Реферат по предмету "Исторические личности"


Чешские земли в конце XVIII в.первой половине ХІХ в.

--PAGE_BREAK--3.
Общественная жизнь и национальное движение в Чехии в 1815-1830 гг.
После наполеоновских войн решающим фактором европейской политики стал блок великих держав-победительниц — России, Австрии, Пруссии и Англии, который традиционно (и не вполне точно) именуется Священным союзом. Его члены подписали соглашение о подавлении революционных движений в Европе и применении военной силы против угрозы интересам великих держав. Консервативная внутриполитическая система Австрийской монархии 1815-1848 годов связана с именем государственного канцлера князя К.Л.Меттерниха и именуется меттерниховским абсолютизмом. Однако главным творцом ее был император Франц I Габсбург, решительно отвергавший всякие новшества, хотя, конечно, и Меттерних принимал самое активное участие в подавлении парламентаризма и либерализма. Полицейское управление Праги и Брно занимало особое положение среди всех органов власти в чешских землях, контролируя печать, перлюстрируя почтовые отправления и проникая с помощью осведомителей в частную жизнь граждан.

Репрессивные меры были приняты против профессора Пражского университета, философа и математика Бернарда Больцано (1871-1848). Он родился в Праге в семье торговца итальянского происхождения, учился в Пражском университете, демонстрируя незаурядные способности в постижении наук. В 1805 г. он стал священником, доктором философии и затем профессором теологии на философском факультете Пражского университета. Поздний представитель просвещенческого католицизма, Больцано, читавший лекции, изобиловавшие гуманистическими идеями, оказывал значительное влияние на студентов. В своих взглядах он даже дошел до утопического социализма. Ему принадлежит и ряд открытий в области математики и логики. В 1820 г. Больцано был лишен профессуры и уволен из университета. Политическая оппозиция режиму монархии охватила практически все слои чешского общества. Политическую критику содержали многие издававшиеся за рубежом Чехии брошюры, осуждавшие формы управления Чехией, деятельность сейма, школьную языковую и культурную политику. Главной же силой оппозиции абсолютизму было национальное движение. После 1815 г. в его структуре произошли изменения. Наибольшее значение приобрел городской буржуазный элемент, особенно интеллигенция буржуазного происхождения. Участвовали в национальных акциях также духовенство, врачи, студенты, чиновники, владельцы мелких предприятий. Крестьянство в движении участия не принимало. Национальные лидеры стремились к сближению отдельных слоев общества и их юридическому равноправию, но преодолеть противоречия между этими слоями были все же не в состоянии.

В Чехии и Моравии национальное движение развивалось различно. Наиболее активно процесс проходил на территории Чехии, прежде всего в Праге, но также и в других городах. Формой его до 1830 г. было возрождение и утверждение национального языка как важнейшего признака нации. После наполеоновских войн представители национального движения питали иллюзии, что венское правительство удовлетворит давние требования о широком использовании чешского языка в общественной жизни. Однако декрет 1816 г., предусматривавший изучение чешского языка в гимназиях, на практике реализован не был. Первый чешский учебник словесности Й.Юнгманна имел лишь общенаучное значение. В 1825 г. Юнгманн издал монографию по истории чешской литературы, а вершиной его деятельности стал пятитомный чешско-немецкий словарь, органически объединивший словарный фонд старой и новой литературы и разговорного языка. В 1821 г. начал выходить первый чешский журнал “Крок” со статьями по общественным и естественным наукам. Он издавался Я.С.Преслом, авторами статей были члены юнгманновского кружка, а также анатом и физиолог Я.Э.Пуркине.

В чешское движение вступило новое поколение, в частности В.Ганка, П.Й. Шафарик, Ф.Палацкий, Ф.Л.Челаковский — романтики по настроению и мировоззрению. Они идеализировали народ, были уверены в его великом будущем, изучали памятники народной культуры. Большое значение для развития национального движения имело открытие Патриотического музея в Праге в 1818 г., позднее получившего название Чешского Национального музея. Возник он по инициативе чешских аристократов, среди которых главную роль играл друг И.В.Гете, естествоиспытатель граф Кашпар Штернберг (1761-1838). Основатели понимали свое детище как институцию сословную, немецкоязычную, не связанную непосредственно с потребностями чешского национального движения. Значительная роль в организации работы музея принадлежит также священникам, учителям, чиновникам, мещанам. При этом группа юнгманновцев стремилась превратить музей в центр чешской научной и культурной работы, но основатели-аристократы предпочитали национальную индифферентность и немецкий язык. Оппозиция юнгманновцев аристократическому руководству вовлекла в свою орбиту и Й.Добровского. Не все деятели молодого поколения стояли в оппозиции к музею. Так, В.Ганка стал его библиотекарем, а с 1819 г. хранителем рукописей и других ценностей. С 1827 г. стал издаваться “Часопис Ческего музеум” (“Журнал Чешского музея”) ежемесячно на немецком языке и ежеквартально на чешском, а позднее только на чешском. Здесь публиковались материалы по литературе, истории, этнографии чешского народа, образцы народного творчества, переводы, тексты древней чешской письменности, информация о научной жизни и т.д. Главная заслуга в создании журнала и превращении всего музея в чешское национальное учреждение принадлежит Ф.Палацкому.


Франтишек Палацкий

Ф.Палацкий (1798-1876), выдающийся чешский ученый, историк, организатор национальной жизни и создатель прогрессивной философии чешской истории, один из творцов теории австрославизма родился в Гоуславицах (округ Новый Ичин) в семье учителя, а образование получил в 1812-1818 г. в лицее Братиславы. Проработав несколько лет учителем, он в 1823 г. прибыл в Прагу как убежденный поборник идей юнгманновцев, сблизился с чешской средой, особенно с Й.Добровским, который и руководил его занятиями. Палацкий сумел сориентироваться в противоречиях между Добровским и юнгманновцами, то есть между двумя поколениями будителей, и вскоре занял место во главе чешской научной и культурной жизни. Определялось это прежде всего тем, что он был историком, владевшим методами критики и интерпретации исторических источников. Земский сословный комитет поручил Палацкому разработку чешской истории. К функции “земского историографа” он отнесся чрезвычайно ответственно. Как редактор “Журнала Чешского музея”, он сумел преодолеть трения между авторами статей и создать из “Часописа” важнейший чешский научный орган. “Музейник”, как часто называли журнал, выходил без перебоев, причем немецкий его вариант в 1831 году закрылся.

В конце 1832 г. Палацкий приступил к составлению многотомной “Истории чешского народа”. 1 том (1836) и второй в двух частях (1839, 1842) вышли на немецком языке. В 1848 г. вышел первый том чешского варианта. Некоторая разница в формулировках между немецким и чешским изданиями существовала, но понимание истории Чехии было аналогичным. Палацкий подтвердил правомерность национального существования чешского народа. В начале 30-х годов Палацкий издал свод чешских анналов гуситского периода и большое число источников под названием “Старые летописи чешские”. Затем он провел вторую — после Добнера — ревизию чешской истории, доведя ее до 1526 г. Он стал также основателем чешской истории права. Большое значение имели его усилия по укреплению связей между славянскими народами.

Чешская Матица

Палацкий снискал себе также заслуги в создании Матицы Чешской. Этому предшествовал составленный в 1829 г. план Палацкого по подготовке чешского энциклопедического научного словаря, редакционная коллегия которого (Юнгманн, Пресл и Палацкий) получила статус “Музейного Общества чешского языка и литературы”. Но когда оказалось, что издание задуманного словаря коллективу не под силу, Общество предложило создать Матицу Чешскую как издательство Чешского музея. Постепенно из издательства выросла культурная организация, объединившая чешскую интеллигенцию. В первый год своего существования (1831) Матица насчитывала всего 35 членов, в 1839 г. — уже 512, а к 1847 г. — 2329. С 1834 по 1839 г. Матица издала 5 томов “Чешско-немецкого словаря” Й.Юнгманна, в 1836-1837 г. — “Славянские древности” П.Й.Шафарика. Издавала она и памятники древней чешской литературы, и беллетристику, и “Музейник”.

В 1833 г. возникло Общество поддержки промышленности в Чехии, которое стало — наряду с немецкими — издавать и чешские публикации по организации производства и технике. С.Пресл издал в 1836-1837 г. книгу и ремеслах на чешском языке (в переводе с немецкого), он же редактировал чешский “Технологический журнал” (1837-1839).

События в Европе 1830 г. (революции во Франции и Германии, восстание в Польше), как и внутренние причины, повлияли на дальнейшее развитие ситуации в Чехии. Быстро росла национально сознательная интеллигенция, в национальное движение включаются представители свободных профессий, чиновники, студенчество. Они объединились вокруг журнала “Кветы” (открыт в 1834 г.), активными представителями нового слоя патриотов стали литератор и публицист Карел Сабина, поэт Карел Гинек Маха и др. События польского восстания 1830-1831 г. против русского царизма нанесли мощный удар по теории славянской взаимности. Молодое поколение перестает ориентироваться на Россию. Подчеркивается, что славяне не представляют собой единого народа, а отечеством для чехов является не “всеславянство”, а земли, исторически населенные чехами — Чехия, Моравия, Силезия, Словакия. Главным творцом этой концепции стал публицист и литератор Карел Гавличек-Боровский (1825-1856). Он родился в селе Борове под городом Немецкий Брод в семье образованного и зажиточного купца, учился в гимназии Немецкого Брода и ко времени ее окончания стал убежденным чешским патриотом. Обстоятельства помогли ему получить место воспитателя в семье московского профессора С.Шевырева, и в 1843 г. Гавличек уехал в Россию. В течение двух лет он изучал сложившиеся здесь отношения и убедился в том, что угнетение народных масс в этой стране сильнее, чем в Австрии. Вернувшись из России, Гавличек стал в 1846 г. редактором газеты “Пражске новины”, сделав ее организатором национального движения и формируя на ее страницах трансформированную концепцию славянской идеологии. Это был австрославизм, сформулированный в его основе еще Й.Добровским в конце XVIII в., но приобретший в новых условиях и специфические черты. Оставаясь в составе Австрии, славянам надлежало объединиться и добиться равноправия с немцами, то есть ликвидировать привилегии народа-угнетателя. Практически это означало превращение Австрийской империи в славянское государство при ведущей роли чехов. Предполагалось создать федерацию равноправных славянских государств в рамках монархии Габсбургов.

Практические формы активизации национального движения были различны. Требовали расширения сферы обучения чешскому языку в школах, в том числе и в преимущественно немецких регионах. Большое место отводилось чешскому театру. Ведущей личностью чешской театральной жизни стал с 30-х годов писатель Иозеф Каетан Тыл (1808 — 1856), видевший в театре средство пробуждения национального самосознания. Он написал пьесу “Фидловачка”(при ее постановке 21 декабря 1839 г. была впервые исполнена на чешском языке песня “Где мой дом?”), организовал молодежный чешский театр, устраивал народные мероприятия — всеобщие чешские балы, проводившиеся в 1840 — 1846 г. в Праге и ряде других городов, где звучала только чешская речь.

Были организованы также “чешские беседы” с национальными песнями, стихами, танцами. В 40-х годах такие беседы возникли в ряде чешских городов. По новому уставу Общества поддержки промышленности в Чехии (1844 г.) в него могли вступать мелкие чешские предприниматели, ремесленники, представители интеллигенции. Чешская интеллигенция стремилась расширять сферу образования народа, чтобы каждый ремесленник, пользуясь пособиями на чешском языке, мог знакомиться с лучшими производственными методами и новыми изобретениями., для чего организовывались воскресные школы, издавался журнал “Промысльны посел” (1840-1844) и велась кампания за открытие образцовой чешской промышленной школы в Праге. Со всех концов Чехии шли добровольные взносы средств на такое учебное заведение, что свидетельствует о широком влиянии национальной идеи на массы накануне революции 1848 года.

Что касается немецкого населения в Чехии, то оно проживало в основном в пограничных областях, но его представители занимали влиятельное положение в крупных городах и внутри Чехии и Моравии. Все условия жизни в монархии благоприятствовали возвышению немецкого населения. Торговый и финансовый капитал был в немецких руках еще до промышленной революции. Хотя немецкое население составляло явное меньшинство в чешских землях, последние подчас казались немецкими. Понятно, что властями навязывалось мнение об энергичном немецком национальном характере и о закономерности господствующего положения австрийских немцев в монархии. Среди чешских немцев можно различать три направления в отношении к чешскому национальному движению. Во-первых, это призыв к скорейшей германизации чехов, не получивший впрочем большого распространения. Во-вторых, среди немецких либеральных демократов вплоть до весны 1848 г. преобладали симпатии к прогрессивным историческим традициям чехов; считалось, что чехов можно будет привлечь к сотрудничеству с прогрессивными силами Германии, что помогло бы в перспективе созданию немецкого национального государства. В сущности это демонстрирует непонимание немцами характера чешского движения. В-третьих, существовало направление, стремившееся и в дальнейшем сохранять билингвизм, традиции уже отжившего двуязычного чешского территориального патриотизма, консервативное в политических и социальных вопросах и далекое от прогрессивных течений.
4.
Революция 1848 — 1849 годов в Чехии
В канун революции 1848 г. чешское национальное движение выработало собственную политическую программу. К 1845 г. возникло либеральное руководство национальным движением. В него входили Ригер, Браунер, Троян и некоторые другие деятели. Лидером стал Ф.Палацкий. Группа объединилась на австрославистской основе. Социальные вопросы занимали в ее программе второе место после национальных. Но группа ратовала и за буржуазные демократические свободы, за изменение общественного порядка в духе австрославизма. Органом пропаганды стали “Пражске новины”, выходившие дважды в неделю, что оказалось в период революции недостаточным. Гавличек, оставив пост редактора “Пражских новин”, 5 апреля 1848 г. основал первую чешскую ежедневную газету “Народни новины”, тогда же ставшую органом национально-либеральной партии.

С середины 40-х годов стала также формироваться группа радикальных демократов на основе политического клуба “Рипил”, название которого заимствовано у ирландцев. Достоверных сведений о деятельности этого клуба нет. Можно полагать, что в нем собирались прогрессивно мыслящие представители пражской интеллигенции, а также ремесленники и представители мелкой буржуазии. В источниках встречаются имена приблизительно 40 человек, участвовавших в собраниях “Рипила” накануне революции. Руководителями собраний были юрист Вилем Гауч, адвокат Фр.Гавличек, Карел Сабина, Эмануэл Арнольд и др. Дискутировались вопросы, связанные с борьбой против абсолютизма и привилегий шляхты, с отменой барщины и вообще феодальной эксплуатации крестьян; высказывались и республиканские взгляды. В политических дискуссиях рипилистов накануне революции формировалась политическая программа, отличающаяся антифеодальными, антицерковными и демократическими чертами.

Таким образом, непосредственно перед буржуазной революцией 1848-1849 годов в чешских землях активизируется политическая жизнь. До марта существовала и сословная оппозиция в чешском и моравском сеймах, выступавшая против экономической и цензурной политики правительства. При этом либеральное руководство чешским национальным движением сознавало слабость своего экономического потенциала сравнительно с немецкой промышленной буржуазией и стремилось прежде всего добиться равноправия чешского языка с немецким. Во главе политического движения в Чехии встала в 1848 г. чешская и немецкая либеральная буржуазия.

Основным противоречием, характерным для чешского общества первой половины XIX в., было национальное угнетение чехов. Затем требовал безотлагательного решения крестьянский вопрос. Третьим был вопрос о социальном положении городского населения. Продолжительность рабочего дня на промышленных предприятиях составляла 13-15 часов, рабочие не имели нормального жилья и оплаты труда. В 1843 и 1844 годах они выступили за изменение своего положения.

С начала марта 1848 г. очень активизировалась политическая жизнь Праги. Радикалы готовились к созыву общенародного собрания, которое было назначено на субботу 11 марта 1848 г. Предстояло обсудить требования чешских рипилистов и составить петицию императору. Речь шла об установлении конституции, предоставлении новых избирательных прав, свободе слова и печати, отмене барщины, введении чешского языка в суде и школах, гарантиях личной безопасности, свободе вероисповедания, регламентированной организации труда, упорядочении заработной платы. Однако главные требования переплетались со второстепенными.

Активность рипилистов подтолкнула к активным выступлениям и группу интеллигенции во главе с Франтишком Браунером и Православом Трояном. Эта группа либералов тоже подготовила проект петиции, чтобы участвовать в общенародном собрании. В документе предлагалось объединить Чехию, Моравию и Силезию под управлением общего сейма и финансовых институций, предоставить избирательные права всем слоям населения, уравнять чешский язык с немецким, ликвидировать барщину и привилегии шляхты, сократить сроки военной службы с 8 до 4 лет, установить свободу печати, собраний и личную безопасность, свободу вероисповедания, снизить некоторые налоги.

11 марта собрание действительно состоялось, но проекты петиций не удовлетворили собравшихся, и было решено избрать комитет для выработки окончательной редакции документа. 14 марта новый текст был выставлен в ряде учреждений для сбора подписей, и 19 марта избранная депутация повезла го в Вену для передачи императору.

Между тем в Вене 13 марта произошла революция. Она смела Меттерниха. Император отменил цензуру и обещал конституцию. 22 марта петиция чешской депутации была вручена императору, в ответ на нее уже 23 марта последовал “Кабинетный лист”, разрешавший использовать чешский язык наряду с немецким и формировать охранные вооруженные отряды. Основные же пункты чешской петиции игнорировались. Это вызвало в Праге большое возбуждение, раздавались призывы к оружию.

В новой петиции от 29 марта 1848 г. были опять сформулированы требования чехов. Вторая депутация, направившаяся в Вену, прибыла туда в момент тяжелого положения правительства, которое пошло на уступки. 8 апреля оно признало полное равноправие языков, согласилось на введение широкого избирательного права в сейм и создание высших учреждений Чешского королевства в Праге. Барщина была отменена патентом от 28 марта во всей монархии. Провозглашалась свобода печати и вероисповедания, снижались налоги на производство продовольственных продуктов. Так были удовлетворены все требования чешской петиции. Но против ряда актов выступили немцы, они высказывались за присоединение чешских и австрийских земель к объединявшейся Германии, не желая превращаться в национальное меньшинство.

Присоединение к Германии не отвечало интересам монархии. Поэтому австрийский двор вступил в сотрудничество с чешской либеральной буржуазией, ратовавшей за сохранение Австрии.

Проект объединения с Германией должен был обсуждаться на т.н. Франкфуртском парламенте, куда был приглашен от чехов Ф.Палацкий. Но он полагал, что создание единой Германии приведет к распаду Австрии, существование которой считал гарантом безопасности малых народов Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того Палацкий не хотел допускать возможности превращения Австрии в республику, считая преобразования возможными и в составе монархии. Эти соображения он изложил в специальном письме, вызвавшем большой общественный резонанс.

10 апреля 1848 г. в Праге возник Национальный комитет из ста человек, в основном либеральной и консервативной ориентации. Комитет занял негативную позицию в вопросе о выборах во Франкфуртский парламент, которые и состоялись лишь в округах с преимущественно немецким населением, чехи же в них не участвовали.

Освободительное движение постепенно охватило все славянские земли Австрии. Возникла идея созвать в Праге съезд австрийских славян для обсуждения важнейших вопросов современности. В Праге был создан подготовительный комитет из 12 членов, который начал энергично действовать, между тем как в немецких газетах съезд квалифицировался как акция панславистского толка. Против его созыва выступили и венгерские издания.

Подготовительный комитет выработал программу съезда, включающую несколько пунктов. 1. О значении славян в Австрийской монархии и их взаимоотношениях; 2. Об отношении славян к другим народам Австрии; 3. Об отношении австрийских славян к остальным славянам; 4. Об отношении славян к неславянским народам Европы. Красной нитью проходила мысль о преобразовании Австрии в федеративное государство отдельных равноправных народов.

2 июня 1848 г. съезд был торжественно открыт. Сразу же возникли разногласия по проблеме сохранения Австрии, соглашение достигнуто не было. А 12 июня в Праге вспыхнуло восстание, и съезд закрылся.

В ходе восстания пражане выступали прежде всего против князя Виндишгретца, командовавшего военными силами в Чехии и жестоко подавившего выступления рабочих в Праге в 1844 г. В первый же день произошла стычка между демонстрантами и солдатами на Целетной улице, в городе возникли баррикады. Для либеральной буржуазии восстание оказалось неожиданным, оно путало их карты. Палацкий, Шафарик и Гавличек надеялись своим авторитетом повлиять на участников восстания, прежде всего студентов, чтобы они сложили оружие. Виндишгретц приказал обстреливать Старый город Праги из артиллерии, и там возникло много пожаров. 17 июня повстанцы капитулировали.

Восстание было стихийным выступлением народных масс без общего руководства. Раздробленные отряды не могли оказать серьезного сопротивления войскам. Участвовали в восстании революционно настроенные элементы независимо от национальности. Тем не менее немецкие газеты видели в нем акт борьбы чехов против немцев, а Виндишгретц оценивался как герой. Его победа была первой в действиях контрреволюции в Австрийской монархии. Однако за пределами Чехии революция еще продолжалась, что привело к созданию общеимперского парламента, решившего с 7 сентября 1848 г. ввести в силу закон об отмене барщины. Крестьянин становился полноправным гражданином, земля переходила в его собственность. Но за это от крестьян потребовали выкуп, и те, кто внести его не могли, были вынуждены трудиться на помещиков и богатых крестьян или уходить на заработки в города. Шляхта утратила положение особого общественного класса, но значительные средства, полученные в качестве выкупа за барщину, обеспечивали дальнейшее развитие дворянского хозяйства — теперь уже по капиталистическому пути. С общественной точки зрения отмена феодальной зависимости стала победой революции.

Осенью 1848 г. император решил подавить революцию в Венгрии и направил туда войска. В защиту венгерской революции выступила венская левица, которая однако поддержки не получила. Либеральным чешским политикам удалось убедить руководство студенческим движением в том, что революция в стране инспирирована мадьярами и немцами, политика которых несправедлива, поскольку они считают свободу лишь собственной привилегией и препятствуют славянам в обретении свободы национальной. Император же назначил главнокомандующим своими войсками Виндишгретца, который 23 октября предъявил венским повстанцам ультиматум с требованием сдаться. Австрийская столица была войсками взята, а руководители революции казнены. Революция в Венгрии была подавлена с помощью российских войск.

Местом созыва общеимперского парламента на время волнений император назначил моравский город Кромержиж. Главной задачей была выработка текста конституции. От чехов в этом приняли участие Палацкий, Ригар и Пинкас. 2 декабря император Фердинанд отказался от трона в пользу своего племянника, 18-летнего Франца Иосифа, который издал манифест о намерении подавить всякие волнения в империи. Между императором и конституционным комитетом парламента возникли противоречия по главным статьям конституции, по основам устройства государства. К марту 1849 г. текст все же был подготовлен к утверждению, но 7 марта Кромержижский парламент был распущен, а в город вошли войска. Это вызвало большие волнения в Праге и других городах Чехии. Чешские студенты создали революционный комитет, который связался с революционными силами Германии. Готовилось совместное наступление на правящие верхушки как Германии так и Австрийской монархии. Но полиция прознала об этом, войска заняли все важные пункты Праги, и в ночь на 10 мая были арестованы руководители движения (некоторым, правда, удалось бежать). В результате готовившееся восстание было подавлено. В Венгрии движение потерпело окончательное поражение летом 1849 года.

И все же революция 1848-1849 годов имела огромное значение для развития Чехии. Она уничтожила главные преграды на пути к капитализму, и даже победа реакции не означала полного возврата к прошлому. Революция стала для Чехии рубежом при переходе от феодализма к капитализму.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка баз данных в Delphi
Реферат 3 глава теоретические основы развития креативности у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Реферат Геологическое строение
Реферат Контрольная по педагогике
Реферат Treasure Island Essay Research Paper Character of
Реферат Процес і методи навчання
Реферат Система счисления
Реферат Проектирование базы данных для предприятия связи
Реферат Німецька проблема в міжнародних відносинах
Реферат Массаж и самомассаж – средство восстановления организма после физической нагрузки
Реферат Вдеревне Софонихе, около полден, вспыхнул пожар. Это случилось в самый развал июньской пахоты. Имужики, и бабы были в поле
Реферат Государственный бюджет источники формирования, расходы, дефицит
Реферат Моделирование поведения организаций-потребителей
Реферат Сибирская промышленность в XVIII вв
Реферат Обучение нападающему удару волейболистов 12-13 лет