В.А.Кучкин
Наисходе короткого осеннего дня 22 ноября 1318 г. от просторного и богатого шатразолотоордынского хана Узбека отъехала группа всадников. Впереди ехал один изсамых знатных ордынских вельмож Кавгадый, почти рядом с ним великий князьвладимирский Юрий Данилович Московский, за ними — другие титулованные татары,русские князья, бояре, воины и слуги. Кавалькада направлялась к торговойплощади. Въехав на место базара, всадники остановились. В нескольких десяткахметров перед собой они видели походную палатку, вокруг которой суетились люди,одетые в дорожное платье и в церковные ризы. Слышалась русская речь. Движениебыло заметно и внутри вежи. Там находился тверской князь Михаил Ярославич. Видкнязя красноречиво свидетельствовал о его положении. Шею и плечи Михаиласковывала тяжёлая деревянная колода, мешавшая свободе тела и рук. Тверскойкнязь был пленником.
Чтобыпонять, как это случилось, необходимо обратиться к событиям, имевшим местопримерно за год до описываемого дня. Летом 1317 г. после двухгодичногопребывания в Орле на Русь вернулся московский князь Юрий Данилович. Вернулся онне один. С ним приехала его новая жена, сестра хана Узбека Кончака. Супруговсопровождал большой военный отряд, состоявший из татар, мордвы и бесермян,населявших Среднее Поволжье. Командовал отрядом Кавгадый. Присутствие при Юрииордынских войск объяснялось тем, что Узбек передал своему новому зятю ярлык навеликое княжение Владимирское. Обладатель такого ярлыка становился главнымкнязем среди правителей других княжеств Северо-Восточной Руси, он направлял ихобщую внешнюю политику и являлся верховным командующим, если начиналась война.Кроме того, под его административный контроль переходила обширная территорияВладимирского великого княжения, превышавшая территории таких известныхкняжеств, как Московское или Тверское, в 3 — 3,5 раза. Как правило, великогокнязя Владимирского признавали своим князем и новгородцы. Таким образом,обладание ханским ярлыком на великое княжение означало значительныепреимущества политического и экономического характера перед другимиРюриковичами.
Поэтомуне случайно, что со времён Александра Невского среди русских князей началосьжестокое соперничество за обладание таким ярлыком. В начале XIV в. главнымипретендентами на его получение стали князья Твери и Москвы. В 1305 г. спор вОрде за великокняжеский ярлык между Юрием Московским и Михаилом Тверскимзакончился в пользу последнего. Михаил Ярославич удерживал за собойВладимирское великое княжение вплоть до прихода из Орды Юрия Даниловича летом1317 г.
Своегосоперника Михаил с войском встретил у Костромы. Между князьями началисьдлительные переговоры, которые искушённый Михаил Ярославич использовал длятого, чтобы собрать с ещё подвластного ему населения великого княженияразличные подати. После этого, воздерживаясь от открытого неповиновения ханскойволе и не вступая в вооружённый конфликт с Кавгадыем, Михаил уступилвладимирский стол московскому князю. Вернувшись в своё княжество, он укрепилТверь, понимая, что извечный противник не оставит его в покое. Так и произошло.Князь Юрий не находил опоры в жителях великого княжества Владимирского, 12 летпрослуживших тверскому князю. Юрию нужно было содержать войско Кавгадыя, надобыло облагать налогами население, поскольку ярлык на великое княжение былполучен им от Узбека за «многое серебро», и слуги московского князявместе с татарами грабили и мучили людей, сжигали их дома и поселения. Ноглавное заключалось в Михаиле, который, собрав платежи, отказывался передаватьЮрию дань, следуемую Орде с русских земель. В сентябре 1317 г. Юрий началвоенные действия против тверского князя. Полки Юрия, подчинившихся ему русскихкнязей и охранявшего его Кавгадыя ограбили Кострому, затем Ростов, опустошилиПереяславль, за ним Дмитров и подступили к Клину. В XIV в. Клин был тверским.Война, таким образом, была перенесена на территорию собственно Тверскогокняжества, принадлежавшего Михаилу Ярославичу уже не столько по ханскомуярлыку, сколько по древнему отчинному праву, утвердившемуся на Руси с XI в.
Знаяо значительных военных возможностях Твери, Юрий Данилович послал татарскогопосла в Новгород Великий, призывая и новгородцев на борьбу с Михаилом. Призывпал на благодатную почву. Незадолго до этого, 10 февраля 1316 г. МихаилЯрославич с помощью тех же татар нанёс страшное поражение новгородцам подТоржком, а весной 1317 г. просто ограбил их, заставив заплатить огромную суммув 12 тысяч серебра за отпуск на свободу захваченных под Торжком пленников.Новгородцы выступили в поход, начали воевать пограничные тверские волости, но вначале ноября 1317 г. были разбиты тверичами. Юрий же, пытаясь соединиться сновгородцами, решил переправиться на левый берег Волги близ Торжка. Здесь уселения Бортенево 22 декабря произошла решительная битва между ним и МихаиломТверским. Тверичи сражались столь яростно, что Кавгадый, решивший было принятьучастие в сражении, вскоре вынужден был увести свои войска с поля боя,предоставив московского князя собственной судьбе. Она оказалась печальной.Полки Юрия были разгромлены, многие люди попали в плен, в том числе жена ЮрияКончака, его брат Борис, другие русские князья — союзники Москвы. Сам ЮрийДанилович в окружении немногих ратников бежал в Торжок, а оттуда — в Новгород.В плену фактически оказался и Кавгадый, но Михаил с почётом принял его в своёмгороде, богато одарил и отпустил на свободу.
Междутем, Юрию удалось собрать значительное войско из новгородцев и псковичей, скоторыми он в начале февраля 1318 г. вновь подошёл к тверским границам. Новоенных действий не последовало, стороны заключили мир. Михаил сделал некоторыеуступки новгородцам, Юрий же согласился на то, чтобы спор между ним и Михаиломо великом княжении был разрешён в Орде. Тверской князь чувствовал себядостаточно уверенно. Он пользовался поддержкой на Руси, сумел скопить большиесредства, которыми не располагал его соперник, у него были хорошие связи всамой Орде. Тем не менее, сразу после подписания мира с Юрием и новгородцамиМихаил отправил в Орду своего третьего сына Константина, рассчитывая наподготовку благоприятной для себя почвы в окружении хана Узбека.
Неожиданнов тверском плену скончалась жена Юрия Кончака. Михаил был обвинён в еёнасильственной смерти, хотя обвинение было напрасным: тверской князь был совсемне заинтересован в гибели сестры хана Узбека. Посольство Михаила Ярославича вМоскву с объяснениями кончилось трагически. Пришедший в ярость Юрий приказалубить тверского посла. Вскоре вместе с Кавгадыем московский князь отправился вОрду. Михаил Ярославич такого желания не имел. Но 6 августа к нему во Владимирприбыл ханский посланник, который сообщил о приказе Узбека ехать в Орду. Впротивном случае на Русь должна была двинуться татарская конница. Михаилподчинился.
6сентября он уже был в ханской ставке в устье Дона. Через полтора месяца поповелению Узбека состоялся первый разбор дела между Михаилом и Юрием. Рольсудьи играл Кавгадый. Михаил был обвинён. 27 октября тверской князь был закованв железные цепи, а на следующий день на него возложили тяжёлую деревяннуюколоду. Вместе с Ордой Михаил двинулся на Восток, к границам враждебного УзбекуИрана. 20 ноября состоялся ещё один суд над Михаилом. На базарной площадиордынской стоянки близ р. Терек были собраны заимодавцы тверского князя. Сам онбыл приведён скованным и поставлен на колени перед Кавгадыем. Многочасовоеразбирательство кончилось обещанием Кавгадыя, что Михаила скоро освободят:«Тягота сии отъидет от тебе, по том в болшеи цти будеши». Веря и неверя, тверской князь вернулся в свой шатёр.
Продолжим,однако, рассказ о событиях 22 ноября. Кавалькаду всадников увидел один изотроков князя Михаила Ярославича, очевидно, специально следивший заподъезжавшими к веже тверского князя. Что-то испугало его в поведении Кавгадыя,Юрия и их окружения. С побелевшим лицом он вскочил в княжеский шатёр ипрерывающимся голосом сообщил, что сюда едут враги Михаила. Делать что-либобыло поздно. Со всех сторон к шатру бежали люди Кавгадыя и Юрия. Они ворвалисьв вежу, схватили стоявшего Михаила за колоду и бросили на стену палатки. Стенапроломилась. Князь упал, но быстро поднялся. Убийцы вновь повалили его наземлю, стали бить ногами, а некий Романец, достав большой нож, ударил им между рёберв сердце пленника. Смерть наступила мгновенно. Тело Михаила было погружено нателегу и отправлено в далёкий путь на Русь. Его довезли до Москвы, гденесколько месяцев продержали в кремлёвской церкви Спаса. Только последлительных переговоров вернувшийся из Орды князь Юрий выдал за большие деньгитверичам тело Михаила Ярославича. Похороны князя в тверском кафедральном соборе6 сентября 1319 г. собрали огромную массу людей. Трагическая гибель МихаилаЯрославича, злоключения с его прахом были настолько ярки и необычны, чтозаслонили в памяти тверичей всё плохое в деятельности их князя: и кровавыемеждоусобные войны, которые развязывал Михаил, и ограбление и избиение мирныхжителей Торжка в 1316 г., и привод на Русь татарских ратей, и страдания самихтверичей, пухших и умиравших от голода при возвращении из похода на Новгородосенью 1316 г., когда проводники завели тверское войско в глухие и непроходимыеместа. В Твери Михаил Ярославич стал почитаться как святой.
В1319 — 1320 гг. духовник князя игумен Александр написал Житие МихаилаЯрославича, в основу которого было положено повествование о пребывании Михаилав ставке Узбека в сентябре-ноябре 1318 г. К сожалению, все списки этогопроизведения достаточно поздние: они относятся ко времени, когда установилосьобщерусское почитание тверского князя. Поэтому могут возникнуть сомнения в том,первоначальны ли все характеристики и определения как святого князя Михаила илиони появились под пером позднейших книжников. К счастью, два списка XVII в.ранней редакции Жития имеют помету о тексте, существовавшем 17 сентября 1485 г.и 17 ноября 1485 г. Точна первая дата. Сентябрь 1485 г. — памятный месяц вистории Тверского княжества. В его начале Тверь была осаждена войсками ИванаIII и его союзников. В ночь с 11 на 12 сентября из Твери бежал её последнийкнязь Михаил Борисович. В город вошли московские войска. 15 сентября 1485 г.Иван III вместе с сыном Иваном присутствовали на торжественном богослужении втверском Спасском соборе. Дата 17 сентября 1485 г. на древнем списке ЖитияМихаила Ярославича указывала, скорее всего, на время его конфискациимосквичами. Но это означает, что в XV в. Михаила почитали.
Следыпочитания обнаруживаются и в таком известном памятнике русского летописания,как Рогожский летописец, список которого датируется серединой 40-х годов XV в.Хотя составитель этого летописца характеризует князя Михаила как«благоверного», «блаженного» и «христолюбивого»,он называет его также и «святым» и такой же эпитет прилагает к егомощам: «святое тело блаженаго Михаила» и «святое тело князяМихаила». А данное определение свидетельствует о церковном почитании князяпо меньшей мере в первой половине XV в.
Наконец,в столь знаменитой рукописи, как украшенный многочисленными миниатюрамипергаментный список Хроники Георгия Амартола, датируемый началом XIV в.,помещено изображение Михаила Ярославича. В ходе недавних реставрационных работвыяснилось, что первоначально голова князя была обрамлена нимбом, которыйпозднее был закрашен. Очевидно, что уже вскоре после смерти Михаил Ярославичбыл признан святым.
Речьдолжна вестись о местном почитании и местной канонизации Михаила Ярославича.Общерусскому почитанию должны были противиться политические противники Твери,московские князья и новгородцы, которым Михаил причинил немало бед. Характерно,что в московском, ростовском и новгородском летописании XIV в. отсутствовалподробный рассказ о гибели Михаила Тверского. Такой рассказ впервые внетверских летописных памятниках появляется только в московском митрополичьемсводе 1418 г., да и то в отретушированном виде. Однако яркость описанияпоследних дней Михаила Ярославича, антиордынская направленность повествованиябыли настолько велики, что почти все последующие крупные летописные своды XV в.с теми или иными изменениями помещали рассказ о гибели тверского князя.
Подобнаяраспространённость рассказов о Михаиле Ярославиче способствовала тому, чторусский церковный собор 1549 г. принял решение об общерусском почитаниитверского князя-мученика. Утрачены документы этого собора, сложно понять мотивыи канонические нормы, которыми руководствовались церковные деятели XVI в.,признавая святость Михаила. Но произошло это тогда, когда историческаяреальность стала иной и соперничество Твери и Москвы ушло в далёкое прошлое.Церковное решение 1549 г. вызвало новый интерес к памяти тверского князя. ЖитиеМихаила Ярославича в особой переработке было помещено в Великие Минеи Четии,правда, не в раннюю — новгородскую — редакцию этого собрания, а в московскиеего списки 50-х гг. XVI в. Целая глава рассказывала о Михаиле в Книге Степеннойцарского родословия, составленной в 60-е гг. XVI в. А много позднееисторическая роль и трагическая кончина тверского князя нашли своё признание впамятнике, посвящённом тысячелетию России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.tellur.ru/