Содержание
Введение
1.Предпосылки проведения крестьянской реформы
1.1.Экономические предпосылки проведения реформы
1.2.Планы проведения крестьянской реформы
2.Крестьянская реформа 1861 года в России
3. Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в России
Заключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
Введение
С окончанием Крымскойвойны, проигранной Россией, несмотря на героизм народных масс и показавшей спредельной ясностью, что крепостной строй является тормозом экономическогоразвития всей страны, царское правительство было вынуждено приступить кподготовке крестьянской реформы. Так, в истории России началась новая полоса,которую современники впоследствии назвали эпохой Освобождения или эпохойВеликих реформ.
Отношение царизма к необходимостипроведения крестьянской реформы было исчерпывающе отражено в выступлении царяАлександра II весной 1856 года перед представителями дворянства Московскойгубернии, суть которого состояла в том, что лучше отменить крепостное правосверху, нежели дожидаться, когда оно начнет само отменяться снизу. Насколькооправдан был такой подход к проведению крестьянской реформы? И почему реформа 1861 года разорила большинство крестьян и пустила помиру коренную Россию, ведь именно на этот период приходится началообезлюживания центральных губерний — станового хребта русской нации? Да и какможно объяснить то, что сложились условия, при которых возник экономическийспад?
Все вышеперечисленныевопросы актуализируют изучение предпосылок, обстоятельств проведения ипретворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России. Так, в представленнойработе будут проведены исследования теоретических и практических аспектовпроведения крестьянской реформы в 1861 году, с точки зрения современныхисториков. Также в работе будет предпринята попытка, объективно оценитьобстоятельства, при которых проводилась данная реформа, и наступившие последствия.
Основной целью даннойработы выступает — исследование предпосылок, обстоятельств проведения ипретворения в жизнь крестьянской реформы 1861 года в России, с целью оценитьзначение проведенной реформы для российского государства и наступившие посленее последствия. Для решения поставленной цели в работе предстоит решитьследующие задачи:
— исследовать экономические,политические и иные предпосылки проведения крестьянской реформы 1861 года в российскомгосударстве;
— рассмотреть процессподготовки и проведения реформы;
— изучить положенияосновных законодательных актов реформы;
— объективнопроанализировать суть проведенной реформы;
— оценить и обобщитьполученный материал по данной теме в работе.
Объектом исследованияданной работы является крестьянская реформа 1861 года в России. Предметомизучения являетсяполитика, проводимая российским государством по претворению в жизньпреобразований согласно крестьянской реформе (отмена крепостного права и т.п.).
Методыисследования и изучения, используемые в работе:
· рассмотрениетеоретического исторического материала, документальных источников по изучениюкрестьянской реформы 1861 года в России;
· диалектическийметод (всеобщее познание объекта и предмета);
· анализ полученныхматериалов и сведений по выбранной теме;
· обобщениерезультатов в работе, выводы и заключения.
Вкачестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебныепособия российских авторов по изучению крестьянской реформы 1861 года в России.Это работы таких авторов, как Зуев М.Н., Костомаров Н.И., Мунчаев Ш.М., СахаровА.Н., Буганов В.И., Соловьев, С.М., Шмидт С.О. и др. В книгах упомянутых авторовисследуются и анализируются экономические и политические предпосылки и сам процесспроведения крестьянской реформы 1861 года в России, изучаются последствия проведеннойреформы, большое место отводится изучению политике государства по претворению вжизнь данной реформы.
Поставленныецели и задачи определили структуру представленной работы. Структура работыследующая – работа состоит из введения, основной части, заключения, включает списокиспользованной литературы, приложение. Основная часть работы состоит из трехглав. Работа изложена на 24 страницах, для написания использовано 10 научныхисточников.
1. Предпосылкипроведения крестьянской реформы
1.1. Экономическиепредпосылки проведения реформы
К середине XIX в. старыепроизводственные отношения в России пришли в явное несоответствие с развитиемэкономики, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Это несоответствиестало проявляться давно, и оно могло бы тянуться еще очень долго, если бы в недрахфеодальной формации не развивались ростки, а затем и сильные элементы новых капиталистическихотношений, которые подрывали устои крепостничества. В России происходили одновременнодва процесса: кризис феодализма и рост капитализма. Развитие этих процессов в течениепервой половины XIX в. вызвало непримиримый конфликт между ними и в области базиса- производственных отношений, и в области политической надстройки.
Экономическиепротиворечия были обусловлены ростом товарных отношений и тормозящим влиянием крепостничества.И помещичье, и крестьянское хозяйства были вынуждены подчиняться требованиям всероссийскогорынка. В экономику все более проникали товарные отношения. Если в начале XIX в.вывоз товаров из России оценивался в 75 млн.руб., то в середине века это уже былооценено в 230 млн. руб., экспорт увеличился почти в 3 раза. А внутренняя торговляросла еще быстрее, только речные оптовые перевозки грузов, не считая гужевых, с1811 года по 1854 год увеличились почти в 5 раз, в том числе перевозки зерна возрослив 8 раз, муки и круп в 10 раз.[1]
Рост производства хлебана продажу привел к значительным изменениям в землепользовании. В черноземной полосепомещики увеличивали собственные запашки и за полвека отняли у крестьян половинуземель, бывших в их пользовании. Наступление помещиков вызвало резкий отпор со стороныкрестьян. В нечерноземных губерниях земля давала низкие урожаи, помещики былименее заинтересованы в увеличении своих посевов, они больше могли получитьдохода за счет оброка. К моменту отмены крепостного права в черноземной полосеу помещиков было 72 % всех земель, в Среднем Поволжье 62 %, в нечерноземнойполосе 48 %. В первых двух зонах преобладала барщина, и она увеличивалась, в последнейрос оброк. Менее заметным, но очень симптоматичным изменением вземлепользовании была аренда и покупка земли отдельными крестьянами: в 1858 году270 тыс. домохозяев имели в частной собственности свыше миллиона десятин (1дес.=1,1 га) земли, что свидетельствовало о появлении сельской мелкой буржуазии.[2]
Большинство помещичьиххозяйств применяли барщину: на ней было занято около 70 % всех крепостныхкрестьян. В них кризисные явления более всего проявлялись в низкой производительноститруда подневольных крестьян. Не заинтересованный экономически работник, по характеристикесовременника, приходит на работу “сколь возможно позже, осматривается и оглядываетсясколь возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше — ему не делоделать, а день убить”. Помещики вели борьбу против этого путем усиленияконтроля и введения особых заданий — уроков. Но первое вело к удорожанию, таккак управляющим и приказчикам надо было платить, да они еще воровали продуктыдля себя. Система же уроков вызвала резкое ухудшение качества пахоты, уборки, сенокосапри выполнении количественных показателей. Помещики замечали, что при обработкесвоих земель крестьяне работают гораздо лучше, и поэтому старались полностьюотнять у крестьян всю землю, переводя их в разряд дворовых или в разряд месячников,получающих месячное содержание. Численность таких крестьян резко возросла к серединевека, их число их дошло до 1,5 млн. человек.
В нечерноземной полосе Россиипреобладала оброчная система в виде денежной и натуральной платы. Высокие оброкибыли там, где крестьяне могли хорошо заработать: около столиц и крупных городов,в промысловых селах, в районах огородничества, садоводства, птицеводства и т.п.Средние размеры оброков выросли в черноземной полосе в 2,2, а в нечерноземной в3,5 раза. В оброчных имениях наблюдались часто кризисные явления, проявлявшиесяв разорении крестьянских домов тяжелыми поборами и в накоплении недоимок по оброчнымплатам, а чаще и в побегах крестьян.
Помещики, несомненно, виделипреимущества вольнонаемного труда по сравнению с крепостным. Те же самыекрестьяне, которых они обвиняли в лени, объединившись в артели, за плату пахализемлю, строили дома и постройки со сказочной быстротой. Современник писал о вольнонаемнойартели по уборке урожая: “Здесь все горит, …. времени они проработают менее барщинногокрестьянина, отдохнут более его, но наделают они вдвое, втрое больше. Отчего?-охота пуще неволи”. Но нанимать помещик не мог, потому что его собственныекрестьяне тогда остались бы без работы. По этой же причине он не былзаинтересован в покупке машин и орудий.
В помещичьи хозяйства проникалиэлементы капитализма, что проявлялось в усилении товарно-денежных отношений,связей с рынком, в отдельных попытках применения машин, наемных рабочих,улучшения агротехники. Однако в целом хозяйство развивалось не за счет вложениякапитала, а за счет усиления эксплуатации “живой собственности”- крестьян и засчет расширения реализации юридического права собственности на земли. Все резервыроста на этом пути были уже исчерпаны, многие помещики разорились, более 12% дворян-помещиков(мелкопоместных) продали свои имения. В 1859 г. в банках были заложены имения с7 млн. крепостных (2/3 крепостного населения). Дальнейшее прогрессивное развитиепомещичьих хозяйств в условиях крепостного права было невозможно, что поняли отдельныенаиболее умные и образованные представители дворянства.[3]
При этом надо, преждевсего, учитывать, что крестьянские хозяйства к этому времени представляли собойразные типы: полностью разоренные, обнищавшие, живущие впроголодь, а также среднезажиточные,более-менее сводящие концы с концами и, наконец, по-настоящему зажиточные идаже богатые. “… Вся сущность капиталистической эволюции мелкого земледелия,-писал В. И. Ленин,- состоит в создании и усилении имущественного неравенствавнутри патриархальных союзов, далее в превращении простого неравенства вкапиталистические отношения”. Уже в дореформенной деревне отчетливопрослеживались разные стадии этих процессов. В центральных губерниях ЕвропейскойРоссии в середине века наибольшее расслоение было среди промысловогокрестьянства (половина дворов беднейшие, около 18 % зажиточные), но четко проявилосьи среди земледельческих хозяйств (около 28% беднейших и 15-23% зажиточных дворов).При этом доходы у беднейших крестьян были в 2-3 раза меньше на один двор, чем узажиточных, а оброк и налоги они платили почти поровну, что способствовало дальнейшемурасслоению. Выделение зажиточных и беднейших дворов является наглядным свидетельствомпроникновения капитализма и в крестьянское хозяйство.
Подрывался такженатуральный характер крестьянских хозяйств. Чтобы заплатить налоги, барщинныекрестьяне должны были продать в среднем не менее четверти собранного хлеба. Взажиточных крестьянских хозяйствах излишки хлебов составляли более 30% валовогосбора. Именно эти крестьяне применяли наемный труд и машины, теснее былисвязаны с рынком, из их среды выходили торговцы, ростовщики, владельцы мастерскихи фабрик. Значительно шире и быстрее все эти процессы протекали в государственнойдеревне. Среди государственных крестьян было много хозяев, которые засевалидесятки, а некоторые — на Юге, в Сибири и на Урале — сотни десятин земли, имелиобразцовые хозяйства с применением машин, наемных рабочих, улучшенных породскота и пр. Сами крестьяне изобретали улучшенные орудия и машины. На выставкахв 40-х гг. XIX в. экспонировались молотилки и веялки крестьянина В. Сапрыкина,молотильная машина Н. Санина, сенокосная машина А. Хитрина, льнотрепальнаямашина X. Алексеева и др. В одной Вятской губернии в 1847 г. было несколько сотдоходных крестьянских хозяйств. Значительно больше их было в Предкавказье, где государственныекрестьяне производили хлеба в 20 раз больше, чем помещики.
Крестьянское хозяйствовсех категорий к середине XIX в. сосредоточило 75% посевов зерновых икартофеля, давало 40% товарного хлеба, большую часть товарной продукции скотоводства,огородничества, садоводства. Это обстоятельство делало невозможным безземельноеосвобождение крестьян. В то же время крепостное право, как тяжелые путы, мешалоразвитию крестьянского хозяйства, сковывало инициативу зажиточных, вело к разорениюмиллионов дворов, делало невыносимым гнет помещиков,
С конца 30-х гг. в Россииначался промышленный переворот, который проходил бурными темпами. В обрабатывающейпромышленности число крупных предприятий и рабочих с 1825 по 1860 г. возросло в3 раза. При этом оснащенность предприятий машинами и производительность труда увеличивалисьбыстрее в десятки раз. Так, в 1828 г. применялись прядильные машины с 30 тыс.веретен, а в 1860 г. было 2 млн. веретен (рост в 66 раз).
Применение сложных машинна фабриках было невозможно при крепостном труде, так как крепостные крестьяненередко ломали и портили вводимые новые механизмы. Поэтому к таким машинам нанималивольнонаемных рабочих (в 1860 г. в обрабатывающей промышленности их было- 85%)[4].
Но дальнейший рост применениянаемного труда, а значит, и всего производства тормозился крепостнымиотношениями. В стране не было свободных рабочих, большинство вольнонаемных работниковбыли оброчными помещичьими или государственными крестьянами. А фабрике нужныбыли постоянные квалифицированные рабочие. В большинстве крупных стран Европыфеодальные отношения были к этому времени ликвидированы, и они стали обгонятьРоссию по развитию промышленности. Если в 1800 г. Россия и Англия выплавляли одинаковоеколичество чугуна, то в 1850 г. соотношение было 16 млн. в России против 140млн. в Англии. Расплата за отсталость не замедлила сказаться: через 40 летпосле блестящих побед в Отечественной войне Россия потерпела жестокое поражениев Крыму. Крымская война обнажила противоречия, заставила царизм и частьправящего класса задуматься. Все это наложилось на рост крестьянской борьбы,вызвавшей революционную ситуацию в стране и привело к падению крепостного правав России.
1.2. Планы проведениякрестьянской реформы
Александр II высказал дваисключающие друг друга положения, отнюдь не успокоившие московскихкрепостников. С одной стороны, царь заявлял о своем нежелании отменитькрепостное право, с другой — указал на необходимость все же осуществить этуреформу. Однако это выступление нельзя рассматривать, как начало подготовки реформы.Во-первых, сам Александр II, понимая необходимость отмены крепостного права, вместес тем всячески оттягивал это решение, и, во-вторых, приступить к подготовке отменыкрепостного права без согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, былоневозможно. В результате всех этих причин на протяжении 1856 года ничего не былосделано по подготовке реформы, за исключением попытки выяснить отношение к этомувопросу дворянства и добиться того, чтобы оно само ходатайствовало перед царем оботмене крепостного права, но дворянство упорно уклонялось от ходатайств поэтому вопросу.
3 января 1857 года былоткрыт Секретный комитет “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”под председательством самого царя. При обсуждении вопроса об отмене крепостногоправа комитет отметил, что волнение умов “при дальнейшем развитии может иметьпоследствия более или менее вредные, даже опасные. Притом само по себе крепостноесостояние есть зло, требующее исправления, для успокоения умов и для упрочнениябудущего благосостояния государства необходимо приступить к подробному пересмотрувсех до ныне изданных постановлений о крепостных людях с тем, чтобы при этом пересмотребыли положительно указаны начала, на которых может быть приступлено к освобождениюу нас крепостных крестьян, впрочем, к освобождению постепенному, без крутых ирезких переворотов, по плану, тщательно и зрело во всех подробностях обдуманному”[5]
В соответствии с этимрешением 28 февраля того же года была учреждена специальная “Приуготовительная комиссиядля пересмотра постановлений и предположений о крепостном состоянии” в составе Гагарина,Корфа, генерал-адъютанта Ростовцева и государственного секретаря Буткова. “Приуготовительнаякомиссия” должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу (законыо “свободных хлебопашцах” и “обязанных крестьянах”), а также различные запискии проекты, посвященные вопросу об отмене крепостного права. Однако члены комиссии,рассмотрев все эти материалы, не смогли прийти к какому-либо определенному решениюи ограничились изложением личного мнения по этому вопросу.
В конце октября 1857 г. вМинистерстве внутренних дел были разработаны “Общие начала для устройства быта крестьян”,предусматривающие:[6]
а) вся земля являетсясобственностью помещиков;
б) ликвидация крепостной зависимостидолжна происходить постепенно, в течение 8-12 лет;
в) “ввидах предотвращениявредной подвижности и бродяжничества в сельском населении, увольнение крестьян изличной крепостной зависимости должно быть сопряжено с обращением в собственностьих усадеб, находящихся в их пользовании с небольшими участками огородной и выгоннойземли всего от полудесятины до десятины на каждый двор”.
20 ноября 1857 годаАлександром II был дан “высочайший” рескрипт виленскому генерал-губернаторуНазимову, в котором дворянству этих губерний разрешалось приступить ксоставлению проектов “об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян”. Такимобразом, подготовка реформы отдавалась целиком в руки дворянства. Составлениепроектов должно было осуществиться на основе следующих положений:
1) Помещикам сохраняетсяправо собственности на всю землю, но крестьянам оставляется их усадебная оседлость,которую они в течение определенного времени приобретают в свою собственность посредствомвыкупа; сверх того, предоставляется в пользование крестьян надлежащее, по местнымудобствам, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительствоми помещиком, количество земли, за которое они или платят оброк, или отбываютработу помещику.
2) Крестьяне должны быть распределенына сельские общества, помещикам же предоставляется вотчинная полиция.
3) При устройствеотношений помещиков и крестьян должна быть обеспечена исправная уплата государственныхподатей и денежных сборов”.[7]
Так, крестьяне должныбыли получить личную свободу, но остаться в полуфеодальной зависимости отпомещиков. Рескрипт Назимову об открытии дворянских комитетов не должен былраспространяться на другие губернии — “Мера сия не только предупредит распространениевредных толков и слухов, но и познакомит дворянское сословие внутренних губернийс теми подробностями, кои предписаны для трех западных губерний и кои со временеммогут быть применены и к прочим губерниям России”.
После смерти Ростовцева,председателем редакционных комиссий был назначен министр юстиции граф В.Н.Панин, известный консерватор. На каждом последующем этапе обсуждения в проект вносилисьте или другие поправки крепостников. Реформаторы чувствовали, что проект всеболее сдвигается от “золотой середины” в сторону ущемления крестьянских интересов.Тем не менее, обсуждение реформы в губернских комитетах и вызов дворянских представителейне остались без пользы. Милютин и Самарин (главные разработчики реформы)поняли, что она не может осуществляться на одинаковых основаниях во всей стране,что нужно учитывать местные особенности. Так, в черноземных губерниях главнуюценность представляет земля, в нечерноземных — крестьянский труд, овеществленныйв оброке. Они поняли также, что нельзя без подготовки отдавать помещичье и крестьянскоехозяйства во власть рыночных отношений; требовался переходный период. Они утвердилисьв мысли, что крестьяне должны быть освобождены с землей, а помещикам следуетпредоставить гарантированный правительством выкуп. Эти идеи и легли в основузаконоположений о крестьянской реформе.
2. Крестьянская реформа1861 года в России
Подготовка реформысначала велась тайно. Затем к ней были привлечены широкие круги дворянства: в 1858году во всех губерниях (кроме Архангельской, где не было крепостных крестьян) былисозданы выборные дворянские комитеты для составления проектов реформы. Центральноеруководство подготовкой реформы сосредоточилось в созданном в 1858 году Главномкомитете по крестьянскому делу. Для сведения воедино материалов губернских комитетовпри Главном комитете были созданы редакционные комиссии. Ниторгово-промышленная буржуазия, ни тем более крестьянство к подготовке реформы небыли допущены. А готовившие реформу дворяне стремились к тому, чтобы обеспечитьсвои собственные интересы.
Центральным вопросом реформыбыл вопрос о том, освобождать крестьян с землей или без земли. По этому вопросушли споры между группами крепостников и либералов. К крепостникам принадлежала феодально-бюрократическая знать, а также помещики, хозяйство которых базировалось наотработанной ренте. Либералы выражали интересы торгово-промышленной буржуазии иобуржуазившихся помещиков. Борьба между ними была не принципиальной: икрепостники, и либералы стояли за отмену крепостного права при сохранениипомещичьего землевладения и самодержавия, но либералы хотели несколько ограничитьцарский абсолютизм и были против освобождения крестьян без земли. Конечно,оставить крестьян совсем без земли было невозможно. Но помещики черноземныхгуберний, где земля высоко ценилась, стремились освободить крестьян с минимальнымнаделом и за выкуп. Такое «освобождение» сохраняло у помещиков почти всюземлю и обеспечивало их хозяйство рабочими руками. Помещики нечерноземных губерний,где земля не представляла такой ценности, считали возможным освобождениекрестьянина с землей за высокий выкуп; так помещики получали капитал дляведения капиталистического хозяйства на оставшейся у них земле.[8]
Существовала также классоваяборьба вокруг реформы. Интересы народных масс в царских комитетах и комиссиях непредставлял никто. Основная борьба вокруг реформы велась не между дворянскими группировками,а между помещиками и самодержавием, с одной стороны, и крестьянством – с другой.Интересы крестьян выражали революционные демократы, в своих выступлениях они призывалик полной ликвидации крепостничества и помещичьего землевладения, к передачевсей земли крестьянам без всякого выкупа. Борьба революционных демократов, непрекращающиесякрестьянские волнения заставили царское правительство отказаться от наиболеереакционных вариантов реформы и пойти на некоторые уступки крестьянству. Было принятокомпромиссное, примирившее всех помещиков решение освободить крестьян с минимальнымнаделом земли за выкуп. Такое освобождение обеспечивало помещиков, как рабочимируками, так и капиталом.[9]
Закон об отмене крепостногоправа (манифест об освобождении крестьян) — «Положениео крестьянах вышедших из крепостной зависимости» — был подписан АлександромII 19 февраля 1861 года. За свою крестьянскую реформуАлександр II был назван «Царем Освободителем».
В отличие отдругих стран крестьяне при освобождении получали землю. За землю, которую ониполучали от помещиков, платило государство; государству же стоимость землидолжны были выплачивать сами крестьяне в течение 49 лет. 85 % крестьян выкупилиземлю за 20 лет. В 1905 году правительство аннулировало остающийся крестьянскийдолг. Крестьяне получили землю не в личную собственность, а в собственность«общины» (деревни, села). Община явилась маленькой демократическойячейкой. Все местные вопросы в ней решались большинством голосов. Важнейшейзадачей в общине было справедливое распределение «общей» земли междуотдельными хозяйствами. Большие семьи получали больше земли, маленькие — меньше. Но, так как состав семей менялся, приходилось довольно частоперераспределять землю. Таким образом, крестьянские хозяйства не имелипостоянной земли.
Общие деласельскохозяйственных районов стали решаться выборными представителями общин ипомещиков. Такая организация была названа «земством». Земства проводилив деревнях большую и полезную работу. Они строили школы и церкви, открывалибольницы, организовывали агрономическую помощь. Реформированы были такжегородская администрация, система народного образования и система призыва вармию.
Основойпирамиды дворянского самоуправления стали уездные дворянские собрания, накоторых намечались кандидатуры мировых посредников — лиц, которые должны былиосуществлять непосредственный и постоянный надзор над крестьянскими общинами.Мировые посредники избирались только из дворян, нижний предел их земельногоценза был 150 — 500 десятин земли. Затем списки мировых посредниковпредставлялись губернатору и окончательно утверждались сенатом. Должностьмирового посредника не относилась к числу синекур. Проблем, подлежащихразрешению, было множество. Страна разрывалась конфликтами непривычного толка,помещики были озлоблены и испуганы, крестьяне — растеряны и подавлены. Чащевсего, выбирая мирового посредника, дворяне над стадом овец ставилинадзирателем волка. Ведь среди местных помещиков было мало сочувствовавшихкрестьянам и желавших облегчить их участь. А права мирового посредника былинемалые — он утверждал все — от выбранных на сельских сходах старост и волостныхстаршин до сроков и времени самих сходов. Кроме того, ни одна сделка, ни односоглашение между помещиком и крестьянским обществом не считалось действительнымбез конфирмации мировым посредником.[10]
Проблемы,которые вставали перед рядом мировых посредников, либо частные проблемы тогоили иного посредника разрешались на уездных съездах. Уездный мировой съезддолжен был ограничивать возможный произвол мировых посредников, чинимый винтересах соседних помещиков, а также следить за отношениями внутрикрестьянства волости. То есть к предметам ведомства уездных мировых съездовотносятся: споры, недоразумения и жалобы, возникающие из поземельных отношениймежду помещиками и крестьянами, а также жалобы крестьян на волостные сходы иволостных лиц.
Крестьянскаяреформа 60-х гг. послужила основным поводом для создания в Россиивсеохватывающей системы должностных знаков. Ранее страна почти не имела должностей,которые располагали бы соответствующей форменной одеждой. Крестьянская реформавызвала к жизни множество выборных постов, держатели которых должны былипостоянно сталкиваться с людьми, судить их, поощрять или наказывать. А в Россиидля того, чтобы выполнять такую работу, надо было иметь формальный признакправа на должность. И когда эта проблема возникла, то в первых же появившихся документахвидна озабоченность именно психологическим аспектом проблемы.
Итак, реформапроводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 года (опубликованы 5 марта).Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом.Помещики сохраняли собственность на принадлежащие им земли; полученные отпомещиков наделы крестьяне обязаны были выкупать, что в ряде мест встретилосопротивление крестьянства. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными инесли повинности в пользу помещика. На местах реформу проводили мировыепосредники, контролировавшие составление уставных грамот на каждое имение.[11]
Реформа обосвобождении крепостных крестьян была проведена в интересах помещиков.Крепостные получили землю не безвозмездно — они должны были единовременноуплатить помещику за свой надел около 1/5 части, обусловленнойсуммы. Остальную часть помещикам выплачивало государство. Однако крестьянедолжны были возвращать правительству эту сумму ежегодными платежами (с %) и, витоге, заплатив помещикам 550 млн. руб., царское правительство собрало скрестьян около 2 млрд. руб. золотом!
Следуетподчеркнуть, что после реформы у крестьян по всей стране осталось на одну пятуючасть земли меньше, чем было до 1861 года.
К величайшемусожалению, крестьянская реформа получилась совсем не такой, о какой мечталиГерцен, Чернышевский и другие революционные демократы. И все же нельзя отрицатьогромное нравственное значение реформы, покончившей со многовековым рабством. Послереформы усилилось и расслоение крестьянства. Некоторые крестьяне богатели,покупали землю у помещиков, нанимали работников. Из них впоследствии сформировалсяслой кулачества – деревенской буржуазии. Многие крестьяне разорялись и отдавалисвои наделы за долги кулакам, а сами нанимались в батраки или уходили в город,где становились добычей алчных заводчиков и фабрикантов.
Социальныепротиворечия между безземельными крестьянами и богатыми землевладельцамиявились одной из причин грядущей русской революции. После реформы вопрос оземле стал жгучей проблемой российской действительности. Ведь свобода – это ещене хлеб! По всей России 30 тыс. помещиков владели таким же количеством земли,которое имели 10,5 млн. крестьянских дворов. В этой ситуации русская революциябыла неизбежной.
Крестьянскаяреформа 1861 года имела свои особенности в различных областях Российской империи.Так, вместе с «Общим Положением о крестьянах, вышедших из крепостнойзависимости» были подписаны «Дополнительные правила» окрестьянах в Земле войска Донского, в Ставропольской губернии, в Сибири и вБессарабской области. В ходе реализации реформы также возникла необходимость вкорректировке общих положений применительно к некоторым областям. Так, 19февраля 1864 г. были подписаны указы, определяющих устройство крестьян вЦарстве Польском: «Об устройстве крестьян», «Об устройствесельских гмин», «О ликвидационной комиссии» и «О порядкевведения в действие новых крестьянских постановлений». Основной причинойсерьезных уступок, сделанных правительством, было Польское восстание 1863 г.Если в коренных областях империи самодержавие делало все для обеспеченияинтересов дворянства, то в Царстве Польском, была сделана попытка опоры накрестьянство в борьбе с польским национально-освободительным движением, гдеучаствовали польские дворяне.[12]
Историк С.М.Соловьев обобщил свои впечатления о том, как народ принял реформу, в следующихвыразительных словах: «Крестьяне приняли дело спокойно, хладнокровно, тупо, какпринимается массою всякая мера, исходящая сверху и не касающаяся ближайшихинтересов — Бога и хлеба». Те лишь крестьяне обрадовались воле, которыхсемейство и собственность были в опасности — но это были не все крестьяне и небольшинство». Этот отзыв историка-современника характеризует непосредственное,мгновенное отношение крестьянства к реформе — отношение к самому Манифесту.[13]
Общееотношение крестьян к Положениям было одинаковым — крестьянство нигде не приняловоли. Через несколько дней, после объявления Манифеста Государь принималдепутацию крестьян, которая в заявляла Царю, что крестьянство «не обидит» Егосвоим поведением. «Все будет в порядке — чтобы Тебе никогда не каяться, что Тынас волею подарил». Действительность обнаружила иное. Крестьянство, правда,продолжало быть монархически лояльным — но по отношению к некоемуфантастическому Царю, владевшему их воображением, ту же реальную «волю»,которую ему предлагал реальный Царь, оно решительно и единодушно отвергло,считая ее подложной.
Крестьяне изМанифеста узнали, что их ожидает перемена к лучшему. Но в чем? Это необнаруживалось тут же и непосредственно. Естественно, возникло у крестьяннедоумение: в чем же состоит воля? Они стали обращаться к помещикам, священникам,чиновникам, ища разъяснений. Никто их удовлетворить не мог. Крестьянствозаподозрило обман: воля есть, но ее скрывают. Оно стало само искать ее вПоложениях. Появились грамотеи, которые, путая крестьян, становилисьподстрекателями. Крестьянство устремилось и по другому пути. По меткомувыражению одного губернского Присутствия, «оно начало расправлять свои усталыечлены, потягиваться во все стороны и пробовать: до какой степени можно теперьбезнаказанно не выходить на барщину, не исполнять задаваемых уроков, неслушаться вотчинного начальства». Началось пассивное сопротивление. Там, гдепомещики поняли, что надо дать народу одуматься и умеривали свои требования,недоразумения улаживались легче. Там же, где они видели в неповиновениикрестьян проявление анархии и с помощью властей прибегали к мерам строгости,или где, действительно, были тяжелые хозяйственные условия, возникли болеесерьезные столкновения. Волнения иногда разрастались настолько, что делалинеобходимым применение энергичных мер. «Эти меры усмирили народ, но они его неубедили». Крестьяне продолжали верить в то, что будет и «чистая воля», и «землядаром», только получат они это через два года.[14]
Как видим,правительство не замалчивало той трагедии, которая обнаруживалась припроведении Реформы. Оно имело мужество открыто заявить, что примененные им мерыстрогости усмирили народ, но не убедили его. Действительно, пусть волнениярезко пошли на убыль, пусть бунты стали прекращаться: крестьянство, отказавшисьот наступления, лишь перешло к обороне! Положения оно не приняло. Этовыразилось в том, что крестьянство не только решительно уклонилось отподписания Уставных грамот, долженствовавших утвердить на взаимном договореновые отношения их к помещикам и закрепить за ними отводимые им земли, но — чтоявлялось полной неожиданностью и казалось непонятным и необъяснимым! — столь жерешительно отказывалось заменять барщину оброком. Если учесть ту ненависть, которуюиспытывали крестьяне к барщине, как к символу крепостной неволи, особенно, еслипринять во внимание, что — по общему мнению — основным недоумением крестьян вих понимании объявленной им воли был факт сохранения барщины, как чего-тонесовместимого с волей, то действительно нельзя не признать, что это упорство,с которым крестьяне отказывались от ее ликвидации, приобретало характерсвоеобразной загадочности. А, между тем, оба эти явления, т.е. и отказ отперехода на оброк, и отказ от подписания Уставных грамот, приобрели массовый иповсеместный характер.
В итогереформы подготовили 19 законодательных актов, которые либо относились котдельным территориям, либо регулировали отдельные вопросы. Две основные идеиреформы: это немедленное исполнение законов после их опубликования; и решение оземельных наделах откладывалось, крестьяне переводились во временно обязанноесостояние, отношения с помещиками (только земельные) регулировались уставнымиграмотами, в которых фиксировались права и обязанности сторон, условия, размери сроки выкупа.
Документыразочаровали население, поскольку: землю не получил тот, кто ее не имел, небыла установлена частная собственность на землю. Но в целом, государствопоследовательно проводило меры по формированию гражданского общества, всёнаселение приобретает почти единые права в обществе, хотя даже в крестьянскойсреде наблюдалось расслоение.
Община вРоссии имела очень большие корни. Община делилась на сельскую общину(общественную) и волостную. Под общественной общиной понималась совокупностькрестьян, водворенных на землях одного помещика и тяготеющих к одномуцерковному приходу. Община выполняла полицейские и фискальные функции, имеласамоуправление. Она регулировала важные вопросы для крестьян: дела о земельныхпеределах; раскладка и сбор податей, помещик сам не собирал налоги, ему ихплатил староста общины; составляли списки рекрутской повинности; ряд другихменее важных моментов, например, урегулирование отношений между общинами.[15]
Община в ходереформы была не только сохранена, но и укреплена. Впервые применены законы,которые регламентировали крестьянское самоуправление. В сельских сходахглавенствовал и избирался сельский староста, в волостных сходах (волость 300 –2000 ревизских душ) – волостное правление, во главе волостной староста иволостной суд.[16]
Органы,руководящие крестьянской реформой, сложились также стихийно. Данная системабыла подвержена переустройству в 1889 году, когда в России был пик реформ, былиликвидированы мировые посредники, уездные съезды посредников и в это времяобщины получают автономию.
3.Историческое значение крестьянской реформы 1861 года в
России
Крестьянскаяреформа 1861 года в России создала условия для беспрепятственного превращениярабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типатоварного производства. Для дальнейшего социально-экономического развитияРоссии XIX века падениекрепостного права имело огромное значение — оно знаменовало собой начало новой,буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи.
Втягиваниекрестьянства в товарно-денежные отношения способствовало разложению этогокласса, создавало необходимые условия для развития капиталистического сельскогохозяйства. Падение крепостного права явилось толчком для развития капитализма ив помещичьем хозяйстве. Здесь начинали применять машины, агротехнику, чтотребовало наемной рабочей силы. Превращению помещичьих хозяйств вкапиталистические способствовала и выкупная операция. Часть денежных средств, полученныхпомещиками в результате выкупа крестьян, превращалась в капитал, вкладываемый впроизводство, промышленность, строительство. Таким образом, выкупная операцияпредставляла собой особую форму первоначального накопления.
Крестьянскаяреформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политическойжизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуациицарское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойтина ряд других буржуазных реформ — ввести элементы самоуправления на местах, судприсяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинностьвместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.[17]
Отменакрепостного права сыграла важную роль в деле превращения России в буржуазнуюмонархию. Проведенная дворянством, хотя и буржуазная по своему содержанию,реформа 1861 года открыла широкие возможности для развития капитализма, но неуничтожила до конца феодальные социально-экономические отношения. Сохранилисьгромадные помещичьи латифундии, поземельная община, надельные крестьянские земли.В социальной сфере сохранился сословный строй, а в политической самодержавие, котороеявлялось надежным защитником помещиков. Крупное помещичье землевладение даваловозможность эксплуатировать крестьянство полукрепостническими методами. По сути,также имело место освобождение крестьян от земли, потому что от тех наделов,которыми владели крестьяне, были сделаны громадные отрезки, а тысячи крестьянбыли совсем обезземелены — посажены на четвертной или нищенский надел. Получивмизерные наделы, крестьяне оставались в фактической зависимости от помещиков. Пережиткифеодально-крепостнических отношений существовали еще долгое время и тормозилиэкономическое развитие страны. Но, тем не менее, начало капитализма былоположено, и после отмены крепостного права капитализм в России стал развиватьсявысокими темпами. Последовавшее за реформой расслоение крестьянствапредставляло собой предпосылку расширения внутреннего рынка, без чегоневозможен рост капиталистической промышленности.
Что касаетсягосударственных крестьян, то анализ реформы, проведенной правительством в их отношении,дает основание утверждать, что Правительство, боясь массового восстания,всячески затягивало завершение подготовки закона о государственных крестьянах.Несмотря на то что обеспеченность государственных крестьян землей была намноговыше, нежели помещичьих и даже удельных, нельзя не признать, что значительнаячасть их не получила достаточных наделов. Этот факт и обусловил крестьянскиеволнения в ряде губерний в период составления и выдачи владенных записей. Итолько на основании закона 12 июня 1886 г. государственные крестьяне переводилисьна выкуп, а оброчная подать, уплачиваемая ими, преобразовывалась в выкупные платежи.При этом выкупные платежи увеличивались по сравнению с оброчной податью на 45%.Этот закон, вызванный к жизни чисто фискальными соображениями (необходимостьюпокрытия дефицитов в бюджете), представлял собой самый неприкрытый грабежкрестьян.
Заключение
В процессе исследованиякрестьянской реформы 1861 года в России были изучены основные аспектызаконодательной деятельности царского правительства российского государстватого времени, и по результатам этих исследований можно сделать следующиевыводы.
Основныеположения реформы заключались в следующем:
1.Упразднение личной зависимости — реформа предоставила крестьянам личную свободуи право распоряжаться своим имуществом, покупать и продавать движимость инедвижимость, заниматься торгово-промышленной деятельностью. Однако, освободивкрестьян от крепостной зависимости, реформа сделала их зависимыми от сельскойобщины.
2.Наделы и повинности крестьян — при определении норм наделов формально исходилииз степени плодородия земли в различных районах страны, а фактически — из интересовпомещиков. Наделялись землей только мужчины. Размеры душевых наделов колебалисьв зависимости от плодородия почвы и хозяйственных особенностей различныхрегионов.
3.Выкуп крестьянских наделов — выкуп усадьбы был обязательным, а выкуп наделазависел от желания помещика. Величина выкупа определялась размеромкапитализированного оброка из расчета 6% годовых.
Реформаизменила положение помещичьих, государственных и удельных крестьян, а такжерабочих посессионных и вотчинных мануфактур.
Крестьянскаяреформа 1861 года явилась началом важных изменений и в социально-политическойжизни страны, которые можно отметить. Так, в обстановке революционной ситуациицарское правительство вынуждено было вслед за отменой крепостного права пойтина ряд других буржуазных реформ — ввести элементы самоуправления на местах, судприсяжных, отменить телесные наказания, ввести всеобщую воинскую повинностьвместо рекрутских наборов, провести реорганизацию просвещения и финансов.
Список использованной литературы
1. Воропаев,Н.Г. Отмена крепостного права в России. / Н.Г. Воропаев. -М.: Правда, 1989. –287 с.
2. Данилов,В.П. Аграрные реформы и крестьянство в России /В.П. Гаврюшин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001.- 155 с.
3. Зуев, М.Н.История России с древности до наших дней: учебник / М.Н. Зуев. — М.:, Высшаяшкола, 2005. – 348 с.
4. Кирюшин,В.И. Узловые вопросы аграрной реформы / В.И. Кирюшин. — М.: ИНФРА-М, 2002.- 163с.
5. Костомаров, Н. И.Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей / Н.И. Костомаров. — М.: Книга, 1996. – 355 с.
6. Краснопевцев,Л.В. Основные моменты развития русского революционного движения в 1861-1905годах / Л.В. Краснопевцев. — М., 1957. – 69 с.
7. Отечественнаяистория / под ред. Мунчаева Ш.М. – М.: РЭА им. Плеханова, Историческоеотделение, 2004. – 288 с.
8. Сахаров, А.Н.,Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца 17 века. / А.Н.Сахаров. – М.: Просвещение, 2005. – 323 с.
9. Соловьев, С.М.Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев. — М.: Правда, 1989. – 173с.
10. Шмидт, С.О. Историягосударства Российского.т.4.
Приложение1
Высочайшееутверждённое общее положение о крестьянах,
вышедших из крепостнойзависимости. 1861 год. (выдержки)
Введение
1. Крепостное право накрестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяетсянавсегда, в порядке, установленном в настоящем Положении и в других, вместе соным изданных, Положениях и Правилах.
2. На основании сегоПоложения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостнойзависимости, предоставляются права, состояния свободных сельских обывателей,как личные, так и по имуществу.
3. Помещики, сохраняяправо собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, заустановленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную ихоседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения ихобязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли идругих угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных положениях.
4. Крестьяне заотведенный, …, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местныхположениях повинности работою или деньгами.
Наделение крестьянземлею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещикаопределяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянамисоглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
1) чтобы надел,предоставляемый крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта иисправного отправления ими государственных повинностей, не был менее тогоразмера, который определен с той целью в местных положениях;
2) чтобы те повинностикрестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначекак временными договорами, на сроки не более трех лет (причем не воспрещается, однакоже, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но такжевременно, не долее как на трехлетний срок);
3) чтобы вообщезаключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общимгражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию,предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях,когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состояться,надел крестьян землею и отправление ими повинностей производится на точномосновании местных положений.
11.Крестьянампредоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлостьпосредством взноса определенной выкупной суммы и с соблюдением правил, вместных положениях изложенных.
12.С согласияпомещиков крестьяне могут, сверх усадебной оседлости, приобретать всобственность, на основании общих законов, полевые земли и другие угодья,отведенные тем крестьянам в постоянное пользование. С таковым приобретениемкрестьянами в собственность их надела, или определенной в местных положенияхчасти оного, прекращаются все обязательные поземельные отношения междупомещиками и означенными крестьянами.
13.Независимо от способа,указанного в предыдущей статье, обязательные поземельные отношения междупомещиками и крестьянами прекращаются следующими двумя способами:
1) если крестьянедобровольно откажутся, с соблюдением того порядка и тех условий, какиеопределены в местных положениях, от пользования предоставленным им наделом;
2) если крестьянеперейдут, …., в другие сословия.
15.Крестьяне, вышедшиеиз крепостной зависимости, но состоящие в обязательных поземельных отношениях кпомещикам, именуются “временно- обязанными крестьянами”.
16.Крестьяне, вышедшиеиз крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья наоснованиях, в Положениях изложенных, именуются “крестьянами-собственниками”.
Раздел 1.
23.Крестьянам,вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другимисвободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законахи в сем Положении правил:
1) производитьсвободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взятия торговых свидетельстви без платежа пошлин...;
2) открывать исодержать на законном основании фабрики и разные промышленные, торговые и ремесленныезаведения...;
3) записываться в цехи;производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия, как в селениях,так и в городах...;
4) вступать в гильдии,торговые разряды и соответствующие оным подряды...
24.Крестьянампредоставляются следующие права по искам, жалобам, ходатайству и суду:
1) по деламгражданским: отыскивать свои права, учинять иски и тяжбы и ответствовать засебя лично или через поверенных, а равно быть поверенными, как крестьян своегообщества, так и лиц посторонних:
2)по делам уголовным иполицейским: подавать жалобы и охранять свои права всеми дозволеннымиспособами, лично и через поверенных, в тех случаях, когда участие поверенного допускаетсяв делах уголовных;
3) быть свидетелями наобщем основании.
29.Крестьяне, вышедшиеиз крепостной зависимости, как свободные сельские обыватели, получают такжеследующие права по состоянию:
2) перечисляться вдругие сословия и общества по правилам, в сем Положении изложенным, а равно, пособственному желанию, поступать в военную службу и наниматься в рекруты наобщем для сельских обывателей основании;
3) отлучаться от местажительства с соблюдением правил, установленных общими законами и настоящимПоложением;
4) отдавать детейсвоих в общие учебные заведения и поступать на службу по учебной и межевойчастям на основании правил, установленных на сей предмет для свободных податныхсословий, по увольнительным свидетельствам, с исключением из податного оклада.
37.Приобретенными всобственность на основании 11 и 12 статей сего Положения землями крестьянскогонадела и выкупленными усадьбами крестьяне пользуются и распоряжаются как своимдостоянием на правилах, изложенных в предыдущих статьях (33, 34, 35 и 36), ссоблюдением тех условий, на основании которых их усадьбы и земли приобретены,и, во всяком случае с тем ограничением, что в продолжение первых девяти лет современи утверждения сего Положения означенные земли не могут быть отчуждаемыили закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу; но переуступкаи отдача в залог таких земель членам того же сельского общества невоспрещается.
Раздел 3.
164.Крестьяне,вышедшие из крепостной зависимости, обязаны нести следующие казенные и земскиеи денежные повинности:
1) подушная подать;
2) сбор на обеспечениепродовольствием;
3) земские сборы, какгосударственные, так и общие губернские и частные,
4) сбор назаготовление окладных листов по податям и сборам.