Реферат по предмету "Экономика"


Специфика развития человеческого капитала в условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике

Введение
Теория человеческого капитала накопила достаточный научныйинструментарий для четкого определения сущности, содержания, видов, способовоценки и регулирования данной активной части капитала любого предприятия. Проблематикачеловеческого капитала широко обсуждается в научной, прикладной и учебнойлитературе. Человеческий капитал как экономическая категория стал одним изобщеэкономических стержневых понятий, позволяющих описать и объяснить черезпризму человеческих интересов и действий многие экономические процессы. Составпроизводительных сил и капитала, образование и распределение доходов,экономический рост и национальное богатство получают адекватное отображение вэкономической науке с использованием категории «человеческий капитал».
Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульци Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческийкапитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средствкак раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.Инвестиции в повышение человеческих способностей ведут к роступроизводительности труда, к росту доходов, в т.ч. к росту заработков работника.Значит, происходит воспроизводство и кумулятивное накопление доходов с помощьючеловеческих способностей, что и превращает их в особую форму капитала. В новой экономической парадигме в центр анализасоциально-экономического развития ставится способность экономики к эффективным,качественным и структурным сдвигам, что напрямую зависит от человека.
Человеческие возможности в любых системахявляются определяющими в достижении поставленных целей. Однако исследованиечеловека как живого носителя знаний, творческих способностей и сил, при помощикоторых он изменяет окружающую среду, не только было, но и является и будетактуально в мировой научной мысли.
Целью данной курсовой работы является анализ эволюции подходов испособов оценки человеческого капитала в Республике Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить сущность и роль человеческого капитала в современной экономике;
охарактеризовать процесс формирования и накопления человеческогокапитала;
проанализировать особенности реализации человеческого капитала вБеларуси.
Предмет курсовой работы – специфика развития человеческого капиталав условиях перехода Беларуси к социально ориентированной рыночной экономике.Объект курсовой работы – человеческий капитал как экономическая категория.
Методы курсовой работы: аналитический, графический, дедуктивный,индуктивный, синтетический, сравнительный, табличный.
1. Сущность и роль человеческого капитала в современной экономике
Уильяму Петти обычно приписывается честь одного из первых экономистов,кто подчеркнул важную роль человека и его способностей в национальном богатствестраны. Население страны с приобретенными знаниями и способностями является нетолько основным источником доходов государства, но требует и определенныхрасходов. Для того чтобы определить целесообразность траты денежных средств изгосударственной казны, в своей работе «Трактат о налогах и сборах» У. Петтипопробовал произвести подсчет необходимого количества людей разных профессий,как-то: врачей, юристов, священников и т.п., таким образом определяя основныеинституты, влияющие на формирование необходимого стране человеческого капитала.
Дальнейшее развитие идея о наиболее эффективном использовании знанийи навыков человека получила в работах самого знаменитого представителяклассической школы – Адама Смита. Способности человека, считал он, являютсячастью основного общего капитала и их приобретение связано с некоторымииздержками, однако впоследствии эти издержки будут компенсироваться, так какприобретенные способности будут использоваться с целью получения дохода [4, c. 14].
Подход К. Маркса к оценке человеческих способностей, с однойстороны, аналогичен подходу А. Смита (производительные способности людейявляются главным действительным богатством общества). С другой стороны, подходК.
Маркса специфичен с позиции характеристики положения о том, вруках у кого находится рабочая сила: рабочая сила в руках рабочего являетсятоваром, в качестве капитала она функционирует после продажи, в рукахкапиталиста, во время самого процесса производства. Взгляды К. Маркса наприроду производительных сил человека были обусловлены конкретной историческойситуацией (кризис раннего капитализма) и классовым подходом к анализу.
Имя А. Маршалла обычно является последним в списке экономистов,внесших вклад в развитие идеи об изучении производительных способностейчеловека, до оформления теории в современном виде. Считается, что в своем
труде под названием «Принципы экономической науки» он оценил исследования вэтом направлении как бесперспективные: «…хотя Маршалл знал о теориичеловеческого капитала и кратко описал ее качества, он признал ее нереалистичной».Дело в том, что авторитет Маршалла среди экономистов был достаточно значим, ипосле того, как его позиция стала известна «…интерес буржуазных экономистовтого времени к категории «человеческих агентов производства» почти пропал и широкоразвернутые до этого исследования пошли на убыль». Известный исследователь историиразвития экономической мысли М. Блауг пишет, что Маршалл «убил тот интереск данной проблеме, который неуклонно развивался за рамки основного направленияортодоксальной экономической науки. Он отверг идею о человеческом капитале какнереалистичную, и считается, что его судейский авторитет ответственен заувядание этой идеи». Как бы то ни было, но после выхода в свет этого труда А. Маршалла,интерес к изучению человеческого капитала значительно снизился, и практическиникаких значимых исследований в последующее время не проводилось.
В 30-е и 40-е годы XX столетия, в период процветания кейнсианской теории, лишьсотрудник Гарвардского университета Дж. Уолш в 1935 году в статье«Применение концепции капитала к человеку» провел исследование по вопросу отом, являются ли образование и профессиональные навыки человека капиталом, и,если да, то приносит ли он прибыль? Результатом вычислений, основанных настатистических данных о расходах на образование и будущих доходах в зависимостиот его уровня, стал вывод о том, что «инвестирование в профессиональные навыкии материальный капитал происходит одинаково. В пределах этого диапазона концепциякапитала может применяться к человеку» [4, c. 15].
В современном виде теория человеческого капитала сформировалась вконце 50-х – начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в ее современном видепринадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовал статью «Формированиекапитала образования», где были сформулированы основные положения теории человеческогокапитала. Почти в то же самое время разработкой основ теории человеческогокапитала занимался Г. Беккер. В 1962 году увидела свет его статья «Инвестициив человеческий капитал», а в 1964 году был опубликован фундаментальный труд подназванием «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В 1992году Г. Беккер был удостоен Нобелевской премии по экономике за «распространениесферы микроэкономического анализа на целый ряд аспектов человеческого поведенияи взаимодействия, включая нерыночное поведение». Именно в своем современнозвучании теория человеческого капитала трактует человеческие способности каккапитал, применяя неоклассический анализ не только к экономическим, но и ксоциальным аспектам деятельности человека [15, c. 36].
Становление теории человеческого капитала как самостоятельного течениямировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление внимания внастоящее время.
Исследователи, которые начали разрабатывать теорию человеческого капиталав ее современном виде: Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минцер, Б. Вейсброд,Л. Туроу, У. Боуэн, М. Фишер, Дж. Вэйзл.
Оценка поведения человека с единых позиций экономического подходак человеческому поведению позволила определить человеческий капитал как «…мерусформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей икачеств, которые при целесообразном использовании приводят к роступроизводительности труда и доходов». Используемая модель человека позволяетклассикам трактовать поведение человека в отношении собственных способностей, знанийи навыков как рациональное, т.е. в течение жизни человек стремиться к повышениюуровня доходов, который достигается путем инвестиций в образование, здравоохранение,подготовку на производстве, миграцию, информационный поиск, рождение и воспитаниедетей.
В рамках теории признается, что формирование человеческогокапитала подобно накоплению физического или финансового капитала и требует отвлечениясредств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов вбудущем.
Особенности современной теории человеческого капитала:
применение экономического подхода к анализу разнообразных явленийчеловеческой деятельности;
переход от анализа текущих показателей жизнедеятельности человекак показателям, охватывающим весь жизненный цикл;
выделение инвестиционных аспектов в поведении агентов на рынке труда;
рассмотрение человеческого времени как основного экономического ресурса[15, c.37].
Фонды человеческого капитала, образующие его определенный запас,существуют потенциально, независимо от того, используются они в данный моментили нет. Фонды преобразуются в активы, если они активно функционируют в производствеи генерируют доходы.
Фонды человеческого капитала:
фонды образования;
фонды подготовки на производстве;
фонд здоровья;
фонд мобильности;
фонд обладания экономически значимой информацией;
фонд воспроизводства человека.
Важное значение в теории человеческого капитала имеет понятие инвестиций.«Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышаетквалификацию и способности и, тем самым, производительность труда рабочих.Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, моленорассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки, осуществляютсяс тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшимпотоком доходов в будущем». К основным видам инвестиций в человеческий капиталотносятся расходы на образование, здравоохранение и мобильность.
Оценка инвестиций в человеческий капитал происходит с помощью внутреннихнорм отдачи. Они подобны нормам прибыли на капитал и позволяют оцениватьэффективность инвестиций в человека, прежде всего в области образования ипроизводственной подготовки.
«Теоретики человеческого капитала исходят из представления, чтопри вложении средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведутсебя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно обычнымпредпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от такихвложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковскимдепозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, чтоэкономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либоо ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределенияинвестиций между различными типами и уровнями образования, а также междусистемой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачисвидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании» [10, c. 7].
Роль и место человека как носителя производительных сил в формечеловеческого капитала в системе сложных общественных отношений не являютсяоднозначными, поскольку он играет различные социальные и экономические роли,выполняет разнообразные функции.
Современная экономика является весьма сложным и неоднозначно трактуемымявлением, используются различные подходы для характеристики и выявления еесущности и основных черт. Можно выделить несколько форм современной экономики,степень обоснованности и разработанности которых различна. На взгляд автора,эти формы в большей степени обусловлены ролью и местом человеческого капитала.
Например, современное общество уже традиционно рассматривается какпостиндустриальное. Одной из характерных черт экономики, соответствующейпостиндустриальному обществу является ведущая роль третичного сектора (сферыуслуг), что проявляется в снижении относительной значимости первичного ивторичного секторов в совокупной рабочей силе развитых стран и в объеме ВНП.
Термин «информационная экономика» был введен в научный оборот американскимисследователем М. Поратом в середине 70-х годов XX века. Им обозначалсякластер отраслей, производящих современные базы данных и средства,обеспечивающие их функционирование и применение. Для информационной экономикиопределяющим производительным ресурсом выступает информация, а в структуре занятыхпреобладают работники умственного труда.
В экономике знания важнейшим производственным ресурсом становитсяне просто информация, а информация, освоенная человеком, т.е. превращенная взнания. Обеспечение роста и конкурентоспособности в рамках экономики знаний обеспечиваетсясозданием, распространением и применением знаний в виде высокотехнологичнойпродукции и услуг. Знания выступают значимым ресурсом для всех отраслей, секторови всех участников экономических процессов.
Таким образом, формирование «экономики знания» связано с тем, чторазличия в экономическом развитии стран в меньшей степени связаны с количествомимеющихся природных ресурсов, а в большей степени связаны со способностьюповышать качество человеческого капитала, т.е. со способностью создавать новоезнание и воплощать его в используемых способах организации и технологиипроизводства. Показателями роста значимости данного параметра является ростдоли нематериальных активов в производительном капитале на мезоуровне и в ВВПна макроуровне [1, c. 91].
Новая экономика представляет собой понятие, трактуемое в начале 80-хгодов XX века как экономика, в рамках которой ведущая роль переходит к производствууслуг, а не материальных товаров в 90-х годах стало обозначать совокупностьотраслей отличающихся наличием высокотехнологичных элементов.
И, наконец, экономика свободного времени формируется в результатетрансформации общества высокой производительности и благосостояния в обществосвободного времени. В этих условиях, жизнь воспринимается как развлечение, аработа служит всего лишь средством для ее организации. Свободное время трактуетсякак экономическое благо, доступ к которому ограничен и которое обладаетопределенной полезностью. Экономика свободного времени характеризуется особойролью деятельности в сферах, обеспечивающих проведение свободного времени ивозрастанием полезности от него. По мнению некоторых исследователей «Основой развитиячеловечества может быть только создание достаточного количества материальных идуховных благ в натуральной форме (включая и благо «свободное время»)». Следовательно,для занятия всеми видами деятельности, включая как трудовую, так и досуговуютребуется развитый человеческий капитал.
Таблица 1.1 – Связь форм современной экономики и оценки роли местачеловеческого капиталаФормы современной экономики Подход к оценке роли и места человеческого капитала 1 2 Экономика, соответствующая постиндустриальному обществу Оценка роли и места человеческого капитала проистекает от качественно нового характера человеческой деятельности и возрастания ее значимости в рамках сферы услуг Информационная экономика Отличительными особенностями информационной экономики является то, что определяющим производительным ресурсом здесь выступает информация в том или ином виде, а в структуре занятых преобладают работники умственного труда, поскольку информационные ресурсы – непосредственный продукт интеллектуальной деятельности. Предполагается особая характеристика производительных способностей человека, образующих фонды человеческого капитала Новая экономика В новой экономике складывается ситуация, в которой наряду с ростом значения такого фактора как человеческий капитал, представляемого в моделях экономического роста как нематериализованный технический прогресс, значение материализованного материально-технического прогресса отнюдь не уменьшается. Однако материализованный технический прогресс базируется на активном участии человеческого капитала Экономика свободного времени Предпосылкой для формирования и развития экономики свободного времени является высокоразвитое производство товаров и услуг, базирующееся, в числе прочего, на состоянии такого ресурса как человеческий капитал. Экономика свободного времени базируется на высоком уровне развития человеческого капитала, позволяющего получать сравнительно высокую полезность от свободного времени Экономика знания или экономика, основанная на знаниях Место и роль человеческого капитала определяются возможностями его носителя формировать новые знания и на их основе создавать материальные и нематериальные ценности. Интеллектуальная экономика Поскольку интеллектуальный капитал непосредственно связан с человеческим капиталом, то их формирование связано с определенными инвестициями. В так называемой интеллектуальной экономике упор делается на интенсивные инвестиции в человеческий капитал и в информационные технологии /> /> />
С определенной точки зрения все отмеченные выше формы современной экономикиможно рассматривать как проявления экономики человеческого капитала, посколькув любой из этих форм основным ресурсом выступает наличие человеческих способностейк получению информации, переработке ее в знания и использовании его в производительнойдеятельности и в рамках свободного времени. В настоящее время это проявляется врамках всех профессиональных групп, в частности, в США квалифицированные рабочиесоставляют примерно 50% работающего населения, а в Германии – 45%.
Подробная классификация возможных видов человеческого капитала данав статье Смирнова В.Т. и Скобляковой И.В. (Орловский государственныйтехнический университет). Они выделяют:
капитал здоровья;
трудовой капитал;
интеллектуальный капитал;
организационно-предпринимательский капитал;
культурно-нравственный капитал;
социальный капитал;
бренд-капитал;
структурный капитал;
организационный капитал [16, c. 15].
Дляхарактеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества)используется система показателей. Это показатели интегральные, частные,социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
ААкулин отмечает, что полная динамика затрат и результатов позволяет определитьобъективную стоимость – цену человеческого капитала по различным видам труда.Пользуясь этими ценами можно определить объективную стоимость человеческогокапитала, так же как стоимость капитала и труда.
Стоимостьчеловеческого капитала экономисты определяют как на макро – так и намикро-уровнях.
Микроуровень– это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. Аименно:
повышениеквалификации уже принятых работников;
медицинскоеобследование;
оплатабольничных листов нетрудоспособности;
затратыпо охране труда;
добровольноемедицинское страхование, оплаченное фирмой;
оплатамедицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
благотворительнаяпомощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, чтодоход, получаемый при этом будет выше, чем произведённые затраты.
Намакро-уровне мы рассматриваем социальные трансферты, оказываемые населению, какв натуральной, так и в денежной форме, а также льготное налогообложение,которое является целевыми затратами государства. К таким затратам относятся изатраты домашних хозяйств на сохранение и восстановление человеческогокапитала.
Экономистыдают и другое определение человеческому капиталу:
Величиначеловеческого капитала, есть приведенная к данному моменту посредством дисконтирования,сумма всех ожидаемых доходов от труда.
Накоплениечеловеческого капитала состоит из определённых затрат человека (семьи, фирмы,государства) направленных:
наподдержание здоровья;
наполучение общего или специального образования;
напоиск работы;
напрофессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
миграциюпо зависимым и независимым от человека причинам;
рождениеи воспитание детей;
поискприемлемой информации о ценах и заработках и т.п.
Общепринято,что для расчета экономической эффективности вложений средств в человеческийкапитал необходимо учитывать жизненно важные показатели, характеризующиесоциально-экономическую обстановку в стране (регионе). Таким показателемвыступает ВВП для страны в целом или ВРП – для региона.
Таким образом, состояние человеческого капитала определяетсущность форм современной экономики как таковых, а также их специфику в рамкахотдельных стран, что влияет, в числе прочего, на экономический рост и конкурентоспособностьнациональных экономик.2. Проблемы формирования и накопления человеческого капитала
Интенсификация инновационных процессов в экономике, широкоераспространение информационных и компьютерных технологий, интеллектуализациятруда, глобализация экономической активности приводят к неизбежнойтрансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влиянияего активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс егоформирования, накопления и условия эффективной практической реализации.Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования исаморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристикчеловеческого капитала. Если ранее основное значение для экономическогоразвития имела образовательная составляющая человеческого капитала, то насовременном этапе она трансформируется и включается в механизм воздействиячеловеческого капитала на экономическое развитие посредством его инновационнойкомпоненты.
Существует корреляционная зависимость между различными составляющимичеловеческого капитала. Так, например, состояние здоровья как важнейшегокапиталообразующего актива связано не только с внешними факторами, но и суровнем образования, культуры, мотивационными и ценностными установками и т.д. Следуетотметить, что затраты на охрану и укрепление здоровья не накапливаются, авыступают как часть текущих затрат, осуществляемых с целью воспроизводствачеловеческого капитала определенного качества и поддержания нормальнойжизнедеятельности его носителя – человека.
В современных условиях актуализируется значимость развития сферы культурыв подготовке к функционированию человеческого капитала, усилении социальноймобильности человека, формировании его нравственных, эстетических потребностей,становлении и развитии личности [9, c. 14].
Исследование человеческого капитала как совокупности взаимосвязанныхи взаимодополняемых компонентов, каждому из которых соответствует определенныйвид инвестиций, позволяет обосновать необходимость комплементарности инвестицийв сфере воспроизводства человеческого капитала, а также выдвинуть гипотезу овозникновении внутреннего синергетического эффекта как результата взаимовлияниянакопления различных его активов.
Анализ реальных процессов воспроизводства человеческого капитала вразвитых странах показывает, что государство, являясь одним из главных его субъектов,осуществляет вложения колоссальных ресурсов в формирование и развитиенационального человеческого капитала. В отличие от других субъектов, оно вбольшей мере заинтересовано в повышении его количественных и качественныхпараметров, поскольку именно высококвалифицированные работники и успешныепредприниматели являются гарантом достижения высокой экономическойэффективности, что ведет к увеличению объемов общественного производства и вцелом к экономическому росту. С этих позиций человеческий капиталрассматривается как объект перспективных и чрезвычайно важных инвестиций,обладающих свойствами не только внутреннего синергетического, но и внешнегоэффектов. При этом внешние эффекты, производные от накопления человеческогокапитала, находят свое отражение на микро-, макро- и мегауровнях развитияэкономики.
Интенсивное накопление человеческого капитала предполагает необходимостьопределенных затрат, осуществляемых на различных уровнях общественной иерархии,направленных на активизацию производительных и предпринимательских способностейчеловека, преумножение его производственных возможностей посредством расширенияфункций и увеличения трудового и предпринимательского потенциала путемсохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья,получения высококачественного образования, непрерывного приобретения знаний,профессионального и общекультурного совершенствования.
В качестве важнейшей предпосылки формирования и накопления человеческогокапитала выступает инвестирование в его активы как целенаправленный процессвложений в человека с целью совершенствования его качественных характеристик иформирования потенциальных способностей приносить доход. Преумножение активовчеловеческого капитала в значительной мере зависит от социально-экономическойсреды и системы институтов, воздействие которых способно стимулировать либозамедлять развитие тех или иных производительных и предпринимательскихспособностей, качественных характеристик работников, оказывать влияние нанаучно-образовательный, профессиональный уровни населения, мотивы и стимулытрудовой и предпринимательской деятельности, состояние физического,психического и социального здоровья человека, возможности его адаптации кизменяющимся условиям как потенциальной способности преобразования человека иобщества в целом [9, c. 16].
Отметим, что отдача от инвестиционных вложений в человеческий капиталзависит, во-первых, от его объема и качественных характеристик, во-вторых, отвоздействия совокупности факторов, относящихся преимущественно к спросу на труди предпринимательские способности (обеспечение институциональных исоциально-экономических условий для эффективной практической реализациинакопленного человеческого капитала; распределение отдачи от него междусубъектами экономической деятельности; наличие материальной базывоспроизводства человеческого капитала, а также отлаженного механизма передачинакопленного опыта, интенсивного обмена полученной информацией но рационализациитрудовой и предпринимательской деятельности).
Наряду с необходимостью обеспечения эффективной реализации накопленногочеловеческого капитала важное значение, по мнению автора, имеет степеньотлаженности рыночного мотивационного механизма, коррелирующего уровень оплатытруда с образовательно-квалификационным и интеллектуальным потенциаломработников и активизирующего систему стимулов к инвестированию в человеческийкапитал.
С изменением ролитрудовых ресурсов в процессе создания добавленной стоимости пересматривается иважность инвестиций в развитие трудовых ресурсов экономики. С экономическойточки зрения, инвестиции в человеческий капитал – это затраты, произведенные всоциальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующиеросту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом.Поэтому общепринято использовать в анализе эффективности таких инвестицийпоказатели социально-экономического развития страны или региона.
Данный видинвестиций неоднороден по своему составу и конкретизируется по видам затрат. Вэкономической литературе состав инвестиционных расходов отличается, хотя обычновключает три вида:
-  расходы на образование,включая общее, специальное, подготовку на рабочем месте, повышениеквалификации;
-  расходы на медицинскоеобслуживание, создание бытовых условий и улучшение среды обитания, которыеудлиняют срок жизни и повышают работоспособность;
-  расходы на поддержаниемобильности трудовых ресурсов, что обеспечивает их перемещение к метупотребности в них [6, c. 61].
Такимобразом, инвестиции в капитал здоровья являются базой для человеческогокапитала вообще, так как продлевают трудоспособный отрезок жизни человека и,таким образом, замедляют физический износ человеческого капитала. Намакроэкономическом уровне исследования здоровья как экономической категориииспользуется специальный термин общественное здоровье (Public Health as a resource) – медико-социальныйресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и болеепроизводительные трудовые ресурсы. В литературе рассмотрен и процесс моральногостарения накопленного научно-образовательного потенциала. Данный вид износазамедляется посредством инвестиций в переобучение и повышение квалификации.
Эффект отинвестиций в капитал культуры для общества имеет, прежде всего, социальныйхарактер: формирование культуры является условием любой профессиональнойподготовки в будущем, создает предпосылки для социальной мобильности человекаили социальной группы, передает культурное достояние общества из поколения впоколение. Вместе с тем, в сфере культуры, безусловно, возможна реализацияпроектов, приносящих коммерческую выгоду инвестору. Существуют и исследования,подтверждающие зависимость эффективности труда человека от его предпочтений,мировоззрения, общего уровня его культуры.
По сложившейся в экономической теориитрадиции разграничивают труд и капитал выделяют в два самостоятельных фактораобщественного производства. Человеческому капиталу в определенной степениприсущи черты и первого и второго. Труд является непосредственным процессомиспользования человеческого капитала. Так же как и основной капитал,человеческий капитал изнашивается, амортизируется, подвержен влияниюнаучно-технического прогресса. Для него характерен закон снижающейся предельнойотдачи: по мере роста знаний и навыков каждое следующее приращениечеловеческого капитала делает все меньший вклад в увеличениепроизводительности. Совокупный потенциальный эффект от наращиваниячеловеческого капитала в процессе образования сокращается с уменьшениемпредстоящего периода трудовой деятельности, а альтернативные издержки растут помере роста доходов. Вместе с тем, в отличие от основного капитала, наэффективность использования человеческого капитала влияет субъективный факторпсихофизиологических свойств и личностных мотиваций конкретного работника. Чтокасается основного капитала, то продуктивность его использования зависит отквалификации и работоспособности персонала предприятия. Поэтому экономическаятеория рассматривает вопрос инвестиционного поведения работодателя в отношенииинтеллектуального потенциала работников как источника экономической эффективности.
Основоположниками современной теориичеловеческого капитала считаются Нобелевские лауреаты Г. Беккер и Т. Шульц.Методология их исследований отличается тем, что разнообразные аспектычеловеческой жизни, ранее являвшиеся предметом изучения других дисциплин,исследуются с применением сугубо экономических понятий, таких как редкость,цена, альтернативные издержки и т.п. Например, Г. Беккер рассчитал экономическуюэффективность образования путем сопоставления выгод от получения образования иего издержек. Для определения чистой выгоды от образования из пожизненных доходовлиц, окончивших колледж, вычитались пожизненные заработки лиц, получившихсреднее образование. Основной статьей издержек образования в подходе Г. Беккераявляются издержки упущенной выгоды, то есть доход, недополученный человеком загоды учебы. Отношение чистых доходов образования к его издержкам, по подсчетам Г. Беккера,в среднем дает рентабельность, на 10–15% превышающую рентабельность большинствафирм [6, c. 62].
В странах бывшего СССР экономическийанализ образования впервые выполнил С. Струмилин. На базе статистики концаXIX – начала XX вв. он дал количественную оценку факторов образования,рассмотрев вклад различных ступеней образования в бюджет государства и бюджетработника. Как и Г. Беккер, С. Струмилин определял издержки наобразование через потери заработка, рассчитал рентабельность образования дляотдельного человека и общества в целом.
Один из ключевых тезисов теориичеловеческого капитала состоит в том, что в условиях информационного обществачеловеческий капитал является важнейшим фактором воспроизводства национальногобогатства и его необходимым элементом. Т. Шульц на примере экономики СШАдоказал, что доход от инвестиций в человеческий капитал больше, чем отинвестиций в физический капитал. Отсюда следует вывод, что странам с низкимуровнем реализации человеческих возможностей и низкими доходами особенно важноосуществлять инвестиции в здравоохранение, образование и науку. Количественныйанализ значительных массивов статистической информации с использованием экспертныхкомпьютерных систем обеспечил практическую значимость исследованийпредставителей теории человеческого капитала.
Можно заключить, что общий подходрассматриваемой теории к оценке инвестиций в человеческий капиталметодологически однотипен оценке эффективности инвестиций в другие видыактивов, прежде всего в основные производственные фонды. Вместе с тем, приболее подробном исследовании данного вопроса приходится преодолеватьопределенные методологические затруднения. Они связаны, во-первых, с невозможностьюоднозначного определения номенклатуры затрат, классифицируемых как инвестиции вчеловеческий капитал; во-вторых, с разнообразием результатов профессиональнойдеятельности трудовых ресурсов; в-третьих, с наличием продолжительного лагамежду вложением средств и получением результата; в-четвертых, с трудностьюопределения, какие результаты соответствуют конкретным вложениям, учитывая, чтов масштабе национальной экономики процессы вложения капитала в отрасли социальнойсферы и процессы получения отдачи от этих инвестиций непрерывны; в-пятых, сдифференциацией отдачи капитала образования в зависимости от территории, стажаработы и прочих, непосредственно не относящихся к обучению факторов. Нужнотакже учитывать, что затраты на образование являются производительным капиталомв том случае, если содержание приобретенных человеком знаний соответствуетспросу на рынке труда, другими словами, «соблюдается количественное икачественное соответствие между структурными характеристиками совокупнойрабочей силы и объективными потребностями общественного производства».
Такимобразом, процесс воспроизводства человеческого капитала как части национальногобогатства страны невозможен без соответствующих инвестиций. На микроуровнеинвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, какповышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности;затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченноефирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;благотворительная помощь социальным институтам и т.п. [4, c. 81].
На макроуровне рольинвестиций выполняют, во-первых, затраты домашних хозяйств на сохранение и восстановлениечеловеческого капитала, во-вторых, государственные социальные трансферты и социальныеналоговые льготы.
Отраслисоциальной сферы выступают механизмом воспроизводства и амортизациичеловеческого капитала, который в цивилизованном мире признается частьюнационального богатства и важнейшим фактором экономического роста. Инвестиции вчеловеческий капитал помимо социальных эффектов всегда предполагают стоимостнойэффект для лица, их осуществляющего. Для работника мотивацией к поддержаниюздоровья и получению образования и формированию профессиональных навыковявляется дифференциация его доходов. Для фирмы, вкладывающей деньги в развитиеперсонала, речь идет о повышении производительности труда. Для общества в целомэффект выражается в поддержании конкурентоспособности национальной экономики иросте ВВП.
3. Проблема человеческого капитала в белорусской экономике
Повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграцияв мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед странами спереходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриальногообщества в условиях глобализации превращает инновации в главный факторконкурентоспособности.
Оценимдинамику инвестиций в человеческий капитал на основе изучения динамики расходовна образование.
Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможностьнормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднееобразование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся науровне 5–7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждойстраны. В качестве примера можно посмотреть значения этого показателя по рядуразвитых стран (табл. 3.1).
Таблица 3.1 – Государственные расходы на образование, %Страна Государственные расходы на образование К общему объему государственных расходов К ВВП Россия 12,0 3,6 Австралия 16,6 5,0 Австрия 10,8 6,0 Германия 9,7 4,6 Италия 9,9 4,9 Канада 12,5 6,5 США 15,2 н.д. Финляндия 12,8 6,6 Швейцария 13,0 5,4 Швеция 12,8 7,2 Япония 10,7 3,6
Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том,достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходовопределяется от разных по странам величин государственных расходов и ВВП. Темне менее, приведенные показатели имеют не очень значительный разброс, что можетсвидетельствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определениигосударственных расходов на образование.
В то же время объемы выделяемых образованию государственныхсредств практически повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенномсмысле можно представить как постоянно действующий фактор – недостатокресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источникии формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.
Охарактеризуем порядок финансирования образования в Республике Беларусь.
В последние годы отрасль образования из государственного бюджета получалалишь 60–70% необходимых для развития средств (табл. 1.4). На протяжениипоследних лет сумма бюджетных ассигнований на содержание учреждений образованияне превышала 7% от ВВП, что значительно ниже уровня, определенного законом обобразовании (не ниже 10%) и недостаточно для решения существующих проблем вобразовании и проведения намеченных мероприятий по его преобразованию всоответствии с требованиями устойчивого развития экономики страны. Выделяемыесредства не покрывают всех затрат, увеличивающихся намного большими темпами,чем доходная часть бюджета, и не позволяют решать назревшие в отрасли проблемы,и в первую очередь – технического оснащения учебных заведений, обновления ирасширения их материально-технической базы. Улучшить финансовое положение отраслимогли бы внебюджетные источники. Однако они занимают небольшой удельный вес вобщем объеме финансирования, что объясняется отсутствием экономической базы длясоздания развитой сети благотворительных фондов, развития меценатства испонсорства.

Таблица 3.2 – Государственные расходы на образование в РеспубликеБеларусь, % к ВВПГод Значение 1990 4,9 1995 6,8 1996 6,2 1997 6,5 1998 6,5 1999 6,4 2000 6,4 2001 6,5 2002 6,3 2003 6,1 2004 6,0 2005 6,2 2006 6,0 2007 5,7 2008 5,1 2009 4,9
Таким образом, на протяжении всего анализируемого периода расходына образование в Беларуси не приближались к 10% ВВП. Максимальное значение былодостигнуто в 1997,1998 и 2001 годах – 6,5%, по итогам 2009 года на образованиебыло затрачено лишь 4,9% ВВП.
Структура государственных расходов на образование в 2008–2009годах представлена в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Государственные расходы на образование, млрд. руб.Статья расходов 2008 2009 Отклонение Темп роста, % Дошкольное образование 10,6 14,7 4,1 138,7 Общее среднее образование 18,6 44,3 25,7 238,2 Профессионально-техническое образование 15,9 28,9 13,0 181,8 Среднее специальное образование 291,0 387,5 96,5 133,2 Высшее и послевузовское образование 819,3 1156,6 337,3 141,2 Повышение квалификации и переподготовка кадров 51,0 71,3 20,2 139,8 Внешкольное воспитание и обучение 16,9 26,8 9,9 158,6 Прикладные научные исследования и научные программы 18,3 20,0 1,7 109,3 Прочие вопросы 36,6 24,6 -12,0 67,2 Итого 1278,2 1774,8 496,6 138,9
Итак, сумма расходов республиканского бюджета на дошкольное образованиев 2008 году составила 10,6 млрд. руб., в 2009 году – 14,7 млрд. руб., увеличившисьна 4,1 млрд. руб. или на 38,7%. Расходы на общее среднее образование по итогам2009 года составили 44,3 млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущимгодом на 25,7 млрд. руб. или на 138,2%. Расходы бюджета напрофессионально-техническое образование в 2008 году составили 15,9 млрд. руб.,в 2009 году – 28,9 млрд. руб., увеличившись за год на 13 млрд. руб. или на 81,8%.Затраты на среднее специальное образование по итогам 2009 года составили 387,5млрд. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 96,5 млрд. руб. илина 33,2%. Расходы на высшее и послевузовское образование в 2008 году составили819,3 млрд. руб., в 2009 году – 1156,6 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на337,3 млрд. руб. или на 41,2%. Расходы бюджета на повышение квалификации ипереподготовку кадров по итогам 2009 года составили 71,3 млрд. руб., чтопревысило аналогичный показатель 2008 года на 20,2 млрд. руб. или на 39,8%.Расходы на внешкольное воспитание и обучение в 2008 году составили 16,9 млрд.руб., в 2009 году – 26,8 млрд. руб., увеличившись за 2009 год на 9,9 млрд. руб.или на 58,6%. Расходы бюджета на прикладные научные исследования и научныепрограммы в 2008 году составили 18,3 млрд. руб., в 2009 году – 20 млрд. руб.,увеличившись на 1,7 млрд. руб. или на 9,3%. Прочие расходы в областиобразования в 2008 году составили 36,6 млрд. руб., в 2009 году – 24,6 млрд.руб., снизившись на 12 млрд. руб. или на 32,8%. Общая сумма расходовреспубликанского бюджета на образование в 2008 году составила 1278,2 млрд.руб., в 2009 году – 1774,8 млрд. руб., увеличившись на 496,6 млрд. руб. или на38,9%.
В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политикав области финансового обеспечения образования будет направлена на:
сохранение прямого бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения внебюджетных средств методамиэкономического стимулирования;
развитие платных услуг в сфере образования;
введение в практику образовательного кредита;
разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйстваподготовки для них кадров необходимых специальностей;
поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых наобразование.
В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различныхуровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся истудентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.
Принимаются последовательные меры по совершенствованию правовогорегулирования общественных отношений в сфере образования. Только за последниегоды в дополнение к закону «Об образовании» были приняты законы «Опрофессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностямипсихофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднемобразовании», «О высшем образовании». Накопленный опыт законотворческойдеятельности в образовательной сфере позволил успешно решить такую масштабнуюзадачу, как создание Кодекса Республики Беларусь об образовании. В настоящеевремя завершается работа по его подготовке для рассмотрения Палатойпредставителей Национального собрания Беларуси во втором чтении. Проект кодексане только сохраняет все наиболее важные достижения национальной системыобразования и учитывает мировые тенденции, но и, что очень важно, задаетпараметры и направления развития отрасли на долгосрочную перспективу [14, c. 51].
Отвечающее современным требованиям законодательство в сфере образования,стабильное бюджетное финансирование позволяют успешно решать вопросыматериального, кадрового и учебно-методического обеспечения отрасли. В нашейсистеме приняты и неукоснительно выполняются десять социальных стандартов.
Последовательно укрепляется материальная база учреждений образования.За последние пять лет в стране введено свыше 200 образовательных объектов. Это49 новых школ, 30 дошкольных учреждений, учебные и лабораторные корпуса, жилыедома для детей-сирот, общежития и другие важные для отрасли объекты.
С 2009 года по поручению главы государства реализуется такойсоциально важный проект, как строительство в Минске студенческой деревни. К2012 году в столице планируется построить 8 студенческих общежитий почти на 9тыс. мест. Уже построено общежитие на 1030 мест для студентов Белорусскогогосударственного университета.
Поддерживается на должном уровне и имеющаяся материальная база. Запоследние пять лет капитально отремонтировано более 2 тыс. объектов образования.Только в текущем году на реконструкцию и ремонт учреждений отраслизапланировано израсходовать свыше 460 млрд. рублей.
Укрепляется учебно-методическая база учреждений образования. Информационно-коммуникационныетехнологии в образовательном процессе – это не далекое будущее, а настоящее.
Современными компьютерами оснащены все объекты образования,ведется последовательная работа по созданию и использованию в учебном процессепрограммного электронного продукта, в течение 2011 года планируется завершитьподключение наших учреждений к широкополосному доступу в Интернет.
Национальная система образования полностью удовлетворяет потребностиэкономики в кадрах. За 2006–2010 годы для народного хозяйства подготовленоболее 750 тыс. рабочих, специалистов и служащих, в том числе с профессионально-техническимобразованием – 236 тыс. человек, со средним специальным образованием – 216тыс., с высшим образованием – 302,2 тыс. Только в 2010 году выпуск изучреждений профессионального образования составил свыше 150 тыс. человек.
Такие результаты стали возможны во многом благодаря проведеннымструктурным преобразованиям в системе профобразования. На смену ПТУ итехникумам в системах профессионально-технического и среднего специальногообразования пришли профессиональные лицеи и колледжи. В системе высшегообразования институты уступили место учреждениям образования университетскоготипа. Обеспечена преемственность всех уровней профессионального образования[14, c.53].
В настоящее время свыше 90% учрежденийпрофессионально-технического образования функционируют как многопрофильные.Большинство профессий являются интегрированными, благодаря чему 75% выпускниководновременно получают две и более специальности. Приоритет отдается подготовкекадров с повышенным уровнем квалификации. В 2010 году их доля в общемколичестве выпускников составила около 25% (в 2009-м – 23%). С учетомпотребностей отраслей экономики в системе среднего специального образованияначалась подготовка рабочих по профессиям инновационной сферы.
Характерной особенностью развития высшей школы является переход кмассовому высшему образованию. Подготовку специалистов с высшим образованиемобеспечивают 45 государственных и 10 высших учебных заведений частной формысобственности. Численность студентов вузов превысила 430 тыс. человек, апоказатель количества студентов на 10 тыс. населения достиг 454 человек (в 2006-м– 393). Высшие учебные заведения обеспечивают подготовку специалистов по всемнаправлениям экономики и социальной сферы страны. В настоящее время это 15профилей, более 400 специальностей и свыше 1000 специализаций. За последниегоды с учетом потребностей инновационного развития страны почти на 40%произошло их обновление.
Приоритет отдается подготовке специалистов для предприятий машиностроения,энергетики, строительства и архитектуры, сельского хозяйства. Особое вниманиеуделяется вопросам подготовки специалистов для внешнеэкономической деятельностии со знанием разговорного иностранного языка.
За последние годы в вузах открыты такие специальности, как«строительство тепловых и атомных электростанций», «паротурбинные установки атомныхэлектрических станций» (БНТУ) «физика. ядерная физика и технологии» (БГУ),«радиационная химия» (БГУ), «ядерная и радиационная безопасность» (МГЭУ имени Д. Сахарова),«электронные системы контроля и управления на АЭС» (БГУИР), «нанотехнологии инаноматериалы в электронике» (БГУИР), «транспортная логистика», «микро- инанотехника», «компьютерная мехатроника» (БНТУ), «туризм и природопользование»(БГТУ), возобновилась подготовка по специальности «технология и оборудованиеторфяного производства» (БНТУ), «прикладная информатика» и «аэрокосмическиерадиоэлектронные и информационные системы и технологии» (БГУ) [14, c. 54].
Появляется все больше специальностей, ведущих к получению одновременнодвух квалификаций, что обеспечивает лучшие возможности для трудоустройствавыпускников.
Качественные изменения произошли и в содержании профессиональногообразования. Состоялся переход на новое поколение образовательных стандартов иучебно-программной документации в системах профессионально-технического исреднего специального образования, в системе высшего образования этот процесснаходится в стадии завершения.
Достижение высокого качества подготовки специалистов возможно толькона основе интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности.
В этих целях создаются необходимые условия для формирования у студентовнавыков исследовательской деятельности, работы в научных коллективах. Вчастности, количество студенческих научно-исследовательских лабораторий с 2005года увеличилось почти в два раза и достигло 98, вырос и объем ихфинансирования. Число студентов, занимающихся всеми формами НИРС, увеличилосьпо сравнению с 2005 годом в 1,4 раза. В 1,7 раза возросло количествопубликаций, подготовленных с участием студентов.
На 40% увеличилось количество докладов, сделанных студентами наконференциях различного уровня. Выросло и количество научных работ, представляемыхстудентами на республиканский конкурс (в 2009 году – 3970, в 2005 году – 2807).
Такая организация образовательного процесса позволяет формироватьу будущих специалистов качества, востребованные в современном мире: социальнуюи профессиональную мобильность, способность и готовность к непрерывномуобучению и самообучению, умение работать в команде.
Пристальное внимание уделяется решению вопросов и принятию необходимыхмер по организации непрерывного профессионального обучения кадров. В текущемгоду профессиональную подготовку, переподготовку, стажировку, повышениеквалификации, курсы целевого назначения планируется провести для более чем 550тыс. человек. Существенно расширился перечень специальностей переподготовки,профилей (направлений) образования, по которым осуществляется повышение квалификациикадров (это более 5,5 тыс. профессий, 437 специальностей, 81 направлениеобразования). Дальнейшее развитие получило повышение квалификации руководителейи специалистов, работающих в сфере бизнеса, внешнеэкономической деятельности,информационной безопасности.
Инновационное развитие глобального здравоохранения на основе научныхдостижений и внедрения новых эффективных технологий профилактики, диагностики илечения заболеваний обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядкови стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современным возможностяммедицины и уровню качества, соответствующего международному. Не случайно XXIстолетие декларировано веком биомедицинских наук.
/>
Рисунок 3.1 – Расходы на здравоохранение за счет средств бюджета,млрд. руб.
Разработанный Министерством здравоохранения Беларуси в соответствиис этим постулатом отраслевой план мероприятий по проведению в 2010 году Годакачества способствует позитивным преобразованиям в здравоохранительной системе,в полной мере отвечает потребностям населения, основывается на взаимнойответственности медицинских работников и граждан за состояние здоровья, способствуетулучшению финансового обеспечения отрасли, повышению качества и доступностимедицинской помощи, а также усилению ее профилактической направленности. Здоровьенаселения определяется в нашей стране как основа национальной безопасности государства,поэтому забота о здоровье народа стала в Беларуси приоритетным направлением бюджетныхассигнований.
Благодаря принимаемым Президентом и правительством мерам удалосьдобиться роста финансирования расходов на здравоохранение, которое ежегодноувеличивается в абсолютном выражении [18, c. 65].
Ежегодное увеличение расходов на здравоохранение позволяетвнедрять в нем высокие технологии на республиканском и областных уровнях, переоснащатьорганизации здравоохранения, доводить обеспеченность областных больницматериально-техническими ресурсами и специалистами до уровня, соответствующегодостигнутому в республиканских научно-практических центрах, реализоватьмероприятия Национальной программы демографической безопасности РеспубликиБеларусь, Президентской программы «Дети Беларуси», программы развитияздравоохранения страны и других государственных программ, а также развитияпервичной и неотложной медицинской помощи, обеспечения и наращивания объемовспециализированной медицинской помощи.
/>
Рисунок 3.2 – Норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранениена одного жителя, руб.

Система здравоохранения Беларуси продолжает реализацию комплексамер по сохранению и укреплению здоровья граждан: интенсифицирована работа по модернизации,реконструкции, техническому переоснащению организаций здравоохранения ивнедрению высоких медицинских технологий, что позволило создать достойныеусловия труда медработников.
Особо следует отметить проведенную работу по реконструкции республиканскихмедицинских центров, завершение реконструкции и переоснащения жизненно важныхотделений операционного и реанимационного профиля, родильных домов и отделений,ремонту и переоснащению учреждений здравоохранения в сельской местности.
В Беларуси проходит оснащение реабилитационных организаций здравоохранения(отделений) тренажерами и другим специальным оборудованием для физическойреабилитации. Проводится поэтапная подготовка и переподготовка по медицинскойэкспертизе и медицинской реабилитации (в соответствии с потребностями регионов)врачей-стажеров.
Продолжена разработка новых и совершенствование имеющихся технологиймедицинской реабилитации в соответствии с развитием специализированной ивысокотехнологичной медицинской помощи населению и внедрение их на всех этапахи уровнях ее оказания. Создана развернутая база данных на электронных носителяхперсонифицированного учета инвалидов по каждой категории инвалидности.Разработаны и изданы брошюры и их компьютерные варианты с обучающимипрограммами для больных и инвалидов на домашнем этапе медицинской реабилитации.
По результатам выполнения проекта «Создание центра компетенции вобласти радиационной онкологии» эксперты МАГАТЭ провели международный аудитобеспечения качества в радиационной онкологии, задачей которого являлись анализи оценка качества всех составляющих процесса лучевой терапии.
В настоящее время осуществляется переход на модель хозяйствования,в которой преимущество отдается развитию медицинской помощи, оказываемой вамбулаторных условиях как менее затратному и наиболее востребованному виду ееоказания.
Увеличивается финансирование амбулаторно-поликлинических организаций.Так, в 2009 году на оказание амбулаторно-поликлинической помощи было направленодо 35% общей суммы средств на здравоохранение, тогда как в 2006 году этотпоказатель составлял только 21%. В 2010 году планируется направить до 40% всегообъема финансирования здравоохранения на амбулаторно-поликлиническую помощь.
Поставленные задачи по развитию отрасли здравоохранения, являющиесяприоритетом социальной политики в Беларуси, не могут быть решены безвысококвалифицированных кадров с соответствующей оплатой труда. В отраслипродолжена работа по совершенствованию и увеличению оплаты труда как составнойчасти системы мотивации работников здравоохранения, в том числе по поиску ивыбору эффективных форм и систем заработной платы, позволяющих установитьзависимость оплаты от результатов труда работника.
Наравне с экономической мотивацией работников здравоохранения необходимопривлечение нематериальных стимулов и методов повышения эффективности их труда,от чего определяющим образом зависит уровень качества, доступности исвоевременности квалифицированной медицинской помощи.
Первостепенным является возрождение врачебной культуры и престижапрофессии врача и медицинской сестры. Врачебный гуманизм и неравнодушие кпациенту не могут подкрепляться лишь материальным вознаграждением за труд, а вомногом и вовсе не определяются уровнем его оплаты. Создание в коллективеатмосферы, базирующейся на желании помочь пациенту, стремлении к постоянномупрофессиональному совершенствованию, которые основаны на признании и поощрениизаслуг работников, является сложной, но решаемой задачей для каждого руководителяи профсоюзных организаций работников здравоохранения [18, c. 66].
Системные преобразования в здравоохранении страны проводятся с учетомНациональной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларусина период до 2020 года, политики Всемирной организации здравоохранения«Здоровье для всех в XXI столетии» и направлены на обеспечение гражданреспублики доступной медицинской помощью высокого качества на всех уровнях.
Приоритетной задачей государства является поддержка семьи,создание условий для полноценной реализации ее основных функций.
При проведении социальной политики большое внимание уделяется созданиюусловий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. С этойцелью государство развивает сеть детских дошкольных учреждений, инфраструктурубыта. Сформирована система социального обслуживания, обеспечивающая оказаниесемьям широкого спектра социально-экономических, психолого-педагогических,социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг.
Специалисты учреждений социального обслуживания осуществляют патронажсемей, выявляют потребности конкретных детей в помощи, оказываютпсихологическую, педагогическую и юридическую, материальную поддержку семьям,оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Законодательством установлены гарантии и льготы в области трудовыхправ, занятости, пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования,обеспечения жильем.
В области трудовых прав это предоставление женщинам-матерям, трудящимсяс семейными обязанностями отпусков по уходу за детьми, дополнительныхоплачиваемых свободных от работы дней, дополнительных гарантий при заключениитрудового договора.
В области занятости государство обеспечивает дополнительныегарантии гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынкетруда, в первую очередь одиноким и многодетным родителям, семьям, воспитывающимдетей-инвалидов.
В области пенсионного обеспечения предусмотрены льготы по снижениювозраста при уходе на пенсию для многодетных матерей, получение государственнойпенсии при потере кормильца.
При обеспечении жильем льготы предоставляются молодым, многодетнымсемьям, семьям при рождении близнецов [3, c. 57].
Льготы имеют малоимущие и многодетные семьи по оплате за содержаниедетей в детских дошкольных учреждениях, за пользование учебниками.
Лицам, имеющим на иждивении троих и более детей в возрасте до 16лет (учащихся до 18 лет), пособие по временной нетрудоспособности выплачиваетсяс первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднедневного(среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы.
Одиноким родителям (опекунам или попечителям), имеющим детей ввозрасте до 18 лет, а также родителям, имеющим троих и более детей в возрастедо 18 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), предоставляется стандартныйналоговый вычет в размере 150 тыс. рублей на каждого ребенка в месяц.
Трудовым кодексом также предусмотрены нормы, направленные на предоставлениевозможности участия в воспитании детей отцу наравне с матерью.
Право матери на дополнительный свободный от работы день в месяц(неделю) распространено на отца, опекуна, попечителя, предусмотрена возможностьразделения этих дней между родителями.
Отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по желанию семьивместо матери предоставляется отцу либо другому родственнику, осуществляющемууход за ребенком.
Работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности иродам, предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпускапо беременности и родам, предоставляемого жене.
Значительное внимание уделяется вопросам повышения уровня материальнойподдержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
Повышены размеры единовременного пособия в связи с рождением первогоребенка до пятикратной величины бюджета прожиточного минимума (БПМ), второго ипоследующих – до семикратной величины БПМ; пособий по уходу за ребенком – до 100%БПМ.
Системой государственных пособий охвачено свыше 440 тыс. детей,что составляет около 25% их общего количества в республике. При этом ежемесячныепособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи,а на детей старше 3 лет – с его учетом. Пособия на детей семьям, воспитывающимребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека илибольного СПИД в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупногодохода на члена семьи. Существенной формой социальной поддержки семей смалолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двухлет жизни.
Право на этот вид помощи имеют семьи, у которых среднедушевой доходв месяц не превышает 100% среднедушевого БПМ.
Семьям при рождении тройни и более детей бесплатное питание для детейпервых двух лет жизни предоставляется независимо от совокупного дохода семьи.Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнеговозраста.
Кроме того, малообеспеченным семьям, воспитывающим несовершеннолетнихдетей, предоставляется государственная адресная социальная помощь в видеежемесячного и единовременного пособий.
Принятые меры по поддержке семьи способствовали как повышениюуровня жизни семей с детьми, так и росту рождаемости, который наблюдается вреспублике с 2004 года [3, c. 58].
Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусьстоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:
эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;
стимулирование развития науки и образования как важнейших предпосылокинновационной активности в стране;
концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследованийисходя из принципов государственной целесообразности, экономической эффективности.
В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрацияинвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволитстране занять достойное место в мире, будет способствовать становлениюбелорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы,укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.
Заключение
капитал человеческий экономия накопление
В заключение работы сделаем следующие выводы.
В современном виде теория человеческого капитала сформировалась вконце 50-х — начале 60-х годов XX века. Роль «первооткрывателя» данной теории в еесовременном виде принадлежит Т. Шульцу, который в 1960 году опубликовалстатью «Формирование капитала образования», где были сформулированы основныеположения теории человеческого капитала. Почти в то же самое время разработкойоснов теории человеческого капитала занимался Г. Беккер. В 1962 годуувидела свет его статья «Инвестиции в человеческий капитал», а в 1964 году былопубликован фундаментальный труд под названием «Человеческий капитал:теоретический и эмпирический анализ». В 1992 году Г. Беккер был удостоенНобелевской премии по экономике за «распространение сферы микроэкономическогоанализа на целый ряд аспектов человеческого поведения и взаимодействия, включаянерыночное поведение». Именно в своем современно звучании теория человеческогокапитала трактует человеческие способности как капитал, применяянеоклассический анализ не только к экономическим, но и к социальным аспектамдеятельности человека.
Становление теории человеческого капитала как самостоятельного течениямировой экономической мысли в начале 60-х годов XX века, усиление вниманияв настоящее время.
Интенсификация инновационных процессов в экономике, широкоераспространение информационных и компьютерных технологий, интеллектуализациятруда, глобализация экономической активности приводят к неизбежнойтрансформации содержания и структуры человеческого капитала, характера влиянияего активов на экономическое развитие, вносят коррективы в процесс егоформирования, накопления и условия эффективной практической реализации.Человеку в процессе накопления знаний присущи свойства самосовершенствования исаморазвития, результатом чего является усиление качественных характеристик человеческогокапитала. Если ранее основное значение для экономического развития имелаобразовательная составляющая человеческого капитала, то на современном этапеона трансформируется и включается в механизм воздействия человеческого капиталана экономическое развитие посредством его инновационной компоненты.
Повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее интеграцияв мировое хозяйство является важнейшей задачей, стоящей перед странами спереходной экономикой. Развитие экономики, становление нового постиндустриальногообщества в условиях глобализации превращает инновации в главный факторконкурентоспособности.
В ближайшей перспективе в Республике Беларусь государственная политикав области финансового обеспечения образования будет направлена на:
сохранение прямого бюджетного финансирования;
создание условий для привлечения внебюджетных средств методамиэкономического стимулирования;
развитие платных услуг в сфере образования;
введение в практику образовательного кредита;
разработку механизма инвестирования отраслями народного хозяйстваподготовки для них кадров необходимых специальностей;
поиск механизмов экономии государственных средств, направляемых наобразование.
В стране действуют почти 10 тыс. учреждений образования различныхуровней, в которых обучаются и воспитываются более 2 млн. детей, учащихся истудентов и работают свыше 445 тыс. педагогических работников и специалистов.
Инновационное развитие глобального здравоохранения на основе научныхдостижений и внедрения новых эффективных технологий профилактики, диагностики илечения заболеваний обусловливает необходимость ежегодного пересмотра порядкови стандартов оказания медицинской помощи с приближением их к современнымвозможностям медицины и уровню качества, соответствующего международному. Неслучайно XXI столетие декларировано веком биомедицинских наук.
Проведенное исследование показывает, что перед Республикой Беларусьстоят важные проблемы и задачи, требующие обязательного решения:
эффективное управление интеллектуальным капиталом как основным ресурсом;
стимулирование развития науки и образования как важнейших предпосылокинновационной активности в стране;
концентрация человеческого капитала на важнейших направлениях исследованийисходя из принципов государственной целесообразности, экономическойэффективности.
В условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, концентрацияинвестиционных средств на развитии интеллектуальных отечественных сил позволитстране занять достойное место в мире, будет способствовать становлениюбелорусской модели социально ориентированной рыночной экономической системы,укреплять позиции и авторитет Республики Беларусь.
Список источников
1 Бондарь А.В. Человеческийкапитал: содержание, методология исследования и условия развития / А.В. Бондарь //БЭЖ. – 2008. – №3. – С. 89–102.
2 Воронин А.А. Экономикаобразования в новых условиях хозяйствования / А.А. Воронин. – М.: НИИВО,2004. – 329 с.
3 ГрушникП. Забота о человеке / П. Грушник // Экономика Беларуси. – 2010. – №3.– С. 56–63.
4 Даниленко Н.Н. Формированиечеловеческого капитала / Н.Н. Даниленко. – М.: БГУЭП, 2009. – 119 с.
5 Кристиневич С.А. Рольчеловеческого капитала при переходе к информационной экономике / С.А. Кристиневич //Вестник БГТУ. – 2007. – №2. – С. 16–18.
6 Корицкий А.И. Введениев теорию человеческого капитала / А.И. Корицкий. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 112 с.
7 Корнеевец И.В. Накоплениечеловеческого капитала как критерий эффективности социально-экономическогоразвития современного общества / И.В. Корнеевец // Вести ИСЗ. – 2008.– №1. – С. 95–99.
8 Корнеевец И.В. Развитиесоциальной сферы как фактор формирования и накопления человеческого капитала / И.В. Корнеевец //Труды Минского института управления. – 2007. – №2. – С. 87–91.
9 Корнеевец И.В. Человеческийкапитал: теория, методология, приоритеты развития / И.В. Корнеевец. – Мн.:БГЭУ, 2010. – 53 с.
10 Нуреев Р.М. Человеческийкапитал и его развитие в современной России / Р.М. Нуреев //Общественные науки и современность. – 2009. – №7. – С. 5–20.
11 Обюджете Республики Беларусь на 2008 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря2007 г. №303-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 01.02.2009 г. –Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 42 с.
12 Обюджете Республики Беларусь на 2009 год: Закон Респ. Беларусь от 29 декабря2008 г. №450-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 01.01.2010 г. –Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 41 с.
13 Овчинникова Т.И. Человеческийкапитал как фактор экономического роста / Т.И. Овчинникова // Кадрыпредприятия. – 2005. – №10. – С. 8–14.
14 РадьковС. От качества образования – к качеству жизни / С. Радьков //Экономика Беларуси. – 2010. – №3. – С. 51–55.
15  Симкина Л.Г. Человеческийкапитал в инновационной экономике / Л.Г. Симкина. – СПб.: СПбГНЭА, 2000. –238 с.
16  Смирнов В.Т. Классификацияи виды человеческого капитала / В.Т. Смирнов // Вестник ОГГУ. – 2007.– №4. – С. 23–29.
17 Статистическаяинформация [Электронный ресурс] / Нац. стат. Ком. – Минск, 2009. – Режимдоступа: www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 18.12.2010.
18 ХоджаевВ. Здоровая нация – сильное государство / В. Ходжаев // ЭкономикаБеларуси. – 2010. – №3. – С. 64–68.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Альгинат натрия в медицине
Реферат Формирование самоконтроля в процессе обучения математике по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Реферат Jewish Essay Research Paper Beowulf EssayThere were
Реферат Чернобыльская АЭС
Реферат Система гражданских ценностей Древнего Рима
Реферат Конструкция дискеты
Реферат Совершенствование бухгалтерского учета операций с денежными средствами
Реферат Контрольная по метрологии
Реферат «Смоленск в судьбе России: история и современность»
Реферат Движение – одно из важнейших условий сохранения здоровья
Реферат Русское искусство второй половины XIX века
Реферат Feminism Essay Research Paper IS THERE ANY
Реферат Удосконалення процесів пам'яті на уроках англійської мови
Реферат Акулов О. А.    Информатика: базовый курс : [учеб для вузов, бакалавров и магистров] / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. 6-е изд
Реферат Социальное поведение нормальных клеток и антисоциальное поведение опухолевых клеток