Реферат по предмету "Религия и мифология"


Соотношение светской и религиозной духовности

Содержание
 
Введение
1 Сущность духовности
2 Соотношение светской ирелигиозной духовности
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В современных условиях, когда развалгосударственности стал угрожающим, процесс утраты национального самосознаниянарастает катастрофическими темпами, как никогда ранее необходима объединяющаяидея, цементирующая основа людского общежития России. Такой цементирующей,объединяющей основой может и должна стать духовность. Понятие духовностьсодержит в себе два начала, т.е. религиозное и светское. Религиозная духовностьуходит корнями в далёкое прошлое Руси и России и, наверное, поэтому весьмаценна для настоящего и будущего поколений.
Духовность – это воплощение во взглядах личностинравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты– совесть, честь, достоинство и т. п.
Религиозное понимание духовности – это воплощение вличности нравственного закона Бога. Процесс «обожения» личности. С точки зрениябогословов, духовность основывается исключительно на трансцендентности.
Светское понимание духовности – следование нравственнымпринципам, законам и Абсолютам, выкристаллизованным из человеческих отношений втечение длительного и противоречивого развития человечества.
Духовность сопричастна вечности. Духовность — стерженькультуры. Стержнем же духовности выступает – диалог. Через диалог преодолеваетсяодносторонность и религиозного и светского понимания духовности.
Диалогический подход к духовности не сводится лишь кпротивопоставлению взглядов верующих и неверующих. Это соприкосновение «друг сдругом на территории общей темы, общей мысли» (М.М.Бахтин), взаимодействиеравноправных личностей в целях достижения согласия.
Цельданной работы: попытаться охарактеризовать духовность в светском и религиозномпонимании.
РСтруктура работы: работасостоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.Общий объем работы 12 страниц.
1 Сущность духовностиНастоятельная потребность исследования «нравственных чувстви целостных убеждений», исследования духовного мира актуализирует проблемудуховности. В связи с этим возникает вопрос о том, что такое духовность? Еслилет 10-15 назад о духовности не говорили, а говорили о нравственности, четкопредставляя, что духовность является прерогативой религии, то теперь всезаговорили о духовности, еще четко не представляя, что же стоит за этим понятиемдуховность.В Толковом словаре Даля духовность определена как имеющаяотношение к духу, а дух квалифицируется как бестелесное существо, бестелесныйжитель недоступного нам духовного мира. В четырехтомном «Словаре русскогоязыка» духовность интерпретируется как духовная, интеллектуальная природасущности человека, противополагаемая его физической и телесной сущности. Вработе А.А.Кокурина «Теория духовности» выделяются три части понятиядуховности: духовность как сопричастность человека к святости, духовность каквыполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного Писания),духовность как постоянное совершенствование себя.
Но одухотворение — считали Святители Церкви — не приходитк человеку с рождения, а формируется и воспитывается благодаря Церкви,восприятию нравственных норм христианства, саморазвитию и самовоспитаниючеловека.
В чем же отличие светского и церковного пониманиядуховности? В.Д.Шадриков отмечал, что «основа религиозной духовности — это верав Бога и построение поведения (верующего человека) определяется канонами веры,религиозной моралью и т. д. Вера — это состояние души верующего человека,признающего существование Бога бесспорной истиной и непререкаемость Его великихзаповедей.
Человек верующий не только верит, но и действует всоответствии с верой и свое поведение строит соответствующим образом. Совершаетдобро, и, естественно, это его возвышает, придает поведению целостность и даетчеловеку счастье. И, действительно, можно сказать, что в этом случае верующийчеловек духовен».
Интерпретируя светское понимание духовности, В.Д.Шадриковписал: «В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой,которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоениекультуры, на создание культуры личностью. Духовность отождествляется створческой духовной деятельностью. С этой точки зрения мы в какой-то мереуходим от теологического понимания духовности, встаем на позиции научного,общекультурного ее понимания».
Таким образом, духовность связана с интеллектуально-психологическимиособенностями человека, но «светская духовность, считает В.Д.Шадриков, — неможет быть сведена только к интеллектуальности. Духовность всегда отражаетотношение людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяетповедение человека в отношении добра и зла. Все это оформляется в личностныесмыслы, они-то и определяют, в конечном счете, поведение человека. И здесь нетнепроходимой грани между религиозным и светским пониманием духовности, потомучто и религия может стать личностным смыслом человека, и тогда он становитсяпо-настоящему верующим».2 Соотношение светскойи религиозной духовности
Оппозицияинтеллектуального и духовного начал культуры имеют многообразные формывыражения: теоретический и практический разум, истина и ценность, знание ивера, наука и идеология и т.д. Но самой широкой характеристикой духовностиможно считать ее признание ценностной формой сознания, отражающейсмысложизненные экзистенциальные проблемы человека. Духовность не исключаетзнаний, рациональности, интеллекта. Истина тоже есть ценность. Прогресспознания оказывает огромное влияние на духовную сферу, ибо решение многихсмысложизненных проблем зависит от того уровня и объема знаний, которымобладает данная эпоха. Но в духовной сфере знания как бы не самоценны, а играютслужебную роль. Кроме того, эта сфера включает в себя массу других проявленийчеловеческой психики.
В фокуседуховной сферы человек как субъект, как носитель культуры, как родовое существои как индивидуальность, личность с ее системой ценностей. Духовность человека,бесспорно, следствие его социальности. Она немыслима вне связи с другим, внесубъект-субъектного отношения, вне общения. Духовность нравственно окрашена ивсе ее проблемы подлежат нравственной оценке. Мир, его свойства в этой сфереинтересуют человека не сами по себе, а в их отношении к субъекту.
Духовная сферане остается неизменной, как и все в этом мире. Но ее динамика имеет мало общегос прогрессом познания, где, правда, имеются мировые загадки типа происхожденияжизни или возникновения человека, но развитие идет за счет постановки и решениявсе новых проблем. В области духа, напротив, преобладают вечные проблемы,меняются лишь их интерпретации, и новое далеко не всегда устраняет прежнее.
Духовностьнеразрывно связана с религией. Так считают все верующие. Лишь в обращении кБогу, через отношение с Ним могут решаться духовные, нравственные проблемы,поддерживаться добро. Если Бога нет, все дозволено, духовность исчезает. Сдругой стороны, религия никогда не предотвращала преступлений, убийств,насилия, войн. Оправдание существования в мире зла — основа теодицеи. Духовность —атрибут человека как субъекта, а бездуховность — признак утраты личностьюее субъектных качеств, ее вырождение. По большому счету это именно так.
Сейчас в Россиидуховность все более настойчиво и однозначно сопрягают с религией. И не толькодеятели церкви или верующие гуманитарии. Например, высказывание академикаРаушенбаха, — человека высоко уважаемого: «… нравственность (а,следовательно, и духовность) возможна лишь на почве религии». Что его на этоподвинуло? Или его гуманитарные занятия? Или размышления над антропнымпринципом? Или, воочию наблюдая нравственное одичание, он воспроизводит мысльВольтера, что если Бога нет, его надо выдумать?
Все это заставляет вновь подниматьдалеко не новый вопрос о светской духовности. Нелепо в наше время всехневерующих записывать в категорию безнравственных и бездуховных. Этопротиворечит принципам свободомыслия. Разве можно размышлять о нравственности,о проблемах личностного бытия вне рамок религиозного сознания. И разве нетнравственных чувств, духовной жизни в безрелигиозной среде? Наивно полагать,что зло творится в обществе потому, что люди «забыли Бога». Варварски способныпоступать и верующие. У людей разные ценностные ориентации.
Светскаядуховность имеет такое же право на существование, как и религиозная исторонникам того и другого типа духовности следует проявлять терпимость к инойпозиции. Вместе с тем, следует учитывать, что религия за тысячелетия своего существованиянакопила огромный и подчас ценный опыт духовной деятельности.
В ситуации социокультурногокризиса, в котором пребывает наше общество, возрастает потребность внравственном, духовном возрождении личности. Возросшая «экзистенциальнаянапряженность» в различных сферах жизни не снимается ни экономическимиреформами, ни политической модернизацией властных структур. В обществе созрелосознание того, что без духовно-нравственного очищения невозможно решать какиебы то ни было проблемы, ибо в основе решения сложных социально-политических,экономических, правовых и т.п. задач, при любом пути развития страны должналежать духовность. Но здесь мы сталкиваемся с различным пониманиемпоследней.
Однако факт различного пониманияэтого феномена не является непреодолимым препятствием для выработки в нашемсообществе объединяющих идеалов и принципов. Правда, нельзя не видеть и всехтрудностей на этом пути. Достаточно напомнить как «бьются» в последнее времяинтеллектуалы различных мировоззренческих направлений над формулировкой «национальнойидеи», способной объединить всех россиян. Многие философы, однако, справедливозамечают, что чисто экономическими, политическими, технико-технологическимиметодами в этой борьбе не победить, о чем свидетельствует опыт последнихдесятилетий. Дело в том, что экономические, политические, правовые и т.д.методы в свою очередь должны базироваться на духовно-нравственных началах.
Проблемаформирования духовности уже давно стоит перед нашим обществом. Причем, вопросэтот достаточно императивен: либо духовность утвердится в стране, либо –катастрофа! Такое понимание этой проблемы определяет подход к духовности как куниверсальному, сущностному феномену, в котором воплощаются самые значимые длячеловека аксиологические принципы, нормы и Абсолюты.
В пониманиисущности духовности существуют две тенденции – религиозная и светская.
С религиознойточки зрения духовность – это воплощение в человеке нравственного закона бытия, данного Богом.Духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность такимобразом базируется на сверхъестественном трансцендентном начале. В философиипод трансцендентным началом понимается то, что выходит за пределы возможногоопыта (И.Кант).
Данное понятие обозначает иосвобождение человека от себялюбия, и выражает отношение открытости в общении сдругим. В проблеме трансцендентности отражается и путь гуманизации всехотношений в обществе. В светской традиции трансцендентное – это выход засобственные временные рамки, преодоление недостатков и устремленность вбудущее. Трансцендентность многолика и проявляется то в светском, то врелигиозном своем аспекте.
В светскойтрадиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» — духовные(нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. Духовность многогранна имногопланова и не сводится, естественно, к религиозности. В онтологическом,гносеологическом и аксиологическом планах она соотносится с трансцендентностью,но не сводится к ней.
Духовностьвсегда сопричастна вечному и Абсолютному. Светское ее понимание – этонеуклонное следование нравственным принципам и законам, нормам и запретам,выкристаллизованным из естественных, человеческих отношений. Такое пониманиефеномена духовности не позволяет ограничиваться при его анализе рамкамикаких-либо мировоззренческих систем и жестких идеологических ориентиров, атребует учета и использования позитивных моментов всех мировоззренческихсистем, включающих инвариантные для всех духовные начала.
Самой природе человеческогосознания присуща способность и потребность выходить за границылогико-дискурсивного мышления в ходе познания окружающего мира. Эта способностьи является трансцендированием, которое и осуществляется по определенныместественным законам, имеет свой механизм и определенные цели. Проблемазаключается в том, чтобы выявить и реализовать эти законы, механизмы и цели. Духовность способствует выявлению предельно общихопределений человеческого бытия. В мировоззренческих системах это такиеуниверсальные Абсолюты как – истина, добро, достоинство, красота, милосердие,любовь и т.п., имеющие константный смысл для большинства человечества.
Такой подход кдуховности требует разрыва с социальными мистификациями, выработки научныхориентиров развития личности, признание «надличностных» нравственных ценностейи т.п. При этом следует находить «золотую середину» между надличностнымиценностями и универсальностью и неповторимостью каждой личности.
В мировых религиях имеютсяосновательные концепции духовности, выработанные на основе духовного опытачеловечества, полученного в результате трудной, повседневнойобщественно-исторической и личной практики.
Общепризнанно,что не только религиозные нравственные принципы способны объединять людей в ихжизнедеятельности. Еще ап. Павел заявлял, что и язычники творят доброе, неведая этого. Между мировыми религиями уже давно идет диалог об общих этическихпринципах. Целью этого диалога является совершенствование человечества. Междуверующими и неверующими, конечно же, есть общая нравственная база.
Светский подходк духовности раскрывает ее земные корни, показывает, что она – порождениеразвивающихся общественных отношений, культуры в целом. Духовность можноформировать, но не методами монологической передачи знаний, а посредствомдиалогического приобщения человека к ценностям культуры и «жизненным смыслам»,выявляя и объясняя саму сущностную природу личности, подготавливая выход «Я» к «ТЫ»и объединение с «МЫ». Диалог – это соприкосновение «друг с другом на территорииобщей темы, общей мысли» (М. Бахтин).
Развитыерелигиозные системы, безусловно, являются носителями духовности, ибо ставятперед собой цель – возвышение человека до Абсолюта. За основу взаимоотношениялюдей, например, в христианстве берется любовь и гармония духовных ценностей.Но механизмы реализации духовных начал и принципов недостаточно прояснены.Религиозная духовность не в состоянии объединить всех людей, духовно возродитьи нравственно очистить, ибо люди принадлежат к разным этносам и нациям и,соответственно, к различным конфессиям. Только объединив усилия всехинтеллектуальных сил, при сохранении светского характера общественногоустройства можно рассчитывать на успех в деле духовного возрождениячеловечества и личности.
 

Заключение
 
Духовность – это воплощение вовзглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры вморальные Абсолюты.
Духовность есть одухотворенностьжизни человека высокими нравственными идеалами, наполненность ее христианскимидобродетелями, постоянное совершенствование себя. Такая духовность кореннымобразом преобразует человека и всю его жизнь.
Духовность — это тот внутреннийстержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, которыйостанавливает человека перед нарушением норм нравственности, или то, чтовоодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.
Преп. Серафим Саровский путьочищения от греха определял как «стяжание Святого Духа», то есть обретениечеловеком «духовных сокровищ», обретение им духовности.
Основа религиозной духовности — этовера в Бога и построение поведения определяется канонами веры, религиознойморалью. Религиозная духовность определяетсячерез понятия «святой дух» и «душа». Духовность, таким образом, базируется насверхъестественном трансцендентном начале.
В светскойтрадиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой»- духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. В светском образовании духовность часто отождествляется скультурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено наосвоение культуры, на создание культуры.

Список использованной литературы
 
1.  Каган М.С. О духовном//Вопросы философии. — СПб.: Санкт-Петербургскоефилософское общество, 1985.
2.  Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. – М., 1980.
3.   Капустин Н.С.Свобода совести – общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.
4.  Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия«Мыслители», выпуск 4. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
5.  Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философскиенауки, 1991.
6.   Логинов Л.Ф. Сущность духовности. Православныйголос Кубани: август 2003., №8.
7.  Симонов Г.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.:Наука, 1989.
8.  Франк С.Л. Духовные основы общества. — М.: Республика, 1993.
9.  Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. –М.: Логос, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.