Реферат по предмету "Педагогика"


Психолого-педагогические основы обучения математике

Развитие представлений дошкольников о геометрических фигурах
 
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала средней группы, необходимо предложить детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например:
Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах можно провести игру типа ЛОТО. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которая демонстрировалась. Затем, можно предложить детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, важно, что дети, вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними необходимо заниматься в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные.
Опираясь на полученные ранее знания, можно познакомить детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовать имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.Развивающая игра«Собери бусы для матрешки»
 
Цель: осуществлять решение задачи подборк названию, вызвать интерес к деятельности, творческому воображению.
Материал: карточки с изображением ниточки,набор геометрических фигур, кукла матрешка.
Ход: перед детьми выкладывается карточкас изображением ниточки. Дошкольники должны выложить на ниточке бусы(геометрические фигуры), каждой бусинке дается имя: бусинка — круг, бусинка — треугольник и т. д. Дети повторяют названия геометрических фигур за воспитателем.Сначала работают с геометрическими фигурами — круг, квадрат, треугольник, затемвводится прямоугольник и овал. Воспитатель выкладывает бусы сам, но по ходуигры вводится ИПС — «Бусы рассыпались». Детям предлагается помочьпостроить бусы для матрешки самостоятельно, по словесной инструкциивоспитателя. Инструкция: «Возьми круг и положи его на ниточку».
 
Упражнение
Материал: набор фигур — пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький),маленький красный квадрат.
 />
Задание: «Определи,какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные- круги.)».
Определение времени почасам
 
Для измерения времениприняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смена лунных фаз,смена времен года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своейоси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца.
Продолжительность одногооборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. В обыденной жизни вместослова «сутки» часто говорят «день», хотя точнее день — это продолжительностьвремени от восхода солнца до его заката. В разных местах земного шара и вразное время года продолжительность дня и ночи различна, поэтому для измерениявремени понятия «день» и «ночь» как эталоны непригодны. Сутки как мера времениимеют свою определенную количественную характеристику — 24 часа, поэтому времяизмеряется сутками. Это первая естественная единица измерения времени.
Сутки принято делить начетыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление, с одной стороны, связанос объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи сразличным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушногопространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а с другой стороны, сосменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда иотдыха. Продолжительность каждой части суток бывает различной, поэтому их сменапринята условно.
В Словаре русского языкаС.И. Ожегова дается такое определение частей суток: день — часть суток от утрадо вечера; вечер — часть суток перед наступлением ночи, следующая послеокончания дня; ночь — часть суток от вечера до утра; утро — начало дня.
При обучении детейраспознаванию частей суток достаточно ограничиться соотнесением правильногообозначения каждой из частей суток (утро, день, вечер и ночь) с соответствующимпромежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной длянего деятельности и внешним признакам. Поэтому в «Программе воспитания вдетском саду» рекомендуется начинать развитие представлений о времени в младшемдошкольном возрасте с различения отдельных частей суток, а в средней группе наэтой основе показать последовательность, сменяемость частей суток и суток вцелом (одни сутки сменяют другие, и наступает новый день).
В процессе эмпирическогоопыта, самостоятельно дети приобрести эти знания о частях суток не могут — этоподтверждается результатами обследования представлений детей разных возрастныхгрупп.
Мы выясняли, как детиопределяют части суток по деятельности, характерной для того или иного отрезкавремени, знают ли названия частей суток, как ориентируются во времени в течениедня. Детям предлагали ответить на следующие вопросы: «Когда тебя мама приводитв детский сад? Когда вы в детском саду спите? Когда тебя забирают из детскогосада? Когда ты спишь дома?»
Мы использовали такженабор из четырех картинок, где были изображены виды деятельности, характерныедля каждой части суток. Картинки предъявляли детям поочередно и задаваливопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной накартинке, и некоторым объективным показателям дети должны были определить иназвать время. Такое обследование проводилось во всех возрастных группахдетского сада.
При этом выяснилось, чтодаже дети первой младшей группы пытаются, и довольно успешно, определить времяхорошо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Мы показывали имкартинки, доступные и близкие по содержанию, выясняли, что на них нарисовано, азатем задавали вопрос: «Когда это бывает?» Пытаясь определить время действия,малыши называют в основном день и ночь. Если на картинках была изображена любаяактивная деятельность при дневном освещении, дети говорили, что это день;картинки с сумеречным освещением или электрическим светом, в интерьерах которыхимелись кровати, определяли как ночь. Конкретность мышления детей третьего годажизни выразилась в том, что они соотносили изображенную на картинкедеятельность со своим личным опытом, например: «Это бывает, когда мы идем домойиз сада. Ночью мы с мамой идем» (т. е. зимним вечером); «Мальчик ест кашу. И яднем ем кашу». Подобное сопоставление содержания картинок с собственным опытому детей других возрастных групп наблюдалось лишь в единичных случаях.
Как видим, разница вусвоении навыка определения и называния различных частей суток у детей младшегои старшего возраста незначительная. Несмотря на проводимую в детских садахработу по ознакомлению детей с различением и называнием частей суток всоответствии с программой, всего лишь 35% детей старшего дошкольного возрастаправильно определили такую часть суток, как день. Дело в том, что названия«утро» и «ночь» ребенок чаще других слышит от взрослых как дома, так и вдетском саду. «Спокойной ночи», «Доброе утро», — говорит часто мать, авоспитатель приглашает: «Приходи утром в детский сад». Кроме того, для утра и ночихарактерны постоянные виды деятельности (подъем, одевание, гимнастика, ночнойсон). Различению утра и ночи способствуют и типичные объективные показатели:свет или темнота за окном, восход солнца или луны. Все это помогает детям впроцессе повседневной жизни научиться более активно различать и называть этичасти суток.
Различение и называниедня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этихпонятиях почти не увеличивается от одной возрастной группы к другой. Вероятно,это связано с тем, что дети реже слышат эти слова, к тому же слово «день»используется в разных значениях (день как сутки, как половина суток и как частьсуток). Для этих промежутков времени характерно многообразие видовдеятельности, границы их расплывчаты, объективные показатели (летом — длявечера, зимой — для дня) весьма относительны. Поэтому в активном словаре детейслова «день» и «вечер» встречаются реже.
Вместе с тем анализпоказывает, что даже если слова-названия отсутствуют в словаре ребенка, это ещене означает, что у него нет представления об этих отрезках времени. Слова«день» и «вечер» заменяются часто указанием конкретных действий, совершаемых вданное время («День — когда обедаем», «Вечер — когда мама за мной придет» и т.п.). Иногда дети затруднялись ответить на вопрос: «Когда это бывает?» — ипотому, что не понимали значения самого вопросительного слова «когда?». С этиммы столкнулись во всех возрастных группах, но особенно это проявлялось умладших детей.
В средней группе мыпроверяли знание детьми последовательности частей суток. Только половина из нихмогла установить правильную последовательность частей суток и обоснованностьее, например: «После утра — день, потом вечер, потом ночь и кончается день. Апотом опять утро». Детям в среднем дошкольном возрасте уже доступно усвоениепоследовательности и текучести времени, но в представлении многих из нихпоследовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета — утро.Когда было предложено положить картинки в соответствии с последовательностью частейсуток, начиная с ночи («Я положу картинку, где нарисована ночь. Какие тыположишь по порядку потом?»), дети отвечали: «Это нельзя, потому что после ночиничего нет» или: «Так не бывает». В их представлении ночью кончаются сутки, аутром — начинаются.
Для установленияпоследовательности частей суток мы, предлагали детям картинки-рисунки 1—4.Рассматривая эти картинки и отвечая на вопрос: «Когда это бывает?», детивоспринимали их как показатели частей суток и называли части суток. Когда этиже картинки было предложено разложить в соответствии с тем, что было раньше, ачто потом, дети раскладывали их по порядку следования изображаемой деятельностии объясняли это так: «Сначала ребенок спит, потом делает гимнастику, потом ест,потом играет». Они воспринимали картинки в последовательности, соответствующейконкретным сюжетным действиям, а не как средство обозначения частей суток, т.е. опирались в основном на изображенную деятельность, не замечая показателейвремени. Деятельность как более знакомый и конкретный признак затушевывалаобъективный признак — степень освещенности пространства, луна, звезды (ночью).
Следовательно, в процессеобучения необходимо в большей мере включать объективные показатели дляраспознавания частей суток — положение солнца в разное время дня, различнуюсилу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего вразные части суток. Так, можно показать преобладание голубого цвета в утренниечасы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цветасможет служить показателем различных частей суток, т. е. появится возможностьиспользовать цветные знаки (например, квадратики голубого, желтого, серого ичерного цвета) как модели, символизирующие один из значимых признаков каждойчасти суток — ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразитьсущественные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положениемсолнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могутслужить наглядным материалом как для распознавания частей суток, так и дляустановления последовательности между ними, помогут детям составитьпредставление о продолжительности суток.
При овладениидошкольниками навыком различать, называть части суток и определять ихпоследовательность отмечены следующие особенности: 1) неравномерность вовладении названиями частей суток; 2) выделение раньше тех частей суток,которые чаще называются взрослыми, связаны с характерными видами деятельности иимеют конкретные признаки; 3) соотнесение показателей частей суток с собственнымопытом жизни и деятельности; 4) определение последовательности частей суток,как правило, начиная с утра.
Исходя из этихособенностей, мы наметили методы работы по формированию у детей знаний о частяхсуток, их последовательности, о сменяемости суток.
Время воспринимаетсяребенком опосредованно, по каким-либо конкретным признакам. Но эти конкретныепризнаки («Утро — когда светло и дети идут в детский сад», «Ночь — когда темно,дети и взрослые спят») нестабильные, они зависят от времени года, от географическогоположения того или иного места. Небезусловен при определении частей суток ииндивидуальный опыт ребенка. Признаки ночи (темно, все ложатся спать) могутбыть нехарактерны для детей, у которых родители работают по сменам. Поэтомуиндивидуальные особенности быта должны быть обязательно учтены в обучении детейразличению частей суток.
Конкретным определителемвремени для детей является в первую очередь их собственная деятельность — «Освоение времени совершается медленно и осуществляется лишь через практическуюдеятельность самих детей, когда воспитатель специально вычленяет в ней этусторону жизни». Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретнымисущественными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.
Какие же виды деятельностиследует использовать как показатели разных частей суток? Среди разнообразныхвидов деятельности, которые ежедневно повторяются в режиме дня ребенка, естьпостоянные, имеющие место только в определенное время: это приход в детскийсад, зарядка, завтрак, обед, послеобеденный сон и т. п. Есть и вариативные видыдеятельности, повторяющиеся несколько раз в течение дня, в разные части суток:игра, умывание, одевание и раздевание, прогулка и т. п. Постоянные видыдеятельности в первую очередь могут быть использованы в качестве показателейвремени частей суток. Показать эти виды деятельности и связать время ихпротекания с определенным названием частей суток можно, разговаривая с детьмиоб этой деятельности и времени или показывая эту деятельность на картинках.
Ознакомление детей счастями суток согласно «Программе воспитания в детском саду» начинается совторой младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать иобозначать словами все четыре части суток. В связи с особенностями данноговозраста для определения каждой из частей суток мы должны были использоватьдеятельность, максимально приближенную к личному опыту каждого ребенка.
Ознакомление с частямисуток мы начали с беседы о личном, конкретном опыте детей (приводим краткуюзапись).
Воспитатель. Дети, выпросыпаетесь дома, когда мама скажет: «Пора вставать, уже утро!» Что вы делаетеутром?
Надя Н. Я одеваюсь,убираю кровать, потом иду умываться. Мама меня причесывает, и мы идем в сад.
Воспитатель. Когда выприходите в детский сад?
Коля Б. Когда мамаприведет, утром. Когда все идут на работу.
Воспитатель. Что выделаете утром в детском саду?
Дети. Играем. Зарядкуделаем. Завтракаем.
Воспитатель. В детскомсаду вы каждый день делаете гимнастику, завтракаете. Потом проводится занятие.Все это мы делаем утром. Сейчас утро, и мы занимаемся.
Такие беседы мы проводилина занятиях по математике, уделяя при этом особое внимание упражнению детей вправильном назывании частей суток. В повседневной деятельности мы такжеупражняли детей в использовании названий частей суток, в соотнесении действий сопределенным временем суток.
Знакомство детей свременным вопросом «когда?» и закрепление их умений по характерной деятельностии некоторым объективным показателям определять части суток осуществлялись намив занятиях по картинкам. Детям показывали картинки с изображением постоянныхвидов деятельности, характерных для каждой части суток (иногда использоваликартинки сказочного содержания, связанные с деятельностью сказочных персонажейв различные части суток), спрашивали: «Когда это бывает?» Одни называли времядействия без объяснения, другие объясняли при этом, почему они так думают. Напоследующих занятиях дети должны были выбрать из нескольких те картинки, накоторых нарисовано то, что бывает в какой-либо один период суток (утром, днем,вечером, ночью).
Для закрепления знанийдетей использовали чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которыхописывались характерные для данной части суток практические действия, например:
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег вкровать,
Только слон не хочетспать...
(А. Барто.)
В работе с детьми младшихгрупп мы применяли и наиболее простые словесные игры, в которых активизировалиих словарь за счет слов-названий частей суток. Например, в игре «Назовипропущенное слово» воспитатель говорил предложение, пропуская название частейсуток: «Мы завтракаем утром, а обедаем —...?», и дети дополняли пропущенноеслово. Одновременно воспитатель связывал названия частей суток с наиболеезаметными объективными и природными показателями (светло, темно, солнце, луна).
В средней группе мызакрепляли у детей название частей суток, углубляли и расширяли представленияоб этих отрезках времени, постоянно обращая внимание на разнообразные явления,характерные для каждой части суток. Если в младшей группе при определении,когда это бывает, мы старались опираться на содержание деятельности,максимально приближенной к опыту самих детей, то в средней группе показывали,что бывает и что делают утром, днем, вечером и ночью не только сами дети, но ивзрослые. С этой целью использовали картинки с более широким содержанием:школьники утром идут в школу, салют на фоне вечернего города, люди выходятвечером из театра и др. Рассматривали с детьми серии картинок, на которых нарисовановсе, что бывает, например, вечером (дети уходят из детского сада, играют дома,наблюдают вечернюю улицу с балкона.) Предлагали также самим детям из наборавыбрать все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем.
Показ разнообразнойдеятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществлялся ипосредством игр, рекомендованных Ф. Н. Блехер. Это игры-путешествия в утро,день, вечер, ночь. Начинали игру такими словами: «Мы с вами как будто пойдем напрогулку по улице утром и во время нашего путешествия будем смотреть, кто чтоделает утром. Мы вышли из дома и видим чистые, политые водой мостовые. Кто эторано утром убрал улицы?» В ходе таких игр дети закрепляют навык в определениичастей суток, свободного включения в речь их названий.
После того как детинаучились определять части суток по разнообразной деятельности, их вниманиесосредоточили на объективных показателях, символизирующих время (положениесолнца, степень освещенности земли, цвет неба и др.). В этих целях организовалинаблюдения за этими явлениями на прогулках. Поскольку восход и заход солнца вусловиях города увидеть сложно, а серый цвет неба часто сохраняется длительно,мы использовали карточки с изображением цвета неба и положением солнца вразличные части суток.
На первой карточкеизображено утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга срасходящимися лучами светло-желтого цвета. На второй — день: светлоеголубовато-желтое небо, в верхней части светло-желтый круг солнца. Третья —вечер: серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей.Четвертая — ночь: черное небо с месяцем и звездами. Все четыре карточкипоказывали детям одновременно и рассматривали, чем они отличаются. Ставилизнакомый вопрос: «Когда это бывает?» Затем в парах с ними показывали картинки сизображением характерной деятельности и просили детей указать, что общего наних: какой цвет неба, где находится солнце и др. На основе всех этих признаковделали заключение об изображенном времени.
На следующем занятии ккаждой картинке мы прикрепляли соответствующий по цвету квадратик: для утра —голубой, для дня — желтый, для вечера — серый, для ночи — черный. По нашемумнению, цветной символ должен даваться как условный знак, тогда дети легчевоспримут его в качестве носителя определенной информации. Показывая целый рядкартинок со знаками, мы предлагали детям быстро отобрать те, на которыхнарисовано утро, или день, или вечер, или ночь. Быстро разобрав картинки поцветным знакам, дети проверяли правильность отбора, анализируя их содержание.
В дальнейшем детямпредлагались только цветные знаки и по ним закреплялись названия времени суток.Цветные знаки использовались и как раздаточный материал: воспитатель показывалкартинки или читал стихи, а дети, определив, в какую часть суток это бывает, поднималисоответствующий знак. При этом мы использовали строки из знакомых детямстихотворений, завершая их чтение вопросами: «Когда это бывает?», «Чтонаступило?»
Когда дети отчетливоусвоили представления о всех частях суток, научились определять по характернойдеятельности и объективным показателям и правильно называть каждую из них,запомнили цветные знаки, определяющие части суток, мы приступили к уточнениюзнаний о последовательности частей суток. Выше уже отмечались трудности,которые испытывают дети в установлении порядка следования частей суток. Преждевсего они следуют традиционной цепочке слов — утро, день, вечер и ночь — приопределении последовательности частей суток, и точкой отсчета для них являетсяутро. Поэтому мы учили детей устанавливать последовательность частей суток сразных точек отсчета. Например, после выяснения, что бывает днем, спрашивали:«Что наступит после дня? Что делают люди вечером? Кончился вечер. Что наступитпосле вечера?»
В последующих упражненияхпо закреплению знаний о последовательности частей суток использовали цветныезнаки в качестве раздаточного материала и предлагали детям показыватькарточки-знаки, идущие до или после названной воспитателем. Или предлагалиразложить карточки-знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словамипоследовательность частей суток.
В конце года, когда удетей уже сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значениеслова «сутки».
Мы еще не раскрываемколичественную характеристику суток — 24 часа, но продолжительность этой мерывремени можно объяснить, используя части суток. Слово «сутки» должно выступитькак обобщение, т. е. сутки состоят из четырех частей — день, вечер, ночь, утро.Необходимо помочь детям осознать, что день, вечер, ночь и утро — это частицелого — суток, что отсчет последовательности частей суток можно проводитьначиная с любой из них.
При усвоении детьмисредней группы понятия «сутки» мы использовали ряд приемов. На доске в один рядставили четыре картинки одного и того же пейзажа в разные части суток. Покаждой картинке выясняли, когда это бывает. На основании одновременнопредставленных четырех частей суток знакомили с понятием «сутки», опрашивалидетей: «Сколько частей суток нарисовано на всех этих картинках? Как можноназвать одним словом все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, всечетыре части суток?» Дети обычно отвечали: «Весь день», «Целый день». Мыуточняли: «Все эти четыре части носят название «сутки». Утро, день, вечер иночь составляют одни сутки». Затем повторяли, сколько в сутках частей, как ониназываются, каков порядок их следования. Предлагали также сложить знаки-символычастей суток и назвать все это время одним словом.
Проводились также игры,например «Назови соседей»:
— Назови соседей утра.
— У части суток — утрасоседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.
— Назови соседей ночи.
«Назови все части суток»:
— Дети, я назову однучасть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобыполучились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)
Для закрепления понятия осутках и о последовательности частей суток проводили беседу по таким вопросам:«Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части сутокбывают еше? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь?Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.
Все эти приемы позволяютпоказать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках вцелом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести инепрерывности времени.

Списоклитературы
1.        Гусев В.А.Психолого-педагогические основы обучения математике. – М., 2003.
2.        Житомирский Г.С.,Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей.- М., 1975.
3.        Планированиеобязательных результатов обучения по математике / сост. В.В. Фирсов. – М.,1989.
4.        Рихтерман Т.Д.Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.- М., 1982.
5.        Столяр А.А.Педагогика математики.- Минск, 1974.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.