ГОСУДАРСТВОИ ПРАВО ГЕРМАНИИ В НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
(НАЧАЛО XIX — XX В.)
ВВЕДЕНИЕ
К началу XIX в. Германия все еще оставалась — хотя номинально — «Священной римской империи германской нации», имевшей в своем составеболее 300 государств. Большинство их было малочисленным по населению. Однакосреди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг иАвстрия.
Все эти государства были в номинальном подчинении императора и имперскогосейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство находилось вленной зависимости от князей или от императора; городское население состояло изтак называемых патрицианских семей, заправлявших в городских представительныхучреждениях; городских бюргеров; подмастерьев и учеников, зависимых от цеховойсистемы.
Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией иФранцией Германия находилась на крайней ступени экономической и социальнойотсталости. Для преодоления этого состояния необходимо было объединение страны.
1. Образование единой германскойимперии
Первой попыткой реорганизации разрозненной империи стал т.н. «Рейнскийсоюз», находившейся под протекторатом Наполеона. Здесь было ликвидированокрепостное право, упорядочена администрация, отменены феодальные привилегии,введен Гражданский кодекс Франции.
После поражения Наполеона Венский конгресс, созванный в 1815 г., постановилучредить новый Германский союз. В его состав вошли 34 государства-королевства,княжества, герцогства — 4 вольных города (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любен).
Верховным органом власти германского союза считался Союзный сейм,состоявший из представителей отдельных государств. Органов, которыеобеспечивали бы реальное исполнение принятых сеймом решений, не было создано. Такимобразом, политическая раздробленность германских государств была сохранена.Между членами союза и даже внутри отдельных государств, его составлявших,сохранились многочисленные таможенные преграды, задерживавшие экономическоеразвитие Германии. Руководство делами германского союза сосредоточилось в рукахвсесильного австрийского министра Метерниха.
Новый этап в борьбе за объединение Германии связан с усилением Пруссии,которая претендует на роль объединительной силы — вместо Австрии. ВыдвиженииПруссии способствовала ее промышленная мощь, увеличивающаяся с каждым годом.Внутренние таможенные преграды были уничтожены в Пруссии в 1818 году. Ейудалось заключить договоры о единстве таможенной политике с Баварией, Саксониейи некоторыми другими государствами и образовать «Таможенный союз».Таможенным трактатом 1833 года была установлена беспрепятственнаятранспортировка товаров между членами таможенного союза, единство их таможеннойполитики по отношению к другим государствам и создан единый руководящий орган — Совет уполномоченных. В таможенный союз вошли 18 государств из 38.
Революция 1848 года
Идея объединения Германии нашли широкое распространение среди либеральнойбуржуазии. В стране стали возникать многочисленные политические организации,ставившие своей основной задачей борьбу за это объединение («МолодаяГермания», «Союз гонимых», образованный ремесленниками,эмигрантами в Париже, «Союз справедливых» Вильгельма Вейтлинга идругие").
Толчком для революционного выступления в Германии стала французскаяреволюция 1848 г. в столице Пруссии (Берлине), началось вооруженное восстание.Рост революционного движения заставило прусского короля Фридриха-Вильгельма IVискать выход в созыве представительного органа. В начале 1847 года им былсоздан Соединенный ландтаг, который потребовал от короля введение конституции.Отказ Фридриха-Вильгельма — исполнить это требование и роспуск ландтага ещебольше накалил политическую обстановку в Пруссии.
В итоге Прусское правительство вместе с правительством других государств — членов Германского союза — решило пойти на созыв Союзного сейма. Сеймпостановил созвать во Франкфурте-на-Майне предпарламент, составленный изпровинциальных ландтагов. Предпарламент принял решение о созыве наоснове всеобщих выборов германского Национального собрания для выработкиобщегерманской конституции.
Разработанная к марту 1849 года эта конституция предусматривала введение вГермании конституционной монархии во главе с наследственным императором.Законодательная власть отдавалась двухпалатному Законодательному собранию.Устанавливалась ответственность министров перед парламентом,провозглашались демократические права и свободы.
Однако франкфуртская конституция так и осталась проектом. Австрийский ипрусский короли отказались от имперской короны. Подавив революцию в Пруссии,Фридрих-Вильгельм направил свои войска во Франкфурт. Национальное собрание былоразогнано. Революция 1848 г. закончилась ничем. Она не уничтожилафеодально-абсолютистский режим; не привела к политической власти буржуазию; не осуществилаобъединение Германии.
Прусская конституция 1850 г.
После поражения революции в Пруссии и в других государствах Германскогосоюза наступил период реакции. «Дарованная» королем Конституция1850 г. была явно антидемократической. По ней: В руках короля сохранилась не только исполнительная, но и законодательная власть. Он обладал правом абсолютного вето и роспуска парламента. Парламент имел декоративное значение. Первая палата состояла из членов, назначавшихся королем пожизненно или наследственно; вторая палата избиралась на основе трехкуриальной избирательной системы. Все избиратели делились на три курии. Первые две составляли крупные налогоплательщики, а последнюю третью курию все прочие граждане. Выборы были двухстепенными: избиратели выбирали выборщиков, а те уже — депутатов парламента. Такая система давала явное преимущество богатым пруссакам.
/>ОбъединениеГермании через прусскую монархию
В 60-х годах ХIХ в. Пруссия становится самымсильным государством Германии. Это позволяет ей завершить процесс объединениястраны. Ведущую роль при этом сыграл Отто Бисмарк, прусский помещик,назначенный на пост министра-президента Пруссии в октябре 1862 г. ПравительствоБисмарка использовало ля усиления Пруссии противоречия между Австрией иРоссией, Австрией и Францией. Бисмарк считал, что объединение Германии можетбыть осуществлено только путем насилия «железом и кровью».
По Конституции 1850 г. в Пруссии была введенавсеобщая воинская повинность. Не обращая внимания на оппозицию со сторонылиберальной буржуазии, которая выступала против увеличения военного бюджета,Бисмарк систематически усиливал армию, а затем развязал одну за другой войны сАвстрией, Данией и Францией.
Победа Пруссии в войне с Австрией в 1868 г.означала вытеснение Австрии из Германского союза. К Пруссии были присоединенысеверо-германские государства: Гановер, Гессен-кастель, Франфурт-на-Майне,Нассау. Еще раньше до войны с Данией Пруссия подчинила Шлезвиг и Голштейн. Своегосподство над этими государствами Пруссия обеспечила в форме«Северогерманского союза», оформленного договором от 21.08.1866 г., азатем конституцией этого союза от 16.04.1867 г.
Разгромом Франции во франко-прусской войне1870-1871 гг. был завершен политический курс Бисмарка на объединение Германии.К Пруссии присоединились южно-германские государства: Бавария, Саксония и др.Прусский король был коронован как император объединенной Германии. Такимобразом, в центре Европы возникло новое государство — Германская империя.
Конституция1871 г.
По новой конституции в состав образованной империивошли 22 монархии и 3 вольных города. Конституция наделила эти государстванезначительной самостоятельностью, которая постепенно сокращалась. Надолю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60 процентовнаселения.
Главой империи по конституции был прусский король, которому присваивался титулимператора. Он был верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначалчиновников и главу правительства (канцлера). Императору также предоставлялосьправо назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии.
Парламентсостоял из двух палат. Члены верхней палаты — Союзного совета (бундесрата)назначались правительствами союзных государств. Конституция установила нормыпредставительства от каждой из земель. При этом на долю Пруссии пришлось 17депутатских мест из 58, остальные государства имели в составе от 1 до 6депутатов.
Конституция предоставила Бундесрату законодательнуюи значительную исполнительную власть. Бундесрат имел свой аппарат из комиссии,специализированных по разным областям общественной и государственной жизни. Емутакже было предоставлено важное право издания указов, имеющих силу закона,помимо нижней палаты и даже наперекор ей (ст. 7).
Роль Пруссии в Бундесрате была очень велика.Председателем палаты был канцлер империи, т.е. прусский министр, назначаемый поволе прусского короля. Для отклонения законопроекта об изменении конституциитребовалось всего 14 голосов, тогда как Пруссия была представлена в верхнейпалате сначала 17-ю депутатами, а затем их стало 22. От Пруссии же зависелоотклонение любого законопроекта, касающегося перемен в армии и флоте, а такженалогов и сборов.
Нижняя палата парламента называлась рейхстагом.Он избирался сначала на 3 года, затем — на 5 лет (с 1887 г.). Ст. 20 конституциидекретировала всеобщее мужское избирательное право. Рейхстаг принимал участие взаконодательном процессе, но его фактическая власть была сравнительнонебольшой. В тех случаях, когда рейхстаг отклонял внесенный правительствомзаконопроект, его слегка редактировали и пропускали через бундесрат в качестве«указа».
Кроме того, досрочный роспуск нижней палаты могбыть произведен простым постановлением палаты верхней, т.е. бундесрата.
Таким образом, разделение властей назаконодательную и исполнительную признавалось, но системы сдержек ипротивовесов, направленной на демократизацию власти, так и не было создано — вплоть до Веймарской конституции 1919.
Имперское правительство было представлено в единственном лице канцлера. Кабинетаминистров не существовало. В подчинении канцлера находилисьстатс-секретари, которые были практически его заместителями по тому или иномуведомству (юстиции, иностранных, внутренних дел и т.п.). Функцииимперского правительства были весьма широки. Помимо внутренней и внешней политики,руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало такжебанковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательствомо ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). Надолю местных правительств приходилось в основном исполнение имперский законов,которые имели преимущества перед законами земель.
Реакционная и абсолютистская по своему содержанию,конституция 1881 г. была полна юридических противоречий. Император был связанконтрассигнатурой канцлера, которого он же мог назначать и смещать по своемуусмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но какпрусский король он был волен приказать своим представителям в бундесратепровалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военногодела.
Вывод: Объединение Германии насильственным путем «железом икровью» привело к образованию реакционного, монархического государства — Германской империи. Но в то же время объединение страны придало немецкой экономикестоль мощный импульс, что Германия за короткий срок стала самой мощнойевропейской державой.
2. Германское государство между1-ой и 2-ой мировыми войнами
Поражение Германии в 1-ой мировой войне привело к обострению внутреннихпротиворечий и создало революционную ситуацию в стране. Революция началасьвосстанием военных моряков в г. Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие городаГермании — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к ней. Подвлиянием октябрьской революции 1917 г. в России повсеместно возникали советырабочих и солдатских депутатов, которые брали власть в свои руки. 9 ноябряреволюция победила в Берлине. Кайзер Вильгельм бежал в Голландию.
В создавшейся обстановке императорское правительство сочло за лучшеепередать власть в руки социал-демократической партии, возложив на нее«спасение отечества». В основе программ социал-демократов была идеяпостепенного, реформистского продвижения к социальному государству всеобщегоблагополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии (Э.Бернштейн, Н. Каутский и д.р.) предсказывали успешный, мирный путь развитиястраны через разного рода реформы, возможные при неуклонном росте производства,а значит, и жизненного уровня трудящихся. Они считали возможным мирноеврастание рабочего класса в общество всеобщего благоденствия, без классовойборьбы и социальной революции.
Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временноесоциал-демократическое правительство во главе с Максом Эбертом началоподготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было решить вопросо будущем государственном устройстве Германии.
Выборы в Учредительное собрание состоялись в январе 1919 г. Буржуазныепартии получили около 16 млн. голосов, социал-демократическая — 13,5 млн.Собрание было созвано в г. Веймаре, небольшом культурном центре Германии,лишенном промышленных предприятий. Отсюда и название выработанной здеськонституции — Веймарская.
В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собраниеизбрало временным президентом Германии Макса Эберта, бывшего с 1916 г.руководителем социал-демократической партии в рейхстаге, а затем назначенногоканцлером (по указу принца Макса Баденского).
Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической, партииЦентра — составило правительство Германии во главе с социал-демократомШейдеманом. Оно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора,утвердило бюджет и приняло новую конституцию Германии. Ее авторство принадлежитюристу либерального направления, министру внутренних дел Гуго Прейсу. Приголосовании за конституцию было подано 262 голоса, против — 75.
/>Веймарскаяконституция 1919 г.Эта конституция превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Однако было сохранено название «Германская империя». Высшим законодательным органом являлся рейхстаг. Он избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием. Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест. Рейхстаг считался нижней палатой парламента. Верхняя называлась рейхсратом (имперским советом). Она состояла из представителей земель, на которые делилась «Единая Германия». Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Вюртемберг — 4, Баден — 3, Гессен — 2, Гамбург-2, Тюрингия -2, остальные земли по одному. При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики: он либо присоединялся к рейхсрату, либо выносил решение спорного вопроса на референдум. Всего земель было 18: 15 республик и 3 «вольных города», пользовавшихся автономией. Каждая из земель имела свою конституцию, составленную в соответствии с имперской, свой законодательный орган-ландтаг и свое правительство. Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую: а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера). в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции. г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод. д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента. Конституция подчеркивало особое значение главы имперского правительства — канцлера, которому поручалось «формирование руководящих принципов политики» (ст. 56) Т.о., сквозь новое республиканское устройство проступали старые черты: Кайзера в роли президента республики и Бисмарка в роли канцлера. Установив существование разного рода выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно» (ст. 129). Конституция 1919 г. провозглашала свободу слова, совести, печати, собраний, ассоциаций и т.д. Однако на государство были возложены обязанности «нравственного попечения о душе» и обязательное религиозное воспитание детей (формально школа была отделена от церкви). Ст. 165 Конституции узаконила создание рабочих советов на предприятиях и в округах: «Рабочие и служащие призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда». Таким образом, защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы:
1. Рабочие советы предприятий.
2. Окружные рабочие советы.
3. Имперский рабочий совет (высший орган). Правительство должно было предоставлятьзаключение Императорского экономического совета законопроекты социального ихозяйственного характера. Совет и сам мог вносить в парламент подобныезаконопроекты. Кроме того, Конституция предоставила рабочим и экономическимсоветам контрольные и административные полномочия в отдельных отраслях. Конституция объявила частную собственность социальной обязанностью, которая обеспечивается должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение» (ст. 153).
/>Приход фашистов квласти
Веймарская республика просуществовала 14 лет. Всяее история — это борьба промышленно-финансовой монополии — с одной стороны, ирабочего класса — с другой. В 1923 г. Германия снова переживает революционнуюситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникают рабочие правительства, в Гамбургевспыхивает вооруженное восстание под руководством коммунистов.
Положение едва стабилизировалась, как разразилсямировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленного производстваснизился почти в 2 раза, безработица достигла 9 млн. чел. Рабочие переходили насторону компартии. На выборах 1930 г. она получила 4,5 млн. голосов.
Угроза новой революции заставила буржуазноеправительство Германии искать опору в фашистской партии Гитлера. Гитлеровская«национал-социалистическая рабочая партия» возникла в 1919 г. Еепрограмма возвещала создание нового немецкого «рейха», великойимперии, построенной за счет порабощения всех других наций, искоренение марксизмаи коммунизма; физическое истребление евреев. Решение экономических проблемфашисты видели в милитаризации экономики. Они обещали рабочим уничтожениебезработицы, крестьянам — повышение цен с/х продукции, лавочникам — ликвидациюкрупных магазинов.
Непримиримая борьба КПГ с социал-демократами,подвергаемая просталинскими решениями Коминтерна, стала причиной раскола двухрабочих партий Германии, которые должны были бы выступить единым антифашистскимфронтом.
30 ноября 1933 г. президент Германии фельдмаршалГиндесбург назначил Адольфа Гитлера на пост императорского канцлера(рейхсканцлера).
Политический и государственныйстрой гитлеровской Германии
Придя к власти, фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Февральскийдекрет 1933 г., названный «В защиту народа и государства»,отменил свободу личности, слова, печати, собраний. Второй декрет,названный "В защиту германского народа", наделилнеограниченными правами полицию. На коммунистов и социал-демократов обрушилисьрепрессии. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Вмарте 1933 г. компартия была вообще запрещена, ее пресса закрыта. Поводом дляэтого стал провокационный поджог рейхстага в ночь на 26 февраля 1933 г. Вподжоге обвинили болгарских коммунистов (Г. Димитрова и др.).
В итоге право на существование и господство получила одна лишьнационал-социалистическая партия. Профессиональные союзы были распущены,средства их конфискованы. Взамен нацисты создали свои собственные профсоюзы,которые находились под контролем партии.
Вскоре нацистская партия стала частью правительственной системы. Пребываниев рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верностьнационал-социализму. Центральные и местные партийные органы получилиправительственные функции и практически решали все вопросы правления. Решениесъездов партии получали силу закона с момента их принятия.
Фашистская партия имели особое устройство. Ее члены былиобязаны безусловно подчиняться местным фюрерам, которые назначались сверху итолько по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинениипартийного центра находились штурмовые отряды (СА), охранные отряды(СС), особые воинские части боевиков. Совершенные членами партиипреступления рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебнойсистемы и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).
Особое место в системе репрессированного аппарата занимала государственнаятайная полиция (гестапо).
Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась вправительстве, а правительственная — в особе фюрера.
Закон от 24.03.1933 г. разрешил императорскому правительству,не спрашивая санкции парламента, издавать акты, уклоняющиеся от конституции1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должностьпрезидента республики. Его полномочия передавались фюреру, который такжеоставался главой правительства. Фюрер назначен пожизненно, он ни передкем не нес ответственность и мог назначать себе преемника.
Рейхстаг стал фиктивным органом. Деление государства на земли с ихтрадиционным населением было ликвидировано в целях повсеместнойцентрализации управления.
Управление областями поручалось чиновникам, которых назначалоправительство. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппаратв соответствии с законом от 7.04.1933 г. подвергался чистке от противниковнацизма, затем был увеличен в два раза.
Руководство экономикой
В гитлеровской Германии существовала связь между правящей нацисткой партии,государством и монополиями. По закону от 27.02. 1934г. в стране учреждались хозяйственныепалаты: общеимперская и провинциальная. Во главе их поставлены крупнейшиебанкиры и промышленники. Палатам предоставлялись полномочия регулироватьэкономическую жизнь и социальные отношения. В результате средняяпродолжительность рабочего дня возросла с 8 до 10-12 часов. Палаты проводили искусственноекартелирование, в результате которого мелкие предприятия поглощалиськрупными.
"Закон о порядке национального труда" от 20.03.1934г. объявил высшей инстанцией для рабочих данного предприятия предпринимателя — «фюрера». В его компетенцию входило установление продолжительностирабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов, увольнение за проступки.В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность.
Вывод: Недолговечность Веймарской республики и приход к властифашистов были обусловлены несколькими причинами: тяжелое экономическое положение после 1-ой мировой войны; слабость демократических традиций; раскол среди антифашистских партий (КПГ и СДПГ).
3. Федеративная республикаГермания и Германская Демократическая Республика
После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровскойармии территория страны была оккупирована войсками союзных государств: СССР,США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17июля — 2 августа 1945г.) Германия была разделена на 4 оккупационных зоны. Общееуправление сосредоточилось в Союзном контрольном совете.
В конце 1946г. было создано сепаратное управление тремя западными зонами.Логическим следствием этого стало разделение Германии и образование двухсамостоятельных государств. Решение об этом было принято в 1948 г. наЛондонской конференции шести западный держав: США, Англии, Франции, Бельгии,Голландии и Люксембурга. На основании решений конференции военные губернаторыСША, Великобритании и Франции в оккупированных зонах уполномочилипремьер-министров правительств германских земель преступить к разработкепроекта конституции будущего государства — ФРГ. Проект был подготовлен иобсужден в Парламентском Совете. Этот совет состоял из 65 депутатов, избранныхландтагами земель, и 5 представителей с совещательным голосом от ЗападногоБерлина.
8 мая 1949 г. Парламентский совет заседавший в Бонне принял проект основногозакона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая1949г. парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект конституции.
Боннская конституция 1949 г.
Новая конституция вступила в силу 23 мая 1949 г. Она восстановиладемократические институты власти и управления и в ряде отношений походила наВеймарскую конституцию 1919 г. Новое германское государство построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель (в настоящее время — 14), самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имеет свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту: Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет), нижняя — Бундестаг. Бундесрат — это узкая коллегия состоящая из 41 члена, которая выражает интересы субъектов федерации. Правительство каждой из «земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов, которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью ее населения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью. Бундестаг избирался всем народом Германии и состоит из 496 членов. Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина — по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставляется два голоса. Первый — для выборов депутата по избирательному округу, второй — для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5% вторых голосов, делила представительства в парламенте.
Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазнойпарламентской палаты — он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, егодепутаты объединены во фракции — то Бундесрат имеет специфические особенности.Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голосапредставителей земель подаются как один голос. Его члены имеют императивныймандат. Земельные правительства указывают своим представителям, как они должныголосовать по обсуждаемым вопросам. Система центральных органов государственной власти основывается на принципе разделения властей. Согласно конституции главой ФРГ является президент, который избирается на 5 лет — специально собираемым Федеральным собранием. Президент может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, может в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требуется обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра. Реальная исполнительная власть сосредоточена в правительстве и особенно в руках его председателя — канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он — единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом. Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. С этой точки зрения особенно важно его право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг тем самым устраняется от принятия законов (ст. 81). Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (ст. 67). Здесь применяется т.н. «конструктивный вотум» недоверия, который резко отличается от деструктивного, применяемого в других парламентарных странах. В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимает Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом. Конституционный суд обладает широкой компетенцией — толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, разрешение споров между федерацией и землями и др. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют «духу и букве» конституции (ст. 93).
Политические партии
К началу 60-х годов в ФРГ сложилась трехчленная партийно-политическаясистема. Ее главная особенность в том, что в качестве партий, образующихправительство, выступают две основные политические организации: Социально-демократическаяпартия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий — Христианско-демократическийсоюз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальныйсоюз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья жебуржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входит вправительство на правах «младшего партнера»; баланса сил.
Такая система отличается от двухпартийной тем, что каждая из двух основныхпартий в определенной степени делит власть, когда к ней приходит с третьимпартнером. Но и трехпартийная западно-германская парламентская модель можетбыть названа лишь условно, так как три ее звена не равнозначны друг к другу.
СвДП по своим масштабам и влиянию не в состоянии претендовать на рольправящей партии и не полноценна в качестве оппозиции.
Послевоенный период в истории ФРГ связан с правлением Христианско-демократическойпартии. В это время Западная Германия преодолела послевоенную разруху и вышлана одно из первых мест в мире как по общему объему производства, так ипроизводительности труда. Однако на выборах в Бундестаг 1969г. ХДС потерпелапоражение. Новая правительственная коалиция сложилась из депутатов самоймассовой на тот момент партии ФРГ — социал-демократической (750 тыс. членов) ималочисленной СвДП (80-100 тыс. членов). Права социал-демократов В. Брандт былизбран на пост канцлера ФРГ.
Правительство В. Брандта провозгласило новый курс во внешней политике надостижение разрядки в международных отношениях. Оно пошло на заключение важныхдоговоров с СССР (август 1970 г.) и Польской Народной Республикой. Державыпризнали нерушимыми все государственные границы Европы, включая существующиеграницы ГДР и ФРГ и западные границы Польши. Стороны заявили, что они будутразрешать все споры исключительно мирными средствами. В ноябре 1972 г. напарламентских выборах ХДС потерпела новое поражение. Вилли Брандт был вторичноизбран канцлером ФРГ.
Ситуация в правительстве изменилась осенью 1982 г., когда свободныедемократы перешли на сторону христианских демократов, создав таким образомправительственный кризис. В результате были проведены досрочные парламентскиевыборы и сформирован правительственный блок ХДС/ХСС — СвДП.
В целом боннская партийно-парламентская система действовала в условияхэкономических и социально-политических затруднений 70-80 годов четче, чемподобный механизм в других капиталистических странах. ФРГ не знала ни глубокойконфронтации сил с реальной перспективой участия левых в правительстве, как вряде западно-европейских стран с многопартийными системами; ни острыхконфликтов между исполнительной и законодательной властью, как в США в периодуотергейского дела. На этом основании многие политологи делали вывод об особойпрочности западногерманской политической системы.
Германская ДемократическаяРеспублика
В соответствии с Потсдамским соглашением СССР оккупировал восточную частьГермании: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию-Ангальт.Был создан специальный орган советской военной администрации в Германии — СВАГ.Вскоре к правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единаяпартия Германии (СЕПГ). Она образовалась в апреле 1946г. в результате слияниякоммунистической и социал-демократической партийных организаций. Всентябре-октябре 1946г. по всей Восточной Германии были проведены выборы ворганы местного самоуправления и земельные парламенты-ландтаги. СЕПГ получилаболее 50 % голосов на общинных выборах и 47 % — на выборах в ландтаги.
Вместе с тем последовали реформы социалистического характера. Былоконфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взятаориентация на коллективизацию сельского хозяйства.
В сентябре 1947 г. состоялся 2-ой съезд СКПГ. Он предложил созвать Немецкийнародный конгресс для определения дальнейших судеб государства. Народныйконгресс Восточной Германии (март 1948 г.) избрал так называемый Немецкийнародный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.
7.10.1949 г. Народный совет объявил о введении в действие новой конституциио создании Германской Демократической Республики как самостоятельногогосударства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя во Временнуюнародную палату ГДР. Временная народная палата приняла закон об образованиивременного правительства ГДР и поручила его формирование Отто Гротенволю,выдвинутому на пост премьер-министра фракцией СЕПГ.
Конституция ГДР 1949 г.Высший орган власти — Народная палата (400 депутатов), избираемая на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов. При тайном голосовании, народная палата избирает свой Президиум, в котором представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Представительство земель осуществляет Палата земель, которая избирается местными ландтагами. Палата земель получила ограниченные права: она может в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежит последней.
К компетенции обеих палат относятся выборы президента. Онизбирается на 4 года, представляет республику в международных отношениях,принимает дипломатических представителей, осуществляет право — помилование ит.п. Первым президентом ГДР был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик. Правительство формируется представителем фракции, которая является сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждает состав правительства и его программу. Правительство ответственно перед палатой.
Первые выборы в законодательную палату ГДР состоялись уже в 1949 г. Онипроводились на основе общей избирательной программы с общими спискамикандидатов Национального фронта демократической Германии. Квота, приходившаясяна каждую партию, была определена заранее, СЕПГ получила 25 % мест,христианско-демократический союз и либерально-демократическая партия — по 15 %,демократическая крестьянская партия — 7,5 %, Союз свободной немецкой молодежи –5 %.
В 1952 г. было ликвидировано историческое деление страны на земли иустановлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги. Власть на местах сталиосуществлять окружные и районные собрания, которые избирали свои советы (органыисполнительной власти).
В 1952 г. конференция СЕПГ приняла решение о строительстве социализма в ГДР.Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 г. декларировала победусоциалистических производственных отношений.
Между тем, Западная Германия все более обгоняла Восточную по уровню жизни,степени промышленного и демократического развития. Социализм дискредитировалсебя. В конце 80-х годов обстановка в мире изменилась. Закончилась«холодная война», противостояние капиталистической и социалистическойсистем. В этих условиях стало возможным объединение ФРГ и ГДР, и оно свершилосьв 1989 г.
Вывод: Таким образом, после 1-ой мировой войны Германия стала жертвойпротивостояния между мировых систем и вновь потеряла свою целостность. Однакона этот раз объединение государства свершилось не насильственным путем, не«жезлом и кровью», как во времена Бисмарка, а посредством мирногосоглашения.
4. Развитие права
Гражданское право
Гражданский кодекс 1896 г. стал первой в истории Германии единой длявсей страны кодификацией гражданского права. Германское гражданское уложение взначительной степени базируется на римском праве. Кодекс построен по такназываемой «пандектной» системе. В соответствии с ней общие для всехинститутов нормы содержатся в общей части (первой книге). Кроме того, кодекссодержит еще 4 книги: вторая посвящена обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному и пятая — наследственному.
Отличительными чертами ГГУ являются:отсутствие общих юридических определений, параграфы кодекса очень подробны и носят описательный характер, содержат множество специальных юридических терминов. Одной из наиболее характерных черт ГГУ является наличие в нем так называемых «каучуковых» параграфов, содержащих ссылки на такие понятия, как «добрая совесть», «добрые нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание. Германское гражданское уложение признает в качестве субъектов гражданского права физических и юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями. Эти союзы могут быть либо хозяйственными (такими, которые преследуют цели извлечения прибыли), либо нехозяйственными (такими, которые преследуют культурные, научные цели).
Вещное право
ГГУ делит все вещи на земельные участки и движимые вещи. Движимостьюсчитается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочносвязанной с почвой.
Германское гражданское уложение называет целый ряд вещных прав: правособственности, владение, пользование чужими вещами (земельные сервитуты, личныесервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужойвещи (залог движимости, ипотека недвижимости и др.), право на приобретениекакой-либо вещи (право преимущественной покупки, рыбной ловли, другие подобныеправа).
Основным вещным правом является право собственности. В параграфе 903ГГУ его содержание раскрывается следующим образом: «Собственник вещи можетобращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякоговоздействия на нее». Эта формулировка близка к понятию права собственностиво французском праве. То же широкое господство над вещью, выражающееся ввозможности обходиться с ней по своему усмотрению; та же абсолютная власть надвещью, дающая собственнику право устранять всех других лиц от воздействия навещь. Таким образом, ГГУ, как и другие буржуазные кодификации, подчеркиваетначала свободы частной собственности.
Обязательственное право
Для Германского гражданского уложения в отличие от других буржуазныхкодексов характерно построение общих понятий, касающихся обязательств.В параграфе 241 ГГУ дается определение обязательства: «В силуобязательства кредитор управомочен требовать от должника представления.Представление может состоять также в воздержании: Договор традиционно являетсянаиболее распространенным способом возникновения обязательственныхправоотношений. Договор понимается как юридическая связь, установленная междунесколькими лицами; его содержание может быть как положительное действие, так ивоздержание от такового.
Особенностью ГГУ является существование абстрактных обязательств.Этот вид договора определяется как „договор, по которому должник обещаетудовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основаниемобязательства“ (параграф 780). Таким образом, предметом договора являетсясамо обещание, облеченное в письменную форму (например, вексель, чек).
В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты(гражданские правонарушения). При этом ГГУ не признает имущественноговозмещения неимущественного вреда. В соответствии с параграфом 253 ГГУвозмещение в деньгах неимущественного вреда можно требовать только в случаях,предусмотренных законом. Особым видом обязательств ГГУ считает обязательство изнеосновательного обогащения.
Семейное право
ГГУ признало единственной законной формой брака гражданский брак.
Брачный возраст для женщин — 16 лет, для мужчин — 21 год.Препятствиями для действительности брака могут служить факт близкого родстваили свойства; не разрешалось вступать в новый брак женщине в течение 300 днейсо дня прекращения предыдущего. Характерным только для германскогозаконодательства является запрещение „вступать в брак разведенному попрелюбодеянию супругу с лицом, с которым он совершил это прелюбодеяние“(параграф 1312 ГГУ).
Заключению брака предшествует обручение — договор, из котороговытекает обоюдная обязанность сдержать свое слово и вступить в брак. Нарушениеэтого договора обязывает виновного к возмещению издержек, сделанных другойстороной ввиду предстоящего брака, и возмещения морального ущерба.
Основаниями для развода ГГУ признает:прелюбодеяние и некоторые другие „противные нравственности“ проступки (параграф 1565); посягательство на жизнь другого супруга (параграф 1566); злонамеренное оставление (параграф 1567); грубое нарушение брачных обязанностей или „бесчестное поведение, глубоко расшатавшее супружеские отношения“ (параграф 1568); »тяжелую и безнадежную болезнь" (параграф 1569).
Личные взаимоотношения супругов вытекают из параграфа 1354,закрепляющего главенствующее положение в семье. Однако ГГУ не провозглашаетвласти мужа над личностью жены: жена может не повиноваться, если мужзлоупотребляет супружеским правом. Замужняя женщина дееспособна, хотя еедееспособность ограничена. Ей принадлежит право иметь профессиональные занятияили заниматься промыслом, вести хозяйственное предприятие, однако, на этотребуется согласие мужа. Имущественные отношения супругов определяются брачнымдоговором.
Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципеосуществления родительской власти отцом. К матери родительская власть переходитлишь после смерти отца или лишения его родительских прав. Но и тогда к материможет быть назначен советник, контролирующий ее действия. Внебрачные дети поотношению к матери и ее родственникам занимают юридическое положение законныхдетей (параграф 1705 ГГУ). Незаконный ребенок и его отец не признавалисьсостоящими в родстве (параграф 1589 ГГУ). Правда, внебрачный ребенок могтребовать от отца предоставления содержания соответственно общественномуположению матери до достижения 16-летнего возраста (параграф 1708). Однакотакая обязанность отца отпадала, если мать в период зачатия находилась вблизости с другим мужчиной.
Наследование
Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему«парантелл» (линий), представлявших собой группу родственников,происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящиенаследники, вторую родители и их нисходящие, третью дед и бабка и их нисходящиеи т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущиедоказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленным оно бы не было.
Гражданское право Германии в I-ойполовине ХХ века
В период империализма происходят сращивание верхушки монополистическогокапитала с государственным аппаратом. В связи с этим одной из черт гражданскогоправа данного периода является вмешательство государства в сферухозяйственной деятельности. В гражданское право проникают началаадминистративного права; на место обычных для буржуазного гражданского правадиспозитивных норм выступают нередко нормы императивные. Нарушаются принципысвободы договора, святости договора, свободной конкуренции.
Принцип свободы договора претерпел серьезные ограничения благодарявведению в оборот «договоров посредством присоединения»,продиктованных договоров" и т.п.
Монополистами была разработана форма договора — "формуляр".
Пошатнулся и принцип святости договора, его обязательной силы для сторон.Начиная с 1-ой мировой войны, получил актуальное значение вопрос, можно лисчитать сторону в договоре, принявшую на себя определенное обязательство приодних хозяйственных условиях, обязанной в точности исполнять договор, если ковремени исполнения договора хозяйственные условия резко изменились. Сталапроникать в практику та идея, что обязательство должно рассматриваться в связис обстоятельствами, при которых оно заключено. Изменение этих обстоятельствосвобождает сторону от обязанности исполнять договор. В результате принцип неуклонногособлюдения договора был заменен в судебной практике другим принципом — учетаизменяющейся экономической конъюнктуры.
После захвата власти в Германии Гитлером и воцарения в стране фашистскогорежима Германское гражданское уложение не было отменено. Однако применение егоимело место только, если это не противоречило интересам властвующей нацистскойклики. Кроме этого, с 1933г. был издан ряд законов, изменяющих нормы ГГУ,направленных на прямую отмену равноправия, построенных на идее расизма и фашистскойевгеники. Были также изданы законы, направленные на закрепление экономическойпозиции за монополиями.
После поражения фашизма в 1-ой моровой войне фашистское законодательствобыло отменено и на всей территории Германии восстановлено действие ГГУ. Так,постановлением от 20.09.45г. были отменены фашистские законы об охране чистотынемецкой крови, о гитлеровской молодежи и др. 20.02.47 г. отменены законы онаследовании в сельском хозяйстве, а также постановления о майоратных и ленныхвладениях, предусматривавшееся Вводным законом в ГГУ. После раскола ГерманииГражданское уложение сохранило свое действие на территории ФРГ, в ГДР же былпринят новый гражданский кодекс.
Уголовное право
С созданием единой Германии в 1871 г. на всей ее территории было введено вдействие Уголовное уложение Северо-Германского союза 1870 г. Оносостояло из трех частей. В первой содержались положения оразграничении преступных деяний на преступления, проступки и полицейскиенарушения; об ответственности германских граждан в случае совершенияправонарушений за границей и некоторые другие вступительные постановления. Вовторой части излагались общие вопросы уголовного права: о стадияхпреступления, о соучастии, о смягчающих и отягчающих обстоятельствах. Третьячасть включала в себя нормы, касающиеся отдельных видов преступлений,т.е. представляла собой особенную часть кодекса.
Среди преступлений на первом месте стояли государственные:оскорбление императора и местных государей, фальшивомонетничество, призывы кнеподчинению государственным властям и т.п.
Кодекс называет также преступления против общественного порядка: основаниетайных организаций, участие в союзе, целью которого являлось незаконноепротиводействие применению законов или мероприятий органов управления.Специальная глава посвящена преступлениям против религии. Значительное вниманиекодекс уделяет преступлениям против собственности и личности.
Уголовное уложение содержало особый отдел, посвященный вопросу оторговой несостоятельности. Здесь речь шла о банкротах, причинивших вред своимкредиторам, нарушающим порядок ведения дел.
Среди полицейских нарушений Уложение называет довольно широкий кругдеяний: изготовление печатей, нарушение правил о выезде за границу, хранениеоружия и др. Уложение обязывало каждого немца оказывать содействие полиции.
Германское уложение предусматривало довольно суровые наказания:смертную казнь, заключение в работном доме, тюремное заключение, помещение вкрепость, арест, ограничение в правах, штраф. Основной цельюнаказания являлось устрашение, особенно, если речь шла о тяжких преступлениях.Наиболее сурово наказывались лица, совершившие государственные преступления,против религии, против собственности. Вместе с тем, в Уложении наблюдаетсястремление построить карательную систему с учетом личности преступника итяжести совершенного им преступления.
Веймарская республика сохранила действие УК 1871г. Однако кодекс был зановоотредактирован, из него удалили пережитки прусского феодализма, была сокращенаобласть применения смертной козни. Веймарская республика декларировалаприверженность либерально-демократическим принципам в уголовном праве, которые,однако, не всегда соблюдались. В качестве примера можно привести указыпрезидента от 19.03.1920 г. и 26.09.1923 г., вводившие смертную казнь за «антигосударственнуюдеятельность» (это понятие трактовалось очень широко), а также указ от29.01.1920 г., ужесточавший наказание за призыв к забастовке.
Нацистский рейх установил режим открытого террористического подавления иупразднил всю систему либерально-демократической законности. Указ 4.02.1933«В защиты немецкого народа» сводит на нет свободу печати и собраний.Указ 28.02.1933 «О защите народа и государства» аннулируетпарламентскую неприкосновенность депутатов рейхстага. Разгромлиберально-демократических институтов был завершен последующим чрезвычайнымзаконодательством: «Об обсуждении и смертной казни и о порядке приведенияее в исполнение» (29.03.1933); «О конфискации имущества,предназначенного для целей, враждебных народу и государству» (14.07.1938);«Против коварных посягательств на государство и партию» (20.12.1934);«О защите немецкой крови и немецкой чести» (15.09.1935) и т.п.Широкое распространение получила внесудебная расправа. Нацистскоезаконодательство послужило примером законов других фашистских и полуфашистскихгосударств.
После окончания Второй мировой войны на основе Потсдамских соглашенийфашистское уголовное законодательство было отменено. Восстановлено действие УК1871 г. с редакционными исправлениями до 1933 г. С принятием конституции 1949г. наметилось движение в сторону демократизации и уголовного права. Былаотменена смертная казнь (ст.102), подчеркивалась приверженность традиционнымлиберальным принципам: «Деяние может подлежать наказанию, только если егонаказуемость была установлена законом до его совершения», «Никто неможет быть подвергнут многократному наказанию за одно и то же действие наосновании общего уголовного закона» (ст. 103).
С 1969 по 1975 гг. была проведена новая реформа УК 1871 года. Врезультате выхода «Второго закона о реформе уголовного права» от4.07.1969г. и «Вводного закона к Уголовному кодексу» от 2.03.1974 г.произошли радикальные изменения в Общей и Особенной части УК.
Важное нововведение, осуществленное в результате реформы, — это отказ оттрехчленной классификации преступлений (деления на проступки, преступления инарушения) и установление двухчленной классификации, т.е. деленияна преступления и проступки. Это привело к тому, что многие деяния, которыераньше считались уголовными нарушениями, сейчас являются административными. В1975 г. они были включены в «Закон о борьбе с нарушениями порядка»1968 г. Однако при регулировании ответственности за совершение этихправонарушений применяются уголовно-правовые институты и понятия: вина, стадиипреступления, соучастие, необходимая оборона и др. В связи с этим названныйзакон находится как бы в пограничной области между уголовным и административнымправом.
Структура современного УК ФРГ: Общая часть состоит из 5разделов и 130 параграфов.
Разделы:
1) Уголовный закон;
2) Преступление;
3) Правовые последствия преступления;
4) Заявления по делам частного обвинения;Полномочия на преследование. Требование об уголовном преследовании;
5) Давность.
Особенная часть состоит из 28 разделов. Статьи расположены вклассическом для буржуазного уголовного права порядке: вначале помещены нормы опреступлениях против публичных интересов; затем нормы о преступлениях противчастных лиц.
Вывод: Таким образом, в основе развития германского права лежитконтинентальная система. Основным источником права в Германии является закон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Историю развития Германского государства можно представить как синусоиду:Кривая история то неуклонно движется вверх, достигая высшей точки, но затемследует период кризиса и резкого спада. Этот процесс можно проследить на этапахборьбы за объединение Германии. Высшей точкой здесь была революция 1848г.,которая преследовала цель объединения государства «снизу» путемсоздания демократической республики. Но революция терпит поражение и волнадемократического подъема сменяется феодальной реакцией. Однако феодальныеэлементы, связанные с капиталистическим способом производства, пошли насоглашение с буржуазией. При этом монархический строй государства и многиедругие феодальные институты остались нетронутыми. Объединение Германиинасильственным путем «сверху» и создании империи дало мощный толчокразвитию капиталистических отношений. Германия резко вырывается вперед посравнению с другими странами.
Поражение в I-ой моровой войне нанесло тяжелый урон германской экономике.Внутриполитическая нестабильность, тяжелый экономический кризис 1929 г. сталипричиной недолговечности Веймарской республики. Теории «социальногопартнерства» и «народного капитализма» не могли быть реализованыв данной ситуации. Мобилизационной антикризисной структурой власти сталафашистская диктатура.
Период после II-ой мировой войны для Западной Германии — это периодвозрождения демократических институтов государственной власти, созданияпостоянно действующих антикризисных механизмов, государственного регулированияэкономики и социальных отношений. Это период создания гуманного общества,капитализма «с человеческим лицом». Осознание преимуществ этого строяпривело к добровольному присоединению Восточной Германии к ФРГ. Этоокончательное воссоединение Германского государства стало наивысшей точкой вистории его развития.
Список литературы
1. Омельченко О.А. Основы римского права. М. 1994.
2. История Европы. М. 1988 г., т. I. М. 1992 г., т.II. М. 1993 г., т. III.
3. Крашенинникова Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1988.
4. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М. 1942 г. и др. изд..
5. Аннерс Э. История европейского права. М. 1970 г..
6. Беленький М.Р. Что такое талмуд? Очерк истории. М. 1970
7. Законы Ману. М. 1960 г..
8. Учение Пятикнижия Моисеева. М. 1991 г.
9. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993 г..
10. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М. МГУ. 1994.
11. Дигесты Юстиниана. М. 1984 г.
12. Скрипилев Е.А. История государства и права Древнего Мира. Учебноепособие М. 1993 г.
13. Артхашастра подо. Текста В.И. Кольянова. М.1950 г.
14. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994 г.