Горбуновский торфяник
Нижний Тагил 2006
Содержание
Введение
1. Быт первобытных людей
Первые попытки
Быт древних славян
2. Быт первобытных людей на Урале
Первобытнообщинный строй на Урале
Бронзовый век
Железный век
Святилища древних пещер
Пещерные находки
Тагильские писанцы
Шаманские посохи
Скульптура Древнего Урала
3. История Горбуновского торфяника
Первые открытия
Этапы заселения Горбуновского торфяника
Культовые стоянки
Быт древних людей на Горбуновском торфянике
4. Заселение Тагильского края
Формирование Тагильского края
Заселение Тагильского края
Освоение русских земель старообрядцами
Успех русской колонизации
Заключение
Список литературы
Введение
Нижний Тагил — это город, расположенный в долине реки Тагил средилесистых холмов и невысоких гор восточного склона Среднего Урала, примерно в 20-25 километрах от географической границы между Европой и Азией, проходящей по главному Уральскому хребту.
По выражению Д.Н. Мамина-Сибиряка, Нижний Тагил «широкойкартиной развернулся у самого подножия Урала, как самое дорогое и самое близкоеего каменному сердца дитя».
Есть особая, неповторимая прелесть в красоте Тагильского пейзажас его живописными горами, лесами, зеркальной гладью рек и прудов.
Окрестности города разнообразны.
К востоку — бескрайние увалы и холмы среднего Зауралья. На западвзору открывается чудесная горная панорама — отдельные вершины и горные кряжи тянутьсягрядами с севера на юг. Их разделяют луга, речные долины и обширные впадины.
В окрестностях Нижнего Тагила нет мощных водных артерий, затоесть множество средних рек, мелких речушек и ручьев (река Тагил и ее притоки: Черная,Выя, Лая, Баранча, берущие начало с Уральских гор). В самом городе и вокруг него- целая система прудов, водохранилищ, каналов, искусственно созданных самим человеком.
Еще в Тагильском крае находится большое количество железной руды,малахита, магнетитовой руды, бурого железняка, медных руд и другие природные ископаемые.Тагильский край богат и историческими памятниками. Одним из самых важных являетсяГорбуновский торфяник.
Горбуновский торфяник — это всемирно известный археологическийпамятник. Он знаком археологам многих стран, главным образом своими оригинальнымидеревянными изделиями. В экспозициях Нижнетагильских музеев можно увидеть деревянныевесла, скульптуру лося, ковш с ручкой в виде головки птицы, идола, рисунок бумеранга.Искусство древних племен края представлено также копиями рисунков, нанесенных краснойкраской на прибрежные скалы реки Тагил. Это своеобразная монументальная живопись,изображающая сцены охоты и других моментов жизни древних людей.
Древний человек сыграл огромную роль в истории. Он изобрел первыеорудия труда, деревянные жилища, лодки, колеса, глиняную посуду и многое другое.
Многие ученые даже на сегодняшний день ведут раскопки на Горбуновскомторфянике, потому что знать историю жизни древних людей на Урале — это не толькоинтересно, но и познавательно!
Цель: охарактеризоватьисторические и археологические памятники Нижнетагильского края: Горбуновский торфяник.
Задачи:
1. Дать характеристику первобытнообщинному строю.
2. Изучить и сравнить быт древних славян и первобытныхлюдей на Урале.
3. Рассмотреть этапы формирования и заселения Тагильскогокрая.
4. Описать успех русской колонизации, выделить ее основнуюроль в воздействии на народы Урала, в особенности Нижнего Тагила.
5. Проследить и четко проанализировать основные этапыв истории открытия и заселения Горбуновского торфяника.
1. Быт первобытных людейПервые попытки
Эпоха первобытного общества — наиболее длительный период историичеловечества.
С давних времен восточная половина нынешней Европейской Россиибыла населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроменародов литовского племени, жившего на берегу Балтийского моря, там жили славяне,держась у рек Волхов, Днепр, Сулы и других.
Археологическая периодизация первобытного общества:
1. Каменный век
· Палеолит
· Неолит
· Энеолит
2. Бронзовый век
3. Железный век
Стоянки древних людей были обнаружены в Азербайджане, Армении,Абхазии, Краснодарском крае.
Плохо вооруженный древний человек мог жить только в благоприятныхусловиях. Он селился в пещерах, гротах.80 тыс. лет назад началось оледенение, появляетсянеандерталец. Его мозг уже равен мозгу человека, появилась асимметричность (праворукость,начался формироваться центр речи).
Первобытные люди занимались охотой и собирательством. Его орудиямитруда были: кистень, бола, скребло, а позднее — копья, гарпуны, проколки, шилья.
Древние пещеры — это не только укрытие для людей, но и местоисполнения ритуалов. Происходит зарождение религии.
Первейшая форма религий:
1. Анимизм
2. Тотемизм
3. Фетимизм
В первобытном обществе был матриархат.
В 5-3 тысячелетии до н.э. началась эпоха неолита. Человек приспособилколесо, изобрел лодку, научился делать глиняную посуду. Это стало началом переворотав жизни человека. «В неолите случилась революция — это полный переворот в образежизни людей, так как от присваивающего характера труда человек переходит кпроизводящему.»1.
Далее наступает бронзовый век, связанный с эпохой разложенияпервобытного строя — из общины выделились скотоводческие племена, скот сталосновой богатства, матриархат сменился патриархатом. Тогда появились первыестоянки древних людей на Урале — это племена охотников.
Произошло крупное разделение труда, то есть ремесло отделилосьот земледелия. Появились деньги, имущественное неравенство.На смену родовой общине пришла соседская.Быт древних славян
С давних времен восточная половина нынешней Европейской Россиибыла населена народами племени чудского и тюркского, а в западной половине, кроменародов литовского и чудского племени, примыкавших своими поселениями к балтийскомупобережью, жили славяне под разными местными названиями, держались берегов рек:Днепр, Западная Двина, Ока, Волга, озеро Ильмень. На их быт и занятия оказываливлияние географические условия.
Они жили небольшими общинами. Не было заметно признаков государственнойжизни. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкиевойны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников,а потому часть были покоряемы.
Основная деятельность людей — это земледелие. Сеяли злаки: рожь,ячмень, просо, пшеницу. Огородные культуры: репу, капусту, свеклу, морковь и т.д.
/>/>Система земледелия
/>
Подсека Перелог Пашня
(лес, саха) (лесостепь, саха, плуг) (степь,плуг)
Орудия труда: топор, мотыга, борона-суковатка, серп. Характерхозяйства — натуральное.
Люди умели строить себе деревянные жилища, укреплять их деревяннымистенами, рвами и земляными насыпями, делать ладьи и рыболовные снасти, возделыватьземлю, водить домашних животных, прясть ткань, шить, приготовлять кушанья и напитки- пиво, мед, брагу, — ковать металлы, обжигать глину на домашнюю посуду. Древниеславяне знали употребление веса, меры, монеты. Они имели свои музыкальные инструменты,на войну выходили с метательными копьями, стрелами и отчасти мечами. Иногда, когдаони должны были бежать, то прятались в реке, дыша через соломинку или камыш.
Все познания их переходили от поколения к поколению, подвигаясьвперед очень медленно.
Религия их состояла в обожании природы, в поклонении солнцу,небу, воде, земле, ветру, деревьям и т.п. В разных баснях, верованиях, празднествахи обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожания природы. Их религиозныепредставления отчасти выражались в форме идолов. Верили они также в волшебство,то есть в знание тайной силы вещей, и питали большое уважение к волхвам и волховицам,которых считали обладателями такого знания. Люди верили в духов домового, лешего,кикиморы, русалки и других.
2. Быт первобытных людей на УралеПервобытнообщинный строй на Урале
После отступления ледника родовые коллективы осваивают новыерайоны Урала. Люди живут родами. Изготовляют: скребки для обработки шкур, кожи,сверла, костяные наконечники. Изобрели лук и стрелы. Долговременных жилищ в этуэпоху не строят. Племена живут временными стойбищами в полуземлянках. Основной виддеятельности — охота на Мамантов, шерстистых носорогов и других животных. Были найденыкости крупного и мелкого рогатого скота (коровы, овцы, лошади, свиньи). Их приносилив жертву в Абашевском погребении под Царевым курганом.
Во время неолита люди обрабатывают дерево (шлифуют, полируют,сверлят). Делают лодки, лыжи, сани, деревянные дома. Занимаются рыболовством, делаютглиняную посуду. На юге Урала уже приручают домашних животных.
Сначала территория представляла из себя тайгу, где было оченьвлажно, много рек, то есть хорошие условия для развития рыболовства, но потом появилисьзасухи и водоемы обомлели. Это стало хорошей предпосылкой для возможности появленияпойменного земледелия и скотоводства. В состав стада скота кочевников всегда входилиовцы. А лошадей и быков стали использовать как транспортное животное.
Начинает развиваться земледелие, об этом свидетельствуют орудиятруда: каменные мотыги (для взрыхления земли), медные серпы (для уборки урожая),каменные зернотерки (для переработки продуктов земледелия).
Но примитивное мотыжное земледелие не могло обеспечить населениепродуктами питания, поэтому скотоводство стало ведущей отраслью хозяйства.
Вскоре осуществился переход от оседлого скотоводческо-земледельческогохозяйства к отгонному, так как вода в реках начала подниматься. Люди от рек переселялисьв степи. Изменяется состав стада: сокращение доли крупного рогатого скота, увеличениеколичества лошадей, которые лучше других животных умеет добывать себе корм из-подснега и расчищать землю пастбища для других животных.
Появляется пастушное скотоводство. Наличие большого количествакрупного рогатого скота и свиней предполагало оседлость населения. Эти народы занималисьв основном земледелием, собирательством, а главная роль принадлежала охоте и рыболовству.
Бронзовый век
Появляется имущественное неравенство. Люди живут городищами,они плавят металлы из местных руд (обработка меди). Местные мастера изготавливалитопоры, серпы-струги, ножи с перехватом, копья, оригинальные украшения.
Развитие металлургии. Металл плавили в специальных чашах, сосудах,ямах и плавильных печах. Изготовление орудий производилось ковкой и литьем.
Железный век
Вплоть до железного века в каждой семье древнего человека существовалматриархат, потому что женщина играла важнейшую роль в домашнем хозяйстве. В ееобязанности входило изготовление посуды, изготовление впрок пищевых продуктов, топливаи много другого.
Люди всегда жили вместе, то есть одной общиной, потому что всеее члены были связаны семейно-брачными отношениями.
С каждой эпохой численность населения поселков постоянно увеличивалась.Кроме жилищ существовали (на поселениях) хозяйственные ямы, для хранения запасовпродуктов, и загоны для скота.
Но вскоре начали создаваться патриархальные семьи, так как отмужчины больше зависела семья, чем от женщины.
«Еще начинают формироваться новые виды культур, которыебыли у каждой общины свои: Анакульская, Абашевская и другие.»2.Святилища древних пещер
Река Чусовая — левый приток Камы пересекает Уральские горы свостока на запад. Она богата различными археологическими памятниками от эпохи неолитадо средневековья.
В среднем течении Чусовой расположено уникальное пещерное святилище.Оно находится на отвесной скале в 20 м от ее подножия и в 40 м от вершины. Особенность данного святилища заключается в том, что если смотреть на скалу с противоположногоберега, то можно разглядеть «лицо идола», схожего с Шигирским, Горбунвскими другими идолами. Между двух расселин хорошо просматриваются глаза в виде углубленныхучастков скалы и нос в виде скального выступа. Пещера представляет собой открытыйрот, в котором зубами являются полуразрушенные колонны. Это святилище ученые относятк эпохе мезолита и средневековья.Пещерные находки
В пещерном святилище обнаружено свыше 21 тыс. находок, из которых18 тыс. составляют наконечники стрел. Они представлены костяными, железными, бронзовымии каменными.
Железных наконечников насчитывается 219 экземпляров. Основнуючасть находок составляют черешковые, обычно плоские наконечники.
Очень интересны разнообразные наконечники бронебойного типа,которые имеют утяжеленные боевые головки разной формы и сечения — квадратные, треугольные,ромбические, круглые.
Коллекция бронзовых наконечников представлена 406 экземплярами,399 из которых втульчатые, трехлопастные. Найден один втульчатый наконечник (скореемедный), который выкован из тонкого листа металла.
Обнаружено довольно большое количество орнаментированных наконечников.Орнамент представлен одной или двумя поперечными полосами, нанесенными по всем гранямнаконечника.
Число костяных наконечников составило 858 экземпляров. Редковстречаются наконечники, близкие по форме к игловидным.
Изучение наконечников стрел и других изделий из кости позволяетсделать вывод, что кость обрабатывалась в размягченном состоянии. У всех наконечниковстрел заметны длинные и ровные следы обработки, которые остаются при работе металлическиморудием.
По мнению некоторых исследователей, смягчение кости происходилопутем ее вымачивания и дальнейшего распаривания. Можно предположить, что в древностибыл известен другой способ, который позволял обрабатывать кость без особого труда.Исследователи предполагают, что кость складывалась в обмазанную глиной яму и заливаласьводой, содержащей щавелевую кислоту. При таком замачивании кость за 4 месяца настолькоразмягчалась, что ее можно было резать ножом.
Находки наконечников под пещерой свидетельствуют о том, что площадкаи склон берега здесь были свободны от какой-либо растительности, но сейчас они зарослилесом. Археологи выяснили, что наконечники стрел у подножия скалы залегали в разныхпозициях. Возможно, у ее подножия стоял один или несколько идолов, которые служилимишенями для стрельбы. Можно предположить, что они приходили, чтобы пустить стрелув пещеру или чтобы преподнести дары духу пещеры для благополучия племени.
В коллекциях имеются даже наконечники индивидуальных форм. Этоукороченные биконические наконечники поздних типов.
Таким образом, можно утверждать, что уже в древности были известныдовольно сложные способы обработки кости. Изучая развитие технологии, можно выявитьвзаимосвязь между уровнем развития обрабатывающих орудий и качеством изготовленныхизделий.
На нижних линиях раскопа зафиксировано много угля. Возможно,это остатки обгоревших древков стрел. Также найдены обожженные наконечники стрели их обломки, что могло быть связано с определенным обрядом.
При раскопках найдены кости животных. Некоторые из них довольнокрупные по размерам. Это эпифиз пястной кости северного оленя, зубы лося, волка,медведя, бобра, песца и очень старой лошади. Найден кусок черепа с сохранившимсяоснованием рога северного оленя. Возможно, кости животных попадали на святилищевместе со стрелами.
В результате промывки обнаружены также «мелок» — кусочекмагнетита с затертой поверхностью, осколок камня, но не наконечника, галечка горногохрусталя и галечный отщеп. Наиболее интересной является находка «мелка».Подобные «мелки» были найдены на святилищах на вершине горы Голый Каменьи на скалах Три Сестры.
Самой оригинальной находкой можно считать бронзовую бляху и бердыш.Бердыш — это оружие стрельца (топор с искривленным наподобие полумесяца лезвием)и оружие городской охраны, их насаживали на древко, для стрельцов — дополнительноехолодное оружие, но и подставка — подсошка при стрельбе из тяжелого фитильного оружия.Им вооружались в 16-17 веках. Их ковали только в России в кузнецах и монастырях.
Бляха отлита в односторонней форме, после отливки дополнительноне обрабатывалась. Ю.Б. Сериков считает, что «бляха была послана вместе сострелой, так как рядом с ней залегали три наконечника стрелы — два бронзовых и одинжелезный. Вероятно, бляха являлась нагрудным украшением шаманского костюма.»3.
После долгих и тщательных исследований археологов на скале Медведь-камень,они все-таки нашли там пещеру, которая представляла собой небольшой грот на оченькрутом склоне на высоте почти четырех десятков метров над рекой. Обращенный входомпрямо на юг, грот удобен для остановки охотников. Подобный шурф обнаружен на егодне, в вязком, желтом суглинке остатки древней фауны очень плохой сохранности.«Особенно многочисленны кости дикой лошади», по мнению В.И. Громова,«но почти все кости были разбиты. Объяснилось, что упомянутый суглинок относитсяк ледниковой эпохе.»4.Тагильские писанцы
Урал был очень рано освоен людьми, но многочисленные стоянкии орудия труда, найденные археологами, очень помогли историкам тщательно изучитьбыт, обычаи и занятия древних людей, живших на Урале.
Тагильские писанцы впервые обнаружены в 19 веке (по реке Тагил).
«В настоящее время обнаружено всего 19 скал с древними изображениями:Балабан 1 и 2, Соколий камень, Кваршинская и Новожиловская писаница, Кислый камень,Зенковская скала.»5.
Все писания выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке.Многие рисунки напоминают алтарные части храмов. На скалах в основном изображалиживотных, людей, разные знаки (поздний неолит и бронзовый века). Изображение медведясчиталось периодом железного века.
Люди строили святилища и памятники мемориального характера, напоминающиеохотничьи затесы.Шаманские посохи
В последнее время захоронения с необычным инвентарем и нестандартнымположением костяка выделяют как шаманские погребения. Некоторые предметы из такихпогребений относят к атрибутам шаманского культа. Сюда можно включить и так называемыепосохи или жезлы шаманов. Существование таких посохов подтверждают и этнографическиеданные. У кетских шаманов, например, такой посох олицетворял мировое дерево, а уненцев он использовался для проводов души умершего в загробный мир. Во всех случаяхпосох — это помощник шамана, средство передвижения в различные миры.
Шаманские посохи можно разделить на посохи с Г-образными навершиямииз рога лося, с кинжаловидными навершиями, с киркообразными навершиями, с торцевиднымиили боковыми вставками и фигурные молоты с изображением головы лося или какого-либодругого животного.
По роду крепления выделяются посохи с простым креплением путемпривязывания, с боковым креплением, с торцевым креплением, посохи с навершиями,имеющими сквозное отверстие. По размерам посохи подразделяются на группу длинойот 55 до 126 см (собственно посохи) и группу длиной до полуметра (жезлы).
«Р.К. Римантене возводит существование Г-образных посоховк палеолиту. Большая же часть посохов связана с эпохой мезолита.»6.Скульптура Древнего Урала
На территории Среднего Зауралья в период неолита очень хорошоразвивалась скульптура. Тогда самой распространенной была скульптура с изображениемлося. На разных стоянках были найдены разнообразные виды лося.
1.1 Береговая стоянка Горбуновского торфяника — скульптура изготовленана отщепе каменистого сланца, ухо лося тщательно обработано краевой ретушью.
2. Святилище Камень Дыроватый на реке Чусовой — голова лосихитщательно обработана двухсторонней краевой ретушью, на фоне светло-коричневой мордылосихи красно-коричневой полосой передан разрез губ животного.
Изображения, связанные с деревянной утварью, найдены на четвертомразрезе Горбуновского и Шигирского торфяников. Они представляют собой своеобразныефигуры лося с углублениями в спине.
На Горбуновском торфянике найдена фигурка в виде тела животного,вырезанного из ольхи, почти не обработанной. Ноги животного имеют вид уплощенныхколышков. Его голова не пропорционально велика, если это взрослая особь. Но четкобыли переданы детали головы: верхняя губа, глаза, ноздри. Ученые предполагают, чтовоспроизведена стельная самка.
«Распространение лося во всех видах искусства в одной эпохеговорит о большой значимости этого животного для древних уральцев.»7.
Лось — это животное, за счет которого жил древний человек. Онне только охотился на него, но и поклонялся ему.
3. История Горбуновского торфяникаПервые открытия
Когда-то была проложена узкоколейка, соединявшая Нижний Тагилс Виссимом. Там существовала станция Горбуновский торфяник. Здесь работал брикетныйзавод, при нем небольшой поселок. Сам торфяник с трех сторон окружен невысокимигорами, его длина 3,65 км, а ширина 1,5 км. Здесь добывали ежегодно 75 тыс. торфа.
А все началось 5 июля 1908 года, когда служащий тагильского заводаН.Ф. Топорков сообщил о нахождении Горбуновского торфяника Уральскиму обществу УОЛ.Он наткнулся на мост или деревянный настил в 150 саженях от восточного берега озерав глубине, где встречались черепки, осколки кремния от горшков и других вещей.
Профессор Д.Н. Эдинг раскопал стоянку в 1940 году, а в 1944 годууральский архитектор О.Н. Банер открыл на Горбуновском торфянике вторую Береговуюстоянку. Также изучением Горбуновского торфяника стал заниматься А.Я. Брюсов. Ав 1963 году В. М.Раушенбах раскопала неолитическое поселение Чащиха.
На четвертом разрезе, который находился в торфе, сохранилисьдеревянные изделия, возраст которых 3,5-4 тыс. лет (деревянные идолы, фигурка лося,ковшики с ручками в виде головок водоплавающей птицы, весла, луки, стрелы, остаткисаней и лодок, бумеранги).
Археологи раскапывали стоянки и вскоре были установлены местаЧащихи, первой и второй Береговых стоянок. Весной открыли 5 новых стоянок, напримерСерый Камень, где было найдено около 7 тыс. находок. Это эпоха мезолита. Обнаруженызабитые в сапропель 4 деревянных кола, длина которых 1,2-3 м., а диаметр 9-12 см. Концы колов были затесаны, потому что в сапропеле находился слой слани. Нижеслани были найдены кости животных и лопасть от деревянного весла.
Все было изготовлено металлическим орудием, относящимся к Липчинскойкультуре (возраст около 4 тыс. лет).
Вскоре Алексей Ильиных из Нижнетагильского педагогического институтанашел во время экспедиции правильно ограниченный нуклеус из чистейшего горного хрусталяв виде трапеции, который был изготовлен из местного металла — алевротуфа порфирита(стоянки на горе Голый камень).
Также на экспедиции института АН СССР была найдена коллекциякерамики и деревянных изделий.
«Археологи доказали, что Горбуновское озеро было освоенопервобытными людьми: охотниками и рыболовами, в бронзовом и каменном веках.»8.Этапы заселения Горбуновского торфяника
Первые поселенцы на берегах озера появились в позднем мезолите.Опорный памятник этого периода — Серый камень — это долговременное поселение, площадькоторого равна семистам квадратным метрам. Это видно по количеству находок и поналичию на памятнике углубленных в землю жилищ-полуземлянок. С этого поселения влетнее время рыболовы-охотники расселялись по берегам озера. Небольшие мезолическиекомплексы выделены на 1 и 6 Береговых стоянках и на Куполе.
Следующий этап заселения Горбуновского торфяника относится кразвитому неолиту и связана с появлением на озере стоянки Стрелка. Небольшое количествоматериала этого периода зафиксировано на 2 и 3 Береговых стоянках и на Сером камне.
В эпоху позднего неолита основным памятником Горбуновского торфяникаявлялась 1 Береговая стоянка, площадь которой равна 1500 квадратных километров(свыше 35тыс. находок.) Примерно в это же время на озере существовали и другие памятники:Чащиха, 6 Береговая стоянка. В эпоху энеолита начинается заболачивание Горбуновскоготорфяника, а где тогда находились основные поселения этого периода, неизвестно.На коренном берегу материалы эпохи энеолита отмечены только на 1 и 2 Береговых стоянках.Зато на торфе открыт такой яркий и выразительный памятник, как 4 разрез (неолитическоевремя), к этому времени относятся и недавно открытые стоянки: Дальний разрез, Новыйразрез и нижний слой Поперечного разреза, но, оказывается, хорошо осваивались изаболоченные места стоянок.
Большую часть берега при заболачивании озера опоясывал древнийнастил, который соединял наиболее удобные места для рыбной ловли, но возможно имипользовались не постоянно, а сезонно. «Древние настилы позволили ученым очертитьконтур всего Горбуновского озера»9. (см. схему ниже).
В бронзовом раннем веке главным поселением на озере продолжалаоставаться 1 Береговая стоянка, которая имела несомненную связь с 4 слоем разреза.В этом веке численность здесь резко сократилась, чему причину до сих пор не могутнайти даже самые лучшие археологи. В раннем железном веке основным памятником наозере являлась 2 Береговая стоянка. На берегах озера до сих пор не найдены могильники,хотя долговременные поселения здесь существовали.
С эпохи средневековья озеро окончательно заболачивается.Культовые стоянки
Горбуновский торфяник имеет уникальный комплекс культовых площадоки стоянка Полуденка-1, о которой О.Н. Бадер писал в 1948 году, что это «единственнаяпоздненеолетическая стоянка, достаточно исследованная в Среднем Зауралье».10.
На стоянке Полуденка И.М. Рябов, археолог, в 1837 году произвелраскопки, результаты которой были переданы в музей: «каменное копьецо»и «орудие из твердого зеленого камня с одной стороны заостренное, похожее наширокий нож».
Продолжил раскопки на этой стоянке Д.П. Шорин, чтобы доказатьпогребальный характер раскопок: «богатые» и «чудские бугры»,железный нож, фрагмент наконечника ножен римского времени и перекрестие какого-тохолодного оружия, фрагменты керамики и изделия из камня.
Исследования Горбуновского торфяника все еще не завершены. Ученыерассчитали, что комплекс памятников создавался древними людьми в эпоху мезолита,и может даже палеолита до железного века.
Д.П. Шорин и И.М. Рядов скопировали большое количество писаницна скалах по реке Тагил. Эта работа не утратила своего значения до настоящего времени.В обобщающем труде, посвященным наскальным изображениям Урала, высоко были оцененыисточниковедческие достоинства работы Д.П. Шорина и И.М. Рябова.
Их активность не ограничивалась Полуденской стоянкой и тагильскимиписанцами. Они проводили археологические разведки в окрестностях Нижнего Тагила,где обнаружили несколько памятников первобытной эпохи. Известия о них также былиопубликованы И.М. Рябовым.
Схематический план расположения стоянок на Горбуновскомторфянике: 1-2 — это 1 и 7 Береговые стоянки;8 — Чащиха; 9 — Купол; 10 — Серый Камень; 11 — Стрелка; 12 — четвертый разрез; 13- Поперечный разрез; 14 — Новый разрез; 15 — Дальний разрез А; 16 — Дальний разрез;17 — Дальний разрез Б.
В основном на Горбуновском торфянике работали археологи-краеведыЮ.Б. Сериков, И.М. Рябов, А.Ф. Шорин, Д.Н. Эдинг, В.М. Раушенбах, О.Н. Банер, Н.Ф.Топорков, А.Я. Брюсов.
Мезолическая стоянка была найдена Паулем Рикерт в 1954г. на берегу Черноисточинского пруда и между первой и второй стрелкамимыса Крутики. В прибрежном песке он нашел каменный отщеп, орудие труда, на поле,где сажали картофель. Еще был найден скребок, напоминающий по своей форме липовыйлист (широкое сердцевидное орудие на плоском отщепе правильной формы, с заостреннымкраем). И другие находки: ножевидные пластинки, скребки, проколки, наконечники стрел(стоянки человека). Там же были найдены еще две стоянки и отсыпанный Курган.
В музей переданы два обломка полированных орудий. Найдены следыпамятников неолита и энеолита, двухсторонняя использованная шлифовальная плита издиорита (часть обработанного диорита), проколки из молочного и черного кварца.
Горбуновский торфяник — это всемирно известный археологическийпамятник. Он знаком археологам многих стран, главным образом своими оригинальнымидеревянными изделиями. В экспозициях музеев можно увидеть деревянные весла, скульптурулося, ковш с ручкой в виде головки птицы, идола, рисунок бумеранга.
На стоянке Кутики-1 найдено 6.367 находок: 120 нуклеусов, 90скребков, 675 резцов и резчиков, 39 острий, 4.564 пластинок с ретушью, 8 геометрическихмитролитов. Нуклеусы сделаны из плиток окаменелого сланца, длина которого 1,8-3,5 см., а ширина 2-6 мм. Эти находки относят к периоду мезолита.
К железному веку относят такие находки, как сосуды, наконечникистрел, шлифованные топоры и плиты, скребки и отщепы.
Остальные 13 стоянок, которые были обнаружены позже, служилилюдям для поселений в теплое время года, например, Чащиха — стоянка на торфе. Подторфом были найдены кости птиц, стволы деревьев, лопасти весел. На месте стоянокесть большое количество озер, что служило местом для добычи пищи, охоты на дикихживотных. В настоящее время стоянки древних людей размыло и затопило.
Исследования стоянок на Горбуновском торфянике позволило проследитьосновные этапы заселения его человеком.
Быт древних людей на Горбуновском торфянике
Люди жили племенами (общинами), у них было единство племенногосостава. Они сооружали деревянные сооружения на болотах. Это доказывает то, чтоони умели пользоваться деревом для своих построек. Так что население жило не тольков землянках, но и в деревянных постройках, просто они не сохранились до нашего времени.
Средства к существованию людям доставляла рыбная ловля и охота.На развитие охоты указывают многочисленные обломки луков, среди которых два очевиднодетских.
Предметы домашнего быта людей, сделанные в основном из керамикидля не долговременного употребления, говорят о высокой культуре и наличии мастера,его школ на стоянках Горбуновского торфяника. Многие произведения передавали формыживой природы. Это и воспитало в людях вкус, развитие художественного зрения и чувствомеры.
В качестве средств передвижения летом люди использовали лодки,об этом свидетельствуют остатки весел и полоза, а зимой — сани. Изготовление веселв большинстве случаев указывают на тщательную и тонкую работу.
«Территория археологических памятников говорит о густотенаселения, связанного культурно, а может и родственно с племенами далекого востока.»11.
В отдельное время выявилась необходимость в некоторых видах зверей,которые способствовали культурному развитию людей.
Скотоводство у них не было развито, так как о развитости не говоритни одна стоянка, ни одна находка, также как и о развитии земледелия. Однако, вопросо роли тех природных богатств Урала, которые привлекли в эту область многих людей,раскрывает нам возможности людей в этом районе эксплуатировать рудные богатства.Об этом говорят находки медного оружия — кельта, медной пластины. Люди могли продаватьнефть и добывать золото древним «кустарным» методом.
Потом у людей начали формироваться свои традиции, на основе которыхони совершенствовали свою культуру.
Производственные группы в составе доисторического населения:
1. Старатели — «рудознатцы»;
2. Ремесленники — «техники»;
3. Мастера — «резчики по дереву».
Исследователи Горбуновского торфяника.
Важнейшей вехой в изучении археологического прошлого тагильскогокрая являются исследования Горбуновского торфяника. Они имеют свою весьма продолжительнуюисторию, к сожалению, не завершенную до сих пор. Огромный комплекс первоклассныхпамятников содержат в себе важную информацию по истории местных племен, и являетсяосновной археологической периодизации Урало-Сибирского региона.
В исследовании Горбуновского торфяника приняли участие многиеведущие специалисты центральных научных учреждений, но основная роль в организацииэтих работ принадлежала нижнетагильскому музею, который постоянно сотрудничал сГосударственным Историческим музеем (ГИМом), Институтом археологии РАН и сам организовалэкспедиции для изучения береговых стоянок.
В 1926 году начались исследования на Горбуновском торфянике,инициатором которых был директор нижнетагильского музея А.Н. Словцов. Раскопки проводилисьГИМом совместно с краеведческим музеем. Бессменным руководителем этих работ на протяжении10 лет (с 1926 по 1939 года) являлся Д.Н. Эдинг.
В послевоенные годы ГИМ продолжил раскопки на Горбуновском торфянике,которыми руководили известные археологи В.Я. Брюсов и В.М. Раушенбах. В 1978-1980года его сменил Институт археологии РАН. Одновременно с этим нижнетагильский музейпроводил раскопки береговых стоянок, которыми руководили Ю.Б. Сериков и П.К. Халяев.Эти исследования позволили получить более полное представление об истории заселенияГорбуновского палеозера в древности.
В 1920-1930 годы нижнетагильский музей и краеведы города продолжилиуспешную работу по выявлению новых археологических памятников. Если в первой археологическойсходке, составленной А.Н. Словцовым, говориться о шести памятниках, то в описи 1935года, подготовленной С.Н. Топорковым, значиться уже десять археологических объектов.Часть этих памятников была найдена самим С.Н. Топорковым, известным тагильским краеведом.Среди них — жертвенное место на вершине горы Голый Камень, которое позднее исследовалосьД.Н. Эдингом, О.Н. Бадером и Н.П. Кипарисовой.
В годы Великой Отечественной войны археологические исследованияв Нижнетагильском районе были продолжены силами местного краеведческого музея. Этостало возможным благодаря энтузиазму О.Н. Бадера.
Основным итогом этих работ, помимо разведок, в том числе на Горбуновскомторфянике, явились плодотворные раскопки стоянки Полуденка 1 в 1944, 1945 и 1946годах. Там был выявлен не имеющий аналогов комплекс полуземлянок неолитическоговремени, окруженных бревенчатой оградой. Стоянка превратилась в эталонный, опорныйдля всего неолитического пласта Среднего Зауралья.
После окончания войны археологические работы на Урале возобновилисьв 1945 году.
«В окрестностях Нижнего Тагила Н.П. Кипарисова проводитисследования Полуденской стоянки, жертвенного места на Голом Камне, Ермакова городищаи других памятников.»12.
Деятельность тагильских археологов последних десятилетий связанас именами П.К. Халяева, В.А. Арефьева, А.Ф. Шорина, О.В. Рыжовой и других специалистов.Но главная роль в этих исследованиях принадлежит Ю.Б. Серикову.
4. Заселение Тагильского краяФормирование Тагильского края
Край — это определенная локально ограниченная, исторически сложившаясятерритория, обладающая достаточно выраженными признаками единства природных и экономическихусловий, а также общностью исторических судеб жившего на этой территории населения.При этом границы края, составляющие его идеал, как правило, не остаются неизменными,подвергаясь влиянию различных факторов, соотношение и роль которых в жизни краямогли существенно меняться. Проследить эти изменения можно на примере Тагильскогокрая, имеющего богатую и достаточно сложную историю, уходящую в глубь веков.
В древнейший «дописьменный» период этой истории еготерритория включала большую часть Среднего Урала — Тагильское Зауралье, то естьучасток Уральского хребта, являющийся водоразделом для рек Камско-Чусовой системыи системы рек Обско-Иртышского бассейна.
Большую часть этой обширной территории занимают горные кряжи,которые разделяют многочисленные речные долины и обширные впадины, занятые болотами,торфяниками и озерами. Горы покрыты сосновыми борами, еловыми и смешанными лесами.При суровом климате и дефиците плодородных почв край отличается многочисленнымии удачно расположенными водными путями и исключительными природными богатствами(рудами, драгоценными металлами, разнообразными строительными материалами).
Основными занятиями аборигенов Тагильского края — угро-финскихплемен и их потомков — манси (вогулы, как их называли русские) были рыболовствои охота, так как для этого природные условия были благоприятные. Это объясняет сравнительнораннее заселение края с эпохи верхнего палеолита, то есть около 20 тыс. лет назад.Раскопки обнаружили большое количество археологических памятников, свидетельствующихо прочном освоении первобытным человеком Тагильского Зауралья уже в эпоху мезолитаи формирование там единой культуры.
Однако, как и всюду в северо-восточных районах России, удаленныхот основных очагов древней цивилизации, экономика и социальные отношения развивалисьздесь относительно медленно. Первобытно общинный строй у коренного населения краясуществовал на большей части его территории еще в период позднего средневековья,когда произошли судьбоносные для Урала события, связанные с вхождением его в составцентрализованного Русского государства и началась массовая русская колонизация.Тем не менее, именно эти события и, прежде всего, сама колонизация стали своегорода рубежом в истории Тагильского Зауралья.
Влияние ее в Тагильском крае появилась далеко не сразу. Раннийее этап (12-16 века) вообще никак не отразился на судьбе края в силу отдаленностиего от путей, по которым двигались на Урал и в Сибирь первые русские переселенцы(Северный, или Чрезкаменный путь и старая Казанская дорога). Соликамский путь (отСоликамска через Чердынь и Лозьву на Туру) не принес здесь существенных изменений.
«По-настоящему перспективным для русского заселения ТагильскогоЗауралья оказался новый — Камский (или точнее Чусовой) — путь, имевший нескольковариантов и проходивший непосредственно по территории края.»13.
Одним из вариантов этого пути пользовался в 1582 году Ермак вовремя своего исторического похода в Сибирь. Как известно, он поднимался вверх поЧусовой (в среднем ее течении), перешел на реку Серебрянку (Межевую Утку) и Баранчуи дальше, двигаясь по Тагилу и Туре, дошел до столицы Сибирского ханства на Тоболе.Однако в дальнейшем этот путь, неудобный по многим причинам, практически не использовался.
В начале 17 века основным путем русской (прежде всего государственной)колонизации Урала и Сибири стал превратившийся в «государеву дорогу» Верхотурскийтракт. Именно Верхотурский тракт, или, точнее, появившиеся там русские поселения(ямщицкие слободы и деревни государственных пашенных крестьян) стали базой начавшейсяколонизации Тагильского края.Заселение Тагильского края
Заселение Тагильского края русскими шло с севера на юго-запади с юго-запада со стороны Причусовья. В 16 веке большая часть его территории входилав состав Строгановской вотчины.
Однако фактически была освоена лишь незначительная часть этойтерритории, где были основаны как самими Строгановыми, так и их беглыми крепостнымирусские деревни и сторожки.
«По данным первой уральской „переписной книге“Яхонтова 1579 года в это время во всех Строгановских владениях числилось 39 деревень.А в „книге“ Кайсарова 1623 года их было уже 118.»14.
В 17 веке русские селения возникли уже непосредственно на территорииТагильского края — в окрестностях Межевой Утки, Сулема, Шайтанки и их притоках- Смородинке и Сисимке. Среди них преобладали мелкие поселки по нескольку дворов.Такой, например, была Строгановская деревня Баронская у впадения в Утки в Чусовую.Но встречались и сравнительно крупные поселения (на реке Сулем деревня Большие Галашки).
Освоение русских земель старообрядцами
В освоении русскими юго-западной части Тагильского Зауралья вконце 17-начале 18 веков заметную роль играли старообрядцы, скрывавшиеся в уральскихлесах от религиозных преследований. В наиболее глухих и малодоступных районах ониустраивали свои поселения и скиты, собирались на тайные моления в «святые»места в районе верховьев рек Утки, Тагил и Нейвы. Раскольниками (кержаками, каких называли на Урале) были основаны самые многочисленные и влиятельные старообрядческиеобщины в Висимо-Шайтанском, Черноисточинском, Нижнетагильском и Невьянском заводах.
Старообрядческие поселения возникали, по всей вероятности, ив северо-западной части Тагильского края — в районе левых притоков реки Тагил — Баранчи и Лаи. Но в трудных природных условиях и нередко во враждебном окружениивоинственных аборигенов лишь немногие из них обрели сколько-нибудь длительную жизнь.Одним из немногих исключений стала основанная старообрядцами деревня Лая, имевшая,по-видимому, давние, еще с 17 века, связи с Верхотурьем.
Об успехах русского заселения здесь свидетельствуют сведения1703 года о жителях Аятской и Краснопольской слобод. С началом строительства металлургическихзаводов государственные крестьяне этих слобод и села Покровского были приписанызаводам Н.Д. Демидова и наряду со своим основным занятием — земледелии вынужденыбыли участвовать в строительстве заводов и выполнять вспомогательные «подзаводские»работы.Успех русской колонизации
«В конце 17 — начале 18 веков южная часть Тагильского краябыла густо заселена русскими крестьянами — переселенцами, практически почти полностьювытеснившими аборигенов края — манси.»15.
Наряду с земледелием здесь интенсивно развивались промыслы иторговля, центром которой стала расположенная поблизости Ирбитская слобода. Именноздесь возникли первые уральские металлургические заводы: Ницинский казенный (1629-1664гг.)и частный Тумашевский (1669-1680гг.)
Итак, в целом можно говорить о заметных успехах русской колонизацииТагильского Зауралья в 17 веке. Благодаря ей к концу этого столетия в жизни края,его экономике, социальных отношениях и культуре населения произошли важные перемены.На смену медленно развивавшемуся хозяйству присваивающего типа пришло земледелие.Заметное развитие получили ремесла и торговля, стали зарождаться местные экономическиесвязи, устанавливалась тесная связь и с обширным всероссийским рынком.
Но степень влияния русской колонизации была различной в разныхчастях края: наибольшая — в южной и юго-западной, наименьшая — в северной и в северо-западной.В то же время крайне мало что изменилось в центральной части Тагильского края.
С конца 17 века цельность единого территориального и экономическогокомплекса Тагильского Зауралья была нарушена. По-разному стали складываться и дальнейшиесудьбы его населения. Соответственные изменения произошли в ареале Тагильского края,его границах. Отдельные части прежде единой структуры обособляются, образуя новыетерриториальные и социоэкономические комплексы.
В специфических природных и исторических условиях Урала такимикомплексами стали горнозаводские округа.
Одним из таких округов был Нижнетагильский. Именно к нему поправу исторического наследства перешло наименование Тагильского края. Однако длянего 17 век был всего лишь предысторией. Настоящая история края, неразрывно связаннаяс историей Нижнетагильских заводов, началась фактически лишь с 18 века. С этоговремени начинается и новый период в истории русского заселения края, имеющий своиособенности и закономерности.
Заключение
Исследования, проведенные на основании Тагильских источников,показывает условия развития быта и общности у людей, живших на Горбуновском торфянике.
На основе подлинных исторических источников, таких как Гаджиева«Будни и праздники», Крылатова «Скульптура», Широков Тагильскийкрай в панораме веков и других, удалось описать древние орудия труда, предметы быталюдей. Здесь составлена краткая история формирования Тагильского края и заселениеего человеком, расписаны первые открытия и дальнейшие исследования. Здесь описываютсядревние люди — старообрядцы, способствующие интенсивному развитию религиозностии общности людей.
Можно сказать, что люди на Урале были очень трудолюбивыми и религиозными.Они постоянно совершенствовались, изготавливали и осваивали что-то новое. Но бытдревних славян имеет как различия, так и сходства с бытом первобытных людей на Урале.
Сходство людей в том, что на их быт оказывали влияние географическиеусловия, не было заметно признаков государственной жизни. Сначала основной деятельностьюу всех людей было собирательство и охота. Происходило зарождение религии. Тогдалюди умели стоить себе деревянные жилища, делать ладьи и рыболовные снасти, сани,лыжи, глиняную посуду. Они приручали домашних животных.
Но потом люди, жившие на Урале, начинают развиваться медленней,чем славяне. Это проявляется тем, что в бронзовом веке славяне уже перешли к патриархату,отделили ремесло от земледелия и от скотоводческих племен, а люди на Урале тольконачинали плавить металлы из местных руд и только в железном веке перешли к патриархату.После у них появляется имущественное неравенство, когда к славянам на смену родовойобщине уже пришла соседская.
Хотя люди на Урале и отставали в своем развитии от славянскогонаселения, зато у уральцев было меньше междоусобных войн и бесконечных споров завласть, которые всегда присутствовали у древних славян.
История Горбуновского торфяника никогда не забудется, ведь многиезнаменитые археологи работали с экземплярами из старообрядческих святилищ торфяника.В определенный период времени Горбуновский торфяник был основным местом для проживаниядревних племен. Он был религиозным центром людей. Здесь происходили многие события,связанные с эволюцией жизни народов.
Люди, жившие на торфянике, пытались всегда не отставать от человечества,жившего в других условиях и на других территориях.
Многие тайны торфяника до сих пор не раскрыты. Скорее всего,люди никогда не узнают всю правду о загадочном прошлом Горбуновского торфяника.
Список литературы
1. Азмедзянва Д.Р. и Грошева М. С. Тагильский край в панораме веков // материалнаучно-практической конференции Екатеринбург 1999.
2. Бадер О.Н. и Оборин В. А. Ученые записки Молотовского государственного университетаим. Горького // Археологические исследования на Урале в годы Великой Отечественнойвойны Том 9 №3.
3. Гаджиева Е.А. Будни и праздники // Тагильский край в панораме веков НижнийТагил 2001.
4. Герасименко А.А. Тагильский край в панораме веков // Навершия шаманских посоховЕкатеринбург 1999.
5. Гуськова Т.К. Тагильский край в панораме веков // Заселение Тагильского краяНижний Тагил 2001.
6. История Урала с древнейших времен до 1861 года // Академия наук СССР, Уральскоеотделение М. 1989.
7. Каноркин и Шорин А.Ф. Исследования на Горбуновском торфянике // Археологическиеоткрытия Урала и Поволжья Свердловская обл. 1991.
8. Коваль Т. Тагильский край // Тагильский рабочий 1985 25 декабря.
9. Крылатова Е.Ю. Тагильский край в панораме веков // Скульптура Нижний Тагил2001.
10. Неклюдов Е.Г. Пособие по истории краеведения // Нижний Тагил в лицах, НижнийТагил 1998.
11. Пичугин А. Мезолические стоянки // Пригородная газета 2004 28 мая.
12. Сериков Ю. Б. Уральский следопыт // Тайны торфяника 1979 №5.
13. Сериков Ю.Б. Советская археология // Новые памятники Горбуновского торфяника1984 №2.
14. Словцов А.Н. и Францев Ф.К. Материал по изучению Тагильского округа. Выпуск3 полутом 1 Нижний Тагил 1929.
15. Широков В. Наскальные изображения IX века // Горный край Нижний Тагил 2001 17 мая.