Введение
Крепостноеправо (крепостничество)– форма зависимостикрестьян: прикреплениеих к земле иподчинениеадминистративнойи судебнойвласти феодала.
Проблемакрепостничестваи крепостногоправа в Россииявляется однойиз наиболеесложных вотечественнойисториографии.В. О. Ключевскийсчитал крепостноеправо «сложныминститутом, который трудноподдаетсяточному определению».В дореволюционнойисториографиисосуществовали«указная» и«безуказная»теории возникновенияи утверждениякрепостногоправа.
В советскойисториографии, начиная с Б. Д.Грекова, утверждаетсяконцепцияпостепенногозарожденияи развитиякрепостногоправа со времен«Русской Правды», через судебникиXV—XVI вв. и доСоборногоУложения1649 г. В дальнейшембольшинствоисториковотказалисьвидеть крепостноеправо в законодательстведо концаXV в. Некоторыеиз них в качествекомпромиссастали проводитьразграничениепонятий «крепостничество»— проявлениевнеэкономическогопринужденияв различныхформах прифеодализме— и «крепостноеправо»— прикреплениекрестьян кземле феодалав законодательстве, начиная с концаXV в.
В данномреферате мыбудем придерживатьсяпоследней точкизрения, т.е. мыпопытаемсяпроследитьстановлениекрепостногоправа на Русиначиная с XVв. и до принятияСоборногоУложения 1649 г.Предварительномы рассмотримвопрос происхождениятермина «крепостноеправо» (в связис которым затронемтему холопствана Руси) и дадимобщую картинуположениякрестьянствав удельной Руси(XIII-XIVвв.).
Следуетотметить, чтоданный рефератна 99% являетсякомпиляциейвыдержек изработ русскихисториков. Восновном использованытруды С.Ф. Платоноваи В.О. Ключевского.Поэтому, с позволениячитателей, мыне будем делатьссылки на страницыиспользуемойлитературы, т.к. в противномслучае лесссылок занялбы место неменьшее, чемсам реферат.
Происхождениетермина «крепостноеправо». Холопствона Руси
Крепостьюв дневнерусскомправе называлсяакт, символическийили письменный, утверждавшийвласть лицанад известнойвещью. Власть, укрепленнаятаким актом, давала владельцукрепостноеправо на этувещь. Предметомкрепостногообладания вДревней Русибыли и люди.Такие крепостныеназывалисьхолопамии робами.На древнерусскомюридическомязыке холопомназывалсякрепостноймужчина, рабой— крепостнаяженщина. В документахнет терминов«раб» и «холопка»:рабвстречаетсятолько вцерковно-литературныхпамятниках.Холопство ибыло древнейшимкрепостнымсостояниемна Руси, установившимсяза много вековдо возникновениякрепостнойневоли крестьян.До концаXV в. на Русисуществовалотолько холопствообельное,или полное,как оно сталоназыватьсяпозднее. Оносоздавалосьразличнымиспособами:1) пленом,2) добровольнойили по волеродителейпродажей свободноголица в холопство,3) некоторымипреступлениями, за которыесвободное лицообращалосьв холопствопо распоряжениювласти,4) рождениемот холопа,5) долговойнесостоятельностьюкупца по собственнойвине, 6)добровольнымвступлениемсвободноголица в личноедворовое услужениек другому бездоговора, обеспечивающегосвободу слуги, и 7)женитьбой нарабе без таковогоже договора.Полный холопне только самзависел отсвоего государя,как называлсявладелец холопав Древней Руси, и от его наследников, но передавалсвою зависимостьи своим детям.Право наполного холопанаследственно, неволя полногохолопа потомственна.Существеннойюридическойчертой холопства, отличавшейего от других, некрепостныхвидов частнойзависимости, была непрекращаемостьего по волехолопа: холопмог выйти изневоли толькопо воле своегогосударя.
В МосковскойРуси из полногохолопствавыделилисьразличные видысмягченной, условной крепостнойневоли. Так, изличного услужения, именно из службыприказчикомпо господскомухозяйству, тиуном илиключником, возникло вконцеXV или в началеXVI в.холопстводокладное,названное такпотому, чтокрепостнойакт на такоехолопство,докладнаяграмота,утверждалсяс доклада наместнику.Это холопствоотличалосьот полного тем, что право надокладногохолопа менялосвои условия, иногда прекращалосьсо смертьюгосподина, иногда передавалосьего детям, ноне далее. Ещеодним видомнеполногохолопстваявлялосьзакладничество.Оно возникалов разные временана разных условиях.Первоначальными простейшимего видом былличный заклад, или заем, собязательствомдолжника работатьна заимодавца, живя у него водворе. Закупвремен РусскойПравды, закладеньудельных веков, как и закладчикXVII в., не были холопы, потому что ихневоля моглабыть прекращенапо воле заложившегосялица. Долг погашалсяили его уплатой, или срочнойотработкойпо договору.«Отслужат свойурок (срок) дапойдут прочь, рубль заслужат, а не отслужатсвоего урока, ино дадут», возвратят всезанятые деньги, как читаем протаких долговыхслуг в одномакте XVв.
Но бывализакладные, покоторым закладникобязывалсяне погашатьслужбой самогодолга, а толькооплачиватьпроценты, служить«за рост», и поистеченииусловленногосрока возвратить«истину»— занятойкапитал. Заемноеписьмо в ДревнейРуси называлосьзаимствованнымиз еврейскогословом кабала.Личная зависимость, возникавшаяиз обязательстваслужить зарост, укрепляласьактом, которыйв отличие отзаемной кабалыс личным закладомна условииотработкиназывался вXVI в. служилойкабалойили кабалойза рост служити.С концаXV в. в документахпоявляютсякабальныелюди; нов них долго ещенезаметнопризнаковкабальногохолопства.Заемная кабалапод личныйзаклад быласобственнозаживная,давала закладникуправо зарабатыватьвзятую впередссуду без роста, погашатьбеспроцентныйдолг. По кабалеростовой,получившейспециальноеназвание служилой,кабальнойсвоей службойво дворе заимодавцазарабатывалтолько проценты, не освобождаясьот возвратакапитала вусловленныйсрок или урок.
Закладничествона условиислужбы за ростпереработалось, правда, в холопство, только не вполное, а вкабальное.Выдача головойдо искупа приобычной несостоятельностивыданных подвергалаих бессрочнойотработкезайма. Так, вкабальнуюслужбу за роствходило и погашениесамого долга, личный закладпод заем превращалсяв личный наемс получениемнаемной платывперед. Этосоединениеслужбы за ростс погашениемдолга и личныйхарактер кабальногообязательствастали юридическимиосновами служилойкабалы, каккрепости; имиполагался ипредел кабальнойслужбы. Какличное обязательство, связывавшееодно лицо сдругим, служилаякабала теряласилу со смертьюодной из сторон.В XVIIв. встречаемпо местам кабалыс обязательствомкабального«у государясвоего служитьво дворе досвоей смерти».Но в случаесмерти господинараньше холопаэто условиенарушало личныйхарактер кабалы, заставляякабальногослужить женеи детям умершегокак бы наследственно.
Между тем, было два родадворовых слуг, для которыхустановилсядругой пределслужбы— смертьгосподина. Ужезакон1556 г. постановил, что пленник, выданный вхолопство посуду, служитгосподину «доего живота».С другой стороны, некоторые натом же условиипоступалипросто в личноеуслужение нетолько беззайма, но и безнайма. Встречаемслужилую кабалу1596 г., в которойвольный человекобязуетсяслужить не зарост, без займа,«по живот»господина, которому послесвоей смертиотпустить слугуна волю с женой, детьми «и чтоу него животанаживет, и вприданыеего и детей недати за своимидетьми». Здесьперед нами триусловия, в которыхвыражалсяличный характерслужилой кабалы: пожизненностьвладения кабальным, неотчуждаемостьэтого владенияи право кабальногона добытое наслужбе имущество.Эти условия, также вошедшиев юридическийсостав кабальнойслужбы, здесьустанавливаютсядоговором; покрайней мере, до 1597г. не известныуказы, узаконяющиеих длякабальных своли, не дляполоняников.С установлениемпожизненностислужилая кабалаполучила характерхолопьей крепости: кабальныйсам по договоруотказывалсяот права выкупиться, и его неволяпрекращаласьтолько смертьюили волей господина.
Уже в указе1555 г. служилаякабала являетсясо значениемкрепости,крепостногоакта, нарядус полной идокладной, а в одном завещании1571 г. встречаеми термин кабальныехолопы иробывместо обычногодотоле выражениякабальныелюди илипросто кабальные.Тогда же становитсяизвестна иформа служилойкабалы, державшаясянеизменно целоестолетие: вольныйчеловек, одинили с женой идетьми, занималу известноголица, обыкновенноу служилогочеловека, несколькорублей всегдаровно на год, от такого-точисла до тогоже числа следующегогода, обязуясь«за рост у государясвоего служитиво дворе по всядни, а полягутденьги по сроцеи мне за росту государясвоего потомуже служити повся дни». Этастереотипнаяформа показывает, что она составиласьпо норме срочнойзакладной сзакладом лица, а не вещи, и спредвидениемпросрочки.Такие закладныенередки и сходнысо служилымикабалами вусловиях и дажев выражениях.В 1636г. отец отдалзаимодавцусвоего сына«на год служить»с обязательствомв случае неуплатыденег в срокотпустить сынак заимодавцу«во двор».
Мы дали такоедостаточноподробноеописание холопствана Руси, т.к. послеXVв. положениехолопов икрестьянства, как мы покажемв дальнейшем, неуклонносближается, и многие обычаи, правила и законыв отношениихолопства, станут в дальнейшемслужить образцомдля установленияотношений междуземлевладельцамии крестьянами, что в конечномсчете будетспособствоватьустановлениюкрепостногоправа.
Положениекрестьянствав удельной Руси(XIII-XIV вв.)
В удельноевремя, в тотпериод, когдаеще совершалосьзаселениесеверо-восточныхкняжеств славянскимплеменем, составобщества вкняжествахбыл оченьнеопределенным.В общем потокеколонизации, шедшей с Днепраи с Ильменскихрек в Поволжье, население несразу находилосебе оседлость, перемещалосьи бродило, двигаясьпостепеннов восточноми северо-восточномнаправлении.Только князья, хозяева уделов, сидели неподвижнов своих удельныхвладениях.Вынужденныевести своехозяйство исодержатьдружину приусловии непрерывнойподвижности,«текучести»всего народонаселения, князья выработалиособые приемыхозяйства иуправления.Они не моглисразу остановитьпереселенческийпоток, задержатьнаселение всвоих волостяхи прикрепитьего к своемууделу. Народприходил в ихудел и уходилиз него свободно, не сказываяськнязю и без егопозволения.Князья поэтомустаралисьзакрепить засобою отдельныхлиц. Они илипринимали ихк себе на вольнуюслужбу по договору(это были ихбояре и слугивольные), илиже покупалиих и кабалиликак рабов (этобыли их «люди», или холопы). Изтех и другихсоставлялся«двор» князя, соответствующийдружине киевскогопериода.С помощью этогодвора удельныйкнязь управлялсвоим уделом, защищал егои вел свое хозяйство.Бояре и вольныеслуги были егосоветникамии полководцами, а «люди» составлялирать и былирабочими наего пашне ипромыслах.Часто князьяприглашалинеимущих свободныхлюдей селитьсяна княжескойземле с условиемслужить и работатькнязю, причем, если такойслуга не исполнялсвоих обязанностей, его лишалиданной емуземли. Из этихслуг «под дворским»(то есть подчиненныхкняжескомудворскому илидворецкому)составлялсяособый, среднийразряд княжескихлюдей— не холопов, но и не вполнесвободных.Только перечисленныеразряды слуг, от бояр до холопов, находилисьв непосредственномподчинениикнязю; а из нихтолько «люди»были подданнымикнязя, то естьнаходилисьв принудительнойот него зависимости.Остальные моглиот него уйтик другому князю,—или теряя своюземлю, если этобыли слуги поддворским, илисохраняя всесвои земли, если это былислуги вольные.
Так устроеныбыли отношенияудельных князейк тем, кто имслужил. Все жепрочие лица, жившие в уделекнязя, носилиобщее наименование«христиан», или «крестьян», и не находилисьвовсе в личнойзависимостиот князя. Какв городах(«посадах»), так и в сельскихволостях онибыли устроеныв общины или«миры». Князьзнал, что вкакой-либо еговолости жиликрестьяне. Онприказывалтам счестьколичествокрестьянскихдворов, назначалс них со всеходин общийподатной оклад,«тягло» и поручалсамим же крестьянамв известныесроки (на Рождество, на Петров день)доставлятьему свою подать.Люди приходилив эту волостьи уходили изнее без ведомаи разрешениякнязя. Крестьянский«мир» их принимали отпускал; оних облагалподатью в общийоклад; выборные«старосты»собирали этуподать и отвозиликнязю. И такшло из года вгод, дотехпор, пока князьне приказывал(заметив убыльили прибылькрестьянскихдворов в даннойволости) сновапереписатьдворы и уменьшитьили увеличитьсумму мирскогоплатежа. Притаком порядкекрестьяне зналине князя, акрестьянскиймир; а князьмог быть равнодушенк тому, что тотили другой егокрестьянинуйдет к соседнемукнязю. Прямогоущерба от этогодля князя небыло. Такой жесвободой переходакрестьянепользовалисьи на частныхбоярских землях.Приходя наземлю, они составлялиарендное условие,«порядную», и в поряднойопределялисвои обязанностии платежи господину; уходя от господина, они известнымпорядком«отказывались»от земли.
Итак, крестьянинудельной Русибыл вольныйхлебопашец, сидевший начужой землепо договорус землевладельцем; его свободавыражаласьв крестьянскомвыходе илиотказе,т. е. в правепокинуть одинучасток и перейтина другой, отодного землевладельцак другому.
Поместноеземлевладениеи зарождениекрестьянскойзависимости(XV в.)
Переходчеловека изодного разрядав другой— из крестьянв горожане(«посадскиелюди») или вхолопы и обратно,— был оченьлегок и доступенвсем, поэтомуобщественноеустройствов удельноевремя былоочень неопределеннои бесформенно.
Такая неопределенностьне могла удержатьсяпри переходеудельногобыта в государственный.Московскиегосудари раньшевсего взялисьза переустройствосвоего «двора».Они наложилисвою руку наземли своихслужилых князейи требовали, чтобы землиэти «не выходилииз службы».То же правилобыло примененоко всем вообщевотчинам: всякий, кто владелземлею, былобязан участвоватьв защите государства.С каждой вотчиныдолжны былиявляться ратныелюди, «конныи оружны», попервому зовугосударя. Княжатаи бояре, владевшиекрупными вотчинами, приводили ссобою целые«воинства»своих людей.Мелкие вотчинникивыезжали наслужбу сами«своею головою»или с одним-двумяхолопами. Нотак как во времятяжелых войнс татарами, литвою и немцаминужна былабольшая военнаясила, то обычнойрати не хватало, и московскиегосудари сталиусиленно вербоватьслужилых людей,«собою добрыхи дородных»(то есть годныхк бою), и селить их наказенных землях, потому что иныхсредств насодержаниевоинских людей, кроме земель, тогда не было.
Преждетакие землидавались слугамиз частныхвладений князя, из его «дворца».Теперь «дворцовых»земель уже нехватало и слугамстали даватьземли «черные»(то есть податные, государственные).Прежде такиеземли, данныеслугам,, носилиназвание «служнихземель»; теперьони стали называться«поместьями», а их владельцы— «помещиками»,«детьми боярскими»и «дворянами».В отличиеот вотчин, которыебыли частноюнаследственноюсобственностьювотчинников, поместья быливременнымвладением.Помещик владелземлею, покамог служить; прекращаласьслужба за нерадениемили смертьюпомещика,— и поместьевозвращалосьв казну. Нагосударевуслужбу было«поверстано»множествонарода; новымпомещикам былирозданы земливблизи границ: в Новгородскихпятинах, в Смоленске, в Северскомкрае, на Оке и, наконец, вцентральныхобластях кругомМосквы.
Развитиепоместнойсистемы повелок тому, что большиепространствазанятой крестьянамиземли былипереданы помещиками, таким образом, на этих земляхсоздаласьзависимостькрестьян отземлевладельцев.За то, чтоземлевладелец, служил с своейземли государству, крестьянеобязаны былиработать нанего, пахатьего пашню иплатить емуоброк. Нипомещику, ниправительствубыло уже неудобнодопускатьсвободный выходкрестьян сзанятой имиземли, и потомукрестьян старалисьудерживатьна местах.
С XVв. начинаетсяразделениекрестьянствана «старожильцев», которые издавнажили в вотчинеили поместьеи платили феодалуренту, и «пришлых»,«окупленных»(выкупленныххолопов), освобожденныхна время отповинностей.Эти категориикрестьян феодалыстремилисьперевести вразряд «старожильцев».«Старожильцы»и «пришлые»
--PAGE_BREAK--
Приблизительнос концаXIV до началаXVII в. средикрестьянствацентральнойокско-волжскойРуси идетнепрерывающеесяпереселенческоедвижение, сначалаодностороннее— на северза верхнююВолгу, потом, с половины XVIв., с завоеваниемКазани и Астрахани, двустороннее— еще наюго-восток поДону, по среднейи нижней Волге.Среди этогодвижения всоставе крестьянстваобозначилисьдва слоя: сидячий, оседлый— это старожильцы,и перехожий, бродячий— пришлые.
Старожильствоозначало давностьместожительстваили принадлежностик обществу, городскомуили сельскому.Но первоначальнооно не определялосьточным числомлет: старожильцамисчитались икрестьяне, сидевшие насвоих участках5 лет, икрестьяне, говорившиепро занимаемыеими земли, чтоих отцы садилисьна тех землях.
Само по себестарожильствоне имело юридическогозначения всмысле ограниченияличной свободыстарожильцев; но оно получалотакое значениев связи с каким-либодругим обязательством.В обществахчерных и дворцовыхкрестьян таковабыла круговаяпорука в уплатеподатей. Старожильцыобразовалив таких обществахосновной состав, на которомдержалась ихподатная исправность; разброд старожильцеввел к обременениюостававшихсяи к недоимкам.Кто уходил, неплатил ничего; а кто оставался, тот должен былплатить за себяи за ушедших.Насущною нуждоюэтих обществбыло затруднитьсвоим старожильцампереход наболее льготныеземли, особенноцерковные.Выход затруднялсяи уплатой довольнозначительногопожилого, котороерассчитывалосьпо числу лет, прожитых уходившимстарожильцемна участке; расчет становилсядаже невозможным, если во дворедесятки летпреемственножили отец исын. Поэтомукрестьянскиемиры сами просилиу государяправа не выпускатьиз общины«старожильцев»письменныхкрестьян. Навстречутягловым нуждамчерных и дворцовыхобществ шлои правительство, уже в XVIв. начинавшееукреплять людейк состояниям, к тяглу или кслужбе, чтобыобеспечитьсебе прочныйконтингенттяглых и служилыхлюдей. Двусторонниеусловия привелик тому, что частныеи временныемеры, обобщаясь, завершилиськ началуXVII в. общимприкреплениемстарожильцевне только ксостоянию, нок месту жительства.
Таким образомгосударственныеи дворцовыекрестьяне былиприкрепленык земле и образовализамкнутыйкласс: ни их невыпускали навладельческиеземли, ни вих средуне пускаливладельческихкрестьян, и этообособлениеявляется вподмогу круговойпоруке дляобеспеченияподатнойисправностисельских обществ.Такое прикрепление, разумеется, не имело ничегообщего с крепостнымправом. Эточисто полицейскаямера.
На владельческихземлях так же, как и на черныхи дворцовых, существовалслой старожильцев, но с иным характером.Там старожильцы— основныекадры, которыеподдерживалитягловую способностьсельских общин, несли на своихплечах всютяжесть круговойпоруки; здесь— это наиболеезадолжавшие, неоплатныедолжники.
В ходе переселенческогодвижения засчет центразаселяютсяюго-восточныеокраины, верхняяОка, верхнееПодонье, среднееи нижнее Поволжье.Сельское населениецентра сильноредеет. Остававшиесяна старых местахкрестьяне сидятна сокращенныхпахотных участках.Одновременнос сокращениемкрестьянскойзапашки увеличиваетсябарская пашня, обрабатываемаяхолопами занедостаткомкрестьянскихрук. Стремясьне допуститьсокращениякрестьянскиххозяйств, помещикобразовывалусиленнойссудой (деньги, семена, рабочийскот и т.п.) новыхдомохозяевиз неотделенныхчленов старыхсемей, из сыновей, младших братьеви племянников.Так же нуждалисьв увеличеннойссуде и «пришлые»крестьяне дляподнятия новыхземель. Ссудатакже частонавязываласькрестьянину, чтобы закрепитьего на земле.Таким образом, землевладелецобязывал крестьянсидеть у себя, пока не отработаетдолга. Приневозможностивыплатить долг, что случалосьдовольно часто, крестьянинпопадал в неоплатныедолжники, иследовательнони он, ни членыего семьи немогли уйти отземлевладельца, фактическипопадали вкрепостнуюзависимостьот него. Ссудасоздавалаотношения, вкоторых владельческомукрестьянинуприходилосьвыбирать междубессрочно-обязаннымкрестьянствоми срочным холопством.Это было неполицейскоеприкреплениек земле, какоеустановилакруговая порукадля государевыхчерных крестьян, а хозяйственнаядолговая зависимостьот лица, отземлевладельца-кредиторапо общемугражданскомуправу.Первые законодательныемеры закрепощениякрестьян
XV в. вположениирусского крестьянствахарактеризуетсяисследователямикак переломный, когда феодалыи государствопереходят внаступлениена права и свободыкрестьян.
Одним изпервых проявленийтакого наступления, стала статья57 Судебника1497 г. Ивана III, которая ограничилаправо «отказа»крестьян отземли. Статьязакреплялаодин обязательныйобщегосударственныйсрок выхода– неделю доЮрьева дня (26ноября) и неделю, следующую заэтим днем.Первоначальноправо это небыло стесненозаконом; носамое свойствопоземельныхотношенийналагало обоюдноеограничениекак на это правокрестьянина, так и на произволземлевладельцав отношениик крестьянину: землевладелец, например, немог согнатькрестьянинас земли переджатвой, как икрестьянинне мог покинутьсвой участок, не рассчитавшисьс хозяином поокончаниижатвы.
Предполагается, что с 60-х гг. XVв. начали производитьпереписи крестьян, обязанных неститягло. Их записываливместе с ихземлями в особые«писцовыекниги» и тех, кто попал вкнигу, считалиприкрепленнымик той земле, накоторой он былзаписан. Эти«письменные»крестьяне(«старожильцы»)уже не выпускалисьсо своих мест; могли переходитьс места на местотолько люди«неписьменные», то есть не записанныев книги («пришлые»), которых, какуказано выше, землевладельцыприкреплялик земле в основномс помощью ссуд.Правом переходав Юрьев деньпользовалисьте крестьяне, которые не«застарели»еще за своимиземлевладельцами.
Так мало-помалупринималисьмеры к тому, чтобы прикрепитькрестьян кместам, сделатьиз них оседлоеподатное сословие, обязанноеплатить государюподати («тянутьтягло»), а наслужилых земляхеще и работатьна землевладельца.С развитиемпоместногоземлевладенияустанавливаласьзависимостькрестьянскогонаселения отпомещиков, закоторыми крестьянебыли записаныв писцовыхкнигах.
Дальнейшееусиление зависимостикрестьян отземлевладельцев(XVI в.)
ЗначительноерасширениетерриторииМосковскогогосударства, возникновениеказачества, последствияопричнины иЛивонской войныстимулировалигосударствок ограничениюправа «выхода».
СудебникИванаIV 1550 г. увеличил«пожилое» иобязал крестьянзасевать передуходом озимь, стал регулироватьи ускорятьпереход различныхкатегорийсельскогонаселенияв разряд старожилых.
Во времяопричниныГрозного, вследствиеразных причин, крестьяне вомножествесвоевольнооставляли своиземли и шли на«дикое поле», в казаки, илиже на новыеземли в завоеванноеГрозным Поволжье.Землевладельцы, разумеется, не желали выпускатьиз-за себя крестьяни всеми мерамизадерживалиих, прибегаядаже к насилию.А так как народвсе-таки уходил, и рабочих вцентральныхобластях государствастановилосьвсе менее именее, то землевладельцыстали изыскиватьспособы, какбы взамен ушедших, добыть на своиземли новыхработников.Самым действеннымспособом былопереманитькрестьян отсоседей, «вывезти»их из-за другихвладельцев.Крестьянский«вывоз» сталобычным явлением.Пользуясь тем, что закономкрестьянскийпереход небыл запрещен, богатые землевладельцырассылали своихприказчиков, чтобы выкупатькрестьян у ихгоспод (заплативгосподам закрестьян всеих долги) и такимспособом «отказывать»крестьян отвладельцеви «вывозить»их на своиземли, заманивразными льготнымиобещаниями.Шла, таким образом, борьба за крестьян, в которой победаоставаласьна сторонебогатых землевладельцев.Они имели средства, чтобы добыватьсебе рабочихлюдей; мелкиеже помещикине имели средств, чтобыихудержать засобою.
Между теммосковскоеправительствоименно из мелкихпомещиковсоставлялосвое главноевойско и потомуне могло допуститьих обедненияи разорения.Оно должно быловмешаться вборьбу за крестьянеще и по тойпричине, что«перевоз»крестьян велк бесчисленнымссорам и жалобам; суды были заваленыделами о возвращенииувезенных иушедших крестьяни о взысканииубытков отнезаконных«вывозов» и«отказов». Вотпочему, сталипоявлятьсяуказы о крестьянах.
В 1581г. начинаетсяновое описаниерусских земельи временнозапрещается(первоначально, вероятно, вотдельныхрайонах) выходкрестьян вЮрьев день(«заповедныелета»). В1592 г. начинаетсясоставлениеновых писцовыхкниг, которыев дальнейшемрассматривалиськак официальныйдокумент, прикреплявшийкрестьян кземле и феодалам, как ее собственникам.Указ 1597 г.
Первым актом, в котором видятуказания наприкреплениекрестьян кземле, как наобщую меру, считают указ24ноября1597 г. Из этогоакта следует, что если крестьянинубежал отземлевладельцане раньше5 лет до1 сентября(тогдашнегонового года)1597 г. и землевладелецвчинит иск онем, то по судуи по сыску такогокрестьянинадолжно возвратитьназад, к прежнемуземлевладельцу,«где кто жил», с семьей иимуществом,«с женой и сдетьми и совсеми животы».Если же крестьянинубежал раньшепяти лет, аземлевладелецтогда же, до1 сентября1592 г., не вчинило нем иска, такогокрестьянинане возвращатьи исков и челобитийоб его сыскене принимать.Больше ничегоне говоритсяв царском указеи боярскомприговоре 24ноября. Указ, очевидно, говориттолько о беглыхкрестьянах, которые покидалисвоих землевладельцев«не в срок ибез отказу», т. е. не в Юрьевдень и без законнойявки со стороныкрестьянинаоб уходе, соединеннойс обоюднымрасчетом крестьянинаи землевладельца.Этим указомустанавливаласьдля иска и возвратабеглых временнаядавность, таксказать, обратная, простиравшаясятолько назад, но не ставившаяпостоянногосрока на будущеевремя. Такаямера принятабыла с цельюпрекратитьзатрудненияи беспорядки, возникавшиев судопроизводствевследствиемножества изапоздалостиисков о беглыхкрестьянах.Указ не вносилничего новогов право, а толькорегулировалсудопроизводствоо беглых крестьянах.
Установлениепятилетнегосрока для возвращениябеглых крестьян, записанныхв последниеписцовые книги1592года,подало мысльмногим историкам, что за пять летдо указа 1597 г., тоесть в1592 году, состоялся общийзакон, запретившийкрестьянампереход и отменившийтак называемыйЮрьев день. Но, несмотря навсе поиски, текст этогозакона1592 года ненайден, и самоесуществованиеего весьмасомнительно(Платонов).
Некоторыеисторики высказывалимысль, что указ1597 г. и есть тотсамый закон, которым крестьяневпервые былиприкрепленык земле, но непрямо, а косвенно: без предварительногозапрещенияправительствопризнало незаконнымивсе крестьянскиепереходы, совершившиесяв последниепять лет доиздания этогоуказа, и дозволилопокинувшихсвои участкикрестьян возвращатьна них, как беглецов.
После указа1597 года несколькораз были выдаваемыуказы о том, чтобы крупныеземлевладельцыне возили крестьяниз-за мелкихи чтобы вообщеникто не вывозилкрестьян к себев большом количестве.Этими указаминадеялисьпрекратитьстолкновенияиз-за крестьянскоговывоза и разорениямелких помещиковкрупными владельцами.Незаметно, однако, чтобыуказы о крестьянахв чем-либо помоглиделу: и послених продолжалоськрестьянскоепередвижение, и слышалисьпо-прежнемужалобы помещиковна уход и увозкрестьян. Важнобыло то, чтоправительствообратило вниманиена положениекрестьян истало закономопределятьотношениякрестьян кземлевладельцам.Указами о крестьянахв последниегоды XVIвека московскоеправительствостаралосьостановитьвсе еще сильнуюбродячестькрестьянскогонаселения.
Завершениепроцесса установлениякрепостногоправа (XVIIв.)
В XVIIв. завершаетсяпроцесс установлениякрепостногоправа. Он связансо Смутой началавека и последующимвосстановительнымпериодом20—50-х гг. Всяистория Московскогогосударствав XVIIстолетии развиваетсяв прямой зависимостиот того, чтопроизошло всмутную эпоху.Страшное разорениестраны в смутусоздало длямосковскогоправительстваряд финансовыхзатруднений, которые обусловливалисобой всю еговнутреннююполитику, вызвалиокончательноеприкреплениепосадскогои сельскогонаселения.
Законодательствоначала XVIIвека было направленопротив невыгодныхдля государствапоследствийправа выходакрестьян:
Оно старалось прекратить переход крестьян в нетяглое состояние, в холопство, разрешенный Судебником 1550. Перейдя из крестьян в холопы, крестьянин переставал платить подати, уменьшая этим и без того скудные в Смутное время и после него поступления в казну.
Оно пыталось уничтожить игру в крестьян, какую вели крупные землевладельцы, сманивая их с земель казенных крестьянских обществ или мелких землевладельцев (что также уменьшало поступления в казну, и разоряло мелких землевладельцев – основу вооруженных сил страны).
По искам землевладельцев оно преследовало незаконные побеги крестьян, нарушавшие право собственности землевладельцев.Указ 1607 г.
Законодательныемеры противбеглых крестьянзавершилисьуказом 9 марта1607 г., которыйвпервые попыталсявывести крестьянскиепобеги из областигражданскихправонарушений, преследуемыхпо частномупочину потерпевшего, превратив ихв уголовноепреступление, в вопрос государственногопорядка: розыски возврат беглыхкрестьян независимоот исков землевладельцевон возложилна областнуюадминистрациюпод страхомтяжкой ответственностиза неисполнениеэтой новой длянее обязанности, а за прием беглых, прежде безнаказанный, назначил сверхвознагражденияпотерпевшемуземлевладельцубольшой штрафв пользу казныпо 10рублей за каждыйдвор или заодинокогокрестьянина, а подговорившийк побегу сверхденежной пениподвергалсяеще торговойказни (кнут).Однако и этотуказ допустилдавность дляисков о беглыхкрестьянах, только удлиненнуюдо 15лет. Зато онпрямо призналличное, а непоземельноеприкреплениевладельческихкрестьян: темиз них, которыеза 15лет до указазаписаны впоземельныхописях, в писцовыхкнигах1592—1593 гг., указано«быть за теми, за кем писаны».Однако указили не удался, или понят былтолько в смыслезапрещениякрестьянскихпобегов и вывозов, а не как отменазаконноговыхода крестьян.Крестьянскиепорядные ипосле тогосовершалисьна прежнихусловиях; самоедопущение15-летней исковойдавности длябеглых поддерживалоза крестьянскимипоземельнымидоговорамихарактер чистогражданскихотношений. Указбыл издан, когдаразгораласьСмута, несомненнопомешавшаяего действию.Он затягивалузел обязательныхотношенийкрестьян кгосподам, когдаколебалисьвсе основыгосударственногопорядка, когдатяглые и несвободныеклассы сбрасывалис плеч своистарые обязательстваи еще менеестеснялисьновыми.Сближениекрестьянстваи холопства
Смутное времяпронеслосьпо стране ураганом, который вымелмассы крестьянстваиз центральныхобластей государства.Почувствоваласьострая нуждав рабочихземледельческихруках, котораязаставилаземлевладельцевобратитьсяк старинномуиспытанномусредству искатьновых рук длясельской работыв холопстве.Они началисажать своихдворовых людейна пашню, даватьим ссуду, обзаводитьих дворами, хозяйствоми земельныминаделами. Приэтом с холопомзаключалиособый договор, который подобнокрестьянскомуназывалсяссудной записью.Так, среди холопствавозник сельскийкласс, получившийназвание задворныхлюдей, потомучто они селилисьособыми избами«за двором»землевладельца.Задворныйукреплялсяособым способом: он давал насебя ссуднуюзапись, не толькоселясь за барскимдвором с воли, но и при переходеза барский двориз дворовогохолопства.Таким образом, задворнаязапись создавалаособый видхолопства, служившийпереходом отдворовой службына крестьянскуюпашню.
Издельекрестьянинабыло такой желичной работойна господина, как и службакабальногоза рост (процент), только последнийслужил во дворе, а первый работална двор, «ходилво двор, дворовоедело делал», как писалосьв порядныхграмотах.Хозяйственнаяблизость велаи к юридическомусближению. Какскоро в правеустановиласьмысль, что кабальноеобязательствопростираетсяне только надействие, нои на лицо кабального, делая его крепостным, эта мысль настойчивостала пробиватьсебе путь всознаниеземлевладельцеви в их отношениек крестьянам.Такое распространительноепониманиекрестьянскихотношенийоблегчалосьи с холопьейстороны: движениекрестьянствав сторону холопствавстретилосьс противоположнымдвижениемхолопства всторону крестьянства.После крестьянина-хлебопашца, исполнявшегоработу на барскийдвор, появляетсядворовый, становившийсяхлебопашцем.Перепись 1627-1628гг. и появлениекрепостнойкрестьянскойзаписи
продолжение
--PAGE_BREAK--
Смута сдвинулас насиженныхмест массыстарожилоготяглого люда, городскогои сельского, и расстроиластарые земскиемиры, круговоюпорукой обеспечивавшиеказне податнуюисправность.Одной из первыхзабот правительствановой династии(Романовых)было восстановитьэти миры.
На земскомсоборе1619 г. былопостановленопереписатьи разобратьтяглых обывателейи при этом беглецоввозвратитьна старые местажительства, а закладчиковповернуть втягло. Долгоэто дело неудавалось понегодностиисполнителей, писцов и дозорщиков.Эта неудачавместе с большиммосковскимпожаром1626 г., истребившимпоземельныеописи в столичныхприказах, понудилаправительствопредпринятьв 1627—1628гг. новую общуюперепись поболее широкомуи обдуманномуплану. Книгиэтой переписиимели полицейско-финансовоеназначениепривести визвестностьи укрепить наместах податныесилы, какимимогла располагатьказна; с этойцелью пользовалисьими по отношениюк крестьянами впоследствии, со времениУложения. Переписьюпроверялисьдействовавшиепоземельныеотношения междукрестьянамии владельцами, разрешалисьстолкновения, спорные случаи; но она не вносилав эти отношенияновых норм, неустанавливалаэтих отношений, где их не было, предоставляяэто добровольномучастному соглашениюсторон. Однако«писцоваязаписка» поместу жительствадавала общуюоснову длятаких соглашений, регулировалаих икосвенно ихвызывала. Бродячийвольный хлебопашец, застигнутыйписцом на землевладельца, кудаон забрел длявременной«крестьянскойпристани» иза ним записанный, волей-неволейрядился к немув крестьянена условияхдобровольногосоглашенияи вдвойне укреплялсяза ним как этойписцовой, таки поряднойзаписью, какуюдавал на себя.
Как ни былиразнообразны, запутаны исбивчивы условиякрестьянскихзаписей тоговремени, в нихвсе же можноразглядетьосновные нити, из которыхсплеталаськрестьянскаякрепость: тобыла полицейскаяприпискапо месту жительства,ссуднаязадолженность, действие кабальногохолопстваи добровольноесоглашение.Первые дваэлемента былиосновнымиисточникамикрепостногоправа, создававшимиземлевладельцувозможностьприобрестикрепостнуювласть надкрестьянином; вторые дваимели служебноезначение, каксредствадействительногоприобретениятакой власти.В крестьянскихдоговорахможно, кажется, уловить самыймомент переходаот воли к крепости, и этот моментуказывает насвязь этогоперехода собщей переписью1627 г.Самая ранняяиз известныхпорядных скрепостнымобязательствомотносится ктому самому1627 г., когдапредпринятабыла эта перепись.Здесь «старые»крестьянепомещика заключаютс ним новыйдоговор с условиемот него «несойти и не сбежать, оставатьсякрепкими емуво крестьянстве».Как у старыхкрестьян, у нихбыли определенные, установившиесяотношения кпомещику; можетбыть, по старожильствуони и без тогоуже были безвыходнымисидельцамина своих участках, не могли рассчитатьсяпо полученнымкогда-то ссудам; в других порядныхкрестьяне прямообязываютсясвоему старомупомещику бытькрепкими«по-прежнему».Значит, новоекрепостноеусловие былотолько юридическимзакреплениемфактическисложившегосяположения.Полицейскоеприкреплениек тяглу или ксостоянию поместу жительстваподнималовопрос об укреплениикрестьяниназа владельцем, на земле которогоон записан.Готовых нормдля этого небыло, иихпо сходствухозяйственныхотношений стализаимствоватьиз стороннихобразцов, изслужилой кабалыили задворнойссудной записи, комбинируяв разных местахразлично подобровольномусоглашениюусловия крестьянскоготягла и дворовойслужбы.
К такомусмешению разнородныхюридическихотношенийвел самый перелом, совершавшийсяпосле Смутыв землевладельческомхозяйстве.Прежде предметомсделки междукрестьянином-съемщикоми землевладельцемслужила земляпод условиемвыдела долипроизведенийземли илиравноценногоей денежногооброка в пользуземлевладельца.Ссуда вовлекалав расчет ещеи личный крестьянскийтруд на землевладельца, барщину, какдополнительнуюповинностьза долг, и дажекрестьянскоеимущество, инвентарь, создававшийсяс помощью ссуды.После Смутыусловия поземельногоучета еще изменились: опустелая земляупала в цене, а крестьянскийтруд и барскаяссуда вздорожали; крестьяниннуждался большев ссуде, чем вземле; землевладелецискал большеработника, чемарендатора.Этой обоюднойнуждой можнообъяснить однузапись1647 г., когдакрестьянскаякрепость ужеупрочиласьи из личнойпревращаласьв потомственную: здесь не крестьяниндает обязательствоне уходить отпомещика, апомещик обязуетсяне сгонятькрестьянинас его старогообстроенногожеребья— иначевольно ему, крестьянину, от помещика«прочь отойтина все четырестороны». Таже обоюднаянужда со временемпод давлениемобщей переписи1627 г. превратилакрестьянскиепорядные издоговорово пользованиигосподскойземлей в сделкина обязательныйкрестьянскийтруд, а правона труд сталоосновой властинад личностью, над ее волей; да и самая этаперепись былавызвана потребностьюказны перенестиподатное поземельноеобложение спашни на самогохлебопашца.В новом складехозяйственныхотношенийстали мешатьсяпрежние юридическиесостояния: холопы переходилив крестьянство, и, наоборот, дворовые принималисьза крестьянскуюпашню, а пашенныекрестьянеделали дворовоедело, и из этогосмешения вышлакрестьянскаякрепость.Писцовый наказ1646 г.
После Смутысрок сыскабеглых крестьянбыл возвращенк 5 годам. Притаком короткомсроке беглыйлегко пропадалдля владельца, который неуспевал проведатьбеглеца, чтобывчинить иско нем. В 1641 г. дворянепросили царя«отставитьурочные лета», но вместо тогобыла толькоудлинена исковаядавность длябеглых крестьяндо десяти лет, для вывозныхдо пятнадцати.В 1645 г. в ответ наповторенноечелобитьедворян правительствоподтвердилоуказ 1641 г. Наконец, в 1646 г., предпринимаяновую общуюперепись, оновняло настойчивымходатайствамдворянстваи в писцовомнаказе этогогода обещало, что «как крестьяни бобылей идворы их перепишут, и по тем переписнымкнигам крестьянеи бобыли и ихдети, и братья, и племянникибудут крепкии без урочныхлет». Это обещаниеи было исполненоправительствомв Уложении1649 г., котороеузакониловозвращатьбеглых крестьянпо писцовымкнигам 1620-х годови по переписным1646—1647 гг. «безурочных лет».
Теперь бессрочноукреплялосьза землевладельцамивсе крестьянскоенаселение ихземель и снеотделеннымичленами крестьянскихсемейств. Личнаякрестьянскаякрепость подоговору, поссудной записи, превращаласьв потомственноеукреплениепо закону,по писцовойили переписнойкниге; из частногогражданскогообязательстварождалась длякрестьян новаягосударственнаяповинность.Доселе законодательствостроило своинормы, собираяи обобщая отношения, возникавшиеиз сделок крестьянс землевладельцами.Писцовым наказом1646 г. оно самодавало норму, из которойдолжны быливозникнутьновые отношенияхозяйственныеи юридические.Уложению1649 г. предстоялоих направитьи предусмотреть.
В первыедесятилетияXVIIв. когда ужедействоваливсе экономическиеусловия неволивладельческихкрестьян, небыла еще найденаюридическаянорма, котораязакрепила быэту фактическуюневолю, превративее в крепостнуюзависимость.Крестьянин, рядясь с землевладельцемна его землюсо ссудой отнего сам отказывалсяв поряднойзаписи навсегдаот права какими-либоспособамипрекратитьпринимаемыена себя обязательства.Внесение такогоусловия в поряднуюи сообщило ейзначение личнойкрепости.
Итак, законодательстводо серединыXVIIв. не устанавливалокрепостногоправа. Крестьянгосударственныхи дворцовыхоно прикреплялок земле или ксельским обществампо полицейско-фискальнымсоображениям, обеспечиваяподатную ихисправностьи тем облегчаядействие круговойпоруки. Крестьянвладельческихоно ни прикреплялок земле, ни лишалоправа выхода, т. е. не прикреплялопрямо и безусловнок самим владельцам.Но право выходаи без того ужеочень редкодействовалов своем первоначальномчистом виде: уже в XVIв. под действиемссуды оно началоприниматьформы, болееили менее егоискажавшие.Законодательствоимело в видутолько этиформы вырождениякрестьянскогоправа, следилоза их развитиеми против каждойставило поправкус целью предупредитьвред, каким онагрозила казнеили общественномупорядку. Вследствиенеоплатнойзадолженностикрестьян приусилениипереселенческогодвижения учащалиськрестьянскиепобеги и запутывалисьиски о беглых: усиливая мерыпротив беглыхи их приема, правительствозаконами обисковой давностистаралосьослабить иупорядочитьиски и спорыиз-за беглых.Право вывозавызывало беспорядкии запутанныетяжбы междуземлевладельцами: вывоз был стесненчиновнойклассификациейотказчикови согласиемвладельца, укоторого отказываликрестьян. Судебник1550 года дозволялкрестьянинупродаватьсяс пашни в холопство, лишая казнуподатногоплательщика, указы 1602 и 1606 гг.установиливечностькрестьянскую, безвыходностьтяглого крестьянскогосостояния. Таккрестьянин, числясь позакону вольнымсо своим устарелымправом выхода, на деле былокружен со всехсторон, не могуйти ни с отказом, ни без отказа, не мог по своейволе ни переменитьвладельцапосредствомвывода, ни дажепеременитьзвания посредствомотказа от своейсвободы. В такомположении емуоставалосьтолько сдаться, но такое решениекрестьянскийвопрос получилнесколькопозднее, с принятиемСоборногоУложения 1649 г.Соборное Уложение1649 года
Мы определили, что мелкопоместныедворяне немогли эномическимисредствамиудержать насвоих земляхкрестьян. Поэтой причинеони упорнодобивалисьотмены урочныхлет и окончательногоприкреплениякрестьян кземле. Осенью1948 г. в Москвеоткрылся Земскийсобор, а в январе1649 г. комиссияН.И. Одоевскогопредставиласобору новыйкодекс законов, получившийнаименованиеСоборногоУложения. Какзначилось вцарском наказесоставителиУложения должныбыли следоватьапостольскимправилам изаконам «греческихцарей» (Византийскомукодексу). Новсе же их главнаязадача состоялав том, чтобыупорядочитьзаконы, изданныев России приновой династии, и вместе с темудовлетворитьтребованиясословий, выдвинутыев дни мятежав Москве. В отличиеот предыдущихрукописныхСудебниковУложение былопервым печатнымсводом законов.Его издали вколичестве2000 экземпляров(огромный тиражпо тем временам)и разослалипо городам.Уложение 1649 г.служило основнымсводом законовРоссии вплотьдо 1830 г. и былоглавным инструментомустановленияусиления исохранениядоминирующейполитическойсистемы.
По ходатайствуслужилых людей«всех городов»Земский соборпринял закон, по которомуземлевладельцыполучали правоискать своихкрестьян ивозвращатьих на свои землибез ограничениясрока давности.Основнойдокументацией, удостоверяющейпринадлежностькрестьянземлевладельцубыли признаныписцовые книги, составленныев 1626 г. «А отдаватьбеглых крестьяни бобылей избегов, – значилосьв Уложении1649г., – по писцовымкнигам всякихчинов людембез урочныхлет».
За время послеваловой описипроизошла сменапоколений. Ноэто не имелосущественногозначения. Дворянеполучили возможностьвернуть нетолько крестьянина, записанногов книги, но иего сыновейи внуков. Возвратуподлежала всясемья крестьянинавместе со всемнажитым имуществом.Уложение впервыевводило суровоенаказание(вплоть до торговойказни и тюремногозаключениясроком на год)за поселениеу себя беглыхкрестьян. Виновныйземлевладелецдолжен былплатить по 10р. за каждыйгод укрывательствачужого крестьянина.(При расчетеисходная оценкасоставляла4 руб. «за голову»крестьянинаи 5 руб. за «глухой»живот – неописанноеимуществокрестьянина).
СоборноеУложение окончательносформировалосистему государственногокрепостногоправа в России.Для поддержаниягосударственногофонда земельзаконодателизапретилиземлевладельцампереводитькрестьян споместныхземель на вотчинные.
По этому жеСоборномуУложениюустанавливалисьнаследственностькрепостногосостояния иправо землевладельцараспоряжатьсяимуществомкрепостногокрестьянина.Землевладельцамзапрещалосьнасильно лишатькрестьянинаимущества, нодолги несостоятельногоземлевладельцапогашалисьза счет егокрестьян ихолопов.
СоборноеУложение обязывалодворян осуществлятьполицейскийнадзор закрестьянами, собирать с нихи вносить вказну подати, отвечать завыполнениеими государственныхповинностей.Крестьянелишались правасамостоятельноотстаиватьсвои интересыв суде.
Законодательноепризнаниеподатнойответственностиземлевладельцевза своих крестьянбыло завершительнымделом в юридическойпостройкекрепостнойневоли крестьян.На этой нормепомирилисьинтересы казныи землевладельцев, существеннорасходившиеся.Частное землевладениестало рассеяннойпо всему государствуполицейско-финансовойагентуройгосударственногоказначейства, из его соперникапревратилосьв его сотрудника.Примирениемогло состоятьсятолько в ущербинтересамкрестьянства.В той первойформации крестьянскойкрепости, какуюзакрепилоУложение1649 г., она ещене сравняласьс холопьей, понормам которойстроилась.Закон и практикапроводили ещехотя и бледныечерты, их разделявшие:1) крепостнойкрестьяниноставалсяказенным тяглецом, сохраняя некоторыйоблик гражданскойличности;2) как такового, владелец обязанбыл обзавестиего земельнымнаделом иземледельческиминвентарем;3) он не могбыть обезземеленвзятием водвор, а поместныйи отпуском наволю; 4)его животы, хотя и находившиесятолько в егоподневольномобладании, немогли быть унего отняты«насильством», по выражениюКотошихина;5) он могжаловатьсяна господскиепоборы «черезсилу и грабежом»и по суду возвратитьсебе насильственныйперебор. Плоховыработанныйзакон помогстереть этираздельныечерты и погналкрепостноекрестьянствов сторону холопства.С установлениемкрепостногоправа русскоегосударствовступило напуть, которыйпод покровомнаружногопорядка и дажепреуспеяниявел его к расстройствународных сил, сопровождавшемусяобщим понижениемнародной жизни, а от временидо времени иглубокимипотрясениями.
Заключение
Итак, мы рассмотрелив общих чертахпроцесс становлениякрепостногоправа на Руси.В качестверезюме можнопривести мнениеВ.О. Ключевского(лекции которогомы в основномиспользовалив данном реферате)о прикреплениикрестьян:
«Поместнаясистема подготовилакоренную переменув судьбе крестьянства.До конца XVIвека крестьянебыли вольнымихлебопашцами, пользовавшиесяправами свободногоперехода содного участкана другой, отодного землевладельцак другому. Ноот этих переходовпроисходилибольшие неудобствакак для общественногопорядка, таки для государственногохозяйства иособенно дляхозяйствамелких служилых.Землевладельцев, у которых богатыевотчинникии помещикисманиваликрестьян, оставляяих без рабочихрук следовательно, без средствисправно отбыватьгосударственнуюслужбу. Вследствиеэтих затрудненийправительствоцаря Федораиздало указ, отменившийправо крестьянскоговыхода, лишившийкрестьян возможностипокидать раззанятые имиземли. Все печальныепоследствиякрепостногоправа, обнаружившиесяпозже, вышлииз этого прикреплениякрестьян кземле. Так какпервый указ, отменившийкрестьянскоеправо выхода, был издан, когдагосударствомправил именемцаря Федорашурин его БорисГодунов, то наэтого правителяпадает всяответственностьза эти последствия.Он – первыйвиновник крепостногоправа, крепостник-учредитель.В таком взглядена происхождениекрепостногоправа можноразличить дваглавные положения:1) в конце XVIв правительствоодной общейзаконодательноймерой изменилоюридическоеположениекрестьян, отняву них правовыхода, прикрепивих к земле, и2) вследствиеэтого прикреплениякрестьянепопали в неволюк землевладельцам».
При рассмотрениивопроса о крепостномправе нужноучитывать, чтоособенностигеополитическогоположенияРоссии и православноепониманиесословныхобязанностейкак формырелигиозногослужения, спасениядуши привелок тому, что всенаселение несловсеобщуюгосударственнуюповинность: дворяне— лично, а крестьянеи горожанечерез налогина содержаниевойска, администрации, царя.
Роль крепостногоправа в Россииоцениваетсянеоднозначно.Крепостноеправо помогалогосударствув восстановлениии подъемепроизводительныхсил, регулированиипроцесса колонизацииогромной территориии решениивнешнеполитическихзадач, но приэтом консервировалонеэффективныесоциально-экономическиеотношения. Одниисследователисчитают, чтоперед Россиейв XVIв. была альтернативаразвития, минуякрепостноеправо (Н. Е. Носов), другие оцениваютXVI—XVII вв. какрасцвет крепостничества, третьи— как последнийрезерв клонящегосяк «нисходящей»фазе феодализма.
Были ли другиепути развитияРоссии, минуякрепостноеправо? Предположения«если бы…»всегда заманчивы.Но история, какбыло сказано, не терпитсослагательногонаклонения, поэтому оставимэтот вопростем теоретикам, которые находятудовольствиев бесплодныхспекуляциях.В лучшем случае, чего они достигнут– увеличенияостроты ихлогическоймысли, витающейв безжизненномпространстве.Ведь всем давнопонятно, чтоникто никакихуроков из историине извлекает.
Каждый разс рождениемчеловека миррождаетсязаново, и «прошлоекажется сном».
Список литературы
История России в вопросах и ответах. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. – М.: Мысль, 1997.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – СПб.: Наука, 1994.
Скрыпников Р.Г. История Российская. IX-XVII вв. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997.