Реферат по предмету "История"


Государство франков

Введение… 2
Возникновение государства у франков… 2
Формирование феодального общества игосударства франков. 4
Государственный строй франков. 10
Франкская империя в VIII—IX вв. 14
Заключение… 16
Литература. 16
 Введение
На огромной территории Римской империи было рассеяномножество варварских племен: готы, франки, бургунды, аламанны, англосаксы и пр.
Римляне все чаще использовали германцев в качественаем­ных солдат и поселялиих на своих границах. В V в. высшие званияримских магистратов стали носить вожди варварских племен, воз­главлявшие союзныеРиму армии, которые заключили соглашение о переходе под власть Рима.
Упадок императорскойвласти, все возрастающая непопуляр­ность римского правления создавалиблагоприятные условия коро­лям—союзникам Рима для расширения полномочий, дляудовле­творения их политических претензий. Они часто со ссылкой наимператорское поручение присваивали всю полноту власти, взи­мали налоги сместного населения и пр.
Вестготы, например, поселенные Римом в качестве своихфе­дератов в 412 году в Аквитании (Южная Франция), впоследствии расширилитерриторию своего Тулузского королевства за счет тер­риториальных завоеваний,признанных в 475 году римским импе­ратором. В 507 году это королевство былопокорено франками. В 476 году власть в Западной Римской империи была захваченаодним из варварских военачальников Одоакром. Он был убит в 493 году основателемкоролевства остготов Теодорихом I, установив­шим свое единоличное правление вовсей Италии. Это королевст­во пало в 555 году. Возникали и поглощались врезультате крова­вых войн, междуусобиц и другие «племенныегосударства» варва­ров.
Но особую роль в Западной Европе суждено было сыгратьсалическим (приморским) франкам, входившим в союз германских племен,сложившийся в III в. на северо-восточной границе Галлии, провинции Римскойимперии.
Салические франки, воглаве со своим вождем Хлодвигом (481— 511 гг.), в результате победоносных войнв Галлии, иногда в проти­воборстве, иногда в союзе с Римом, создают обширноекоролевство, простиравшееся к 510 году от среднего течения Рейна до Пирене­ев.Хлодвиг же, утвердившись как представитель римского импе­ратора, становитсявластителем земель, повелителем единого, уже не племенного, а территориальногокоролевства. Он приобретает право диктовать собственные законы, взимать налогис местного населения и пр.
Галлия, однако, еще долго сохранялась под сеньюВосточной Римской империи (Византии). Только в VIII в. титул римского им­ператорабыл присвоен франкскому королю Карлу Великому. Бла­годаря влиянию Рима иримской христианской церкви Галлия во­преки географической раздробленностисохраняла на протяжении веков своеобразное единство, превратившись в ходедлительного эволюционного процесса в ту Франконию, которая сталапрародительницей будущей Франции и Германии, а также территориаль­ной первоосновойразвития западной христианской цивилизации.Возникновение государствау франков
Для Галлии пятое столетие явилось временем глубокихсоциально-экономических преобразований. В этой богатейшей провинции Рима(территория почти совпадающая с нынешней Францией) нашел свое прояввлениеглубокий кризис, охвативший империю. Участились выступления рабов, колонов,крестьян, городской бедноты. Рим уже не мог защищать границы от вторженийиноземных племен и прежде всего германцев — восточных соседей Галлии. В итогебольшая часть страны оказалась захваченной вестготами, бургундами, франками(салическими и рипуарскими) и некоторыми другими племенами. Из этих германскихплемен в конечном я юге оказались наиболее сильными салические франки(возможно, от Sala так называлась в древности одна изрек нынешней Голландии). Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI в. захватить большую часть страны.
Возникновение классового общества у франков, наметившееся уних еще до переселения на новую родину, резко ускорилось в процессе завоеванияГаллии.
Каждый новый поход увеличивал богатства франкскойвоенно-племенной знати. При дележе военной добычи ей доставались лучшие земли,значительное количество колонов, скота и пр. Знать возвысилась над рядовымифранками, хотя последние продолжали еще оставаться лично свободными и даже неиспытывали вначале усиления экономического гнета. Они расселились на своейновой родине сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всейземли общины, включавшей леса, пустоши, луга, пахотные земли. Последниеделились на наделы, и довольно быстро перешли в наследственное пользованиеотдельных семей.
Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, почисленности в несколько раз превышающее франков. Вместе с тем галло-римскаяаристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересовположило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати, причемпервая стала доминирующей. И это особенно дало о себе знать при формированииновой власти, с помощью которой можно было бы сохранить в своих рукахзахваченную страну, держать в повиновении колонов и рабов. Прежняяродоплеменная организация необходимых сил и средств для этого дать не могла.Учреждения родоплеменного строя начинают уступать место новой организации своенным вождем — королем и лично преданной ему дружиной во главе. Король и егоприближенные фактически решают важнейшие вопросы жизни страны, хотя ещесохраняются народные собрания и некоторые другие институты прежнего строяфранков. Формируется новая «публичная власть», которая уже несовпадает непосредственно с населением. Она состоит не только из вооруженныхлюдей, не зависящих от рядовых свободных, но и принудительных учрежденийвсякого рода, которых не было при родоплеменном строе. Утверждение новойпубличной власти было связано с введением территориального разделениянаселения. Земли, заселенные франками стали делиться на «паги»(округа), состоявшие из более мелких единиц — «сотен». Управлениенаселением, проживавшим в пагах и сотнях, вручается особым доверенным лицамкороля. В южных районах Галлии, где прежнее население многократно преобладалона первых порах, сохраняется римское административно-территориальное деление.Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.
Возникновение государства у франков связано с именемодного из их военных вождей — Хлодвига (486-511) из рода Меровингов. Под егоглавенством была завоевана основная часть Галлии. Дальновидным политическимшагом Хлодвига было принятие им и его дружиной христианства по католическомуобразцу. Этим он обеспечил себе поддержку галло-римской знати игосподствовавшей в Галлии, католической церкви.Формирование феодального общества и государствафранков.
Завоевательные войны франков ускорили процесс созданияФранк­ского государства. Глубинные же причины становления франкскойгосударственности коренились в разложении франкской свободной общины, в ееклассовом расслоении, начавшемся еще в первых веках новой эры.
Государство франков по своей форме было раннефеодальноймонархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му обществе,которое миновало в своем развитии стадию рабо­владения. Это обществохарактеризуется многоукладностью (соче­танием рабовладельческих, родоплеменных,общинных, феодаль­ных отношений), незавершенностью процесса создания основныхклассов феодального общества. В силу этого раннефеодальное го­сударство несетна себе значительный отпечаток старой общинной организации, учрежденийплеменной демократии.
Государство франков прошло в своем развитии дваосновных периода (с конца V до VII в. и с VIII до середины IX в.). Рубеж,разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой пра­вящих династий(на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокойсоциально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходекоторой постепенно складывалось собственно феодальное государство в формесеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается созданиекрупной феодальной земельной собственности, двух основных классов фео­дальногообщества: замкнутого, иерархически соподчиненного, свя­занноговассально-ленными узами класса феодалов, с одной сторо­ны, и эксплуатируемогоим зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизациираннефеодального госу­дарства приходит феодальная раздробленность.
В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовыесвязи, отношения эксплуатации среди самих франков не были раз­виты,немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящуюверхушку в ходе военных походов Хлодвига.
Наиболее ярко социально-классовые различия враннеклассо­вом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда,правовой памятник франков, относящийся к V в., проявлялись в положении рабов.Рабский труд, однако, не получил широкого рас­пространения. Раб в отличие отсвободного общинника-франка счи­тался вещью. Его кража приравнивалась к кражеживотного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у франковдругих социальных групп: служилая знать, свободные франки (об­щинники) иполусвободные литы. Различия между ними были не столько экономическими,сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождениеми правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадле­жало.Важным фактором, влияющим на правовые различия фран­ков, стала принадлежность ккоролевской службе, королевской дружине, к складывающемуся государственномуаппарату. Эти раз­личия наиболее ярко выражались в системе денежных возмеще­ний,которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц — по­лусвободныелиты, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов.Лит представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося вличной и ма­териальной зависимости от своего господина. Литы могли вступать вдоговорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участ­вовать в военныхпоходах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своимгосподином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литуполагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казньза похищение свободного человека.
Право франков свидетельствует и о начавшемсяимуществен­ном расслоении франкского общества. В Салической правде гово­рится огосподской челяди или дворовых слугах-рабах (винограда­рях, конюхах, свинопасахи даже золотых дел мастерах), обслужи­вающих господское хозяйство.
Вместе с тем Салическая правда свидетельствует одостаточ­ной прочности общинных порядков, об общинной собственности на поля,луга, леса, пустоши, о равных правах общинников-крестьян на общинный земельныйнадел. Само понятие частной собственно­сти на землю в Салической правдеотсутствует. Она лишь фикси­рует зарождение аллода, предусматривая правопередачи надела по наследству по мужской линии. Дальнейшее углубление соци­ально-классовыхразличий у франков и было непосредственно свя­зано с превращением аллода впервоначальную форму частной феодальной земельной собственности. Аллод —отчуждаемое, пе­реходящее по наследству землевладение свободных франков —сложился в процессе разложения общинной собственности на зем­лю. Он лежал воснове возникновения, с одной стороны, вотчинного землевладения феодалов, а сдругой — земельного держания зави­симых от них крестьян.
Процессы феодализации у франков получают мощный им­пульсв ходе завоевательных войн VI—VII вв., когда в руки франк­ских королей,служилой аристократии, королевских дружинников переходит значительная частьгалло-римских поместий в Север­ной Галлии. Служилая знать, связанная в той илииной мере вас­сальной зависимостью от короля, захватившего право распоряжениязавоеванной землей, становится крупным собственником зе­мель, скота, рабов,колонов. Она пополняется частью галло-римской аристократии, которая переходитна службу к франкским королям.
Столкновение общинных порядков франков и позднеримскихчастнособственнических порядков галло-римлян, сосуществование и взаимодействиестоль различных по характеру общественных укладов и ускорило создание новых,феодальных отношений. Уже в середине VII в. в Северной Галлии начинаетскладываться фео­дальная вотчина с характерным для нее разделением земли на господскую(домен) и крестьянскую (держание). Расслоение «рядо­вых свободных» впериод завоевания Галлии происходило и в силу превращения общинной верхушки вмелких вотчинников за счет присвоения общинной земли.
Процессы феодализации в VI—VII вв. на юге Галлии неполу­чили столь бурного развития, как на севере. В это время размеры франкскойколонизации здесь были незначительны, сохранялись обширные поместьягалло-римской знати, продолжал широко ис­пользоваться труд рабов и колонов, ноглубокие социальные пере­мены происходили и здесь, главным образом за счетповсеместного роста крупного церковного землевладения.
V—VI вв. в Западной Европе были отмечены началом мощно­гоидеологического наступления христианской церкви. Служители десятков вновьвозникающих монастырей, храмов выступали с про­поведями о человеческомбратстве, о помощи бедным и стражду­щим, о других нравственных ценностях.
Население Галлии под духовным воздействием священнослу­жителей,возглавляемых епископами, стало воспринимать все боль­ше христианские догматы,идею искупления, полагаясь на заступ­ничество святых отцов ради обретенияпрощения при переходе в иной мир. В эпоху бесконечных войн, разрушений,повсеместного насилия, болезней, в условиях доминирования религиозного созна­ниявнимание людей естественно концентрировалось на таких во­просах, как смерть,посмертный суд, воздаяние, ад и рай. Страх перед чистилищем и адом церковьстала использовать в своих корыстных интересах, собирая и накапливая за счет иправителей, и простых людей многочисленные пожертвования, в том числе иземельные. Рост церковного землевладения начался с земельных отказов церкви отХлодвига.
Возрастающая идеологическая и экономическая рольцеркви не могла рано или поздно не проявиться в ее властных притязани­ях.Однако церковь в это время не была еще политическим образо­ванием, не имелаединой организации, представляя собой некое духовное сообщество людей,руководимое епископами, из которых по традиции важнейшим считался епископ Рима,получивший впо­следствии звание папы римского.
В деятельность церкви в качестве «христовыхнаместников» на земле все больше вторгались и короли, которые в целяхукреп­ления своей крайне нестабильной власти назначали епископов из своихприближенных, созывали церковные соборы, председатель­ствовали на них, выступаяиногда и по проблемам богословия. В 511 году на созванном Хлодвигом Орлеанскомцерковном соборе было принято решение, что ни один мирянин не может быть вве­денв церковный сан без королевского разрешения. Последующим решением Орлеанскогоцерковного собора в 549 году было оконча­тельно закреплено право королейконтролировать назначение епис­копов.
Это было время все более тесного переплетения светскойи религиозной власти, когда епископы и другие религиозные деяте­ли заседали вправительственных органах, а гражданская админи­страция на местахосуществлялась епархиальными управлениями.
При Дагобере I в начале VII в. отправление церковныхфунк­ций стало неотъемленной частью пути к почету, пройдя который, приближенныекороля становились местными правителями — гра­фами и епископами одновременно;нередки были случаи, когда епи­скопы управляли городами и окружающимиихсельскими поселе­ниями, чеканили деньги, собирали подати с земель, подлежащихналогообложению, контролировали рыночную торговлю и пр.
Сами же епископы, владея большими церковными хозяйства­ми,стали занимать все более высокое место в складывающейся феодальной иерархии,чему способствовали и незапрещенные бра­ки священников с мирянами,представителями феодальной вер­хушки.
Бурным ростом феодальных отношений характеризуютсяVII— IX вв. В это время во франкском обществе происходит аграрный переворот,приведший к повсеместному утверждению крупной феодальной земельнойсобственности, к утрате общинником земли и свободы, к росту частной властифеодальных магнатов. Этому способствовало действие ряда исторических факторов.Начавшийся с VI—VII вв. рост крупного землевладения, сопровождавшийся рас­прямиземлевладельцев, выявил всю непрочность королевства Меровингов, в котором тотут, то там возникали внутренние границы в результате выхода из повиновенияместной знати или сопротив­ления населения взиманию налогов. К тому же к концуVII в. фран­ки потеряли ряд земель и реально занимали территорию между Луарой иРейном.
Одной из попыток решить проблему укрепления государст­венногоединства в условиях повсеместного неповиновения цен­тральным властям сталцерковный собор «прелатов и знатных людей», прошедший в Париже в 614году. Эдикт, принятый собо­ром, призвал к «пресечению наисуровейшимобразом мятежей и наглых вылазок злоумышленников», грозил наказанием за«хище­ния и злоупотребление властью чиновникам, сборщикам налогов наторговых местах», но одновременно ограничивал и право граж­данских судей исборщиков налогов на церковных землях, закла­дывая, таким образом,законодательную основу их иммунитета. Епи­скопы к тому же по решению соборадолжны были впредь изби­раться «духовенством и народом» присохранении за королем лишь права одобрять результаты выборов.
К ослаблению власти франкских королей привело преждевсе­го истощение их земельных ресурсов. Только на основе новых по­жалований,предоставления новых прав землевладельцам, уста­новления новыхсеньориально-вассальных связей могло произойти в это время усиление королевскойвласти и восстановление един­ства франкского государства. Такую политику истали проводить Каролинги, фактически правившие страной еще до перехода к нимкоролевской короны в 751 году.
Реформа КарлаМартелла
Майордом Карл Мартелл (715— 741 гг.) начал своюдеятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своихполитических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Онвоспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должно­стей.За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знатиземельные пожалования в пожизненное условное держание — бенефиции (отлат. beneficium — благодея­ние, милость) при несении той или инойслужбы (чаще всего кон­ной военной). Землю получал тот, кто мог служить королюи при­водить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влек­ли за собойпотерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которыенесли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формыпожалований дру­гими крупными землевладельцами привело к складыванию отно­шенийсюзеренитета—вассалитета между крупными и мелкими феодалами.
Расширению феодального землевладения в VIII в.способство­вали новые захватнические войны, сопровождавшая их новая вол­нафранкской колонизации. Причем если во франкской колониза­ции VI—VII вв.принимала участие в основном верхушка франк­ского общества, то к колонизацииVII—IX вв., происходившей в значительно больших размерах, были привлеченызажиточные аллодисты, за счет которых и пополнялся в это время конным ры­царствомкласс феодалов.
С середины VIII в. начинается период, предшествующийза­вершению процесса расслоения франкского общества на класс фео­дальныхземлевладельцев и класс зависимых от них крестьян, ши­рокое распространениеполучают отношения покровительства, гос­подства и подчинения, возникающие наоснове особых договоров коммендации, прекария, самозакабаления. Наразвитие отношений покровительства большое влияние оказал римский институт —клиентеллы, патроната. Отношения покровительства и патроната у франков быливызваны к жизни крушением старых родовых связей, невозможностью экономическойсамостоятельности мелко­крестьянского хозяйства, разоряемого войнами, грабежамифеода­лов. Покровительство влекло за собой установление личной и иму­щественнойзависимости крестьян от землевладельцев-магнатов, так как крестьяне передавалиим право собственности на свои земельные участки, получая их обратно наусловиях выполнения определенных повинностей, уплаты оброка и пр.
В процессах установления власти крупныхземлевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла хри­стианскаяцерковь, ставшая сама крупным земельным собственни­ком. Оплотом господствующегоположения церкви были монасты­ри, а светской знати — укрепленные замки, которыестановились вотчинными центрами, местом сбора ренты с крестьян, символоммогущества сеньоров.
Договоры коммендации (покровительства) возникли преждевсего в отношениях крестьян с церковью, монастырями. Они не всегда былинепосредственно связаны с потерей свободы и прав собственности на земельныйучасток коммендируемого, как это имело место в случае договора самозакабаления.Но раз попав под такое покровительство, свободные крестьяне постепенно терялисвою личную свободу и через несколько поколений в большинстве своем становилиськрепостными.
Договор прекария был непосредственно связан спередачей земли. Он влек за собой возникновение условного держания земли,передаваемой во временное пользование, сопровождался возник­новением тех илииных обязанностей прекариста в пользу крупно­го землевладельца (работать наполях господина, отдавать ему часть урожая). В лице прекаристов создавалсяпереходный слой от свободных общинников-аллодистов к зависимым крестьянам. Су­ществовалитри формы прекария: precaria data («прекарий дан­ный»)— своеобразная форма аренды земли, на основании которой безземельный илималоземельный крестьянин получал участок земли во временное пользование. Подоговору precaria remuniratoria («прекарийвозмещенный») прекарист первоначально отдавал свой участок землиземлевладельцу и получал его обратно во вла­дение. Этот вид прекария возникал,как правило, вследствие зало­га земли в обеспечение долга. По договору precaria oblata («прека­рий подаренный») прекарист (чащевсего под прямым нажимом землевладельца), уже попавший в экономическуюзависимость, отдавал свой участок господину, а затем получал от него свой идополнительный участок земли, но уже в качестве держания.
Владелец прекария обладал правом судебной защитыпротив третьих лиц, но только не в отношении землевладельца. Прекарий мог бытьвзят обратно землевладельцем в любую минуту. По мере того как число подвластныхмагнату людей (прекаристов, коммендируемых) росло, он приобретал над ними всебольшую власть.
Государство всемерно содействовало укреплению этой вла­сти.В капитулярии 787 года, например, запрещалось кому-либо принимать подпокровительство людей, оставивших сеньора без его разрешения. Постепенновассальные связи, или отношения за­висимости, охватывают всех свободных. В 808году им было пред­писано идти на войну со своим сеньором либо с графом.
Поздние «варварские правды» свидетельствуюти о других изменениях в социальной структуре варварских обществ, происхо­дящихв связи с развитием новых феодальных отношений. В Аламаннской и Баварской правдах(VIII в.) все чаще упоминается фи­гура колона. Колон или раб, посаженный наземлю, был известен и римскому праву, которое лишало его хозяйственнойсамостоятель­ности, права заключать договоры, подписывать документы и пр.
Вестготы в V—VI вв. восприняли из Рима эти запреты. Ноостготы начали отходить от них. По ст. 121 Остготской правды, например,«если кто давал в долг деньги колону или рабу, без ведома господина, то онмог вернуть долг из пекулия», то есть из имущества, которым он владел.
Возникла новая феодальная форма колоната, отличающаясяот прежней тем, что колоном мог стать не только раб или беззе­мельныйарендатор, но и свободный крестьянин. Согласно Аламаннской правде (22, 3) колонведет самостоятельно хозяйство, но должен платить подати натурой церкви илиотрабатывать барщи­ну 3 дня в неделю.
Происходят изменения и в правовом статусе рабов.Ослабля­лись, например, строгие запреты на браки рабов со свободными. Если поримскому праву свободная женщина за связь с рабом обращалась в рабство, а по Салическойправде ее можно было безнаказанно убить, то Аламаннская правда давала такойженщине право возражать против «рабской работы служанки» (18,2).
И, наконец, в IX в. крупные бенефициарии добиваютсяправа передавать бенефиции по наследству. На смену бенефицию прихо­дит феод (Наследственное,в отличие от бенефиция, феодальное земельное владение, по­жалованное сеньоромсвоему вассалу за службу). Крупные феодалы превращаются в суверенов, обладаю­щихполитической властью в своих владениях.Государственный строй франков.
В процессах становления и развития государственногоаппарата франков можно выявить три главных направления. Первое направление,особенно характерное для на­чального этапа (V—VII вв.), проявилось вперерождении органов племенной демократии франков в органы новой, публичной вла­сти,в собственно государственные органы. Второе — определялось развитием органоввотчинного управления, третье — было связано с постепенным превращениемгосударственной власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоровс формировани­ем сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на за­вершающемэтапе развития франкского общества (VIII—IX вв.).
Завоевание Галлии послужило мощным импульсом созданиянового государственного аппарата у франков, ибо оно потребовало организацииуправления завоеванных областей, их защиты. Хлодвиг был первым франкскимкоролем, утвердившим свое исключитель­ное положение единоличного правителя. Изпростого военачальни­ка он превращается в монарха, добиваясь этого положениявсеми средствами: вероломством, хитростью, уничтожением сородичей, другихплеменных вождей. Одной из важнейших политических ак­ций Хлодвига, укрепившихпозиции франкского государства за счет поддержки галло-римского клира, былопринятие христианства.
С принятием христианства Хлодвигом церковь становитсямощным фактором укрепления королевской власти. Именно цер­ковь дала в рукифранкских королей такое оправдание захватни­ческим войнам, как ссылка на«истинную веру», объединение в вере многих народов под эгидой единогокороля как верховного, не только светского, но и духовного главы своих народов.
Постепенный переход галльской элиты в христианскуюверу становится также важным историческим фактором объединения Галлии, развитияособой региональной феодально-христианской, западноевропейской(романо-германской) цивилизации.
Социально-экономические, религиозно-идеологические,этно­графические и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственноевлияние и на процессы складывания и развития спе­цифических черт государственногоаппарата франкской империи, поглотившей в VIII—IX в. большинство варварскихгосударств За­падной Европы. Уже в V в. у франков на место старой родовойобщины окончательно приходит община территориальная (марка), а вместе с ней итерриториальное деление на округа (паги), сотни. Салическая правда говорит ужео существовании должностных лиц королевства: графах, сацебаронах и пр. Вместе стем она свиде­тельствует о значительной роли органов общинного управления.Общеплеменного народного собрания в это время у франков уже не было. Оно былозаменено смотром войска — сначала в марте («мартовские поля»), затем(при Каролингах) в мае («майские поля»). Но на местах продолжалисуществовать сотенные собрания («малюс»), выполняющие судебныефункции под председательством тунгинов, которые вместе с рахинбургами,знатоками права («вынося­щими приговор»), были представителямиобщины.
Роль общины в судебных делах была исключительновелика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, вы­ставляласоприсяжников, свидетельствующих о добром имени сво­его члена; самиродственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачиваливергельд.
Король выступал прежде всего как «охранительмира», как исполнитель судебных решений общины. Его графы, сацебаронывыполняли в основном полицейские и фискальные функции. Сали­ческая правдапредусматривала наказание для королевских долж­ностных лиц, отказывающихсяудовлетворить требование свобод­ного человека и применить власть кправонарушителям. Вместе с тем, ограждая в определенной мере самостоятельностьобщины со стороны королевских должностных лиц, Салическая правда запре­щала,например, чтобы на одно общинное собрание являлось боль­ше трех сацебаронов.
Королевские предписания, согласно Салической правде,каса­ются незначительного круга государственных дел — призыва в войско, вызовав суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так,например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого вобщинный суд. Более того, король прямо вторгается во внутриобщинные дела, в еепозе­мельные отношения, разрешает чужаку селиться на общинной земле.
Власть франкских королей стала передаваться понаследству.' В VI—VII вв. под прямым воздействием позднеримских порядковзаконодательные полномочия королей усиливаются, а в капитуля­риях не безвлияния церкви уже говорится о священном характере королевской власти, онеограниченности ее законодательных пол­номочий. Показательно, что там жепоявляется понятие измены королю, относимой к тяжким преступлениям.
Однако король в это время — прежде всего военныйпредво­дитель, военачальник, главной заботой которого является «поря­док»в королевстве, усмирение выходящей из повиновения местной знати. Сограниченностью королевских функций было связано и отсутствие эффективнодействующих органов центральной адми­нистрации, казначейства, самостоятельныхкоролевских судов, об­ладающих апелляционными функциями.
Складывающийся государственный аппарат отличается ещекрайней аморфностью, отсутствием четко разграниченных долж­ностных полномочий,соподчиненности, организации делопроизвод­ства. Нити государственногоуправления сосредоточиваются в ру­ках королевских слуг и приближенных. Срединих выделяются двор­цовый граф, референдарий, камерарий. Дворцовый графвыполня­ет главным образом судебные функции, руководит судебными по­единками,наблюдает за исполнением приговоров. Референдарий (докладчик), хранителькоролевской печати, ведает королевскими документами, оформляет акты,предписания короля и пр. Камера­рий следит за поступлениями вкоролевскую казну, за сохранно­стью имущества дворца.
В VI—VII вв. главным управителем королевского дворца,а затем и главой королевской администрации являлся палатный мэр, или майордом,власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походовкороля, который управлял своими тер­риториями «из седла».
Формирование местных органов власти происходит в этовре­мя под значительным влиянием позднеримских порядков. Меровингские графыначинают управлять округами как римские наме­стники. Они обладают полицейскими,военными и судебными функ­циями. В капитуляриях тунгин в качестве судьи почтине упоми­нается. Понятия «граф» и «судья» становятсяоднозначными, их на­значение входит в исключительную компетенцию королевскойвласти.
Вместе с тем вновь возникающие органы государственногоап­парата франков, копируя некоторые позднеримские государствен­ные порядки,имели иной характер и социальное назначение. Это были органы власти, выражавшиеинтересы прежде всего герман­ской служилой знати и крупных галло-римскихземлевладельцев. Они и строились на иных организационных основах. Так,например, широко использовались на государственной службе дружинники короля.Первоначально состоявшая из королевского военного отря­да свободных франковдружина, а следовательно, и государствен­ный аппарат пополнялись впоследствиине только романизирован­ными галлами, которые отличались своим образованием,знанием местного права, но и рабами, вольноотпущенниками, составлявши­мипридворный королевский штат. Все они были заинтересованы в усилении королевскойвласти, в разрушении старого племенного сепаратизма, в укреплении новыхпорядков, суливших им обога­щение и социальный престиж.
Во второй половине VII в. складывается новая системаполи­тического господства и управления, своего рода «демократия зна­ти»,которая предполагает непосредственное участие верхушки формирующегося классафеодалов в управлении государством.
Расширение участия феодализирующейся знати в управле­ниигосударством, «сеньоризация» государственных должностей привели кпотере королевской властью той относительной само­стоятельности, которой онапользовалась ранее. Это произошло не сразу, а именно в тот период, когдакрупное землевладение приоб­рело уже значительные размеры. В это время большуювласть присваивает созданный еще ранее Королевский совет, состоящий изпредставителей служилой знати и высшего духовенства. Без согласия Совета корольфактически не мог принять ни одного серь­езного решения. Знати постепеннопередаются ключевые позиции в управлении не только в центре, но и на местах.Вместе с ослаб­лением власти королей все больше независимости, администра­тивныхи судебных функций приобретают графы, герцоги, еписко­пы, аббаты, ставшиекрупными землевладельцами. Они начинают присваивать налоги, пошлины, судебныештрафы.
Еще в 614 году вышеупомянутым эдиктом (ст. 12) запреща­лосьназначение «должностного лица (judex — вероятно, герцога илиграфа), как и подчиненного ему человека», если они не были местнымиземлевладельцами. В 673 году светская знать добилась подтверждения ХильперикомII этой статьи эдикта. Функции управления, таким образом, закреплялись закрупными местными феодалами.
В поздних правдах местным правителям—герцогам и гра­фам— уделяется не меньше внимания, чем королю. Штраф по Аламаннской правде грозитлюбому за невыполнение требований герцога или графа, за «пренебрежение ких повестке с печатью» Специальный титул 2-й Баварской правды посвященгерцогам, «ко­торых народ поставил илиих избрал»; онсвидетельствует о ши­роте тех дел, «которые их касаются». Здесьпредусмотрено наказа­ние в виде значительного штрафа не только за невыполнение,но и за «небрежность» при выполненииих приказов (2, 13), вчастности говорится о безнаказанности в случае выполнения приказа герцога обубийстве какого-либо лица (2, 6), вероятно, «поступившего про­тивзакона» (2, 2).
Более того, по Аламаннской правде должность герцоганасле­дуется его сыном, которому, однако, грозит «изгнание и лишениенаследства» за попытку «завладеть ею грабительски» (25, 1—2),правда, король мог «простить сына… и передать ему наследство» (34,4). Со временем все важнейшие должности в государственном аппарате сталинаследственными.
Сохранявшееся в той или иной степени повиновениеместной знати королю начинает все больше определяться ее личными от­ношениями скоролевским двором, вассальной зависимостью от ко­роля как сеньора.
С середины VII в., в эпоху так называемых ленивыхкоролей, знать уже непосредственно берет бразды правления в свои руки,отстраняя короля. Сначала это делается за счет все большего уси­ления роли изначения должности майордома, а затем путем пря­мого смещения короля. Яркимпримером этому может служить сама смена королевской династии у франков. Еще вVII в. своим могуществом, земельным богатством стал выделяться род майордомовПипинидов. Один из них, Карл Мартелл, фактически уже правил страной. Благодаряпроведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единствофранкского государст­ва, переживавшего длительный период политической дестабили­зации,расчленения. Сын и преемник Карла Мартелла, не желая даже формально признаватькороля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующегоМеровинга в мона­стырь и занял его престол.
Аграрный переворот VIII в. способствовал дальнейшемураз­витию феодального государства, той административной системы, в которойглавную роль начинают играть органы вотчинного управ­ления. Новой перестройкеаппарата управления способствовало широкое распространение в это время иммунитетныхграмот, в силу которых территория, принадлежащая владельцу иммуните­та,изымалась (частично или полностью) из ведения государствен­ных властей всудебных, податных, административных делах. Вот­чинник таким образом получалполитическую власть над своими крестьянами. Иммунитетные грамоты, как правило,санкциониро­вали уже сложившиеся отношения политической зависимости кре­стьянот своих сеньоров-вотчинников.Франкская империя в VIII—IX вв.
Система иммунитетов не­избежно должна была повлечь засобой усиление раздробленно­сти, местного сепаратизма. Но при Карле Великом(768—814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, ох­ватываяогромную территорию. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Римеимператорской короной, что подчеркива­ло его силу как преемника власти римскихимператоров. Карлу и поддерживающей его церкви коронация нужна была в качествеполитико-идеологического средства укрепления королевской вла­сти за счетатрибутов Римской империи.
Еще задолго до коронации Карл стал называтьсяхранителем «христианской империи» (imperiumchristianum). Он сам в 794 году созвал во Франкурте Вселенскийцерковный собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине ицерковном праве. Борясь за «чистоту веры», он рассылал во все концыстраны миссионеров, издавал капитулярии, предусматривающие смерт­ную казнь заоскорбление священников и христианской веры.
Несмотря на все усилия Карла I и церкви, империя нестала единым территориальным образованием. Летопись свидетельству­ет онепрерывных войнах, мятежах в империи. Множество кланов, племенных, феодальныхполуавтономных государственных единиц во Франкской империи скреплялось личнойвластью императора, обеспечивавшей ему подчинение местных армий, которые призва­ныбыли защищать ее от скандинавских, арабских, славянских и др. набегов.
Усилению личной власти императора способствовал и бур­ныйпроцесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищ­нического захватаземель в VIII—IX вв. король (император) выступает в качестве высшего сеньора,высшего распорядителя зем­ли, закрепляя земельные владения духовных и светскихфеодалов, общин, но неизменно за счет общин, в интересах крупного земле­владения.
Свободный крестьянин был при Меровингах опорой королев­скойвласти. Из свободных общинников-франков состояло народное ополчение, ониучаствовали в суде, в охране порядка. До тех пор пока эта опора сохранялась,королевская власть могла противо­стоять притязаниям на власть земельныхмагнатов. Реальная власть Каролингов опиралась уже на иные силы, на их прямыхвассалов, бенефициариев. Это были те социальные слои, которые находи­лись подих непосредственным покровительством. Власть Каро­лингов становилась все болеесеньориальной, частной, она растас­кивалась местными владыками, графами,епископами.
В руках Карла Великого оставалась лишь определеннаячасть общегосударственных полномочий. К таким реальным полномочи­ям по-прежнемуотносилась «охрана мира», охрана границ, опре­деленная координациядействий центральной власти и вотчинных властей.
В капитулярии, прибавленном к Баварской правде КарломI, указывалось, что император «как охранитель мира» должен пре­секать«нарушение власти», обеспечивать «правильный мир для церкви,вдов, сирот и слабых», уделять «особое внимание» наказа­нию«разбойников, убийц, прелюбодеев и кровосмесителей», стро­го охранять«права церкви и ее имущество». Формально император обладал и высшейапелляционной властью. «Если кто заявит, что его неправильно судили, —записано в том же капитулярии, — то пусть явится перед нами». Но тут жеуказывалось, что все имуще­ственные споры должны «получать окончательноерешение с по­мощью графов и судей на местах».
К выполнению этих функций был приспособлен и император­скийаппарат управления. Совет, состоящий из высших представи­телей духовной исветской знати, решал все дела, «имеющие отно­шение к благу короля икоролевства». Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великомуповиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывалимсвою волю.
Во главе местной администрации стояли крупные землевла­дельцы,губернаторы и графы, делящие власть с епископами. «Епи­скопы вместе сграфами и графы с епископами, — предписывал капитулярий Карла I, —должны быть в таком положении, чтобы каждый из них имел возможность исполнятьсвою службу». Важ­ную роль играли маркграфы, военные начальники впограничных графствах, следящие за безопасностью границ государства.
Карл правил не через имперскую бюрократию, у него небыло даже столичного города, а через рассеянный по империи админи­стративно-судебныйаппарат «государевых посланцев», которые призваны были проводить вжизнь королевские распоряжения. Государевы посланцы, состоящие из одногосветского и одного ду­ховного лица, объезжали ежегодно округа, включающиенесколько графств. Вих компетенцию входило прежде всего наблюдение зауправлением королевскими поместьями, за правильностью совер­шения религиозныхобрядов, за королевскими судьями, рассмотре­ние апелляционных жалоб на решенияместных судов по тяжким преступлениям. Они могли требовать выдачи преступника,нахо­дившегося на территории духовного или светского сеньора. Непо­виновениеепископа, аббата и других грозило им штрафом. Кон­тролирующий тандем светских ицерковных посланцев короля — еще одно свидетельство слабости и неэффективностицентральной власти, не имеющей опоры на местах.Заключение
В начале IX века Франкское государство находилось в зенитесвоего могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея насвоих границах противника, равного ему по силам, оно казалось несокрушимым и незыблемым.Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и распада.Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат народностей,ничем кроме военной силы не связанных. Сломив на время массовое сопротивлениепорабощенного крестьянства, франкские феодалы утратили былую заинтересованностьв едином государстве. В это время экономика франкского общества носиланатуральный характер. Соответственно не было прочных стабильных хозяйственныхсвязей между отдельными районами. Отсутствовали и какие-либо другие факторы,способные сдержать раздробление страны. Франкское государство завершало свойпуть развития от раннефеодальной монархии к государственности периодафеодальной раздробленности.
В 843 году раскол государства был юридически закреплен вдоговоре, заключенном в Вердене внуками Карла Великого. Правопреемникамиимперии стали три королевства: западнофранкское, восточнофранкское и срединное(будущие Франция, Германия и отчасти Италия).
В 987 году умер последний каролингский король ЛюдовикV, преемником которого стал Гуго Капет. Титул императора перешел к вождювосточных франков, населяющих территорию, названную много столетий спустяГерманией.
Капетинги сохраняли власть только за счет контроля надвас­салами в родовом домене короля. Так, вместе с превращением вла­стимонарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархиипостепенно приходила новая феодальная госу­дарственная форма — сеньориальнаямонархия.Литература.
1.   История государства и правазарубежных стран / под ред. Жукова О.А., Крашенинниковой Н.А. – М., 1996
2.   Всеобщая историягосударства и права / под ред. Батыра К.И. – М., 1993
3.   Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М., 1995
4.   Хрестоматия по всеобщейистории государства и права. / под ред. З.М.Черниловского. — М., 1998
5.   Хрестоматия по историисредних веков. / под ред. Грацианского и Сказкина. – М., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.