Реферат по предмету "Педагогика"


Эпитет как вид тропа лингвометодический аспект

--PAGE_BREAK--
Гужикиу нее да шелковые,

Сошка у оратая кленовая,

Омешки на сошке булатные,

Присошечек у сошки серебрянный,

А рогачик-тоу сошки красна золота.

У оратая глаза да ясна сокола,

А и брови у него да  черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян.

Вот шилом пяты, носы востры,

 Вот под пяту-пяту воробей пролетит,    

             Около носа хоть яйцо прокати.

 У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата...

В фольклорном эпитете, как правило, сохранилась лингвисти­ческая архаика, в частности историческая семантика: лексико-семантическая структура фольклорного эпитета отличается от структуры соответствующего прилагательного в современной литературном языке.

Языковой материал позволяет отметить: что самым распрост­раненным эпитетом в фольклоре является эпитет белый. Его лексикосематическая структура в эпических текстах такова:

1)       «укращающее значение (белая грудь, белое лицо, белые ноги, белы ручушки, бело тело, белая шея и т.д.);

2)       значение „сияющий“ (белый день, белый Дунай, белый камень, белая заря, белый месяц и др);

3)       значение белого цвета (белый снег, белые скатерти, белая лебедь, белый конь, белый кречет, белая куро­патка и др);

4)       значение „лучший“ (белая гридня, белый двор, белый булат заморский).

В современном русском литературном языке основное значение прилагательного белый цветовое. В фольклоре иерархия значений эпитета белый совпадает с древнейшим значением этого слова. Этимологическое значение: „Общеславянское, индоевропейского характера от bhā светить, сиять, блестеть (см 26,c41 ). Не случайно иерархия значений эпитета белый в фольклоре накла­дывается на реконструкции значений этого слова в древнерус­ском языке, в частности на реконструкции В.В.Колесова, который считает, что основное значение слова “белый» в древнерусском не цветовое: "…

Почти полное отсутствие в древних текстах противопоставления слов белый-черный оказывается весьма выразительным доказательством первоначально не цветового значения белый… Прежде всего белый имеет значение «светлый, светящийся», «свечения» белого сопровождается блеском… (см 16а, с 89)

Историческая память слова «белый» даже у наших современ­ников в подавляющем большинстве случаев вызывает ассоциации с понятиями «чистый, радостный, светлый, торжественный, прият­ный, праздничный, успокаивающий» и др. ( 15а, с80).

Историческая память фольклорного слова обнаруживается не только в семантических сближениях, но и в оппозициях (проти­вопоставлениях), в данном случае белый — темный. Если белый (светлый, ярый, красный) — символ благости, радости, красоты, то темное(черное) — символ несчастья, горя, печали. Темну ночь до бела свету, темна орда, свет Русь, светла свет­лица, темна темница и др.

4) «значительный по величине и силе» (большие убытки, большое несчастье, большая невзгодушка) и др. При этом эпические формулы с эпитетом большой  в последнем значении в былинах малочисленны. Эпитет большой  в текстах былин синонимизируется с эпитетами старший (большой богатырь -старший богатырь),  почестный (большой  пир — почестный (большой пир — почестный пир), великий (великий гроб, велика семья) (СМ 15а.с80).

Эпитет великий в русских былинах сочетается с сущест­вительными: благословеньицо (благословение), бесчестье, госу­дарь, гроб, думушка, добро, жалобы, досада, горячность, зло, заповедь, зарок, записи, князь, клятва, кручина, надежда, нес­частье, непогода, обидушка, прощенье, погода, печаль, руко-битьицо, радость, служобка, семья, сон, счастье, устаток, челобитье, честь и др.

Иерархия значений, передаваемых в былинах словом великий, таковы:

1) «очень большой»; 2) «важный, значительный»; 3) «большой»; 4) «главный, старший».

Ср. в современном русском литературном языке: 1) «превышающий обычную меру, очень большой; огромный; большого размера, чем нужно»; 2) «выдающийся по своему значению, по своим достоинствам; необыкновенно одаренный, гениальный»; 3) «в составе различных значений и терминов: а) как постоянный эпитет главнейшего княжества в феодальной Руси и Литве; б) как бы составная часть титула старших удельных князей Древней Руси, а также членов царской фамилии ».

С эпитетом горький в русских былинах отмечены формулы: горькая вдова, горем горькая да горемычная, горькое житье, горькая кукушка, горькая полынь, горькая правда, горькая пьяница, горькая сирота, горькие слезы, горький час, горькая ясинушка и другие.

Выражения с эпитетом горький в основном имеют значения горест­ного чувства, горя, тяжелой жизни. (В современном литературном языке основное значение прилагательного горький — вкусовое). Значение несчастный встречаем и в Словаре В.Даля: "… У горь­кой вдовы нет сладкой еды. Горький в миру не годится на пиру. Горькому Кузеньке горькая и долюшка (песенка). Про горького Егорку поют и песню горьку. Горький песни не слушает. Жить горько (скучно), да умереть не сладко (не потешно)". Думается, что в Фольклоре представлено символическое и первоначальное метафорическое значение эпитета горький.

Таким образом, наблюдения над функционированием эпитетов в русском и славянском фольклоре привели нас к выводу, что историческая народная память сохранила историческую семантику почти в каждом фольклорном эпитете, в частности в эпитетах: быстрый, борзый, буйный, горький, добрый, зеленый, золотой, красный, лютый, молодой, синий, сизый, сивый, старый и другие.

Круг эпитетов в фольклоре замкнут и четко очерчен тради­цией: немногими средствами обозначается многое.

Основные свойства фольклорного эпитета — это их традицион­ность, способность вместе с существительным составлять устой­чивую единицу фольклорного текста, большая смысловая емкость.

--PAGE_BREAK--
                    Голубуюоставил Русь.

                    («Я покинул родимый дом, …»)
                    Звени, звени, златая Русь,

                    Волнуйся, неуемный ветер!

                    («О верю, верю, счастье есть!»)

Эпитет может выразить и чувство глубокой сердечной  боли за вековую отсталость России- боли, перемешанной с характерной есенинской горько-веселой иронией:

                               Не народ, а дрохва

                               Подбитая!

                               Русь нечесаная,

                               Русь немытая…

                               («Песнь о великом походе…»).

Наконец эпитет может «перебросить» мостик из вчерашнего дня

в завтрашний, воплотив не только ностальгию о «прекрасной про­шедшей Руси». («Страна негодяев»), но и мечту поэта увидеть родину могучей, процветающей державой:

И всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

(«Неуютная, жидкая лунность...»).

В творчестве Есенина слово «Русь» предстает в самых раз­личных смысловых значениях: как географическое понятие и исто­рическая реальность, как духовная колыбель поэта и исток его творческой биографии, как гигантское социально-политическое пространство с происходящими на нем бурными революционными событиями и как национально-социальная общность людей, соотно­симая с понятием «русский народ». В зависимости от смыслового наполнения слова «Русь» группируются и семантические «гнезда» эпитетов.

Многообразна группа эпитетов, выраженных причастиями, имеющими значение обновления; движения, перехода в новое качество:

воспрянувшаяРусь («О Русь, взмахни крылами...»), прозрев­шая Русь («Пришествие»), отчалившая Русь («Иорданская голубица» Коммуной вздыбленная Русь («Издатель славный: В этой книге...»)

Индивидуально-авторскими антонимами к данным эпитетам являются следующие определения со значением возвратного дви­жения в прошлое:

                       

                           Русь уходящая («Русь уходящая»);

ПрошедшаяРусь («Страна негодяев»).

Эпитеты, выраженные причастными формами, интересны своим мета­форическим содержанием, которое основано на переносе признаков других предметов и явлений по принципу сходства. Как правило, полный смысл эпитета обнаруживается только в контексте стихот­ворения в целом. Так, образ «воспрянувшей» Руси соотносится с гигантской птицей, «взметнувшей крылами» и изготозившейся к полету, образ «отчалившей»  Руси- с огромным кораблем, пустившимся в плаванье к неводомым берегам: «Коммуной вздыбленная Русь»- вызывает ассоциации с могучем конем, поднявшимся на дыбы (см. 17, с 10).

Наряду с метафорическими эпитетами в произведениях Есенина встречаются и метонимические, основанные на переносе приз­наков других предметов и явлений по принципу смежности. Таков, например, эпитет «деревянная» Русь, служащий символом русской деревни:

Русь моя, деревянная Русь!

Я один твой певец и глашатай.

(«Хулиган»).

Метонимическим является и другой чисто «есенинский» эпитет -«березовая» Русь, указывающий на характерный признак ландшафта России — березу, ставшую национальным символом:

                                          За березовую Русь

                                          С нелюбимой помирюсь.

(«Вижу сон. Дорога черная...»).
Интересны есенинские эпитеты с метонимической основой, характеризующие определенный социальный срез русского общества: «мужицкая» («Пугачев»), «кабацкая» («Анна Онегина»), «бесприют­ная», («Русь бесприютная»).

В сочетании со словом «Русь» они  выявляют семантику тесной общности, объединенности людей общей судьбой.

Встречаются у Есенина и эпитеты традиционные, связанные с духовными истоками русского православия.

За святую Русь («Песнь о великом походе»);

На святую Русь крещеную

(«Песнь о Евпатии Коловрате»).

Такие эпитеты вполне отвечают авторской задаче — стили­зации поэтического слога обеих поэм в духе торжественной рито­рики старинных воинских летописей о «великих походах» и сра­жениях. Они органично вписываются и в рамки теории «официальной народности», которой Есенин отдал  дань в ранних своих произ­ведениях :

«Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу».

(«Русь»).

Примечательно, что позднее поэт разрушит ещё живую «магию» этого мифа, и тогда появится у него составной по структуре, «полемический» эпитет:

«ложноклассическая Русь», подводящий черту под благолепным образом кроткой родины — «монашки» и намечающий штрихи нового поэтического облика России (см.16а, с. 6).:

И небо и земля всё те же,

Всё в те же воды я гляжусь,

Но вздох твой ледовитый реже,

ложноклассическаяРусь.

(«И небо и земля всё те же...»).

Особый разряд эпитетов к слову «Русь» в поэзии Есенина составляют эпитеты- приложения, выраженные существительными с зависимыми словами и стоящие, как правило, после определяемого слова. Благодаря своему распространенному составу они обладают повышенной содержательной емкостью и выполняют роль развернутой поэтической характеристики:

Ой ты, Русь моя, милая родина,

сладкий отдых в шелку купырей.

(«Русь»).

О Русь — малиновое поле

и синь, упавшая в реку.

(«Запели тесаные дроги»)., О Русь,покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую. («Тебе одной плету венок...»).

Наиболее интересны эпитеты — приложения в романтических поэмах Есенина 1917-1919 годов, где русская революция мыслится поэту в категориях библейского «космоса». В этой револиционно-романтической утопии поэт отводит себе место нового пророка: «Так говорил по Библии / Пророк Есенин Сергей» («Инония»). Русь же в этих поэмах предстает в самых разных ликах. То в облике принесенной на алтарь революции священной жертвы -новорожденной «телицы»., о судьбе, которой лирический герой молит Господа у ворот рая: «Звездами спеленай Телицу — Русь» («Преображение»). То в образе воплотительницы божественного промысла, обретающей новую жизнь в очистительной гибели:

Гибни, Русь моя,

Начертательница


Третьего

Завета!

(«Сельский часослов»).

То в облике Пресвятой Девы_Богородицы, несущей миру нового Христа, возвещающей откровение нового мира.:

О Русь, приснодева,

Поправшая смерть!

(«Пришествие»).

Таким образом, в своих поэтических текстах С.Есенин упот­ребляет как метафорические, так и метонимические прилагательные. Эпитеты создают неповторимый творческий почерк поэта. Они необычайно ярки и часто возникают из диалектных слов. Эпитетами создается и многокрасочное изображение образов в стихах поэта.

ВЫВОДЫ:

1)       Эпитет — это образное, иногда метафорическое слово, которое используется в художественных и поэтических текстах для наи­более яркого, образного, выразительного описания реалий.

2)       В роли эпитетов могут выступать имена прилагательные, имена существительные, отглагольные прилагательные и причастия, дее­причастия, наречия.

3)       Анализ художественных текстов устного народного творчества и поэтического языка Мирры Лохвицкой и С.Есенина позволил заключить следующее:

а)       основные свойства фольклорного эпитета — это их тради­
ционность, способность вместе с существительными составлять
устойчивую единицу фольклорного текста, их большая смысловая
емкость.

б)      в поэтическом языке Мирры Лохвицкой эпитеты выпажены
метафорическими прилагательными, обозначающими субъективное
состояние человека, сложный мир его чувств. Эпитеты поэтессы
новы, оригинальны и говорят о богатстве её языка.

в)       В своих поэтических текстах С.Есенин употребляет как
метафорические, так и метонимические прилагательные. Эпитеты
создают неповторимый творческий почерк поэта. Они необычайно
ярки и часто возникают из диалектных слов. Эпитетами создается
и многокрасочное изображение образов в стихах поэта.

--PAGE_BREAK--
ФРАГМЕНТ
II
 

ТЕМА: Имя прилагательное (5 класс).

 Цели: 1. Познавательные:

1.1. Наблюдение за ролью эпитетов в речи 3-й этап урока.

Выполняем упражнение 547 (см 30 с 227).

Прочитать стихотворение. Подготовиться к чтению вслух.

Береза

Люблю березку русскую,

То светлую, то третную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную плакучую.

(А.А.Прокофьев).

Беседа по стихотворению.

-        Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать
березку? Назвать их.

-    Подобрать синонимы к слову «грустная» (безрадостная, тоскливая, печальная), а — затем антонимы (веселая, радостная и т.д.).

-    возможно ли в научном стиле такое описание березки?

Задание на дом: Повторить сведения об эпитетах и олицетворении; подобрать из известных учащимся произведений (стихов, прозы) примеры, доказывающие, что эти художественные средства помогают читателю ярче, точнее представить предмет.

 ФРАГМЕНТ
III


ТЕМА: «Имя прилагательное как часть речи» (5 класс).

Цель: 1.1. Знать роль прилагательного в тексте;

Знать морфологические признаки прилагательного; 1.3. Знать синтаксическую функцию его в предложении;

2.1.  Уметь употреблять прилагательное в речи; определять морфологические признаки прилагательного;

2.2.  Уметь определять синтаксическую роль в предложении;

3.1. Уметь находить эпитеты в тексте; Ход урока.

1.       Устная синтаксическая пятиминутка.

Задание: определить количество основ в предложении, назвать их. Составить схему предложения.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые

И над озером серебряным

Камыши, клонясь, шепталися.

(С.Есенин).

-        Использование каких художественных средств помогает поэту
создать яркую, образную картину? (эпитетов, олицетворений).

-        придумайте и запишите синонимы к прилагательному алый.
(багряный, рдяный, пунцовый, кумачовый и т.д.).

2.       Проверка домашнего задания.

Учащиеся приводят примеры, которые подобрали дома. Если возникнут затруднения в выполнении этого задания, учитель может предложить для анализа свои примеры:

1. Никнут шелковые травы. 2. Из-за леса, леса темного подымалась красна зорюшка. 3. В это время лебедь белая оглянула даль зеркальную.

Беседа.

-    Словами какой части речи являются эпитеты?

-    для чего служат эпитеты?

3.       Запись предложений под диктовку.

Подчеркивается основа и определение, выраженное прилагательным:

1. Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков) 2. Осы­пается весь наш бедный сад. (А.К.Толстой). 3. Приближалась довольно скучная пора. (А.С.Пушкин).

Делается вывод, что прилагательные могут показывать не только самые яркие качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

4. Анализ текста, записанного на доске или спроецированного с помощью графопроектора. Задание: прочитать текст.

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверглись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух уважением и поразительной тишиной.

Наступали длинные зимние сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.

(по Аксакову).

При языковом анализе текста учитель подчеркивает, что с помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить по этому описанию: тихое падение снега, безграничное пространство, снежный поток, белый мрак и пр., выражает и отношение к увиденному — состоя­ние восторга, удивления: чудное зрелище, поразительная тишина и т.д.

В одном из предложение писатель передает контрастность картины (воздух наполнен движением и поразительной тишиной).

ВЫВОД:использование в тексте эпитетов, контрастных описаний характерно для подлинно художественных произведений.

Беседа. — Что вы узнали нового о роли прилагательного в речи? (Прилагательное может использоваться не только для обозначе­ния признаков по цвету, запаху, форме и пр., но и для передачи впечатления человека о предмете. Домашнее задание; § 89, упр.548 (см 30 с 227);

вспомнить в названиях каких сказок встречаются имена прилагате­льные.
ФРАГМЕНТ
IV
.

ТЕМА: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: 1.Познавательные:

1.1.  Знать, с какими частями речи согласуется прилагатель­ные;

1.2.  Знать, по каким грамматическим категориям могут изменяться прилагательные.

2.

2.1. Уметь употреблять прилагательные — эпитеты при описании внешности человека.

Ход урока.

1.       Проверка домашнего задания.

а)       имена прилагательные встречаются в следующих названиях
известных сказок. А.С.Пушкин: «Сказка о золотом петушке»;
«Сказка о золотой рыбке»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прек­
расной царевне Лебеди»;

Г-Х.Андерсен: «Снежная королева»; «Стойкий оловянный солдатик».

б)      какие из них характеризуют героев сказки?

(стойкий солдатик, храбрый портной, Василиса Премудрая, могу­чий богатырь и т.д.).Анализ 2-3 словосочетаний:
Образец записи  стойкий солдатик

ВЫВОД: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

2.       Учитель сообщает учащимся, что прилагательные часто
используются в портретном описании. Одни из них помогают пред­
ставить внешность человека (при описании лица, фигуры, одежды,
жестов и пр.) другие — его внутренний мир.

а)Записать словосочетания, определить, какие из них отра­жают внешний вид человека, какие его внутреннее состояние, черты характера.

Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка

(аккуратная, высокая), мальчик (стройный, заботливый).

— б). Подобрать синонимы к прилагательным: застенчивый мальчик (робкий, несмелый, стеснительный), обая­тельная девочка (очаровательная, прелестная)-, энергичный чело­век (активный, деятельный), верный друг (надежный, преданный).

3. Учитель читает текст, составленный по повести В.Г.Коро­ленко «В дурном обществе».

Проблема: найти эпитеты, с помощью которых автор описывает девочку.

Маруся всякий раз всплескивала ручонками, и глаза её загорались радостным огоньком. Бледное лицо девочки вспыхивало румянцем. Она смеялась. Смех нашей маленькой приятельницы отдавался в наших сердцах. Это было бледное, крошечное создание. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками.

Руки её были прозрачные и тонкие. Голова покачивалась на тонкой шее, как головка полевого цветка. Платье у нее было грязное и старое, но волосы были длинные и роскошные.

ВЫВОД: прилагательные могут использоваться для описания внеш­ности человека, его внутреннего мира (см 30 с 228). Домашнее задание: упр. 551, (см 30 с 228),

подготовить связный рассказ о роли прилагательных в речи (с при­мерами).

ФРАГМЕНТ
V
.

ТЕМА: «Имя прилагательное как часть речи».

Цель: Уметь использовать прилагательные в речи.

1.2. Уметь отличать прилагательные по стилевой направлен­ности.

В части Vурока проводится работа по формированию умения использовать прилагательные в речи.

Сообщение учителя: в научной литературе прилагательные используются, как правило, в прямом значении, так как представ­ление о предмете должно быть точным и конкретным.

В произведениях художественной литературы описание обычно имеет образный характер, поэтому прилагательные могут употребляться в переносном значении.

Проблема: данные прилагательные употреблять в прямом и перенос­ном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Записать образованные словосочетания, выделить в них окончания. Какие из этих слозосочетаний найдут место в научной литера­туре, какие в художественной?

Теплый (погода, слова), острый (нож, язык), свежий (ветер, вид), холодный (взгляд, напиток), каменное (лицо, здание), сильный (зверь, ветер, характер), аккуратный (почерк, ученик).

2. На доске записаны слова: Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Дождь звонкий, сильный, монотонный, кратковременный, теплый, мелкий, ночной).

= Какие прилагательные могут быть употреблены с данными существительными, например, в сообщении по радио о сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? Составьте с данными словами по два словосочетания, где прила­гательные обозначают признак предмета со стороны восприятия его зрением, слухом.

VIВыписать прилагательные вместе с именами существительными, от которых они зависят.

Образец: Лес (какой?) лиловый.

Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, Веселой, петрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Домашнее задание: упр.554 (описание дня с использованием прила­гательных (см ЗО с 229).
ФРАГМЕНТ
VI
.

ТЕМА: Определения. Согласованные и несогласованные определения

(8 класс).

 Цель: 1.1. Знать стилистическую функцию определений в речи. 1.2. Уметь находить определение (эпитеты) в тексте.

2. Новая тема. а). Устно повторить всё, что учащиеся знают об определении, б). Записать по памяти строки М.Лермонтова от слов: Над Москвой великой златоглавою… закончить словами:

Уж зачем ты, алая заря, просыпалась? На какой ты радости разыгралася?

Анализ языкового материала текста как поэтического произ­ведения.

Беседа.

-    Какую картину рисует М.Лермонтов?

-    Какое время суток изображает поэт?

-    Почему снега названы рассыпчатыми?

-    Почему зарю поэт сравнивает с красавицей, глядящей в зеркало?

-    До каких слов идёт мажорное настроение?

-    Почему сначала у поэта написана «заря алая», а в предыду­щей строчке — «алая заря»?

-    Почему он переставляет определение (одно и то же!) к слову «заря»?

Домашнее задание: Сочинение-миниатюра «Утро летнего дня», «Звезды меркнут и гаснут» и т.д.

ФРАГМЕНТ
VII
.

ТЕМА: Стилистическая роль определений (эпитет) (8 класс).

Цель: 1.1.    Знать стилистическую функцию определений (эпитетов)
в речи.

1.2.          Уметь находить определение (эпитеты) в тексте.

1.3.          Знать определение эпитета.

1. Начало урока.

1. Запись наизусть отрывка из «Осени» А.Пушкина. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Проблема: показать на этом тексте мастерство великого поэта.

сказать о выборе определений.

П. Основная часть урока, посвящена теме «Стилистика согласован­ных и несогласованных определений»

1.       Беседа.

-    Назовите известные вам стили речи?

-    Как вы думаете, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения? (в каждом).

-    Одинакова ли их роль, скажем в художественном, публицисти­ческом стилях и в научном, деловом? (В художественном, публи­цистическом стилях определение чаще всего выступают в роли эпитетов).

-    А что такое эпитет? Приведите примеры.

2.       Записываем примеры об осени после того, как ученики прочитают известные им строчки разных писателей.

Проблема: выявление функций определений:

Почему писатель выбирает именно это определение из многих воз­можных, какое настроение передает автор. Предлагается выяснить стилистическую роль определений, назвать стиль следующих отрывков:

1.       А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день,
когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво
рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не
греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся
сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой,
изморозь ещё белеет на дне долин, а свежий ветер шевелит

и гонит упавшие покоробленные листья.

(И.Тургенев).

2. Не видно птиц. Покорно чахнет

     Лес, опустевший и большой.                                                    
                     Грибы сошли, но крепко пахнет

                     В оврагах сыростью грибной.

(И.Бунин).

3.   Роняет лес багряный свой убор

Серебрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(А.Пушкин).

2.   Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком

(С.Есенин).

ВЫВОДЫ: Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду -национального языка. Общепризнано и то, что русский литера­турный язык необыкновенно богат эпитетами, (см 10 с 3).

В методической литературе разработаны задания по «Словарю эпитетов русского литературного языка» авторы ГорбачевичК.С., Хабло Е.П.

1). Подобрать определения к слову «осень» (в словаре эпитетов — 75 определений).

а) о характере погоды; б) о листве, об окраске её, о наряд­ности; в) о времени наступления осени; г) о впечатлении от осени, об оценке осени.

Выслушать надо многих, записать такие: багряная, ненастная, туманная, цветная («цветная осень — вечер года — мне улыбается светло». С.Маршак), поздняя, запоздалая, первоначальная (обяза­тельно должна прозвучать строчка поэта — «Есть в осени перво­начальной. ..»), безрадостная, грустная, чудесная.

Для работы можно взять картины: «Золотая осень» И. Левитана и текст К.Паустовского об «осенних» картинах И.Левитана (см. приложение 4).

2. Такую  же работу можно провести со словом «дождь». О дожде писали: Л.Толстой, И.Бунин, А.Твардовский, К.Паустовский,

Дм.Кедрин, Вл.Солоухин, Вл.Тендряков и др.

Пожалуй о дожде, как и об осени, писали почти все писатели.

Задание: подобрать эпитеты к слову «дождь».

Записать текст:

(«Дождь обрушился. Он был какой-то ясный. Хлещущая с неба вода

словно пронизана внутренним светом. Берег, темные рябые волны,

пароходная палуба с рулевой будкой купались в этом неистовом,

весёлом, сияющем дожде» (Вл.Тендряков)).

В «Словаре эпитетов» свыше 150 эпитетов к слову «дождь». Записать и проанализировать примеры.

1). Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, как шли бесконеч­ные, злые дожди.

(К.Симонов).

2),     Стеклянный, редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша. (И.Бунин).

3.       Обязательно отметить, что не каждое определение — эпитет.
Есть логические определения: деревянная кровать, серебряная
ложка, заячья лапа и т.д. Но эти же определения будут нести
смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку, если мы
отнесем их к другим предметам: деревянное лицо, серебряный ручей
заячья душа.

Задание: продолжите эту работу. Что может быть медвежьим, львиной, крокодиловым, мышиным, рыбьим, лебединым и т.д.

4.       Запись синонимов-определений:

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, — поражающий, удивляющий своей красотой, своим великолепием, роскошью.

Багровый, багряный, пурпурный, густо-красный (см 21 с 69).

Ш. Домашнее задание: 1 группа — составить сочинение-миниатюру, употребив нужные эпитеты (тема определяется учеником).

П группа — из «Золотой розы» К.Паустовского выписать описание дождя (любого!) (см 21 с 69).

Таким образом, к концу XXвека сложилась методика изуче­ния эпитетов на уроках грамматики. Эпитетам уделяется большое внимание в школах с углубленным изучением русского языка, в лицеях и гимназиях. Полагаем и в основной школе надо больше работать с эпитетами. Умения и навыки образной речи нужны всем детям. Они должны уметь пользоваться богатым словарным запасом нашего языка и понимать красоту русской речи.
2.3. РАБОТА С ЭПИТЕТАМИ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Умения употреблять эпитеты лучше всего закреплять в теме «Опи­сание» на уроках развития речи.

Приведем образцы слова учителя о художественном описании (с элементами беседы по тексту).

1). Часто в жизни нам приходится описывать предметы, живот­ных, людей. Описать — значит указать, раскрыть признаки пред­мета или явления. Есть деловые (научные) и художественные опи­сания. В описании деловом (научном) важно указать в определен­ном порядке главные, существенные признаки предмета. В таком описании всё должно быть точно, логично. Эти описания часто встречаются в учебниках истории, природоведения, физике, химии, ботаники и др.

Художественное описание дает образное, яркое представление о предмете, в нем (описании) отражается восприятие автора, его настроение, мысли, чувства.

Вот как описывает Енисей А.П.Чехов («Остров Сахалин): »… В своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея… Енисей — могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость...

Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая со страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна". (см 36, с 15).

— Говорится ли в этом описании, что Енисей — широкая полно­водная река? Как об этом пишет автор? («Енисей — могучий неистовый богатырь», «в берегах Енисею тесно», «и кажется странным, что этот силач не смыл ещё берегов и не пробуравил дна»).

Итак, художественное описание отличается образностью. Описывая Енисей, А.П.Чехов говорит о том впечатлении и о тех мыслях, которые возникли у него, когда он стоял на берегу этой широкой, сильной реки.

Отметим образные средства, используемые в описании (эпитеты выделены подчеркиванием).

2). При описании «поэтических» предметов — цветка, дерева -анализируется и сравниваются стихотворения С.Есенина «Береза» и текст Ю.Олеши.

-    Как С.Есенину удалось создать поэтический образ зимней, покрытой снегом березы? Привести примеры эпитетов.

-    А вот писатель Ю.Олеша по-своему увидел и описал красоту березы.

«Береза действительно очень красивое дерево… Некоторые из них (берез) очень высоки, объемисты, белый ствол, прозрач­ная, ясная листва, черные поперечные взрезы на копе ствола похожи на пароходы, топоры, на фигуры из диаграмм».

-        Что вам запомнилось в описании?

(Береза старая, большая; листья у неё ясные, прозрачные, и ветви свисают вниз.

У березки листики маленькие, поэтому они пропускают свет сол-нцаи и кажется березка тогда прозрачной, ясной. Полоски на коре у березы разной формы — как топоры, пароходы). Рассмотрим обучение описанию по аналогии. Чтобы дети овладели образными средствами, которые использу­ются в художественном тексте, предлагаются следующие задания.

Задание 1.

Какие метафоры, сравнение, эпитеты помогают вам ярче пред­ставить картины, нарисованные в данных текстах.

текст 1. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья.

Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым снегом.

(А.Н.Толстой)

текст 2. Первый  мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­вый мороз. Всё было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

(М.Пришвин).

текст 3.

Зимнее  утро

 Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком, высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. Собакой прыгала в груди моей радость.

(М.Пришвин). Задание 2.

Подобрать эпитеты к словам: снег; кленовый листок, лупа,   цветок.

 Задание 3.

Описать в художественном стиле один из характерных штрихов природы, используя эпитеты.

Примерные темы описаний.

1.       Морозные узоры на моем окне.

2.       Каким я видел снег (дым, небо, солнце,- месяц), вчера (сегодня, однажды, утром, в полдень, вечером).

3.       Деревья в снегу (инее).

4.       Аллея в зимнем парке (см 4'^с /- ^ ) .

Следующий этап в обучении описанию анализ ученического сочинения (текст желательно размножить — по одному на парту).

Белка

 У меня была кошка Белка. Я её очень любила. Окраска шерсти у Белки была белая, только на спине черное пятно да задние лапки черные. Шерсть была мягкая, шелковистая, как бархатная. Голова, как у всех кошек небольшая, круглая. Усы были длиной 7-8 см. Хвост длинный. Глаза у Белки видели хорошо. Днем они были серые, а ночью светились, как два зеленых фонарика.

Моя Белка любила лакомиться молоком и колбасой. По дому она ходила тихо и бесшумно, т.е. на лапках у неё были мягкие подушечки. Входила и выходила Белка из дома через форточку, не как другие кошки. А ещё она очень любила свежую рыбу. Папа приносил её Белке с речки. Он разрешал кошке таскать рыбешек из таза с водой. И Белка стала большой «специа­листкой». У них с папой были хорошие отношения. Вот какая у меня Белка, (см 5, с 47). Беседа по тексту.

-    К какому стилю относится текст?

-    Прочитать предложения в которых ученица описывает кошку. Какие средства при этом она использует? Можно ли по этому описанию представить Белку?

-    Найти предложения в которых автор высказывает свое отно­шение к кошке.

Удалось ли автору ярко выразить его?

-    О чем следовало не писать? О чем следовало бы написать подробнее?

-    Найти слова и словосочетания, предложения которые не соответствуют художественному описанию.

Учащиеся должны найти в тексте эпитеты и сравнения; например: шерсть мягкая, шелковистая, как бархатная; глаза светились, как два фонарика.

В ходе анализа делается вывод; хотя тема в основном раск­рыта, автору почти не удалось выразить свое отношение к живот­ному. Здесь уместно будет вспомнить, как рассказывает А.И.Куприн в своем рассказе о Ю-Ю.

Домашним заданием может быть сочинение описание животного на основе личных наблюдений.

В программе для 7 класса по развитию речи предусмотрено обучение описанию внешности человека, как завершающий этап работы. Специальному уроку предшествует большая подготовитель­ная работа. Во-первых, определяются стилевые разновидности описаний. (Деловое, научное и художественное).

Учитель предупреждает учеников, что целый месяц они будут зна­комиться с описанием человека, в том числе и на уроках литературы, на которых можно подробнее остановиться на приемах опи­сания героев произведений. Проанализировать художественные средства, в частности эпитеты, используемые автором при опи­сании внешности. Каждое слово нужно объяснить, опираясь на контекст и на толковые словари. Можно завести тематическую тетрадь для подготовки к уроках развития речи. Приведем фраг­менты урока описания внешности человека.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
ФРАГМЕНТ 1.

ТЕМА: Понятие об описании внешности человека.

Цель: 1. Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека.

2. Научиться использовать для этой цели эпитеты, срав­нения .

Ход урока.

1. Беседа

На уроках литературы мы знакомимся с понятием «портрет литературного героя».

-    Что вы помните о литературном портрете?

-    Для чего он вводится в произведение? (Писатель, рисуя портреты своих героев, стремится к тому, чтобы читатель  смо­гли увидеть их).

-    Какие элементы внешней характеристики может дать автор? (Описывает внешность: лицо, фигуру, одежду, жесты).

-    Вспомните, портрет какого литературного героя описан в отрывке.

Это был мальчик дет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными, задумчивыми глазами. (Это портрет Валека из повести В.Г.Короленко «В дурном обществе») .

-    Какие элементы внешней характеристики использованы В.Г.Короленко? (цвет глаз, волос, одежда мальчика).

Только ли представление о внешнем облике героя может дат описание его внешности? Узнаем ли мы что-нибудь из него, скажем, о жизни мальчика? (мальчик бедный, обездоленное детство, нет материнского ухода). (Худощавый, тонкий, как тростинка, грязная рубашонка, узкие и короткие штанишки; задумчивые глаза мальчика). ВЫВОДЫ: отношение автора к мальчику сочувствующее, об этом говорят следующие изобразительно-выразительные средства: а) сравнение — тонкий, как тростинка; б) эпитет — задумчивые глаза, в) слова с ласкательными суффиксами: рубашонка, шта­нишки .

П. Далее рассматривается упражнение 61 (см 32 с 29).

— Прочитать текст. Какие особенности внешности героя отме­чает Ю.Нагибин?

Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце».

(Ю.Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заме­тить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и очень конопат». Именно эти особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей;, а затем уже глаза бутылоч­ного цвета с рыжеватым отливом и рыжие пушистые ресницы. В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжий цвет:

огненные, немыслимо ярко-рыж, по золотистому фону веснушек, глаза с рыжеватым отливом, рыжие ресницы.

Ш. В 3-ей части урока проводится работа по подбору эпитетов нужных при описании внешности человека:

глаза: бесцветные, быстрые, блестящие, искрометные, открытые, лучистые, задумчивые, лукавые, заспанные: озорные, правдивые, голубовато-серые, скорбные, удивленные, изучающие, васильковые, ясные, гневные, беспокойные, беззаботные, большие, внима­тельные, добрые.

лицо: круглое, худощавое, грустное, побелевшее, багровое, краснощёкое, заспанное, испуганное, серьезное, волевое, сосре­доточенное, открытое, доброе, обиженное, порозовевшее, кумачевое, хмурое, злое.

Задание: подчеркнуть те определения, которые отражают состояние

человека.

Домашнее задание: Написать два сочинения-миниатюры, описав внешность кого-либо из знакомых, родных, друзей, а) в сос­тоянии радости, огорчения, гнева и пр; б) за какой-нибудь ра­ботой, занятием. Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко рассказать о том, чем вызвано состояние героя.

Итак, учитель целенаправленно обучает использованию эпитетов при подготовке к описанию картины, животного, природы, человека. Это развивает языковой эстетический вкус, обогащает словарный запас, способствует совершенствованию культуры речи. Внимание к эпитетам на уроках развития речи повышает интерес учеников к русскому языку и к художественной литературе.
2. 4.КОНСПЕКТЫ  УРОКОВ

На основе методического материала, поэтических текстов Сергея Есенина и устного народного творчества мы разработали 2 конспекта уроков и провели их в общеобразовательной школе: это урок по развитию речи в 6 классе и урок по теме „Имя прила­гательное“ в 5 классе.

УРОК  1

ТЕМА: Сочинение-описание по картине „Золотая осень“

И.И.Левитана

Оборудование: 1) репродукции с картин „Золотая осень“, „Осенний день „  Сокольники“, И.И.Левитана; музыка из произведения П.И.Чайковского „Времена года“ (осенние месяцы: сентябрь, октябрь);

2) материалы для реализации межпредметных связей: литература -стихи С.Есенина; рисование — картины. И.Левитана; музыка -»Времена года" П.И.Чайковского.

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познавательные.

1.1.          Совершенствовать умение описывать картины.

1.2.          Совершенствовать умение пользоваться, в част­ности эпитетами, сравнениями.

2. Общепредметные.

2.1.          Учить понимать прекрасное: музыку, живопись, поэзию.

2.2.          Прививать любовь к родной земле, учить пони­мать красоту природы.

Запись на доске: число, тема урока.

эпиграф: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора:

Весь лес стоит, как бы хрустальный, И лучезарны небеса

(А.С.Пушкин). Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Рано оставшись без отца и матери, он испытал всю горечь бедности» унижений


--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольная работа по английскому языку (Тюмень)
Реферат Онкогенетика : сучасний стан і перспективи розвитку
Реферат 20000 Leagues Under The Sea Essay Research
Реферат Папство в XIV-XV веках. Эпоха великих соборов
Реферат Фарадеївський вентиль і циркулятор.
Реферат Возникновение театра в Древней Греции
Реферат Возрастная физиология 2
Реферат 29 апреля в сельской библиотеке была объявлена акция «Спасибо скажем ветерану за то, что Родину спасли». Вней приняли участие ребята с 1 по 5 классы
Реферат The Red Wheelbarrow Essay Research Paper William
Реферат Особенности делового этикета в западноевропейских странах. Швеция
Реферат Информационное обеспечение управления школой
Реферат Теория социокультурных систем как основа для потенциального анализа конфликтов \english\
Реферат Методология науки криминалистики
Реферат Проведение маркетинговых исследований на примере туристической фирмы Доплайн
Реферат Гігієнічні властивості обраних систем фізичних вправ