РЕФЕРАТ
по курсу «История России»
по теме: «Общественное движение в России в 60-70-е гг. XIX в.»
1. Движение за конституцию
После Манифеста 19 февраля 1861 г. в правительственной политике произошли изменения не в лучшую сторону. Александр II оказался больше не в силах противостоять нажиму со стороны части придворных кругов, старой бюрократии и крепостников. По их настоянию в апреле 1861 г. Н.А. Милютин был удален с поста товарища министра внутренних дел. Он ушел, не закончив проекта земской реформы (был доработан после его отставки). П. А. Валуев, новый министр внутренних дел, старался проводить более осторожный курс.
Однако в стране продолжался общественный подъем, начавшийся накануне отмены крепостного нрава. Впервые со времен декабристов встал вопрос о созыве народных представителей, о конституции. В феврале 1862 г. тверские дворяне на своем губернском собрании заявили, что правительство обнаруживает полную несостоятельность. А в адресе на имя императора подчеркивалось: «Созвание выборных от всей земли русской составляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных положением 19 февраля». Через несколько дней в Твери состоялось совещание мировых посредников. В еще более резкой форме они повторили главные пункты резолюции дворянского собрания.
Все 13 участников совещания мировых посредников были посажены в Петропавловскую крепость. Суд приговорил их к лишению свободы на срок от двух до двух с половиной лет. Правда, вскоре они были помилованы, но с запрещением занимать выборные должности.
В начале 1863 г. вспыхнуло восстание в Польше. Вскоре оно перекинулось в Литву и Западную Белоруссию. Против повстанцев были направлены войска. В районе восстания проводились массовые репрессии. Руководители восстания пытались заручиться поддержкой иностранных держав и европейского общественного мнения. Возникла опасность иностранного вмешательства, а Россия в то время еще не восстановила свой военный потенциал после Крымской войны. В такой обстановке Валуев предложил ввести какое-то подобие представительного органа, чтобы лишить зарубежную общественность предлога для нападок на Россию.
В апреле 1863 г. Александр 11 созвал совещание для обсуждения предложения Валуева. Оно было одобрено, и министру поручили составить проект. Предполагалось введение в состав Государственного совета выборных представителей от земств при сохранении всей полноты самодержавной власти. Но в ноябре 1863 г., когда проект был готов, угроза иностранного вмешательства уже миновала. В Польше и Литве догорали последние очаги восстания. Проект был отправлен в архив. Сам Валуев не вспоминал о нем 15 лет.
Но произвол и всевластие бюрократии вызывали раздражение даже в высших слоях общества. Это усиливало позиции сторонников представительного строя. В январе 1865 г. московское дворянство обратилось к царю с адресом: «Довершите, государь, основанное Вами государственное здание созванием общего собрания выборных людей от земли русской для обсуждения нужд, общих всему государству». Принятию адреса предшествовало бурное собрание, на котором звучали запальчивые речи против окружающих царя «опричников».
Александр был очень недоволен этим адресом, но, не желая портить отношений с влиятельным московским дворянством, не стал прибегать к репрессиям. Он ограничился тем, что в рескрипте на имя Валуева объявил: «Никто не призван принимать на себя предо мною ходатайства об общих пользах и нуждах государства». В частной же беседе с одним из московских дворян он сказал, что охотно дал бы «какую угодно конституцию, если бы не боялся, что Россия на другой день после этого распадется на куски».
По-видимому, Александр II преувеличивал. В 1906 г., когда конституцию ввели, Российская империя не развалилась «на куски», хотя с введением конституции неизбежно возникали новые проблемы. Но переход к конституционному строю исторически назрел, и никакие возможные последствия не должны были останавливать это дело.
В декабре 1865 г. Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос о созыве «центрального земского собрания». На этот раз власти вновь ответили репрессиями. Председатель управы Н. Ф. Крузе был выслан из столицы, а Петербургское земство было распущено и около года не действовало.
С этого времени движение за конституцию переместилось из дворянских собраний в земские учреждения. Правительство же стало бесконечными придирками и ограничениями мешать земствам.
2. Радикалы и правительство в 60-е гг.
В конце 1861 г. в редакции герценовской газеты появился М. А. Бакунин, бежавший из сибирской ссылки и через Японию и США добравшийся до Англии. Вырвавшись из долгого плена, он был одержим множеством блестящих, как ему казалось, замыслов. Герцен же с его многолетним опытом общественной работы ясно видел, что многие из этих планов являются авантюрой. Но под влияние Бакунина попал Огарев, неисправимый романтик. Вместе они уговорили Герцена поддержать готовившееся польское восстание. В октябре 1862 г. Герцен напечатал в «Колоколе» обращение к русским офицерам, призывая оказывать содействие польским патриотам. Этот шаг оттолкнул от «Колокола» русских либералов, которые отвергали метод вооруженной борьбы.
Недовольство «Колоколом» росло и в радикально-демократическом движении. Многим его участникам казалось, что Герцен стоит на слишком умеренных позициях. В лучшем случае они проявляли к нему снисхождение. Популярность и тираж «Колокола» быстро падали. В 1867 г. он перестал издаваться.
Герцен не смог удержать от раскола некогда единое оппозиционное движение. А когда либералы и радикальные демократы разошлись, ему не нашлось места ни у тех ни у других, потому что в нем органически сочетались черты либерала и демократа. И не мог он отсечь от себя ни то ни другое. Умер Герцен в Париже в 1870 г.
Ближайшим сотрудником Чернышевского после смерти в 1861 г. Добролюбова стал Н. А. Серно-Соловьевич. Возможно, он участвовал в выпуске подпольных листков «Великорусе», распространявшихся летом и осенью 1861 г. «Великорусе» требовал передачи крестьянам всей земли, которой они пользовались до 1861 г., свободы слова и печати, введения конституции. Программа «Великорусса» была рассчитана на союз с либералами. К временному союзу с ними, по-видимому, стал склоняться и Чернышевский, на которого произвело большое впечатление выступление тверских дворян.
Чернышевский был опытным и трезвым политиком. Но, помимо его воли, в лагере демократии нарастали радикальные настроения. Летом 1861 г. в имении своего отца за пропаганду среди крестьян был арестован московский студент Петр Заичневский. В тюрьме он написал прокламацию «Молодая Россия», которая широко разошлась по стране. Автор призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи. Появление прокламации совпало с грандиозными петербургскими пожарами летом 1862 г. Выгорело несколько кварталов, сотни людей остались без крова. Причины пожаров установить не удалось. Среди обывателей ходил слух, что город жгут нигилисты.
Сложившейся обстановкой воспользовались сторонники крутых мер. В июле 1862 г. были арестованы Н.Г.Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьевич. На несколько месяцев был приостановлен «Современник». Чернышевскому приписывали составление прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», направленной против помещиков и царя. Около двух лет, пока Третье отделение собирало обвинительный материал, Чернышевский провел в Петропавловской крепости. На суде он хладнокровно отрицал все обвинения, тем более что улики были шаткими. Однако Сенат приговорил его к семи годам каторги.
Позднее состоялся суд над Серно-Соловьевичем, который был приговорен к ссылке и погиб на пути в Сибирь. Осуждение Чернышевского и Серно-Соловьевича усилило радикальные настроения среди молодежи. Еще до ареста Чернышевского возникла первая подпольная революционная организация «Земля и воля». Название было взято из статьи Огарева «Что нужно народу?». Сначала организацию возглавлял Серно-Соловьевич. Ей удалось создать свои отделения в Москве и ряде других городов, наладить выпуск нелегальной литературы. После ареста Серно-Соловьевича тайное общество возглавили малоопытные студенты. Они рассчитывали на то, что в 1863 г. произойдет крестьянское восстание. Когда эти надежды рухнули, «Земля и воля» самораспустилась.
Московское отделение не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало налаживать связи с другими кружками распавшейся «Земли и воли», стараясь втянуть их в новую организацию. Ее возглавили студенты Николай Ишутин и его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. Ишутинцы ставили своей задачей подготовку крестьянской социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике индивидуального террора. С этой целью была создана особо законспирированная группа «Ад»-
4 апреля 1866 г. Александр II гулял в Летнем саду. Когда он вышел из сада и садился в коляску, прозвучал выстрел, Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его в руку. Выстрел Каракозова произвел на общество потрясающее впечатление. Распространялись слухи об «адском» заговоре. Заметавшаяся полиция хватала первых попавшихся. В июне 1866 г. был закрыт «Современник».
Военный министр Д. А. Милютин подал царю записку, в которой доказывалось, что только последовательные реформы могут остановить революционное движение. Автором записки был Кавелин. Но она не имела успеха. Потрясенный Александр II сделал поворот в сторону от преобразований. Из правительства были удалены почти все либеральные министры. Только Милютин остался на своем месте.
Пост министра народного просвещения был вверен Д. А. Толстому. Он поставил университеты под контроль полиции и затруднил доступ в них малообеспеченной молодежи. Министр действовал настолько вызывающе, что именно на нем сосредоточилось общественное негодование. Между тем ключевой фигурой в правительстве стал начальник Третьего отделения П. А. Шувалов. Докладывая о грозящих царю опасностях, он не давал ему отступать от консервативной политики.
3. Народничество
На рубеже 50 — 60-х гг. XIX в. среди молодежи сложился тот тип нигилиста, который был запечатлен Тургеневым в образе Базарова. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, нигилист изучал естественные науки, становился врачом, инженером, агрономом и приносил конкретную пользу людям, без громких слов и пышных деклараций. Молодые люди из разных сословий потянулись тогда к высшему образованию. Однако после студенческих волнений 1861 г. многие студенты были исключены из университетов.
Тогда-то Герцен и написал в «Колоколе»: «Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.. В народ! К народу! — вот ваше место, изгнанники науки...» Многие шли «в народ» добровольно, других высылала полиция. Впервые столкнувшись с крестьянством, они бывали потрясены его бедностью, темнотой и бесправием. Образ нигилиста померк и отошел на задний план, а в сознании демократической молодежи (из дворян и разночинцев) стали укореняться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения. «Кающийся дворянин» был приметной фигурой конца 60-х — начала 70-х гг. XIX в.
Юноши и девушки становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. А иной раз и совсем уходили «в народ».
Народничество сложилось в мощное движение с собственной идеологией. У ее истоков стояли Герцен и Чернышевский. От них народничество унаследовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.
У Герцена и Чернышевского народники восприняли также отрицательное отношение к буржуазному строю и веру в социалистическую утопию. Это порождало известные противоречия. Действуя в интересах народа, они стремились устранить те крепостнические пережитки, которые мешали народу жить. Но устранение этих пережитков (например, помещичьих латифундий или крестьянского бесправия) должно было открыть простор для развития капиталистических отношений в деревне. Значит, народники невольно действовали в пользу того, что отрицали. Но они считали, что Россия, опираясь на свои общинные традиции, сможет «перескочить» через период буржуазного строя — сразу в «разумно устроенное» социалистическое общество.--PAGE_BREAK--
Народники не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы. Считалось, что социальное освобождение (освобождение от бедности и эксплуатации) сразу решит все проблемы. Если же народники участвовали в борьбе за гражданские свободы, то потому, что надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм. Это было теневой стороной идеологии народничества.
Три течения в народничестве. Главными идеологами народничества были П. Л. Лавров. М. А. Бакунин и П. Н. Ткачев. Они идейно обосновали три его течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.
Петр Лаврович Лавров (1823-1900) был профессором математики в Артиллерийской академии, имел звание полковника. Был близок к Чернышевскому. В ранних своих работах выступал как сторонник реформ. Но, разочаровавшись в переменчивой политике Александра II, видя царящий в стране произвол, Лавров пришел к мысли о революции. В 1867 г. его выслали в Вологодскую губернию.
В ссылке Лавров написал свои знаменитые «Исторические письма». Именно он высказал мысль о «неоплатном долге» перед народом. Лавров разделял веру в социализм и ряд других народнических идей (самобытность исторического развития России, община как основа ее будущего строя, второстепенность политических вопросов перед социальными). Утвердившись в мысли о необходимости социальной революции, он до конца своих дней стоял на этом. Но вместе с тем он критиковал революционный авантюризм. Он указывал, что нельзя «торопить» историю. Поспешность в деле подготовки революции не даст ничего, кроме крови и напрасных жертв. Революция, считал Лавров, должна готовиться теоретическими работами интеллигенции и ее неустанной пропагандой среди народа. Насилие в революции, писал он, должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой». В 1870 г. Лавров бежал из ссылки и приехал в Париж. За границей он издавал журнал и газету под общим названием «Вперед!». В конце XIX в. Лавров отошел от политической деятельности и остаток жизни посвятил исследованиям в области социологии.
М.А. Бакунин после польского восстания сосредоточил свою деятельность в международном социалистическом движении. Теория разрушения, которую он давно вынашивал, оформилась у него в законченное анархистское учение. Все современные государства, говорил он, построены на подавлении человека. Никакие реформы не изменят их антигуманной сущности. Их надо смести революционным путем и заменить свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх». Бакунин требовал передачи всей земли крестьянам, фабрик, заводов и капиталов — рабочим союзам, упразднения семьи и брака, введения общественного воспитания детей в духе материализма и атеизма.
Бакунин был членом I Интернационала со времени его основания. Внутри этой организации он повел борьбу с К. Марксом. В 1872 г. Марксу удалось добиться исключения Бакунина из Интернационала. Но вместе с Бакуниным из него вышли многие рабочие союзы южных стран Европы. Интернационал вскоре распался, а Бакунин сосредоточился на организации европейского анархистского движения. Наибольшего успеха он добился на юге Европы, прежде всего в Италии. Особенно охотно на проповедь анархизма откликались самые неквалифицированные слои рабочих, а также люмпен-пролетариат. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. В России он связывал все надежды с крестьянством. Русского крестьянина он считал «прирожденным социалистом».
Среди малообразованного народа, полагал Бакунин, самой действенной является «пропаганда фактами», т. е. устройство непрерывных бунтов, восстаний, волнений. Имея привычку подтверждать свои теории на практике, он организовал восстание в Италии (близ Болоньи). Авантюра закончилась крахом. Последние годы жизни он провел в большой нужде. Умер Бакунин в 1876 г. в Берне (Швейцария) в больнице для чернорабочих, куда его поместили по его настоянию.
Последователи Бакунина действовали во многих странах. В России они составляли значительный отряд народников и порой действительно пытались прибегнуть к «пропаганде фактами».
В 1869 г. среди революционно настроенной молодежи в Москве появился бывший студент Сергей Нечаев. Он уверял, что приехал по заданию некоего «Центрального комитета», который якобы объединяет всех русских революционеров. Решительный и безнравственный, Нечаев говорил, что революционер должен подавить в себе все человеческие чувства, порвать с законами, приличиями и моралью старого общества, что для достижения высоких целей годятся все средства, даже те, которые считаются низкими.
Многие молодые люди попали тогда под влияние Нечаева. Ему удалось быстро собрать воедино осколки ишутинского кружка. Свою организацию Нечаев разбил на «пятерки» и построил в порядке строгой подчиненности. Нижестоящая «пятерка» подчинялась вышестоящей, зная только одного ее члена, который доводил до нее приказания сверху и следил за их исполнением. «Главная пятерка» получала приказания от Нечаева как члена мифического «Центрального комитета». Одного из членов «главной пятерки», студента Ивана Иванова, Нечаев заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Следы преступления замести не удалось, и Нечаев бежал за границу.
Следствие выявило неприглядную картину нечаевских дел, и власти решили использовать открытый суд. На скамье подсудимых оказались 87 человек. Четверых членов «главной пятерки» суд приговорил к каторге, 27 человек — к тюремному заключению на разные сроки, остальные были оправданы.
Нечаевский процесс многих оттолкнул от революционного движения. Ф. М. Достоевский написал тогда роман «Бесы». Нечаевщина оказалась не случайным эпизодом, а признаком опасных явлений, назревавших в революционном движении. В 1872 г. Швейцария выдала Нечаева России как уголовного преступника.
Членом нечаевской организации был Петр Никитич Ткачев (1844—1885). Осужденный по делу Нечаева, он отбыл срок заключения и был выслан в Псковскую губернию. Оттуда бежал за границу, где издавал газету «Набат». Ткачев утверждал, что ближайшая цель социалистов должна состоять в создании хорошо законспирированной, дисциплинированной революционной организации. Не теряя времени на пропаганду, она должна захватить власть. После этого, проповедовал Ткачев, революционная организация подавляет и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет старые государственные учреждения и создает новую государственность. В отличие от бакунистов Ткачев считал, что государство (притом сильное, централизованное) сохранится и после победы революции.
С конца 70-х гг. идеи Ткачева стали одерживать верх в народническом движении. Сам же он в 1882 г. заболел душевным расстройством и через три года умер.
Одним из идейных предшественников Ткачева был Заичневский, мечтавший о «кровавой, неумолимой революции». Но основные свои идеи Ткачев почерпнул из нечаевского опыта. Он понял, что главное в этом опыте — создание мощной и послушной воле руководителя организации, нацеленной на захват власти.
4. Народнические кружки в начале 70-х гг.
С начала 70-х гг. в Петербурге существовало несколько народнических кружков, во главе которых стояли М. А. Натансон, С. Л. Перовская и Н.В.Чайковский. В 1871 г. они объединились, и членов подпольного общества стали называть «чайковцами», по имени одного из лидеров. Здесь не было строгой подчиненности. Работа строилась на добровольном рвении всех и каждого. Отделения тайного общества «чайковцев» возникли в Москве, Казани и других городах. Всего в этой федерации кружков состояло около 100 человек.
В 1872 г. в петербургский кружок «чайковцев» вступил князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921), ученый-географ, впоследствии — теоретик анархизма. С его приходом в кружке стали распространяться идеи бакунизма, а прежде кружок стоял на позициях лавризма. Главным делом «чайковцев» была пропаганда среди рабочих. Делались попытки наладить работу и в деревне. В начале 1874 г. многие «чайковцы» были арестованы.
Но аресты не остановили намеченного на 1874 г. «хождения в народ». Впрочем, это было даже и не организованное мероприятие, а стихийное движение радикальной молодежи. В кружках «чайковцев» никогда не было столько членов, сколько людей двинулось «в народ» весной 1874 г. — из Петербурга, Москвы, Саратова, Самары.
В деревню пошли и лавристы, и бакунисты: первые — с долговременной целью перевоспитать народ в революционном духе, вторые — в надежде поднять его на восстание. Революционеры переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Особого размаха «хождение в народ» достигло в Поволжье. Основной костяк странствующих пропагандистов составляли бывшие студенты, но много было и отставных офицеров, чиновников, встречались отдельные помещики и даже девушки-аристократки.
Крестьяне охотно откликались на разговоры о малоземелье, о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Торопливость, с какой велась тогда пропаганда, не позволила народникам сделать трезвые выводы насчет того, отвечает ли социалистическое учение народным взглядам.
Поднять восстание нигде не удалось. Полиция всполошилась и начала вылавливать всех подозрительных. К дознанию было привлечено 770 человек. Уцелевшие пропагандисты бежали в города. «Хождение в народ» подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевских идей. Среди народников зрело убеждение, что для подготовки революции надо создать крепкую организацию.
В 1876 г. возникла новая организация со старым названием — «Земля и воля». В ее состав вошел ряд уцелевших от арестов участников «хождения в народ» — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов и др. Позднее в нее вступила С. Л. Перовская. В организации насчитывалось свыше 150 человек. «Земля и воля» была построена на началах централизма, хотя еще слабого. Ядром ее был «основной кружок». Общество делилось на несколько групп. «Деревенщики» — самая большая группа, направлялись на работу среди крестьян. Другие группы должны были вести пропаганду среди рабочих и студентов. «Дезорганизаторская группа» имела целью вносить расстройство в ряды врагов, разоблачать шпионов.
Главная цель общества состояла в подготовке народной социалистической революции. Члены «Земли и воли» должны были вести разъяснительную работу среди крестьянства — как в словесной форме, так и в виде «пропаганды фактами». Террористическая деятельность допускалась только в отдельных случаях для самозашиты.
В программе общества говорилось о переходе всей земли в руки крестьян и о свободе мирского самоуправления. Землевольцы извлекли урок из недавнего «хождения», выдвинув близкие и понятные крестьянам требования.
6 декабря 1876 г. «Земля и воля» организовала демонстрацию перед Казанским собором в Петербурге. Надеялись собрать несколько тысяч человек, пройти по городу с красным знаменем. Но собралось всего 300-400 человек. Полиция натравила на них дворников, приказчиков, грузчиков, и началось избиение. Около 20 человек было арестовано, другие разбежались. Вскоре пятерых отправили на каторгу, 10 человек сослали. Столь суровая расправа над участниками мирной демонстрации вызвала недоумение и ропот в обществе.
После неудачной демонстрации народники решили вновь сосредоточиться на работе в деревне. Отказавшись от «летучей пропаганды», землевольцы поселялись группами в Поволжье, на Дону и Кубани. Им казалось, что именно там, где живы традиции казачьей вольницы, предания о Разине и Пугачеве, легче всего поднять народ на восстание.
Больших успехов «оседлая» деятельность не принесла. Землевольцы падали духом, не понимая, сколь наивны их попытки поднять немедленно народ на восстание. Народнические поселения выслеживались полицией. К осени 1877 г. их почти не осталось. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис.
Литература
Громаков С.Г. История России. М., 2008.
Крамор А.К. История Отечества. М., 2007.
Акаев А.Л. История России. Спб., 2007.
Грызлов К.В. История России: с древнейших времен до наших дней. М., 2006.