«Откудаесть пошла земля русская». (Происхождение и судьба славян. Происхождение Руси).
Когда и откуда пришлиславяне на территорию Восточно-Европейской равнины? Кто такие славяне? Каковоих происхождение? Какова их судьба? Что с ними происходило? Откуда появилосьгосударство Русь? Как оно появилось? Эти вопросы довольно интересны,занимательны и спорны.
О первоначальной историиславянских племен ученые судят по различным историческим источникам. Это иархеология, и арабские, и византийские, и античные источники, и «Повестьвременных лет», и фольклор, и лингвистические источники, которыми занимаетсянапример такая наука как гидронимика – наука о названиях воды.
Достоверно известно,что в VI – IX веках славяне уже занимали территорию, на которой позже сложиласьгосударство Киевская Русь.
Считается, чтопрародиной славян является Восточно-Европейская равнина, точнее, земли от Эльбыдо Днепра.
Внешняя опасность(постоянные набеги хазар, печенегов, половцев, скифов, сарматов, гунн, авар)заставила впоследствии различные племена славян консолидироваться в государствоимя которому Древняя Русь. «Азия не перестает высылать хищные орды, которыехотят жить за счет оседлого народонаселения; ясно, что в истории последнегоодним из главных явлений будет постоянная борьба со степными варварами», — писал известный русский историк С. М. Соловьев». («Ключ к истории отечества»,Борисов Н. С., Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Издательство Московскогоуниверситета, 1995, стр. 3).
Известный историк,создавший огромный труд по русской истории, Ключевский В. О., считал, чтотолько на основании летописи мы можем судить о первоначальном этапе нашейистории. Он пишет: «мы имеем довольно разнообразные и разносторонние сведения опервых веках нашей истории. Таковы особенно иноземные известия патриарха ФотияIX в., императора Константина Багрянородного и Льва Диакона X в., сказанияскандинавских саг и целого ряда арабских писателей тех же веков, Ибн-Хардабде,Ибн-Фадлана, Ибн-Дасты, Масуди и других. Не говорим о туземных памятникахписьменных, которые тянутся все расширяющейся цепью с XI в., и памятникахвещественных, об уцелевших от тех времен храмах, монетах и других вещах. Всеэто отдельные подробности, не складывающееся ни во что цельное… Начальнаялетопись дает возможность объединить и объяснить эти отдельные данные». (В. О.Ключевский, «Русская история», Москва, «Мысль», 1995, стр. 60).
Только В. О.Ключевский считал предков славян, кроме киевских полян, у которых был «кроткийи тихий обычай», дикарями и варварами, как считали это все историки, чтоопровергается сегодняшними достижениями культурологи, археологии, топонимики игидронимики.
Нет до сих порточного ответа на вопрос «Откуда есть пошла Земля русская», так как в основномтруды известных историков в большинстве своем основаны на «Повести временныхлет».
Особенно «преуспели»в вопросе о происхождении Руси немецкие историки и русские времен бироновщины.Это так называемая норманнская теория происхождения Руси. (Сторонники АвгустЛюдвиг Шлецер (1735 – 1738), Герард Фридрих Миллер (1705 – 1783) и ГотлибЗигфрид Байер (1694 – 1738) – немецкие историки на русской службе). Их трудызачастую создавались без знания старославянского языка и даже русского… Но этовсе забегая вперед работы.
Так откуда же пришлиславяне на территорию Восточно-Европейской равнины? Имеется три мнения по этомувопросу. Первое: автохтонное происхождение славян, то есть славяне жили на этойтерритории издревле, изначально, еще в VI – VII в. до н. э. Сторонник этойточки зрения Б. А. Рыбаков. Эта теория опирается на сочинения Геродота и ПлинияСтаршего. Второе мнение, что славяне пришли на территорию Восточно-Европейскойравнины в V – VI вв. н. э. У этого мнения есть две теории. Балтийская (основанана Византийских источниках): изначально славяне были сгруппированы в ЮжнойПрибалтике (их называли венедами) в VI в. н. э., где-то в V в. н. э. началсяпроцесс их дробления и переселения, при котором часть племен остается на месте,а часть идет к Дунаю (склавины), а еще часть перемещается на юго-восток (анты).(Надо сказать, что в VII – VIII вв. н. э. на территории Восточно-Европейскойравнины проживали гунны и авары (обры)). Еще есть карпатская теорияпроисхождения славян, по которой изначально центром обитания славян былиКарпаты, а оттуда они двинулись в разных направлениях.
В 1808 году вышла всвет работа Густава Эверса (1781-1830), младшего современника Карамзина.«Работа была написана на немецком языке, как и все последующие труды этогоученого. В противовес сторонникам норманнской теории происхождения русскогогосударства, которую принимал и Карамзин, Эверс считал, что народ Русь –хазарского происхождения и первоначально жил в Северном Причерноморье,«Черноморская Русь». («История России» под редакцией А. Ф. Васильева, В. А.Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 17).
Доподлинно известно согласнолетописям и по данным археологических раскопок, что в VI –IX вв. н. э. былонесколько славянских племен: «Поляне жили в лесостепи по среднему течениюДнепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и росси, жили северяне(Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах»древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной,расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по западной Двинесоседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу отреки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки –потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром иЮжным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москва располагались вятичи; на западот них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи. Северную часть западныхсклонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменскиесловене (Новгород)». ( «История России», А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г.Георгиева, Т. А. Сивохина, «Проспект», Москва, 2002, стр. 16).
В византийскихисточниках известия о славянах встречаются довольно часто, особенно всочинениях Прокопия Кесарийского и Маврикия Стратега. В этих источниках славяневстречаются под названием анты, венеды и склавины («словяне»). Согласно однойтеории название «словяне» произошло от слова «слово», то есть славяне — это те,кто обладает даром речи в отличие от «немцев» — «немых». Есть и другая теория:что слово «словяне» произошло от «съли» — в значении «послы» или«представители» (имелось ввиду венеды). То есть первая часть слова и втораяозначает «представители венедов».
В. О. Ключевскийотмечает, что в истории и жизни древних славян сыграли большую роль природныестихии: река, лес и степь. Маврикий Стратег пишет, что славяне «сходны посвоему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоимобразом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране». Славяне, пословам Прокопия Кесарийского, «не управляются одним человеком и живут внародоправстве». («История России», под редакцией А. Ф. Васильева, В. А.Потатурова, Москва, «Академический Проект», 2005, стр. 35).
У славян на самомделе были предпосылки образования древнерусского государства. Византийские иарабские источники дают сведения о славянах, как о мирном населении, довольномиролюбивом.
В науке имеетсямнение, что еще в III – II тыс. до н. э. на территории от Эльбы и Одера доДуная и Черноморья обитали протославяне – предки славян. Во времена великогопереселения народов славяне перемешались с ближайшими соседями – финно-уграми(занимали территорию современной Москвы, Ярославля), чудью, мерой, весью,балтами, корелами, гуннами, коми, пермяками и другими народами.
«Повесть временныхлет» дает сведения о том, что еще до появления Рюрика, Синеуса и Трувора, наславянской земле, на территории полян (восточная ветвь славян) имелсягород-крепость, которым правили, потомки братьев Кия, Щека и Хорива –основателей города. Они платили непосильную дань хазарам.
«Византийскиеисторики пишут, что славяне были храбрыми воинами и имели особенное искусствовладения оружием – мечами, дротиками, стрелами, намазанных ядом». («История икультура Отечества», под редакцией В. В. Гуляевой, Москва, «Академическийпроект», 2007, стр. 18).
До VII – VIII вв. Уславян существовала подсечно-огневая система земледелия, после ее вытеснилапашенная система. В общественном строе древних славян существенную роль игралародовая община. По мере накопления излишков, прибавочного продукта, из родовойобщины выделились князья и дружинники – для защиты от внешней опасности,которую приносила славянам степь.
Как расселилисьславяне? Самые северные славяне ушли на озеро Ильмень – славяне ильменские.Стояли они некоторым образом особняком на территории Новгорода. У них былиникудышные земли, но зато богатый лес и мягкий климат. Лес давал пушнину, мед,грибы, ягоды. Славяне ильменские более других контактировали с другимиплеменами.
Другое скоплениеславян сложилось на Днепровской речной системе, так как реки, во-первых, были вто время – дорогой, а во-вторых, по ним было удобно создавать города-крепости.
Другие славянерасселились по Волжско-Окской речной системе. Из этих племен после ига выйдеттри народности: украинская, русская и белорусская.
Особую роль в историивосточных славян играли скифы и Византия. С ними были внешние сношения, чтоподтверждают данные археологических раскопок.
Некоторые историкисчитают скифов прямыми предками славян.
Именно славянеДнепровской речной системы (поляне, северяне, древляне) сыграли впоследствииглавенствующую роль в объединении восточных славян и образовании государстваРусь.
Интереснопроисхождение названия Русь. Об этом тоже есть у ученых разные гипотезы.Большинство склоняется к тому, что Русь (Россь) – это название реки.
«…Сведениядоказывают, что пруссы и варяги-русь жили в ближайшем соседстве. И такимсоседством оказалась река Неман: пруссы жили на западном ее берегу, аваряги-русь, а точнее русь, руссы или русичи, — на восточном… варяги-русьРюрик, Синеус и Трувор со своими родами пришли с правого берега реки Русс(Неман), с территории, называемой Русской землей, и принесли с собой название«Русь» и «Русская земля» в район Чудского озера, озера Ильмень и Белоозера.Иначе говоря, «русь» пришли к «словенам»… (В. П. Семин, «Русская история:проблемы и спорные вопросы», Москва, Академический Проект, 2007, стр. 33-34).
Из арабскихисточников известно, что еще до Киевской Руси у восточных славян были триполитических объединения – Куяба, Славия и Артания.
«По мнению Б. А.Рыбакова основание Киева «знаменовало сложение поляновского союза, то естьначало его существования». Видимо, с этим событием связана легенда о Кие –основателе города Киева. Таким образом, названия племен, которые нам известныиз «Повести временных лет», на самом деле представляли собой уже сложившиесяплеменные союзы мелких родственных племен, количество которых достигало 150 –200». ( «История России», под ред. А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва,Академический Проект, 2005).
Еще до призванияварягов к славянам, у славянских племен был свой общественно-хозяйственныйстрой. Племена объединялись в племенные союзы, а состояли из общин. Община былародовой. В ней была коллективная собственность на средства производства – наскот, утварь и землю. Личность растворялась в обществе. Производство было – откаждого по возможности. Распределение – каждому по потребности.
Славяне былиземледельцами. У них не было смертной казни, но был изгой.
Прошло время. Родоваяобщина стала соседской. Тут уже земля по-прежнему общинная, но орудия труда,скот, жилище – все закрепляется за семьей. С урожая часть идет в общину, а часть– себе. Появляется возможность имущественного неравенства. Все это оченьдлительный процесс – обогащения и обеднения семей – буквально из поколения впоколение. Наиболее быстро этот процесс идет там, где плодородная земля.
Зарождается слойзажиточных общинников. Из них – князья и воины. В условиях родовой общинывоевали все те, кто мог держать оружие. В условиях соседской общины появиласьвозможность содержать войско.
Вот что пишет В. О.Ключевский о начале русской земли: «Повесть о начале Руси сказание о призваниикнязей из-за моря. По этому сказанию, еще до Рюрика варяги как-то водворилисьсреди новгородцев и соседних с ними племен славянских и финских, кривичей,чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались ее платить ипрогнали варягов за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцыперессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал надругой и пошли между ними усобицы. Утомленные этими ссорами, туземцы собралисьи сказали: «поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву».
Около половины IX в.дружина балтийских варягов проникла Финским заливом и Волховом к Ильменю истала брать дань с северных славянских и финских племен. Туземцы, собравшись ссилами, прогнали пришельцев и для обороны от их дальнейших нападений нанялипартию других варягов, которых звали русью. Укрепившись в обороняемой стране,нарубив себе «городов», укрепленных стоянок, наемные сторожа повели себязавоевателями…» (В. О. Ключевский, «Русская история», полный курс лекций в трехкнигах, книга первая, Москва, Мысль, 1995, стр. 119 – 121).
«Повесть временныхлет» повествует, что государство пришло к славянам. В то время как у славянбыли все предпосылки для образования государства; почва для его создания былаграндиозная
Поэтому норманнскаятеория о том, что варяги принесли с собой славянам государство неверна. Варягибыли призваны в качестве дружины, для порядка, для защиты от набегов степных идругих народов. Как сегодня сказали бы: в качестве охраны. Другое дело, чтоповели они себя по-царски, но это совсем иная тема.
М. В. Ломоносовборолся с норманнской теорией происхождения Русского государства и доказал, чтогосударство на Руси установили прибалтийские славяне, а не варяги.
Русь развиваласьсвоим путем, а норманны стали только гребнем волны, поставив точку вобразовании государственности.
«Что разуметь подначалом истории какого-либо народа? С чего начинать его историю? Древниегреческие и римские писатели сообщают нам о южной степной России ряд известий,неодинаково достоверных, полученных ими через посредство греческих колоний посеверным берегам Черного моря от купцов или по личным наблюдениям. До нашей эрыразные кочевые народы, приходившие из Азии, господствовали здесь один задругим, некогда киммериане, потом при Геродоте скифы, позднее, во временаримского владычества, сарматы. Около начала нашей эры смена пришельцевучащается, номенклатура варваров в древней Скифии становится сложнее,запутаннее. Сарматов сменили или из них выделились геты, языги, роксаланы,аланы, бастарны, даки…
Эти народы, цепьюпрошедшие на протяжении веков по южно-русским степям, оставили здесь после себябесчисленные курганы, которыми усеяны обширные пространства между Днестром иКубанью. Над этими могильными насыпями…работает археология и открывает в нихлюбопытные исторические указания, пополняющие и проясняющие древних греческихписателей, писавших о нашей стране»… (В. О. Ключевский, «Русская история»,Москва, «Мысль», 1995, книга первая, стр. 86 – 87).
Итак:
— «Откуда есть пошларусская земля»?
— От славян.
— Происхождениерусской земли?
— Земли от Днепра доОдера, от Вислы до Черного моря.
— Судьба славян?
— Основаниегосударства.
— Происхождение Руси?
— Закономерныепроцессы образования государства – от родовой общины к политическому устройствус завершением этого процесса призванием варягов.
Это только, кажется,что вопросы и ответы на них очевидны. На самом деле, очень много неясностей,спорных положений и противоречий, так как начало Руси срыто тенью веков. И даже«Повесть временных лет» не дает однозначного ответа, так как писалась неочевидцами тех далеких событий, кроме того, разными людьми и в разное время(это доказано). Русская земля берет свое начало в далеком прошлом. Давно этовсе было. Слишком давно.
Списокиспользованной литературы
1. «Ключ кистории Отечества», Н. С. Борисов, А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов,Издательство Московского университета, 1995;
2. «ИсторияРоссии» под ред. А. Ф. Васильева, В. А. Потатурова, Москва, АкадемическийПроект, 2005;
3. «История икультура Отечества» под ред. В.В. Гуляевой, Москва, Академический Проект, 2007;
4. «Русскаяистория: проблемы и спорные вопросы», В. П. Семин, Москва, АкадемическийПроект, 2007:
5. «ИсторияРоссии», А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина, МГУ,Проспект, Москва, 2002;
6. «ИсторияРоссии», В. И. Моряков, В. А. Федоров, Ю.А. Щетинов, Издательство Московскогоуниверситета, Издательство ГИС, 1996;
7. В. О.Ключевский, «Русская история», полный курс лекций в трех книгах, книга первая,Москва, «Мысль», 1995.