В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни 1672-1725 гг.).
Реформы государственного аппарата явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия в чиновничье-дворянскую монархию с ее бюрократией и служивыми сословиями. В частности, Петр 1 провел административную реформу. В 1708-09 гг. вместо уездов, воеводств и наместничества было учреждено 8 (позже 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 г губернии были разделены на 47 провинций.
Содействуя развитию отечественной промышленности, Петр 1 учредил центральные органы (коллегии), ведавшие промышленностью и торговлей, стал передавать казенные предприятия в частные руки и выдавать их владельцам субсидии. Кроме того, он ввел тариф, который ограждая новые отрасли отечественной промышленности от иностранной конкуренции.
Значительным оживлением и подъемом экономической жизни в России ознаменовалось правление Елизаветы Петровны (годы жизни 1709-1762). Фактическим руководителем внутренней политики с начала 1750-х годов был П.И. Шувалов, с деятельностью которого связана отмена внутренних таможен и организация внешней торговли (1753 г.)
В годы правления Екатерины II (годы жизни 1729-1796) в России было учреждено «Вольное экономическое общество (1765 г), начато «генеральное межевание» для упорядочивания помещичьего землевладения. В 1767 г. она созвала Комиссию об Уложении и составила для нее наказ, широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей в части организационной деятельности.
Целый ряд умеренно-либеральных реформ, включая учреждение министерств и кабинета министров, был принят при правлении Александра 1 (годы жизни 1777-1825). По его предложению М.М. Сперанским был разработан проект государственных реформ, в числе которых «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений России» (1803 г). В 1809 г. подготовил план государственных преобразований, в котором рекомендовал придать самодержавию внешние формы конституционной монархии (выборность части чиновников, организация государственного контроля, разделение властей и пр.).
Особое значение для общественного развития России имела, безусловно, крестьянская реформа 1861 года, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Позже в 1906 году началась столыпинская аграрная реформа крестьянского надельного землевладения в России, которая была прекращена постановлением временного правительства в июне 1917 года. Инициатором и руководителем реформы был председатель Совета министров П.А. Столыпин. Реформа имела большое социально-экономическое значение для страны, капиталистическое развитие которой продолжалось уже почти 50 лет. Разрушение общины и образование частной крестьянской собственности составляли суть этой реформы. Разрешение на продажу и куплю наделов земли ускорило и облегчило процесс вовлечения крестьянской надельной земли в товарооборот.
Далеко не все в России приветствовали развитие капитализма. Русский экономист, социолог и публицист В.П. Воронцов считал, что в России нет условий для развития капитализма. Становление русской промышленности и создание крупномасштабных организаций воспринимал как неестественное и вредное явление. Выступал за развитие мелкого производства в сельском хозяйстве, предлагал развивать кустарные промыслы. Защищал мелкого буржуа и пытался найти средства, оберегающие его от последствий капитализма.
В XX веке развитие организационной мысли в России шло сложным путем. Отечественная организационная наука возникла намного позже, чем на Западе. Смена государственного строя, войны и послевоенная разруха мешали развитию организационной науки. Ее развитие тормозила централизованная командная система управления народным хозяйством.
Тем не менее, российские ученые внесли значительный вклад в организационную науку. Л.В. Канторович — известный российский экономист-математик, лауреат Нобелевской премии по экономике, определил значение объективно обусловленных оценок, возникающих при анализе оптимальных экономических моделей. Его исследования способствовали созданию теории оптимального планирования и управления организациями. Достижения А.Н. Колмогорова и В.А. Котельникова в области математики во многом способствовали созданию экономико-математических моделей современных организаций.
В последние годы были введены в употребление некоторые научные категории и понятия теории организации, наметилась специализация исследований в этой области, получены первые позитивные результаты, касающиеся осмысления опыта зарубежной теории организации, предложены и внедрены конкретные формы демократизации управления применительно к условиям России. Эта дисциплина стала изучаться во многих высших учебных заведениях.
Проведенные в стране реформы по коммерциализации народного хозяйства, повышению самостоятельности деловых организаций активизировали теорию организации. У нее появился реальный потребитель — заинтересованное лицо, способное заключать контракт с конкретным специалистом. Таким заинтересованным лицом является в первую очередь руководитель фирмы и лица, занимающиеся решением задач, связанных е управлением персоналом. Коммерческая среда довольно быстро и вполне определенно ранжировала всех специалистов в зависимости от их квалификации, образования и опыта.
К числу основных направлений теоретических обобщений и разработок, получивших распространение в России, относятся:
1. Реинжиниринг — перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления.
2. Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем (в первую очередь в экономике), а также сложных справочно-информационных систем.
3. Ситуационное управление — метод решения сложных задач, оперативного управления, заключающийся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.
4. Концепция внутренних рынков объединений и корпораций (организационных рынков), работающих на конкурсной основе.
5. Теория альянсов — ассоциативные формы организации и управления.
6. Развитие и использование интеллектуальных ресурсов.
7. Проблемы доверия к управленческому аппарату, к принимаемым этим аппаратом решениям.
8. Постановка и решение задач управления персоналом.
В этих условиях при решении управленческих задач естественно было бы обратиться к зарубежной практике. Но, к сожалению, далеко не все из зарубежного опыта оказалось приемлемым для деловой культуры в России. Многое теперь приходится разрабатывать самостоятельно с учетом специфики ведения экономической деятельности страны и ее менталитета. Поэтому теория организация как наука имеет большие перспективы в России. Можно не сомневаться в том, что российские ученые еще внесут свой вклад в развитие мировой организационной науки.