Реферат по предмету "История"


Валикий шелковый путь на территории Казахстана

ВЕЛИКИЙШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА
 
Что такое «Шелковый Путь», когда он возник и сталфункционировать, где проходил — вот первые возникающие у каждого вопросы.Обратимся для ответа к историческим фактам.
В 629 г. буддийский паломник Сюань-Цзянотправился из Китая в Индию, «чтобы взглянуть на священные останки Будды исерьезно изучить богословие». Ехал он по международному пути, который связывалКитай с Западом и служил проводником технических новшеств, религиозных идей икультурных достижений.
На верблюдах-бактрианах вместе с караваном купцовиз Чаньани по краю великой пустыни Гоби через Дунхуан, пройдя соляную пустыню,известную под названием «Барханы Великого Дракона», оазисы Хами и Тур-фан,вдоль северных склонов Тянь-Шаня и выйдя из ледовых гор, которые, видимо,соответствуют хребту Музур-Ола, Сюань-Цзян и его спутники прибыли к«Прозрачному Голубому озеру». Его также называли «Горячим озером», и в нем нетрудно узнать Иссык-Куль. Обогнув озеро, паломник прибыл в город Суяб, гдевстретился с тюркским каганом, повелителем огромной империи, границы которой наЗападе доходили до Черного моря. Вот как описывает кагана тюрок и егоприближенных Сюань-Цзян: «Лошади этих иноземцев были прекрасны. Каган был одетв халат из зеленого шелка; его голова была обнажена и обмотана лишь шелковойповязкой длиной более одного чжана (3,2 м) с отвисающими назад концами. Его сопровождали более двухсот тарханов, одетых в халаты из парчи, с заплетенными вкосы волосами. Остальные воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкиеголовные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадяхбыло столько, что невозможно охватить взглядом».
Описывая прием, которым удостоил его каган,Сюань-Цзян неоднократно подчеркивает роскошь шелковых одежд тюркской знати исообщает также о подарках, которые он получил: «целый набор одежд из малиновогосатина и пятьдесят кусков шелка». В этом эпизоде, вольно или невольно,несколько раз упоминается шелк — основной продукт торговли Востока и Запада,давший название великому трансконтинентальному пути древности и средневековья.На вопрос о том, когда «заработал» этот путь, до сих пор имеются разные ответы.Если говорить о прототипе отдельных участков «Шелкового пути», то началоконтактов и обменных связей восходит по времени к III—II тыс. до н. э. Эти связибыли налажены в связи с разработкой месторождений лазурита в горах Бадахшана инефрита в верхнем течении р. Яркендарьи, в районах Хотана. Лазурит, добываемыйв Бадахшане, вывозили в Иран, Месопотамию, Анатолию, Египет и Сирию. В серединеI тыс. бадахшанскийлазурит появляется в Китае.
Наряду с «Лазуритовым путем», соединившим СреднююАзию и Средний Восток со Средиземноморьем и Ицдией, существовал «Нефритовыйпуть», который связывал Восточный Туркестан с Китаем.
В середине I тыс. до н. э. сталфункционировать «Степной путь», и если следовать описаниям отца историиГеродота, то станет очевидным его следующее направление: из Причерноморья кберегам Дона, затем в земли савроматов в Южное Приуралье, к Иртышу и далее наАлтай, в страну агриппиев, населявших район Верхнего Иртыша и о. Зайсан. Поэтому пути распространялись меха и шкуры, иранские ковры, изделия издрагоценных металлов4.
Еще недавно считалось, что изобретение шелка иторговля им относятся ко времени I тыс. до н. э. Однако китайские археологи, которые велираскопки в провинции Чжецзян, вблизи озера Тайху, нашли шелковые ткани, пояса ипряжу, относящиеся к эпохе неолита. Возраст ткани — 2750+100 гг. до н. э.Анализ ее свидетельствует о том, что уже к этому времени, то есть почти пятьтысяч лет тому назад, шелководство уже вышло из примитивной стадии. В VI-V вв. до н. э. китайскийшелк стал вывозиться в другие страны, в том числе и на Запад. Шелковая попона свышитым на ней фениксом была найдена при раскопках одного из «царских» кургановПазырыка на Алтае, датированного V в. до н. э. Шелковые ткани и бахрома, подшитая к изделиям изшерсти, обнаружены в захоронениях VI-V вв. до н. э. в районах Южной и Западной Европы.
В распространении драгоценных шелков участвоваликочевые племена саков и скифов, через посредство которых диковинный для тоговремени товар попал в Центральную Азию и Средиземноморье.
Однако, вряд ли, можно говорить для VI-IV вв. о Шелковом пути,вернее будет предположить лишь доставку престижных товаров по степной зоне,которая проходила около 40-й параллели и, начинаясь в большой излучине рекиХуанхэ, пересекала восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана иПричерноморья, достигала земель греков и этрусков5.
В это же время шелк попал в Индию, о чемсвидетельствует слово «синапатто» — «китайский шелк».
И лишь в середине I в. до н. э. «Шелковыйпуть» начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговаяартерия. А все началось в 138 г., когда из Ханьской столицы вышел посольскийкараван, который сопровождал князя Чжан-Цзяня, посланного императором У-ди вневедомые страны Запада. Через 13 лет Чжан-Цзян вернулся назад. Он смогдобраться до районов сегодняшнего Афганистана и первым прошел прямым путем извнутренних районов Китая в Центральную Азию. Вслед за ним по этому пути пошлина Запад караваны с шелком, а в Китай — товары из Средиземноморья, Ближнего иСреднего Востока, Средней Азии.
Вскоре международная торговля перешла в рукиторговцев из Согда -страны, расположенной в Средней Азии в долинах Зеравшана иКашкадарьи. Согдийцы имели торговые колонии в «Тохарских» городах ВосточногоТуркестана и в городах Китая, таких, как Ланчжоу, Дунхуан, Чаньан. Например, вДунхуане проживало около тысячи согдийцев. Согдийцы проникали в Японию, гдешелковый путь кончался, достигнув древней японской столицы Нара. Здесь в одномиз храмов хранится рукопись, написанная на согдийском языке.
Караванные пути связывали Запад Казахстана сДальним Востоком, с Приамурьем. Известна так называемая «соболья дорога», покоторой осуществлялись связи Византии, Ирана, тюркских каганатов и согдийскихкняжеств с государствами Бохай и Японией. В VI в. морская часть«собольей дороги» получила название «дороги в Японию». Во II—V вв. Шелковый путь, еслиследовать с Востока, начинался в Чаньани и шел к переправе через Хуанхэ врайоне Ланчжоу, далее вдоль северных отрогов Нань-Шаня к западнойокраине Великой Китайской стены и «Заставе Яшмовых ворот». Здесь единая дорогаразветвлялась, окаймляя с севера и юга пустыню Такла-Макан. Северная шла черезоазисы Хами, Турфан, Бешбалык, Шихо в долину р. Или; средняя от Чаочана кКашгару, Аксу и через перевал Бедель к южному берегу Иссык-Куля; южная — черезДунхуан, Хотан, Яркевд в Бактрию, Ивдию и Средиземноморье — это так называемый«южный путь»; «северный путь» шел из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд,Бухару, Мерв в Хамадан в Сирию.
В VI—VII вв. наиболее оживленным становится путь, которыйпроходил из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан, хотя прежний путьчерез Фергану был короче и удобнее. Перемещение пути можно объяснить следующимипричинами. Во-первых, в Семиречье находились ставки тюркских каганов, которыеконтролировали торговые пути через Среднюю Азию, Во-вторых, дорога черезФергану в VII в. стала опасной из-за междоусобиц. В-третьих, богатые тюркскиекаганы и их окружение стати крупными потребителями заморских товаров.
Так этот путь стал главным, и основное числопосольских и торговых караванов в VII-XIV вв. шло здесь. Это направление Шелкового пути небыло чем-то застывшим, в течении столетий попеременно наибольшую значимостьприобретали те либо иные участки и ответвления, другие, напротив, отмирали, агорода и торговые станции на них приходили в упадок. Так, в VI-VIII вв. основной была трассаСирия — Иран — Средняя Азия -Южный Казахстан — Таласская долина — Чуйскаядолина — Иссык-Кульская котловина — Восточный Туркестан. Ответвление этогопути, точнее, еще один маршрут, выходил на вышеназванную трассу из Византиичерез Дербент в Прикаспийские степи — Мангыстау — Приаралье — Южный Казахстан.Он шел в обход Сасанидского Ирана, когда в противовес ему был заключенторгово-дипломатический союз Западнотюркского каганата и Византии. В 568 г. в Константинополь ко двору императора Юстиниана II (565-576) прибыло посольство от тюркского каганаДизабула, которое возглавлял согдиец Маниах, один из тех, которые, по словамкитайских хронистов, «… научают и направляют тюрков». В данном случае, однако,и тюрки, и согдийцы преследовали общие цели, связанные с грандиозной торговлейшелком. Она приносила и тем и другим огромные доходы. Часть шелка поступала изКитая, другая изготавливалась в городах Восточного Туркестана и в самом Согде,причем производство его настолько возросло, что сбыт его превратился в оструюпроблему. Она усуглублялась тем, что продаже шелка крупнейшему потребителю — Византии — препятствовали персы. Тому были вполне конкретные причины, ибо шелкбыл нужен Византии не только ятя нужд двора и аристократии, но и как валюта принайме варварских войск, которые, в первую очередь, были бы использованы в войнес Ираном. Если бы персидское правительство разрешило свободную транзитнуюторговлю шелком и последний дошел до Византии, «то через несколько лет наЕвфрате стояла бы столь многочисленная наемная армия, что всей силы Ирана нехватило бы для ее отражения».
Договориться поэтому тюркам исогдийцам сперсами не удалось, и тюрки отправляют посольство Маниаха в Византию. Оно шло вобход Ирана и контролируемых им территорий — из Семиречья по Сырдарье в Приаралье,через Мангыстау в Прикаспий, на Северный Кавказ, через Кавказский хребет вКонстантинополь. Благосклонно принявшийпосольство Юстиниан II отправил свое посольствов ставку кагана на берегу Таласа. И новый путь «из тюрок в греки» сталфункционировать. Его маршрут прекрасно иллюстрируется археологическиминаходкам!, особенно богатыми из предгорье Кавказского хребта, где обнаруженмогильник Мощевая балка. В нем найденышелковые изделия, обрывки картинына шелке, приходно-расходные записи китайского купца и многие другие импортныевещи VII – Х вв.
На этом пути стояли большие и богатыесырдарьинские города, о которых несколько позднее писал историк XVI в. Рузбихан: «РекаХоджент (Сырдарья) протекает среди крепостей Туркестана. Высокие крепости,наподобие высочайших замков, так возвышающихся на берегах каналов, выведенныхиз реки Сейхуна, будто бы рассказывают об отраде рая, по которому текут реки».
Позднее, в IX-XII вв. этот маршрутиспользовался с меньшей интенсивностью, чем «Тяныпанский». Но в XIII-XIV вв. он вновь оживает.Политическая ситуация на континенте определяла выборы маршрутов дипломатами,купцами и другими путешествующими лицами.
Что же представлял собой юг Казахстана в канунего вхождения в орбиту Шелкового пути. Здесь, как ранее отмечалось, издревлеразвивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевыеплемена и оседлые народы. Причем в этническом плане и кочевники, иоседлые жители были однородны, илиже были объединены в рамка однотипныхэтнополитических образований. Взаимодействие и взаимообогащение культур — оседлой и кочевой — явилось магистральной линией мирового прогресса. В недрахтакого синтеза лежат многие достижения цивилизаций, созданных народамиКазахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населяющих ее народов.Так, в VI—III вв. до н. э. здесь обитали кочевые и полукочевые племена саков,высокая культура которых известна по раскопкам многочисленных курганныхпамятников, среди которых Бесшатыр, Иссык, Тагискен, Уйгарак. Уже тогдасуществовали связи саков с Китаем, Индией, Ближним и Средним Востоком. Об этомсвидетельствуют найденные в погребениях сакской знати китайские зеркала,импортные высокохудожественные изделия из Средней Азии, Ирана. Монументальныепогребальные сооружения Тагискена из сырцового кирпича наталкивают на мысль опривлечении к их возведению иноземных мастеров. Во время существованиягосударства Усунь и Кангюй во II в. до н. э. — пер. пол. I тыс. н. э., когдаШелковый путь начинает активно функционировать, сюда проникают римское стекло имонеты, китайский шелк, зеркала и лаковая посуда, европейские фибулы-застежки ирезные камни-печатки из Сасанидского Ирана.
В этот период в долинах Чу, Таласа и Сырдарьиформируются городские центры, предтечей которых являлись земледельческиепоселения, окруженные стенами с башнями. Многие из них открыты сейчас впредгорной зоне Тянь-Шаня, в долинах Арыси, в среднем и нижнем теченииСырдарьи. Особенно хорошо сохранились эти города в сухой пустынной зонеПриаралья, в Джетыасарском урочище. До сих пор высятся просушенные солнцем ихжелтые стены, глядят на плоскую равнину глазницы стреловидных бойниц, а подтакырами скрыты огромные древние некрополи.
Во второй половине VI в. Казахстан вошел всостав Тюркского каганата, огромной кочевой империи, охватившей пространство отКореи до Черного моря. В конце VI в. Каганат распадается на две части —Восточно-тюркский и Западнотюркский. Центром последнего является Семиречье, астолицей — город Суяб.
Именно в это время происходит оживление участкаШелкового Пути, который сыграл важную роль в развитии городской феодальнойкультуры Семиречья и Южного Казахстана. В Семиречье он стимулировалвозникновение целого ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовалбыстрому росту тех городов, которые оказались либо на трассе, либо были связаныс ней торговыми ответвлениями.
Вот как выглядел казахстанский участок Шелковогопути, если по нему двигаться с запада на восток. Из Шаша (Ташкент) дорога шлачерез перевал на Турбат в Испиджаб, один из крупнейших центров на Шелковомпути. Здесь останавливались торговцы из разных стран, в городе были торговыепостройки и караван-сараи, принадлежавшие купцам из Бухары, Самарканда, тогдакак купцы из Испиджаба имели свои фактории в Багдаде в раба-де Харба ибнАбдаллаха ат Балхи вместе с купцами из Мерва, Балха, Бухары и Хорезма. ИзИспиджаба вывозили рабов, белые ткани, оружие, мечи, медь и железо. ИзИспиджаба караваны шли на восток, в Тараз, через города Шараб, Будухкет,караван-сараи Тамтадж и Абардадж.
Первым крупным городом, стоявшим на Шелковом путив Таласской долине, был Джув жат, проехав который, попадали в Тараз. Это одиниз древнейших городов Казахстана, известный уже в VI в. Именно здесь тюркскийкаган Дизабул в 568 г. принимал дипломатическое посольство Юстиниана II из Византии во главе состратегом Земархом, прибывшее для заключения военного союза против Ирана ирешения вопросов о торговле шелком. Источники называют Тараз «городом купцов».Кроме того, он был столичным центром тюргешей, а затем карлуков и караханидов.
Рядом с Таразом находился город Джамукат,основанный выходцами из Бухары. Он упоминается уже в VI в. и был основансогдийцами Бухары, которыми предводительствовал некий Джамук, именем которого ибыл назван город. Археологи смогли найти Джамукат. Его остатки находились вТаласской долине, недалеко от Жамбыла, на правом берегу реки Талас, напротив с.Сары-Кемер. Развалины называются сейчас Костобе — «двойной бугор». Кроме этихгородов, в Таласской долине находились такие известные города, как Шельджи,Сус, Куль и Текабкет — в горной части долины, где располагались крупныесеребряные рудники. В равнинной части долины стоял город Атлах, у стенкоторого, как отмечалось, произошла в 751 г. битва арабов с китайскими войсками за сферы влияния. Неподалеку от Тараза на торговом пути, идущем вниз поТаласу на север, находились города Адахкет и Дех-Нуджикес, а в монгольскоевремя источники называют города Янги, Янги-Балык и Кецджак.
В Таласскую долину в Тараз караваны попадалитакже по дороге из Ферганской долины из Касана через перевал Чанач вЧаткальском хребте и Карабура в Таласском Алатау. Этот отрезок дороги соединял«Ферганское» и «Семиреченское» направления Шелкового пути.
Из Тараза на восток путь шел по пустынной местностик городу Кулану. Территория между Таразом и Куланом принадлежала карлукам. Напуп к Кулану надо было проехать через Касрибас, Куль-Шуб, Джуль-Шуб ОстаткиКасрибаса стоят на древней трассе, проходившей вдоль Киргизского хребта, иизвестны как развалины Ахыр-Тас, представляющие собой сооружение из камня,видимо, судя по планировке, бывшее некогда зам ком. Куль-Шубу соответствуетгородище Орнек, раскопки которого вы явили его характер: это типичнаяукрепленная ставка с мечетью, казармами для дружины и ремесленным предместьемвокруг.
Город Кулан, который китайцы называли Цзюйлань,был известен как «приятный городок на границах страны тюрок со стороныМавераннахра». Он, судя по маршрутникам, находился на расстоянии 17 фарсахов отТараза на восток и соответствует городищу Луговое, расположенному на восточнойокраине села Кулан. От Кулана далее на восток на расстоянии 4 фарсахов друг отдруга стояли города Мирки и Аспара.
Из Джуля дорога шла в Сарыг, затем в «селениетюркского кагана» и в Кирмирау. Из Кирмирау дорога приводила в один изкрупнейших городов Семиречья Навакет, китайский Синчэн. Оба эти названияпереводятся как Новгород. Навакет известен как резиденция тюркских каганов икак город согдийцев. Навакету, как удалось установить, соответствует городищеКрасная речка, расположенное между современными селами Красная речка иНовоивановка.
Из Навакета через Пенджикент (Бунджикент) дорогаприводила в крупнейший город Семиречья Суяб. Он был столицей западных тюрок,затем тюргешей, карлуков. О нем пишут китайские и арабские путешественникивплоть до Xв., когда город вдруг исчезает со страниц летописей. Роль столицы переходит кгороду Баласагуну, раннее название которого, видимо, было Беклиг или Семекна.Баласагун известен как столица Караханидов, затем каракитаев, которые его иразрушили вначале XIII в. Затем город вновь отстроили, но уже в XIV в. он лежал в развалинахи лишь полуразрушенные дворцы, мечети и минареты и обширные кладбища сэпитафиями свидетельствовали о недавно бурлившей здесь жизни.
Археологам удалось определить местоположение этихгородов: они находятся неподалеку от современного г. Токмака и соответствуютдвум известным средневековым памятникам — городищу Акбешим и городищу Бурана,находящимся друг от друга на расстоянии 5 км.
Из Суяба Шелковый путь шел либо по северному,либо по южному берегам Иссык-Куля. На южном отрезке караваны проходили крупныйгород Верхний Барсхан, а северный отмечен остатками небольших караван-сараев,имена которых до нас не дошли. Затем эти пути соединялись у перевала Бедель, ичерез него, либо Ташрабат, Шелковый путь приводил к Кашгару и Аксу.
Из Иссык-Кульской котловины через перевал Санташи долину Карка-ры шел путь в Йлийскую долину и затем по правому берегу Иличерез долины Усека и Хоргоса приводил в Алмалык, а затем по севернойоконечности пустыни Такла-Макан, через оазисы Хами и Турфан шел к Дунхуану и вКитай.
В Х-ХП вв. одно из ответвлений Шелкового путипересекало всю Йлийскую долину с юго-запада на северо-восток. Ответвление начиналосьв Навакете, затем шло на Бунджикет и через перевал Кастек приводило на северныесклоны Заилийского Алатау. На перевал шла еще одна дорога из Баласагуна. Здесьприметным ориентиром были священные горы Урун-Ардж, которые образуют водоразделмежду бассейнами рек Чу и Или. Об этих горах сообщают еще в VII-VIII вв. китайские дорожники,называя их «горами Цзедань». «Здесь, — согласно источникам, — каган десятиродов всегда производит утверждение владетелей и старейшин». Топоним Урунг Арджсохранился до сих пор в названии современного села Узунагач. Трасса Шелковогопути проходила через небольшие городки, находившиеся на месте Кастека,Каскелена и Ал-маты, и достигала города Тальхиза, который расположен насеверной окраине города Талгар. Здесь у подножия гор на правом берегу р.Тал-гар находятся развалины крупного средневекового городища. Тальхиз (Талхир)был крупным центром транзитной торговли.
В Йлийскую долину попадали и другим путем — оншел от Кулана, Ас-пары либо Нузкета к городам среднего и нижнего течения Чу.Через брод Ташуткуль дорога шла на северные склоны Чу-Илийских гор и спускаласьв северное Прибалхашье. Вдоль Чу вниз дорога выводила к городам на северныхсклонах Каратау.
В Тальхизе Шелковый путь разветвлялся. Южный шелчерез Иссык, Тургень, Чилик к переправе через Или в районе Борохудзира, а затемпо правому берегу Или он шел через Хоргос на Алмалык, соединяясь с маршрутом,шедшим сюда из долины Иссык-Куля. На этом отрезке археологи нашли развалинынебольших городков Иссык, Тургень, Лавар и крупного города Чилик. По правомуберегу Или дорога шла через современные поселения Коктал и город Жаркент. Врайоне Коктата располагался город Илибалык. Северная дорога из Тальхиза шлавдоль р. Талгар до переправы р. Или, которая находилась в районе Капчагайскогоущелья. После нее путь вел на Чингильды, затем через перевал Алтын-Эмель дорогаспускалась в долину Коксу и достигала города Икиогуз, находившегося на местесовременного с. Дунгановка. Именно здесь обнаружено одно из крупнейших городищИлийской долины. В этом городе, как свидетельствует посетивший его в 1253 г. Вильгельм Рубрук, жили «сарацины», то есть имелась торговая колония иранских купцов. Рубрукназывает город Эквиусом.
Из Икиогуза путь шел к Каялыку (Койлаку) — столицекарлукских джабгу. Город славился своими базарами, и в нем, кроме мусульман,жили христиане, имевшие свою церковь. Об этом сообщает посетивший город посолЛюдовика IX к монгольскому хану Мункэ, все тот же странствующий монахВильгельм Рубрук. Каялык являлся ставкой карлуков, которым в IX— начале XIIIвв. принадлежаласеверо-восточная часть Илийской долины. Он находился в долине р. Каратал, наокраине с. Антоновское. Неподалеку от Каялыка, судя по записи Рубрука,находилось «христианское селение», через которое также проходил Шелковый путь.Далее он следовал в долину Тентека и, обогнув Алаколь, через Джунгарские воротаприводил в долину Шихо и оттуда через Бешбалык шел в Дунхуан и внутреннийКитай. На юго-западной оконечности Алаколя стоял город, который путешественникиXIIIв. называли «столицейобласти». Он соответствует городищу в с. Коктума. Сейчас этот памятник размытводами озера.
Вернемся, однако, к одной из отправных точек наказахстанском участке Шелкового пути — городищу Испцджаб, чтобы проследовать вЕвропу путем Земарха. Из Испцджаба шла караванная дорога в Арсубаникет наАрыси, в Отрар-Фараб и далее вниз по Сырдарье в Приаралье. На караваннойдороге, которая шла вдоль Сырдарьи, наиболее крупными городами были Отрар-Фараби Шавгар. РядОхМ с Отраром находился город Кедер, бывший в X в. главным в Отрарскомоазисе. О нем было известно как о «месте стечения купцов из разных стран».
Отрар был узлом многих караванных путей. Отсюдаодна дорога шла в Шавгар, а другая — на переправу через Сырдарью и к городуВасцджу. Последний известен как родина выдающегося ученого Востока Абу Насраал-Фараби. В XIII-XIVвв. этот город называлсяЗернук. Из него шел путь вверх по Сырдарье, через огузский город Сюткент вШаша, а вниз — в Джевд. Отсюда же через Кзыл-Кумы была проложена трасса вХорезм, в Ургенч, а оттуда в Поволжье, на Кавказ. Этот отрезок Шелкового путибыл особенно оживленным в XIIIв., когда в низовьяхВолги сформировался золотоордынский город Сарай. Этот путь в XIII—XIVвв. проходил черезСарайчик, Сарай-Бату и Каффу.
Из Шавгара путь шел к городу Янгикенту, которыйявлялся столицей государства огузов. Отсюда также шла дорога через Кзыл-Кумы вХорезм. Путь по ней продолжался 10 дней.
Из Шавгара и позднее Яссы через перевал Турландорога выходила на северные склоны Каратау и проходила параллельно той, что шлавдоль Сырдарьи. Она особенно оживилась в XIII—XIV вв. Именно по ней изсеверного Приаралья в Монголию шли армянский царь Гетум и монах Рубрук. На этомпути стояли города Сузак, Уросоган, Кумкент, Сугулкент. Выводила же она либо внизовья Таласа, откуда поднималась вверх к Таласу, либо шла вдоль западногоберега озера Бийликуль через город Берукет-Паркет, Хутухчин, также к Таразу.
От основной трассы Шелкового пути, проходившейчерез Южный Казахстан и Семиречье, отходили дороги на север и восток, которыевели в районы Центрального и Восточного Казахстана, в степь Дешт-и Кыпчак,позднее известную как степь Сары-Арка, к берегам Иртыша, на Алтай и в Монголию.Здесь проходил степной путь, по которому передвигались племена конныхкочевников. Но было бы неправильно думать, что степные районы Казахстана былинаселены только номадами. Здесь, в удобных для земледелия местах — в долинахрек Сарысу, Кенгир, Джезды, в предгорьях Утутау, на берегах Иртыша в периодсредневековья возникли и развились оазисы земледельческой и городской жизни.Кроме того, богатые месторождения меди, олова, свинца, серебра разрабатывалисьеще с эпохи бронзы, а в более позднее время здесь же выросли поселки рудокопов,плавильщиков металла, медников и серебряных дел мастеров. Богатые сырьевымиресурсами — скотом, шерстью, кожами, металлом районы Центрального Казахстанабыли вовлечены в систему торговых связей, в том числе и международных, и быливключены в систему Шелкового пути многими караванными дорогами.
Из Отрара через Арсубаникет, долинами Арыстанды,Чаяна, перевалив невысокие горы Каратау; из Шавгара и Яссы через перевалТурлан; из Са-урана и Сыгнака; из Янгикента дороги выходили в степиЦентрального Казахстана и достигали берегов Сарысу и Кенгира, Тургая и Ишима.Здесь открыты поселения в виде четырехугольных городищ с оплывшими стенами:Болган-Ана, Жаман-Курган, Ногербек-дарасы Домбгаул, Милыкудук, Ормамбет. Вокругних открыты обширные некрополи, на которых сохранились такие архитектурные памятники,как мавзолей Джучи-хана и Ала-ша.'Видимо, именно здесь следует локализоватьупомянутые в средневековых источниках города Жубин, Конгликет, летовки Ортаг иКейтаг, рудные разработки Гарбиана по ал-Идриси и Бакирлытага по МахмудуКаш-гарскому.
Дорога из Янгикента шла на северо-восток,выходила на берега речки Белеуты и приводила в район Коунрада и Карсакпая. ВЦентральный Казахстан вел так называемый Сарысуйский путь — из Отрара черезШавгар и Турланский перевал на Аксумбе в низовьях Сарысу и вверх по реке доУлытау (горы Кендирлик), а оттуда по Ишиму и Иртышу. Более короткий путь шелчерез Сузак к низовьям Чу, а оттуда через Бетпакдалу в район Жезказгана. Ещеодин путь — «Ханжол» — использовался до нового времени и шел из Тараза вниз поТаласу через Муюн-Кумы и Бетпакдалу к берегам Атасу.
Из Тараза через города Адахкес и Дех-Нуджикес,согласно сведениям Ибн-Бахра и ал-Идриси, шел торговый путь на Иртыш — крезиденции хакана кимеков и далее, в страну кыргызов на Енисей. Каждые три годак кыргызам отправлялся караван с шелком.
Йлийская долина соединялась с ЦентральнымКазахстаном дорогой, которая шла вдоль северных склонов Чу-Илийских гор, затемпо Чу в ее низовьях и затем к берегам Сарысу. Еще один важный путь отходил отсеверо-илийской трассы в районе Чингилбдыи через караван-сараи Коктал и Бояулы — в Прибалхашье, а затем вдольпротоки р. Или Ортасу, где находятся остатки городов Актам и Агашаяк, к берегуБалхаша, а затем по полуострову Узун-Арал, который почти соединяет южный исеверный берега озера, оставляя пролив шириной чуть больше 8 км. Здесь же на мысу обнаружены остатки городища, большая часть которого затоплена водой. Можнопредположить, что караваны переходили пролив вброд, а зимой по льду, и выходилив устье реки Токрау и затем по ее берегам шли к предгорьям Улытау и далее насевер.
От северо-илийского пути, который шел вДжунгарским воротам, отходило направление, которое огибало Алакольсзападной стороны, и через Тарбагатай приводило на Иртыш, в земли государствакимеков. В Тарбагатае и на берегах Иртыша располагались кимекские города — Банджар, Ха-науш, Астур, Сисан и «столица хакана» — огромный город, окруженныйукрепленной стеной с железными воротами. Города кимеков были связаны торговымидорогами с городами кыргызов на Енисее, уйгуров в Монголии и оазисамиВосточного Туркестана. Через Южное Приаралье, в бассейн Камы вела дорога,которая соединяла Шелковый путь с севером. Отсюда добывавшаяся здесьдрагоценная пушнина попадала в Среднюю Азию, Восточный Туркестан, Китай, Индиюи Иран.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Философская мысль Востока
Реферат Банковское дело, финансовый менеджмент, страхование, инвестиции. Ответы
Реферат Лечение соматоформных психосоматических расстройств
Реферат Повышение орфографической грамотности в младших классах
Реферат Формирование книг продаж и покупок в конфигурации 1С
Реферат Транспортные характеристики грузов Сохранность груза
Реферат Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников
Реферат "Очистительное воздействие" (катарсис) малых прозаических жанров современной русской литературы
Реферат Обрядовый театр
Реферат Права та обовязки вартового
Реферат Акт о результатах проведения в Московской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения
Реферат Основные направления улучшения условий труда на предприятии
Реферат Приём выведения общих правил (на примере причины меандрирования рек)
Реферат Определение рейтинга конкурентоспособности страны
Реферат Коммерческий анализ ассортимента бытовых электрохолодильных приборов реализуемых торговой сетью