--PAGE_BREAK--Что касается оперативного управления армией, то в основу этой системы был положен полк как высшая тактическая единица во главе с полковником и штабом. Полки сводились в дивизии, существовали еще и бригады, не имевшие собственного штаба. Командующие дивизиями и бригадами имели личную канцелярию и осуществляли управление своими соединениями через адъютантов.
Во главе армии должен был стоять генералиссимус, но на деле она управлялась генерал-фельдмаршалом или при его отсутствии генерал-аншефом, непосредственно подчиненным Петру. Управление войсками во время войны осуществлял генеральный штаб, при котором находилась военно-походная канцелярия.
Отдельными родами войск командовали генерал-от-инфантерии, генерал-от-кавалерии и генерал-фельд-цейхмейстер, собиравшиеся на Военный совет, обсуждавший различные оперативные вопросы. Военный совет был совещательным органом, не отменявшим единоначалие в армии.
Указ Петра I предписывал никому не присваивать офицерский чин без предварительной службы в рядовом составе гвардии, не осуществлять производства через чин и выбирать на вакансии баллотированием из двух-трех кандидатов. Со временем все больший вес приобретали не только боевой опыт и выслуга, но и знания в той или иной области военного дела. Был закреплен приоритет личной выслуги дворянина перед знатностью его происхождения. От офицеров требовались инициатива, творческое отношение к уставам, чуткое отношение к подчиненным.
4. Формирование военного законодательства. Воинский устав Преобразование армии потребовало огромной работы по формированию отечественного военного законодательства. Нельзя не отметить тот факт, что Россия уже обладала солидными накоплениями в этой области.
Еще во времена Бориса Годунова в России был осуществлен перевод сборника военных законов Священной Римской империи, который в русском переводе получил название «Воинская книга».
С начала XVII века работа над переводом иностранных военных сочинений приобретает уже достаточно широкий размах. Замечательный полководец М. Скопин-Шуйский, изучивший опыт шведского генерала Де-лагарди, знакомил своих воинов с последними новшествами военного дела. Этому же способствовали наемные иноземные офицеры, а также наши послы и агенты, посылаемые за границу. В начале XVII века появляется очень важный документ — так называемый «Устав ратных, пушечных и других дел», который был составлен в 1607 году и дополнен в 1621 году дьяком О. Михайловым. Устав познакомил русских с иноземными военно-уголовными законами. Устав содержал понятия об общей организации войск, наиболее подробно были разработаны в нем артиллерийские вопросы (500 статей из 663). В 1647 году был выпущен первый печатный Устав «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей», служивший руководством для обучения строевой службе. Устав 1647 года представлял собой в основном перевод военных законов Священной Римской империи, составленных в 1615 году. Надо сказать, что правила построения боевых порядков, изложенные в нем, устарели к моменту выхода книги в России. В Европе к тому времени уже развивались более прогрессивные тактические принципы. Военных дел касались главы VII, VIII, XXIII и XXIV Соборного Уложения 1649 года.[10]
В Посольском приказе перевели еще ряд военных документов. Вот некоторые из них: «Книга рукописного права или устав воинский Голландской земли», «Воинская книга о всякой стрельбе и огненных хитростях», «О приуготовлении вещей, к войне надобных», «Фундаменты или максимы фортификации», «Новый фундамент умышлением артиллерии». Все эти документы появились в виде рукописей. К сожалению, в переводах допускались неточности, кроме того, многие сведения доходили из-за границы через множество рук со значительными изменениями. Критическое осмысление военного опыта западноевропейских стран было в связи с этим затруднено.
В таком виде Петр 1 получил в наследство от Московского государства зачатки военного законодательства. Большую роль сыграло личное ознакомление Петра с военным управлением в европейских странах во время зарубежных поездок. Вернувшись в Россию, Петр приступает к работе по реорганизации отечественного военного законодательства. На первых порах большую помощь оказал ему сын выходца из Пруссии А. Вейде, поступивший сержантом в Преображенский полк. В 1696 году А. Вейде был послан в Венгрию и другие земли для знакомства с военным устройством имперских вооруженных сил. А. Вейде совершил ряд поездок и в другие страны. Результатом явился подготовленный к 1698 году Воинский устав. Кроме того, в 1699 году А. Вейде было поручено составить «Воинский наказ как содерживаться» и «Артикул, какое кому наказание за вины», что тот и сделал. Одновременно Я. Брюсу было поручено составить «Краткое описание законов (или правил) Шкодских, Английских и Французских». В Уставе А. Вейде определены должности всех чинов русской армии и изложены некоторые правила строевого обучения. В целом Устав носит компилятивный характер. В нем имеются прямые заимствования из немецкого Устава, а также из Устава 1647 года. Известно также существование «статей», подготовленных А. Головиным и И. Пат-кулем, об устройстве армии. В 1700 году вводится «Краткое обыкновенное учение пеших полков», а в 1701 —«Краткое положение… при учении драгунского строю» для ускоренного обучения вновь сформированных пехотных и кавалерийских полков[11].
В 1702 году работа над составлением военных законов была поручена А. Виниусу, который сделал перевод с ряда иностранных документов. В том же, 1702, году в войсках Б. Шереметева действовало «Уложение или право воинского поведения генералом, средним и меньшим чином и рядовым солдатом». Это Уложение содержит описание целого ряда наказаний. Здесь впервые упоминается наказание шпицрутенами, впоследствии столь популярное в России.[12]
Дисциплина в русской армии была на низком уровне. Петр I пытается улучшить ситуацию путем ужесточения наказаний. Около 1705 года был введен «Устав прежних лет». В предварявшем его «Манифесте» четко определялись структура военно-судебных инстанций от полкового до общеармейского суда, порядки военного следствия и судопроизводства, состав преступлений и наказания за них, правила караульной службы, смотров, обеспечения солдат довольствием и т.д.
В 1706 году появляется так называемый «Краткий Артикул, избранный из древних христианских прав и проч.» из 12 глав, составленный бароном Г. Гюйссеном на основе Саксонского военного устава «для наилучшего, порядочного и честного упражнения в кавалерии». Работа велась при участии А. Меншикова. Большую часть «Артикула» занимают военно-правовые статьи, подчеркивается значение воинской присяги.
Приведенные документы сформированы по западным образцам, причем с большими неточностями и искажениями.
В 1711 году издается «Регламент кригс-комиссариату», а в 1712-м — «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб, против римских, цесарских и саксонских прав», направленные на улучшение снабжения русских воиск, пресечение казнокрадства и других злоупотреблений.
Приведенные выше законодательные акты носят наиболее общий характер. Помимо них издавалось огромное число документов, связанных с решением конкретных задач. Большинство из них составлялось на скорую руку, когда того требовала ситуация. Вот некоторые из них: «Статьи, состоявшиеся 23 декабря 1700 г. на генеральном дворе Преображенском» о наказании солдат за побеги; пункты 1706 года «Командующим над каждым батальоном, чтобы без указа никуда ни единого человека не посылать, чтобы когда ударят сбор, все были на месте...»; указ Петра I 1706 года «О чтении воинских артикулов в каждом полку»; две тактические инструкции Петра I 1708 года — «Учреждение к бою по настоящему времени» и «Правила сражения»; инструкция 1711 года войскам в Померании. В том же году были приняты «Инструкция царевичу Алексею», запрещающая незаконные поборы с населения, и «Статьи воинские, как надлежит солдату в житии себя держать и в строю и в учении как обходиться».
Статьи, пункты, инструкции, регламенты, указы составили огромный свод документов, частично заимствованных из военных законов других стран, частично оригинальных, подготовленных самим Петром 1. Наиболее важные из них подшивались в рукописные сборники, находившиеся в канцеляриях должностных лиц. Естественно, что при переписывании допускались различные неточности, порой искажавшие смысл тех или иных постановлений. Использование многих документов было затруднено. Ситуация настоятельно требовала создания единого свода военного законодательства, который бы вобрал в себя как предыдущий опыт, так и требования самого последнего времени.
Так появился Устав воинский. К его составлению Петр I приступил весной 1712 года, а уже в апреле 1715 года в Санкт-Петербурге из печати вышли его вторая и третья книги:«Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим» (кн. II) и «Книга о эксерциции, церемониях и должностях воинским людям надлежащих». Артикул представляет собой свод уголовного законодательства, основанный на тексте короля Густава-Адольфа с небольшими изменениями. Воинское преступление здесь рассматривается как ослушание, неисполнение приказания, т.е. с чисто военной точки зрения. Наказание же должно стать прежде всего возмездием, а не средством исправления. Отсюда обилие страшных наказаний. Этот документ оказал огромное влияние на развитие всей карательной системы в России.
Третья книга содержит в первой части строевой Устав, известный с начала Северной войны, третья часть, о званиях и полковых чинах, взята из Устава Вейде с некоторыми дополнениями. Вторая часть книги «О приуготовлении к маршу» является инструкцией из 41 пункта, составленной на основе правил саксонского фельдмаршала Я. Флемминга.[13]
С 1715 года Петр I начинает работу над первой книгой собственно Устава, которая выходит из печати в 1716 году. В 1717 году вышло второе издание. Книга содержала изложение обязанностей всех военных чинов.
В течение нескольких лет шла напряженная работа над текстом, исправлялись и заменялись отдельные статьи и положения. Впервые полное издание всех трех книг вместе было осуществлено в 1719 году под заглавием «Книга Устав воинский о должности генералов, фелт маршалов и всего генералитета и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и о иных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. Купно при сем Артикул воинский и с процессом надлежащим к судящим, и эксерцициею, о церемониях и должностях воинским людям надлежащих».[14]
Итак, издание состоит из трех книг. Первая книга содержит собственно Устав (68 глав), в котором изложены военно-учредительные законы. Вторая книга включает «Артикул воинский с кратким толкованием» (209 статей) — военно-уголовный кодекс, а также «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (3 части и 14 глав). Третья книга состоит из трех частей: 1-я — «О эксерциции (или учении)», 2-я — «О приуготовлении к маршу», 3-я — «О званиях и о должности полковых чинов».
В основу каждой из книг положены лучшие иностранные образцы:
немецкие (I кн.), шведские (II кн.), саксонские (II кн., 2-я часть), французские (экзерциции), а также богатый отечественный опыт. Воинский Устав Петра определил дальнейшее развитие русского военного законодательства.[15]
5. Становление российского флота Попытки выйти на большую воду и обзавестись собственной военной силой на море предпринимались еще и в допетровское время. Но это были робкие первые шаги, которые не могли иметь большого значения. С петровским царствованием связано создание в России регулярного военного флота, и в первую очередь на Балтике, ибо этот район был решающим как в политическом, так и в экономическом плане. Попытки создать флот на Азовском море в начале правления Петра играли роль испытательного полигона. Но если нужда в галерах и бомбардирских судах в основном успешно удовлетворялась, то совсем иначе дело обстояло с крупными парусными кораблями, строительство которых еще только разворачивалось. Петр вынужден был прибегнуть к их покупке за границей. Качество этих судов было невысоким, но покупка обходилась казне дешевле, чем строительство у себя, и, главное, позволяла в короткий срок укомплектовать флот минимально необходимым числом боевых кораблей. Всего было куплено и построено по заказу за границей 17 линейных кораблей и 7 фрегатов, причем пик приходится на период с 1711 по 1715 год. Лишь два корабля и два фрегата из этого числа были заказаны в 1721 году.
Формирование корабельного состава Балтийского флота проходило в несколько этапов, что имело ряд причин. Первоначально, пока основные боевые действия происходили на суше и активно велось азовское строительство, от молодого Балтийского флота требовалось выполнение ограниченного круга задач — обороны строящейся новой столицы и помощи сухопутным силам. Судостроительная база для Балтики была очень слабой. Основные мастера работали в Воронеже. Поэтому в течение первого десятилетия на Олонецкой и Сясьской верфях были построены 15 фрегатов и 13 шняв, большинство из которых пришли в негодность уже к 1710 году. Лишь фрегат «Штандарт» и шнява «Мункер» ввиду добротности постройки прослужили долгие годы.[16]
Второй этап начинается после Полтавской битвы, когда стало ясно, что теперь основной театр военных действий перемещается на Балтийское море. Флоту потребовались линейные корабли — основная ударная сила на море. В это время было построено несколько 50 — 54-пушечных, линейных кораблей Тогда же начинает функционировать Санкт-Псгербургское адмиралтейство. Там был спущен на воду линкор «Полтава».
Увеличение корабельного состава русского военно-морского флота, расширение круга его применения поставили во главу угла проблему комплектования его кадрами, как рядовыми, так и офицерскими. В рядовые матросы набирали рекрутов преимущественно из районов, жители которых были знакомы с судоходством, занимались рыбной ловлей и промыслом морского зверя. Правда, для их обучения пришлось прибегнуть к найму матросов за рубежом. Среди офицерского состава процент иностранцев был неизмеримо выше. На первых порах иноземцы получали гораздо более высокое жалованье по сравнению с их русскими коллегами. Такие меры были вынужденными, ибо требовалось время для подготовки собственных кадров, а боеспособный, укомплектованный специалистами флот нужен был немедленно. Подготовке отечественных квалифицированных моряков Петр I уделял огромное внимание. Хорошо известны такие его мероприятия, как посылка молодежи за границу для приобретения морских специальностей, создание навигационной школы, Морской академии и школы практического обучения на кораблях, где будущие наши моряки приобретали прекрасный опыт. В петровское царствование иноземцы в большинстве своем верой и правдой служили новому своему отечеству. Имена выдающихся офицеров — К. Крюйса, И. Ьоциса, М. Змаевича, П. Сиверса, Т. 1ордона. Дж. Паддона, В. Шельтин-га, Ф Вильбоа, В. Беринга, кораблестроителей — Д. Дена, О. Ная, Р. Кожина, P. Броуна, В. Геренса с сыном, М. Пангало и других неотделимы от славной истории русского флота. Многие из них навсегда остались в России и положили начало известным морским династиям.
Со временем, когда наш флот был уже достаточно укомплектован отечественными кадрами, отпала необходимость столь широкого найма специалистов за границей, и многим иностранцам была дана отставка, что особенно характерно для низших чинов. Так, уже в 1721 году на флоте не осталось ни одного матроса иностранца. Среди младшего и среднего комсостава была проведена строгая ревизия, приведшая к увольнению большого числа иностранцев, проявивших хоть в чем-то свою некомпетентность.[17]
Так ликвидировались издержки, которые были неизбежны в начале становления русского флота, когда на службу порой поступали люди, далекие от морского дела, привлеченные высоким жалованьем и легкой возможностью сделать в России быструю карьеру. Однако случаев предательства среди иностранцев-моряков практически не было. Самые высшие должности занимали русские — Ф.М. Апраксин, Ф.А. Головин, сам Петр I. Многие русские офицеры — братья Наум и Иван Си-нявины, К. Зотов, И. Муханов, М. Коробьин, Д. Мясной — дослужились до высоких чинов, а кораблестроители Ф. Салтыков, Ф. Скляев, Г. Меншиков, Ф. Пальчиков и их более молодые коллеги Г. Окунев, И. Рамбург значительно продвинули вперед отечественное кораблестроение.
продолжение
--PAGE_BREAK--При комплектовании войск Петр отдавал значительное предпочтение флоту по сравнению с армией. Лучшие рекруты всегда отправлялись на флот, и в тех случаях, когда нехватка личного состава была особо ощутимой, в матросы и корабельные плотники переводились солдаты из сухопутных частей. Морские офицеры были более приближены к Петру, чем сухопутные. Флот был любимым детищем Петра, и тот отдавал ему все самое лучшее. Неукомплектованность была хроническим явлением, и часто корабли не могли выйти в море именно по причине нехватки личного состава.
При составлении команд кораблей Балтийского флота за образец был взят голландский флот. Судовые экипажи состояли на две трети из матросов и пушкарей и на одну треть из морских солдат. Выгодно отличало русский флот от других очень ограниченное использование невольников на гребных судах. В основном использовались солдаты или вольнонаемные, которые во время боя являлись не пассивными, равнодушными зрителями, а дополнительной боевой силой, способной прийти на выручку в решающий момент.
Такой сложный организм, как военно-морской флот, не мог нормально функционировать без четкой системы управления. Одновременно с флотом возникают, действуют и развиваются особые учреждения, обеспечивающие нормальную деятельность всех его звеньев. С самого начала существования петровского флота управление им было возложено на адмирала, а для решения многочисленных сопутствующих непосредственно” боевой службе задач учреждалась должность адмиралтей-ца. Первыми адмиралами были Ф. Лефорт (1696 — 1699) и Ф Головин (1699 — 1707), адмиралтейцами — В. Протасьев (1696 — 1700) и Ф. Апраксин (1700 — 1707). Первым морским учреждением стал созданный в 1698 году Приказ воинского морского флота, в ведении которого находились служившие на флоте иностранцы и Монетный двор. Собственно же адмиралтейскими делами ведал Владимирский судный приказ, преобразованный в 1700 году в Приказ адмиралтейских дел, в управлении которого были кораблестроение, снабжение флота, финансы, а также все адмиралтейские и морские чины «из русских». Пока создавался только Азовский флот, этой системы было достаточно, но с началом строительства флота для Балтики потребовалось значительное расширение системы управления «морской частью». Возникает необходимость при едином подчинении всего морского управления более четко разграничить обязанности административной и портовой администрации от собственно морской. Так, хотя главным начальником Балтийского флота числился адмирал Ф. Головин, до него самого доводили только общие распоряжения. Основными вопросами, связанными с созданием флота, занимался сам Петр, а общее руководство кораблестроением осуществлял ингер-манландский комендант А. Менши-ков. Работой же Олонецкой, а затем С.-Петербургской верфей непосредственно руководил олонецкий комендант И. Яковлев.
Военное командование на Балтике осуществляли: корабельным флотом — вице-адмирал К. Крюйс, галерным — шаутбенахт И. Боцис. Так было до 1707 года. Здесь не приходится говорить о четкости и слаженности управления делами флота. Обязанности административных лиц четко не разграничивались. Сферы их деятельности постоянно перекрещивались. Кроме того, некоторые были некомпетентны во флотских делах, что часто приводило к различного рода конфликтам, погасить которые порой было способно лишь радикальное вмешательство самого Петра.[18]
После смерти в 1707 году адмирала Ф. Головина и олонецкого коменданта И. Яковлева в управлении Адмиралтейством и флотом произошли значительные перемены. Адмиралом и президентом адмиралтейств был назначен Ф. Апраксин, должность адмиралтейца была упразднена, а Воинский морской приказ присоединен к Адмиралтейскому. Таким образом, верховная морская власть сосредоточилась в руках одного из наиболее выдающихся сподвижников Петра Ф. Апраксина. Как адмирал он осуществлял общее командование корабельным и галерным флотом, как президент Адмиралтейства — управлял верфями и адмиралтейством Балтийского флота, для чего при нем была образована Адмиралтейская канцелярия. Непосредственным управлением адмиралтейскими и экипажескими делами в С.-Петербурге после смерти И. Яковлева стал заниматься А. Кикин, назначенный на должность адмиралтейского советника.
Крайне неудобным было территориальное размещение управленческих учреждений. В то время как высшая морская власть находилась в С.-Петербурге, целый ряд важнейших вопросов оставался в ведении Приказа адмиралтейских дел, расположенного в Москве. Работа там шла по старинке, что явилось значительным тормозом ходу дела. Поэтому в 1712 году функции Приказа были возложены на специально созданную Военную морского флота канцелярию. Ей же передавались аптека и вычеты денег на госпитали. Во главе был поставлен ооер-комиссар И. Тормасов.
В связи с такими изменениями Адмиралтейский приказ в Москве постепенно терял свои функции. Он был преобразован в Московскую адмиралтейскую контору, в ведении которой с 1718 года оставались «до указу» Математическая школа, Ха-мовный двор, поставлявший парусину, сбор средств для флота с денежных дворов и из приказов, а также сбор «корабельной запущенной доимки» с Московской губернии за прежние годы.
В 1717 году организуется Обер-сар-ваерская контора во главе с обер-сар-ваером И. Головиным, занимавшаяся вопросами кораблестроения, и Адмиралтейская подрядная контора во главе с обер-комиссаром полковником Г. Норовым, в подчинение которого поступили обер-провиантмейс-тер со своей канцелярией, цалмейс-тер со своим аппаратом и военные комиссары.
Осуществленные преобразования явились, несомненно, крупным шагом вперед, но в целом управление было еще весьма далеким от идеала. Допускались значительные злоупотребления, конфликты продолжали возникать, и сам Ф. Апраксин при их разрешении часто принимал сторону нарушителей, особенно если они были приближенными царя. Это не могло не вредить делу. Видя трудности и противоречия сложившейся ситуации, Петр решает ввести коллегиальное управление по примеру других стран. После нескольких лет организационных перестановок Адмиралтейская коллегия приобрела законченную форму. Во главе ее встал президент Ф. Апраксин, вице-президентом был назначен К. Крюйс, а асессорами генерал-майор Г. Чернышев и полковник Г. Норов. Секретарем стал И. Тормасов1 С 1720 года было велено присутствовать по одному шаутбе-нахту (контр-адмиралу) и по одному капитан-командору, что было очень важно, ибо эти люди как никто знали нужды флота. Коллегии подчинялись все канцелярии, конторы и правления дел, которых к 1722 году насчитывалось 13. Это были Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, Обер-сарваерская, Провиантская, Подрядная, Мундирная, Счетная, Лесная и Контролерская конторы, а также правления дел — цейхмейстер-ских, казначейских, цалмейстерских и аудиторских.[19]
Военный флот подразделялся на корабельный и галерный2. Корабель-нын состоял из двух эскадр — Ре-вельской и Котлинской. Флагман эскадры осуществлял и общее командование портом приписки. В отсутствие флагмана портом управлял его сухопутный комендант.
Таков вкратце путь развития русского флота и его учреждений в первой четверти XVI И века.
Становление русского военно-морского флота сопровождалось составлением различного рода законодательных документов, регулирующих все аспекты его деятельности. Русское военно-морское законодательство совершенствовалось параллельно со всеми структурами флота, направляло этот процесс. Работа по формированию военно-морского законодательства петровского времени была огромна по объему и завершилась только на исходе первой четверти XVIII века изданием таких важнейших документов, как Устав морской (1720 г.) и Адмиралтейский регламент (1722 г.).
Надо отметить, что определенный, хотя и небольшой, опыт в этой области имелся. Первым российским специальным актом военно-морского законодательства справедливо принято считать «Артикульные статьи», составленные в 1668 году капитаном Ботлером, которые явились руководством к плаванию по Каспийскому морю на единственном крупном корабле того времени «Орел». Документ состоял из 34 статей, две трети которых кратко и конкретно определяли обязанности капитана корабля и его подчиненных во время плавания, стоянки на якоре и боевых действий. Лишь 10 заключительных статей касались общих и дисциплинарных вопросов. Мы отмечаем этот документ вовсе не случайно. По сути дела, он является зрелым морским уставом, пусть очень кратким (составлялся только для одного корабля), но тем более поразителен достаточно глубокий и всесторонний охват главных аспектов военно-морской службы. Примечательно, что «Артикульные статьи» практически не содержат пунктов об уголовных наказаниях: здесь лишь оговаривается, что наказание за неисполнение приказа определяется капитаном корабля (ст. 29), а за измену предусмотрены арест и передача виновного на берегу приставам для дальнейшего судебного разбирательства (ст. 30). Этим «Статьи» значительно отличаются от всех дальнейших уложений, где уголовная часть занимает солидное место. К сожалению, видимо, после сожжения «Орла» документ этот затерялся и никак не использовался. Упоминание о нем встречается лишь единожды в Указе Петра от 13 января 1720 г. по поводу создания Устава морского.[20]
Официальной датой начала русского военного флота считается 1696 год, когда состоялся знаменитый приговор Боярской думы «Морским судам быти...». В этом же году появляется и первый собственно петровский Морской устав из 15 статей, содержавшихся в царском «Указе по галерам». Здесь изложены лишь самые общие положения о плавании флотом, снятии с якоря и постановке на него, о боевых действиях против неприятеля и взаимопомощи при несчастных случаях. При минимальном чисто военно-морском содержании значительное место занимает уголовная часть, где каждая статья содержит описание наказания, предусмотренного за ее невыполнение, начиная с рублевого штрафа и кончая смертной казнью.
Следующим документом явились «Правила службы на кораблях», известные как «Артикулы Крюйса», составленные этим вице-адмиралом на основе голландского и датского морских уставов. Появление их было обусловлено значительным увеличением личного состава флота в первую очередь за счет найма иностранцев из Целого ряда стран на различные Должности. Необходимо было составить документ, определяющийих взаимоотношения и служебные обязанности. В 64 статьях «Артикулов Крюйса» содержались общие положения об обязанностях корабельных чинов и порядках на судне. Опять же достаточно подробно определены наказания за неисполнение различных статей — от штрафа в 10 копеек до смертной казни. Среди перечня наказаний есть и специфические, флотские, характерные, впрочем, для европейских флотов, например: купание с раины, килевание, битье у мачты. Некоторые отличались особо утонченным изуверством. Так, за убийство полагалось спинами друг к другу связать убийцу и труп убитого и обоих выбросить за борт (ст. 40). За угрозу ножом полагалось прибить руку виновного к мачте этим же ножом (ст. 77). Правда, нет сведений о применении именно таких наказаний на русском флоте. Чисто военно-морских статей в «Артикулах Крюйса» немного. Документ этот носит сугубо уголовно-правовой характер и весьма примитивен. Изложенные в нем без всякой системы положения направлены лишь на усиление дисциплины и порядка. В то же время обязанности тех или иных должностных лиц определены весьма туманно. Не конкретизированы служебные отношения между различными специалистами. На этот счет имеются только расплывчатые предписания о безоговорочном повиновении младших старшим. «Артикулы Крюйса» применялись как на корабельном, так и на галерном флотах. Сведения об официальном утверждении «Артикулов Крюйса» отсутствуют, но, очевидно, ими широко пользовались. Вместе с тем совершенно ясно, что «Артикулы Крюйса» не охватывали всех аспектов морской службы. Поэтому Петру I и его сподвижникам приходилось издавать различного рода указы и инструкции по каждому конкретному случаю, когда на то возникала необходимость. За период до 1710 года появилось огромное число документов. Отметим лишь некоторые из них.[21]
В первую очередь, это мартовский Указ 1706 года К. Крюйсу об отношениях флагманов корабельного и галерного флотов, о запрещении арестовывать офицеров без суда и об обучении матросов во время крейсерства. В этом Указе впервые делается особый упор на разделение функций парусного и гребного флотов, «ибо корабли ветром, а галеры тишью действуют». В апреле 1706 года были даны инструкции командирам каждого корабля. В мае в специальном Указе И. Боцису Петр предписывает встретить адмирала Головина в соответствии с правилами, принятыми в Венеции. Отсылки к морским уставам и правилам других стран встречаются постоянно. Пока не было разработано отечественное законодательство, опыт европейских государств был просто необходим. Так, суд по делу К. Крюйса осуществлялся на основе Устава Вильгельма Оранского.[22]
В ноябре 1706 года Петр издает Указ на имя Ф. Апраксина «О производстве по морской службе» из боцманматов в боцманы и далее до капитан-порошков через три года, от капитан-поручика до командора — через четыре года и далее «по рассмотрению».
В апреле 1710 года были изданы «Инструкции и артикулы военные российскому флоту», состоявшие так же, как и «Артикулы Крюйса», из 64 статей. Сравнительный анализ текста обоих документов показывает их родственную близость, с той лишь разницей, что статьи «Инструкций и артикулов...» 1710 года приобрели более жесткую структуру, точные и четкие формулировки, а тяжесть наказаний была увеличена. Так, смертная казнь предусматривалась уже в 13 случаях вместо пяти, как у Крюйса. Автором «Инструкций и артикулов...» выступил сам Петр 1.
Надо отметить, что Петр 1 ясно осознавал неполноту «Инструкций и артикулов...» и рассматривал данный документ как временный. На это есть прямое указание в 64-й статье: «Все иные принадлежащие артикулы, которые в сих не помянуты, ниже написаны, однако ж которые в войне на море употреблены быть могут, оные введены, умножены и к сим приобщены быть могут». Также был издан специальный текст присяги, принявший которую обязывался «поступать по Артикулам и учреждениям для службы сочиненным или впредь сочиняемым...»
Издание отдельных указов и инструкций продолжалось в том же объеме, что и прежде. Причем некоторые документы по форме весьма своеобразны. Например, был очень распространен тип документа, содержавшего вопросы и резолюции. В левой части листа бумаги Ф. Апраксин или К. Крюйс писали в столбик под номерами вопросы, на которые в правой части листа Петр накладывал резолюции, определявшие, как поступать в том или ином случае.
Положение, охарактеризованное нами выше, не могло долгое время удовлетворять Петра I. Все очевиднее была необходимость издания единого кодекса военно-морских правил, предусматривающих максимально возможное количество ситуаций. Несмотря на то, что к этому времени был накоплен солидный отечественный опыт, Петр решает еще раз более глубоко и всесторонне исследовать и зарубежный. В 1715 году во Францию для изучения морского делопроизводства был направлен один из самых талантливых и образованных морских офицеров петровского времени Конон Зотов, который затем сыграл огромную роль при работе над текстом Морского устава. Помимо французского, были переведены на русский язык датский, голландский и английский морские уставы. Очень много сделал для ознакомления русских моряков с опытом английского военно-морского флота перешедший на российскую службу капитан Паддон, к сожалению, очень рано ушедший из жизни. Кроме исследовательской, была проведена обширная издательская работа. В 1714 году была издана «Книга ордера или во флоте морских прав», содержащая «ордер принца Оранского». В 1715 году вышли из печати «Устав о войсках морских и их арсеналах Людовика XIV», а также «Инструкция о морских артикулах и крихсрехтах или воинских правах Фредерика IV, короля Датского». Затем Петр 1 намечает дальнейшую программу: «Сделать две книги: первую, когда флот приготовить и что на оный людей и артиллерии, амуниции и прочего принадлежит по рангу на один корабль, также инструкцию, как должность сию офицерам и рядовым знать, также и артикул воински”: вторую, как содержать флот в гавани и верфи с их вышними и нижними служителями, и какая их должность, также магазины и прочее .[23]
продолжение
--PAGE_BREAK--