Реферат по предмету "Исторические личности"


Складывание крепостного права на Руси Соборное уложение 1649 г

Введение

Крепостноеправо (крепостничество)– форма зависимостикрестьян: прикреплениеих к земле иподчинениеадминистративнойи судебнойвласти феодала.
Проблемакрепостничестваи крепостногоправа в Россииявляется однойиз наиболеесложных вотечественнойисто­риографии.В. О. Ключевскийсчитал крепостноеправо «сложныминститутом, который трудноподдаетсяточному определению».В дореволюционнойисториографиисосущес­твовали«указная» и«безуказная»теории возникновенияи утверждениякрепостногоправа.
В советскойисториографии, начиная с Б. Д.Грекова, утверждаетсяконцепцияпостепенногозарожденияи разви­тиякрепостногоправа со времен«Русской Правды», через судебникиXV—XVI вв. и доСоборногоУложения1649 г. В дальнейшембольшинствоисториковотказалисьвидеть крепостноеправо в законодательстведо концаXV в. Неко­торыеиз них в качествекомпромиссастали проводитьраз­граничениепонятий «крепостничество»— проявлениевне­экономическогопринужденияв различныхформах прифеодализме— и «крепостноеправо»— прикреплениекресть­ян кземле феодалав законодательстве, начиная с концаXV в.
В данномреферате мыбудем придерживатьсяпоследней точкизрения, т.е. мыпопытаемсяпроследитьстановлениекрепостногоправа на Русиначиная с XVв. и до принятияСоборногоУложения 1649 г.Предварительномы рассмотримвопрос происхождениятермина «крепостноеправо» (в связис которым затронемтему холопствана Руси) и дадимобщую картинуположениякрестьянствав удельной Руси(XIII-XIVвв.).
Следуетотметить, чтоданный рефератна 99% являетсякомпиляциейвыдержек изработ русскихисториков. Восновном использованытруды С.Ф. Платоноваи В.О. Ключевского.Поэтому, с позволениячитателей, мыне будем делатьссылки на страницыиспользуемойлитературы, т.к. в противномслучае лесссылок занялбы место неменьшее, чемсам реферат.
Происхождениетермина «крепостноеправо». Холопствона Руси

Крепостьюв дневнерусскомправе называлсяакт, симво­лическийили письменный, утверждавшийвласть лицанад известнойвещью. Власть, укрепленнаятаким актом, давала владельцукрепостноеправо на этувещь. Предметомкрепо­стногообладания вДревней Русибыли и люди.Такие кре­постныеназывалисьхолопамии робами.На древнерусскомюридическомязыке холопомназывалсякрепостноймуж­чина, рабой— крепостнаяженщина. В документахнет тер­минов«раб» и «холопка»:рабвстречаетсятолько вцерковно-литературныхпамятниках.Холопство ибыло древней­шимкрепостнымсостояниемна Руси, установившимсяза много вековдо возникновениякрепостнойневоли крестьян.До концаXV в. на Русисуществовалотолько холопствообельное,или полное,как оно сталоназыватьсяпозднее. Оносоздавалосьразличнымиспособами:1) пленом,2) доб­ровольнойили по волеродителейпродажей свободноголица в холопство,3) некоторымипреступлениями, за кото­рыесвободное лицообращалосьв холопствопо распоряже­ниювласти,4) рождениемот холопа,5) долговойнесо­стоятельностьюкупца по собственнойвине, 6)доброволь­нымвступлениемсвободноголица в личноедворовое услу­жениек другому бездоговора, обеспечивающегосвободу слуги, и 7)женитьбой нарабе без таковогоже договора.Полный холопне только самзависел отсвоего государя,как называлсявладелец холопав Древней Руси, и от его наслед­ников, но передавалсвою зависимостьи своим детям.Право наполного холопанаследственно, неволя полногохолопа потомственна.Существеннойюридическойчертой холоп­ства, отличавшейего от других, некрепостныхвидов част­нойзависимости, была непрекращаемостьего по волехолопа: холопмог выйти изневоли толькопо воле своегогосударя.
В МосковскойРуси из полногохолопствавыделилисьразличные видысмягченной, условной крепостнойневоли. Так, изличного услужения, именно из службыприказчикомпо господскомухозяйству, тиуном илиключником, возникло вконцеXV или в началеXVI в.холопстводокладное,названное такпотому, чтокре­постнойакт на такоехолопство,докладнаяграмота,ут­верждалсяс доклада наместнику.Это холопствоотличалосьот полного тем, что право надокладногохолопа менялосвои условия, иногда прекращалосьсо смертьюгосподина, иногда передавалосьего детям, ноне далее. Ещеодним видомнеполногохолопстваявлялосьзакладничество.Оно возникалов разные временана разных условиях.Первоначальными простейшимего видом былличный заклад, или заем, собязательствомдолжника рабо­татьна заимодавца, живя у него водворе. Закупвремен РусскойПравды, закладеньудельных веков, как и закладчикXVII в., не были холопы, потому что ихневоля моглабыть прекращенапо воле заложившегосялица. Долг погашалсяили его уплатой, или срочнойотработкойпо договору.«Отслужат свойурок (срок) дапойдут прочь, рубль заслу­жат, а не отслужатсвоего урока, ино дадут», возвратят всезанятые деньги, как читаем протаких долговыхслуг в одномакте XVв.
Но бывализакладные, поко­торым закладникобязывалсяне погашатьслужбой самогодолга, а толькооплачиватьпроценты, служить«за рост», и поистеченииусловленногосрока возвратить«истину»— занятойкапитал. Заемноеписьмо в ДревнейРуси называ­лосьзаимствованнымиз еврейскогословом кабала.Личная зависимость, возникавшаяиз обязательстваслужить зарост, укрепляласьактом, которыйв отличие отзаемной ка­балыс личным закладомна условииотработкиназывался вXVI в. служилойкабалойили кабалойза рост служити.С концаXV в. в документахпоявляютсякабальныелюди; нов них долго ещенезаметнопризнаковкабальногохолопства.Заемная кабалапод личныйзаклад быласобственнозаживная,давала закладникуправо зарабатыватьвзятую впередссуду без роста, погашатьбеспроцентныйдолг. По кабалеростовой,получившейспециальноеназвание служилой,ка­бальнойсвоей службойво дворе заимодавцазарабатывалтолько проценты, не освобождаясьот возвратакапитала вусловленныйсрок или урок.
Закладничествона условиислужбы за ростпереработалось, правда, в холопство, только не вполное, а вкабальное.Выдача головойдо искупа приобычной несо­стоятельностивыданных подвергалаих бессрочнойотра­боткезайма. Так, вкабальнуюслужбу за роствходило и по­гашениесамого долга, личный закладпод заем превращалсяв личный наемс получениемнаемной платывперед. Этосоединениеслужбы за ростс погашениемдолга и личныйхарактер кабальногообязательствастали юридическимиосновами служилойкабалы, каккрепости; имиполагался ипредел кабальнойслужбы. Какличное обязательство, свя­зывавшееодно лицо сдругим, служилаякабала теряласилу со смертьюодной из сторон.В XVIIв. встречаемпо местам кабалыс обязательствомкабального«у государясвоего служитьво дворе досвоей смерти».Но в случаесмерти господинараньше холопаэто условиенарушало личныйхарактер кабалы, заставляякабальногослужить женеи де­тям умершегокак бы наследственно.
Между тем, было два родадворовых слуг, для которыхустановилсядругой пределслужбы— смертьгосподина. Ужезакон1556 г. постановил, что пленник, выданный вхолопство посуду, служитгосподину «доего живота».С другой стороны, некоторые натом же условиипоступалипросто в личноеуслужение нетолько беззайма, но и безнайма. Встречаемслужилую кабалу1596 г., в которойволь­ный человекобязуетсяслужить не зарост, без займа,«по живот»господина, которому послесвоей смертиотпустить слугуна волю с женой, детьми «и чтоу него животанаживет, и вприданыеего и детей недати за своимидетьми». Здесьперед нами триусловия, в которыхвыражалсяличный характерслужилой кабалы: пожизненностьвладения каба­льным, неотчуждаемостьэтого владенияи право кабальногона добытое наслужбе имущество.Эти условия, также вошедшиев юридическийсостав кабальнойслужбы, здесьустанавливаютсядоговором; покрайней мере, до 1597г. не известныуказы, узаконяющиеих длякабальных своли, не дляполоняников.С установлениемпожизненностислужи­лая кабалаполучила характерхолопьей крепости: кабаль­ныйсам по договоруотказывалсяот права выкупиться, и его неволяпрекращаласьтолько смертьюили волей госпо­дина.
Уже в указе1555 г. служилаякабала являетсясо зна­чениемкрепости,крепостногоакта, нарядус полной идок­ладной, а в одном завещании1571 г. встречаеми термин кабальныехолопы иробывместо обычногодотоле выраже­ниякабальныелюди илипросто кабальные.Тогда же становитсяизвестна иформа служилойкабалы, держав­шаясянеизменно целоестолетие: вольныйчеловек, одинили с женой идетьми, занималу известноголица, обыкновенноу служилогочеловека, несколькорублей всегдаровно на год, от такого-точисла до тогоже числа следующегогода, обязуясь«за рост у государясвоего служитиво дворе по всядни, а полягутденьги по сроцеи мне за росту государясвоего потомуже служити повся дни». Этастереотипнаяформа показывает, что она составиласьпо норме срочнойзакладной сзакладом лица, а не вещи, и спредвидениемпросрочки.Такие закладныенередки и сходнысо служи­лымикабалами вусловиях и дажев выражениях.В 1636г. отец отдалзаимодавцусвоего сына«на год служить»с обязательствомв случае неуплатыденег в срокотпустить сынак заимодавцу«во двор».
Мы дали такоедостаточноподробноеописание холопствана Руси, т.к. послеXVв. положениехолопов икрестьянства, как мы покажемв дальнейшем, неуклонносближается, и многие обычаи, правила и законыв отношениихолопства, станут в дальнейшемслужить образцомдля установленияотношений междуземлевладельцамии крестьянами, что в конечномсчете будетспособствоватьустановлениюкрепостногоправа.
Положениекрестьянствав удельной Руси(XIII-XIV вв.)

В удельноевремя, в тотпериод, когдаеще совершалосьзаселениесеверо-восточныхкняжеств славянскимпле­менем, составобщества вкняжествахбыл оченьнеопределен­ным.В общем потокеколонизации, шедшей с Днепраи с Ильменскихрек в Поволжье, население несразу находилосебе оседлость, перемещалосьи бродило, двигаясьпостепеннов восточноми севе­ро-восточномнаправлении.Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижнов своих удельныхвладениях.Вынужденныевести своехозяйство исодержатьдружину приусловии непрерывнойподвижности,«текучести»всего народонаселения, князья вырабо­талиособые приемыхозяйства иуправления.Они не моглисразу остановитьпереселенческийпоток, задержатьнаселение всвоих волостяхи прикрепитьего к своемууделу. Народприходил в ихудел и уходилиз него свободно, не сказываяськнязю и без егопозволения.Князья поэтомустаралисьзакрепить засобою отдельныхлиц. Они илипринимали ихк себе на вольнуюслужбу по договору(это были ихбояре и слугивольные), илиже покупалиих и кабалиликак рабов (этобыли их «люди», или холопы). Изтех и другихсоставлялся«двор» князя, соответствующийдружине киевскогопериода.С помощью этогодвора удельныйкнязь управлялсвоим уделом, защищал егои вел свое хозяйство.Бояре и вольныеслуги были егосоветникамии полководцами, а «люди» составлялирать и былирабочими наего пашне ипромыслах.Часто князьяприглашалинеимущих свободныхлюдей селитьсяна княжескойземле с условиемслужить и работатькнязю, причем, если такойслуга не исполнялсвоих обязанностей, его лишалиданной емуземли. Из этихслуг «под дворским»(то есть подчинен­ныхкняжескомудворскому илидворецкому)составлялсяособый, среднийразряд княжескихлюдей— не холопов, но и не вполнесвободных.Только перечисленныеразряды слуг, от бояр до холопов, находилисьв непосредственномподчинениикнязю; а из нихтолько «люди»были подданнымикнязя, то естьнаходилисьв принудительнойот него зависимости.Остальные моглиот него уйтик другому князю,—или теряя своюземлю, если этобыли слуги поддворским, илисохраняя всесвои земли, если это былислуги вольные.
Так устроеныбыли отношенияудельных князейк тем, кто имслужил. Все жепрочие лица, жившие в уделекнязя, носилиобщее наименование«христиан», или «крестьян», и не находилисьвовсе в личнойзависимостиот князя. Какв городах(«посадах»), так и в сельскихволостях онибыли устроеныв общины или«миры». Князьзнал, что вкакой-либо еговолости жиликрестьяне. Онприказывалтам счестьколиче­ствокрестьянскихдворов, назначалс них со всеходин общийподатной оклад,«тягло» и поручалсамим же крестьянамв известныесроки (на Рождество, на Петров день)доставлятьему свою подать.Люди приходилив эту волостьи уходили изнее без ведомаи разрешениякнязя. Крестьянский«мир» их принимали отпускал; оних облагалподатью в общийоклад; выборные«старосты»собирали этуподать и отвозиликнязю. И такшло из года вгод, дотехпор, пока князьне приказывал(заметив убыльили прибылькрестьянскихдворов в дан­нойволости) сновапереписатьдворы и уменьшитьили увеличитьсумму мирскогоплатежа. Притаком порядкекрестьяне зналине князя, акрестьянскиймир; а князьмог быть равнодушенк тому, что тотили другой егокрестьянинуйдет к соседнемукнязю. Прямогоущерба от этогодля князя небыло. Такой жесвободой переходакрестьянепользовалисьи на частныхбоярских землях.Приходя наземлю, они составлялиарендное условие,«порядную», и в поряднойопределялисвои обязанностии платежи господину; уходя от гос­подина, они известнымпорядком«отказывались»от земли.
Итак, крестьянинудельной Русибыл вольныйхлебопашец, сидевший начужой землепо договорус земле­владельцем; его свободавыражаласьв крестьянскомвыходе илиотказе,т. е. в правепокинуть одинучасток и перейтина другой, отодного землевладельцак другому.
Поместноеземлевладениеи зарождениекрестьянскойзависимости(XV в.)

Переходчеловека изодного разрядав другой— из крестьянв горожане(«посадскиелюди») или вхолопы и обратно,— был оченьлегок и доступенвсем, поэтомуобщественноеустройствов удельноевремя былоочень неопределеннои бесформенно.
Такая неопределенностьне могла удержатьсяпри переходеудель­ногобыта в государственный.Московскиегосудари раньшевсего взялисьза переустройствосвоего «двора».Они на­ложилисвою руку наземли своихслужилых князейи требовали, чтобы землиэти «не выходилииз службы».То же правилобыло примененоко всем вообщевотчинам: всякий, кто владелземлею, былобязан участвоватьв защите государства.С каждой вотчиныдолжны былиявляться ратныелюди, «конныи оружны», попервому зовугосударя. Княжатаи бояре, владевшиекрупными вотчинами, приводили ссобою целые«воинства»своих людей.Мелкие вотчинникивыезжали наслужбу сами«своею головою»или с одним-двумяхолопами. Нотак как во времятяжелых войнс татарами, литвою и немцаминужна былабольшая военнаясила, то обычнойрати не хватало, и московскиегосудари сталиусиленно вербоватьслужилых людей,«собою добрыхи дородных»(то есть годныхк бою), и селить их наказенных землях, потому что иныхсредств насодержаниевоинских людей, кроме земель, тогда не было.
Преждетакие землидавались слугамиз частныхвладений князя, из его «дворца».Теперь «дворцовых»земель уже нехватало и слугамстали даватьземли «черные»(то есть податные, государ­ственные).Прежде такиеземли, данныеслугам,, носилиназвание «служнихземель»; теперьони стали называться«поместьями», а их владельцы— «помещиками»,«детьми боярскими»и «дворя­нами».В отличиеот вотчин, которыебыли частноюнаследст­венноюсобственностьювотчинников, поместья быливременнымвладением.Помещик владелземлею, покамог служить; прекраща­ласьслужба за нерадениемили смертьюпомещика,— и поместьевозвращалосьв казну. Нагосударевуслужбу было«поверстано»множествонарода; новымпомещикам былирозданы земливблизи границ: в Новгородскихпятинах, в Смоленске, в Северскомкрае, на Оке и, наконец, вцентральныхобластях кругомМосквы.
Развитиепоместнойсистемы повелок тому, что большиепро­странствазанятой крестьянамиземли былипереданы помещиками, таким образом, на этих земляхсоздаласьзависимостькрестьян отземлевладельцев.За то, чтоземлевладелец, служил с своейземли государству, крестьянеобязаны былиработать нанего, пахатьего пашню иплатить емуоброк. Нипомещику, ниправительствубыло уже неудобнодопускатьсвободный выходкре­стьян сзанятой имиземли, и потомукрестьян старалисьудерживатьна местах.
С XVв. начинаетсяразделениекрестьянствана «старожильцев», которые издавнажили в вотчинеили поместьеи платили феодалуренту, и «пришлых»,«окупленных»(выкуплен­ныххолопов), освобожденныхна время отповинностей.Эти категориикрестьян феодалыстремилисьперевести вразряд «старожильцев».«Старожильцы»и «пришлые»
--PAGE_BREAK--
Приблизительнос концаXIV до началаXVII в. средикрестьянствацентральнойокско-волжскойРуси идетнепре­рывающеесяпереселенческоедвижение, сначалаодносто­роннее— на северза верхнююВолгу, потом, с половины XVIв., с завоеваниемКазани и Астрахани, двусторон­нее— еще наюго-восток поДону, по среднейи нижней Волге.Среди этогодвижения всоставе крестьянстваобозна­чилисьдва слоя: сидячий, оседлый— это старожильцы,и перехожий, бродячий— пришлые.
Старожильствоозначало давностьместожительстваили принадлежностик обществу, город­скомуили сельскому.Но первоначальнооно не определя­лосьточным числомлет: старожильцамисчитались икре­стьяне, сидевшие насвоих участках5 лет, икрестьяне, говорившиепро занимаемыеими земли, чтоих отцы сади­лисьна тех землях.
Само по себестарожильствоне имело юридическогозначения всмысле ограниченияличной свободыстарожильцев; но оно получалотакое значениев связи с каким-либодругим обязательством.В обществахчерных и дворцовыхкрестьян таковабыла круговаяпорука в уплатеподатей. Старожильцыобразовалив таких обществахосновной со­став, на которомдержалась ихподатная исправность; раз­брод старожильцеввел к обременениюостававшихсяи к недоимкам.Кто уходил, неплатил ничего; а кто оставался, тот должен былплатить за себяи за ушедших.Насущною нуждоюэтих обществбыло затруд­нитьсвоим старожильцампереход наболее льготныеземли, особенноцерковные.Выход затруднялсяи уплатой доволь­нозначительногопожилого, котороерассчитывалосьпо числу лет, прожитых уходившимстарожильцемна участке; расчет становилсядаже невозможным, если во дворедесят­ки летпреемственножили отец исын. Поэтомукрестьянскиемиры сами просилиу государяправа не выпускатьиз общины«старожильцев»письменныхкрестьян. Навстречутягловым нуждамчерных и дворцовыхобществ шлои правительство, уже в XVIв. начинавшееукреплять людейк состояниям, к тяглу или кслужбе, чтобыобеспечитьсебе прочныйкон­тингенттяглых и служилыхлюдей. Двусторонниеусловия привелик тому, что частныеи временныемеры, обобщаясь, завершилиськ началуXVII в. общимприкреплениемстаро­жильцевне только ксостоянию, нок месту жительства.
Таким образомгосударственныеи дворцовыекрестьяне былиприкрепленык земле и образовализамкнутыйкласс: ни их невыпускали навладельческиеземли, ни вих средуне пускаливладельческихкрестьян, и этообособлениеявляется вподмогу круговойпоруке дляобеспеченияподат­нойисправностисельских обществ.Такое прикрепление, разумеется, не имело ничегообщего с крепостнымправом. Эточисто полицейскаямера.
На владельческихземлях так же, как и на черныхи дворцовых, существовалслой старожильцев, но с иным ха­рактером.Там старожильцы— основныекадры, которыеподдерживалитягловую способностьсельских общин, несли на своихплечах всютяжесть круговойпоруки; здесь— это наиболеезадолжавшие, неоплатныедолжники.
В ходе переселенческогодвижения засчет центразаселяютсяюго-восточныеокраины, верхняяОка, верхнееПодонье, среднееи нижнее Поволжье.Сельское населениецентра сильноредеет. Остававшиесяна ста­рых местахкрестьяне сидятна сокращенныхпахотных уча­стках.Одновременнос сокращениемкрестьянскойзапашки увеличиваетсябарская пашня, обрабатываемаяхолопами занедостаткомкрестьянскихрук. Стремясьне допуститьсокращениякрестьянскиххозяйств, помещикобразовывалусиленнойссудой (деньги, семена, рабочийскот и т.п.) новыхдомохозяевиз неотделенныхчленов старыхсемей, из сыновей, младших братьеви племянников.Так же нуждалисьв увеличеннойссуде и «пришлые»крестьяне дляподнятия новыхземель. Ссудатакже частонавязываласькрестьянину, чтобы закрепитьего на земле.Таким образом, землевладелецобязывал крестьянсидеть у себя, пока не отработаетдолга. Приневозможностивыплатить долг, что случалосьдовольно часто, крестьянинпопадал в неоплатныедолжники, иследовательнони он, ни членыего семьи немогли уйти отземлевладельца, фактическипопадали вкрепостнуюзависимостьот него. Ссудасоздавалаотношения, вкоторых владельческомукрестьянинуприходилосьвыбирать междубессрочно-обязаннымкрестьянствоми срочным холопством.Это было неполицейскоеприкреплениек земле, какоеустановилакруговая порукадля государевыхчерных крестьян, а хозяйственнаядолговая зависимостьот лица, отземле­владельца-кредиторапо общемугражданскомуправу.Первые законодательныемеры закрепощениякрестьян

XV в. вположениирусского крестьянствахарактеризу­етсяисследователямикак переломный, когда феодалыи го­сударствопереходят внаступлениена права и свободыкрестьян.
Одним изпервых проявленийтакого наступления, стала статья57 Судебника1497 г. Ивана III, которая ограничилаправо «отказа»крестьян отземли. Статьязакреплялаодин обязательныйобщегосударственныйсрок выхода– неделю доЮрьева дня (26ноября) и неделю, следующую заэтим днем.Первона­чальноправо это небыло стесненозаконом; носамое свой­ствопоземельныхотношенийналагало обоюдноеограниче­ниекак на это правокрестьянина, так и на произволземле­владельцав отношениик крестьянину: землевладелец, на­пример, немог согнатькрестьянинас земли переджатвой, как икрестьянинне мог покинутьсвой участок, не рассчи­тавшисьс хозяином поокончаниижатвы.
Предполагается, что с 60-х гг. XVв. начали производитьпереписи крестьян, обязанных неститягло. Их записываливместе с ихземлями в особые«писцовыекниги» и тех, кто попал вкнигу, считалиприкрепленнымик той земле, накоторой он былзаписан. Эти«письменные»крестьяне(«старожильцы»)уже не выпускалисьсо своих мест; могли переходитьс места на местотолько люди«неписьменные», то есть не записанныев книги («пришлые»), которых, какуказано выше, землевладельцыприкреплялик земле в основномс помощью ссуд.Правом переходав Юрьев деньпользовалисьте крестьяне, которые не«за­старели»еще за своимиземлевладельцами.

Так мало-помалупринималисьмеры к тому, чтобы прикрепитькрестьян кместам, сделатьиз них оседлоеподатное сословие, обязанноеплатить государюподати («тянутьтягло»), а наслужилых земляхеще и работатьна зем­левладельца.С развитиемпоместногоземлевладенияустанавливаласьзависимостькрестьян­скогонаселения отпомещиков, закоторыми крестьянебыли записа­ныв писцовыхкнигах.
Дальнейшееусиление зависимостикрестьян отземлевладельцев(XVI в.)

ЗначительноерасширениетерриторииМосковскогогосу­дарства, возникновениеказачества, последствияопричнины иЛивонской войныстимулировалигосударствок ограничениюправа «выхода».
СудебникИванаIV 1550 г. увеличил«пожилое» иобя­зал крестьянзасевать передуходом озимь, стал регулиро­ватьи ускорятьпереход различныхкатегорийсельскогона­селенияв разряд старожилых.
Во времяопричниныГрозного, вследствиеразных причин, крестьяне вомножествесвоевольнооставляли своиземли и шли на«дикое поле», в казаки, илиже на новыеземли в завоеванноеГрозным Поволжье.Землевладельцы, разумеется, не желали выпускатьиз-за себя крестьяни всеми мерамизадерживалиих, прибегаядаже к насилию.А так как народвсе-таки уходил, и рабочих вцентральныхобластях государствастановилосьвсе менее именее, то землевладельцыстали изыскиватьспособы, какбы взамен ушедших, добыть на своиземли новыхработников.Самым действеннымспособом былопереманитькрестьян отсоседей, «вывезти»их из-за другихвладельцев.Крестьянский«вывоз» сталобычным явлением.Пользуясь тем, что закономкрестьянскийпере­ход небыл запрещен, богатые землевладельцырассылали своихприказчиков, чтобы выкупатькрестьян у ихгоспод (заплативгос­подам закрестьян всеих долги) и такимспособом «отказывать»крестьян отвладельцеви «вывозить»их на своиземли, заманивразными льготнымиобещаниями.Шла, таким образом, борьба за крестьян, в которой победаоставаласьна сторонебогатых земле­владельцев.Они имели средства, чтобы добыватьсебе рабочихлюдей; мелкиеже помещикине имели средств, чтобыихудержать засобою.
Между теммосковскоеправительствоименно из мелкихпомещиковсоставлялосвое главноевойско и потомуне могло допуститьих обедненияи разорения.Оно должно быловмешаться вборьбу за крестьянеще и по тойпричине, что«перевоз»крестьян велк бесчисленнымссорам и жалобам; суды были заваленыделами о возвращенииувезенных иушедших крестьяни о взысканииубытков отнезаконных«вывозов» и«отказов». Вотпочему, сталипоявлятьсяуказы о крестьянах.
В 1581г. начинаетсяновое описаниерусских земельи временнозапрещается(первона­чально, вероятно, вотдельныхрайонах) выходкрестьян вЮрьев день(«заповедныелета»). В1592 г. начинаетсясо­ставлениеновых писцовыхкниг, которыев дальнейшемрассматривалиськак офи­циальныйдокумент, прикреплявшийкрестьян кземле и фе­одалам, как ее собственникам.Указ 1597 г.

Первым актом, в котором видятуказания наприкрепле­ниекрестьян кземле, как наобщую меру, считают указ24ноября1597 г. Из этогоакта следует, что если крестья­нинубежал отземлевладельцане раньше5 лет до1 сен­тября(тогдашнегонового года)1597 г. и землевладелецвчинит иск онем, то по судуи по сыску такогокрестьянинадолжно возвратитьназад, к прежнемуземлевладельцу,«где кто жил», с семьей иимуществом,«с женой и сдетьми и совсеми животы».Если же крестьянинубежал раньшепяти лет, аземлевладелецтогда же, до1 сентября1592 г., не вчинило нем иска, такогокрестьянинане возвращатьи исков и челобитийоб его сыскене принимать.Больше ни­чегоне говоритсяв царском указеи боярскомприговоре 24ноября. Указ, очевидно, говориттолько о беглыхкрестья­нах, которые покидалисвоих землевладельцев«не в срок ибез отказу», т. е. не в Юрьевдень и без законнойявки со стороныкрестьянинаоб уходе, соединеннойс обоюднымрасчетом крестьянинаи землевладельца.Этим указомуста­навливаласьдля иска и возвратабеглых временнаядав­ность, таксказать, обратная, простиравшаясятолько назад, но не ставившаяпостоянногосрока на будущеевремя. Такаямера принятабыла с цельюпрекратитьзатрудненияи беспорядки, возни­кавшиев судопроизводствевследствиемножества изапоз­далостиисков о беглыхкрестьянах.Указ не вносилничего новогов право, а толькорегулировалсудопроизводствоо беглых крестьянах.
Установлениепятилетнегосрока для возвращениябеглых крестьян, записанныхв последниеписцовые книги1592года,подало мысльмногим историкам, что за пять летдо указа 1597 г., тоесть в1592 году, состоялся общийзакон, запретившийкрестьянампереход и отменившийтак называемыйЮрьев день. Но, несмотря навсе поиски, текст этогозакона1592 года ненайден, и самоесуществованиеего весьмасомнительно(Платонов).
Некоторыеисторики высказывалимысль, что указ1597 г. и есть тотсамый закон, которым крестьяневпервые былиприкрепленык земле, но непрямо, а косвенно: без предварительногозапрещенияправительствопризнало незаконнымивсе крестьянскиепереходы, совершившиесяв последниепять лет доиздания этогоуказа, и дозволилопокинувшихсвои участкикрестьян возвращатьна них, как беглецов.

После указа1597 года несколькораз были выдаваемыуказы о том, чтобы крупныезем­левладельцыне возили крестьяниз-за мелкихи чтобы вообщеникто не вывозилкрестьян к себев большом количестве.Этими указаминадеялисьпрекратитьстолкновенияиз-за крестьянскоговывоза и разорениямелких помещиковкрупными владельцами.Незаметно, однако, чтобыуказы о крестьянахв чем-либо помоглиделу: и послених продолжалоськрестьянскоепередвижение, и слышалисьпо-прежнемужалобы помещиковна уход и увозкрестьян. Важнобыло то, чтоправительствообратило вниманиена положениекрестьян истало закономопределятьотношениякрестьян кзем­левладельцам.Указами о крестьянахв последниегоды XVIвека московскоеправительствостаралосьостановитьвсе еще сильнуюбродячестькрестьянскогонаселения.
Завершениепроцесса установлениякрепостногоправа (XVIIв.)

В XVIIв. завершаетсяпроцесс установлениякрепостно­гоправа. Он связансо Смутой началавека и последующимвосстановительнымпериодом20—50-х гг. Всяистория Московскогогосударствав XVIIстолетии развиваетсяв прямой зависимостиот того, чтопроизошло всмутную эпоху.Страшное разорениестраны в смутусоздало длямосковскогоправительстваряд финансовыхзатруднений, которые обусловливалисобой всю еговнутреннююполитику, вызвалиокончательноеприкреплениепосадскогои сельскогонаселения.
Законодательствоначала XVIIвека было направленопротив невыгодныхдля государствапоследствийправа выходакрестьян:
Оно старалось прекратить переход крестьян в нетяглое состояние, в холопство, разрешенный Судебником 1550. Перейдя из крестьян в холопы, крестьянин переставал платить подати, уменьшая этим и без того скудные в Смутное время и после него поступления в казну.
Оно пыталось уничтожить игру в крестьян, какую вели крупные землевладельцы, сманивая их с земель казенных крестьянских обществ или мелких землевладельцев (что также уменьшало поступления в казну, и разоряло мелких землевладельцев – основу вооруженных сил страны).
По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян, нарушавшие право собственности землевладельцев.Указ 1607 г.

Законодательныемеры противбеглых крестьянзавершилисьуказом 9 марта1607 г., которыйвпервые попыталсявывести крестьянскиепобеги из областигражданскихпра­вонарушений, преследуемыхпо частномупочину потерпев­шего, превратив ихв уголовноепреступление, в вопрос го­сударственногопорядка: розыски возврат беглыхкрестьян независимоот исков землевладельцевон возложилна обла­стнуюадминистрациюпод страхомтяжкой ответственностиза неисполнениеэтой новой длянее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверхвознаграж­денияпотерпевшемуземлевладельцубольшой штрафв пользу казныпо 10рублей за каждыйдвор или заодинокогокрестьянина, а под­говорившийк побегу сверхденежной пениподвергалсяеще торговойказни (кнут).Однако и этотуказ допустилдав­ность дляисков о беглыхкрестьянах, только удлиненнуюдо 15лет. Зато онпрямо призналличное, а непоземельноеприкреплениевладельческихкрестьян: темиз них, которыеза 15лет до указазаписаны впоземельныхописях, в пис­цовыхкнигах1592—1593 гг., указано«быть за теми, за кем писаны».Однако указили не удался, или понят былтолько в смыслезапрещениякрестьянскихпобегов и вывозов, а не как отменазаконноговыхода крестьян.Крестьянскиепорядные ипосле тогосовершалисьна прежнихусловиях; самоедопущение15-летней исковойдавности длябеглых поддерживалоза крестьянскимипоземельнымидоговорамихарактер чистогражданскихотношений. Указбыл издан, когдаразгораласьСмута, несомненнопомешавшаяего дей­ствию.Он затягивалузел обязательныхотношенийкрестьян кгосподам, когдаколебалисьвсе основыгосударственногопорядка, когдатяглые и несвободныеклассы сбрасывалис плеч своистарые обязательстваи еще менеестеснялисьновыми.Сближениекрестьянстваи холопства

Смутное времяпронеслосьпо стране ураганом, который вымелмассы крестьянстваиз центральныхобластей государства.Почувствоваласьострая нуждав рабочихземледельческихруках, котораязаставилаземлевладельцевобратитьсяк старинномуиспытанномусредству искатьновых рук длясельской работыв холопстве.Они началисажать своихдворовых людейна пашню, даватьим ссуду, обзаводитьих дворами, хозяйствоми земельныминаделами. Приэтом с холопомзаключалиособый договор, который подобнокрестьянскомуназывалсяссудной записью.Так, среди холопствавозник сельскийкласс, получившийназвание задворныхлюдей, по­томучто они селилисьособыми избами«за двором»земле­владельца.Задворныйукреплялсяособым способом: он давал насебя ссуднуюзапись, не толькоселясь за барскимдвором с воли, но и при переходеза барский двориз дво­ровогохолопства.Таким образом, задворнаязапись созда­валаособый видхолопства, служившийпереходом отдворо­вой службына крестьянскуюпашню.
Издельекрестьянинабыло такой желичной работойна господина, как и службакабальногоза рост (процент), только послед­нийслужил во дворе, а первый работална двор, «ходилво двор, дворовоедело делал», как писалосьв порядныхграмотах.Хозяйственнаяблизость велаи к юридическомусближению. Какскоро в правеустановиласьмысль, что кабальноеобязательствопростираетсяне только надейст­вие, нои на лицо кабального, делая его крепостным, эта мысль настойчивостала пробиватьсебе путь всознаниеземлевладельцеви в их отношениек крестьянам.Такое распространительноепониманиекрестьянскихотношенийоблегчалосьи с холопьейстороны: движениекрестьянствав сторону холопствавстретилосьс противоположнымдвижениемхолопства всторону крестьянства.После кре­стьянина-хлебопашца, исполнявшегоработу на барскийдвор, появляетсядворовый, становившийсяхлебопашцем.Перепись 1627-1628гг. и появлениекрепостнойкрестьянскойзаписи
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Смута сдвинулас насиженныхмест массыстарожилоготяглого люда, городскогои сельского, и расстроиластарые земскиемиры, круговоюпорукой обеспечивавшиеказне податнуюисправность.Одной из первыхзабот правительствановой династии(Романовых)было восстановитьэти миры.
На земскомсоборе1619 г. былопостановленоперепи­сатьи разобратьтяглых обывателейи при этом беглецоввозвратитьна старые местажительства, а закладчиковповернуть втягло. Долгоэто дело неудавалось понегодно­стиисполнителей, писцов и дозорщиков.Эта неудачавместе с большиммосковскимпожаром1626 г., истребившимпозе­мельныеописи в столичныхприказах, понудилаправитель­ствопредпринятьв 1627—1628гг. новую общуюперепись поболее широкомуи обдуманномуплану. Книгиэтой переписиимели полицейско-финансовоеназначениепри­вести визвестностьи укрепить наместах податныесилы, какимимогла располагатьказна; с этойцелью пользовалисьими по отношениюк крестьянами впоследствии, со времениУложения. Переписьюпроверялисьдействовавшиепозе­мельныеотношения междукрестьянамии владельцами, разрешалисьстолкновения, спорные случаи; но она не вно­силав эти отношенияновых норм, неустанавливалаэтих отношений, где их не было, предоставляяэто добровольномучастному соглашениюсторон. Однако«пис­цоваязаписка» поместу жительствадавала общуюоснову длятаких соглашений, регулировалаих икосвенно ихвызывала. Бродячийвольный хлебопашец, застигнутыйпис­цом на землевладельца, кудаон забрел длявременной«крестьянскойпристани» иза ним записанный, волей-нево­лейрядился к немув крестьянена условияхдобровольногосоглашенияи вдвойне укреплялсяза ним как этойписцовой, таки поряднойзаписью, какуюдавал на себя.
Как ни былиразнообразны, запутаны исбивчивы усло­виякрестьянскихзаписей тоговремени, в нихвсе же можноразглядетьосновные нити, из которыхсплеталаськрестьян­скаякрепость: тобыла полицейскаяприпискапо месту жительства,ссуднаязадолженность, действие кабальногохолопстваи добровольноесоглашение.Первые дваэлемента былиосновнымиисточникамикрепостногоправа, создавав­шимиземлевладельцувозможностьприобрестикрепостнуювласть надкрестьянином; вторые дваимели служебноезначение, каксредствадействительногоприобретениятакой власти.В крестьянскихдоговорахможно, кажется, уловить самыймомент переходаот воли к крепости, и этот моментуказывает насвязь этогоперехода собщей переписью1627 г.Самая ранняяиз известныхпорядных скрепостнымобязательствомотносится ктому самому1627 г., когдапредпринятабыла эта перепись.Здесь «старые»крестьянепомещика заключаютс ним новыйдоговор с условиемот него «несойти и не сбежать, оставатьсякрепкими емуво крестьянстве».Как у старыхкрестьян, у нихбыли определенные, установившиесяотношения кпомещику; можетбыть, по старожильствуони и без тогоуже были безвыходнымисидельцамина своих участках, не могли рас­считатьсяпо полученнымкогда-то ссудам; в других поряд­ныхкрестьяне прямообязываютсясвоему старомупоме­щику бытькрепкими«по-прежнему».Значит, новоекрепо­стноеусловие былотолько юридическимзакреплениемфактическисложившегосяположения.Полицейскоепри­креплениек тяглу или ксостоянию поместу жительстваподнималовопрос об укреплениикрестьяниназа владель­цем, на земле которогоон записан.Готовых нормдля это­го небыло, иихпо сходствухозяйственныхотношений стализаимствоватьиз стороннихобразцов, изслужи­лой кабалыили задворнойссудной записи, комбинируяв разных местахразлично подобровольномусоглашениюусловия крестьянскоготягла и дворовойслужбы.
К такомусмешению разнородныхюридическихотноше­нийвел самый перелом, совершавшийсяпосле Смутыв зем­левладельческомхозяйстве.Прежде предметомсделки междукрестьянином-съемщикоми землевладельцемслу­жила земляпод условиемвыдела долипроизведенийземли илиравноценногоей денежногооброка в пользуземлевладельца.Ссуда вовлекалав расчет ещеи личный крестьянскийтруд на землевладельца, барщину, какдопол­нительнуюповинностьза долг, и дажекрестьянскоеимуще­ство, инвентарь, создававшийсяс помощью ссуды.После Смутыусловия поземельногоучета еще изменились: опустелая земляупала в цене, а крестьянскийтруд и барскаяссуда вздорожали; крестьяниннуждался большев ссуде, чем вземле; землевладелецискал большеработника, чемарендатора.Этой обоюднойнуждой можнообъяснить однузапись1647 г., когдакрестьянскаякрепость ужеупрочиласьи из личнойпревращаласьв потомственную: здесь не кре­стьяниндает обязательствоне уходить отпомещика, апо­мещик обязуетсяне сгонятькрестьянинас его старогообстроенногожеребья— иначевольно ему, крестьянину, от помещика«прочь отойтина все четырестороны». Таже обоюднаянужда со временемпод давлениемобщей пере­писи1627 г. превратилакрестьянскиепорядные издогово­рово пользованиигосподскойземлей в сделкина обязатель­ныйкрестьянскийтруд, а правона труд сталоосновой властинад личностью, над ее волей; да и самая этаперепись былавызвана потребностьюказны перенестиподатное поземельноеобложение спашни на самогохлебопашца.В новом складехозяйственныхотноше­нийстали мешатьсяпрежние юридическиесостояния: холопы переходилив крестьянство, и, наоборот, дворовые принималисьза крестьянскуюпашню, а пашенныекрестья­неделали дворовоедело, и из этогосмешения вышлакресть­янскаякрепость.Писцовый наказ1646 г.

После Смутысрок сыскабеглых крестьянбыл возвращенк 5 годам. Притаком короткомсроке беглыйлегко пропадалдля владельца, который неуспевал проведатьбеглеца, чтобывчинить иско нем. В 1641 г. дворянепросили царя«отставитьурочные лета», но вместо тогобыла толькоудлинена исковаядавность длябеглых крестьяндо десяти лет, для вывозныхдо пятнадцати.В 1645 г. в ответ наповторенноечелобитьедворян правительствоподтвердилоуказ 1641 г. Наконец, в 1646 г., предпринимаяновую общуюперепись, оновняло настойчи­вымходатайствамдворянстваи в писцовомнаказе этогогода обещало, что «как крестьяни бобылей идворы их перепишут, и по тем переписнымкнигам крестьянеи бобыли и ихдети, и братья, и племянникибудут крепкии без урочныхлет». Это обещаниеи было исполненоправительст­вомв Уложении1649 г., котороеузакониловозвращатьбеглых крестьянпо писцовымкнигам 1620-х годови по переписным1646—1647 гг. «безурочных лет».
Теперь бес­срочноукреплялосьза землевладельцамивсе крестьянскоенаселение ихземель и снеотделеннымичленами крестьян­скихсемейств. Личнаякрестьянскаякрепость подоговору, поссудной записи, превращаласьв потомственноеукрепле­ниепо закону,по писцовойили переписнойкниге; из частногогражданскогообязательстварождалась длякре­стьян новаягосударственнаяповинность.Доселе законода­тельствостроило своинормы, собираяи обобщая отноше­ния, возникавшиеиз сделок крестьянс землевладельцами.Писцовым наказом1646 г. оно самодавало норму, из кото­ройдолжны быливозникнутьновые отношенияхозяйствен­ныеи юридические.Уложению1649 г. предстоялоих напра­витьи предусмотреть.

В первыедесятилетияXVIIв. когда ужедействоваливсе экономическиеусловия неволивладельческихкрестьян, небыла еще найденаюридическаянорма, котораязакрепила быэту фактическуюневолю, превративее в крепостнуюзависимость.Крестьянин, рядясь с землевладельцемна его землюсо ссудой отнего сам отказывалсяв поряднойзаписи навсегдаот права какими-либоспособамипрекратитьпринимаемыена себя обязательства.Внесение такогоусловия в поряднуюи сообщило ейзначение личнойкрепости.

Итак, законодательстводо серединыXVIIв. не устанавливалокрепостногоправа. Крестьянго­сударственныхи дворцовыхоно прикреплялок земле или ксельским обществампо полицейско-фискальнымсооб­ражениям, обеспечиваяподатную ихисправностьи тем об­легчаядействие круговойпоруки. Крестьянвладельческихоно ни прикреплялок земле, ни лишалоправа выхода, т. е. не прикреплялопрямо и безусловнок самим владельцам.Но право выходаи без того ужеочень редкодействовалов своем первоначальномчистом виде: уже в XVIв. под дей­ствиемссуды оно началоприниматьформы, болееили менее егоискажавшие.Законодательствоимело в видутолько этиформы вырождениякрестьянскогоправа, следилоза их развитиеми против каждойставило поправкус целью пре­дупредитьвред, каким онагрозила казнеили обществен­номупорядку. Вследствиенеоплатнойзадолженностикре­стьян приусилениипереселенческогодвижения учащалиськрестьянскиепобеги и запутывалисьиски о беглых: усили­вая мерыпротив беглыхи их приема, правительствозако­нами обисковой давностистаралосьослабить иупорядочитьиски и спорыиз-за беглых.Право вывозавызывало беспорядкии запутанныетяжбы междуземлевладельцами: вывоз был стесненчиновнойклассификациейотказчикови согласиемвладельца, укоторого отказываликрестьян. Судебник1550 года дозволялкрестьянинупродаватьсяс пашни в холопство, лишая казнуподатногоплательщика, указы 1602 и 1606 гг.установиливечностькрестьянскую, безвыходностьтяглого крестьянскогосостояния. Таккрестьянин, числясь позакону вольнымсо своим устарелымправом выхода, на деле былокружен со всехсторон, не могуйти ни с отказом, ни без отказа, не мог по своейволе ни переменитьвладельцапосредствомвывода, ни дажепеременитьзвания посредствомотказа от своейсвободы. В такомположении емуоставалосьтолько сдаться, но такое решениекрестьянскийвопрос получилнесколькопозднее, с принятиемСоборногоУложения 1649 г.Соборное Уложение1649 года

Мы определили, что мелкопоместныедворяне немогли эномическимисредствамиудержать насвоих земляхкрестьян. Поэтой причинеони упорнодобивалисьотмены урочныхлет и окончательногоприкреплениякрестьян кземле. Осенью1948 г. в Москвеоткрылся Земскийсобор, а в январе1649 г. комиссияН.И. Одоевскогопредставиласобору новыйкодекс законов, получившийнаименованиеСоборногоУложения. Какзначилось вцарском наказесоставителиУложения должныбыли следоватьапостольскимправилам изаконам «греческихцарей» (Византийскомукодексу). Новсе же их главнаязадача состоялав том, чтобыупорядочитьзаконы, изданныев России приновой династии, и вместе с темудовлетворитьтребованиясословий, выдвинутыев дни мятежав Москве. В отличиеот предыдущихрукописныхСудебниковУложение былопервым печатнымсводом законов.Его издали вколичестве2000 экземпляров(огромный тиражпо тем временам)и разослалипо городам.Уложение 1649 г.служило основнымсводом законовРоссии вплотьдо 1830 г. и былоглавным инструментомустановленияусиления исохранениядоминирующейполитическойсистемы.
По ходатайствуслужилых людей«всех городов»Земский соборпринял закон, по которомуземлевладельцыполучали правоискать своихкрестьян ивозвращатьих на свои землибез ограничениясрока давности.Основнойдокументацией, удостоверяющейпринадлежностькрестьянземлевладельцубыли признаныписцовые книги, составленныев 1626 г. «А отдаватьбеглых крестьяни бобылей избегов, – значилосьв Уложении1649г., – по писцовымкнигам всякихчинов людембез урочныхлет».
За время послеваловой описипроизошла сменапоколений. Ноэто не имелосущественногозначения. Дворянеполучили возможностьвернуть нетолько крестьянина, записанногов книги, но иего сыновейи внуков. Возвратуподлежала всясемья крестьянинавместе со всемнажитым имуществом.Уложение впервыевводило суровоенаказание(вплоть до торговойказни и тюремногозаключениясроком на год)за поселениеу себя беглыхкрестьян. Виновныйземлевладелецдолжен былплатить по 10р. за каждыйгод укрывательствачужого крестьянина.(При расчетеисходная оценкасоставляла4 руб. «за голову»крестьянинаи 5 руб. за «глухой»живот – неописанноеимуществокрестьянина).
СоборноеУложение окончательносформировалосистему государственногокрепостногоправа в России.Для поддержаниягосударственногофонда земельзаконодателизапретилиземлевладельцампереводитькрестьян споместныхземель на вотчинные.
По этому жеСоборномуУложениюустанавливалисьнаследственностькрепостногосостояния иправо землевладельцараспоряжатьсяимуществомкрепостногокрестьянина.Землевладельцамзапрещалосьнасильно лишатькрестьянинаимущества, нодолги несостоятельногоземлевладельцапогашалисьза счет егокрестьян ихолопов.
СоборноеУложение обязывалодворян осуществлятьполицейскийнадзор закрестьянами, собирать с нихи вносить вказну подати, отвечать завыполнениеими государственныхповинностей.Крестьянелишались правасамостоятельноотстаиватьсвои интересыв суде.
Законо­дательноепризнаниеподатнойответственностиземлевла­дельцевза своих крестьянбыло завершительнымделом в юридическойпостройкекрепостнойневоли крестьян.На этой нормепомирилисьинтересы казныи землевладельцев, существеннорасходившиеся.Частное землевладениестало рассеяннойпо всему государствуполицейско-финансовойагентуройгосударственногоказначейства, из его соперникапревратилосьв его сотрудника.Примирениемогло состоять­сятолько в ущербинтересамкрестьянства.В той первойформации крестьянскойкрепости, какуюзакрепилоУложе­ние1649 г., она ещене сравняласьс холопьей, понормам которойстроилась.Закон и практикапроводили ещехотя и бледныечерты, их разделявшие:1) крепостнойкрестьяниноставалсяказенным тяглецом, сохраняя неко­торыйоблик гражданскойличности;2) как такового, владе­лец обязанбыл обзавестиего земельнымнаделом иземле­дельческиминвентарем;3) он не могбыть обезземеленвзя­тием водвор, а поместныйи отпуском наволю; 4)его жи­воты, хотя и находившиесятолько в егоподневольномобладании, немогли быть унего отняты«насильством», по выражениюКотошихина;5) он могжаловатьсяна господскиепоборы «черезсилу и грабежом»и по суду возвратитьсебе насильственныйперебор. Плоховыработан­ныйзакон помогстереть этираздельныечерты и погналкре­постноекрестьянствов сторону холопства.С установ­лениемкрепостногоправа русскоегосударствовступило напуть, которыйпод покровомнаружногопорядка и дажепре­успеяниявел его к расстройствународных сил, сопровож­давшемусяобщим понижениемнародной жизни, а от временидо времени иглубокимипотрясениями.
Заключение

Итак, мы рассмотрелив общих чертахпроцесс становлениякрепостногоправа на Руси.В качестверезюме можнопривести мнениеВ.О. Ключевского(лекции которогомы в основномиспользовалив данном реферате)о прикреплениикрестьян:

«Поместнаясистема подготовилакоренную переменув судьбе крестьянства.До конца XVIвека крестьянебыли вольнымихлебопашцами, пользовавшиесяправами свободногоперехода содного участкана другой, отодного землевладельцак другому. Ноот этих переходовпроисходилибольшие неудобствакак для общественногопорядка, таки для государственногохозяйства иособенно дляхозяйствамелких служилых.Землевладельцев, у которых богатыевотчинникии помещикисманиваликрестьян, оставляяих без рабочихрук следовательно, без средствисправно отбыватьгосударственнуюслужбу. Вследствиеэтих затрудненийправительствоцаря Федораиздало указ, отменившийправо крестьянскоговыхода, лишившийкрестьян возможностипокидать раззанятые имиземли. Все печальныепоследствиякрепостногоправа, обнаружившиесяпозже, вышлииз этого прикреплениякрестьян кземле. Так какпервый указ, отменившийкрестьянскоеправо выхода, был издан, когдагосударствомправил именемцаря Федорашурин его БорисГодунов, то наэтого правителяпадает всяответственностьза эти последствия.Он – первыйвиновник крепостногоправа, крепостник-учредитель.В таком взглядена происхождениекрепостногоправа можноразличить дваглавные положения:1) в конце XVIв правительствоодной общейзаконодательноймерой изменилоюридическоеположениекрестьян, отняву них правовыхода, прикрепивих к земле, и2) вследствиеэтого прикреплениякрестьянепопали в неволюк землевладельцам».

При рассмотрениивопроса о крепостномправе нужноучитывать, чтоособенностигеополитическогоположенияРоссии и православноепони­маниесословныхобязанностейкак формырелигиозногослужения, спасениядуши привелок тому, что всенаселение несловсеобщуюгосударственнуюповинность: дворяне— лично, а крестьянеи горожанечерез налогина содержаниевойска, администрации, царя.

Роль крепостногоправа в Россииоцениваетсянеодно­значно.Крепостноеправо помогалогосударствув восста­новлениии подъемепроизводительныхсил, регулированиипроцесса колонизацииогромной территориии решениивнеш­неполитическихзадач, но приэтом консервировалонеэф­фективныесоциально-экономическиеотношения. Одниис­следователисчитают, чтоперед Россиейв XVIв. была альтернативаразвития, минуякрепостноеправо (Н. Е. Но­сов), другие оцениваютXVI—XVII вв. какрасцвет крепост­ничества, третьи— как последнийрезерв клонящегосяк «нисходящей»фазе феодализма.

Были ли другиепути развитияРоссии, минуякрепостноеправо? Предположения«если бы…»всегда заманчивы.Но история, какбыло сказано, не терпитсослагательногонаклонения, поэтому оставимэтот вопростем теоретикам, которые находятудовольствиев бесплодныхспекуляциях.В лучшем случае, чего они достигнут– увеличенияостроты ихлогическоймысли, витающейв безжизненномпространстве.Ведь всем давнопонятно, чтоникто никакихуроков из историине извлекает.

Каждый разс рождениемчеловека миррождаетсязаново, и «прошлоекажется сном».
Список литературы

История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. – М.: Мысль, 1997.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1994.
Скрыпников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.