Реферат по предмету "Психология"


Понятие о чувствах

--PAGE_BREAK--
Качественное различие эмоций человека и животных

Экспериментально выявленные физиологические механизмы эмоциональной сферы человека на первый взгляд сравнительно мало отличаются от того, что наблюдается у высших животных. Однако, как только мы переходим к качественному содержанию чувств и к формам их выражения, разница оказывается настолько значительной, что, признавая у животных наличие эмоциональных реакций, в то же время нельзя говорить о наличии у них каких-либо сложных чувств.

У человека имеется громадное количество чувств, которых не существует и не может существовать у животных. Вместе с тем эмоции, общие для людей и животных (гнев, страх, половое чувство, любопытство, радость и уныние), у них различаются качественно.

Человеческие эмоции преобразованы социальными условиями существования и проявляются, за исключением некоторых патологических случаев, в очеловеченном, общественно обусловленном виде. Чувство голода, являющееся аспектом пищевого инстинкта и с трудом отделимое от него, эмоционально переживается человеком и выражается не так, как у животных. Так и половое чувство, оставаясь аспектом инстинкта размножения, прошло длинный и сложный исторический путь очеловечения.

Историческая обусловленность чувств человека

Чувства человека исторически детерминированы (обусловлены). Поэтому самый кропотливый биологический и физиологический анализ не раскроет конкретного содержания человеческих чувств, не обнаружит путей превращения их в мотивы, движущие силы разумных и неразумных поступков человеческой личности.

Очеловечение эмоций проявляется в том, что качественное содержание переживаемых чувств неизмеримо богаче и сложнее, чем у животных.

Жизнь в обществе с его сложными системами учреждений, законов, норм, социальных ценностей, богатство реальных взаимоотношений, возникающих между людьми в трудовой, политической, культурной, семейной сфере, привели к возникновению множества чисто человеческих чувств. Еще Ч. Дарвин отмечал, что только человеческому существу присуще чувство стыда, которое затем делается компонентом его нравственных переживаний. Возникают чувства, связанные с переживанием моральных, эстетических и гражданских ценностей. Они образуют сферу высших чувств, в которых запечатлено все богатство эмоциональных отношений человека к сложной социальной действительности, с ее строем культуры и общественных институтов.
IV. 14.4. Выражение эмоциональных состояний
Когда человек испытывает то или другое эмоциональное состояние — удовольствие, скорбь, волнение, гнев и т. п., то при этом происходят не только определенные изменения во внутрителесных органах (изменение пульса, сокращение желудка, усиленная работа эндокринных желез), но и невольные изменения в его внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, возникает улыбка (мимика), меняется осанка, появляются определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях, характере произнесения слов (голосовая мимика). Проявление таких действий можно наблюдать, правда в менее расчлененном виде, еще в доречевом периоде жизни ребенка. Беспокойство младенца, недовольство, испуг, выраженные в плаче и крике, так же как улыбка удовольствия, говорят окружающим о состоянии ребенка потому, что имеется определенная связь между характером того или иного переживания и характером внешнего выражения чувств. Радость, гнев, отчаяние, восторг при переживании их человеком передаются в специфических присущих им особенностях выражения чувств, несмотря на наличие многих индивидуальных оттенков. Отчаяние, испытываемое человеком, невозможно принять за переживание им восторга или гнева.

По мере развития человека, приобщения его к укладу жизни окружающих людей, освоения правил поведения, отвечающих принятым в обществе нормам, происходит не только обогащение средств выразительности для передачи оттенков чувств, но и известная эволюция в их выражении. Вначале непроизвольные, бесконтрольные эмоции постепенно превращаются в частично управляемые и регулируемые человеком выражения его чувств. Это происходит потому, что в обществе существуют представления о том, как можно и как нельзя выражать свои чувства. И уже с детства детей учат тому, что стыдно плакать из-за незначительной боли, выражать страх при виде жука и т. д. Отсюда и возникает сдерживаемый, скрываемый страх, который мы можем прочесть в облике ребенка при его встрече, например, с большой неизвестной собакой. Происходит известное регулирование выражения того или иного чувства, подведение выражения под социально приемлемую форму. Человек, принадлежащий к определенной социальной среде, считается с тем, в какой форме, соответствующей обстановке и ситуации, можно выражать свое недовольство, гнев, радость, огорчение. Это регулирование предполагает известный уровень управления выражением чувств. Человек управляет выражением чувств не только для того, чтобы найти для переживания чувства социально приемлемую форму, но в ряде случаев для того, чтобы скрыть от других свое переживание: или человек не хочет, чтобы знали о его влюбленности, глубокой печали и т. д., или хочет скрыть такие чувства, к которым люди относятся неодобрительно (зависть, злорадство, жестокость, презрение к окружающим). Регулирование выражения чувств может иметь и другую цель — воздействие на других людей, чтобы они обратили внимание, пожалели, оценили испытываемое человеком чувство.

Выражение чувств, выступающее в тех или иных внешних проявлениях, принято называть экспрессией чувств. Средства, элементы языка экспрессии чувств обширны и многообразны. Это прежде всего слова. При помощи богатой палитры слов мы можем передать оттенки испытываемых нами переживаний. Достаточно сказать, что в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний. Правда, среди них много синонимов. Эмоциональное состояние человека в убедительной форме передается не только самим значением слова, не только способом построения фразы (стилистика), но и характером интонирования, тембром голоса и т. д. Экспрессия чувств хорошо передается богатством человеческой мимики, так же как характером разнообразных жестов человека, его походкой. Более того, оттенки поведения человека в целом — характер его внимания, направление взора, изменение темпа речи и движений — все это может выражать переживания человека, испытываемое им эмоциональное состояние. Но понимание поведения как проявления чувств требует от индивида умения «читать» человеческие чувства, разбираться в экспрессии чувств.

Процесс овладения языком экспрессии чувств достаточно длительный, поскольку для того, чтобы овладеть всей палитрой экспрессии в ее тонких и дифференцированных формах, необходимо усвоить ряд умений и приобрести достаточный опыт.

Овладение экспрессией — явление двустороннее. Прежде всего оно подразумевает появление и развитие восприимчивости к различным формам и оттенкам экспрессии чувств, умение тонко их опознавать. Вторая же сторона процесса заключается в умении человека пользоваться оттенками выражения чувств для того, чтобы убедительно и точно передавать свои переживания, свое эмоциональное отношение к тем или иным людям, к событиям социальной жизни и т. д.

Эти два аспекта предполагают также освоение ряда моментов, характеризующих социальную психологию людей. Мы уже отмечали, что в ходе выражения чувств человек учитывает те требования, те правила, которые бытуют в данной социальной среде относительно того, как нужно и как нельзя выражать свои чувства. В зависимости от установленных неписаных правил, традиций, бытующих в разной социальной среде, и выражаются по-разному соответствующие чувства. Если у одних народов и народностей, например, обязательно, чтобы вдовы на похоронах громко голосили, кричали, плакали по своему умершему мужу и сдержанность воспринимается неодобрительно, то у других народов такие длительные крики будут восприниматься как нарочитые и вызывать осуждение. Следует говорить о влиянии национальной, социальной, профессиональной, культурной среды на характер экспрессии, на появление в ней специфических оттенков, распространенных именно в данной среде. В определенной среде наблюдаются известные стереотипы выражения чувств, которые характерны для каких-то культурных групп и хорошо ими понимаются. Нельзя забывать, что в процессе изменения нравов и обычаев людей меняются и нормы требований к оттенкам выражения чувств. Поэтому появляются характерные для разных возрастных групп населения свои особенности в выражении чувств, свои словечки, свои формы передачи эмоционального отношения к людям и событиям, которые другими категориями населения не очень точно воспринимаются.
IV. 14.5. Формы переживания чувств
Чувства образуют обширную в психической жизни сферу личности. Определенное представление о богатстве и многообразии эмоциональной сферы личности дают следующие понятия: чувственный тон, эмоции, аффекты, стрессовые состояния и настроения.
Чувственный тон.

Чувство часто проявляется лишь как эмоциональная окраска, как своеобразный качественный оттенок психического процесса. В этом случае оно сознается не само по себе, а как особое свойство предметов или действий, способных вызывать у познающей и действующей личности известное отношение.

Человек не всегда даже замечает, что речь идет не столько об объективных свойствах предметов, сколько о его личном субъективном отношении к ним, когда говорит: приятный собеседник, смешная история, неприятный запах, скучная книга, любимое занятие, нежная листва, веселая прогулка, возмутительный поступок, успокоительное сообщение, напряженная работа и т. д.

Такая эмоциональная окраска — чувственный (аффективный) тон — в некоторых случаях оказывается прирожденной всем (или почти всем) людям. Например, боль и ряд чрезмерно сильных раздражений отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Определенные запахи (меркаптанов и ряда других органических соединений) для всякого нормального человека отвратительны. Крайне неприятны известные сочетания диссонирующих звуков. Сюда же относятся отдельные сочетания цветов, вызывающих раздражение. Но в большинстве своем некоторые чувственные тона восприятий и представлений оказываются следами прежних эмоциональных процессов, отголоском прошлого опыта (во многом сходного у большинства людей, что и создает впечатление прирожденности). Весьма часто чувственный тон служит показателем того, удовлетворяет или не удовлетворяет предмет или ситуация потребности человека, успешно или безуспешно протекает его деятельность (в данном конкретном случае).

У некоторых лиц резко выраженный чувственный тон принимает характер идиосинкразии — болезненного отвращения к определенным раздражениям, почти безразличным или даже приятным для других людей. Встречаются субъекты, не выносящие, например, прикосновения к бархату, запаха рыбы, звука, сопровождающего протирание стекол, и некоторых других скрипов.

Изучение чувственного тона зрительных, слуховых, обонятельных, кинестезических (двигательных) ощущений и восприятий имеет большое практическое значение. Например, окраска помещений, станков, средств транспорта может заметно влиять на продуктивность работы и общее самочувствие трудящихся в зависимости от приятного или неприятного чувственного тона, вызываемого определенными цветовыми оттенками и в особенности их сочетаниями. Неприятный запах химических удобрений резко снижает ценность картофеля и овощей. Производственные шумы, не только от громкости их, но особенно от специфического чувственного тона, весьма мешают работе и увеличивают брак, тогда как специально подобранная музыка повышает производительность труда.
Эмоции

Эмоциональные процессы и состояния, или эмоции (в узком значении термина), представляют собой обычную и характерную форму переживания чувств.

Эмоция — это непосредственное переживание (протекание) какого-либо чувства. Эмоцией будет, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которое переживает, испытывает человек, слушая хорошую музыку в хорошем исполнении. Чувство любви к музыке может переживаться в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении.

В одних случаях эмоции отличаются действенностью. Их называют стеническими. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил. От радости человек готов «горы перевернуть». Сочувствуя товарищу, он ищет способа помочь ему. При стенической эмоции человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. В других случаях эмоции характеризуются пассивностью или созерцательностью, чувства расслабляют человека. Это астенические эмоции. Иногда, переживая сильное чувство, человек уходит в себя, замыкается. Сочувствие тогда остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием, стыд превращается в тайные мучительные угрызения совести.

Являясь мотивами совершаемых действий, эмоции в одних случаях организуют деятельность, а в других — дезорганизуют ее. При состоянии эмоциональной тупости деятельность человека утрачивает целенаправленность, мышление и фантазия не получают необходимых стимулов. В. И. Ленин писал, что «без „человеческих эмоций“ никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»1. Но и повышенная эмоциональность сплошь и рядом влечет за собой искаженное отражение объектов, субъективное толкование фактов, логические ошибки при выводах и оценках.
Аффекты

Аффектами называют эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями (утратой самообладания), а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, они похожи на вспышку, взрыв, налетевший шквал. Если эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря. Эти состояния имеют различные стадии, сменяющие друг друга. Охваченный яростью, ужасом, растерянностью, восторгом, приступом безудержного смеха, отчаянием, человек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражает свои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения. Это объясняется тем, что сильное возбуждение определенных центров промежуточного мозга и коры полушарий, а вместе с тем торможение других центров переходят пределы и сменяют друг друга: иногда возникает срыв и расстройство высшей нервной деятельности. Стенические состояния резкого подъема жизнедеятельности сменяются частично, а иногда и полностью астеническими — упадком сил, растратой энергии, которая не успевает восстановиться. Так, гнев, проявляющийся в энергичных движениях, блеске глаз, покраснении лица, сменяется яростью, сопровождающейся дезорганизацией движений, помутнением взора, побледнением лица.

При отчаянии бурная реакция всего организма сменяется порою обмороком или ступором (застыванием в неподвижной позе).

В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практически важного. Телесные изменения и выразительные движения становятся все более и более безотчетными. Мелкие движения расстраиваются из-за сильного напряжения. Торможение все сильнее охватывает кору полушарий, возбуждение нарастает в подкорковых узлах и в промежуточном мозгу. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству — страху, гневу, возмущению и т. д.

Многие чувства могут протекать в аффективной форме. Например, наблюдаются случаи аффективного восторга у театральных зрителей или в ликующей толпе. В художественной литературе были неоднократно описаны аффективные переживания «безумной» любви; даже научные открытия после многолетних упорных исканий истины иногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости.

Сдержаться, не потерять власти над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, и не только взрослый, но и ребенок. На дальнейших стадиях человек нередко утрачивает волевой контроль, совершает безотчетные движения и безрассудные действия. У людей с более или менее здоровой нервной системой эти стадии наблюдаются в связи с безответственной распущенностью или опьянением: такой человек не столько приходит в состояние тяжелого аффекта, сколько позволяет себе прийти в подобное состояние, а поэтому должен нести ответственность за совершаемые поступки.

После аффективной вспышки иногда наступает успокоение и некоторая усталость; в других случаях (более тяжелых) — полная разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порою сонливость — так называемый аффективный шок; иногда возбуждение длится долгое время и периодически усиливается или ослабляется.

Стрессовые состояния

За последнюю четверть века все большее значение приобретает изучение таких эмоциональных состояний, которые вызываются ситуациями напряженности (или стрессовыми ситуациями). Это — действия при опасности, при различных физических и умственных перегрузках, при необходимости принимать быстрые и ответственные решения и т. д. Ясно, что все эти условия могут вызывать те или иные эмоции. Знание психологических особенностей возникновения и течения эмоциональных состояний напряженности, или стрессовых состояний, очень важно не только для летчика, космонавта, офицера, оператора электростанции, диспетчера, машиниста, шофера, но и, например, судьи, учитывающего состояние обвиняемого при совершении проступка, руководителя предприятия, педагога, экзаменующего учеников, и т. д.

Стресс получил физиологическое обоснование в учениях У. Кеннона о гомеостазисе (гемеостазис — постоянство внутренних условий функционирования организма) и Г. Селье об общем адаптационном синдроме, т. е. о своеобразной защитной по своему характеру реакции организма, мобилизующего свои ресурсы (прежде всего эндокринные) в ответ на сильные и сверхсильные (травмирующие) внешние воздействия — будь то физические или нервно-психические эмоциональные перегрузки.

О стрессовых состояниях свидетельствуют изменения в работе сердечно-сосудистой, дыхательной систем, электропроводимости кожи и другие вегетативные показатели. При стрессах отмечаются также определенные биоэлектрические изменения в центральной нервной системе, фиксируемые на электроэнцефалограмме, биохимические сдвиги в крови и т. д. Но все эти изменения являются неспецифическими — только лишь на их основе нельзя судить о содержании эмоции: так, учащение пульса может быть вызвано и эмоцией страха, и эмоцией радости. При очень значительном стрессе налицо не только все перечисленные показатели, но и поведение человека нередко меняется весьма характерным образом — возникает общая реакция возбуждения, поведение становится в большей или меньшей степени дезорганизованным, наблюдаются беспорядочные движения, жесты, отрывистая, несвязная речь и т. д. Еще большее усиление стресса может привести к обратной реакции — общему торможению, пассивности, бездеятельности.

При не очень сильном и непродолжительном стрессе физиологические изменения могут почти не проявиться внешне. В этих случаях о стрессе судят на основе более тонких и своеобразных изменений поведения. К их числу относятся в первую очередь затруднения в осуществлении функций, требующих сознательного контроля и связанных с направленностью мышления на решение той или иной задачи. При этом наблюдаются трудности в распределении и переключении внимания. В то же время навыки (заученные и автоматизированные формы поведения) не только не тормозятся, но могут даже против воли человека заменять собой сознательно направляемые действия. Например, мать, взволнованная внезапным заболеванием ребенка, никак не может дозвониться к врачу, так как многократно набирает номер собственного телефона.

Помимо торможения некоторых сторон сознательной деятельности, при стрессе возможны и ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители, сужение объема внимания и восприятия, ошибки в определении длительности временных интервалов. Однако эти отрицательные проявления стрессовых эмоциональных состояний наблюдаются не всегда: незначительный стресс может вызывать прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли, стенические эмоции.

На основе лишь силы и длительности внешнего воздействия еще нельзя судить о том, насколько стрессовой будет реакция человека. Большую роль играют здесь особенности личности, прошлый опыт, тренированность. Там, где поведение одного человека будет иметь стрессовый характер, у другого, с более сильной нервной системой, можно и не обнаружить никаких признаков напряженности. Высокая идейность, чувство долга и ответственности — важные факторы, предотвращающие дезорганизацию поведения в условиях стресса.

Настроение

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени отдельные психические процессы и поведение человека. Иной раз чувства восхищения, удачи, юмора, неуверенности, робости, тоски, скуки превращаются в общий фон психических состояний человека и создают благоприятную почву для возникновения одних эмоциональных впечатлений и неблагоприятную для других. Находясь в сердитом, озабоченном настроении, ученик реагирует на шутку товарища или замечание учителя совсем не так, как при настроении смешливом и беспечном. Создание в коллективе класса бодрого, делового, временами более серьезного, временами более веселого настроения — важное условие продуктивной учебной работы.

Настроение может иметь весьма различные источники, ближайшие и более отдаленные. Основными источниками возникновения настроений являются те позиции, которые люди занимают в обществе. Удовлетворенность или неудовлетворенность всем ходом жизни, в частности тем, как идет учение в Школе, как складываются отношения с учителями и товарищами, что происходит в семье, как разрешаются различные противоречия, возникающие на жизненном пути подростка, насколько удовлетворяются его потребности, интересы, склонности и вкусы, — вот основные источники настроений. Длительное плохое или вялое настроение ученика — показатель какого-то неблагополучия в его жизни. В этом случае требуется продуманное, тактичное воздействие на школьника и по возможности устранение объективных причин, порождающих подобное состояние.

Иногда возникновение настроения и его изменения зависят от отдельных событий жизни, производящих сильное эмоциональное впечатление, пробуждающих одни чувства и ослабляющих другие. У маленьких детей, зависимость настроения от случайно возникающих эмоций весьма велика, но сами настроения дошкольников отличаются изменчивостью, сравнительной кратковременностью. В старшем возрасте большое значение приобретают идейные воздействия: влияние литературных произведений, кинофильмов, обсуждение с товарищами и взрослыми вопросов о качествах личности и долге, о призвании, о моральных требованиях и их выполнении.
Мы не получим необходимого представления об эмоциональной сфере человека, если не будем знать о его высших чувствах. Высшие чувства выражают духовный мир человека и выявляют его личность.

Чувство — будет ли это любовь или ненависть, уважение или презрение, гнев или симпатия — всегда направлено на объект. Объекты высших чувств — это явления окружающей нас социальной действительности в широком смысле слова. Поступки людей и характер взаимоотношений между людьми, группами и даже целыми народами, предметы человеческой культуры, произведения искусства, учрежденные людьми законы, правила общежития, многообразные виды человеческой деятельности — все это может вызвать эмоциональный отклик, который имеет свои своеобразные качества.

Эмоции ярости, гнева, страха испытывает и животное — это хорошо показал Ч. Дарвин. Но переживания нравственного характера, радость от встречи с эстетически прекрасным объектом, вдохновение в процессе творческого труда может испытывать только человек. Это специфически человеческие чувства, и облик человека — истинно человеческий или примитивный — определяется тем, в какой мере в его откликах на различные жизненные явления наличествуют высшие чувства.

Возникновение переживания высших чувств — будет ли это переживание морального негодования или эстетического восторга — всегда предполагает анализ ситуаций (пусть мгновенный), осмысливание, оценку увиденных явлений и отнесение их к той или другой социальной категории. Таким образом, перед нами чувства, которые пронизаны интеллектуальным началом, поскольку в них как обязательный элемент входят наши оценки, суждения, усмотрение социального смысла явления. Эти чувства обладают еще рядом характерных особенностей. Они могут в своих развитых формах достигать большой степени обобщенности. Очень существенно, что они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или другой стороне действительности.

Исходя из того, какая область человеческой деятельности или сфера социальных явлений становится объектом этих чувств, их подразделяют на соответствующие виды: моральные, праксические, эстетические, интеллектуальные чувства.

Моральные чувства

К моральным чувствам относят все те чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала, отправляясь от категорий морали, выработанных обществом. Такие чувства предполагают не только наличие представлений о должном и не должном в поведении людей, но и то, что эти представления принимаются человеком внутренне как норма или нарушение нормы. Тогда чувства приобретают для человека характер побуждения к действию при появлении соответствующей ситуации.

Заключенная в моральном чувстве внутренняя необходимость выполнять нравственные требования особенно остро выступает в самом переживании тогда, когда возникает коллизия между эгоистическими чувствами и побуждениями и моральным чувством. Моральное чувство может переживаться человеком как «естественное», непосредственное чувство, проявляющееся в прямом побуждении к действию при соответствующих обстоятельствах. Однако всякое непосредственно захватывающее человека моральное чувство в действительности является плодом сложного развития личности, хотя путь развития может человеком и не осознаваться.

Одно из ведущих моральных чувств советского человека — чувство долга. Основу его составляет понимание и переживание потребностей нашего общества, причем это понимание и переживание потребностей превращается в настоятельное побуждение делать то, что требуют жизненные интересы Советского государства, Коммунистической партии. Это чувство переживается и при сознании необходимости действовать в интересах того более узкого коллектива, в котором живет и работает человек: семьи, школы, предприятия, бригады, цеха, колхоза и т. д. Человек не только знает и понимает, в чем заключаются его общественные обязанности, но и переживает необходимость их выполнения, испытывает чувство стыда при уклонении от них.

К области моральных чувств относится все то, что определяет наше отношение к самим себе, к людям, человеческим взаимоотношениям. Это сочувствие (к товарищу, к больному, к пострадавшему); чувство доброжелательности к людям; негодование по поводу несправедливости, жестокости, аморального поступка; чувство товарищества; чувство дружбы как привязанность к товарищу, потребность видеть его, общаться с ним, делиться с ним своими мыслями и чувствами. Важное моральное чувство, родственное дружбе, — любовь. Это чувство, связывающее мужчину и женщину, может не только характеризоваться многолетней длительностью, но и многообразной палитрой переживаний, включающей в себя и нежность, и заботу, и радость от совместного пребывания, и тоску при расставании и т. д.

Среди моральных чувств выделяются морально-политические чувства. К ним относится все то, что связано с нашим эмоциональным отношением к социальным учреждениям, к государству, к определенному классу, строю, партии и т. д. К морально-политическим чувствам советского человека принадлежит чувство преданности социалистическому обществу, Коммунистической партии, чувство советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Это чувство проявляется в верности и преданности народу, своей Советской Родине, братскому содружеству трудящихся всех наций нашей страны. Советский патриотизм — источник боевого и трудового героизма людей нашего общества.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Illusions In The Glass Menagerie Essay Research
Реферат Сущность рынка ценных бумаг
Реферат Реализация продукта фирмы
Реферат Вільні економічні зони в Україні та міжнародний досвід їх створення
Реферат «Политический (государственный) режим: понятие и виды»
Реферат Нарушение строения и функций органов и систем при хроническом алкоголизме
Реферат Бюджетная система субъектов РФ. Анализ областного бюджета Сахалинской области на 2001год
Реферат Виды геморрагических инсультов
Реферат Macbeth 6 Essay Research Paper MacBeth by
Реферат Microsoft Office Power Point, dvd «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», cd «Экология» от нфпк cd «Экология» от нфпк, cd «Основы классической экологии» (Томск), cd «Экология учебное пособие
Реферат Инвентаризация незавершенного производства и его оценка
Реферат Speed Of Time Essay Research Paper Virilio
Реферат Стратегии ценообразования, применяемые в аптеке «Фалвест-Фарм» (дистрибутор в настоящий момент)
Реферат The Role Of The Gods In Homer
Реферат Возникновение и развитие экономики Египта