Реферат по предмету "Социология"


Особенности социальной работы с детьми и семьями группы риска

Дипломная работа
Тема: «Особенности социальной работы с детьмии семьями группы риска „
Оглавление.
Введение
Глава I. Работа с детьми и семьями группы риска  как социально-педагогическая проблема.
1.1. Содержание социально-защитной деятельности КДН.
1.2. Развитие социальной работы по защите прав  несовершеннолетних в деятельности КДН.
1.3. Модернизация деятельности КДН.
 
Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьями группы риска.
2.1. Сущность социальной  деятельности в сфере профилактики    отклоняющегося  поведения несовершеннолетних.
2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН.
Глава 3. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группы риска (на примере КДН при администрации Октябрьского района г. Тамбова).
3.1. Коррекционно-воспитательная работа КДН.
 3.2. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
  Заключение Список использованной литературы Приложения Введение
По данным МВД в России более 2 миллионов детей школьного возраста(10%соответствующей популяции) нигде не обучаются (и на них приходится 40%детско-подростковои преступности); от 2 до 4 миллионов детей и подростковбродяжничают; число детей-сирот достигло бООтыс.; 40% детей подвергаютсянасилию в семьях; в школах 16%. учащихся испытывают со стороны педагоговфизическое насилие и 22% — психологическое; за последние 10 лет смертность отсамоубийств среди детей и подростков выросла на 100%, отмечаются самоубийствасреди детей 5-9 лет; В стране 700 тыс. семей где есть несовершеннолетние и одиниз родителей безработный, а в бОтыс. семей с детьми оба родителя не имеютпостоянного источника заработка.
Из года в год происходит обострение проблем социального положениянесовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 разабыстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности.Детская преступность выросла за 5 лет 1,5 раза, число правонарушений,совершаемых девушками — на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных заправонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них — дети моложе 14 лет. На территории России действуют около 30 тыс. преступныхгруппировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80%“несовершеннолетней» преступности приходится на подростков, имеющихпсихические аномалии.
Необходимость решения конкретных проблем современного положениядетей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствамиобусловили выбор в качестве приоритетного направления государственнойсоциальной политики, социальную, социально-правовую защиту детей и подростков.
Положения Конвенции ООН о правах ребенка определяютследующиеориентиры для развития системы социально-правовой защитынесовершеннолетних:
— несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелостиимеют право на специальную охрану, заботу, защиту;
— несовершеннолетние обладают комплексом особых прав ивозможностью их самостоятельного осуществления;
— в решении вопросов взаимодействия ребенка с любыми учреждениямиприоритет отдается интересам ребенка;
— особое внимание уделяется несовершеннолетним, находящимся втрудных (неблагополучных) условиях.
В соответствии с этими ориентирами в России в 1995 утвержденНациональный план действий в интересах детей, определивший защиту прав детей иподростков как специальное направление деятельности государственных институтов,нацеленное на правовое обеспечение и регулирование, как воздействий среды, таки самого процесса формирования и развития личности.
Создание государственной системы защиты правнесовершеннолетних в сфере профилактики социальных отклонений, призваннойобеспечить этот подход, было закреплено Указом Президента РФ «Опрофилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите ихправ. В эту систему вошли: органы управления и учреждения образования,здравоохранения, занятости, культуры, физкультуры и спорта, опеки и попечительства,МВД. Координацию действий Федеральных министерств и ведомств, направленных нарешение проблемы, осуществляет Межведомственная комиссия по деламнесовершеннолетних при Правительстве РФ.
Особенно актуальна обозначенная проблема длядеятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних, на которые ложитсявся тяжесть работы по осуществлению мер по защите и восстановлению прав изаконных интересов детей, выявлению и устранению причин и условий,способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям иантиобщественным действиям несовершеннолетних, т.е. осуществлению реальнойпомощи ребенку, оказавшемуся в социально опасном положении.
Теоретическая и практическая значимость данной проблемы обусловилавыбор темы дипломной работы „Социальная работа с детьми и семьями группы риска  в комиссиипо делам несовершеннолетних и защите их прав“.
Объект исследования: социальная работа с детьми и семьями группыриска комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предмет исследования: социально — педагогические функции комиссии поделам несовершеннолетних и защите их прав по работе с детьми и семьями группыриска.
Цель исследования: выявить специфику социальной работы с детьми исемьями группы риска в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защитеих прав.
Для достижение цели исследования  нами определены следующие задачи:
-   изучить и проанализировать научно — методическую литературу
-   познакомиться с нормативно-правовой базой работы КДН
-   познакомиться со спецификой работы КДН
-   выявить условия способствующие эффективности работы КДН
База исследования: Комиссия по делам несовершеннолетних и защите ихправ при администрации Октябрьского района.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседы, работа скартотекой, документами.
ГлаваI. Работа с детьми и семьями группы риска  каксоциально-педагогическая проблема.
 
В настоящей главе в теоретическом аспектерассматривается защита прав несовершеннолетних с отклонениями в поведении каксоциально-педагогическая проблема; механизм формирования отклоняющегосяповедения несовершеннолетних, в котором незащищенность элементарных, правребенка и их нарушение рассматриваются как одна из социальных детерминантотклонений, обусловленных также и особенностями психологической позиции личности;представлено теоретическое обоснование современного социально-педагогическогоподхода к правозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегосяповедения несовершеннолетних.
1.1. Содержание социально-защитной деятельности КДН.
Октябрьский район является самым крупнонаселеннымрайоном города. Комиссия  по  делам  несовершеннолетних образована притерриториальной Администрации  Октябрьского  района.   Комиссией рассматриваются  дела о несовершеннолетних и их родителях, либо лиц, ихзаменяющих. Из числа несовершеннолетних, дела которых рассматриваются накомиссии, около   70%   составляют   учащиеся   школ;   15%   -   учащиеся  ПТУ;   10%   -неработающие и не учащиеся; 6% — учащиеся средне специальных ивысших учебных заведениях; 2% — работающие.
Порядок рассмотрения дел комиссиями:
1. Прием первичных документов (заявления, ходатайство, материалы)по представлению: образовательного учреждения, работодателей, органов опеки ипопечительства, органов внутренних дел, общественных организаций, учреждений здравоохранения,7
2.   Предварительное   изучение   поступивших   материалов.   На  этом   этапе
комиссии   ведут   дополнительную   проверку   материалов  дела,   привлекая необходимых специалистов для дачи заключения.
В      заключении      должны      быть      отражены     особенности      личности несовершеннолетнего,     предыдущие     меры    воспитательного     характера, применявшиеся  к  правонарушителю,   и   оценка реакции  на  них;   наличие учреждений     социальной    защиты    населения   возможности    проведения профилактической работы с данным несовершеннолетним идругие моменты, важные для решения его проблем.
3.Заседание   комиссии.   Заседание   Комиссии   является  правомочным   при наличии не менее двух третей ее постоянного состава.
На заседании Комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего,дело о котором   рассматривается,    его   родителей   (лиц   их  заменяющих),    а   в необходимых случаях представителя воспитательногоучреждения, педагога, специалиста, адвоката (по просьбе потерпевшего).
Комиссия рассматривает дела на закрытом заседании. Комиссия вправеудалить несовершеннолетнего на время исследования обстоятельств, обсуждениекоторых может отрицательно повлиять на него.
После всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела Комиссияпринимает одно из следующих решений: прекратить дело, отложить рассмотрениедела и провести дополнительную проверку, передать дело в органы прокуратуры,суд, применить меры воздействия.
Постановления КДН обязательны для исполнения государственнымиорганами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями,организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Районные (городские), районные в городах комиссии рассматриваютдела:
а) о несовершеннолетних;
б) в отношении родителей (лиц, их заменяющих), злостно невыполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучениюнесовершеннолетних  детей.
Комиссии могут применять к несовершеннолетним следующие мерывоздействия: предупреждения; предостережения, выговор или строгий выговор;постановка на учет; штрафные санкции; направление в спец. учреждения;трудоустройство; направление материалов в суд.
Меры воздействия к родителям: предупреждения; предостережения,выговор, строгий выговор; передача материалов в трудовые коллективы; наложениештрафа; возмещение материального ущерба; лишение родительских прав.
Деятельности КДН включает следующие содержательные компоненты:
— изучение конкретных условий семейного воспитаниянесовершеннолетних, благоприятных возможностей социального окружения;
— изучение личности несовершеннолетнего (состояние здоровья,нервно-психическое состояние, положительные стороны личностинесовершеннолетних, его позитивно направленные интересы, склонности);
— разработка конкретной, многоплановой, но единой для всех службпрограммы социально-педагогической поддержки; согласованная деятельностьучреждений воспитательно-профилактической сферы различного ведомственногоподчинения, применительно к данному ребенку; включение подростков в активное взаимодействиесо средой по социально и воспитательно-ценным направлениям;
— развитие активной роли семьи в разрешении проблем еевзаимодействия с социумом;
— организация совместной деятельности детей и взрослых;
— влияние на формирование общественного мнения, способствующегоактивизации различных форм инициативной деятельности взрослых и детей всоциуме;
— представительство в органах самоуправления для решения наиболееактуальных вопросов социально-правовой защиты детей;
-  организация   занятости   подростков,   профориентация  среди   подростков, молодежи, предоставление возможностей трудоустройства;
— привлечение (в необходимых случаях) специалистов по коррекцииповедения и органов правопорядка;
— организация взаимодействия всех социально-воспитательных институтов,функционирующих в конкретном социуме, поддержка воспитательных подсистем,необходимых для объединения различных социальных институтов;
-   дифференцированный подход при осуществлении координациидеятельности многочисленных органов и учреждений системы профилактики и защитыправ несовершеннолетних на основе социально-психологических, криминологическиххарактеристик объектов профессиональных воздействий (степень социальнойзащищенности, социальной дезадаптации подростков и характер неблагополучия семей).
 
1.2. Развитие социальной работы по защите прав несовершеннолетних в деятельности КДН.
Во многих странах специализированные правозащитные органы обладаютбольшими возможностями, чем органы общей компетенции по восстановлениюнарушенных прав, поскольку анализируют ситуации, приведшие к их нарушению ивыра­батывают рекомендации превентивного характера.
Применительно к защите прав несовершеннолетних в мировой практикевыработаны специальные механизмы.
Анализ отечественной практики показывает, что в последнее времябыл предпринят ряд шагов по выстраиванию региональных моделей защиты правнесовершеннолетних.
Однако практика показала, что вновь образуемые механизмы защиты правребенка, к сожалению, малоэффективны и не всегда действуют должным образом при сохраняющейсяостроте социальных проблем детей. Кроме того, известно, что экономически иорганизационно выгодно опираться на уже имеющиеся структуры, осуществляющиегосударственное (а не общественное) квалифицированное начало в процессересоциализации личности. Единая целеустановка и высокая степень совпаденияинтересов всех основных субъектов системы требует разрешения двух задач. Содной стороны — интегрирование ведомственных интересов для комплексного решенияместных задач по социализации, реабилитации, адаптации и реадаптации детей иподростков. С другой стороны — сохранение их ведомственной принадлежности безломки вертикальных связей административной подчиненности.
На наш взгляд, эти задачи могут быть решены в условиях Комиссии поделам несовершеннолетних, как ведомственно независимого органа, подчиняющегосяместной администрации и реализующего интересы и планы как государства,республики, региона, так и ведомств. Территориальный принцип построения КДНпозволяет обеспечить максимальную доступность и приближенность к населению.
Анализ более чем 100-летней истории комиссий по деламнесовершеннолетних показывает, что основной тенденцией развития КДН на всехэтапах было стремление к усилению социально-воспитательных,социально-педагогических функций.
В 1980 году началось интенсивное создание сети школ-интернатов длядетей из социально-неблагополучных семей. Все это были весьма позитивныеперемены, заметно усилившие роль государства в социальной охране и поддержкедетства, как главного условия превенции детско-юношеских отклонений. Однако этипреобразования носили половинчатый характер, не были доведены до конца, и впериод так называемой стагнации советского общества превентивная практикаприобрела формальный административный характер.
Комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних осуществляли нестолько меры социальной поддержки, сколько различные административныевоздействия по отношению к „трудным подросткам“ и их родителям.Основными такими мерами являлись: общественные осуждения и разбирательства;постановка на учет в милицию; направления в спецшколы и спецПТУ, которыеработали в режиме карательных учреждений со строгими дисциплинарными санкциями.
Авторитарная педагогика процветала и в школьной практике тоговремени.
90-е годы ознаменовались кардинальными изменениямиобщественно-политической системы, социально-политическими исоциально-экономическими переменами, сопровождающими процесс интеграции Россиив передовое международное сообщество. Карательная превенция явно изжила себя ипотребовались новые подходы в решении проблемы профилактики отклоняющегосяповедения несовершеннолетних.
Функции Комиссий по делам несовершеннолетних районного(городского)  уровня  -  координирующая,  контролирующая, профилактическая,   правопросветительная,    защитная   и   одновременно наказательная функции.
Сегодня комиссии по делам несовершеннолетних обладают широкимдиапазоном мер для предупреждения правонарушений детей и подростков. Онинаделены полномочиями по применению мер воздействия не только кнесовершеннолетним, но и к их родителям, виновным в неправильном воспитаниидетей, к другим лицам, оказывающим отрицательное влияние на подрастающеепоколение. В системе ранней профилактики правонарушений комиссии играютключевую роль, поскольку именно они осуществляют руководство и координацию всейвоспитательно-профилактической деятельности в районе, которой также занимаютсяшколы, ПТУ, внешкольные учреждения, спецПТУ, спецшколы,- инспекции по деламнесовершеннолетних органов МВД.
Сложившиеся традиции организации деятельности комиссий являютсядалеко несовершенными и требуют существенной перестройки, а в чем-то ивозвращения к тем прежним, хорошо зарекомендовавшим себя в 20-30-х годахпринципам организации профилактической работы в нашей стране. В отличие оттрадиций, сложившихся в те годы, из поля зрения существующих ныне комиссии поделам несовершеннолетних выпало важнейшее звено, на которое прежде всего должнобыть направлено внимание: неблагоприятные условия воспитаниянесовершеннолетних. При подготовке и передаче дел на комиссию эти условияпрактически не изучаются ни членами комиссии, ни теми органами, которые выносятдело на рассмотрение. Отсутствуют даже единые требования к необходимойинформации о личности несовершеннолетнего, его здоровье, семье, родителях и т.д., которые должны быть в обязательном порядке собраны, прежде чем выноситьдело на рассмотрение. Изучение условий семейного воспитания осуществляется, какправило, лишь в тех крайних случаях, когда речь идет о лишении родительскихнрав и направлении детей в интернаты.
Основное внимание комиссия сосредоточивает непосредственно напроступке подростка, не вникая в его причины и не принимая мер. по ихустранению. Как правило, остается не освидетельствованным состояние здоровьяподростка, в том числе нервно психическое состояние, в чем особенно нуждаются«трудные». На комиссии практически не рассматриваются положительные стороныличности несовершеннолетнего, его позитивно направленные интересы, склонности,благоприятные возможности его окружения, что может быть использовано припедагогической коррекции поведения. В результате слабой изученности личностинесовершеннолетних привлечение на комиссию части из них оказываетсянеоправданным, происходящим либо из-за случайных, нехарактерных для подросткапроступков, либо в результате конфликтов, возникающих со взрослыми: учителями,соседями и т. д., которые при более близком рассмотрении оказываются взначительной степени спровоцированными самими взрослыми, что также должно бытьучтено и решениях комиссии. В то же время нередки случаи, когда опасныекриминогенные подростковые группы -длительное время занимаются преступнойдеятельностью, не попадая в поле зрения органов ранней профилактики.
Таким образом, отсутствие тщательной подготовки дел, их массовый,поточный метод рассмотрения приводят к тому, что в деятельности комиссиипрактически не реализуется дифференцированный подход к выборувоспитательно-профилактических средств, преобладают вербальные формывоздействия, различные внушения, проводящиеся нередко в бестактной, оскорбительнойдля подростка и его родителей форме. Кроме того, анализ показывает, что замассовыми разбирательствами и обсуждениями в работе комиссий почти не находитсяместа такой ее важнейшей функции, как координация и руководство всей системойорганов ранней профилактики, в которые входят инспекции, школы, ПТУ,производственные коллективы, внешкольные учреждения и т. д.
Как известно, координация деятельности многочисленных органовпредполагает и их дифференциацию, четкое разделение их функций, сфервоздействия. При этом основным критерием, определяющим дифференциацию общих испециальных органов профилактики, должны стать социально психологические икриминологические характеристики объектов профилактического воздействия, т.е.степень социальной запущенности, социальной дезадаптации подростков и характернеблагополучия их семей. Так, семьи хронических алкоголи­ков, моральнодеградированных людей — в первую очередь объект профилактических воздействийспециальных органов профилактики. Напротив, педагогически несостоятельныесемьи, ведущие в целом здоровый образ жизни, нуждаются в квалифицированнойпомощи педагога, психолога, здесь противопоказаны публичные обсуждения и другие административные меры.
Однако выполнение данных координационных функций также требуетпредварительного углубленного изучения объектов профилактики, своевременной ихкриминологической диагностики, что, как мы уже отмечали, комиссиями прак­тическине осуществляется.
Отсюда очевидно, что важнейшая задача в решении проблемы защитыправ несовершеннолетних с отклонениями в поведении — перестройка, модернизациядеятельности КДН в соответствии с социально-педагогической парадигмойправозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведениянесовершеннолетних, нацеленной на изучение и преобразование окружающей среды,поиск механизмов педагогически компонентного вмешательства в различныеличностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты личности.
1.3. Модернизация деятельности КДН.
Документы о правах человека, Конвенция о правах ребенка могут бытьтакими ориентирами, ибо в этих документах международное сообщество вопределенной степени создало модель личности, воплощающей, воспитывающей в себеобщечеловеческие ценности; признало приоритетность интересов ребенка и охватиловесь комплекс его прав.
Происходящие в нашей стране демократические перемены, принятыйкурс на построение правового государства создали реальные   предпосылки   не  только   для   гуманизации законодательства  о  правах  несовершеннолетних,  но  и усовершенствования деятельности ведомств и служб системы профилактики пооказанию социально-правовой помощи семье, подростку.
Рассматривая в теоретическом плане проблему усовершенствования,модернизации деятельности органов и служб системы профилактики, важно учитывать,что это учреждения различного ведомственного подчинения, которые по разномувидят и понимают эту проблему и в категорию „модернизация“ вкладываютсвой смысл.
Согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегов»модернизировать, — значит, — усовершенствовать, делать что-то отвечающимсовременным условиям, требованиям".
Такое абстрактное (энциклопедическое). определение очерчивает лишьобщие рамки данного явления, чтобы при решении конкретной проблемы наполнитьего соответствующим содержанием, в частности при совершенствованииправозащитной деятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения,ориентируясь на ту или иную основу.
В  нашем  исследовании   этой  основой,   приоритетомрассматривается    необходимость    развития    социально-педагогических функций  органов  и  учреждений  системы профилактики,     обеспечение    социально-педагогической поддержки,  которая осуществляется в процессесоциального воспитания.
Социально-педагогическая деятельность имеет свои специфическиецели, содержание, методы и средства, хотя и включена  неотъемлемой  частью  в многообразие  системы воспитательно-профилактической работы.  С другой стороны,профилактическая  система  может  быть  рассмотрена  как компонент социально-педагогической  системы  как  системы социализации молодогопоколения. Это подтверждает анализ целевых ориентациивоспитательно-профилактической работы, которые отражены в принципахгосударственной политики в сфере      профилактики      отклоняющегося     поведения несовершеннолетних,      провозглашающих:      законность,демократизм,  гуманное  обращение  с  несовершеннолетними, поддержку семьи ивзаимодействие с ней,  индивидуальный подход  к  исправлению несовершеннолетних  с  соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственную поддержку деятельности органов местного самоуправления иобщественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений      несовершеннолетних,       обеспечение ответственности должностных лиц и гражданза нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Перечисленные принципы имеют ясно выраженную целевую социальнуюнаправленность. Таким образом, вся деятельность современной системыпрофилактики и защиты прав несовершеннолетних на уровне государственнойполитики основывается на социально-педагогическом подходе, ставящем во главуугла достижение социально значимых целей.
Деятельность по осуществлению социально-педагогической поддержкибудет отличаться в зависимости от уровня воспитательно-профилактическихвоздействий (мы исходим из понимания профилактики как многоуровневогопроцесса).
Содержание деятельности по социально-педагогической поддержке всфере профилактики
/>
/>
На законодательном уровне созданы предпосылки для модернизациидеятельности Комиссий по делам несовершеннолетних, направленные на приведениемеханизма защиты прав ребенка в стране в соответствие с современнымимеждународными нормами и требованиями.
Глава 2. Практика социальной работы КДН с детьми и семьямигруппы риска.
В главепредставлены основные направления совершенствованиядеятельности комиссий на всех уровнях системы КДН; раскрываются содержательныеаспекты социально-защитной практики и организационно-педагогическойдеятельности КДН в системе межинституционального взаимодействия; а такжехарактеризуются перспективы дальнейшего развития социально-педагогическойдеятельности КДН по защите прав несовершеннолетних.
2.1. Сущность социальной  деятельности в сферепрофилактики
В современнойпсихолого-педагогической науке употребляется целый ряд терминов, связанных спонятием отклоняющегося поведения.
Девиация (отклонение) — явление несоблюдения норм и правил,официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.
Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости,которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что вчеловеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды иявляются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимыегруппы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере восновном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии:среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность,действуя всоциальной среде, вступая в отношения с другими личностями, черезучастие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ейопределенное социальное качество.
В изучениимеханизмов воздействия среды на личность психологи важную роль отводят такназываемой социальной ситуации развития (Л.С.Выготский), которая представляетособое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющеесятипичным для каждого возрастного этапа и обуславливающее динамику психическогоразвития на протяжении соответствующего возрастного периода, а также новыекачественно своеобразные психические образования, возникающие к его концу.
Таким образом, поведение ребенка может быть нормальным, есливзаимодействие его со средой «адекватно отвечает потребностям ивозможностям его развития и социализации при адекватном учете данной средой егоиндивидуальности в ее динамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев,патологических проявлениях»
Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется каквзаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию,вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей егоиндивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействииустановленным, нравственным и- правовым общественным нормам.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним изважнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализацииличности, с другой — необходимым условием успешного развития этого процесса.
Социальная адаптация — это процесс приспособления индивидума кусловиям окружающей среды.
В социальной психологии «адаптация» рассматривается некак изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации,т.е. усвоения индивидом социального  опыта, «предполагающего включение всистему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этихотношений».
Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен нетолько законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания.
Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесснепрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека всоответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида.
Социальное воспитание — педагогически ориентированная ицелесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколениюв период его включения в социальную жизнь.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученыевыделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную,педагогическую, медицинскую и др.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те илииные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как«трудновоспитуемость».
Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенкацеленаправленному педагогическому воздействию.
Сопротивление   это   может   быть   вызвано   самыми.разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей,воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития,особенности характера, темперамента, другие  личностные  характеристики ребенка;  особенности возрастного кризисного периода;  неумение педагога найтииндивидуальный подход к ребенку,  проявление у подростка самостоятельногокритического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказалсянезависимо от своего желания.
Так,  например,  дети,  лишенные  родительской  заботы,попечения,  наиболее склонны к бродяжничеству,  совершению правонарушений.    По     данным     статистики     60% несовершеннолетних, совершившихправонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах.
Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами ввозрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством.
Высокий, социально обусловленный риск нарушений психическойадаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемы поведениянаблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев,мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения. По даннымФедеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г. зарегистрировано 1192тыс… беженцев и вынуж­денных переселенцев (в основном из стран СНГ и Балтии).Изних 15% — это дети, разлученные с родителями или не имеющих их.
Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы.Такой ребенок легко находит себе «приют» в различного рода группах сверстниковасоциальной направленности.
Статистика показывает, что в современных условиях все большееколичество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся вэмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуациипритеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. посравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительскихправ, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей,для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей.Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполни­тельной власти всехуровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, необеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учетев органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих,которые не выполняли своих обязанностей по воспитанию детей.
По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохогообращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезаютбесследно.
Исследования показывают, что в школах также широко практикуетсянасилие над детьми. Анализ сущности внутришкольных отношений позволил выделитьнесколько его видов:
/>
Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылокотклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психическиезаболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиямитруда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма,высоким уровнем заболеваемости родителей, осо­бенно матерей, вызванныхотсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни.
Число детей с выраженными формами умственной отсталости вРоссийской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс.,из них 57,5% — мальчики и 42,5% — девочки. Самой многочисленной группой средитаких детей является возрастная группа 10—14 лет (45,1%); вторая по численности— дети 5—9 лет (33%); третья группа — дети в возрасте 0—4 года (14%).
В целом анализ статистики и изучение практики показывают, чтоимеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономическогоразвития страны массовое  несоблюдение  прав  детей  в  широком  социальнопедагогическом,       психолого-педагогическом      смысле способствует роступравонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции исоциальные отклонения среди несовершеннолетних.
Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенканезамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности,становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Такое «неадекватное» поведение различается учеными ипрактиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию ихарактеру отклонения, по его типу и уровню. Схема 1. Механизм формированияотклоняющегося поведения (нарушение прав ребенка как фактор социальныхотклонений).
/>
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сферепрофилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в ихповедении, применяя меры административно-правового характера по социальномуконтролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализацииправ ребенка.
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитнойдеятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних,делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания,в содержании которой на передний план выдвигается задача приведения всоответствие двух сторон взаимодействия — общества, направляющеговоспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересахкаждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческогопотенциала на благо общества.
Таким образом, все более действенной становитсясоциально-педагогическая сущность правозащитной деятельности в сферепрофилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная напреобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поискмеханизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч.кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальнойзащиты личности.
Социальная педагогика подходит к человеку как к открытой,постоянно меняющейся системе и предусматриваетобъединение психического исоциального. Активность самой личности, ее социальная зрелость такженепосредственно связываются с взаимодействием индивида со средой.
Нарушенное взаимодействие индивидуума со средой, характеризующеесяневозможностью осуществления им в конкретном микросоциуме своей позитивнойсоциальной роли (в том числе и как субъекта правовых отношений),соответствующей его возможностям (определяемое специалистами как«социальная дизадаптация», Н.М.Иовчук), является органической частьюпредмета социальной педагогики как науки, и как области практическойдеятельности.
Напрямую взаимодействуя с  личностью ребенка или опосредованно,влияя на окружающий ее социум, социальный педагог преследует в конечном итогеодну и ту же цель — помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его кполноценной жизни, побудить к социальной активности.
Право является при этом не только одной из высших социальныхценностей, но и практическим инструментом обеспечения и защиты свободы, чести идостоинства личности. Несовершенство правовых гарантий, механизма их защиты иреализации незамедлительно сказываются на процессе социализации.
Социальное воспитание и социально-правовая защита детства являютсядвумя взаимообуславливающими сторонами единого процесса формирования личности.Как убедительно показали исследования, несовершенство одного из нихнезамедлительно сказывается на другом.
Тесное взаимодействие и взаимообусловленность процессовсоциального воспитания, социально-правовой охраны детства обусловливаютпотребность в признании приоритета мер комплексной социальной помощи(социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой иматериальной), оказываемой обществом, профилактическими и правоохранительнымиинститутами, над мерами административного и уголовного наказания. Этот подходпредоставляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенногоокружения детей и подростков, раннюю диагностику, лечение начальных формклинической декомпенсации, создать необходимые условия для адекватногосоциального развития несовершеннолетних.
Таким образом в контексте нашего исследования правозащитнуюдеятельность мы будем толковать шире, чем «защита прав» в юридическомсмысле. Правозащитную деятельность мы понимаем как социально-правовую работу посозданию действенного механизма реализации прав ребенка в обществе: в семье,детских учреждениях, школах и т.д. и требующую совместных усилий всехсоциальных институтов, использования всего комплекса правовых норм,направленных на защиту прав и интересов детей, подростков и молодежи;содействию применения мер государственного принуждения и реализации юридическойответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованныепротивоправные воздействия на детей, и как деятельность по созданию иобъективно и субъективно существующего правового пространства, подразумевающегоформирующуюся личность не только  объектом,   но  и  активным  субъектом правовой деятельности и правовых отношений.
Правовая защита рассматривается нами как социально-педагогическаяпроблема, решение которой направлено на обеспечение социально-педагогическойподдержки несовершеннолетних с отклонениями в поведении с целью формированиясоциально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешнойсоциализации, создания социально педагогической ситуации развития, а такжеминимизации условий, вызывающих социальную дезадаптацию.
На наш взгляд, именно поддержка больше всего отражает социально-педагогическийподход к проблеме правовой защиты детства.
Коррекция, также как и реабилитация, предполагает наличиекакого-либо дефекта, отклонения, которое необходимо исправлять. В случае,например, нарушений речи, зрения или слуха, понятие коррекция отражаетадекватный подход. Если же речь идет о развитии ребенка или личностном росте,то коррекция здесь неуместна, более того, с точки зрения гуманистическойпедагогики и психологии — вредна. Коррекционный подход был бы уместен, если бымы исходили только из традиционного толкования понятия отклонения,отклоняющегося поведения, как нарушающего принятые нравственные и правовыенормы.
Работа заключалась бы в коррекции нарушений упомянутых норм.Поскольку, определяя отклоняющееся поведение как следствие отсутствияадекватного учета средой особенностей индивидуальности несовершеннолетнего, мыидем от личности ребенка, постольку минимизация упомянутого явления должназаключаться в активизации жизненных сил несовершеннолетнего, развития егосоциальной субъектности. Мы считаем, что понятие «поддержка» наиболее адекватноотражает данный подход.
Понятие поддержки является более широким и общим значением,выражающим желание того, кто хочет оказать поддержку, скорее встать на сторонунуждающегося в ней, оказать содействие, чем за него что-то решать или исправ­лять. Семантически понятие поддержка включает в себя больше от желанияподдерживаемого, исходит из его потребностей. Поддерживается то, что ужесуществует, начато. Если рассуждать дальше, то понятие поддержка подразумеваетгуманистический подход к ребенку, поскольку подразумевает как бы изначально егоактивность и стремление к позитивным изменениям.
Социально-педагогическая сущность правозащитной деятельностиорганов и учреждений системы профилактики предполагает привнесениесоциально-воспитательного, социально-правового компонента в деятельность всехучреждений системы, создание соответствующих материально-технических, кадровых,организационных возможностей и условий для этой деятельности.
Использование понятия социально-педагогическая поддержка позволяетучитывать взаимодействие юридических, социальных, педагогических,психологических и медицинских аспектов при определении способов предотвращенияотклонений в поведении подростка.
Таким образом, правозащитная деятельность, направленная наобеспечение социально-педагогической поддержки детей с отклонениями в поведениипредставляет собой деятельность специалистов,  служб,  учреждений  и организаций  системы профилактики на микро-, мезо- и макроуровне социума с цельюмаксимальной   активизации   всех   имеющихся   ресурсов, необходимых ребенкудля решения проблемы восстановления, признания нарушенных или оспоренных прав,а также с целью недопущения их нарушения.
Социально-педагогический подход к правозащитной деятельности всфере воспитательно-профилактических воздействий обеспечиваетличностно-средовую ориентацию деятельности всех субъектов системы профилактики,направляя ее на оказание соответствующей социально-педагогической поддержкиконкретному ребенку (группе детей) в конкретном микросоциуме.
Это в свою очередь предполагает перестройку содержаниядеятельности органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних наоснове необходимой и адекватнойсоциальной и социально-педагогической помощи,направленной на предупреждение и коррекцию социальных отклонений, а также наоздоровление условий семейного и общественного воспитания детей.
2.2.Модель социальной работы в технологиях КДН.
Одну  из  концептуальных  основ  модели  составляют положения     личностно-ориентированного      подхода. Он объединяет и воплощает следующие воспитательные идеи ипринципы: идею развития личности, или личностной направленности воспитания,образования, принцип гума­низма, идею демократизации отношений как основыформирования демократической личности; принцип учета возрастных ииндивидуальных особенностей; принцип природосообразности обучения и воспитания;идею активи­зации и использования внутренних саморегулирующих меха­низмовразвития личности.
Личностный подход ставит в центр модели развитие целостнойсовокупности качеств личности, мера развития которых провозглашается главнымкритерием качества работы социального педагога, воспитателя, учителя,специалиста учреждения системы защиты несовершеннолетних в целом.
Гуманистический смысл личностного подхода состоит в признанииподростка полноценной человеческой личностью, обладающей такими же, как ивзрослый человек, качествами самобытности, уникальности, богатством желаний ивозможностей. Недостатки подростка не могут быть осно­ванием для отрицательнойоценки его личности в целом, для неприятия ее, проявления неуважения к ней.
Исследователи выделяют типичные особенности личности подростка сотклоняющимся поведением: отставание психофизического развития от возрастнойнормы; психическая неуравновешенность; слабость воли; неадекватная самооценка;отсутствие правильных представлений об этических, эстетических и правовыхнормах; лживость;. эгоцентризм; отсутствие целей и целеустремленности,безыдейность, антисоциальность взглядов; преобладание материальныхпотребностей; неуважение и равнодушие к окружающим людям; низкие показателидеятельности, слабая социальная активность.
Социально-педагогическая работа направлена на поддержку, помощьтакой личности. Гуманизм также включает оптимистическую веру в ребенка, в еготворческие силы и способности, выявление и стимулирование лучших черт личности.Такое понимание принципа гуманизма наилучшим образом способствует формированиючеловечного, гуманногоотношения  развивающейся  личности  к  окружающим людям, обществу,природе, миру.
Личностный подход требует демократизации отношений, предоставленияподростку личностного равенства с воспитателем, педагогом, специалистом рядасвобод и демократических возможностей. Только при таких условиях можносформировать у молодых людей осознанную гражданскую позицию, готовность квыполнению своих прав и обязанностей, участию в демократическомобщественно-государственном управлении, ответственность за свою судьбу.
Личностно-ориентированный подход, как составляющая нашей моделиправозащитной деятельности КДН, предлагает перестройку отношений к подростку состороны всех субъектов социально-правовой работы в сфере профилактическихвоздействий.
Основой формирования отношений служит общение.
Общение — это способ установления отношений, это взаимодействиелюдей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного илиэмоционально-оценочного характера. Посредством общения люди организуютразличные виды практической и теоретической деятельности, обмениваютсязнаниями, умениями, навыками, добиваются взаимопонимания, вырабатываютцелесообразную программу действий, взаимно влияют друг на друга. А вправозащитной деятельности общение выступает как инструмент социально-правовоговзаимодействия, средство формирования социально-правовых отношений подростка всемье, школе, социуме.
Результаты социологического обследования показали, что:
1) большинство родителей {93%} использует метод убеж­дения, 82%применяют ласку, но 42% прибегают к приказам, строгим наказаниям и 27%используют запрещенный законом прием — физическое наказание;
2) деятельность родителей по воспитанию детей занимает 3-4 местопосле просмотра TV, занятий домашним хозяйством (у женщин) и чтением (у мужчин);
3) отношение родителей к учебе ребенка заключается в основном вповерхностном контроле, а помогают детям лишь 22%; 14% вообще устраняются отконтактов, считают, что учеба — дело ребенка.
Аналогичные отношения имеются между школьными учителями иподростками (92, с.41-44).
Таким образом существует  две полярные позиции — стилейвзаимоотношений педагогов и родителей с подростками.
Авторитарный, командно-административный стиль отношений, наблюдавшийся у51% обследованных, характеризуется:
· педагогическим  авторитаризмом:   воспитатель единоличный     субъект     процесса,     воспитуемыйобъект, «бездуховный винтик»;
· командно-приказнойдисциплиной: учитель, родитель командир,  единоначалие  в  классе,  подросткиподчиненные;
· непониманиемучителем причин поведения подростка, его психического состояния, его сил ислабостей, радостей и тревог;
· подавлениеминициативы и самостоятельности учащихся в школе, дома, во внеклассной иобщественной работе;
· нарушениемпедагогической этики и педагогического такта в общении с учениками(предвзятость, нетерпимость, недоверие, лицемерие, несправедливость,грубость);
· монополиейучителя и родителей на оценивание дея­тельности учащихся, негативизмомпедагогических воздей­ствий (исправление недостатков, а не поощрениедостоинств);
· антигуманнойверой в принуждение и наказание как панацею от всех нарушений и отклонений вповедении под­ростков.
Ответными реакциями подростковявляются; страх перед наказанием, тревожность, депрессия, слепаяисполнительность, подчинение, конформизм, безынициативность, социальнаяпассивность, притворство, стремление к обману воспитателя, подхалимство,сопротивление командованию, насилию, агрессивное поведение, недоразвитие такихкачеств личности, как честность, совесть, стыд.
Либеральный стиль (стиль чрезмерной опеки — 14%) ха­рактеризуется:
· существованиемопределенного «барьера» между семьей, школой и реальнойжизнедеятельностью детей, изоляцией, отстранением подростков от жизни взрослых,от общественного производства, фактическим освобождением подростков отсистематического общественно-полезного и производительного труда, ограничениемдеятельности подростков лишь функциями потребления, строгой регламентациейэтого потребления, -сведением к минимуму поля проявления и самоутвержденияличности, ограничением рамками учебы;
· подменойвзрослыми функций подростков в их обще­ственных организациях, боязньюпредоставить воспитанникам самостоятельность.
Как ответные реакции у подростков появляются:
 - иждивенчество, эгоизм потребителя, безответственность; отчуждение, пренебрежительноеотношение к физическому труду, к черновой работе, вседозволенность, заторможенность взросления. подростков, инфантильность;отсутствие самостоятельности, безынициативность, ленность; недоразвитиеважнейших нравственных качеств личности: чувства достоинства, чести, свободы,общественной активности.
Индивидуальный подход как составляющая личностного подходавключает и принцип природосообразности воспитательно-профилактическихвоздействий, то есть дальнейшее развитие дифференциации, фуркаций,профилактической, образовательной системы.
Практика показала, что особенно остро стоит вопрос при применениипрофилактических, правоприменительных воздействий на несовершеннолетних саномалиями психики. Существуют психические аномалии, не исключающие вменяемостилица. К ним относятся различные пограничные формы заболеваний, расстройствапсихической деятельности. Профилактика правонарушений несовершеннолетних сгзтол': :; ей психики занимает особое место. Задача этого направления состоит втом, чтобы предупредить перерастание поведения лиц с_ психическими аномалиямииз антиобщественного в преступное. Важно определить роль и степень влиянияпсихического расстройства на преступное поведение, в том числе мотивацию, чтотребует глубоких и серьезных исследований.
Таким образом, мы пришли к выводу о необходимости педагогически  целесообразного    сочетания    гуманноличностного стиля отношений к подросткус отклоняющимся поведением с применением тормозящих приемов.
Гуманно-личностный стиль включает:
· вниманиек подростку как к личности, индивидуаль­ности, личностное равенство педагога сподростком, ува­жение прав подростка;
· исключениеавторитарного воздействия, акцентирования недостатков подростка;
· пониманиепричин социальных отклонений, тактичность помощи;
· обеспечениеуспеха в деятельности, положительное стимулирование, оптимистическая гипотеза.
Тормозящие приемы рекомендуется применять лишь послесоответствующей серии приемов личностного подхода, после того, как воспитательубедится, что он не находит поддержки внутренних сил личности. Принуждение,наказание должны быть обязательно поняты подростком и должны учить, в противномслучае они вызовут только ответную реакцию активного сопротивления ивраждебности. Методы отрицательного стимулирования не должны задевать личноедостоинство, унижать личность.
Ключевым фактором, повышающим сопротивляемость субъекта кдеформирующим воздействиям среды является личностная зрелость человека,характеризующая способность к самореализации. Как показывают исследования,регуляторные механизмы начинают развиваться в подростковом возрасте врезультате противоречия между собственной активностью подростка внешнейрегуляцией, например, воспитанием. Если регуляторные механизмы недостаточноразвиты, человек не способен стать субъектом собственной жизни, он остаетсяобъектом воспитания и внешних воздействий.
Таким образом, социально-педагогическая поддержка должнаориентироваться на усиление таких регуляторных механизмов, как самопознание,способность к позитивной дезинтеграции.
Помимо способности к саморегуляции,  показателем личностной зрелостиявляются способности человека самостоятельно мыслить и принимать решения, бытьсубъектом собственной жизни, а не объектом воспитания и внешних воздействий.
Социально-педагогическая поддержка будет действительноспособствовать минимизации процесса дезадаптации, если имеет конечной цельюразвитие социальной субъектности несовершеннолетнего, носит дифференцированныйхарактер и опирается на развивающие стратегии социально-педагогической работы.
Дифференциация в оказании социально-педагогической поддержки необходимав отношении различных категорий несовершеннолетних с отклонениями в поведении.
Работа будет иметь желаемый конечный результат только в случаеадекватных, своевременных воздействий как на личность несовершеннолетнего, таки на десоциализирующие его факторы. Должно быть исключено вмешательство всудьбу детей и подростков без анализа генезиса и механизма формированияотклоняющегося поведения. Личностный подход реализуется с учетом полученныхсведений при диагностике личности, направленной на выявление:
а) неблагоприятных психобиологических, педагогических,социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения впсихологическом и социальном развитии несовершеннолетних;
б) криминогенной среды и лиц, вовлекающих несовершен­нолетних впреступную и иную антиобщественную деятельность;
в) особенностей личности, опираясь на которые, можно изменить еенегативистскую позицию.
Для реализации поставленных задач в структуресоциально-педагогической модели КДН предусмотрено звено, обеспечивающееиндивидуальную диагностику личности несовершеннолетних, условий их жизни и воспитания.
Этим  звеном  является  Служба  диагностики  Центрапсихолого-педагогической, медико-социальной помощи детям, который осуществляетсоциально-педагогическую диагностику и   на   ее   основе   разрабатывает  «Индивидуальную коррекционно-воспитательную программу».
Таким образом, целенаправленная системная социально-педагогическаядеятельность по защите прав детей с отклонениями в поведении, оказавшихся всоциально-опасном положении, оказала заметное влияние и на всюсоциально-педагогическую, воспитательно-профилактическую среду в районе.
Глава 3. Деятельность КДН по защите прав детей и семей группыриска (на примере КДН при администрации Октябрьского района г. Тамбова).
В данной главе рассматривается экспериментальнямодель деятельности КДН по защите прав несовершеннолетних. Формы работы сподростком. Результаты социально-воспитательного, педагогического характера,полученные в процессе внедрения новой модели.
3.1 Коррекционно-воспитательная работа КДН
Индивидуальная коррекционно-воспитательная программа. Клиент:подросток; возраст 15 лет; пол женский. Основание: заявка от школы по   факту  пропусков   школьных   занятий,   систематического   употребления алкоголя итабакокурения подростком. 1 этап. Диагностика жизненной ситуации личныхособенностей подростка.
Характеристика учебной ситуации:
В течении последних 3-х лет нерегулярно посещает школу, плохоусваивает учебный материал, имеет задолженности практически по всем предметам.За  четверть не аттестована по основным предметам. Девочка также не выбрала длясебя дальнейшего образовательного и профессионального маршрута. Педколлектив непользуется ее уважением.
Характеристика семейной ситуации:
Девочка воспитывается в малообеспеченной семье (отец — инвалид II группы, мать на пенсии).
Отец злоупотребляет спиртными напитками. На момент появления всемье социального педагога об алкогольной зависимости своей дочери родителямизвестно не было. Они не обладали также информацией об учебной ситуации дочерии о том, как их дочь проводит свободное время.Родители не пользуются уважениемподростка. Группа окружения: группа подростков, употребляющих алкоголь. Личныепроблемы: употребляет алкоголь 1-2 раза в неделю.
2 этап. Анализ первичной информации, определение основных проблемподростка. Проблемы:
— отсутствие интереса к учебе;
— алкоголизм;
— вовлечение в асоциальнные связи и аморальный образ жизни;
— инфантильность в отношении к своей жизненнойпозиции.
3 этап. Создание индивидуальной коррекционно-воспитательнойпрограммы. Реализация программы.
На основе выделенных проблем была составлена индивидуальнаяпрограмма по социальной реабилитации и адаптации данного подростка. I. Коррекциявнутрисемейных отношений. Задачи работы:
1. Обучение родителей педагогической реакции на поведениеподростка.
2. Обучение родителей навыкам конструктивного взаимодействия сподростками.
3. Распределение семейных обязанностей с участием подростка.
4. Ознакомление родителей с возможным сценарием судьбы подростка.
5. Подключение родителей к решению проблем в обучении, впрофессиональном самоопределении, преодолении алкогольной зависимости.Установление еженедельного контакта между матерью и классным руководителем.
6.     Организация    совместного    семейного    досуга, обсуждениясемейных проблем. Задачи:
1. Информирование педагогического коллектива относительносоциально-психологических особенностей подростка.
2. Обеспечение индивидуального подхода в обучении.3. Установлениеконтроля за посещаемостью со стороны классного руководителя.
4. Назначение шефа-наставника из числа педагогов, выполняющегороль посредника между подростком и коллективом школы.
5. Включение подростка в общеклассные и общешкольные мероприятия.
Формы работы:
Собеседования с педагогами и администрацией школы.
4 этап Социальная помощь подростку. Задачи:
1. Оказание материальной помощи от органов социальной защиты.
2. Представление бесплатного питания в школе. Формыработы: Подготовка  необходимых   документов.    Организация получения льгот.
 5   этап   Выстраивание  жизненной   перспективы   и  помощь  в   решении личных проблем. Задачи:
1. Ориентация в выборе профессии.
2. Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
3. Формирование навыков, облегчающих социальную адаптацию.
Формы работы:
Организация консультации по профориентации.
Трудоустройство в летний трудовой лагерь. Предоставлениеинформации по учебным заведениям. Организация индивидуальных консультаций спсихологом по коррекции ценностных ориентации.
Включение  в  тренинговую  группу  по  развитию  способности эффективно взаимодействовать с социальной средой и производить значимыеизменения в своей жизни. Обучение техникам снятия неблагоприятных состояний.
6 этап. Оценка результатов работы.
После проведения реабилитационных мероприятий девочка регулярнопосещала школьные занятия, закончила 9 класс с удовлетворительными оценками. Всоответствии с рекомендациями профконсультанта через центр занятости она подаладокументы и была зачислена в ПТУ.У нее улучшились межличностные отношения с родителями,она реально смотрит на реальные события, осознает роль учебного процесса,активно обращалась за помощью к специалистам Центра.
Основными формами работы являются следующие: текущийсоциально-педагогический патронаж, наблюдение, консультирование, групповаяработа, педагогический консилиум специалистов, в том числе по месту учебыребенка.
3.2. Отклоняющееся поведение в разрезе микросоциума
Поведение ребенка может быть нормальным, если взаимодействие егосо средой «адекватно отвечает потребностям и возможностям его развития исоциализации при адекватном учете данной средой его индивидуальности в еединамических возрастных, рефлективных и, в ряде случаев, патологическихпроявлениях.
Отклоняющееся поведение в таком случае характеризуется каквзаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию,вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей егоиндивидуальности, и проявляющееся в поведенческом противодействииустановленным, нравственным и- правовым общественным нормам.
Социальная микросреда является, с одной стороны, одним изважнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализацииличности, с другой — необходимым условием успешного развития этого процесса.
Социальная адаптация — это процесс приспособления индивидума кусловиям окружающей среды.
В социальной психологии „адаптация“ рассматривается некак изолированный и самодостаточный процесс, а как одна из сторон социализации,т.е. усвоения индивидом социального ' опыта, „предполагающего включение всистему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этихотношений“.
Человек (ребенок) как целостная биосоциальная система подчинен нетолько законам социальной детерминации, но и биологическим законам созревания.
Под влиянием обучения, воспитания, среды, происходит процесснепрерывного гетерохромного изменения в психике и организме человека всоответствии с психобиологическими закономерностями созревания индивида.
Социальное воспитание — педагогически ориентированная ицелесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколениюв период его включения в социальную жизнь.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации ученыевыделяют различные ее типы: патогенную, психосоциальную, социальную,педагогическую, медицинскую и др.
В условиях школьного, семейного, общественного воспитания те илииные формы детской дезадаптации воспринимаются педагогами и родителями как»трудновоспитуемость".
Трудновоспитуемость предполагает сопротивление ребенкацеленаправленному педагогическому воздействию.
Сопротивление   это   может   быть   вызвано   самыми.разнообразными причинами, включая педагогические просчеты родителей,воспитателей, учителей; дефекты психического и социального развития,особенности характера, темперамента, другие  личностные  характеристики ребенка;  особенности возрастного кризисного периода;  неумение педагога найтииндивидуальный подход к ребенку,  проявление у подростка самостоятельногокритического мышления, неприятие трудных условий в которых он оказалсянезависимо от своего желания.
Многообразие предпосылок и причин отклоняющегося поведенияопределяет и разнообразие подходов к работе по предотвращению отклоняющегосяповедения несовершеннолетних. Анализируя процесс формирования отклоняющегосяповедения с точки зрения многофакторного влияния внешней среды, современныеисследователи обращают внимание на активность личности как субъекта приобщенияк социальным ценностям (А.В.Петровский, А.Маслоу), как субъекта самосознания(И.С.Кон), самооценки (М.С.Неймарк, Л.И.Липкина), моральной саморегуляции(В.С.Мухина). В этих исследованиях личность выступает как система представленийчеловека о самом себе, на основе которых он строит свое поведение. Такой подходпредполагает сосредоточенность на личности подростка, на его самосознании,мотивах, направленности как первопричине его социальных бед, а значит, ивозможность преобладания мер социального контроля и ограничений в превентивнойпрактике.
Мы опираемся на подход, разрабатываемый в исследованияхС.А.Беличевой, в которых социальная дезадаптация индивида, неадекватность егоповедения рассматривается как выражение нарушений процесса социализации,возникающих вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств, на разных возрастныхэтапах.
Так,  например,  дети,  лишенные  родительской  заботы,попечения,  наиболее склонны к бродяжничеству,  совершению правонарушений.    По     данным     статистики     60% несовершеннолетних, совершившихправонарушения, проживали в детских домах и школах-интернатах.
Из числа детей, оставленных в роддоме молодыми женщинами ввозрасте от 14 до 17 лет, после выхода из детдома 30% становятся бомжами, 20% — преступниками, 10% -заканчивают жизнь самоубийством.
Высокий, социально обусловленный риск нарушений психическойадаптации, отклонений личностного развития, школьная неуспешность и проблемыповедения наблюдаются в группе детей из семей беженцев и вынужденныхпереселенцев, мигрантов, из семей, испытывающих серьезные социальные лишения.По данным Федеральной миграционной службы России, на 01.01.98 г.зарегистрировано 1192 тыс… беженцев и вынуж­денных переселенцев (в основном изстран СНГ и Балтии). Из них 15% — это дети, разлученные с родителями или неимеющих их.
Неподдельный интерес к этим детям проявляют криминальные элементы.Такой ребенок легко находит себе «приют» в различного рода группахсверстников асоциальной направленности.
Статистика показывает, что в современных условиях все большееколичество детей становится жертвами насилия. Это дети, находящиеся вэмоционально невыносимой и неразрешимой для ребенка конфликтной ситуациипритеснения и пренебрежения его потребностями и интересами. В 1997г. посравнению с 1995г. на 7,2% увеличилось количество исков о лишении родительскихправ, удовлетворенных судами Российской Федераций, возросло число родителей,для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей.Комиссиями по делам несовершеннолетних органов исполни­тельной власти всехуровней в 1997 г. рассмотрено более 159 тыс. дел в отношении родителей, необеспечивающих должного развития и воспитания детей. На начало 1998 г. на учетев органах внутренних дел состояло 143,6 тыс. родителей и лиц, их заменяющих,которые не выполняли своих обязанностей по воспитаыухги детей.
По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохогообращения с ними родителей более 90 тысяч детей. Около тысячи в месяц исчезаютбесследно.
Исследования показывают, что в школах также широко практикуетсянасилие над детьми.
Судя по исследованиям последних лет к числу предпосылокотклоняющегося поведения следует отнести различные нервно-психическиезаболевания и отклонения, в 60% случаев вызванные неблагоприятными условиямитруда женщин, ухудшением экологической обстановки, ростом детского травматизма,высоким уровнем заболеваемости родителей, осо­бенно матерей, вызванныхотсутствием в силу многих причин культуры здорового образа жизни.
По данным Н.И.Фелинской, у 44,1% несовершеннолетнихправонарушителей, состоящих на учете в детских комнатах милиции, наблюдалиразличные психические аномалии. По данным А.К.Личко, отклоняющееся поведение,проявляющееся в прогулах, мелком воровстве, драках, хулиганстве, отмечается у40% подростков, наблюдавшихся по поводу нервно-психических нарушений безпсихоза, главным образом, при психопатиях, акцентуациях характера. Исследование151 подростка, учащихся спецшколы для несовершеннолетних нарушителей,проведенное И.Ф.Мягковым и Ю.В.Юровым у 68% исследуемых выявило различныенервно-психические отклонения: неврозы и невротические проявления послеперенесенных органических поражений мозга, задержки психического развития,патохарактерологические изменения, психопатии, легкие степени олигофрении,энурез и др.
Число детей с выраженными формами умственной отсталости вРоссийской Федерации продолжает расти и на начало 1998 г. составило 563,7 тыс.,из них 57,5% — мальчики и 42,5% — девочки. Самой многочисленной группой средитаких детей является возрастная группа 10—14 лет (45,1%); вторая по численности— дети 5—9 лет (33%); третья группа — дети в возрасте 0—4 года (14%).
В целом анализ статистики и изучение практики показывают, чтоимеющие место в современных условиях нестабильного социально-экономическогоразвития страны массовое  несоблюдение  прав  детей  в  широком  социально-педагогическом,       психолого-педагогическом      смысле способствует роступравонарушений в подростковой среде, усиливает негативные тенденции исоциальные отклонения среди несовершеннолетних.
Мы  исходим  из  того,  что  самоуправляющий  механизм личности ивзаимодействующая с ним направленность личности, являются  мотивационной основой  поведения  подростка  в существующей социально-правовой ситуации, т.е.предпосылкой формирования  отклоняющегося  поведения  может  являться нарушениеправ ребенка на адекватное его природным задаткам развитие и реализациюприродных способностей в естественных условиях существования; на своевременноеполучение всех необходимых видов помощи и поддержки на современномпрофессиональном уровне; на учет микросоциумом (со всей его инфраструктурой,государственными институтами) потребностей ребенка, его конкретныхпсихофизиологических, этнических и культурных особенностей; на защиту детей отразличных форм насилия, ущемления их естественных и гражданских прав, как всемье и микросоциуме, так и в государственных учреждениях.
Несовершенство механизма по реализации и защите прав ребенканезамедлительно сказывается на процессе социализации, развития личности,становясь социальной детерминантой отклоняющегося поведения несовершеннолетних.
Такое «неадекватное» поведение различается учеными ипрактиками по направленности, степени общественной опасности, по содержанию ихарактеру отклонения, по его типу и уровню. Мы в своем исследовании опиралисьна типологию личности несовершеннолетних правонарушителей, используемую висследованиях Р.М.Миньковского, Н, В.Вострокнутова ( ). Таким образом, механизмформирования отклоняющегося поведения может быть представлен следующей схемой.
Схема 1. Механизм формирования отклоняющегося поведения (нарушениеправ ребенка как фактор социальных отклонений).
/>
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сферепрофилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в ихповедении, применяя меры административно-правового характера по социальномуконтролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализацииправ ребенка.
Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитнойдеятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, делаяее органическим и необходимым звеном, частью системы социального воспитания, всодержании которой на передний план выдвигается задача приведения всоответствие двух сторон взаимодействия — общества, направляющеговоспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересахкаждого человека; и механизма активизации самой личности, ее творческогопотенциала на благо общества.
Таким образом, все более действенной становитсясоциально-педагогическая парадигма правозащитной деятельности в сферепрофилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних, нацеленная напреобразование окружающей среды, создание гуманных отношений в социуме, поискмеханизмов педагогически компетентного вмешательства в различные (в т.ч.кризисные) -личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальнойзащиты личности.Заключение
Важным фактором совершенствования правозащитной деятельности КДНявляется принципиально новый подход к кадровому обеспечению работы комиссии,включающий; формирование нового социально-педагогического мышления у всехответственных секретарей КДН, действующих на постоянной профессиональнойоснове; полноценное задействование возможностей общественности каквоспитательного института, который объединяет всех непрофессиональныхвоспитателей — организации или отдельных лиц, выполняющих правозащитные функциина добровольно-общественных началах, независимо от оплаты труда; введение впроцесс правозащитной деятельности специально подготовленной для работы вусловиях открытой среды категории педагогических работников — социальныхпедагогов, обеспечивающих интеграцию целенаправленных и средовых влияний наразвивающуюся личность, а также стимулирующих развитие субъектной позицииребенка в этом процессе, регулирующих взаимоотношения в системе«личность-семья-общество».
Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сферепрофилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в ихповедении, применяя меры административно-правового характера по социальномуконтролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализацииправ ребенка. Такой подход принципиально меняет концепцию правозащитнойдеятельности в сфере профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних,делая ее органическим и необходимым звеном, частью системы социальноговоспитания, в содержании которого на передний план выдвигается задачаприведения в соответствие двух сторон взаимодействия — общества, направляющеговоспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересахкаждого человека; и механизма активизациисамой личности, ее творческогопотенциала на благо общества.
В настоящее время стоит задача дальнейшего укрепления и развитиясоциальных функций Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,разработке педагогических основ правозащитной деятельности как комиссии поделам несовершеннолетних, так и других учреждений и служб системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Список использованной литературы.
1. АверинА.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М., 1984.
2. АкбердинР.З., Кибанов АЛ. Совершенствование структуры, функций и  взаимоотношений детейгрупп риска: Учебное пособие. М., 2005.
3. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1988.
4. АнцуповАЛ.,ШипиловА.И. Конфликтология. М., 2004.
5. АфанасьевВ.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
6.  БабаеваММ. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
7. БергА.И. Организация и управление. Вопросы теории и практики. М., 1968.
8. БернЭ. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
9. БерталанфиЛ. Общая теория систем — критический обзор // Исследования по теории систем.М., 2005.
10. БирС. Мозг девиатного поведения. М., 2004.
11. БогдановАЛ. Всеобщая организационная наука: В 2 т. М., 1989.
12.  БородкинФ.М., Коряк Н.М. Внимание: Конфликт! Новосибирск, 2004.
13. ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 2002.
14. ИльясовФ.Н. Удовлетворенность трудом. Ашхабад, 1988.
15. ИсаенкоА.Н. Кадры управления комитетов по делам несовершеннолетних. М., 2004.
16. КабаченкоТ. С. Психология управления. М., 1999.
17. КарлоффБ. Стратегия конфликта. М., 2001.
18. КонИ.С. Социология личности. М., 1967.
19. МильнерБ.З. Проблемы управления в современной Америке. М., 2004.
20. МильнерБ.З. Теория организаций. М., 1998.
21. ОбозовН.Н. Межличностные отношения. Л., 2004.
22. СанталайненТ. и др. Управление по результатам. М., 1988.
23. СвенцицкийАЛ. Социальная психология управления. Л., 1986.
24. СиренкоВ.Ф. Интересы — власть — управление. Киев, 1991.
25. СкоттД. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1991.
26. СмирновЭ.А. Основы теории социальных организаций. М., 1999.
27. Современноеуправление: Энциклопедический справочник: В 2 т. М., 1997.
28. Социологическийэнциклопедический словарь. М., 1998.
29. Социология:Словарь-справочник. М., 2000. Т. 1—3.
30. ТеехироК. Стратегия и структура японских девиантных комитетовМ., 2004.
31. ТернерДж. Структура социологической теории. М., 1985.
32. ТичиН., Деванна М.А. Лидеры реорганизации. М., 2000.
33. УдальцоваМ.В. Социология управления: Учеб. пособие. Новосибирск, 2005.
34. Шибутани Т.Социальная психология. М., 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.