Ветров Г.С.
12апреля 2010 года исполняется 49 лет со дня полета первого человека в космос. Исделал это наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин. 108 минут проведенныеим в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. Закороткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовалпочти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым трудным иопасным. Но уверенность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолеливсе преграды.
Обращаясько всем жителям Земли перед стартом 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич сказал:«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран иконтинентов!
Черезнесколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторыВселенной. Что можно „сказать вам в эти последние минуты перед стартом!Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито,что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудноразобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, ккоторому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах,которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет.Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не толькогордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один наодин в небывалый поединок с природой — можно ли мечтать о большем!
Новслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла наменя. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложитьдорогу человечеству в космос. Счастлив ли я, отправляясь в космический полет!Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьемучаствовать в новых открытиях...“
Черезчас с небольшим он станет самым известным человеком Земли, но первый витоквокруг Земли космического корабля с человеком на борту был заслугой многих имногих людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблейСергея Павловича Королева. Заглянем в историю и просмотрим, как покорялсякосмос человеку.
Королев и Гагарин
Человек,летящий в космос, стал необходимым и долгожданным, а потому дорогим и близкимзадолго до того, как обрел имя. Чтобы дать ему имя, необходимы были усилиямногих тысяч ученых, инженеров и рабочих, уникальные конструкции, преобразованияво многих сферах государственной деятельности.
Космоснужно было открывать, как открывали новые континенты, как открывали Южный иСеверный полюсы. Это был путь к великой цели через великие трудности. Чтобысовершить путешествие в космос, необходим огромный запас энергии. Но преждевсего нужно было найти эффективные и рациональные источники энергии иприспособиться к тому, что они имеют ограниченные мощности. Затем решить всвязи с этим ряд сложных проблем, чтобы обеспечить бережное использованиеэнергии: искать оптимальное распределение энергии по времени полета (в видеразличных конструктивных схем ракеты), создавать легкие и прочныеконструкционные материалы, обеспечивать высокую точность выведения ракеты, чтобыне тратить энергию на корректировку траектории.
Грандиозностьзадачи полета в космос вполне уживалась с мыслью об использовании атомнойэнергии, но такой путь не позволял добиться результата в обозримое время.Единственным выходом из положения казалось создание жидкостных ракетных двигателей,но на первых порах это была только еще одна смелая гипотеза. Хотяпринципиальные положения для разработки жидкостных ракетных двигателей былиясны, проблема оставалась чрезвычайно сложной из-за отсутствия каких-либопрототипов и разработанной теории. Может быть, именно поэтому все усилиянемногих в тот период исследователей сосредоточились на жидкостных ракетныхдвигателях. Работы над жидкостным ракетным двигателем сконцентрировалисьглавным образом в Газодинамической лаборатории (ГДЛ), где в период только с1930 по 1934 год под руководством инженера (ныне академика) в. П. Глушко былоисследовано около 50 конструктивных вариантов двигателей, работающих наразличных. Первые удачные эксперименты Ф. А. Цандера на лабораторной установкеОР-1 и его проект жидкостного ракетного двигателя ОР-2 послужили основаниемЦентральному совету Осоавиахима для организации Группы по изучению реактивногодвижения (ГИРД). В ГИРДе разрабатывались жидкостные ракеты различных типов. Отрудностях в этой области можно судить по многочисленным безуспешным попыткамисследователей в различных странах. Только в СССР, США и Германии удалось вдовоенные ГОДЕ,! создать экспериментальные образцы жидкостных ракет.
УспехиГДЛ и ГИРДа убедили в перспективности развития работ над жидкостными ракетнымидвигателями и жидкостными ракетами и в необходимости объединения усилийисследователей, занятых этими проблемами. Так, в 1933 году был созданРеактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Без всего этого невозможнобыло бы создание в сжатые сроки ракетной техники в Советском Союзе, созданиекосмической ракеты-носителя „Восток“ под руководством С. П. Королеваи рождение Человека, летящего в космос.… В Московском высшем техническомучилище ярко проявилась активная жизненная позиция будущего Главногоконструктора. С. П. Королев не ограничивался рамками учебного плана и стремилсяохватить все, что имело отношение к авиации. Он строил планеры, поступил вшколу летчиков и окончил ее, работал на авиационном заводе, разработал самолетсобственной конструкции и представил его в качестве дипломного проекта. Самолетбыл построен и испытывался в полете.
Вэтот период начала проявляться черта характера, которая впоследствии привела С.П. Королева в ракетную технику. Это — умение отойти от шаблона, утвердить своюоригинальную точку зрения, идти непроторенными дорогами. Он строил Не простоеще один планер, а планер, способный совершать фигуры высшего пилотажа. Самолет,разработанный им, также имел оригинальную конструкцию. Активность жизненных позицийС. П. Королева переходила в новое качество — он учился не только действовать, нетолько доводить до конца задуманное, но вторгаться в сферу неизведанного, чувствовать,как становится доступным то, что казалось никому не по силам. Потому-то ипришел С. П. Королев в ракетную технику — туда, где больше всего были нужнытакие активные и ищущие люди, как он.
ДляСергея Павловича космические исследования были не просто одной из возможныхсфер деятельности, а мечтой, которую он пронес через всю свою жизнь. Представлениео жидкостной ракете было связано у него-одного из пионеров ракетной техники — преждевсего с полетом в космическое пространство. С этого началась теоретическаякосмонавтика в трудах К. Э. Циолковского и это стало задачей первостепеннойважности во всей практической деятельности С. П. Королева.
Всвоем докладе, прочитанном в 1947 году, Сергей Павлович отмечал:»Циолковский основной конечной задачей считал вылет человека за пределыземного тяготения… Он подробным образом разрабатывает вопросы жизни будущихмежпланетных путешественников, обдумывает проект создания искусственногоспутника Земли в виде промежуточного межпланетного острова или станции, которыедолжны быть созданы на пути космических рейсов. Это фантастично и потрясающеграндиозно даже сейчас, в наш век чудес, но надо признать, что это — научнаяистина и научный прогноз не такого уж далекого будущего". Эти словаотражали глубокую убежденность С. П. Королева и, как показали дальнейшиесобытия, стали для него программой конкретных действий.
Впервыев истории первая космическая скорость была достигнута в 1957 году с помощьюракеты-носителя «Спутник», разработанной под руководством академикаС. П. Королева. Главным конструктором двигателей этой ракеты был академик В. П.Глушко, систем управления- академик Н. А. Пилюгин. Именно эта ракета позволилав дальнейшем обеспечить планомерное исследование космического пространства. Вней синтезированы идеи пионеров космонавтики, все, что было сделано в ГДЛ, ГИРДе,РНИИ, она построена на базе элементов, систем и агрегатов, отработанных ииспытанных на многочисленных отечественных ракетах. Непрерывность и строгаяпреемственность развития космонавтики проявилась и в том, что двухступенчатаякосмическая ракета, с помощью которой был выведен на орбиту первыйискусственный спутник Земли, стала базой для разработки трехступенчатойракеты-носителя космического корабля для полета человека в космос.
Вотчете члена-корреспондента АН СССР С. П. Королева о научной деятельности за1954 год читаем слова, указывающие на необходимость и своевременность работ, связанныхс полетом человека в космос: «В настоящее время все более близким иреальным кажется создание искусственного спутника Земли и ракетного корабля дляполетов человека на большие высоты и для исследования космическогопространства».
Рекомендуяв своем отчете созвать осенью 1955 года конференцию для подведения итогов работпо изучению верхних слоев атмосферы, С. П. Королев подчеркивал: «Одним изважнейших предложений, которое необходимо обсудить на конференции, явилось быпредложение о создании ракеты-лаборатории для подъема одного-двухэкспериментаторов на высоты до 100 км с доработкой специальной системы дляспуска лаборатории и ее экипажа на Землю».
Конференциясостоялась в апреле 1956 года. С обстоятельным докладом выступил С. П. Королев.Он снова подчеркивал необходимость проведения работ, обеспечивающих полетчеловека в космос: «Говоря о перспективах, нельзя не остановиться на одномиз самых злободневных вопросов-полете человека в ракете. В настоящее время этазадача становится все более реальной. Она издавна привлекала внимание всех, работавшихв области ракетной техники, а полет человека на ракете является и сейчас однойиз основных задач в области ракетной техники… Это перспективы, но перспективыреальные и не такие уж далекие. В связи с этим проводившиеся до сих пор намивертикальные полеты ракет выглядят как непосредственно связанные с названнымивыше перспективными работами.
Привсей романтической увлеченности проблемами изучения космического пространстваС. П. Королев был трезвым и расчетливым организатором, проявлял исключительнуюделовитость и твердость в осуществлении намеченных планов. Задавшись цельюосуществить космический полет, он методично, упорно прокладывал путь этой идее.Эффективность творческих методов и научных принципов С. П. Королева наиболееярко проявилась в осуществлении программы космических исследований. Именно приразработке космических аппаратов и кораблей более всего требовались твердость имужество королёвского характера, энтузиазм и широта научного кругозора, способностьвидеть взаимосвязи проблем, потому что в этой области проходил рубежчеловеческих знаний, за которым начиналась неизвестность. Чтобы перейти этотрубеж, нужно было не только разрешить множество научных, инженерных иорганизационных проблем, но и преодолеть инерцию в представлении о космосе, како сфере, далекой от наших повседневных забот и практических интересов.
С.П. Королев заставил поверить в необходимость осуществления широкой программыисследования космоса, что привело в конечном счете к образованию новой отраслипромышленности по разработке средств освоения космоса. Такая действенностьнаучных и технических позиций во многом определялась его огромным авторитетомруководителя сложных проектов ракетных систем, успехом, который емусопутствовал, способностью создавать деловую и творческую обстановку в работенад комплексными проблемами, готовностью взять на себя ответственность запрактическое разрешение сложных задач, связанных с исследованием космоса.Главными же факторами для становления космонавтики как самостоятельногонаучного направления, как отрасли промышленности были целеустремленность С. П.Королева в осуществлении космической программы, его способность оценитьперспективы этой области и спроектировать их в сегодняшний день, глубокаягражданственность его позиции, забота о престиже отечественной науки.
СергейПавлович стремился как можно быстрее приступить к осуществлению программыполета человека в космос. Когда появилась практическая возможность использоватьдля этой цели ракету ограниченной мощности, допускающую кратковременный полетчеловека в космосе по баллистической траектории, этот вариант не остался безвнимания, В предложениях 1954-1956 годов имелся в виду именно этотвариант-полет человека в ракете. Но в 1957 году сразу же после успешного полетапервого искусственного спутника Земли С. П. Королев писал: „Особое место висследованиях, несомненно, занимают вопросы о возможностях осуществления полетачеловека в космическом пространстве… Наилучшим техническим решением, котороепозволило бы неограниченно широко развернуть научные исследования в космическомпространстве, было бы создание постоянной, обитаемой, то есть приспособленнойдля жизни людей, межпланетной станции в виде искусственного спутникаЗемли“. Достаточно было проверить исходные предпосылки для достижениякосмической скорости, осуществив пуски первых спутников, как С. П. Королевнаправляет в органы государственного планирования свои предложения, иразработка новых, не имеющих аналогов в мировой практике конструкцийвыполнялась затем в чрезвычайно сжатые сроки. В частности, он предлагалосуществить „создание первых спутников с человеком на основе использованиябаллистической схемы возвращения… Пуски с помощью трехступенчатыхракет-носителей и временем функционирования 10 суток. Выполнение работ1958-1960 годы“.
В1960 году все участники работ по космической программе получили документ, составленныйпод руководством С. П. Королева, — »Основные положения для разработкикосмического корабля «Восток». Первая фраза этогодокумента-лаконичная, потому особенно выразительная, а теперь уже историческая-гласила: «Объект „Восток-В“ предназначен для осуществленияпервых полетов человека продолжительностью до одних суток». Это означалонепосредственный переход к решающему этапу. Даже сухие, деловые строчки этогодокумента не могут скрыть особую заботу о всех этапах подготовки космическогокорабля, суровую требовательность к каждому участнику работ: «Устанавливаетсяличная ответственность главных конструкторов, директоров заводов ируководителей служб за качественность технической документации, правильностьконструктивных решений, отработанность и надежность элементов конструкции, закачество изготовления, сборки и испытаний.
Разрабатываютсяведомости контроля операций сборки и испытаний изделия с указанием конкретныхисполнителей, отвечающих за качественность сборки и испытания в соответствии сдокументацией на ракету-носитель или объект „Восток-В“. Принципличной ответственности пронизывал весь процесс создания и подготовки к пускуракеты-носителя и космического корабля. Не было ни одной лазейки, допускающейпроизвол в толковании характеристик отдельных элементов или результатовпредстартовых испытаний. Отступление от принятых документов мог допуститьтолько один человек — Главный конструктор: »… вводятся ведомостиотступлений от технической документации Главного конструктора ракеты-носителя иобъекта «Восток-В», утверждаемые лично Главным конструктором...".
Ивместе с тем, окончательные решения при всей концентрации власти в рукахГлавного конструктора были актом коллективным, когда каждый ответственныйучастник мог сказать свое слово как доброволец, идущий наподвиг:«заключение о допуске ракеты-носителя и объекта»Восток-В" к испытаниям дается совместным решением главныхконструкторов по результатам сборки и комплексных испытаний ракеты-носителя илиобъекта «Восток-В».
Наэтом трудном этапе, после которого дорога в космос становилась и прямее и шире,встретились Главный конструктор С. П. Королев и человек, летящий в космос, Ю.А. Гагарин. Они могли пройти этот этап только вместе — поодиночке им здесь путьбыл заказан. У Главного конструктора за плечами — богатейший инженерный опыт, славасоздателя многих ракетно-космических конструкций, итоги труда многочисленныхколлективов, создавших передовую технику. С ним был авторитет его ближайшихсоратников, который служил надежной опорой на самых крутых виражах трудногопути, была поддержка всего народа, партии и правительства. За плечами первогокосмонавта — молодость, летное мастерство, чувство ответственности, готовностьпожертвовать собой во имя великой цели и еще характер — ищущий, мужественный изрелый.
Вдетские годы Гагарин узнал, что такое тяжкая беда, настоящий подвиг и огромноесчастье. Он пережил немецкую оккупацию, наблюдал, как подбитый краснозвездныйсамолет врезается в колонну вражеских машин, встречал освободителей. Такоеиспытание выпало на долю многих советских детей, и Гагарин был среди тех, когоэта суровая правда жизни сделала взрослее, активнее и самостоятельнее в своихпоступках и решениях. Ему хотелось учиться, но семье было трудно и, чтобыпомочь ей, нужна была рабочая специальность. Для поступления вфабрично-заводское училище не хватало одного года учебы. Он добился приема, правда,на литейную специальность, куда другие шли неохотно, и позже всегда с радостьювспоминал горячий жар расплавленного металла. Затем-техникум и аэроклуб. Здесьрождалось призвание и вкус к новому делу. Он умел ощущать свою необходимость вжизни, когда работал, когда учился и когда потребовалось исполнять каждодневныевоинские обязанности. В летном училище, куда Ю. А. Гагарин поступил после армии,он не мог допустить даже отдельно!" срывов в учебе, стал предельно требовательнымк себе и оставался добрым и верным товарищем. Все это- требовательность к себе,доброта, сознание своего долга-от душевной щедрости, лишенной стремления кличному благополучию. Он не соглашается стать инструктором после окончанияучилища и уезжает в летную часть на Север, где труднее и интереснее. Едет стоварищами и женой Валей. И, наконец, зачисление в отряд космонавтов…комиссии, тренировки и домик на космодроме, где Гагарин провёл ночь передстартом.
Ракета-носитель«Восток» достигла космической скорости, и первый человек пережил то, чтобыло недоступно ранее никому из живущих на Земле и что нужно было, чтобы космосстал отныне доступным для людей, Юрий Гагарин был поднят над живущими на Землелюдьми всем ходом развития науки и техники, величием технических достиженийсвоего народа и остался таким же недосягаемым, как неповторим его подвиг-первыйполет в космическое пространство. Облачившись в скафандр, услышав звукработающих двигателей и сказав свое знаменитое «Поехали!», ЮрийГагарин перестал быть просто одним из людей, он стал человеком из мифа. Емуадресовали теплые чувства для всего народа воспитавшей его страны, в нем виделипосланца мира и прогресса, он доносил до самых отдаленных уголков Земли правдуо советском народе. С его именем теперь ассоциируется все лучшее, чем известеннаш народ, наша страна. Он стал носителем ее истории, ее культуры. В этом былаего великая гражданская миссия.
Еговсюду ждали, его встречали Прага и София, Гавана и Будапешт, он был гостемПагуошской конференции и австрийских рабочих, его принимала в Бекингемскомдворце английская королева, две тысячи корреспондентов записали в Лондоне егоинтервью. Каждый его жест, его улыбка, каждое его слово обрели магическую силу,потому что за ними были реальные свидетельства силы, ума и человеческого духа, зримыечерты истории. Этот почет, встречи, интервью, пристальное и требовательноевнимание к каждому его слову и жесту были продолжением его космического подвигаи неизбежной частью его славы, которую он с большим достоинством и тактомпринес на службу Родине. До полета Гагарина возможность осмысленнойдеятельности в космосе была лишь научной гипотезой. Многочисленные экспериментыподтвердили надежность технических средств, обеспечивающих безопасный полетчеловека в космос и возвращение на Землю. Оставалось решить задачу, требующуюнепосредственного участия человека. От участника космического полетатребовались особая психологическая устойчивость, выдержка, уверенность в себе.Это были важнейшие условия эксперимента для подтверждения научной гипотезы.
ПолетЮ. А. Гагарина сделал гипотезу о возможности практической деятельности человекав космосе реальностью, открыл новое направление в развитии цивилизации, и вэтом его непреходящее научное значение. Королев и Гагарин. Они вместе прошлитрудный этап, после которого дорога в космос стала и прямее и шире. Онивстретились, чтобы навсегда остаться вместе в памяти народной — Главныйконструктор и Первый космонавт.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru