Реферат по предмету "Педагогика"


Гигиеническое обеспечение на уроке физической культуры

Пермскийгосударственный педагогический университет
Кафедраанатомии, физиологии и валеологии
«Гигиеническоеобеспечение на уроке физической культуры
в 10 «А»классе, гимназии №2»
Учебно-исследовательская работа
Учебная работастудентки 4 курса
(гр.341)
факультетафизической культуры
Ларионовой Дианы Игоревны
Преподаватель: Работникова
Лиана Владимировна
Пермь, 2008

Введение
Вобщеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, посвоей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации инекоторым другим характеристикам дифференцируется на 4 основные разновидности:1) Учебный предмет “Физическая культура”; 2) Физкультурно-оздоровительныемероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3)Внеклассная спортивно-массовая работа; 4) Общешкольные физкультурно-массовые испортивные мероприятия.
Предмет“физическая культура”, представляя одноимённую область общего образования,обязателен для реализации образовательными учреждениями и для усвоенияучащимися. Программой регламентируются объём учебного времени, образовательныйминимум, трудоёмкость для изучения, результаты, которые выносятся на итоговуюгосударственную аттестацию Государственным образовательным стандартом РФ общегообразования.
Предмет“Физическая культура” интегрирует другие виды физкультурной деятельностишкольников в единый процесс физического воспитания. Данное обстоятельство всовокупности с тем, что предмет выступает как инвариантная область общегообразования, выполняет роль системообразующего начала среди видов физкультурнойдеятельности учащейся молодёжи. Постоянно возрастает его значимость вформировании психофизического состояния детей школьного возраста.
Физическиеупражнения благотворно влияют на рост, развитие, состояние здоровья детей иподростков. Как у спортсменов, так и у учеников наблюдаются изменения вмышечной системе с увеличением объёма и силы мышц. Двигательная активностьстимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование функций всех системорганизма, повышает его физическую и умственную работоспособность. Дозированнаяфизическая нагрузка укрепляет иммунную систему, что повышает толерантностьорганизма к ряду неблагоприятных факторов внешней среды: перегреванию,переохлаждению, гипоксии, инфекционным атакам и стрессовым ситуациям. Болеетого, занятия спортом способствуют успешной учёбе, предупреждают раннеенаступление утомления, сокращают период врабатываемости в школе; способствуютразвитию силы, выносливости, координации движений; отвлекают от вредныхпривычек; воспитывают волю и характер человека.

1. Распределение детейна группы
В целяхдифференцированного подхода к организации уроков физкультуры все учащиеся взависимости от состояния здоровья и физического развития делятся на три группы:Основную, подготовительную и специальную медицинскую группу.
Основная группа:                           Подготовительнаягруппа:
1. АндрееваЕкатерина               1. Казицын Данил
2. Афонин Кирилл                      2.Курбатова Саша
3. Балуев Руслан                         3.Лядов Максим
4. Греднёв Виталий                    4.Манченко Алиса
5. Женин Дмитрий                      5.Сазана Даша
6. Закирова Лиля                        6.Трапезникова Ксения
7. Лекомцева Дарья
8. Луднёва Света
9. Нестеров Павел
10.  Оборина Екатерина
11.  Павлова Надежда
12.  Сотников Семён
13.  Тихонович Дарья
 
2. Соблюдениетрёхчастности урока
 
Необходимо для подготовкиорганизма к выполнению тематического задания и предотвращения переутомления итравматизма.
В подготовительной части(10мин) выполняются упражнения, повышающие работоспособность систем организма,особенно мышечной, дыхательной и нервной, что позволяет в дальнейшем выполнятьболее интенсивные нагрузки без риска их повреждающего действия. При этомвыполняются простые гимнастические упражнения для всех групп мышц и всехсуставов без большой амплитуды и отягощения, стимулирующие функцию аэробнойсистемы.
Основная часть (30 мин) –выполнение темы урока, в которой важно соблюдать следующие принципы:регулярность, преемственность на протяжении всего обучения в школе,комплексность развития различных двигательных умений и навыков, адекватность сучётом возраста, пола и функциональных возможностей учащихся.
В заключительной части(15 мин), назначение которой – подведение организма к исходному состоянию –выполняются упражнения дыхательные на расслабление мышц, ускоряющиевосстановительный процесс, создавая условия к переключению на умственную работуна последующих уроках.
3. Учёт возрастных иполовых особенностей школьников
 
При составлении программыдля младшего школьного возраста (7-11 лет) учитывается необходимость сменыупражнений, исключающих однообразие:
Силовые статические и сзадержкой дыхания, а так же прыжки с большой высоты.
В среднем возрасте (12-15лет) ограничивают применение силовых упражнений, которые могут задержать росткостей в длину. Рекомендуются упражнения на координацию, быстроту ивыносливость в умеренных пределах.
В юношеском возрасте(16-18 лет) выполняются упражнения с определённой последовательностью:скоростные, на выносливость и в последнюю очередь силовые.
Во всех возрастных группахнеобходимо иметь ввиду отличительные особенности организма девочек(расположение органов малого таза, относительная слабость мышечной системы идр.), которые требуют соответствующего уменьшения общей нагрузки, ограниченияупражнений в упорах на снарядах и прыжков с приземлением. На время менструацийдевушек освобождают от занятий физкультурой.
4. Индивидуальныйконтроль за переносимостью нагрузки
Контроль учителя запереносимостью нагрузок осуществляется визуально по окраске кожных покровов,обилию потовыделения и поведению учащихся, а так же по частоте пульса, дыханияи жалобам. Определяет моменты перехода от одной части к другой в зависимости отсостояния учащегося.Внешние признаки Рабочее напряжение Утомление Переутомление Окраска кожи Розовая Покраснение Бледность, цианоз Потоотделение Небольшое, участками Большое, но выше пояса Особо выраженное выше и ниже пояса Дыхание Ровное, глубокое, через нос Учащённое, глубокое через рот Резко учащённое, поверхностное с отдельными глубокими вдохами Движение Координированы, достаточной силы и быстроты Ошибки в сложной координации, снижение силы, и быстроты Ошибки в простых движениях, отказ продолжать упражнения Внимание Чёткое Рассеянное Отсутствует Самочувствие Бодрое Усталость, вялость, сердцебиение Боли в груди, висках, мышцах, тошнота
5. Контроль зареабилитацией после перенесённых заболеваний
ОРВИ (7), бронхит,ангина, отит, грипп (14-28), инфекционные заболевания (21-45), пневмония,плеврит, нефрит, аппендицит (30-60), переломы костей (30-90), инфекционныйгепатит (56-180), ревмокардит (180), сотрясение мозга (60 и более).
Казицын Данил – ОРВИ(07.11.08-14.11.08) — освобождён от уроков ф.к. на 7 дней: 15.11.08-22.11.08.Попадает в подготовительную группу
Курбатова Саша – ОРВИ(15.11.08-21.11.08)-освобождена от уроков ф.к. на 7 дней:
22.11.08- 28.11.08.Попадает в подготовительную группу
Сазина Даша – ОРВИ(09.11.08-15.11.08)-освобождена от уроков ф.к. на 7 дней:
16.11.08-22.11.08.Попадает в подготовительную группу
По истечении указанныхсроков школьники приступают к занятиям физкультурой в подготовительной группеили специальной группе. Контроль за реабилитацией детей осуществляют учитель иврач. По мере восстановления их переводят в вышестоящую группу.
6. Расположение урока физическойкультуры в расписании уроков
 
В 10 А классе уроки ФКпроходят во вторник 3 уроком и в пятницу 3 уроком.
В расписании 1 и 2,4,5,6уроками проходят общеобразовательные предметы.
После занятия ФКшкольники на следующий урок не опаздывают. Заключительная часть проводилась повсем правилам, организм учащегося восстанавливается до исходного состояния.Ученики приходят в спокойном состоянии.
7. Обучение школьников: уход за телом,гигиена спортивной одежды и обуви
 
В гимназии была проведенабеседа с учащимися на тему “Уход за телом, гигиена спортивной одежды и обуви”,следующего содержания:
1.  Основа ухода за кожей
Регулярное мытьё телагорячей водой с мылом и мочалкой не реже 4-5 дней, после этого обязательноменяется нательное бельё. Наиболее загрязнённые его части (лицо, шея, руки,ноги) необходимо мыть с мылом ежевечерне. При занятиях физическими упражнениямикожа загрязняется в значительной степени и более интенсивно выполняет функциювыделения.
Следует принимать тёплыйдуш. Он не только хорошо очищает кожу, но и оказывает успокаивающее действие нанервную и сс систему, повышает обмен веществ и улучшает восстановительныепроцессы. Уход за зубами и полостью рта является надёжной профилактикой многихинфекционных заболеваний. Санацию зубов необходимо проводить регулярно.
2.  Спортивная одежда
В основном изготовляетсяиз натуральной ткани. Однако допускается использование спортивной одежды изсинтетических тканей с добавление натуральных волокон.
Нательное бельё должнобыть из хлопкового трикотажа.
После каждой тренировкиверхнюю одежду проветривают, а нательное бельё стирают.
3.  Спортивная обувь
Должна быть лёгкой,удобной, достаточно просторной по ноге, не нарушать кровоснабжение. Материалобуви чаще всего кожа.
Для сохранения формы,вида и гигиенических достоинств спортивную обувь чистят и сушат при комнатнойтемпературе, рыхло набив внутренность газетной бумагой. После просушиваниякожаную обувь следует смазать жиром или мазью.
8. Обучение школьниковметодам страховки
 
Под страховкой следует пониматьготовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений вслучае неудачного выполнения.
Страховка имеетнемаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений,связанных с риском.
Варианты страховкииспользуются в зависимости от индивидуальных особенностей учителя и обучаемого:роста, веса, быстроты реакции, физической силы и др. Стоящий на страховкеобязан хорошо знать технику выполнения упражнений и в зависимости от обстановкиправильно выбрать место для оказания страховки, умело использоватьразновидности страховки, не мешая учащемуся выполнять упражнение: знатьиндивидуальные особенности учеников. Страхующий должен учитывать, что буквальнокаждое гимнастическое упражнение имеет свои специфические особенностистраховки, свои меры безопасности, а так же приёмы страховки.
В случае жалоб наусталость, недомогание необходимо принять меры: снизить нагрузку, воздержатьсяот обучения сложным упражнениям и т.п. В отдельных случаях направитьзанимающегося к врачу.
ОРУ
Предупредить травматизмне представляет трудности, если преподаватель тщательно продумал содержаниезанятий. А ОРУ в парах – начальная форма приобретения навыков страховки ипомощь.
Акробатические упражнения
Основной причинойбольшинства повреждений при выполнении акробатических упражнений являетсянедостаточная техническая и физическая подготовленность занимающихся. Типичныеошибки: слабый толчок руками или ногами, расслабленное тело, перекос в полёте,приземление на полную ступню или на расслабленные ноги, руки.
При применении страховкив процессе обучения от страхующегося требуется:
1.  Знание техники данного упражнения
2.  Быстрота реакции для обеспечениясвоевременной страховки
3.  Умение быстро и правильно выбратьместо для страховки
Умение выбрать дляприложения усилия удобный момент.

Упражнения на бревне
Травмы можно избежать.Для этого необходимо добиться уверенного выполнения упражнений на полу, нагимнастической скамейке, закрепить технику на низком бревне, а затем перейти навысокое, выполняя упражнения со страховкой. Для выполнения акробатическихэлементов при начальном обучении можно использовать маты, перекинутые черезбревно.
Приёмы страховки набревне:
1.  При выполнении вскоков страховать уместа отталкивания ногами, а затем быстро переместиться к месту приземления набревне.
2.  При соскоках, выполняемых толчкомног, страховать сбоку и поддерживать гимнастику в области спины: при соскокахиз упора присев и на коленях держать за руку и в области живота, при переворотев сторону стоять со стороны спины и держать за руку и талию.
Вся площадь вокруг бревнавыстилается матами в один слой. В месте приземления после соскока кладут маты вдва слоя. При разучивании сложных упражнений пользуются поролоновыми матами.
Перекладина и брусьяразной высоты.
Неточность в исполненииупражнений или недостаточно хороший хват приводят либо к удару о снаряд, либочто чаще к срыву со снаряда и падению. Возможны при выполнении соскоков инеудачные приземления.
На брусьях разной высотыпри страховке стоять между жердями. Страхующий должен внимательно следить заточностью выполнения упражнения за правильностью прохождения каждой фазыдвижения, одновременно держать во внимании надёжность хвата за гриф или жердь.Нередко падение происходит не в сторону ожидавшегося приземления. Мастерствостраховки состоит в том, чтобы предугадать направление возможного падениягимнаста, сделав его менее опасным.
Это достигаетсямаксимальной бдительностью страхующего.

Упражнения на брусьях
Большая часть травм набрусьях – повреждения кисти, особенно пальцев, в момент перехватов, поворотов.Нередко при этом повреждается большой палец.
Нижние конечностиповреждаются преимущественно в момент соскока или при ударе о брусья. Многиеупражнения выполняются в упоре на руках.
Опорный прыжок
К травмам приводят инеисправности снаряда: при толчке ногами мостик скользит по полу, одна частьконя выше другой, снаряд неустойчив, скользкое покрытие для отталкиванияруками, в момент отталкивания задвигается одна из ножек коня. Надёжнаястраховка – весьма существенный фактор о профилактике травм при опорныхпрыжках.
Основные приёмы страховкипри прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись: страхующий стоит спереди коняи немного сбоку места приземления. При обучении в момент отталкивания рукамидержать учащегося двумя руками за плечо или одной рукой за предплечье, другойза плечо или под грудь, смещаясь месте с ним после толчка руками о снаряд.Перед началом занятия необходимо проверить общее состояние места для опорныхпрыжков: устойчивость коня, условия для отталкивания руками ( отверстия от ручекзаделать специальными пробками), надёжность крепления ножек, упругость иустойчивость мостика, после каждого прыжка проверить дистанцию от мостика доснаряда, а так же состояние матов для приземления и при надобности поправить ихстыковку и расположение. Маты лучше укладывать в два слоя.
9. Обучение умениюоказать доврачебную помощь при травмах
здоровьефизическийнагрузка страховка травма
Способы оказания:
При ушибах конечностейналожить давящую повязку и холод на место ушиба
При ушибе головы, грудной клеткипридать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод, на грудь наложитьтугую повязку.При ушибе животапридать горизонтальное положение с согнутыми в коленях ногами, не давать пить иесть.
При вывихах не пытатьсявправить сустав, наложить фиксирующую повязку, приложить холод.
При растяжении и надрывесвязок приложить холодный компресс, туго забинтовать.
При переломах создатьнеподвижность конечности, захватив два сустава выше и ниже перелома.
При кровотечении наложитьжгут на 20 см выше раны, продезинфицировать края раны.
При пищевых отравленияхпромыть желудок тёплым раствором марганцовки розового цвета, вызвать рвоту,процедуру повторить 2-3 раза дать бесалол.
Во всех случаяхцелесообразно использовать обезболивающие средства немедленно транспортироватьпострадавшего в ближайший медицинский пункт.

Заключение
По результатамисследования, можно сказать что площадь и отделка, освещение, микроклимат,вентиляция, отопление, вспомогательные помещения, инвентарь находятся в норме.Должна подчеркнуть, что в одном спортивном зале находится 2 площадки, что даётвозможность заниматься физкультурой двум классам одновременно.

Рекомендации
По моему мнению, не былпроведён ранее инструктаж о форме одежды, так же мне кажется, что маты нужнозаменить, потому что они слишком тонкие, так же хочу отметить, что в зале нетотдельного входа, а только через раздевалку.

Список литературы
1.  Методическое пособие по гигиене,Работникова Л.В.
2.  Теория и методика физическойкультуры, Курамшин
3.  Гимнастика, Мюнхен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.