, но не раньше. Картина же расселениявосточных славян, зафиксированная в «Повести временных лет», может бытьотнесена к VIII–IX вв., преимущественно, к последнему столетию.
В продолжениеVII и VIII вв. восточная ветвьславян, сосредоточивавшаяся на северо-восточных склонах Карпат, постепенноперемещалась на сесеровосток и восток.
К моментуобразования древнерусского государства восточнославянские племена занимали ужедовольно обширный ареал. В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от нихдревляне, у истоков Днепра – кривичи, у оз. Ильмень – словене, по Оке – вятичи,в Белоруссии – дреговичи и радимичи, на среднем Днестре – тиверцы, междуДнепром и Днестром – уличи, в Прикарпатье – дулебы. Возникали племенные союзы.Заметим, что древляне, северяне и т.д. в «Повести временных лет», племенами неименуются, хотя в современных переводах термин «племя» нередко фигурирует. Рядученых уже давно сделали вывод, что в древнерусской летописи речь идет не оплеменах, но о союзах племен. Такое мнение подкреплялось и большой территориейтаких «племен», как северяне, кривичи и др. Нет термина «племя» или подобногоему и в списках славян Константина Багрянородного, который ведет речь ославянах древлянах, северянах и т.д. Вместе с тем перед нами еще, несомненно,объединение догосударственного или предгосударственного порядка, скорее всегоименно союзы близко родственных племен. В этих союзах, уже занимавшихопределенную, четко фиксируемую территорию, на лицо переходные черты кполитическому объединению типа раннеклассового общества. В этом плане древляне,поляне и т.д. по-видимому, идентичны таким германским «племенам», как франки,саксы, бавары и т.д., которые на деле представляли союзы племен, хотя исохранили наименование одного (господствующего) племени.
Севернее зоны расселениявосточных славян жили финно-угорские племена корелов и чуди заволоцкой. Навостоке славянские поселения на реке Оке граничили с финно-угорскими племенамимеря, мурома, мещера, мордва. Юг и юго-восток контролировали хазары и печенеги.На юго-западе от славянских земель осели кочевые племена угров и болгар. Западнеетерритории восточных славян расположились земли славян западных: чехов, ляхов. Ксеверо-западу от восточных словян жили прибалтийские племена жмудь, ливы, эсты,чудь, нарова.
В VIII веке в среде хазар резкоусилилось влияние проникнувших из Закавказья евреев. В низовьях Волги возниклогосударство Хазарский каганат, покорившее племена славян, живших на юго – западныхземлях: северян и вятичей. В то же время появилась возможность для торговлиславян не только с Хазарией, но и со странами прилегающими к бассейнамКаспийского и Чёрного морей.

2. Причины возникновениягосударства
 
2.1 Общественноеразделения труда
В «Повестивременных лет» летописец так определяет быт оседлого славянскогонародонаселения восточной равнины: «жил каждый со своим родом и на своихместах, владея каждый родом своим». Человек, существо общественное, не можетжить без общества, без связи с другими людьми, и первым союзом являетсякровный, или родовой. Семья крепка братством младших членов ее и естественным,необходимым подчинением их отцу. Род умножается, но союз держится,многочисленный род все представляет одну семью, в которой старший в роде,старший брат, какой бы то ни было степени, дядя занимает место отца, сохраняетсожитие членов в одном месте, общие занятия, общее владение.
Славянезанимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой,рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля быласобственностью общины – верви, распределявшей ее между общинниками. Главнымзанятием восточных славян в известную нам эпоху было земледелие в сочетании сразведением скота и различного рода промыслами. В VII в. славяне еще незнали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала переложная (в лесостепях)и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия. При переложной системе научастке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения.После этого участок забрасывали на 2 – 4 года, вплоть до полного восстановлениятравяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10 – 15 лет.Подсечно-огневая система названа так потому, что деревья под рубали и оставлялисохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при переложнойсистеме, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый.Настоящей пахоты не велось – землю лишь рыхли ли. Такая организация земледелиявынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делалонеизбежным освоение все более отдаленных земель.
Лишь в VIIIвеке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилосьпашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. Влесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века. Основнымисельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшиевысокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север ираспространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, преждезанимавшие незначительное место.
Чем дальше насевер, тем большее значение приобретали промыслы, тем более, что во внешнейторговле особенно с развитыми странами Востока и Византией, особую роль игралименно экспорт различного пушного зверя, которым в ту пору был богат не толькославянский север, но и более южные земли. Жизнь среди лесов и болот быланелегкой. Прежде чем срубить дом, нужно было найти сухое и сравнительнооткрытое место и расчистить его. Первоначально славянские поселки были редкимиостровками среди «лесного моря». Их жители вели хозяйство, применяясь кокружающим условиям. Главные вопросы решало народное собрание – вече.
По воднымпутям, принимавшим наиболее деятельное участие в торговом движении, рано здесьзавязавшемся возникали торговые сосредоточения, древнейшие города; население,от них удаленное, оставалось при хлебопашестве и лесных промыслах, доставлявшихвывозные статьи приречным торговцам (мед, воск, меха). ЧерезВосточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались ещедревние греки, основавшие колонии в Причерноморье. Этот путь стал основнойдорогой Древней Руси. По нему везли не только меха и мед, но и добычу,захваченную во время военных походов. Ведущую роль в транзитной торговле черезВосточную Европу, как уже сказано, играли в VIII–IX вв. еврейские купцы,которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам.Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар (основан в IXвеке, недалеко от современной Казани) очевидно, по преимуществу сухопутнымпутем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцамиэтого государства. В северные пределы славян арабские купцы в IX в. незаходили: хазары держали дороги под своим контролем и помимо чистоадминистративных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о дикихсеверных людях, якобы убивавших всех чужеземцев. Славянские купцы возили своитовары и в Багдад и в Царьград. В области Днепра найдено немало кладов сарабскими монетами VII–X вв.
Постепенноросла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходилоимущественное расслоение. Более разнообразными становились источники, изкоторых люди черпали средства существования; так, большую роль в жизни роданачинала играть военная добыча. Размежевание племен кочевых и оседлых,земледельческих и скотоводческих, а также племен, живших по преимуществу охотойи перешедших к производящему хозяйству, дополнялось начатками внутриродовогоразделения труда: появились профессионалы-ремесленники (гончары и специалистыпо выплавке или обработке металлов), профессионалы-воины. Частые переселенияродов, возникновение и распад межродовых и межплеменных союзов, выделение изрода групп искателей военной добычи (дружин) – все эти процессы вынуждали то идело отступать от традиции, основанные на обычае старые решения не всегдасрабатывали в ранее неизвестных конфликтных ситуациях.

2.2Развитие экономики
славянингосударство древнерусский этнический
Не толькоизменившееся индивидуальное и групповое самосознание и усложнившиесямежплеменные отношения, но и хозяйственная, экономическая деятельностьпобуждала людей к поиску более подходящих форм обще жития. Значениеэкономического фактора в возникновении государства обычно преувеличивается висследованиях сторонников марксизма и других учений, считающих производство(или распределение произведенного) основой общественной жизни. Частнаясобственность не могла возникнуть, пока человек не осознал свою отделенность отрода; но на дальнейшее развитие самосознания от дельной личности, несомненно,воз действовали практические, материальные результаты раздробления общей родовойсобственности.) Экономические факторы (рост производительности труда,возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и, как следствие – развитиеменовой, а потом и денежной торговли) влияли на становление государства, но этовлияние не было ни прямым, ни определяющим. Государство возникло тогда, когданепосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишкомсущественны; формировавшаяся государственная власть первоначально почти непретендовала на серьезное участие в хозяйственной жизни. Носители новой,предгосударственной и государственной власти (князья, дружинники) выделялись изобщества не по имущественному, а по профессиональному признаку. При этом частосовпадавшие профессии воина и правителя (стоявшего над традиционной, патриархальнойвластью родовых старейшин) почти единодушно признавались общественно полезными.
 

2.3Заинтересованность общества в появлении государства
Государствовозникло потому, что в его появлении было заинтересовано подавляющеебольшинство членов общества. Земледельцу-общиннику было удобно и выгодно, чтобыкнязь и – дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли отобременительных и опасных ратных дел. (Здесь следует заметить, что реальнаяотделенность и отдаленность власти от общества, а привилегированного княжескогодружинника от хлебопашца-смерда сложилась намного позднее; в первые векасуществования государства каждый земледелец мог очень легко изменить своеобщественное положение и, подобно былинному Илье Муромцу, поступить накняжескую службу). Государство с самого начала решало не только военные, но исудебные задачи, в особенности связанные с межродовыми спорами. Князья и ихдружинники были относительно объективными посредниками в конфликтах междупредставителями различных родов; старейшины, которые испокон веку должны былизаботиться об интересах своего рода, своей общины, не годились на рольбеспристрастных арбитров. Разрешение межобщинных споров силой оружия былочересчур обременительно для общества; по мере осознания общей полезности власти,стоящей выше частного и родового интереса, создавались условия для передачиважнейших судебных полномочий исторически новой структуре – государству. Такимобразом, в VIII–IX веках родовые связи все больше вытеснялись территориальными.Складывались предпосылки для возникновения государства.


3. ОбразованиеДревнерусского государства
 
3.1Сведенья о ранних княжениях
Давно ужедоказано, что ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли,поскольку эта последняя как таковая возникает, прежде всего, в результатеопределенных процессов внутри самого общества с возникновение имущественногонеравенства и социального расслоения.
Вот и увосточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, окоторых помнил и древнерусский летописец. Правда, тот же летописец отмечает,что такие княжества существовали не у всех восточных славян их, по-видимому небыло у тех, что были уже в VII веке подчинены хазарам (вятичи, северяне,радимичи) или попали под верховенство сильных соседних западнославянскихобъединений, прежде всего Великой Моравии, что можно предположить для волынян ибелых хорватов. Но «Повесть временных лет» знает, что свои княжества допризвания варягов существовали у полян, древлян, кривичей, словен, ильменских иу дреговичей. В отношении полян летописец, уроженец Киева и его патриот,записал легенды о князьях, основателях города: Кие, Щеке и Хориве и их сестреЛебеди. Правда, в отношении Кия еще в XI веке существовали два варианталегенды, и по второму он был просто перевозчиком на Днепре. Однако летописец повполне понятным причинам с негодованием отверг этот вариант сказания и дажестарался обосновать его недостоверность. Показательно, что все три имени «основателей»Киева могут быть объяснены из иранских наречий, что, вероятно, доказывает ихсвязь с дославянским населением региона. Неудивительно, что память о нихсохранилась как в названии Киева, так и в наименовании двух киевских гор – Щековицыи Хоривицы. Вероятно, в древности существовали аналогичные легенды и о других «прародителях»местной государственности, отголоски которых также сохранились в летописи (Туроснователь Турова, Вячко и Радим патриархи вятичей и радимичей). Как бы то нибыло есть все основания считать, что у полян было свое княжение, которое былоликвидировано хазарами. Это могло произойти где-то в VIII веке. Все эти местныекняжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять ни хазарам,ни варягам. Из этих двух реальных угроз более сильной была хазарская, посколькухазары представляли мощное политическое объединение, господствовавшее почти навсей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали: все, чтонам известно говорит, скорее всего, что они утверждались в славянских земляхкак союзники местной знати более самостоятельные на севере и зависимые отпоследней на юге. В таких условиях на просторах Восточной Европы началаскладываться новая ведущая политическая сила Древнерусское государство, илиРусь, как его в ту пору именовали.
Вопрос обобразовании на Руси великого княжения (Киевского) приводит нас к вопросу о русах,которым приписывается водворение на Руси политического единства и порядка.
Кто же былиэти варяги-русь, покорившие сперва Новгород, потом Киев?
Остановимсяпрежде всего на двух местах «Повести временных лет», которое в сущности ипродили варяжский вопрос: летописец, перечисляя племена, жившие по берегамБалтийского моря говорит: 1) «По сему же морю Варяжскому (т.е. Балтийскому)сидят Варязи»… «и то Варязи: Свей, Урмане, Готе, Русь, Англяне». Все этисеверо-германские племена и варяге поставлены среди них, как их родовое имясреди видовых названий. Далее читаем: 2) «Идоша за море к варягам-руси, сице бося зваху тьи Варязи Русь, яко се друзи зовутся Свеи, друзии же Англяне, Урмяне,друзии Готе тако и си». Таким образом, по словам «Повести временных лет», изварягов одни назывались русью, другие англянами и т.д.; летописец очевиднодумает, что Русь есть одно из многих варяжских племен.
Ученые же, наосновании этих и других показаний, установили, что варягов знал не только нашлетописец, но и греки. У греков под именем варанги подразумевались наемныедружины северных людей, норманнов, служивших в Византии. С этом же значениемвстречается это слово и в скандинавских сагах, и арабских источниках.
Дляопределения национальности руси можно обратиться к остаткам ее языка, которыйочень скуден. На них-то главным образом и держится так называемая норманнскаяшкола. Она указывает, что собственные имена князей руси норманнские: Рюрик,Аскольд, Трувор, Игорь, Олег, Ольга.
Но эти доказательстване являются бесспорными. Так, например, в западно-славянских языках можновстретить имя Trubor, которое у восточных славян могло произносится как Трувор,подобно тому как Lutobor переходит в Лютовор. Новгородская летопись включает в себятакие парные формы имен как Ракобор и Раковор, Гравор и Грабор. В предположениинорманнской системы греки слышали Ольгино имя не под его славянской, а под егоскандинавской формой Hölga. Но в этом случае греческое написание ׳Αλγα едва ли могло обойтисьбез придыхания. Естественнее объясняется переход русского Ольга в греческое ׳Ελγα из природной греческомуи славянским языкам равнозначимости звуков е и о
(сравнивлеку иволоку). да и в сагах княгиня Ольга известна под именем Allogia (Аллогия) а не подскандинавским, припивываемом ей имени Helga.
НазваниеДнепровских порогов у Константина Багрянородного приведены по-русски ипо-славянски; имена русские звучат не по-славянски, а объясняются норманистамис германских корней (Юссупи, Ульворси, Геннадри, Леанти, Струвун); напротив теимена, которые он называет славянскими, действительно славянские(Островунипрах, Напрези, Веруци, Неясит). Но у того же КонстантинаБагрянородного после названия порога Юссупи есть прибавление, чтоэто означает «не спи», и вполне может являтьсясвидетельством в пользу славянских, а не скандинавских корней русов.
Довольночасто русы предлагали свои услуги как наёмная военная сила для конвоированияторговых судов и участия в военных действиях. Постепенно из охранителей русы,усиливая своё влияние, становились властителями охраняемых городов. Ихпредводители становились князьями, а влияние городов распространялось наокругу.
Обычнымявлением стали грабежи покорённого населения. Добычей становилось всё ценное:воск, меха, золото, дети. Мужчин, как правило, убивали. Сопротивление жестокоподавлялось.
Часть русов,ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для ихдальнейших походов. Это были Киев, Старая Руса и, вероятно, Белозеро.
В 30-е годы IX века потомков Кия сменилпришедший с дружинами рус Аскольд. Он правил полянами вместе с Диром. Послесвоего утверждения в Киеве эти правители вступили в борьбу с древлянами, азатем предприняли поход на Царьград.
В 862 г. вНовгороде захватил власть Рюрик, по роду деятельности бывший варягом – наёмнымвоином, а по происхождению – русом. После убийства словенского князя ВадимаХраброго и новгородских старейшин
самстановится князем. Затем он подчинил окрестные области: Ладогу, Белоозеро,Изборск. Объединение этих областей считается началом возникновенияДревнерусского государства, а сам Рюрик – основателем династии русских князей.
Рюрик умер в879 г. Ему наследовал Игорь, который в то время был ещё ребёнком («детескъвельми» – очень мал). Фактически управлял Олег, прозванный Вещим. Олег своинами двинулся по пути из «варяг в греки»: из Новгорода к югу по реке Ловать,и далее по Днепру, попутно заняв Смоленск. Продвигаясь по Днепру Олег смалолетним Игорем и дружиной достигли Киева. Хитростью Олегу удаётся захватитьКиев.
Послепокорения Киева, Олег обложил данью древлян а так же северян и радимичей,плативших ранее дань хазарам. Таким образом произошло объединение большей частитерритории расселения восточных славян и некоторых соседних с ними племён вединое государство под руководством князя из рода Рюрика.
ИгорьРюрикович – князькиевский. Начал княжить в 912 г. после смерти Олега. На первых порах Игорюпришлось усмирять восстание разных славянских племен и устанавливать отношенияс печенегами, впервые тогда появившимися в русских степях. Торговые икультурные интересы сосредоточивали внимание Игоревой политики на Византии.Сведения об Игоре дают не только наши летописи, но и иноземные писатели. Первыйпоход Игоря на Византию относится к 941 г. С флотом в несколько сот людей Игоряпристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до БосфораФракийского и подступил к Константинополю; но его суда не выдержали «греческогоогня», и сам Игорь спасся только с 10 судами. В 944 г. Игорь присодействии варягов и печенегов возобновил свое нападение на Грецию. Греческиепослы встретили его по сию сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чегоИгорь возвратился в Киев. В 945 г. прибыли в Киев греческие послы дляподтверждения этого мира; с ними Игорь отправил в Царьград своих послов, которыеи заключили договор, приводимый летописцем под 945 г. В этом наиболеепространном из договоров русских с греками X века весьма много положенийчастного международного права, в которых усматривали древнерусские народныеобычаи.
Владения Русипри Игоре распространялись, по-видимому, на юго-восток до Кавказа и Таврическихгор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая Игоря не допускатьнападений черных болгар (т.е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в восточнойчасти Крыма) на Корсунь и другие греческие города в Тавриде. На севере владенияИгоря доходили до берегов Волхова; по словам Константина Багрянородного, прижизни Игоря в Новгороде княжил сын его, Святослав. Смерть Игоря летописьотносит к 945 г. Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян,Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью; древляневозмутились и убили Игоря.
Летописьотносит рождение Святославак 942 г. Вмомент смерти отца Святослав был еще младенцем иуправление княжеством во время его малолетства было в руках его матери Ольги.Как только Святослав возмужал, он обнаружилтипичные черты князя-дружинника; дела земские его интересовали мало, его тянулок военным предприятиям в отдаленных землях. Из славянских племен к востоку отДнепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили даньхазарам. Из-за. вятичей Святославвступил вборьбу с хазарами и проник на Волгу и даже в Предкавказье. В 960-х годах разгромилХазарский каганат и разрушил хазарские города Саркел (на Дону) и Итиль. НаСеверном Кавказе Святослав захватил хазарскую крепость Семендер, разбил ясов икасогов. ЗатемСвятослав направил свое вниманиена юг – на Дунайскую Болгарию. Почин в этом предприятии шел со сторонывизантийского императора Никифора Фоки, который, желая оградить Византию отопасных соседей – болгар, послал к Святославу предложение напасть на Болгарию. Святославявился в Болгарию со своими союзниками – венграми, печенегами и др. – вкачестве друга Византии. Успех похода С. был огромный; он занял ряд болгарскихгородов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоропочувствовали, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. ТогдаНикифор направил печенегов на Киев, и Святослав должен был возвратиться вотечество, но уже в 971 г., посадив на Руси своих сыновей, снова явился вБолгарию. Между тем преемник Никифора Фоки, Иоанн Цимисхий, помирился сболгарами и Святославу пришлось иметь дело и с греками, и с болгарами; хотя вБолгарии была и русская партия, но движение против Святослава было сильное.Чтобы сломить греков, Святослав двинулся за Балканы и сначала имел успех, нодотом должен был заключить мир с греками и уйти из Болгарии. Он пошел в лодкахк днепровским порогам, но пороги были заняты печенегами. Святослав переждав довесны и снова попытался пройти пороги, но был убит в сражении печенегами,которые, по преданию, сделали из черепа его чашу.
Владимир Святославич – великийкнязь Киевский, в крещении Василий, святой и равноапостольный, сын СвятославаИгоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Традиционная история княженияВладимира, покоящаяся на «Повести временных лет», такова: Святослав,окончательно уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части; Владимира, попросьбе новгородцев, он посадил в Новгороде. После смерти Святослава произошлараспря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал. Опасаясь той жеучасти, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занялНовгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкогокнязя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода инасильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимирвокняжился в Киеве. Варяги, помогавшие Владимиру, потребовали дани, но Владимиризбавился от них, частью разослав их по городам, частью услав в Византию. В 981г. Владимир покоряет червенские города, в 982 г. идет на вятичей, в 983 г.– на ятвягов. В 984 г. – поход на радимичей, в 985 г. – поход на болгар, неизвестно каких – волжских или дунайских.
Военныепоходы Владимира укрепили положение Древнерусского государства. Киевский князьпокорил вятичей, радимичей и ятвягов; воевал с печенегами, Волжской Болгарией,Византией и Польшей. Значительную роль в формировании территории Киевской Русисыграл поход в Червенско-Перемышльскую землю, захваченную Польшей. Дляорганизации обороны от печенегов киевский князь соорудил несколькооборонительных рубежей с системой крепостей по рекам Десне, Осетру, Трубежу,Суле, Стугне. Это была первая в истории Руси засечная черта. Для защиты ЮжнойРуси Владимир сумел привлечь кочевые племена из северной части Степи. Борьба спеченегами, которой руководил Владимир, отвечала интересам всех социальныхслоев Древнерусского государства. Успешная борьба с печенегами привела кидеализации личности и княжения Владимира. В народном эпосе он получил имяВладимира Красное Солнышко. На самом деле Владимир был коварным политиком, вборьбе с Ярополком и при взятии Херсонеса не брезговал помощью предателей.
Жесткийхарактер политики Владимира ярко проявился в реформе религии. Сначала князь решилпревратить народные языческие верования в государственную религию и для этогонасильно установил в Киеве и Новгороде культ главного дружинного бога Перуна.Около 988 года он заменил язычество христианством, которое принял из Византиипосле захвата греческого города Херсонес в Крыму и женитьбы на сестревизантийского императора Анне (Крещение Руси). Как креститель Руси Владимирканонизирован Русской православной церковью. При Владимире был заново укреплени застроен каменными зданиями Киев. Симптомом будущих княжеских распрей сталовыступление против Владимира его сына Святополка. В целом время княженияВладимира является периодом подъема Древнерусского государства: становленияфеодального строя, успешных завоевательных походов, развития культуры,земледелия и ремесел.
3.2 Формаправления и государственного устройства
 
Политическийстрой Древнерусского государства можно охарактеризовать как смешанную формуправления, в которой участвуют два элемента: во-первых монархический в лице князя,а во-вторых демократический в виде веча.
КнязьяРюриковичи владели волостями. Волости эти слагались в системы по отдельнымземлям вокруг главных городов. А в общей сумме земли-волости составляли древнююКиевскую Русь. На волостях русских княжили представители Рюрикова рода.Княжение понималось как владении е по праву, Право на каняжение в даннойволости приобреталось прежде всего наследованием по отцу. Князь-отец наделялсыновей волостями при жизни или в предсмертном «ряде».
Каждаяволость, объединённая вокруг стольного города состояла из ряда городских(пригороды) и сельских (верви) общин. Со значительно развитым самоуправлением. Надними стояла власть веча главного города. Главный город каждой волостистановится представителем всего населения, а его вече – верховной властью. Всесвободные жители могли участвовать на вече. Первоначально функции веча включалив себя всю полноту государственного правления: правообразование, суд,администрирование, – всё это было характерно для народных собраний с древнейшихвремён. Позднее за вечем остаются функции высшего управления: призвание иизгнание князей, контроль над управлением, высший суд, законодательство,международные отношения и т.д.
Текущееуправление осталось делом вервей и городских общин, сотен и разраставшегосякняжеского административного аппарата.
Вече нецентрализовало управления волости, не имея вне княжеской администрации иорганов для какой–либо своей администрации.1) Призвание князя вечемсопровождалось утверждением между ними особого договора «ряда» в которомподробно регламентировалось взаимоотношение между князем и призвавшим его вечем.
Наряду с этойосновной функцией веча стоит его власть над народным ополчением, Ономобилизовывалось не иначе как по решению веча. Но в то же время для мобилизациинародного войска необходимо было организующее влияние князя.
Утвердившисьв Киеве, князья стали устанавливать в подвластной стране государственныйпорядок. Для обеспечения сбора налогов из числа дружинников или родственниковкнязя назначались посадники, которые имели собственные дружины и контролировалиобширные территории. Сбор дани производился двумя способами: 1) повозом, – приэтом установленная дань привозилась на двор князя; и 2) полюдьем, – князь илиего наместник сам собирал дань, объезжая территорию. В качестве дани обычноиспользовалась пушнина и исчислялась в белках, соболях, куницах. Есть такжесвидетельства об использовании в качестве дани монет иноземной чеканки –шелягов. Дань собиралась зимой, а весной с половодьем собранную дань отправлялина плотах и лодках по рекам. По Днепру и далее по Чёрному морю совместно слодками купцов, киевские князья отправлялись в Константинополь (Царьград). Данькоторую собирал киевский князь, как правитель, служила ему в то же время средствоми для торговых оборотов; став государем, как конинг, он, как варяг, непереставал ещё быть вооружённым купцом1).
После гибели князяИгоря на древлянской земле, его супруга княгиня Ольга упорядочила сбор даниустановлением её размеров – уставов и уроков, и административных центров, кудаэта дань свозилась.
Внепосредственном обладании киевского княжеского рода Киева являются толькоКиев, Переяславль и Новгород. Старое семейное право покоилось на нераздельностижитья и владения.
Исследуясоциальный состав древнего киевского общества, можно отметить три древнейшихего слоя:
а) высший,называемый старцами «градскими»; это земская аристократия, к которой некоторыеисследователи причисляют и огнищан.
б) Среднийкласс составляли люди (ед. ч.: людин), мужи, соединенные в общины, верви.
в) Холопы иличелядь – рабы и притом безусловные, полные, обельные («облый» круглый) – былитретьим слоем.
С течениемвремени это общественное деление усложняется.
Наверхуобщества находится уже княжеская дружина, с которой сливается прежний высший земскийкласс. Дружина состоит из старшей бояр думающих и мужей храборствующих», составлявшихдуму князя с которой он советовался о делах правления и младшей отроков,гридей. Из рядов дружины назначается княжеская администрация и судьи (посадник,тиун, вирники и др.)
Класс людейделился определенно на горожан (купцы, ремесленники) и сельчан, из которыхсвободные люди называются смердами – они платили князю дань, образуя податныесообщества. Крестьяне, селившиеся в землях частных владельцев, бравшие ссудусеменами или деньгами назывались закупами. Закупы не рабы, но ими начинается наРуси класс условно зависимых людей, с течением времени сменивший собой полныхрабов.
Дружина илюди не замкнутые общественные классы: из одного можно было перейти в другой.Основное различие в положении их заключалось, с одной стороны в отношении ккнязю (одни князю служили, а другие ему платили; что же касается до холопов, тоони имели своим «господином» хозяина, а не князя, который их вовсе не касался),а с другой стороны – в хозяйственном и имущественном отношении общественныхклассов между собой.

Заключение
В процессеобразования Древнерусского государства можно выделить 4 этапа:
1 Разложениеродоплеменных отношений. В связи с усиленной миграцией в V–VII вв. происходило смешениеславянского населения, пришедшего с Карпат и Дуная с местным населениемВосточно-Европейской равнины. Соседская община постепенно сменила родовую.Улучшение технологий и орудий труда способствовало появлению товарных излишков,что привело к товарообмену и возникновению имущественного неравенства.
2. Для обеспечениятоварообмена возникают посады, а затем и города. Выделяются группы по способужизнеобеспечения: производители продукции, торговцы, воины. Проявляетсядоминирующее положение городов над окрестными селениями. Межплеменные конфликтыусиливают роль военных руководителей и способствуют их обогащению.
3. Захват князьямивласти в городах и весях. Формирование дружины, как аппарата подавления иадминистрирования. Имущество князя позволяет ему направлять дружину на решениеполитических задач.
4. Происходитобъединение восточнославянских и некоторых других племён в Древнерусскоегосударство – Киевскую Русь. Оформляются принципы передачи власти, регулируетсясбор дани, выстраиваются межгосударственные взаимоотношения, вводитсягосударственная религия.
Такимобразом, к концу Х века на территории от Белого до Чёрного морей и отКарпатских гор до придонских степей складывается государство, просуществовавшеедо середины XIII века и ставшее общей колыбелью русского, украинского ибелорусского народов.

Списокиспользованных источников и литературы
1. Ключевский В.О. Краткоепособие по русской истории. – М.: Рассвет, 1992
2. Иловайский Д.И. НачалоРуси – М.: Олимп, 2002.
3. Гедеонов С.А.«Варяги и Русь» – М.: Русская панорама, 2005.
4. Гумилёв Л.Н. ОтРуси к России: очерки этнической истории – М.: Экопрос, 1992
5. Пресняков А.Е. Княжескоеправо в древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. – М.: Наука,1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство Швейцарии эпохи Возрождения
Реферат Эффективность коммуникации между супругами (как фактор стабильности брака)
Реферат Право на неприкосновенность личной жизни и доступ к персональным данным
Реферат Основы медицинской этики, психологии, деонтологии, прогресс
Реферат Эффективные пути выхода из конфликтов
Реферат Этические принципы и правила работы практического психолога
Реферат Железнодорожный транспорт РФ. Особенности функционирования
Реферат Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
Реферат Мерчандайзинг в системе управления торговым предприятием
Реферат “Госпожа Бовари” Флобера
Реферат Этап добрачнго ухаживания, как объект исследования психологии
Реферат Этапы научной биографии Жан Пиаже
Реферат Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 годов
Реферат Связь интенсивности физических упражнений с объемом учебной и умственной деятельности
Реферат Этапы развития личности в теории З Фрейда