Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Программа "Электронный гражданин" как основа формирования информационной культуры граждан ХМАО-Югры

ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ГРАЖДАНИН» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН ХМАО-ЮГРЫ
 
Махутов Б.Н.
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Постиндустриальный этапразвития цивилизации предполагает становление информационного общества, гдеглавным продуктом общественной практики является производство, распространение,обработка и использование информации и информационных технологий во всех сферахчеловеческой жизнедеятельности. Наиболее широкое и полное определение процессаинформатизации дано А.Д. Урсулом: «Информатизация представляет собой интеллектуально-гуманистическуюперестройку всей жизнедеятельности человека и общества на основе все болееполного использования с помощью средств информатики информации как ресурсаразвития новых информационных технологий с целью создания информационногообщества и дальнейшего становления ноосферы» [1].
Очевидно, что глобальноевнедрение информационных технологий ведет к коренным социальным трансформациямв области экономики, политики, культуры и образования. С технологической точкизрения быстрое и повсеместное распространение современных информационных ителекоммуникационных технологий можно рассматривать как очередной этапнаучно-технического прогресса. Однако особенность проходящей научно-техническойреволюции состоит в том, что она вторгается в информационную сферу, затрагиваятакие основополагающие для всех видов человеческой деятельности процессы, какпроизводство, обработка и передача информации. Таким образом, информатизация являетсянасущной необходимостью общественного развития.
Согласно [2], неумениепользоваться информационными технологиями приводит к т.н. digital divide —неравноправию по признаку доступа к информационным коммуникационным технологиям(ИКТ), что чревато социальными последствиями. Не вызывает сомнений тот факт,что, например, студенты, использующие Интернет, быстрее находят работу, чащеездят на стажировку за рубеж и получают гранты международных организаций.
Программа «Электронныйгражданин — Е-citizen» была разработана под эгидой Фонда ЕСDL (Еuropean Computer Driving Licence) — ведущей международной организации, занимающейсяразработкой и внедрением единых квалификационных стандартов в области ИКТ ипредназначена для людей, никогда прежде не работавших с компьютером, ножелающих войти в мировое информационное сообщество и научиться использоватькомпьютер в повседневной жизни. Курс «е-Сitizen — Электронный гражданин»создается международными рабочими группами под эгидой ЕС, ЮНЕСКО, ИФИП(Международная ассоциация обработки данных) и СЕПИС (Европейский компьютерныйсовет). Эксперты разделены на три рабочие группы: ИТ специалисты, методисты ипользователи. ИТ специалисты дают рекомендации относительно современного рынкаинформационных технологий, наиболее популярного программного обеспечения,тенденций развития ИКТ, методисты разрабатывают содержание курса и тестовыевопросы, а пользователи проводят их апробацию. Полученный в результате работыУчебный план утверждается директоратом Фонда ЕСDL и проходит апробацию в национальныхкомпьютерных ассоциациях 66 стран мира. Таким образом, курс представляет собойидеальное сочетание международного опыта и национальной и региональнойспецифики. [2]
Целями программы«Электронный гражданин» являются:
1.  Преодолеть digital divide и датьвсем, независимо от пола, возраста, местожительства и социального положения,возможность пользоваться информационными ресурсами.
2.  Приобщить максимальное количествограждан к информационному обществу.
3.  Облегчить взаимодействие сгосударственными структурами.
4.  Дать возможность людям общаться черезИнтернет.
5.  Обеспечить эффективность работы иповысить квалификацию служащих.
6.  Дать возможность жителям отдаленныхрегионов получить образование через Интернет.
7.  Сделать квалифицированнуюконсультативную медицинскую помощь доступной для большего числа граждан.
Программа «Электронныйгражданин» состоит из трех блоков — базовые навыки, поиск и обработкаинформации и работа с онлайн-сервисами. В ходе курса слушатели должны научитьсяиспользовать базовые офисные приложения на начальном уровне, работать в сетиИнтернет, проводить поиск информации, работать с порталами государственныхслужб (заполнять декларации, скачивать формуляры, анкеты и т.д.), приобретатьтовары и услуги через Интернет, бронировать гостиницы и билеты, защищатькомпьютер с помощью антивирусных программ, общаться в конференциях и нафорумах. Средняя продолжительность курса — 30 часов, однако она можетварьироваться в зависимости от группы обучающихся или национальной региональнойспецифики. Программа «Электронный гражданин» во многом предполагаетсамостоятельные занятия и выполнение упражнений, однако основная частьматериала дается преподавателем.
После прохожденияобучения слушатель сдает через Интернет тест на соответствие своих знанийтребованиям стандарта «Электронный гражданин», продолжительность теста — 30 минут.Качество полученных в ходе обучения знаний подтверждается независимым тестом,который слушатели проходят по окончании курса. При успешной сдаче тестакандидат получает международный сертификат — Паспорт электронного гражданина,действующий в 70% стран мира.
Проект на территорииХанты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется в рамках мероприятия«Развитие системы подготовки специалистов по информационным технологиям иквалифицированных пользователей» Программы Ханты-Мансийского автономного округа– Югры «Электронная Югра на 2006-2008 годы».
К проекту привлекаютсяжители округа, которые хотят пользоваться возможностями электронной коммерции,активно взаимодействуют с госструктурами или заинтересованы в полученииобразования с помощью информационных технологий, в том числе: школьники,студенты образовательных учреждений среднего и высшего профессиональногообразования, подростки, воины, уволенные в запас после прохождения срочнойслужбы, а также призывники, работники сферы образования и здравоохранения.
Обучение жителей округаосуществляется бесплатно, в очной форме в специально оборудованных компьютерныхклассах с наличием проекционного оборудования и достаточным количеством ПК,подключенных к сети Интернет. Каждый слушатель должен работать на отдельномкомпьютере, имеющем полноценный доступ в Интернет.
По итогам обученияслушатели становятся полноправными членами информационного общества, могутиспользовать его ресурсы в каждодневной жизни и формируют компетенции удаленнойработы с порталами электронного государства, приобретения товаров и услуг черезИнтернет, получения качественной консультативной помощи.
В результате прохожденияобучения в государственном образовательном учреждении высшего профессиональногообразования «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»,слушатели научились использовать базовые офисные приложения на начальномуровне, работать в сети Интернет, проводить поиск информации, работать спорталами государственных служб, заполнять декларации, скачивать формуляры ианкеты, приобретать товары и услуги через Интернет, бронировать гостиницы ибилеты, защищать компьютер с помощью антивирусных программ, общаться вконференциях и на форумах.
Анализ проведенногоанкетного опроса слушателей и тьютеров о содержании программы «Электронныйгражданин» показал, что содержание учебного курса достаточно хорошоразработано, учебные материалы написаны доступным языком, имеется многоиллюстраций, поясняющие проводимые действия.
Для дальнейшегопродвижения проекта «Электронный гражданин» в Ханты-Мансийском автономномокруге-Югре рекомендуем:
1. Постоянноинформировать население округа о социально значимых проектах Комитета поинформационным ресурсам Администрации Губернатора автономного округа,направленных на становление электронного государства.
2. Привлекатьресурсы точек общественного доступа в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре кпродвижению проекта, посредством оказания информационной и консультационнойпомощи населению.
3. Разработатьметодические рекомендации для тьютеров автономного округа, адаптированные подинформационные, правовые и образовательные ресурсы Ханты-Мансийскогоавтономного округа-Югры.
4. Разработатьоткрытый и общедоступный сетевой ресурс на образовательном порталеХанты-Мансийского автономного округа-Югры, позволяющий гражданам автономногоокруга повышать уровень ИКТ компетенций в виртуальном режиме.
5. Провестиретроспективный анализ потребностей различных целевых групп, проживающих натерритории Мансийского автономного округа-Югры на повышение компетенций вобласти информационно – коммуникационных технологий.
6. Провести акции,направленные на бесплатное сертификационное тестирование в сфере ИКТ, которыепозволят с достаточной достоверностью выявить пробелы в компьютерных знанияхразличных категорий граждан автономного округа: школьников, студентов,учителей, преподавателей, библиотекарей.
7. Расширить целевуюаудиторию, за счет привлечения к обучению других категорий граждан – работниковбюджетных организаций, госслужащих, работников муниципалитетов, силовыхструктур, милиции прокуратуры и т др.
8. Внедрять впрактику индивидуальные образовательные траектории обучения для гражданавтономного округа с ограниченными возможностями, посредством обучения на дому.
9. Продолжитьпрактику организации массового обучения граждан Ханты-Мансийского автономногоокруга — Югры направленную на построение информационного общества, неотъемлемойчастью которого являются граждане, компетентные в области информационно –коммуникационных технологий.

Литература
информационнаятехнология культура электронный гражданин
1. Урсул А.Д. Путь вноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.
2. е-Сitizen,Электронный гражданин: официальный учебный курс. Методическое пособие, ЕСDL —Еuropean Computer Driving Licence, М.: Московская типография №13, 2006.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.