Царёва Елена Юрьевна, учитель информатики и ИКТ,первая квалификационная категория, МОУ СОШ № 31 г. Волгоград
Современныйпериод общественного развития характеризуется новыми требованиями кобщеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования как наусвоение обучающимся определенной суммы знаний, так и на развитие его личности,его познавательных и созидательных способностей. Согласно Концепции модернизациироссийского образования на период до 2010 года «общеобразовательная школадолжна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, атакже опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Однимиз основных механизмов, обеспечивающих модернизацию российского образования, являетсяинформатизация образования, которую можно рассматривать как целенаправленноорганизованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологиейи практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методическихразработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных икоммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных издоровьесберегающих условиях.
Вэтой связи необходимо формирование у обучаемых основ грамотной работы синформацией, навыков по использованию средств ИКТ в процессе решенияпознавательных задач и выполнения творческих заданий в познавательной и учебнойдеятельности, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор, организацию, хранение,передачу и тиражирование информации, представление полученного результата, другимисловами формирование информационно-технологической культуры.
Вместес тем, в многочисленных курсах информатики недостаточно разработанынаучно-методические подходы к организации практических занятий по освоениюумений обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации, ихразвитию и совершенствованию в процессе выполнения учебных заданий; не уделенодолжное внимание приобретению обучаемыми навыков самостоятельного решенияпознавательных задач и выполнения творческих заданий, ориентированных на осуществлениеинформационно-учебной деятельности.
Всвоей деятельности я использую методические подходы к организацииинформационно-учебной деятельности школьников, которые основаны на реализациипринципов поэтапности и практической направленности в процессе выполненияучебных задании.
Этообеспечит:
сформированностьумений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой,графической и аудиоинформации;
развитиеумении самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческихзадании, требующих применения средств ИКТ.
Поэтому,основной организационной формой учебного процесса, обеспечивающего становлениеинформационно-технологической культуры обучающихся, является комбинированныйурок информатики, включающий следующие этапы:
организационныймомент;
активизациюмышления и актуализацию ранее изученного;
объяснениенового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмови т.д., сопровождаемая компьютерной презентацией;
работаза компьютером;
подведениеитогов урока.
Формированиеинформационно-технологической культуры требует применения в учебном процессеобщих и специфических методов, связанных с применением средств ИКТ:
словесныхметодов обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником икнигой);
наглядныхметодов (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
практическихметодов (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы);
проблемногообучения; метода проектов; ролевого метода и др.
Приэтом используются коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная(в том числе дифференцированная по трудности и по видам средств ИКТ) формыработы учащихся.
Приорганизации фронтальной работы по освоению новых технологических приемов яиспользую мультимедийные компьютерные презентации, обладающие наглядностью ивыразительностью, усиливающие обучающий эффект за счет одновременногоиспользования нескольких каналов восприятия информации.
Основнойупор в формировании у школьников умений и навыков информационно-учебнойдеятельности делаю на практические методы: фронтальные лабораторные работы ииндивидуальные практические работы.
Важнаяроль в формировании навыков индивидуальной и коллективной работы сиспользованием средств ИКТ принадлежит методу проектов.
Приорганизации проектной деятельности особое внимание уделяю практическойзначимости получаемого школьником результата. При оценке знаний, умений инавыков школьника в области использования средств ИКТ происходит смещениеакцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеетпо данной теме и данному предмету; перенос акцента с оценки на самооценку.
Формированиеинформационно-технологической культуры школьников осуществляется в рамкахкомпьютерного практикума, представляющего собой особую форму организацииучебной деятельности, целью которой является:
освоениеумений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование впроцессе выполнения учебных заданий;
приобретениенавыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активноеиспользование имеющихся пользовательских и инструментальных умений и навыков;
выполнениетворческих заданий, требующих применения средств ИКТ для регистрации, сбора, поиска,оценки, отбора, организации, хранения, передачи и тиражирования информации, атакже представления полученного результата.
Компьютерныйпрактикум строится на учебных заданиях и познавательных задачах, отобранных всоответствии с принципами межпредметности, многофункциональности иразноуровневости.
Отборсодержания межпредметного характера способствует обобщению, синтезу знаний, комплексномураскрытию учебных проблем, обеспечивает перенос знаний и умений учащихся изразличных предметов и их обобщение.
Принципмежпредметности означает, что для практических работ на компьютере происходитподбор познавательных задач и творческих задании из различных предметныхобластей, выполнение которых предполагает использование знаний, умений инавыков, приобретенных при изучении информатики и ИКТ.
Сутьпринципа многофункциональности состоит в том, что подавляющее большинствозаданий несет несколько функций, направленных на формированиеинформационно-технологической культуры: предметную (технологическую), общеучебнуюи развивающую. Ученики должны знать, как выполняется та или иная операция и скакой целью, для чего можно ею воспользоваться при решении конкретнойпознавательной задачи. Развивающая функция компьютерного практикума состоиттакже и в том, что при выполнении специальным образом подобранных заданийученики не только осваивают конкретные инструментальные навыки, но и получаютпредставление о способах освоения новых инструментальных средств.
Принципразноуровневости предполагает подбор заданий репродуктивного, продуктивного итворческого характера, позволяющих максимально точно учесть имеющийся уровеньподготовки школьников в области использования средств ИКТ.
Приорганизации компьютерного практикума и отборе учебных заданий для практическихработ с использованием средств ИКТ я учитываю требования доступности, самостоятельности,индивидуальной направленности и концентричности.
Требованиедоступности предполагает, что изучаемые технологические приемы и выполняемыезадания, формулировки предписаний и степень их детализации соответствуютвозрастным особенностям учащихся.
Требованиесамостоятельности рассматривается как умение расширять свои знания, умения инавыки в области использования средств ИКТ по собственной инициативе иподразумевает формирование у школьников навыков выполнения практических работпо описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.Использование справочного материала значительно увеличивает долюсамостоятельности в работе учеников, приучает обращаться не только к учителю, нои к другим источникам знаний. Выделены такие разновидности справочногоматериала, как подробная и краткая инструкция.
Индивидуальнаянаправленность подразумевает работу в индивидуальном темпе на уровне сложности,соответствующем имеющимся у школьника знаниям и умениям в области использованиясредств ИКТ.
Требованиеконцентричности состоит в том, что средства ИКТ для работы с числовой, текстовой,графической и аудиоинформацией учащиеся изучают на протяжении каждого годаобучения. При этом с каждым годом они осваивают все больше возможностейсоответствующих средств ИКТ, решают с их помощью все более содержательныепознавательные задачи, формируют достаточно целостное представление овозможностях информационных технологий.
Процессформирования информационно-технологической культуры школьников осуществляется поэтапно:
напервом этапе формируются основные умения и навыки, необходимые для работы сэлектронными образовательными ресурсами;
навтором этапе осуществляется формирование основных умений и навыков поиспользованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графическойи аудиоинформации;
натретьем этапе происходит развитие и совершенствование умений и навыков вобласти использования средств ИКТ в процессе выполнения практических заданий, ориентированныхна сбор, поиск, оценку, отбор информации, а также представление полученногорезультата; формируются умения и навыки самостоятельного решения познавательныхзадач и выполнения творческих заданий с использованием средств ИКТ, которые вусловиях информатизации образования становятся востребованными не только науроках информатики, но и в информационно-учебной деятельности, осуществляемойна других предметах.
Приорганизации компьютерного практикума я учитываю психолого-педагогическиеособенности обучаемых. Применяя средства ИКТ использую возможность:
многократногоповторения учебных фрагментов, повторное возвращение к предыдущим заданиям;
использованияинструментальных программных средств для автоматизированного контроля исамоконтроля учащихся;
обеспечениясредствами компьютерной визуализации эмоциональной привлекательности учебногоматериала, направленной на создание условий для дополнительной мотивации и стимулированияучащихся к самостоятельному приобретению знаний;
соблюденияфизиолого-гигиенических требований по использованию средств ИКТ, направленныена предотвращение утомляемости учащихся во время занятий.
Список литературы
СобкинВ.С., Адамчук Д.Н., Руднев М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентностьучащихся школ в сфере ИКТ» docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8
СучковаТ.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя»http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task, viewlink/link_id, 6072/Itemid, 118
Публикациив сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферыКемГУ культуры и искусств www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php
ХесусЛау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжениивсей жизни»http://www.ifap.ru/library/book101.pdf
СемёновА.Л. Качество информатизации школьного образования. Структура, уровни, способыоценки ИКТ-компетентности www.vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&t_no=809&z=808&ob_no=846
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.metod-kopilka.ru/page-article.html