Jeanne d'Arc Жанна д’Аркличность настолько загадочная, что даже о ее жизни, происхождении и смертисуществует много разных версий. Вот несколько из них.ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ. НАРОДНАЯ ГЕРОИНЯ(ОФИЦИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ)
ЖАННА Д'АРК(Jeanne d'Arc) (ок.1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой,родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домремина реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна быладочерью зажиточного крестьянина Жака д'Арк и его женыИзабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладалаздравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась темидомашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шитьи молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, посколькудействовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разорялиместность вокруг Домреми, оставшуюся вернойкоролевскому дому Валуа. Бургундцы ответили напредательское убийство 10 сентября 1419 арманьякамиих предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности кэтому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирногодоговора в Труа, который был заключен междудушевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Двагода спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец ГенрихVI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижениеманглийских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и началиего осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков,признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего неделал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для подддержки зарождавшегося национального движения противангличан.
ДеревняДомреми и весь этот район Шампани оставались верныКарлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёреразмещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имелавидения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов,побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеанаголоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, азатем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традициейфранцузских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберуде Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то былоуже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна вмужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона(Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу отОрлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узналанесмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначалак ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людейповерили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне,а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почтивесь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные почисленности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белыедоспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего незнала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших ссевера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичанеуступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана быласнята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня,встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны ивойска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близКарла VII во время его помазания на королевство.
После этого Карл приложилмало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из севернойФранции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна быларанена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны началпадать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После тогокак основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город.23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелойвылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров.Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон,изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главеспециального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну какведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная иумелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказаЖанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только передБогом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлениемпризнание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненноезаключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова наделамужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога.Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светскимвластям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д'Арк была заживосожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.
КарлуVII удалось уговорить бургундцев пойти на заключениес ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смертьгерцога Бедфорда в следующем году лишила Англиюмудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провелреорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. Спадением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, заисключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию,реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде,состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признанаблаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV. ЖИЗНЬ ВТОРАЯ. ВЕРНАЯ СУПРУГА ИДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ МАТЬ
По одной из легенд, которая, в частности,излагается в книге Черняка «Судебная петля», Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышлазамуж за некого Робера Д'Армуазаи родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза досих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимыйпредок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы емуподлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшиенастоящую Жанну, — в частности, ее братья из селения Домремии воевавшие вместе с ней солдаты — были твердо убеждены, что это она и есть.Один их этих вояк, хорошо знакомый с Девой со времен осады Орлеана, дружил сгосподином Д'Армуазом и тем не менее не усомнился втом, что его жена — та самая Жанна.
Д'Арк, или, как ее теперь называли, Жанна Д'Армуаз, возникла на горизонте лет через пять после своейтрагической гибели. В 1436 году брат Жанны Жан дю Лито и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книгеОрлеана). Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне,где вела бурную светскую жизнь, затем — в Кёльне, а позже из-за политическихинтриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудомвоскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги,жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуазболее чем радушно. Ее не только узнали — в ее честь знатные горожане далиторжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: «за добрую службу,оказанную ею указанному городу во время осады». Кроме того, существуюткосвенные доказательства, что в это время в Орлеане, возможно, находилась имать настоящей Жанны Д'Арк Изабелла Роме. Могли ливсе эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть вколлективное заблуждение?
Воскресшую Жанну хорошо встречали в Type, деревне Гранд-оз-Орм и ещев нескольких городах и деревнях. В 1440 году она посетила Париж. Но в этомслучае восторг по поводу чудом спасшейся Жанны не входил в планы властей. Подороге в Париж Жанну Д'Армуаз арестовали, объявилисамозванкой и выставили у позорного столба. Она раскаялась в том, что присвоиласебе имя Девы, и была освобождена. Говорят, после смерти РобераД'Армуаза эта Жанна еще раз вышла замуж, а в конце50-х годов почтенной даме пожаловали официальное прощение за то, что онапосмела называться Орлеанской девственницей.
Естественно, все это утверждало современников вмысли, что в Руане была сожжена вовсе не Жанна Д'Арк,а совсем другая женщина. Это, в частности, сообщал в своем дневнике один изочевидцев казни, некий парижский буржуа. Вспоминали в народе и то, что во времяказни лицо осужденной было закрыто колпаком или чепчиком, что палач Руана Жофруа Терраж отчего-то не узналЖанну, что жители, пришедшие поглазеть на казнь, толком не могли ее разглядеть.Глухое оцепление из 800 солдат не подпускало их к эшафоту и даже окна ближайшихдомов власти Руана приказали закрыть деревянными ставнями. Тело зрителямпозволили увидеть лишь после того, как палач загасил огонь: оно былообуглившимся до неузнаваемости. Останки Жанны не погребли, а сбросили в реку.Вообще, на этом суде лежала печать таинственности и какой-то страннойневнятности. Судебные процедуры во время процесса проводились с явныминарушениями. Когда через 25 лет после казни началась реабилитация Жанны,помощник главы судебной власти заявил, что ни глава, ни он сам не выносилиОрлеанской деве никакого приговора. К тому же ни один из участников суда несмог с точностью рассказать о том, как проходили процесс и казнь: однисообщили, что ничего не видели, другие — что ничего не помнят, а третьи — чтопокинули Руан еще до вынесения приговора. И даже сама дата казни оказалась невполне точной: современники и историки называли не только день 30 мая, но и 14июня, 6 июля, а то и февраль 1432 года.ЖИЗНЬ ТРЕТЬЯ. ФРАНЦУЗСКАЯ ПРИНЦЕССА
Д'Арк была не дочерьюкрестьян, а незаконнорожденным ребенком королевы Изабеллы, сводной сестройкороля Карла VII. Потому, собственно, и выжила. Эта версия могла бы многоеобъяснить. В частности, то, каким образом простая девушка заставила Карла VIIне только принять и выслушать себя, но и поверить, что именно она спасетФранцию. Поговаривали, будто незнакомая селянка открыла дофину какую-то важнуютайну. Разные исследователи находили странным, что Жанна была до мелочейосведомлена о политической ситуации в стране, что она с детства владела боевымкопьем (привилегия исключительно дворян, возведенных в сан рыцарей), говорилана чистом французском языке без провинциального лотарингскогоакцента и столь небрежно, безо всякого почтения общалась с коронованнымиособами. Легенда о том, что Жанна Д'Арк называласьОрлеанской девой не только из-за освобождения Орлеана, но и из-зaпричастности к королевскому Орлеанскому дому, возможно, имеет под собойнекоторое основание. Дело в том, что королева Изабелла в 1407 годудействительно родила незаконного ребенка (его отцом, по-видимому был герцогЛюдовик Орлеанский), который вскоре умер. Могилу и останки этого младенца, чейпол не был отражен в исторических хрониках того времени, обнаружить не удалось.В подробном труде по истории Франции, увидевшем свет в XVIII веке, этот ребенокназывался сначала Филиппом, а в нескольких последующих переизданиях — Жанной.
Имеются существенные разночтения и в том, сколькоже на самом деле лет было Жанне Д'Арк, когда онавзошла на костер. На допросах она однажды указала свой возраст («примерно 19лет»), а в другой раз затруднилась ответить на этот вопрос. Между темкогда Жанна только познакомилась с Карлом VII, то сообщила, что ей «трираза семь лет». То есть она была несколько старше своего канонизированноговозраста и вполне могла оказаться тем самым внебрачным ребенком королевыИзабеллы.
Кроме того, кажется странным, что во времясудебного следствия Жанна нигде не называет своей фамилии. Автор исследования«Судебная петля» Е. Б. Черняк упоминает, что Орлеанская девапочему-то совсем не хотела называть своих родителей. Только через месяц слишним девушка заявила, что ее отцом является Жак Д'Арк,а матерью — Изабелла Роме. «Однако, — пишет историк, — это былединственный день, когда допрос велся неофициально и Жанна не присягала даватьправдивые показания». Кстати, отец и мать Жанны не были приглашены наважнейшее событие в жизни дочери — коронацию Карла VII в Реймсе, да и вообщепосле ухода Жанны из семьи будто забыли о ее существовании.
Тот же исследователь сообщает, что Жанну дваждыподвергали медицинскому освидетельствованию. И оба раза осмотр проводили весьмавысокопоставленные особы: сначала королевы Мария Анжуйская и ИолантаАрагонская, позже — герцогиня Бедфордская, роднаятетя Карла VII. «Надо только представить сословные различия в средневековомобществе, — восклицает автор, — чтобы понять: честь, которой удостоилась Жанна,не могла быть оказана простой пастушке».
Зачем же нужно было прятать внебрачногокоролевского ребенка в деревне Домреми? По-видимому,чтобы в нужный момент она вышла на политическую арену и сделала то, что должнабыла совершить: освободила Орлеан, короновала Карла VII, победоносно воевалапротив англичан. Возможно, именно эти вполне конкретные задачи ставили передней «голоса» (или гонцы политически активной королевы Иоланты, вскореставшей покровительницей Жанны?). Возможно также, что эта Жанна Д'Арк сообщалась с Третьим францисканским орденом — организацией, которая, по слухам, оказывала значительное влияние на английскуюполитику. Так кто же была Жанна Д'Арк: гениальныйсамородок, чувствовавший себя на равных с августейшими особами, или девушка, вчьих жилах текла голубая кровь? Сгорела она на костре или бежала, найдя убежищеу своих сторонников, укрывшись, допустим, в замке герцога Бедфордского?Или, может, ее сводный брат король Карл VII предпочел интересы политики голосукрови и предал несчастную Жанну? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. В любомслучае очевидно: Жанна Д'Арк была фигурой, на которойсошлись политические и религиозные интересы того времени...
Приходько Николай 7цкласс